Подготовка к олимпиадам по биологии. Подготовка к олимпиадам по биологии Как готовиться к олимпиаде по биологии
ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО
Никогда не думал, что буду заниматься биологией. Просто в голову не могло прийти. Я учился в обычной средней школе, без особого труда получал пятерки, воевал со всеми подряд в классе, чтобы не быть белой вороной, и все равно ей оставался. К седьмому классу конфликт утих, но это было уже не важно – мама отвела меня на подготовительные курсы в лицей. Я хотел поступать в гуманитарный класс: мне казалось, что нужно становиться юристом или адвокатом, чтобы зарабатывать хорошие деньги…
Короче говоря, меня отдали учиться на медика. Из подготовительных курсов больше всех помню учительницу по биологии: Дмитриеву Ольгу Ивановну. Она бегала по классу говорила: представьте, что я инфузория-туфелька! Раздавала нам тесты, где каждый свой ответ нужно было комментировать, быстро проверяла и объявляла: “Всем 2”. Причем с таким запасом юмора, что даже после десятого отправления переделывать всю работу у нас оставалось желание, все-таки сделать этот тест. Вступительные экзамены я сдал все на 5ки и только по биологии было 4. Впрочем, следующие два года до десятого класса мне больше нравилась химия и кролики на даче, чем ботаника с анатомией. Хотя биология наступала во все оружии. Инфузория Туфелька (мы так и продолжали за глаза звать Ольгу Ивановну) каждый урок вела по-разному, занималась с нами проектной деятельностью, и остальными педагогическими прелестями, мы ездили на конференции, защищали свои собственные экспериментальные работы. Но к олимпиадам она относилась прохладно. И как говорится, ВДРУГ я занял первое место на областной олимпиаде. А, это, как известно, означает, что можно ехать дальше на зональную олимпиаду и там всех побеждать, а потом и на всероссийскую. Мечтам не было предела. Областная олимпиада состояла из вопросов на размышления. Поэтому все силы я бросил на подготовку своей мыслительной машины: внушал себе аутотренингом, что я всех обыграю, что мои мысли мои скакуны, а память безгранична.
Закончилось это жутким расстройством: никаких вопросов на размышления не было. Были тесты, в которых половину слов я не понимал. И практический тур, где тоже было все худо: ну как обычный ребенок, хоть и в десятом классе может знать всех рептилий, птиц, млекопитающих, а еще и растения, да причем в лицо, и кстати по латыни?! Помню, еще там был плазмолиз и хроматография – их я худо-бедно поставил. Короче говоря, я был восемнадцатым. И тогда я решил, что так не годится. Кроме того, Господин Случай бросил к нам в почтовый ящик еще до олимпиады школьную газету, в которой рассказывалось про новый факультет в МГУ – Факульет биоинженерии и биоинформатики. Как я хотел туда поступить!..
А поступить туда можно было даже без экзаменов, если победить во всероссийской олимпиаде.
Грядущее лето я себе отменил, обманом пробрался в областную библиотеку и выписал все нужные книги на мамин читательский.
СТРАШНОЕ ЛЕТО
Чем занимаются летом нормальные люди? Ясное дело, что отдыхают. Чем занимался я? Готовился к олимпиаде. У меня в запасе было дней 250 и каждый день был на счету. Как я уже говорил, я вывез половину областной библиотеки по биологии. (Ну если быть точным: 4 книги по генетике, 2 по зоологии беспозвоночных, 3 по зоологии позвоночных, 2 по цитологии, 3 по физиологии, 3 по ботанике, 2 по экологии, 1 по геоботанике, 3 по анатомии, 3 по биохимии). Еще я докупил книгу по молекулярной биологии. Итого 27 книг. Их нужно было прочитать, законспектировать и выучить. Я назначил себе подъем на 9, отбой на 23, было отведено время на еду, а остальное) – на подготовку.
За лето я одолел половину книг, до октября закончил все. В результате у меня получилось 20 девяностолистовых тетрадей конспектов и куча споров с моей учительницей по биологии: я спорил с ней почти по каждому вопросу на уроке. В конце концов меня освободили от занятий по биологии.
Дальше была городские олимпиады по биологии, экологии и химии. Набравшись наглости я занял все первые места. А дальше было что-то.
МАМА ПРОТИВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Я занял на областной олимпиаде не первое, а второе место. Это означало, что ни на зональную олимпиаду, ни на всероссийскую я не поеду. Причем эта история попахивала тем, что первое место продали. Я продолжал готовиться к олимпиаде, повторял конспекты, а мама названивала в наше областное министерство образования. До самого последнего дня они тянули, говорили, что кто поедет на зональную олимпиаду еще не известно… За день до выезда на зональную олимпиаду выяснилось, что меня в списках нет. Родители отправили меня после скандала с министерством за свои деньги.
Чтобы поехать на всероссийскую олимпиаду нужно на зональной было попасть в восьмерку первых. Я был четвертым, первое место нашей области на последнем.
В МАЙКОПЕ
Всероссийская олимпиада проходила в Майкопе. Тетушка, которая сопровождала меня свято верила в мои способности, и надеялась хотя бы на предпоследнее место. Я поселился в комнате с мальчиком из 9 класса, которого мы со вторым соседом тайно прозвали Лось и десятиклассником, с которым мы ехали в одном купе в поезде (бывают ведь совпадения). С ним мы быстро сдружились. Правда он временами курил чай, временами возвращался навеселе с расширенными зрачками, но каждый сам решает, как жить.
После теоретического тура у всех был упадок настроения, каждый считал свои баллы, слышались крики из соседнего окна: «Пацифист, сколько баллов?». Как я выяснил основные шансы на победу были у того самого Пацифиста (Москвина Ильи) и у Джона (Мымрикова Жени). После подсчета баллов получилось что я опережаю Джона. Практический тур пролетел как-то незаметно, устный отметился моим успехом у местных бабушек, которые выслушивали наши ответы. Долго ли коротко ли результат получился следующий: Абсолютное первое место: Москвин Илья далее Погодина Катя, я и Джон. Собственно это и была команда на межнар.
Каждый год летом и зимой в Мытищах организаторы олимпиады проводят сборы для тех, кто успешно выступил (в основном берут дипломы первой и второй степени). Кроме того летом там же проходит подготовку команда на международную олимпиаду.
Кроме того команда на международную олимпиаду постоянно ездит в МГУ к преподавателям биологического факультета. Что мы и делали, а еще, как полагается, ездили «зайцами» электричках и ходили гуськом через турникеты. В общем вытворяли такое, что понять может только приезжий. Еще я почему-то запомнил монстеру в кабинете Татьяны Андреевны, которая нас учила делать срезы. Я с завидным удовольствием поливал эту монстеру соляной кислотой, да простит мне Татьяна Андреевна.
ЭМИРАТЫ, АВСТРАЛИЯ, НАДУВНОЕ КЕНГУРУ
Нам в тот год особенно повезло: международная олимпиада проводилась в Австралии. Если мне не изменяет память это 14 часов полета из Москвы. В Австралию мы летели с остановкой в Дубаях. Очень милая страна, как только приехали мы… замерзли, в автобусе от кондиционеров.
Нам вообще не советовали выходить из номеров, но как можно быть в Дубаях и не погулять? Мы пошли искать море. Расположение моря мы определяли по Джону: он указывал пальцем в сторону и говорил: «Море там.» Мы шли метров пятьсот, потом Джон тыкал пальцем в другую сторону, и мы сворачивали. Прошли ровно по кругу. Море так и не обнаружили, зато увидели кафе «Beryozka». Мы конечно туда не пошли, но обрадовались.
В Австралии нас поселили в университетском городке в комнаты по одному. В каждой комнате был телефон, так что первое что мы сделали это начали звонить по остальным комнатам и спрашивать: “Do you speak English?” Собственно про инглиш спрашивал Джон, а потом отдавал трубку мне, и я выжимал из себя еще пару фраз. Как ни странно второй на проводе была девочка из Казахстана, так что дальше было: “Do you speak Russian?” Кроме того у Джона в комнате стоял холодильник, а в холодильнике вино, которое мы решили оставить на празднование конца олимпиады.
На олимпиаде общались мы в основном с русскоговорящими: Латвией, Молдовой, Эстонией, Белоруссией и Украиной (с некоторыми дружим до сих пор). Не знаю почему, но на олимпиадах команды из России обычно любят шутить над непонимающими русский язык. До нас парень из русской делегации, что-то отпустил непристойное, когда ехал в лифте с американцами о чем скоро пожалел: одна из них раньше жила в России. В Австралии же наши друзья по СНГ играли в какую-то народную китайскую игру из палочек: из них строится башня, а потом из башни вытягиваются палочки. После того как мы присоединились, башня превратилась в, не буду говорить какое, пожелание китайцам (со смыслом: «не выиграете вы олимпиаду»), у меня даже сохранилась фотография с одним парнем из Азии на фоне этой надписи. Помниться я ему сказал, что это пожелание доброго утра. С возрастом должно, наверное, становиться стыдно за такое, но почему-то кому бы я ни показывал до сих пор ничего, кроме смеха, эта фотография не вызывала. Кстати тот, парень, как оказалось, играл русский гимн на пианино, а потом занял абсолютно первое место на олимпиаде.
Из наших шалостей помню еще одну. На студенческой кухне мы с Джоном примотали Илью, Катю и Олю из Молдовы к стулу полиэтиленовой оберткой, написали “Made in Russia by Djon and Denis” долго смеялись, а потом пошли звать иностранцев посмотреть на наше творение. На нас все потом смотрели как на подозрительных личностей. Только security, выгонявший нас с кухни долго смеялся.
Время летело быстро, закончился практический, а потом и теоретический туры олимпиады. С Джоном мы решили это все отметить.
Выпили ту самую бутылку и пошли на охоту за кенгурой. Та самая кенгуру стояло в корпусе наших наставников. Надувная в половину нашего роста. Загребли ее под мышку и пошли к себе домой. На следующее утро мы узнали, что какие-то «придурки», по словам нашего наставника, унесли кенгуру у главной наставницы. Сложно все-таки завтракать, если от смеха хочется чай расплескать. Мы как охотники конечно хотели увезти трофей с собой, но нам было жалко наставницу, от которой ушел любимый кенгуру. На следующий день она была самой счастливой из всех, кого мы видели. Раздавала всем сувенирные кепки и прощалась, ведь все разъезжались может быть для того, чтобы больше никогда не увидеть друг друга.
Гайтон А., Холл Дж., Медицинская физиология . Практический учебник по физиологии ежегодно приводит в замешательство большинство участников оригинальностью заданий. Чтобы успешно решать такие задачи, надо иметь хороший багаж теоретических знаний и эрудиции. Данная книга, несмотря на большой объем, читается легко и иногда дает даже избыточную для олимпиады информацию (но мы-то знаем, что на теоретическом туре избыточных знаний не бывает!).
Рупперт Э. Э. Зоология беспозвоночных. В 4 томах . Единственный доступный современный учебник по зоологии беспозвоночных, который действительно ведет диалог с читателем, а не просто дает факты в энциклопедической форме. Вдобавок здесь есть информация и о методах современной классификации, и кладистики, без которой сложно усвоить систему живого мира.Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных . Мой самый любимый учебник по зоологии позвоночных: эволюционный подход и рассмотрение материала не по классам животных, а по системам органов.
Зитте П., Вайлер Э. В., Ботаника. В 4 томах . По-немецки строгий и качественный учебник ботаники. Он широко освещает темы, которыми зачастую пренебрегают (или дают в малом объеме) другие пособия: физиология, филогения, популяционная биология и экология растений. К сожалению, информации об анатомии и морфологии недостаточно для практических туров.
Олимпиада Всероссийская олимпиада по биологии Школьный этап стартует в сентябре
Соревнование для 5-11 классов с лабораторными экспериментами. Победители и призеры получают льготы при поступлении
Биология
Льюин Б. Гены, Клетки . База знаний по современной молекулярной биологии, клеточной биологии и биохимии. Такие энциклопедические книжки не следует читать перед самой олимпиадой, лучше за полгода-год. Стоит добиться не знания всех белков и их функций в клетке, а некоего общего понимания логики внутриклеточных процессов: метаболизма, передачи и реализации наследственной информации, транспорта и сигналинга, а остальное вам подскажут/расскажут в заданиях.Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии, Фаллер А., Шюнке М. Анатомия и физиология человека . Все, что может потребоваться в вопросах гистологии и анатомии. Анатомия Фаллера – качественная цветная книга, которая не углубляется в тонкости бугорков на костях и латинские названия, а дает понимание связей функций и структур в удобной форме. В конце каждой главы есть краткое содержание, что делает очень простым повторение материала в ночь перед соревнованием.
Watson J. D. Molecular biology of the gene . Прекрасный современный учебник молекулярной биологии от звездной персоны в мире науки. Это была первая книга о «молекулярке», которую я прочитал, и я до сих пор об этом не пожалел.
Futuyma D. Evolution . Эволюция, по моему мнению, самая сложная тема в биологии для понимания и изучения, и эта книга действительно непроста в усвоении. Но те, кто осмелятся ее открыть, найдут в ней и палеонтологию, и биогенез, и генетику, но, в основном, множество графиков, таблиц и гистограмм.
Michael T. Madigan Brock Biology of Microorganisms . Вдумчивое прочтение этой книги может заменить учебники по молекулярной биологии, биохимии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, основам медицинских знаний и эпидемиологии. Все темы, хоть как-то связанные с микроорганизмами, прекрасно рассказаны и проиллюстрированы.
Peter H. Raven Biology of Plants . Данный учебник ничем не лучше русскоязычных по количеству информации, но читать его стоит хотя бы ради иллюстраций жизненных циклов различных растений и грибов.
Интернет-ресурсы
Биомолекула . Самый научный среди научно-популярных ресурсов русского интернета. Здесь можно найти новости науки и дайджесты журналов, обзоры и спецпроекты, и даже статью за моим авторством.
Элементы большой науки . Сайт, следить за которым должен каждый. Здесь публикуются даже не новости, а пересказы новых громких научных работ, и еще множество всего.
Батрахоспермум . Дерзкий журнал научной направленности для любознательных и приятных людей с чувством юмора. Авторские статьи из этого журнала читаются с огромным интересом, и совсем не требуют тяжелых мыслительных усилий для понимания. При этом журнал освещает многие необычные и уникальные темы, о которых вы, скорее всего, больше нигде не услышите.
Написанное тут является сугубо личным мнением автора, сформировавшимся за время общения с людьми из разных ВУЗов и наблюдений за тем, как складывается их жизнь. Никоим образом не претендует на звание истины в последней инстанции.
Перед любым школьником рано или поздно встает вопрос:
быть или не быть куда поступать? Если ваш выбор пал на Биологический факультет нашего МГУ, эта статья вам может быть полезна. Хотя, если только думаете, куда идти, тоже можете что-нибудь для себя узнать.
Прежде всего, несколько слов о выборе и том, почему стоит идти туда или в другое место. В околобиологической когорте ВУЗов генерально можно выделить следующие направления:
·
Биология классическая
— старая, добрая. С ней все, думаю, понятно, это именно биология, без резкой специфики. Плюс ее (в отличие, скажем, от направления биоинформатики и иже с ними) в том, что вы так или иначе будете знать биологию вообще, а не крайне частный ее кусок. Вузы, готовые вам это предоставить - это в первую очередь, конечно, Биофак МГУ. Ну и Биофаки других приличных заведений типа СПБГУ или Казанского Университета. Определенный минус заключается в том, что после окончания идти (если по специальности, разумеется) можно в два направления: в науку и в преподавание. И в том, и в другом достойную жизнь снискать можно, но для этого надо неслабо постараться. А кому сейчас легко? Но, так или иначе, имейте в виду, что классическая биология (особенно полевая) - сейчас не мэйнстрим. С рукам вас, как специалиста, никто отрывать не будет. Хотя, повторяю, достойное место под солнцем завоевать можно.
·
Медицина
- это направление сильно отличается. Идти туда стоит только если вы хотите этим заниматься и свою дальнейшую жизнь видите связанной с медициной. Если так, то вас ждут различные меды: от ФФМа (Фундамеда) до кучи всяких нумерованых. Востребована эта область будет всегда, другое дело что зарплаты обычных врачей уже вышли из сферы анекдотов и перешли в черный юмор… Но, уйти в востребованную область можно и оттуда (всякая фармацевтика (там, кстати, наряду с химиками нужны микробиологи), микрохирургия и еще Бог знает что).
·
Биофизика, биоинжинерия, биоинформатика
- еще более специфическая область, получившая большое развитие лишь в последнее время. Ее плюс является ее же основным минусом: сейчас это мэйнстрим. Оно востребовано, да! Но на данный момент представляет из себя своего рода Юрфак, только в биологии. Туда ломятся все, кому не лень. Поэтому конкурсы дикие. Еще большой минус в том, что кончив, например, ФББ (факультет Биоинжинерии и Биоинформатики), вы не будете знать биологии в общем. Вы будете очень и очень узким специалистом: в своей области знаю все, в других - на уровне общей грамотности. К тому же, я знаю не одного человека, который пытался перейти с ФББ на Биофак, но не знаю ни одного противоположного случая. Они, скорее всего, тоже есть, но общая тенденция все-таки заключается в переходе «оттуда», чем «туда». Из приличных ВУЗов в этом направлении я знаю два: уже упоминавшийся ФББ и Биофак МФТИ (Физтеха). Про последний могу сказать только одно: имейте в виду, это физика. В первую очередь физика. Ну и потом, МФТИ находится
у черта на рогах в Долгопрудном.
·
Преподавание
. На самом деле, из классической биологии в него тоже можно прийти. Причем, как специалист, вы будете, возможно, даже компетентнее. Другое дело, что в различные педы поступить гораздо проще.
Поскольку моя компетентность в поступлении куда угодно, кроме Биофака находится примерно на уровне плинтуса… подвального этажа… говорить мы будем именно о нем, Биофаке.
Итак, чтобы туда поступить, надо сдать пять экзаменов: ЕГЭ по русскому, математике (профильный), химии и биологии и ДВИ (внутренний экзамен) по биологии. В 2016 году проходной балл составлял 431 (из 500). Это немало. И набирать эти баллы «честно и в лоб» достаточно сложно. Тут нам на помощь и проходят олимпиады.
Они бывают четырех уровней:
·
Всерос -
Она же «Всероссийская олимпиада школьников». Если вы стали призером или победителем заключительного этапа по своему профилю (у нас - биологии) - вы царь и Бог, все двери вам открыты, только аттестат получите. Вас берут автоматом. Если не по профилю - вы имеете 100 баллов за ЕГЭ по этому предмету. Это единственная олимпиада, которая не требует подтверждения ЕГЭ и учитывается с 9 по 11 класс (т.е. нет разницы, когда вы победили — вас все равно возьмут).
·
1 уровень -
котируется всеми ВУЗами. В контексте Биофака: если вы стали победителем по биологии, вас примут с распростертыми объятиями, если призером - вы имеете 100 баллов за ДВИ. Если не по биологии - в любом случае 100 баллов за ЕГЭ. Однако немаловажный момент, чтобы «сработала» ваша олимпиада первого уровня, необходимо написать ЕГЭ по этому предмету выше определенного порога. В 2017 году он выставлен на уровне 74 баллов (источник - зам.декана Биофака, Белякова Галина Алексеевна).
·
2 уровень -
берут в расчет некоторые ВУЗы, Биофака в их числе нет.
·
3 уровень -
совсем ерунда. Никому по большому счету не интересны.
Какая олимпиада какого уровня, смотрите тут:
Подробнее стоит поговорить об олимпиадах первого уровня по биологии. Их всего три: Ломоносовка (олимпиада «Ломоносов»), ПВГ («Покори Воробьевы Горы») и Питерская (олимпиада СПБГУ).
·
Ломоносовка
. Состоит из двух этапов: заочный и очный. Заочный - вы дома, сидя с чайком на диване, за несколько часов должны решить задания в режиме онлайн. Гугл у вас при этом никто не отбирает. Только следите, ради Бога, что вы оттуда списываете! Да и всех прочих людей тоже. Лайфхак: в свое время (это было давно и неправда) мы с одноклассником писали ее вдвоем, общаясь по Скайпу. Делалось это скорее прикола для, но вам никто не помешает использовать этот прием и с серьезными намереньями. Тогда компанию можно и расширить. Заочных этапа два, в разное время. Из них достаточно написать один: результаты никак не суммируются, сделано это только для того, чтобы не лишать вас шанса в случае, если в одну из назначенных дат вы сломали ногу, уехали к бабушке,
выиграли в лотерею. Очный - все серьезно, вы приходите и пишете уже на бумажке от руки, развернуто, все по-взрослому. Чтобы на него пройти, надо достойно написать заочный (больше его результаты нигде не учитываются: окончательные списки победителей формируются по результатам очного этапа). Содержание Ломоносовки с одной стороны достаточно разнообразно, с другой - в общем схоже из года в год. Там точно будет одно-два задания на натуралистику, задача на генетику, что-нибудь, связанное с генетическим кодом, и, почти наверняка, расчетная задача скорее на математику, чем на биологию. Поэтому очень рекомендуется перед очным туром прорешать задания прошлых годов. Минус Ломоносовки в том, что апелляции там нет почти никакой: она заочная и крайне мутная. Вы им все пишете, они вам говорят «принято-отказано». Без объяснений.
·
ПВГ
. Принцип действия тот же, что и у Ломоносовки: заочная, очная. Некоторая специфика в том, что на там очень не любят москвичей.
Слишком умные, потому что. Изначально ПВГ создавалась как альтернатива Ломоносовке для регионов России, но Москва побеждает и там. Так что если вам могут снять баллы - вам их снимут. Но попробовать никто не мешает - вдруг?
·
Питерка
. Субъективно легче, чем предыдущие две. По крайней мере многие люди, с которыми я общался, это признают. Также два этапа: очный-заочный. Некоторая проблема в том, что очный этап в Москве не вполне устоявшийся: он то есть, то его нет, то он появляются в последний момент и пишется в коридорах библиотеки МГУ. Поэтому, если вы делаете ставку на Питерскую олимпиаду, лучше просто поехать писать очный этап в тот же Питер или Казань.
В общем, ситуация такая. Однако, даже написанное тут не является истиной, отлитой в скрижалях. Система нашего образования устроена так, что окончательные свои предпочтения по олимпиадам (всем, кроме Всероса, он работает в любом случае) каждый ВУЗ устанавливает сам, причем он обязан это сделать до шестого июня текущего года. То есть, когда все олимпиады уже прошли (скажем, еще в 2015 году Биофак брал в зачет олимпиады второго уровня по химии и математике, в 2016 - уже нет). «Могучая тройка», про которую мы говорили - наиболее устойчивый оплот постоянства во всем непостоянном олимпиадном мире. Их тронут в последнюю очередь. Поэтому следите за новостями и пишите, все что только сможете.
Успехов вам!
Дополнительные плюшки.
«А она кто, дети или инвалид?» В небольшом количестве, но все же есть. Их дают за:
· Итоговое сочинение. От фиги без масла до трех баллов. Проверяют его уже внутри ВУЗа, причем критерии неведомы (был случай, когда сочинение, на проверке в школе получило крайне условный «зачет», а в ВУЗе два балла из трех).
· Отличный аттестат. Вообще, у аттестата есть три агрегатных состояния: с двойкой (то есть его отсутствие), среднестатистический и отличный. Про средний балл - ерунда, не учитывается. Отличный аттестат дает (точнее, давал в прошлом году) 5 баллов.
· Спортивные достижения. ГТО, олимпийское призерство (серьезно!) и еще что угодно, на усмотрение приемной комиссии - максимум 5 баллов.
Как и по чему готовиться к олимпиадам.
Еще раз оговорюсь, это исключительно мой опыт и мое виденье ситуации.
Книжки
. Наше все. Читайте, ребята. Это исключительно то, что я могу порекомендовать, исходя их своего опыта. Возможно, кому-то это будет слишком сложно - не расстраивайтесь, все придет с опытом.
·
Ботаника -
Лотова «Морфология и анатомия высших растений»
. Все и про всех. К слову, в этой области кружок дает неплохую базу по полевым знаниям (на Всеросе девятого класса она вам пригодится, когда будете определять травки).
·
Зоология беспозвоночных.
Два варианта. Либо
Догель «Зоология беспозвоночных»
— достаточно прост и понятен, но безнадежно устарел. Анатомию по нему учить еще можно (хотя, кое-где уже и ее перекопали), систематику - и не думайте. Либо
Рупперт с соавторами «Зоология беспозвоночных»
же. Четырехтомник. Свежий и современный, однако многим может показаться сложным. Содержит кучу не нужных подробностей, которые надо уметь выпускать. Но, несмотря на это, очень хорош.
·
Зоология позвоночных.
Тоже два варианта. Либо
Наумов-Карташов «Зоология позвоночных»
— проще в восприятии и содержит достаточно много описаний образа жизни, внешнего вида и т.д. Либо
Дзержинский «Сравнительная анатомия позвоночных»
. Это, ребята, жестко. Именно что сравнительная анатомия. Но зато там все разобрано по косточкам. Причем, отчасти и в прямом смысле тоже.
·
Цитология, генетика, биохимия.
Вариантов достаточно много.
Грин-Стаут-Тейлор «Биология».
Трехтомник. В нем есть всего понемногу и не на самом заоблачном уровне.
Ленинджер «Основы биохимии»
— это чисто биохимия и ничего лишнего. Дерябин,
«Функциональная морфология клетки»
— цитология на весьма серьезном уровне. «
Campbell
biology
»
— очень хорошая книга на английском. В последнее время была переведена, но из-за каких-то бюрократических проволочек не отпечатана. Ищите в интернете.
Интернет-источники.
Тоже крайне полезны.
Скрытый текст виден только
Иванова Альфия Минхафизвна учительбиологии –из выступления на секционном совещании учителей биологии-химии в рамках августовской педагогической конференции учителей Рыбно-Слободского района на тему: «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные : хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической .
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Условия подготовки к олимпиадам:
1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.
Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению биологии учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся биологией и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.
3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольк их принципов.
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
6. Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.
Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Отличное углубленное знание теории важно для успешного прохождения и теоретического, и практического тура Всероссийской олимпиады по биологии. Поэтому чем раньше вы начнете ее изучать, знакомиться с дополнительными, выходящими за рамки школьной программы материалами, – тем выше будут ваши результаты.
Представляем вам список учебных пособий, которые помогут получить необходимые знания.
Ботаника
- Федоров А. А. «Жизнь растений в 6 томах». – М.: Просвещение, 1974-1982.
- Алексеев Ю. Е., Новиков В. С., Скворцов В. Э., Ловягин С. Н. «Определитель растений нечерноземного центра Европейской России по вегетативным признакам». - М.: Русский университет, 2000. - 192 с.
- Чуб В. В. «Ботаника. Часть1. Строение растительного организма». – М.: МАКС Пресс, 2005. – 116 с.
- Зитте П., Вайлер Э. В., Кадераит Й. В., Брезински А., Кернер К.; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер. с нем. Хмелевской Н.В., Тарасова К.Л., Глазуновой К.П., Сухорукова А.П. «Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т.». - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Васильев А. Е. и др. «Ботаника: Анатомия и морфология растений: Учебное пособие». – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.
- Тахтаджян А. Л. «Мир растений». – М.: Просвещение, 1980. – 475 с.
- Федоров А. А., Кирпичников М. Э., Артюшенко З. Т. «Атлас по описательной морфологии высших растений. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 304 с.
Физиология растений
- Хелд Г. – В. «Биохимия растений». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 473 с.
- Зитте П., Вайлер Э. В., Кадерайт Й. В., Брезински А., Кёрнер К.; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер. с нем. Артемьевой О.В., Власовой Т.А., Карнаухова И.Г., Колесовой Н.Б., Чередниченко М.Ю.. Под ред. Чуба В. В.. «Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т.: Т. 2. Физиология растений». – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.
- Алехина Н. Д., Балнокин Ю. В., Гавриленко В. Ф. и др. / Под ред. Ермакова И. П. «Физиология растений». – М.: Москва. "Academia", 2005. – 640 с.
- Медведев С. С. «Физиология растений». – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 336 с.
- Eduardo Zeiger, Lincoln Taiz «Plant Physiology. 6th Edition ». – М.: Sinauer Associates, 2010.
Зоология беспозвоночных
- Шарова И.Х. «Зоология беспозвоночных» - М.: Владос, 2002. – 593 с.
- Догель В.А. «Зоология беспозвоночных» - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.
Зоология позвоночных
- Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х томах». – М.: Высшая школа, 1979. - 333 с.
- Шмальгаузен И.И. «Происхождение наземных позвоночных». – М.: Наука 1964. – 273 с.
- Дзержинский Ф.Я., Васильев Б.Д., Малахов В.В. «Зоология позвоночных» - М.: Академия, 2013. - 465 с.
- Дзержинский Ф.Я. «Сравнительная анатомия позвоночных животных» - М.: Аспект Пресс, 2005. - 304 с.
Анатомия человека
- Сапин М.Р. «Анатомия человека в двух томах». – М.: Медицина; Издание 4-е, 1997 – 1100 с.
- Ф.Кишш, Я.Сентаготаи «Анатомический атлас человеческого тела в 3-х томах». – М.: Академии наук Венгрии, 1973. – 312 с.
Гистология
- Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология, цитология и эмбриология; изд.5». - М.: Медицина, 2002. – 800 с.
- Заварзин А.А. «Сравнительная гистология». - С. -Петерб. ун-та, 2000. - 520 с.
- Юрина Н.А., Радостина А.И. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во УДН, 1989. - 253 с.
- Кузнецов С.Л. и Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В. Л. «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии» - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. – 374 с.
- Ченцов Ю.С. «Введение в клеточную биологию». - М.: ИКЦ "Академкнига", 2004. - 495 с.
- Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки». – М.: Мир, 1986. – 312 с.
Физиология человека и животных
- Шмидт Р., Тевс Г. (ред.) «Физиология человека в 3-х томах». – М.: Мир, 1996. - 323 с.
- Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности». – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.
- H.H. Данилова, А.Л. Крылова «Физиология высшей нервной деятельности». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.
- Данилова H.H. , Крылова А.Л. - Билич Г.Л., Кржижановский В.А. «Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия». – М.: ОНИКС, 2005. – 544 с.
- Камкин А.Г., Каменский А.А. «Фундаментальная и клиническая физиология». – М.: «Академия», 2004. – 1073 с.
- Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека. Том 1-3». – М.: Мир, 1996 – 330 с.
- Дубынин В.А. «Регуляторные системы организма человека». – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
Эмбриология
- Токин Б. П. «Общая эмбриология». – М.: М.: Высш.ая школа, 1987.- 480 с.
- Гилберт С. «Биология развития в 3-х томах». – М.: Мир, 1995.
- Белоусов Л.В. «Основы общей эмбриологии». – М.: Наука, Издательство Московского университета, 2005. – 368 с.
Микробиология
- Шлегель Г. «Общая микробиология». – М.: Мир, 1987. – 567 с.
- Гусев М.В., Минеева Л.А. «Микробиология». – М.: МГУ, 1992. – 448 с.
- Поздеев О.К. «Медицинская микробиология». - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с.
- Воробьев А.А., Быков А.С. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии». – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 236 с.
Молекулярная биология
- Под ред. Льюина Б. и др.. перевод с англ. Филипповича И. В. Под ред. Ченцова Ю. С. «Клетки». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 951 с.
- Льюин Б., пер. с англ. Кофиади И.А. [и др.]. Под ред. Ребрикова. Д.В. «Гены». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 896 с.
- Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки. В 3-х томах». – М.: Мир, 1993. - 539 с.
Биохимия
- Уайт А., Хендлер Ф. и др. «Основы биохимии: в 3-х томах». – М.: Мир, 1981. - 534 с.
- Нельсон Д., Кокс М. «Основы биохимии Леннинджера. Учебник в 3 томах». – М.: Лаборатория знаний, 2017 – 694 с.
- Кольман Я., Рем К. «Наглядная биохимия», - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 509 с.
- Казимирский А. Н. «Витамины и коферменты».
Генетика
- Инге-Вечтомов С.Г. «Генетика с основами селекции». – М.: Высшая школа, 1989. – 592 с.
- Курс лекций по общей и молекулярной генетике И. Ф. Жимулева, 2007.
Для того чтобы понять, на какие разделы стоит обратить особое внимание, решайте олимпиадные задания прошлых лет. А лучше записывайтесь на очные курсы и проходите обучение в выездных школах «Коалиции», где преподаватели помогут вам систематизировать подготовку и изучить все необходимые темы, которые встретятся на олимпиадах.