Последние олимпийские игры в древней греции. Античные олимпийские игры в древней греции

Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции. Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким, быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века, вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было отодвинуто на второй план.

Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (по одним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до РXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва в Элиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а другая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялись за один раз.

В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег на выносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион (борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей . В борьбе участвовали только финалисты – два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила, конечно, существовали, но очень либеральные. Допускались к участию в Олимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не только спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Наградою за победу служил венок из дикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел право жить на казенный счет.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор. Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?


6 августа 2016 года взяли старт Летние Олимпийские игры 2016. На этот раз столицей олимпиады стал бразильский город Рио-де-Жанейро. Мы решили вспомнить, с чего же начиналось олимпийское движение, и как проходили олимпиады в Древней Греции.

1. Истоки Олимпиады


Никто на самом деле не знает, откуда же происходят истоки самых первых игр. Один миф говорит о том, что Геракл (сын Зевса) когда-то провел состязания по бегу в Олимпии и постановил, что они будут повторяться каждые четыре года.

2. Олимпийские Игры и Элевсинские Мистерии


Олимпийские Игры были одним из двух главных ритуалов в Древней Греции. Другим были Элевсинские Мистерии - обряды посвящения для людей, присоединяющихся к культам Деметры и Персефоны.

3. Храм в Олимпии


Статуя Зевса являлась одним из семи древних чудес света. Она была помещена в храме в Олимпии – месте, где проводились древние Олимпиады.

4. Путаница во времени


4-годичный промежуток между Олимпиадами использовался древними греками в качестве меры времени. Эта идея была разработана историком Эфорусом. Ранее каждое греческое государство использовало свой другой метод измерения времени, что приводило к большой путанице.

5. Стадий


Единственным состязанием на первых Олимпийских играх был «стадий» - бег на 190 метров. Состязание было названо в честь здания, в котором оно проводилось (именно оно и стало прародителем слова «стадион»).

6. Старт с вытянутыми вперед руками


В отличие от современной начальной позиции бегунов, в Древней Греции они стартовали из положения стоя с вытянутыми вперед руками. Если забег заканчивался ничьей, то назначался повторный забег.

7. Пекарь из Элиды Кореб


Победителем первых зарегистрированных Олимпийских игр (в некотором смысле, первый золотой медалист) был Кореб - пекарь из Элиды (области, в которой находилась Олимпия). Он выиграл состязания по бегу в 776 году до нашей эры. Естественно, тогда не вручали никаких золотых медалей, а Кореба наградили оливковой веткой – символическим призом. Что интересно, Олимпия существует до сих пор – в этом городе живут около 150 человек.

8. Гимназия


Считается, что греческая традиция выступления спортсменов в обнаженном виде началась на играх в 720 г. до н.э. Скорее всего, она была введена спартанцами. Именно от этой практики возникло современное слово «гимназия», которое произошло от греческого слова «gymnos», что означает «обнаженный». Нагота спортсменов считалась данью богам и поощряла эстетическое восприятие мужского тела.

9. «Kynodesme»


Хотя в основном атлеты были обнажены во время игр, вполне возможно, что некоторые носили «kynodesme» - тонкую кожаную полоску, которой плотно обвязывали крайнюю плоть, чтобы наружу не показывалась головка полового члена. Затем эта полоска привязывалась к веревочке, завязанной подобно поясу вокруг талии.

10. Традиция экечеирии


На время игр во всей Греции заключалось перемирие («экечеирии») – не допускались смертные казни, войны или сражения. Это было сделано в целях обеспечения безопасности участников и зрителей, приезжающих в Олимпию.

11. Пифийские, Немейские, Истмийские


Олимпийские игры были не единственными спортивными соревнованиями. В четырехлетний промежуток между ними проводились Пифийские, Немейские и Истмийские игры, но Олимпийские игры были самыми значимыми по статусу.

12. Только на греческом, паракало


Хотя первые игры были «международными» в некотором смысле (в них было разрешено принимать участие всем греческим городам-государствам), в них участвовали только люди, которые разговаривали на греческом языке. В конце концов, к играм также допустили греческие колонии.

13. Гоплитодром


В 520 году до нашей эры в Олимпийские игры было добавлено состязание под названием «гоплитодром», в котором атлеты бежали 400 или 800 метров в полном вооружении с щитами и в шлемах с поножами. Бегуны часто сталкивались друг с другом или спотыкались о щиты, брошенные другими конкурентами.

14. 5 дней Олимпиады


В период своего расцвета игры длились 5 дней. Первые три были предназначены для спортивных мероприятий, в то время как два других дня использовались для ритуалов и торжеств. В последний день все участники посещали праздник, на котором съедали 100 быков (которые были убиты в первый день Олимпиады в качестве жертвы Зевсу).

15. Возрождение Олимпийского движения


В рамках перехода христианства к официальной религии, древние Олимпийские игры были окончательно запрещены либо Феодосием I в 393 г. н.э. либо его внуком Феодосием II в 435 г. н.э.. Следующие Олимпийские игры были проведены только в 1896 году в Афинах, Греция.


Древняя Греция подарила всей цивилизации не только крупнейшее культурное наследие, но и масштабные спортивные состязания, названные Олимпийскими играми и ставшие в современном мире международными. Наша статья рассказывает об античных соревнованиях.

Начало олимпийских игр

Древнегреческие мифы гласят, что первые состязания проводились для Зевса в Олимпии (святилище на Пелопоннесе). В них участвовал и победил Геракл. Место проведения и дало название соревнованиям.

Олимпийские игры в Греции в древности ведут официальный отсчет с 776 года до н. э. как часть религиозного праздника, который отмечался в 1-е полнолуние после летнего солнцестояния. Инициаторами организации соревнований считаются правитель Элиды и законодатель Спарты.

В Олимпии был выстроен специальный стадион с трибунами. После постепенного расширения он мог вместить приблизительно 40 тысяч зрителей.

Рис. 1. Древняя Олимпия.

На время проведения Олимпийских игр устанавливалось священное перемирие. После официального объявления о начале празднования запрещено было вести военные действия на всей территории Греции.

Правила проведения

Олимпийские игры проводились через каждые четыре года. Продолжались пять дней и делились на две части:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • непосредственно состязания;
  • религиозные обряды и чествование победителей, которых награждали оливковым венком и пальмовыми ветвями.

Победителей определяли двое судей, позже их число увеличили в среднем до десяти. Под управление судьям передавали полицейский отряд.

Участвовать в олимпийских играх могли только полноправные греки мужского пола (также римляне после захвата территорий Греции). За месяц до начала состязаний желающие демонстрировали судьям свои умения и приносили клятву Зевсу о том, что 10 месяцев посвятили тренировкам. Порядок участников определял жребий.

Греческие женщины не допускались даже к просмотру игр, исключение составляли жрицы богини плодородия Деметры. Для участия существовала одна хитрость: женщины могли управлять колесницами, а победителем объявляли владельца лошади или повозки.

Для активных женщин были отдельно созданы специальные состязания. Победительницу награждали оливковым венком и продуктами.

Рис. 2. Гонки на колесницах в Древней Греции.

Виды античных соревнований

Перечислим и кратко опишем виды состязаний:

  • Бег : первый олимпийский вид спорта был представлен бегом на одну дистанцию (192 м.) с 1-х по 13-е игры, двойным бегом с 14-х, долгим бегом (7 дистанций) с 15-х, бегом в полном вооружении (2 дистанции в шлеме, со щитом) с 65-х;
  • Единоборства : представлены кулачными боями с 23-х игр (запрещались подножки, удары ногами, захват), панкратион с 33-х (рукопашный бой, нанесение ударов руками и ногами), борьба с 18-х (удары запрещены, допустимы толчки);
  • Пентатлон : пятиборье с 18-х игр, состоящее из бега, борьбы, прыжков в длину, метания копья и диска;
  • Гонки на колесницах : гонки квадриг (двухколесная повозка с четверкой лошадей) с 25-х игр, скачки на конях с 33-х, гонки колесниц с двумя конями с 93-х;
  • Состязания трубачей и герольдов : добавлены с 96-х игр, как особый вид соревнований, соединяющий эстетику и спорт.

Рис. 3. Античный бег.

Олимпийские игры просуществовали до 394 года н. э. Их отменил христианский римский император Феодосий. За это время было проведено 293 игры.

Что мы узнали?

Прочитав статью об олимпийских играх в древности, мы выяснили их особенности, условия проведения; узнали основные виды состязаний, первым из которых был бег. Используя эту информацию можно составить качественный доклад на тему, обозначенную выше, для урока истории 5 класса.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1124.

Первоначально атлетами могли быть только и исключительно местные жители Олимпии. Однако, к тринадцатым по счету играм, к ним присоединяются жители всей древней Греции. Впоследствии, к участникам олимпийских состязаниий присоединяются жители из древнегреческих городов-колоний, прибывавшие отовсюду - от Черного до Средиземного морей.

Участниками Олимпийских игр в древней Греции становились только свободные греки, не совершавшие когда-либо тех или иных преступлений, не нарушавшие клятвы и не запятнавшие себя бесчестными поступками. Соотвественно, рабам и чужеземцам невозможно было представлять какой либо греческий город.
Что касается возрастных ограничений, то участниками состязаний могли стать как взрослыемужчины, так и юноши, не достигшие возраста 20 лет.

Их называли «эфебы», что переводится как «возмужалые».
Запрещалось участвовать женщинам. Причем ограничение касалось не только участия в соревнованиях, но и самого присутствия на территории, где проходило празднество. Исключением из правила было присутствие жрицы, представительницы богини Деметры, а также возницей квадриг могла быть женщина, соответсвенно получая право выступать на ипподроме.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались в палестре и гимнастики. Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты – участники игр, либо город, от которого они выступали.

Как проходили Олимпийские игры в древней Греции

Дату начала мероприятия назначала специально созданная для этого комиссия, о чем потом специальные люди, именуемые спондофорами, оповещали жителей других греческих государств. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр, на протяжении этого времени они должны были тренироваться под руководством опытных тренеров.
За ходом соревнований наблюдали судьи – элладоники. Помимо судейской функции в обязанности элладоников входила организация всего олимпийского праздника.



Каждый атлет перед тем, как выступить перед народом, должен был доказать судьям, что в течении десяти месяцев до начала игр, он усиленно готовился к состязаниям. Клятву приносили около статуи Зевса.
Первоначально продолжительность Олимпийских игр составляла 5 дней, но позже она достигала и месяца. Первый и последний день игр посвящался религиозным ритуалам и церемониям.
О последовательности проведения определенного вида состязаний публика узнавала с помощью специальной вывески. Желающие принять в нем участие должны были определить свой порядок с помощью жребия.

Победители Олимпийских игр в древней Греции

Победителей Олимпийских игр в древней Греции называли олимпиониками. Они становились известными во всей Греции, их с почетом встречали на родине, так как атлеты представляли на играх не только самого себя, но и город-государство, откуда он прибывал. В случае трехкратной победы на играх, в Олимпии в честь такого атлета устанавливался бюст. Наградой победителя служил оливковый венок, а также он вставал на пьедестал, функцию которого выполнял бронзовый треножник и брал в руки пальмовые ветви. Также в качестве награды выдавали небольшую денежную премию, но самые настоящие блага он получал уже по возвращению домой. На родине он получал множество различных привилегий.
Одним из самых знаменитых олимпиоников считается Милон из Кротона. Свою самую первую победу в борьбе он одержал в 540 году до нашей эры, во время 60-й Олимпиады. Позднее, между 532 и 516 годами, он победил пять раз, и только в возрасте 40 лет проиграл более молодому атлету, не получив статус олимпионика в седьмой раз.

Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников. Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.

Кто запретил Олимпийские игры в древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.

Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными.

Оздоровительные силы природы

К оздоровительным силам природы относятся солнце, воздух и вода.

Эти природные факторы играют чрезвычайно громадную роль в жизни человека. Прежде всего, они являются условиями жизни вообще, а само здоровье человека зависит от того, как он ими пользуется.

Применение оздоровительных сил прероды для физ. воспитания осуществляется по двум направлениям:

Как необходимые условия физкультурных занятий (занятия на свежем воздухе способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физ. Упр., повышают устойчивость организма к температурным колебаниям, солнечной радиации, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессы утомления)

Как относительно самостоятельные средства закаливания и оздоровления организма занимающихмя (систематические закаливающие процедуры- дозированные солнечные ванны, водные процедуры, обливания, обтирания, купания в реках и водоемах, прибывание в условиях среднегорья, при этом не нарушается мера приспособительных возможностей организма, укрепляется здоровье, повышается работоспособность).

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР связано с именем Пьера де Кубертена, (1863-1937) французского аристократа, просветителя, увлеченного идеей реформировать образование во Франции, внедрив элементы античного воспитания молодежи. Разочаровавшись в политике и перспективе военной карьеры, молодой барон Пьер де Кубертен решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. Он написал и в 1886-1887 гг. опубликовал ряд статей по проблемам физического воспитания.

Во второй половине 19 в., благодаря созданию первых международных федераций (гимнастов, 1881, гребцов, 1892, конькобежцев, 1892) и проведению мировых чемпионатов и международных встреч, спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения, способствующих сближению народов.

Инициативу Кубертена на учредительном конгрессе в Париже (1894) поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия свод правил и положений МОК.

Впоследствии Олимпийская хартия стала основой уставных документов Международного олимпийского комитета. В ее первом разделе даны описание и статут Олимпийского флага (утвержден МОК в 1913 по предложению П. де Кубертена) белое полотнище с олимпийским символом, представляющим собой пять цветных переплетенных колец (по количеству континентов). Олимпийский символ также предложен Кубертеном и утвержден МОК в 1913 году. С 1920, наряду с символом, составной частью олимпийской эмблемы является олимпийский девиз Citius, altius, fortius («Быстрее, выше, сильнее»). В 1928 была воплощена идея Кубертена, высказанная им еще в 1912, зажигание Олимпийского огня от солнечных лучей (с помощью линзы) у храма Зевса в Олимпии и его доставка факельной эстафетой на Олимпийский стадион к церемонии открытия Игр по специальному маршруту, разработанному оргкомитетом очередных игр совместно с Национальными олимпийскими комитетами (НОК) стран, по территории которых он проходит.

Согласно Олимпийской хартии, честь проведения Олимпийских игр предоставляется городу, а не стране. Решение об избрании столицы Олимпийских игр принимается МОК не позднее чем за 6 лет до начала игр.

Летние Олимпийские игры 1896 года - первые современные летние Олимпийские игры - проходили с 6 по 15 апреля в Афинах, Греция.

Первые Олимпийские игры современности первоначально планировалось провести на том же стадионе в Олимпии, где проходили Олимпийские игры Древней Греции. Однако это требовало слишком больших реставрационных работ, и первые возрожденные олимпийские состязания состоялись в столице Греции Афинах.

6 апреля 1896 года на отреставрированном античном стадионе в Афинах греческий король Георгий объявил первые Олимпийские игры современности открытыми. На церемонии открытия присутствовали 60 тысяч зрителей.

В Играх I Олимпиады приняли участие 241 спортсмен из 14 стран: Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии (на момент проведения Игр Венгрия входила в состав Австро-Венгрии, но на соревнованиях венгерские спортсмены выступали отдельно), Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции.

Спортсмены России довольно активно готовились к Олимпиаде, однако из-за отсутствия средств российская команда на Игры не была направлена.

Как и в древние времена, в соревнованиях первой Олимпиады современности принимали участие только мужчины.

Легкоатлетические соревнования стали самыми массовыми - в 12 видах приняли участие 63 спортсмена из 9 стран. Наибольшее количество видов - 9 - выиграли представители США.

Первым олимпийским чемпионом стал американский легкоатлет Джеймс Коннолли, победивший в тройном прыжке с результатом 13 метров 71 сантиметр.

Поскольку искусственных бассейнов в Афинах не было, соревнования по плаванию были проведены в открытом заливе у города Пирей; старт и финиш были отмечены прикрепленными к поплавкам канатами. Соревнования вызвали огромный интерес - к началу первого заплыва на берегу собралось около 40 тысяч зрителей. Участие приняли около 25 пловцов из шести стран, большинство - морские офицеры и матросы торгового флота Греции.

Кульминацией Олимпийских игр стал марафонский бег. В отличие от всех последующих олимпийских состязаний в марафонском беге, длина дистанции марафона на Играх I Олимпиады равнялась 40 километрам. Классическая длина марафонской дистанции - 42 километра 195 метров. Первым с результатом 2 часа 58 минут 50 секунд финишировал греческий почтальон Спиридон Луис, ставший после этого успеха национальным героем. Кроме олимпийских наград ему достались золотой кубок, учрежденный французским академиком Мишелем Бреалем, настоявшим на включении в программу Игр марафонского бега, бочка вина, талон на бесплатное питание в течение года, бесплатный пошив платья и пользование услугами парикмахера на протяжении всей жизни, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов.

Награждение победителей происходило в день закрытия Игр - 15 апреля 1896 года. С Игр I Олимпиады установилась традиция исполнения в честь победителя национального гимна и подъема национального флага. Победителя увенчивали лавровым венком, ему вручали серебряную медаль, оливковую ветвь, срезанную в Священной роще Олимпии, и диплом, выполненный греческим художником. Обладатели вторых мест получили бронзовые медали.

Гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам относятся: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха, спорт.костюма), соблюдение режима сна (нарушение начисто может снять положительный эффект занятий физ. упр. и даже нанести вред здоровью), соблюдение режима питания (нарушение снижает результат физ.воспит.), соблюдение режима труда и отдыха. Непосильный труд ухудшает здоровье, как и постоянный отдых.

Гибкостью называют морфофункциональную способность двигательного аппарата, позволяющую выполнять движения с определенной амплитудой.

Гибкость влияет на уровень развития координационных способностей, выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей.

У человека с плохой гибкостью движения медленнее при прочих равных условиях, т.к. малая подвижность в суставах снижает скорость движения. Такой человек быстрее устает, так как движения с одной и той же амплитудой не гибкий человек тратит больше энергии, чем гибкий.

Гибкость зависит от следующих факторов:

1. Анатомическое строение и форма суставов и сочленяющихся поверхностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает размах подвижности в данном сочленении. В связи с этим гибкость в значительной мере определяется врожденными, наследственными особенностями, имеющие большие индивидуальные различия.

2. Эластичность мышечно - связочного аппарата, окружающего суставы.

3. Силовая способность мышечной системы, в частности, сила мышц, производящих движение(синергисты), и степень расслабленности антагонистов.

4. Возраст и пол человека (естественным путем гибкость увеличивается в среднем до 10-12 лет, затем стабилизируется, и с 25-30 лет начинает снижаться). Оптимальный возраст совершенствования гибкости с 8 до 14 лет.

5. Внешние условия: температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С); проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки), время суток (утром гибкость минимальна, днем увеличивается, вечеров в следствии утомления снижается).

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

Активная гибкость - движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гибкость - способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (проявляется в движениях) и статическую (проявляется в позах).
Выделяют также общую (высокая подвижность во всех суставах) и специальную гибкость (амплитуда движений, соответствующая технике конкретного двигательного действия).

Основным средством развития гибкости явл:

Динамические упр без отягощения,

Динамические упр с отягощениями,

Статические упр.

Билет 28

1. Современные Олимпийские игры, их символика и ри​туалы. Олимпийская хартия – основной закон спортивного дви​жения современности.

Современные Олимпи́йские и́гры - крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета.

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр.

В тех же местах проведения Олимпийских игр спустя несколько дней проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями.

Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК).

Символ Олимпийских игр - олимпийские кольца, пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти обитаемых частей света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду - голубой, чёрный и красный. В нижнем ряду - жёлтый и зелёный.

Среди традиционных ритуалов Игр (в порядке их проведения):

  • грандиозные и красочные церемонии открытия и закрытия Игр.
  • открытие и закрытие начинаются с театрализованного представления, которое должно представить зрителям облик страны и города, познакомить с их историей и культурой.
  • торжественный проход спортсменов и членов делегаций по центральному стадиону. произнесение приветственных речей президентом МОК (обязательно), а также председателем Оргкомитета или иным официальным представителем принимающего государства. Официальное открытие игр (обычно главой государства) фразой: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После чего, как правило производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
  • поднятие флага Греции как страны-родоначальницы Игр с исполнением её национального гимна (на закрытии).
  • поднятие флага страны-хозяйки Игр с исполнением её национального гимна.
  • произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом;
  • произнесение несколькими судьями от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе;
  • поднятие Олимпийского флага с исполнением официального Олимпийского гимна.
  • иногда - поднятие флага Мира (голубое полотнище, на котором изображен белый голубь, держащий в клюве оливковую ветвь - два традиционных символа Мира), символизирующее традицию прекращать на время Игр все вооруженные конфликты.
  • венчает церемонию открытия зажжение олимпийского огня. Чаша располагается высоко над стадионом. Огонь должен гореть в течение всей Олимпиады и гасится в конце церемонии закрытия.
  • вручение победителям и призёрам соревнований медалей на специальном подиуме с поднятием государственных флагов и исполнением национального гимна в честь победителей.
  • Во время церемонии закрытия также проходит театрализованное представление - прощание с Олимпиадой, проход участников, речь президента МОК и представителя страны-хозяйки. Олимпийская хартия - документ, в котором изложены основополагающие принципы Олимпизма, правила, принятые МОК.

Олимпийская хартия выполняет три задачи:

  • документ конституционного характера, устанавливающий принципы и ценности Олимпизма;
  • устав МОК;
  • положение по распределению обязанностей между Международным олимпийским комитетом, международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и организационными комитетами по проведению Олимпийских игр.

2. ​ Методы физического воспитания. Их общая систематика и характеристика основных групп методов

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4):специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) иобщепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Метод строго регламентированного упражнения. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Игровой метод. Всистеме физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Словесный(вербальный) и методы обеспечения наглядности (сенсорный методы.) Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и информации.

3. Средства и методы стимулирования мышечной массы и гармонизации мышечной композиции морфоструктуры организма.

Оптимизация мышечных объемов производна в ре­шающей мере от всестороннего развития двигательных способно­стей. Вместе с тем она закономерно зависит от индивидуальных особенностей телосложения и других факторов, в частности от осо­бенностей спортивной специализации.

во-первых, в связи с обеспечением гармоничного формирования свойств телосложения, особенно если при этом нужно избиратель­но воздействовать на те или иные звенья мышечной системы, ко­торые по различным причинам отстают в своем развитии;

во-вторых, когда обеспечивается повышение и сохранение до­стигнутого уровня развития собственно-силовых способностей, по­скольку он в значительной мере обусловлен ростом мышечной массы.

Хотя многие физические упражнения в той или иной мере способствуют увеличению мышечной массы, при необхо­димости активизировать гипертрофию скелетных мышц предпочте­ние отдается силовым упражнениям, входящим в состав силовой (атлетической) гимнастики и тяжелой атлетики.

Известно, что синтез мышечных белков в известной мере прямо пропорционален их расходованию (расщеплению, распаду) во время напряженной мышечной работы, выполняемой в анаэробных условиях. Поэтому адекватным средством стимулирования гипертрофии мышц являются силовые упражнения, характеризующиеся значительными отягощениями, но не предельной интенсивностью, позволяющей продлить их воздействие путем слитных серийных повторений.

Комплексы упражнений, используемых для активизации мышеч­ной гипертрофии, на различных этапах физического воспитания, естественно, различны. В них включают в зависимости от преимущественной направленности воздействий упражнения с общим (генерализованным), региональным и локальным охватом звеньев мышечной системы. Указанный подход к нормированию нагрузок остается справедливым и при использовании преимущественно ло­кальных упражнений, но конкретные величины нагрузок необходимо варьировать, конечно, применительно к особенностям функциониро­вания и строения подвергаемых воздействию мышц. Усилению действенности упражнений, стимулирующих мышеч­ную гипертрофию, способствует ряд методических приемов, которые повышают степень суммации воздействий в процессе серийного вос­произведения упражнений по мере адаптации к привычной норме нагрузки.

Одним из наиболее существенных условий эффектив­ности упражнений, используемых для активизации роста мышц, является соответст­венно сбалансированное питание, включающее в увеличенном объеме белки, преиму­щественно животного происхождения, - строительный материал мышечного биосин­теза.

Проблему устранения избытков жировой, а иногда и общей массы тела практически все же приходится решать и в физи­ческом воспитании. Лучший способ действия в таких ситуациях (не считая патологи­ческих случаев, требующих специального врачебного вмешательст­ва) заключается прежде всего в устранении привходящих причин нежелательных отклонений в массе тела с помощью полноценного физического воспитания и соответственно скорректированного пита­ния. Для борьбы с излишками жировой масс тела рекомендуют преимущественно продолжительные упражнения умеренной интенсивности типа ходьбы, бега, плавания, передвижения на велосипеде, на лыжах, гребли и т. д.

Билет 29

1. Национальные и общечеловеческие ценности в олимпий​ском движении. Олимпизм – единство спорта , культуры и образования. Принципы олимпизма.

Основные ценности современного олимпийского движения, ориентируясь на идеи гуманизма, впервые сформулировал и обосновал Пьер де Кубертен, которому, как отмечается в Олимпийской хартии, принадлежит концепция современного олимпизма. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

1. Олимпиец - личность, для которой характерны:

  • целостное, гармоничное развитие физических, психических и духовных (нравственных, эстетических) качеств;
  • активность, целеустремленность, ориентация на постоянное самопознание, самосовершенствование, достижения в своей деятельности.

2. Поведение в спорте, адекватное олимпийским принципам и идеалам:

  • не просто участие в спортивных соревнованиях, а постоянное стремление к повышению своих результатов, мужество, воля, настойчивость для максимально возможных (с учетом собственных возможностей) спортивных достижений, к победе над соперником при строгом соблюдении не только правил, но и нравственных принципов, лежащих в основе честной игры;
  • отказ от желания победить любой ценой (за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперника, посредством обмана, насилия, нечестного судейства, других антигуманных действий).

3. Гуманистические ценности мира, дружбы и взаимопонимания: демократизм, интернационализм, равноправие всех людей и народов, просвещение в духе истинного патриотизма в сочетании с взаимоуважением наций, несмотря на расовые, религиозные и политические различия.

Единство спорта и культуры не ограничивается только Олимпийскими играми, только элитой спорта и искусства. Среди других основополагающих принципов Олимпийская хартия называет соединение спорта с образованием, воздействующее на миллионы любителей спорта, и прежде всего на молодое поколение. В органическом единстве с образованием выступает олимпийское воспитание. Потенциальные возможности олимпийского движения в стремлении к гуманизму достойным образом оценил Пьер де Кубертен, еще на заре возрождения Олимпийских игр заметив, что в современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительных разрушений, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы.

Основополагающие принципы Олимпизма:

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

3. Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.

4. Заниматься спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола - несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОК.

2. Методы строгой регламентации физических упражнений, используемые при обучении двигательным действиям

Методы обучения двигательным действиям . К ним относятся:

1)целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный ;

3) сопряженного воздействия .

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Недостаток расчлененного метода заключается в т ом, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

3. Эффективные режимы использования упражнений для уменьшения жировой массы тела

Проблему устранения избытков жировой, а иногда и общей массы тела практически все же приходится решать и в физи­ческом воспитании. Она возникает при общем дефиците двигатель­ной активности, чрезмерном сокращении нагрузок или прекращении регулярных занятий физическими упражнениями (из-за разных привходящих обстоятельств, в частности травм и заболеваний), несбалансированном питании и в некоторых других случаях (при сгонке веса для перехода в менее тяжелую весовую категорию, для увеличения показателей относительной силы и т.д.). Понятно, что лучший способ действия в таких ситуациях (не считая патологи­ческих случаев, требующих специального врачебного вмешательст­ва) заключается прежде всего в устранении привходящих причин нежелательных отклонений в массе тела с помощью полноценного физического воспитания и соответственно скорректированного пита­ния. При этом в физическом воспитании особое значение приобре­тает направленное использование тех его факторов, которые дают в этом отношении повышенный эффект.

Оценивая действенность различного рода физических упражнений как факторов уменьшения жировой массы тела, обычно исходят в первую очередь из их энер­гоемкости, или калориметрической стоимости (объема расходов энергии при их выполнении, выраженного в калориях). Хорошо известно, что наибольшими эиерготратами в наименьшее время (в расчете на секунду) характеризуются упражнения предельной интенсивности, однако суммарные энерготраты при их выполнении относительно невелики (например, непосредственно за время сприн­терского бега на 100 м они не достигают и 20 ккал), что ограничи­вает их воздействие на метаболические процессы, приводящие к уменьшению жировой массы тела. Суммарный объем энерготрат по ходу упражнения при прочих равных условиях тем больше, чем больше его продолжительность.

Использование организменных жиров в качестве основных источников энергии происходит но мере исчерпания углеводных запасов в организме, что наблюдается обычно, когда работа непрерывного характера, вовлекающая в активное функцио­нирование крупные мышечные группы, длится достаточно долго - примерно не ме­нее 30 мин. Даже при довольно значительном разовом объеме нагрузки траты организ­менных жиров относительно невелики. Например, они составляют у взрослых люде не занимающихся спортом, при ускоренной ходьбе на 3,6 и 8 км от 15-17 до 70 соответственно дистанции (по данным Н. Цунца и др.).

Исходя из сказанного, для борьбы с излишками жировой масс тела рекомендуют преимущественно продолжительные упражнения умеренной интенсивности типа ходьбы, бега, плавания, передвижения на велосипеде, на лыжах, гребли и т. д.

Вместе с тем по мере развития общей тренированности все более действен­ными средствами устранения избыточной массы тела (причем, что особенно важно, с одновременной оптимизацией соотношения его активных и пассивных компонентов) могут служить упражнения относительно высокой интенсивности, в том числе и упражнения с отягощениями. Конечно, это справедливо при условии, если сум­марный объем энерготрат доводится до достаточно больших вели­чин (200-300 ккал/ч и более) путем многократных серийных по­вторений со строго нормированными интервалами отдыха.

Для избавления от значительных жировых отложений необходимо продолжительное массированное применение соответственное направленных упражнений с постепенным увеличением объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Основой эффективного режима использования физических упражнений для устранения избытков жировой массы является система ежедневных нагрузок, связанных с настолько значительными суммарными энерготратами, чтобы они превышали в течение определенного времени приход энергоресурсов, поступающих с пищей.

История возникновения Олимпийских игр

Один раз в четыре года проходят Олимпийские игры — так называются спортивные соревнования, в которых участвуют самые лучшие спортсмены из разных стран мира. Каждый из них мечтает стать олимпийским чемпионом и получить в награду медаль — золотую, серебряную или бронзовую. На олимпийские соревнования 2016 года в бразильский город Рио-де-Жанейро приехали почти 11 тысяч спортсменов из более 200 стран мира.

Хотя в этих спортивных играх участвуют в основном взрослые, однако некоторые виды спорта, а также история Олимпийских игр для детей тоже могут быть очень увлекательными. И, наверное, и детям, и взрослым интересно было бы узнать, когда же появились Олимпийские игры, как они получили такое название, а также какие виды спортивных упражнений были на самых первых состязаниях. Кроме того, узнаем, как проходят современные Олимпийские игры, и что означает их эмблема - пять разноцветных колец.

Родина Олимпийских игр — это Древняя Греция. Самые первые исторические записи о древних Олимпийских играх были найдены на греческих колоннах из мрамора, где была выгравирована дата — 776 год до н.э. Однако известно, что спортивные состязания в Греции проходили намного раньше этой даты. Поэтому история Олимпиады насчитывает уже около 2800 лет, а это, согласитесь, довольно много.

А знаете ли вы, кто, согласно истории, стал одним из первых олимпийских чемпионов? - это был обычный повар Корибос из города Элида , имя которого до сих пор выгравировано на одной из тех мраморных колонн.

История Олимпийских игр уходит корнями в древний город — Олимпию, откуда и возникло название этого спортивного праздника. Это поселение находится в очень красивом месте — возле горы Кронос и на берегу реки Алфей, и именно здесь с древних времен и до наших дней происходит церемония зажигания факела с олимпийским огнем, который потом передают по эстафете до города проведения Олимпийских игр.

Можно попробовать найти это место на карте мира или в атласе и заодно проверить себя — смогу ли я найти сначала Грецию, а затем Олимпию?

Как проходили Олимпийские игры в древности?

Сначала в спортивных соревнованиях принимали участие только местные жители, но потом это настолько всем понравилось, что сюда стали приезжать люди со всей Греции и подчиненных ей городов, аж от самого Черного моря. Добирались люди кто как мог — кто-то ехал верхом на лошади, у кого-то была повозка, но больше всего людей на праздник шли пешком. Стадионы всегда были переполнены зрителями — всем очень хотелось своими глазами увидеть спортивные соревнования.

Интересно еще и то, что в те дни, когда в Древней Греции собирались проводить олимпийские состязания, по всем городам объявлялось перемирие и примерно на месяц прекращались все войны. Для обычных людей это было спокойное мирное время, когда можно было отдохнуть от повседневных дел и повеселиться.

Целых 10 месяцев спортсмены тренировались у себя дома, а затем еще месяц в Олимпии, где опытные тренеры помогали им как можно лучше подготовиться к соревнованиям. В начале спортивных игр все приносили клятвы, участники - что будут соревноваться честно, а судьи - судить справедливо. Затем начинались сами соревнования, которые длились 5 дней. Начало Олимпийских игр объявлялось при помощи серебряной трубы, в которую трубили несколько раз, приглашая всех собраться на стадионе.

Какие же виды спорта были на Олимпийских играх в древние времена?

Это были:

  • состязания в беге;
  • борьба;
  • прыжки в длину;
  • метание копья и диска;
  • рукопашный бой;
  • гонки на колесницах.

Самым лучшим спортсменам вручали награду - лавровый венок или оливковую ветку, чемпионы торжественно возвращались в родной город и до конца своей жизни считались уважаемыми людьми. В их честь устраивались банкеты, и скульпторы делали для них мраморные статуи.

К сожалению, в 394 году уже нашей эры проведение Олимпийских игр было запрещено римским императором, которому такие соревнования очень не понравились.

Олимпийские игры наших дней

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году, в стране-родоначальнице этих игр — Греции. Можно даже посчитать, насколько долгим был перерыв — от 394 года до 1896 года (получается 1502 года). И вот спустя столько лет в наше время зарождение Олимпийских игр стало возможным благодаря одному известному французскому барону, его звали Пьер де Кубертен.

Пьер де Кубертен — основоположник современных Олимпийских игр.

Этот человек очень хотел, чтобы как можно больше людей занимались спортом и предложил снова возобновить проведение Олимпийских игр. С тех пор раз в четыре года проводятся спортивные игры, с максимальным сохранением традиций древних времен. Но теперь Олимпийские игры стали делиться на зимние и летние, которые чередуются друг с другом.

Традиции и символика Олимпийских игр



Олимпийские кольца

Наверное, каждый из нас видел эмблему Олимпиады — переплетенные цветные кольца. Их выбрали не просто так — каждое из пяти колец означает один из континентов:

  • кольцо синего цвета — символ Европы,
  • черный — Африки,
  • красный — Америки,
  • желтый — Азии,
  • зеленое кольцо — это символ Австралии.

А то, что кольца переплетаются между собой, означает единство и дружбу людей на всех этих континентах, несмотря на разный цвет кожи.

Олимпийский флаг

Официальным флагом Олимпийских игр был выбран белый флаг с олимпийской эмблемой. Белый цвет - это символ мира во время олимпийских соревнований, так же, как и во времена Древней Греции. На каждой Олимпиаде флаг используют при открытии и закрытии спортивных игр, а затем передают тому городу, в котором через четыре года состоится следующая Олимпиада.

Олимпийский огонь



Еще в древности возникла традиция зажигать огонь во время проведения Олимпийских игр, сохранилась она и до наших дней. За церемонией зажигания Олимпийского огня наблюдать очень интересно, это напоминает древнегреческую театральную постановку.

Все начинается в Олимпии еще за несколько месяцев до начала соревнований. Например, огонь для бразильских Олимпийских игр был зажжен в Греции еще в апреле этого года.

В греческой Олимпии собираются одиннадцать девушек, одетых в длинные белые платья, какие были раньше в Древней Греции, затем одна из них берет зеркало и с помощью солнечных лучей зажигает специально приготовленный факел. Это и есть тот огонь, который будет гореть на протяжении всего периода олимпийских соревнований.

После того, как факел загорится, его передают одному из лучших спортсменов, который дальше понесет его сначала по городам Греции, а затем доставит в ту страну, в которой будут проходить Олимпийские игры. Дальше эстафета огня проходит по городам страны и, наконец, прибывает на место, где будут проводиться спортивные соревнования.

На стадионе устанавливают большую чашу и зажигают в ней огонь тем факелом, который прибыл из далекой Греции. Огонь в чаше будет гореть до тех пор, пока не закончатся все спортивные состязания, затем он гаснет, и это символизирует окончание Олимпийских игр.

Церемония открытия и закрытия Олимпиады

Это всегда яркое и красочное зрелище. Каждая страна, принимающая Олимпийские игры, старается превзойти предыдущую в этом компоненте, не жалея на представление ни сил, ни средств. Для постановки применяются последние достижения науки и техники, инновационные технологии и разработки. Кроме того, задействуется большое количество людей - волонтеров. Приглашаются самые известные люди страны: артисты, композиторы, спортсмены и др.

Награждение победителей и призеров

Когда были первые Олимпийские игры, победители в качестве награды получали лавровый венок. Однако современные чемпионы награждаются уже не лавровыми венками, а медалями: первое место — золотая медаль, второе место — серебряная, и третье — бронзовая.

Наблюдать за соревнованиями очень интересно, но еще интереснее увидеть, как награждают чемпионов. Победители выходят на специальный пьедестал с тремя ступеньками, согласно занятым местам, им вручают медали и поднимают флаги тех стран, откуда приехали эти спортсмены.

Вот и вся история Олимпийских игр, для детей, думается, будет интересна и полезна выше изложенная информация



mob_info