Правовое регулирование права на охоту в рф. Правовое регулирование охоты

Лес среда обитания животных. Животный мир – составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства – один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства – создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы. Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Охота – один из видов пользования животным миром и средой его обитания – лесом. Она определяется как преследование с целью добычи: добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных угодьях, отведённых для охоты.

Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются объектами охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать как охоту пальбу их охотничьих ружей в общественных и иных местах, не отнесённых к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических садов, дендрариев), так как это – хулиганство.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно – оздоровительную. Экономическое значение охоты – в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение – в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно – оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

Правовое регулирование охоты – совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты – постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты – Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно – правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных – лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 258 УК РСФСР.

Охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных.

Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.).

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

Виды охоты:

активная – с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи;

пассивная – с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи;

промысловая – для получения продукции (пушнины, мяса и др.);

спортивная (любительская) .

Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке.

Правовой основой регулирования охоты является Федеральный закон «О животном мире», ряд постановлений Правительства РФ, ведомственные нормативные акты МПР России и Минсельхоза РФ, иных ведомств, а также нормативные материалы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данным нормативным материалом регулируются сроки охоты, выделяются территории для нее, устанавливается плата, решаются другие вопросы организации и контроля, в том числе информируется население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

В соответствии с действующим законодательством право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Право на спортивно-любительскую охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты (охотничьим билетом). Лицензия выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму. Указанный вид охоты может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по охотничьему минимуму, уплатившими государственную пошлину в установленном размере, имеющими разрешение на хранение и ношение оружия.

Промысловая охота осуществляется при заключении договоров с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Право на этот вид охоты могут получить граждане с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины. Членство в охотничьем обществе не обязательно.

Российским законодательством установлена уголовная ответственность для лиц , осуществляющих незаконную охоту (браконьерство), – не имеющих разрешения на охоту, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добычу животных с нарушением условий лицензии и др.

Для граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединениям, чье существование и доходы основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, устанавливаются специальные правила в отношении прав на охоту.

Охота является древнейшим видом пользования животным миром. Правовому регулированию охоты, ведению охотничьего хозяйства отводится одно из центральных мест в системе законодательства о животном мире. Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом “О животном мире”, специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ (ст. 41 Закона о животном мире).

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1289 (с изм. от 30 июля 1998 г.)". Так, к млекопитающим, являющимся объектами охоты, относятся: волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, медведи, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, летяга, белки, кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран и др.

К птицам - объектам охоты - относятся: гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, коростель, камышница, лысуха, чибис, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы и др.

К объектам охоты не могут быть отнесены виды, подвиды и популяции, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов Федерации. Для традиционных нужд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к объектам охоты также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистико-

1 СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 120; 1998. № 32. Ст. 3904.

вые, кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов Федерации.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 “О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации” определен порядок осуществления любительской и спортивной охоты. Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может осуществляться всеми гражданами России, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, которые выдаются общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством.

Порядок выдачи охотничьих билетов регулируется Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 23 мая 1998 г. № 302. Охотничий билет является удостоверением на право охоты для граждан России. Для иностранных граждан таким удостоверением является охотничий билет иностранного охотника.

Охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам России, достигшим 18-летнего возраста. Эго связано с тем, что Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 130-ФЗ “Об оружии” (с изм. от 8 августа 2001 г.) закрепляет право на приобретение охотничьего оружия только в отношении граждан России, достигших 18 -летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства (ст. 13) 1 . В субъектах Федерации, где законодательными (представительными) органами снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста.

Вопрос о выдаче охотничьего билета рассматривается на основании заявления гражданина России по установленной форме и документа, подтверждающего гражданство. Охотничий билет иностранного охотника выдается по заявлению организующей охоту стороны, копии контракта или приглашения на охоту и разрешения МВД России на ввоз оружия на территорию России. По истечении срока действия охотничий билет подлежит замене по заявлению установленной формы и наличия охотничьего билета. При перемене места жительства охотник должен сняться с учета в организации, выдавшей билет, и в двухнедельный срок встать на учет по новому месту постоянного жительства.

Основанием выдачи охотничьего билета (охотничьего билета иностранного охотника) является сдача испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием. До выдачи удостоверения на право охоты уплачивается государственная пошлина. Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту.

Охотничьи билеты и охотничьи билеты иностранного охотника выдает Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и его территориальные подразделения.

I Прядок предоставления охотничьх угодий в пользование предусмотрен распоряжением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1434-р 2 . В целях стимулирования проведения охотопользовате- лями мероприятий по охране и воспроизводству диких животных за счет привлечения собственных средств органам государственной

  • 1 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681; 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3435.
  • 2 СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 4210.

власти субъектов Федерации рекомендовано предоставлять охото- пользователям угодья для ведения охотничьего хозяйства на срок не менее 25 лет. Охотничьим хозяйствам должны бесплатно выделяться земельные участки и сенокосы, в том числе из состава земель лесного фонда из расчета один гектар на 10 тыс. га закрепленных за ними охотничьих угодий. Охотопользователям выдаются бесплатные разрешения (лицензии) на пользование в закрепленных за ними охотничьих угодьях тех видов диких животных, которых они за счет собственных средств развели и расселили в этих угодьях и довели их численность до промыслового уровня.

В законодательстве субъектов Федерации также отражены вопросы регулирования охоты. Например, ст. 6 Закона Московской области от 12 июля 2000 г. № 43/2000-03 “Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области” признает охотничьими животными объекты животного мира (диких птиц и млекопитающих), отнесенные в установленном порядке к объектам охоты, обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья . Перечень видов охотничьих животных, отнесенных на территории области к объектам охоты, устанавливается органом исполнительной государственной власти Московской области на основании перечня, утверждаемого Правительством РФ, с учетом видов охотничьих животных, обитающих на территории области.

Правовой режим охотничьих угодий определен в ст. 7 Закона. Охотничьи угодья Московской области включают все территории, используемые для ведения сельского и лесного хозяйства, земли запаса, участки лесного фонда или леса, не входящие в лесной фонд, а также водные объекты (акватории), которые являются средой обитания охотничьих животных и могут быть использованы для охоты и ведения охотничьего хозяйства. В охотничьи угодья не включаются территории, акватории специального назначения, территории населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта и иные территории, на которых осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства невозможно или запрещено в установленном порядке.

Охотничьи угодья Московской области разделяются на угодья, предоставленные в пользование охотопользователю для организации и ведения охотничьего хозяйства; угодья общего пользования, не предоставленные в пользование; угодья, закрытые для охоты (особо охраняемые природные территории). Порядок пользования охотничьими животными в угодьях, закрытых для охоты, определяется положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке.

Право пользования охотничьими животными отделено от права пользования землями, водами и лесами, являющимися охотничьими угодьями, для целей, не связанных с ведением охотничьего хозяйства. Переуступка права пользования охотничьими угодьями, предоставленными охотопользователю, их продажа, сдача в аренду, залог и иные сделки не допускаются.

Охота представляет собой вид пользования охотничьими животными, находящимися в состоянии естественной свободы, с изъятием их из среды обитания. Охота включает выслеживание, преследование с целью добычи и саму добычу охотничьих животных с применением орудий охоты. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с незачехленным собранным и/или заряженным огнестрельным оружием (включая зачехленное заряженное оружие, разборка которого не предусмотрена заводом-изготовителем), орудиями охоты либо с продукцией охоты (ст. 8).

Охотничьи животные, находящиеся в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях области, являются согласно ст. 9 Закона государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на охотничьих животных на федеральную собственность и собственность Московской области производится в порядке, установленном федеральным законодательством. Вопросы владения, пользования, распоряжения охотничьими животными в Московской области относятся к совместному ведению Российской Федерации и области и регулируются законодательством РФ и Московской области.

Охрана охотничьих животных и охотничьих угодий должна обеспечивать условия для воспроизводства, устойчивого использования охотничьих животных, сохранения и улучшения качества охотничьих угодий. Задачи охраны охотничьих животных и охотничьих угодий решаются путем разработки и реализации специальных государственных программ и комплекса административных, экономических, хозяйственных, оперативных и иных мер.

Организация охраны охотничьих животных и охотничьих угодий осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и Московской области в пределах их полномочий, установленных правовыми актами, определяющими статус этих органов. Охрану охотничьих животных и охотничьих угодий в области осуществляют специально уполномоченные государственные органы, а также органы внутренних дел в пределах их комнетенции. На особо охраняемых природных территориях, в зеленых зонах охрана охотничьих животных осуществляется в соответствии с положениями о них. В охотничьих угодьях, предоставленных в пользование, обеспечение охраны охотничьих животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, и оказание помощи государственным органам в осуществлении охраны животного мира возлагается на охотопользователей.

При исполнении служебных обязанностей по охране охотничьих животных и охотничьих угодий должностные лица государственных органов имеют права, определенные соответствующими федеральными законами. При осуществлении охраны охотничьих животных и охотничьих угодий штатные работники охотопользователей в порядке, определенном законодательством РФ и Московской области, имеют право:

ношения личного охотничьего оружия с нарезным стволом в качестве служебного в соответствующих охотничьих угодьях при исполнении служебных обязанностей, следовании к месту работы и участии в совместных мероприятиях государственных органов и охотопользователей по охране охотничьих животных;

проверять документы на право охоты, производить осмотр орудий охоты и охотничьей продукции у лиц, находящихся в охотничьих угодьях;

составлять протоколы на нарушителей правил охоты с последующей их передачей в Мособлохотуправление, а в случаях, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, принимать меры для выяснения личности и составления протокола;

принимать меры по передаче незаконно добытой продукции охоты и запрещенных орудий охоты в Мособлохотуправление, а огнестрельного оружия (при отсутствии у нарушителя разрешения на хранение и ношение его) - в органы внутренних дел.

Право ношения личного охотничьего оружия имеют также штатные работники Ассоциации “Росохотрыболовсоюз” и входящих в нее организаций, в том числе Всероссийского физкультурного спортивного общества “Динамо” и военно-охотничьего общества и других организаций, признанных в установленном порядке организациями с особыми уставными задачами.

Лица, привлекаемые к охране охотничьих животных на общественных началах (общественные охотинспектора), имеют право находиться с личным охотничьим оружием в охотничьих угодьях во время осуществления мероприятий по охране животных, имея при себе письменное разрешение Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Московской области или его районного органа и под их контролем. В границах соответствующего охотничьего хозяйства такое право при проведении вышеуказанных мероприятий имеют общественные егеря при наличии письменного разрешения охотопользовате- ля и закрепленного обхода, а при его отсутствии - только совместно со штатными работниками охотопользователей (ст. 14 Закона).

Пользование охотничьими животными и охотничьими угодьями должно осуществляться с соблюдением федеральных и региональных правил, стандартов, нормативов и лимитов; с обеспечением мер по охране и воспроизводству охотничьих животных, сохранению и улучшению качества охотничьих угодий; с привлечением граждан и общественных объединений к решению задач в сфере охоты и охотничьего хозяйства; гуманными способами.

Порядок осуществления охоты регулируется Правилами охоты на территории Московской области, разрабатываемыми Мособлохотуправлением и утверждаемыми органом исполнительной государственной власти Московской области в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 16)

Согласно ст. 17 Закона право на охоту в Московской области имеют все граждане Российской Федерации, сдавшие испытания по Правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием (охотничий минимум), уплатившие государственную пошлину в установленном размере и получившие удостоверение на право осуществления охоты. Требуется также, чтобы лицо достигло 18 лет. Охотничье огнестрельное оружие должно быть разрешенным к обороту на территории России. Право на охоту могут иметь лица, достигшие 16 лет и сдавшие испытания по охотничьему минимуму с разрешенными орудиями охоты, кроме охотничьего огнестрельного оружия.

Безружейная охота на отдельные виды охотничьих животных, определяемых Мособлохотуправлением, может производиться гражданами независимо от возраста и без получения удостоверения на право охоты.

Удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые Мособлохотуправлением, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, входящими в состав общероссийских общественных организаций (объединений) охотников и рыболовов, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об уплате государственной пошлины.

Порядок проведения испытаний по охотничьему минимуму определяется Мособлохотуправлением, а по согласованию с ним правлениями соответствующих общественных охотничьих организаций (объединений). Проведение испытаний по охотничьему минимуму осуществляют специальные комиссии, создаваемые при Мособл- охотуправлении и его структурных подразделениях, а также при правлениях общероссийских общественных охотничьих организаций (объединений) и их территориальных организаций. Состав экзаменационной комиссии утверждается решением организации, выдающей удостоверение на право осуществления охоты. Каждый гражданин вправе сдавать экзамен по программе охотничьего минимума после самостоятельной подготовки или после окончания специальных курсов, создаваемых при Мособлохотуправлении, или общественных охотничьих организациях (объединениях).

Право на осуществление охоты на территории Московской области получают все охотники при наличии охотничьего или членского охотничьего билета; разрешения органов внутренних дел на право хранения и ношения охотничьего оружия при осуществлении охоты с применением охотничьего огнестрельного оружия; именной разовой лицензии, а также путевки на услуги, выдаваемой в предоставленные в пользование охотничьи угодья. Иностранные граждане и лица без гражданства получают право на осуществление охоты в соответствии с законодательством РФ. Охота без соответствующих документов квалифицируется как незаконная.

Согласно ст. 19 Закона предоставление в пользование охотничьих животных и охотничьих угодий охотопользователю осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “О животном мире”, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ, указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.

Охотничьи угодья в Московской области предоставляются охотопользователю на срок не менее 25 лет за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и области. Право пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями реализуется охотопользователем на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром, выдаваемой Мособлохотуправлением на основании решения исполнительного органа государственной власти Московской области; договора о предоставлении охотничьих угодий в пользование, заключаемого с исполнительным органом государственной власти области.

Приоритет в предоставлении охотничьих угодий для осуществления пользования охотничьими животными и ведения охотничьего хозяйства отдается находящемуся на территории Московской области охотопользователю, ранее осуществлявшему в установленном порядке пользование охотничьими животными в определенных границах охотничьих угодий; собственнику земель, землевладельцу и владельцу участка лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одни и те же охотничьи угодья охотничьи животные предоставляются в пользование на основании конкурсов. Порядок принятия решения о выдаче долгосрочной лицензии на пользование животным миром и предоставления заявленных охотничьих угодий, в том числе на конкурсной основе, определяется исполнительным органом государственной власти Московской области.

В соответствии с Федеральным законом “О животном мире”, гражданским, земельным, водным и лесным законодательством PCD территории, используемые для ведения сельского и лесного хозяйства, а также водные объекты (акватории), составляющие охотничьи угодья, могут быть обременены необходимыми условиями, обеспечивающими пользование охотничьими животными, осуществление охоты и другие виды пользования животным миром. По ходатайствам охотопользователей, в границах определенных участков охотничьих угодий по согласованию с собственниками, владельцами и пользователями земель, вод и лесов исполнительные органы государственной власти Московской области могут ограничивать или запрещать в установленном порядке отдельные виды хозяйственной деятельности, наносящие ущерб охотничьим животным и ухудшающие качество среды обитания, условия размножения, отдыха, нагула и пути миграции. Соответствующие ограничения могут устанавливаться на основании актов органа государственной власти Московской области или судебного решения в порядке, установленном законодательством РФ.

Право пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями прекращается соответственно полностью или частично в случаях: отказа от долгосрочного пользования; истечения установленного срока пользования; систематических нарушений законодательства РФ и законодательства Московской области о животном мире и об охоте, а также условий пользования охотничьими животными, оговоренных в долгосрочной лицензии и договоре на предоставление охотничьих угодий; изъятия земель для государственных нужд, исключающих осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства; иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Право пользования охотничьими животными прекращается путем аннулирования Мособлохотуправлением долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира или расторжения договора о предоставлении охотничьих угодий в пользование. При полном прекращении права пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями предоставление их в пользование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Московской области.

В целях рационального использования ресурсов животног о мира и их охраны разрабатываются и утверждаются правила охоты. Правила охоты утверждаются на уровне субъектов Федерации. Например, Правила охоты на территории Челябинской области утверждены постановлением правительства Челябинской области от 26 июня 1997 г. № 37-п 1 . Правила предусматривают, что охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами и другими орудиями охоты, а также с собаками и ловчими птицами, либо с добытой продукцией охоты или с охотничьим оружием в собранном в виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты.

Дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы и являющиеся объектами охоты, составляют государственный охотничий фонд. Охотничьими угодьями признаются земельные и лесные площади, а также водные объекты, служащие местом обитания диких зверей и птиц, которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются па угодья, закрепленные за юридическими лицами (пользователями животным миром), охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этим пользователям в пределах установленных им лимитов, угодья общего пользования, охота в которых разрешается гражданам в порядке, установленном правилами охоты, и угодья, закрытые для охоты (заповедники, заповедные зоны национальных парков, заказники, зеленые зоны). В заповедниках, национальных парках, заказниках, зеленых зонах порядок возможного пользования государственного охотничьего фонда определяется положениями о них.

Добыча диких зверей и птиц может производиться как в порядке промысловой охоты (для сдачи продукции по договорам с

  • 1 Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области.
  • 1997. № 6.

целью переработки и (или) реализации), так и в порядке любительской и спортивной охоты и использованием добытой продукции для личного потребления охотника.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Право охоты с охотничьим огнестрельным оружием предоставляется лицам, достигшим 18-летнего возраста. Право осуществления любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Охотник обязан иметь при себе охотничий билет или членский охотничий билет, другие необходимые документы на право охоты и предъявлять их по первому требованию уполномоченных на проверку лиц (работников органа, осуществляющего государственное управление охотничьим хозяйством, государственный надзор за соблюдением правил охоты, охраны заповедников и прочих особо охраняемых природных территорий, охраны промысловых, спортивных и других охотничьих хозяйств, милиции, лесной охраны, рыбнадзора, государственных инспекторов комитета по экологии и природопользованию, общественных охотинспекторов и инспекторов охраны природы, членов специализированных добровольных народных дружин) в период охоты, при следовании в угодья или возращении из них, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям. При проверке охотник обязан предъявить для осмотра имеющиеся у него огнестрельное оружие, орудия охоты и охотничью продукцию, транспортные средства.

В 11равилах охоты определены порядок ношения личного охотничьего оружия и табельного (служебного) оружия при исполнении служебных обязанностей, условия осуществления охоты (наличие удостоверения на право охоты, специального разрешения на добычу охотничьих животных, при охоте с охотничьим оружием - разрешения органов МВД России на хранение и ношение охотничьего оружия). Охотник обязан соблюдать нормы добычи животных и сроки охоты, указанные в путевке (лицензии), он обязан вернуть путевки (лицензии) по месту их выдачи, сделав отметку о результатах охоты.

Установлены запрещенные орудия и способы охоты. Так, на всей территории Челябинской области запрещается применение малокалиберного оружия под патрон бокового огня для любой охоты; добыча диких копытных животных и бурого медведя при переправе через водоемы или с применением самоловов; применение на охоте крючьев, пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, настороженных ружей и других общеопасных самоловов; стрельба дробью по диким копытным животным и бурому медведю, а также стрельба картечью по бурому медведю, лосю, благородным оленям; использование сетей, вентелей, петель, шатров при любительской и спортивной охоте, а также использование петель при охоте на медведя и диких копытных животных; применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ при добыче диких животных, за исключением приманок; сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение бобровых плотин, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей и барсуков.

Предусмотрено, что охотник несет административную ответственность за нахождение с заряженным оружием в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 м от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии алкогольного опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 м от другого стрелка; нахождение на любых моторизованных транспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров, лодок с выключенным мотором) и другие административные проступки.

Правила регулируют порядок охоты с собаками, натаски, нагонки и притравки собак, охоты на диких копытных животных. Добыча диких копытных животных регламентируется действующими инструкциями и указанными Правилами. Охота осуществляется по лицензиям, которые во время охоты должны находиться у ответственного за отстрел (старшего команды, бригадира). Установлены сроки добычи диких копытных животных: лося; косули сибирской; кабана. Перечень видов копытных животных, разрешенных к добыче, и конкретные сроки охоты устанавливаются перед каждым сезоном охоты приказом начальника органа охот- надзора - департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов администрации Челябинской области.

Особо урегулированы условия охоты на бурого медведя. Охота на бурого медведя осуществляется по лицензии, которая во время охоты должна находиться у ответственного за отстрел (старшего команды, бригадира). Предельные сроки добычи бурых медведей в осенне-зимний период устанавливаются с 1 августа по 28 (29) февраля. Конкретные сроки определяются перед каждым сезоном охоты приказом начальника департамента охотресурсов области. На добор раненого животного отводится два дня, не считая дня ранения. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания в берлогу. При охоте в берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей, с последующим оформлением дополнительных лицензий.

Установлены следующие условия охоты на пушных зверей, барсука и зайцев. Документом, удостоверяющим право добычи лицензионных видов пушных зверей, является разрешение (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. При охоте на лицензионные виды пушных зверей разрешается добыча всех других видов пушных зверей, зайцев и пернатой дичи, которые разрешены к отстрелу в данное время. Добыча этих зверей может осуществляться только в установленные сроки. Перечень видов пушных зверей, разрешенных к добыче, и конкретные сроки охоты устанавливаются перед каждым сезоном охоты приказом начальника департамента охоторе- сурсов области. Охота на барсука разрешается в период с 1 сентября по 31 октября; на зайцев - с 1 ноября по 28 (29) февраля; на зайцев и лисиц с гончими и борзыми, имеющими справку или свидетельство о происхождении, - с 13 октября.

Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется нормами добычи на одного охотника в день или сезон охоты. Этот вид охоты также не регламентируется количеством охотничьих дней в неделю. Возможность добычи нелицензионных видов пушных зверей ограничивается только продолжительностью сезона охоты на конкретный вид животного. В охотничьих хозяйствах пользователи имеют право устанавливать при охоте на зайца дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи зайцев на одного охотника в день охоты. На территории участка охотничьих угодий общего пользования предельные нормы добычи зайцев на одного охотника в день охоты устанавливаются приказом начальника департамента охотресурсов области.

Всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов (в хозяйственных постройках и на приусадебных участках). Добывание кротов, сусликов (кроме сус- лика-песчаника), хомяков разрешается без охотничьего билета, членского охотничьего билета и путевки.

Правила регламентируют порядок охоты на пернатую дичь. Так, весенняя охота может разрешаться на срок не более 10 дней на все виды охоты одновременно. Весной разрешаются следующие виды охоты: на самцов глухарей на току; на токующих самцов тетерева из укрытия и с подхода; на вальдшнепов на вечерней тяге; на селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия.

В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. На охотничьих угодьях общего пользования предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день устанавливаются приказом начальника департамента охотресурсов области в зависимости от запасов дичи и местных условий. С 15 сентября все нормы добычи пролетной пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

Правила регулируют условия охоты с ловчими птицами. Правом охоты с ловчими птицами на территории Челябинской области пользуются все граждане России, достигшие 16-летнего возраста. Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий билет или членский охотничий билет с отметкой об оплате государственной пошлины и путевка, выданная в установленном порядке. Охота с ловчими птицами разрешается в период с 20 июля по 28 (29) февраля. При этой охоте нормы добычи и дни, закрытые для охоты, не устанавливаются. Разрешения на отлов и содержание хищных птиц выдаются территориальными органами Минприроды области в установленном порядке.

В Правилах установлены порядок регулирования численности животных, наносящих ущерб охотничьему хозяйству, и порядок использования продукции охоты, а также меры ответственности за нарушение Правил. В приложениях к правилам охоты предусмотрены: шкала индексов для определения размера ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу РФ и обитающих на территории области; перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории области; перечень лицензионных видов пушных зверей, обитающих на территории области; перечень ценных видов пушных зверей, шкурки которых подлежат обязательной сдаче по договорам с организациями-охотопользователями; расчет стоимости продукции от незаконно добытых животных, отнесенных к объектам охоты; перечень охотохозяйственных территорий Челябинской области.

  • САПГ1 РФ. 1993. № 31. Ст. 2991.
  • 1 1одмосковные известия. 2000. 3 анг.

Охота является одним из видов пользования животным миром. Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О животном мире", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Согласно положению "Об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" от 10.10.1960г. №1548 (с изменениями от 19.12.1994г), охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. То есть охота это выслеживание и добыча зверей и птиц, для каких либо целей. Для охоты возможно применение собак. Но, пожалуй, одним из основных элементов охоты является оружие. Оно кстати наиболее часто является объектом правонарушения.

Также охотой признаётся безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов. Она производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

Охота разрешается только в охотничьих угодьях. Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья разделяются на:

угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны). 1

При охоте возможно использование технических средств, таких как автомобили, вертолеты и самолеты. Если они являются средствами передвижения и доставки охотников до точек охоты. Выслеживание, преследование и добыча животных (стрельба на ходу, наезд) влечет уголовную ответственность.

Лес среда обитания животных. Животный мир - составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства - один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и Лесным Кодексом.

В силу Федерального закона "О животном мире" были определены права на объекты животного мира, виды и способы пользования животным миром, условия пользования животным миром, порядок выдачи лицензий, права и обязанности пользователей животным миром и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства - создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы, кроме видов, под видов и популяций, занесённых в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ2.

Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Правовое регулирование охоты - совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты - Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно - правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае. Так же, правила охоты регулируются актами местного самоуправления и актами субъектов федерации.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных - лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Постановление правительства от 10.01.2009г. №18 (ред. от 25.02.2009 г.) "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" содержит:

Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению;

перечень способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению.

Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Правилах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст.258 УК РФ.

Под незаконной охотой понимается охота с нарушением каких либо правовых норм в сфере регулирования охоты. Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.). 3

При задержании лиц, производящих незаконную охоту, в случае невозможности установления их личности, оружие или орудия лова могут быть временно, до выяснения личности, отобраны органами или лицами государственной охраны, на которых возложен надзор за соблюдением правил охоты.

Так же законодательство устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты. И влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой (п.1 ст.8.37 КоАП РФ). 4

Наиболее важное значение в характеристике правового режима использо­вания животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.

Действующее охотничье законодательство признает охотой выслежива­ние с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.

Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собака­ми, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добы­той продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой про­дукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, ут­ки, куропатки и др.

Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).

Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйст­вами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, до­стигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, техни­ке безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружи­ем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спор­тивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):

Охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управле­ния охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, об­ращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

Путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отст­рел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сро­ков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.

При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъ­ектовРФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и спо­собов охоты.

Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соот­ветствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общест­венными охотничьими организациями, другими юридическими и физичес­кими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодь­ях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена.

Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Поста­новлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», ти­повыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для вы­слеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты, ведущих к массовому истреблению животных; опасных для окружающей среды; с использованием бедственного положения животных (например, спасающихся от бури, наводнения, снегопада, пожара и др.), а также разорение гнезд и нор. К запрещенным предметам и приемам охо­ты, в частности, относятся: малокалиберные винтовки, боевое оружие, ядо­химикаты, устройство ловчих ям, выжигание растительности, применение автотранспортных средств, вертолетов и др.

Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к ред­ким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Рос­сийской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снеж­ного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.

Охотники обязаны также активно участвовать в охране животного мира и среды обитания животных, оказывать помощь в их воспроизводстве.

57. Лесное законодательство. Общая характеристика.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования лесов состоит из Лесного кодекса РФ, других феде­ральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов Правитель­ства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, издаваемых ими в пределах своих полномочий.

Основным нормативным правовым актом лесного законодатель­ства является Лесной кодекс РФ. На протяжении почти десяти лет лесные отношения регулировал Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ, за это время в него были внесены многочисленные дополнения и изменения, кроме того, в развитие его положений были приняты десятки подзаконных нормативных актов. Новый Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ вступил в силу 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 4 декаб­ря 2006 г. № 201-ФЗ). Данный До приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ федеральных законов и иных нормативных актов последние применяются по­стольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ. Кроме того, этим Законом внесены изменения в Гражданский ко­декс РФ, в Бюджетный кодекс РФ, в Уголовный кодекс РФ, в Ко­декс РФ об административных правонарушениях, в Водный кодекс РФ, в Кодекс торгового мореплавания РФ, в Федеральные законы от21 декабря 1994г.№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 14 мар­та 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и многие другие федеральные законы (ст. 16-38 Федерального зако­на от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ).

Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную самостоятельную область общественных отно­шений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лес­ные отношения, земельное - земельные отношения, водное - вод­ные отношения и т. д. Но необходимо учитывать, что данные сфе­ры общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Земли лесного фонда находятся одновременно в составе Государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе Государственного лесного фонда, как непре­менная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, а иму­щественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодатель­ством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами. Таким образом, имущественные отношения в Лесном кодексе РФ осно­вываются на представлении о лесных участках как о земельных участках.

Основными принципами лесного законодательства являются:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия, повышение экологического и ресурсного потенциа­ла лесов;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, за­щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функ­ций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприят­ную окружающую среду;

3)пользование лесов с учетом их глобального экологическо­го значения, длительности выращивания и иных свойств лесов;

4)обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения по­требностей общества в лесах и лесных ресурсах;

58. Право лесопользования: понятия, основания и порядок возникновения и прекращения.

Согласно п.35 ст.4 ЛК РК лесовладение - право владения и пользования участками государственного лесного фонда, предоставляемое Правительст­вом Республики Казахстан государственным лесовладельцам для ведения лесного хозяйства и лесопользования, функционирования особо охраняе­мых природных территорий, а также право владения, пользования и распо­ряжения частным лесным фондом, предоставляемое частным лесовладель­цам в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Под лесопользованием понимается юридически и экономически регла­ментированная деятельность по использованию лесных ресурсов и полез­ных свойств леса (п.36 ст.4 ЛК РК).

Основания возникновения права лесопользования
В соответствии с Лесным кодексом РФ основаниями возникновения права лесопользования являются:
- акты государственных органов (лесорубочный билет (ордер) или лес­ной билет);
- договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установ­ления лесного сервитута);
- судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);
- иные (например, протокол лесного аукциона) (ст. 23 ЛК РФ).
Право лесопользования может также переходить от одних лиц к другим (кроме концессии):
- в порядке правопреемства - при реорганизации юридических лиц, на­следовании собственности граждан и др.;
- по договору лесопользователя с другим лицом, не являющимся его правопреемником, в случаях и порядке, установленных законодательством и с согласия собственника лесного фонда.
Независимо от вида предоставляемых юридических прав осуществление лесопользования допускается только на основании специальных разреши­тельных документов - лесорубочного билета (ордера) или (и) лесного биле­та (ст. 42 ЛК РФ).
Лесорубочный и лесной билеты выдаются лесопользователю при кратко­срочном пользовании лесным фондом (на срок до 1 года), а также ежегодно - на осуществление видов лесопользования, указанных в договорах аренды, концессии, безвозмездного пользования.
Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (раз­мере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет дает право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второсте­пенных лесных ресурсов. В нем определяется место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускае­мых лесных ресурсов, их стоимость, сроки работ, условия и способы восста­новления лесов и очистки мест рубок.
Лесорубочный билет выдается лесхозом, а лесорубочный ордер - лесниче­ством на мелкий отпуск древесины на корню и второстепенных лесных ресур­сов. Лесной билет дает право на проведение побочных лесных пользований (выдается лесничеством на один сезон), а также других видов пользования, кроме предоставляемых по лесорубочному билету (выдается лесхозом).
Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета могут быть договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также протокол лесного аукциона или решение органа власти субъекта РФ.



mob_info