Породы лошадей на татарском языке. Лощади татарской породы

Татарские кони

В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Миниханову Р., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы. С условием, чтобы он на нем проехал круг на празднике Сабантуе и чтобы эти кони, как татарский бренд, были представлены на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газетах „Звезда Поволжья” и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан. По их запросу в Москве подтвердили, что это действительно лошади татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”. На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом правительству Татарстана (в Госсовет и президенту) с предложением включить в программу “Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года” также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана подержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получили ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с правительством Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана, о том, что татарские лошади с точки зрения мясо-молока невыгодны, они малогабаритные. Целесообразно Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия. Правительство Татарстана (Госсовет и президент), а также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан отказало мне и общественности в просьбе о развитии татарской породы лошадей и не включили их в программу развития коневодства и конного спорта в Татарстане. Программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”, не отвечает интересам татарского народа, так как она не предусматривает развитие татарских лошадей.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере на границе Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны , что на нашем языке татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (совремнные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть, границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В. П. Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала и Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) – кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары – кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику, к способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Татарское слово ир-ат – переводится дословно на русский язык как мужчина – конь . Видимо было немыслимо представлять татарских мужчин в старину без коня. Схожий образ есть только в греческой мифологии – кентавр. Постоянный на коне в лютый мороз и знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди разные во всем мире, так и кони разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во – первых своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природеюргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы стоящие в стороне увидять, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают есть. Жеребец с ними поев переходит на другое место и начинает вновь копать снег ищя корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Татары, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу. Это было обычной, традиционной частью тактики татар заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступлении (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, вряд ли мы знали что-либо о “потрясателях Вселенной”.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженьским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурханом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему сотни тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч воинов со своими семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большая часть татар онгутов расселились в Булгарии, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. В последствии, онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они, составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

Величие и могущество татар было в том, что они были лучниками на коне. Техническое оружие, которое дало им большое преимущество над оседлыми людьми, было невероятно подвижная кавалерия опытных лучников. Китайцы, персы тоже не пренебрегали этим оружием. С третьего века до н. э. китайцы приспособили свою одежду для верховой езды и в войне применяли кавалерию. И Персия со времен парфян знала цену дождя стрел, доставляемого вихрем отступающих конников. Однако китайцы, персы, русские, поляки или венгры никогда не смогли сравняться с татарами и монголами в этой области. Обученный с детства ездить на коне галопом через обширное раздолье степи, привыкший к терпеливому выслеживанию добычи и ко всем уловкам охоты, от которой зависела его пища, то есть его жизнь, он был непобедим. Кочевники старались по возможности не вступать в прямые столкновения даже будучи внезапно атакованными. Они могли исчезнуть, появиться вновь, преследовать врага, не опасаясь быть схваченными самим, гнать противника, утомить его и, наконец, свалить обессиленного, подобно поставленной игре. Уловки этой подвижной и внезапной кавалерии развивали коллективный интеллект, обуславливающее и технологичное превосходство кочевников. Веками продолжавшееся положение вдруг переменилось в 17 веке н. э. Появилась артиллерия. В 1696 году император Шэнь-чжу лично возглавил китайское войско, оснащенное артиллерией запад­ного образца, и в решающем сражении возле г. Урги (Улан-Батор) он разгромил монгольское войско. Впервые и навсегда военная техника изменила лагеря. В течение нескольких часов традиционное превосходство кочевника ушло в прошлое.

Татары были вышиблены из седла после взятия Казани московскими войсками Ивана Грозного в 1552 году. И с того периода татары живут в обозе истории. До революции татарских коней называли еще и ногайскими. В одном источнике говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ”. Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли только несколько километров. Но на высоком коне, боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма. В день 1-2 кг овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая и поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5-6 кг овса и соответственно много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высокие европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках, для были нужны тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называть татарскими конями.

В 30 годы XX века в период коллективизации, под предлогом нужды для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана очень много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, в колхозы стали поступать трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И что интересно в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60 годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название “татарские кони”. Уничтожение татарских коней видимо было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывно связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет ущербной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60 – годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т. д. Так исчезло название “татарские кони”.

В 2010-2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах Звезда Поволжья, Ватаным Татарстан, и т. д. на сайтах “Татар Уян”, казахском сайте “Алтын Орда” и т. д. Авторами многих статей был журналист, много лет проработавший на киргизском телевидении комментатором по конному спорту Наркас Мулладжанов и другие. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане программу по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В августе 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение разрабатываемой в Татарстане Программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и т. д. породам коней, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане, необходимо закупать их в Туве, на Алтае, Казахстане и т. д. Здесь они вернут свое историческое название – “Татарские кони”. Как в республике Алтай, Туве, Татарстане, Казахстане, Киргизии проводить конные бега – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй, и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было бы неплохо, если бы они участвовали на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у правящей верхушки в почете арабские и английские кони. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдов. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить таких, которые могли существовать в жарких арабских землях. В течении сотен лет им удалось вывести такую породу, которую назвали “арабская”. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1-7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т. д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих Арабских странах и т. д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднение происходит в их продаже. Недостатком этих лошадей является, то, что разводчики не знают, куда их девать после 3 лет скачек. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что нас татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, еще полтысячелетия, а это означает, что в татарах еще был жив дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. В одной из татарских деревень отряд Мехельсона конфисковал у 200 семей 4000 лошадей. Еще в начале XX веков в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней. Хотя татарские кони сделали историю для татар. Дело дошло до того что татары забыли как делать седла. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции и т.д. Мне самому пришлось ехать в Башкирию и купить там седло. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость и татарские кони.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. У меня есть два татарские коня, подаренных мне в Башкирии. Есть татарские кони и у Фарида Набиулина, который взялся их разводить и живущего в селе Карабаш Бугульминского района Татарстана. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.

В Уфе убеждены, что соседи присвоили очередной этнический бренд башкир

Как только в Татарстане заявили о регистрации татарской породы лошадей, некоторые общественники в Башкирии разразились негодованием. Мол, татары и здесь обскакали - в очередной раз присвоили чужой бренд, а именно «башкирскую лошадь». Это не первая битва регионов за этнические символы, чего только стоят баталии вокруг «курая» и «Кыш Бабая». Впрочем, в данном случае профессионалы стремятся успокоить спорящих. Хотя в Татарстане еще недавно не было ни одной татарской лошади и часть животных завезли из Башкортостана, татарская порода все же существует и отличается от башкирской, уверяют коневоды. Подробнее - в материале «Реального времени».

Полцарства за татарского коня

Татарская лошадь - теперь не просто выражение, а официально зарегистрированная порода. Новостью о регистрации поделились в Минсельхозе РТ, попутно рассказав, как республика с 2005 года занимается разведением этих животных.

Лошади татарской породы разводятся для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса, - заявил замминистра Назип Хазипов на брифинге на прошлой неделе, - 4 декабря 2018 года мы получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности.

По его словам, татарские лошади очень выносливые: зимой даже под снегом найдут корм, за день пройдут 100-120 км. Впрочем, хотя название и обязывает, еще не так давно в Татарстане нельзя было отыскать ни одного коня этой породы. Фермеры купили животных у коннозаводчиков Башкирии и Челябинской области. Сейчас татарских лошадей выращивают в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском и Сабинском районах - всего около 300 голов.

«Лошади татарской породы разводятся для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», - заявил замминистра Назип Хазипов. Фото agro.tatarstan.ru

«Мы у них - полслогана, они у нас - целую лошадь!»

Новость о появлении татарской породы лошадей соседи из Башкирии восприняли неоднозначно. Разгорелись споры: вправе ли татары присваивать себе лошадь из Башкирии? Да и в России среди лошадиных пород гораздо более известна башкирская.

Кто-то по этому поводу шутил, как глава совета директоров «Башинформа» Ростислав Мурзагулов: «Кажется, вызов принят!? Мы у них - полслогана, они у нас - целую лошадь!» - написал он у себя на странице в Facebook, подразумевая недавнее послание Курултаю Радия Хабирова, где тот перефразировал известный татарский девиз «Мы можем».

«Так зебры и слоны татарские появятся», «Раз татары взяли, уже не отдадут!», «Требую права на «кыстыбый», «учпочмак» и «вакбеляш», - отвечали в тон Мурзагулову пользователи. Не собираются ли в Башкортостане узаконить и свою породу лошадей?

- Я на башкирской лошади лет с трех катаюсь у себя в деревне. Мы как-то не думали о том, что ее надо регистрировать. Мой пост в Facebook - это, конечно, шутка. Если Татарстан развивает коневодство, мы за соседей только рады. Но нам почему-то всегда казалось, что эта порода башкирская. Все-таки башкиры были кочевниками, а татары - оседлой нацией. Но я еще раз подчеркну, мое сообщение - исключительно дружеская предновогодняя шутка, не воспринимайте всерьез. Я считаю, самый мощный спор у нас должен идти по пчелам, но там очень легкая разгадка: если пчела жужжит: «быз», то это башкирская, а если «быж», то татарская, - рассмеялся Мурзагулов в беседе с «Реальным временем».

«Я сейчас скажу, что опять не понравится татарам»

Но в Башкирии были и те, кто реагировал на новость о татарской породе с нескрываемым недовольством: «В прошлом году зарегистрировали товарный знак «Кыш Бабай», в этом году лошадь присвоили, хотя никогда кочевниками не были. Доколе? Считаю необходимым инициировать судебный процесс по лишению правового статуса охраняемых товарных знаков».

Напомним, жаркие баталии за этнические бренды между Татарстаном и Башкирией идут давно. Например, в 2015 году разгорелся скандал, когда башкиры пытались открыть у себя резиденцию Кыш Бабая, на что татарстанские власти отреагировали очень жестко - чиновники заявили, что у этого бренда уже есть правообладатель в нашей республике. Этим летом спор возник из-за патента на курай. Башкиры зарегистрировали инструмент как свой территориальный бренд, что в свою очередь возмутило татарстанцев, которые напомнили, что этот тип флейты используется и татарами. Теперь и регистрация татарской породы лошадей у многих башкир вызвала недоумение, если не сказать больше.

Председатель РОО «Башкорт» Фаиль Алсынов посетовал, что два народа давно раздирают конфликты за национальные бренды: «То говорят, что курай - татарский национальный инструмент, то Кыш Бабай. Потом начали говорить, что Салават Юлаев - татарский национальный герой, теперь вот лошади». По мнению собеседника издания, этот спор выгоден политическим силам, которые хотят, чтобы у татар с башкирами сохранялось непонимание.

- Из Башкортостана забрали башкирских лошадей и назвали татарской породой. Поэтому я сейчас скажу, что опять не понравится татарам. Если посмотреть историю, и восстания, где наш народ участвовал, везде упоминаются башкирские лошади. Поэтому татары некрасиво поступили - нельзя говорить, что это татарская порода. Нам это, конечно, неприятно, - признался Алсынов.

«Татары на лошадях завоевали полмира!»

Депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин славится не только своими резонансными высказываниями, но и необычным хобби - народный избранник увлекается коневодством. У себя в Нурлатском районе он даже конный завод основал. Предприятие носит его имя и считается единственным в республике заводом по разведению чистокровных лошадей.

Татары на лошадях завоевали полмира! Это татарские лошади. Но их называют по-другому - монгольской породой. Они некрупные, и по спине идет темная полоса. Ну, наверное, и башкиры могут претендовать на свою породу, а что такого? У них испокон веков своя башкирская порода - некрупная, прежде всего молочная - для кумыса. А наших лошадей можно использовать, чтобы кататься или для работы в сельском хозяйстве. Породы-то разные бывают: и башкирские, и татарские. Правильно встать под солнцем - на всех места хватит, так и напишите, - пошутил Фатих Саубанович в разговоре с корреспондентом нашего издания.

Оказалось, что в Татарстан так называемых татарских лошадей привезли от башкирского фермера Хасана Идиятуллина. Глава КФХ рассказал, как его отец занимался разведением этой породы:

Когда в моем детстве одна саврасая на Сабантуе пришла к финишу первой, оставив остальных позади чуть ли не на полкилометра, я спросил: откуда эта лошадь? Мне сказали, что ее порода известна со времен Тохтамыша. Она стрелой шла на скачках, и тогда я заразился страстью к ней. Потомки этой лошади оказались у меня в руках. Отец берег их до последнего, а потом я начал ими заниматься. Поэтому тут не может быть споров, что это не татарская, а башкирская лошадь. Если у кого есть претензии, пусть идут ко мне. Что они понимают в башкирской лошади?! - посетовал коневод.

В Татарстан так называемых татарских лошадей привезли от башкирского фермера Хасана Идиятуллина. Фото tatar-congress.org

В его хозяйстве есть и та, и другая породы. Именно у Идиятуллина выкупил татарских лошадок и татарстанский коневод из Алькеевского района Фанис Бакиров: «Башкирская порода совсем не похожа на татарскую. Кто в этом понимает, сразу видит. Наша пониже ростом и формами отличается. У башкирских полоса есть, у наших нет. И копыта у них побольше, а у татарских - как по одному стандарту, словно туфельки у девушек. Мы же где только не искали нашу породу, в Татарстане ее не было. Это очень выносливые лошади, у меня загон в лесу, они стоят прямо среди кустарников и чувствуют себя там даже лучше, чем в крытом помещении». По словам фермера, татарская лошадь весьма миниатюрная, ростом может быть не выше 140-147 см. Впервые вопрос о ее разведении встал в год празднования тысячелетия Казани. Первый президент Татарстана тогда посетовал, что у нас не осталось своей породы.

Когда сказали, что у татар лошадей нет, Минтимер Шарипович призвал: давайте наших лошадей найдем. Тогда в Татарстане я не нашел ни одной этой лошади. Ездил за ними в Башкирию. Их же и специалисты из Москвы проверяли, смотрели, говорили: вот это татарские лошади, а это нет, - рассказывает Бакиров.

«Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы»

Краевед и исследователь татарских сел в Мордовии Ирек Биккинин считает, что оба народа вправе иметь свою породу лошадей:

- Как мы знаем, есть русские породы лошадей, есть туркменские, арабские, английские, - заявил он «Реальному времени». - Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы. Лошадь занимала очень важное место в жизни мишарей. Особенно это прослеживалось до полного включения в московско-российскую систему и некоторое время после, пока мишари имели статус служилых татар.

По его словам, в былые времена жизнь татар-мишарей была связана с лошадью. Ни один праздник не обходился без лошадиных скачек. Также лошадь - это незаменимый помощник в сельском хозяйстве, транспорт, важный элемент обороноспособности. Из конского волоса делали арканы, защитные приспособления для воинов. Кожа использовалась для обуви и сбруи. Шерсть шла на войлок. Благодаря кумысу, изготавливаемому из кобыльего молока, люди спасались от многих болезней. Также в народной медицине до сих пор применяется конский жир. И немаловажный фактор - ценное конское мясо, в котором практически нет холестерина.

Уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков считает, что в данном споре последнее слово за специалистами-зоотехниками, впрочем, речь лишь о региональных брендах: «В прошлые годы спорили по брендированию Кыш Бабая, хотя это общий символ. Здесь из той же серии. У нас, например, есть башкирская пчела, хотя ее и не у нас вывели. Раньше мед называли уфимским, а сейчас башкирским. Думаю, есть лошади, характерные и для одного, и для другого народов. Татары в более глубокой древности были кочевниками, а башкиры - вплоть до XIX века».

Василя Ширшова, Тимур Рахматуллин

Новости из мусульманских республик

23.02.2014

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ предлагает районам республики программу по возрождению татарской породы лошадей.

Минсельхозпрод РТ направил в районы Татарстана информацию о программе по возрождению древней породы лошадей, которую называют «татарская». Правда, попытки найти такую породу в чистом виде по стране не увенчались успехом, хотя искали в татарских деревнях Сибири, в Рязанской области и других регионах.

По словам фермеров, представительница татарской породы лошадей - светлая, с крепкой шеей, мощными ногами и полосой по обоим бокам, будто от ремня. Но это только общие сведения о внешнем виде. В истории же не осталось точной информации о том, откуда взялись и что конкретно представляют собой лошади татарской породы, говорят специалисты. Возможно, что предками наших коней были скакуны из Монголии. Кстати, раньше почти каждая семья в татарской деревне имела лошадь, сообщает ТК «Эфир».

Татарстанские коневоды пытались вывести древнюю татарскую породу, "скрещивая" вятских скакунов с нашими жеребцами, но также безуспешно. Между тем ресурс для разведения породы в РТ есть - в Татарстане работает более 100 коневодческих хозяйств. Поэтому в правительстве не теряют надежды на то, что татарская порода лошадей все-таки будет выведена в республике.

Российская иппологическая наука отмечает феноменальную выносливость татарских коней, способных на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении. Высокую оценку татарским коням давали покоренные народы и в эпоху кунов (хуннов) II веке до н. э. так и в эпоху татаро-монгольских завоеваний. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, а позднее Тамерлана вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной. В таких породах лошадей как карабаирская, карабахская, донская, ногайская и т.д. течет немало крови татарской лошади.
Как отмечают русские источники Дмитрий Донской одним из первых русских князей понял, что татар можно победить только сидя на их лошадях. Тоже самое открытие сделал Чингисхан поняв, что покорять мир можно только сидя на онгутских (татарских) лошадях. Из истории мы знаем что Чингисхан когда-то мстя за смерть отца черным татарам, но не решился на войну с онгутами, т.е. белыми татарами (черный и белые татары назывались не по цвету кожи, а по их просвещенности.), которые владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. И Чингисхан перед походом на Хорезм решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения “небесных коней”. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ада-Куш не отверг. В результате чего он стал Гургеном (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. Продолжая эту мысль хочется сказать когда-то и Батый сидя на онгутских лошадях вошел в Булгар в 1236 г. и другой внук Чингисхана - Хулагу на тех же лошадях взял Багдад в 1260 г, разгромив Аббасидский халифат.

Татарская порода лошадей официально зарегистрирована как отдельная порода. Об этом рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов на пресс-конференции, посвященной вопросам развития животноводства в республике.

«Разведением татарской породы лошадей мы начали заниматься в 2005 году. 4 декабря 2018 года получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности», – уточнил заместитель министра.

«Татарская порода лошадей разводится для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», – отметил Хазипов. По его словам, лошади этой породы очень выносливы, зимой могут находить корм даже под снегом, преодолевают за день расстояние до 100–120 км.


Сегодня разведением лошадей татарской породы занимаются в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском, Сабинском муниципальных районах. «В Татарстане всего [насчитывается] около 300 лошадей этой породы», – пояснил замминистра.

В середине ноября (с 13-го по 16-е число) в республике побывала экспертная комиссия по селекционному достижению в области коневодства по татарской породе лошадей. В состав комиссии Минсельхоза РФ входили заведующий кафедрой коневодства Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Демин, главный зоотехник ФГБУ «Госсорткомиссия» Виктор Тюриков, заведующий кафедрой крупного животноводства и механизации Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Сергей Козлов.


Комиссия провела экспертизу на соответствие хозяйственной полезности лошадей татарской породы в хозяйстве индивидуального предпринимателя Фарида Набиуллина из Лениногорского района и в КФХ Фаниса Бакирова из Алькеевского района. В составленном затем акте содержалась рекомендация «допустить лошадей породы татарская к использованию в качестве селекционного достижения».

4 декабря после рассмотрения материалов о методах создания и отличительных признаках татарской породы лошадей экспертная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений Минсельхоза РФ утвердила акт оценки хозяйственной полезности лошадей породы Татарская. Она рекомендовала ФГБУ «Госсорткомиссия» включить татарскую породу лошадей в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Как отмечается на сайте Минсельхоза России, «нахождение породы в Госреестре дает право размножать, ввозить, сертифицировать и реализовывать племенной материал породы на территории Российской Федерации».

Татарская порода лошадей сегодня почти не разводится и считается исчезающей. Родина животных — Татарстан, отсюда они и получили такое название. Раньше этих скакунов называли «небесным даром», т. к. они обладают невероятной быстротой и бесстрашием.



История породы

Существует гипотеза, согласной которой татарские лошади около 2 тыс. лет назад были завезены в Татарстан из Европы. Татары применяли животных для тяжелого физического труда и обороны.

Когда татары с китайцами вступили в конфликт, кони начали использоваться для военных нужд. Баталии велись крайне жестокие. Китайских солдатов поражала сила, преданность и выносливость скакунов своего противника.

Также есть сведения о том, что скакуны даже помогали бойцам, затаптывая врагов копытами и нанося травмы зубами. Согласно историческим очеркам, представители татарской породы лошадей не испытывали страха ни перед медведями, ни перед волками. Если возникла необходимость, они могли дать отпор диким хищникам, защищая не только себя, но и наездника.

После начала ВОВ татарские кони начали все чаще участвовать в боевых сражений. В послевоенный период животное утратили свою былую востребованность вследствие развития механизации в стране. Кроме этого, в Татарстане тогда появилась законодательная норма, запрещающая эксплуатацию коней в качестве средства для передвижения и перемещения грузов.

К 60-м гг. прошлого века эта лошадиная порода уже стала настолько малочисленной, что приобрела статус исчезающей. Однако в ряде хозяйств ее разведение продолжалось. Благодаря этому удалось сохранить этот подвид.

Внешний вид и характер

Татарские кони обладают невзрачной внешностью. Животные имеют сухое строение тела и низкий рост. Глядя на внешний вид лошадей татарской породы, можно подумать, что у них невысокая работоспособность, но это мнение ошибочно.

Характеристики этой лошади:
  • вес — от 330 до 460 кг;
  • рост (в холке) — от 130 до 136 см;
  • строение тела — сухое;
  • ноги имеют среднюю длину, жилистые;
  • профиль — прямой;
  • голова — крупная;
  • уши — прямостоячие;
  • масть — темно-золотистая, золотистая, коричневатая, с беловатой гривой и хвостом.

И жеребцы, и кобылы татарской породы обладаю хорошей выносливостью и физической силой. Животные отличаются развитой мускулатурой, поэтому они могут без остановки преодолевать крайне длинные дистанции. За 24 часа татарская лошадь способна преодолеть расстояние до 300 км. Без остановок она может передвигаться в течение 7-9 часов.

Представители татарской породы послушные и умные, имеют спокойный нрав. Они слушают команды своего наездника, поэтому с управлением животным не возникает проблем.

Агрессия этим скакунам не присуща. Лошади быстро привыкают к человеку и с удовольствием слушаются его. Кроме того, эти животные отлично ладят с детьми.

Кони данной породы подходят как для верховых прогулок, так и для физического труда.

Плюсы и минусы породы

К преимуществам лошади татарской породы следует отнести такие качества:
  • покорность;
  • смелость;
  • необычайная выносливость — животным не требуются утепленные конюшни, они с легкостью переносят жару, холод и резкие температурные перепады;
  • способность самостоятельно добывать пищу — татарские скакуны потребляют в пищу подножный корм и могут добывать пропитание даже из-под снежных завалов;
  • татарские жеребцы могут использоваться в качестве охранников табуна, потому что они не бояться диких зверей и могут рассматривать в качестве противника даже дикого медведя;
  • небольшое потребление корма — для 1 скакуна необходимо около 1 кг сена в день.
Несмотря на множество достоинств, у этой породы имеются и недостатки. Среди них выделяются следующие:
  • у лошадей этого подвига иногда развивается воспалительный процесс в тканях копыт;
  • скакуны часто страдают дерматологическими болезнями;
  • у представителей этой породы возможны проблемы с сердечной мышцей и обморочные припадки;
  • по мере взросления у этих животных повышается вероятность возникновения заболеваний суставов.

Учитывая риск проблем со здоровьем, татарским лошадям необходим особо тщательный уход. Под конец дня владельцы таких лошадок должны поливать им копыта охлажденной водой, чтобы устранить напряжение. Кроме того, животным нужно регулярно чистить кожные покровы и каждую недель мыть хвост и гриву, а также регулярно осматривать копыта на наличие воспаления. При любом ухудшении самочувствия лошади следует обращаться к ветеринару.

Татарская лошадь сегодня

Сегодня татарских скакунов почти не осталось. Согласно разным информационным источникам, представителей этой породы осталось около 10 голов, поэтому она на грани исчезновения.

Татарстанское Министерство продовольствие и сельского хозяйства планирует возродить эту лошадиную породу.



mob_info