Подготовка и проведение лыжных походов кратко. Организация и проведение лыжного похода




Особенности лыжного туризма: ЛЫЖИ Наличие больше половины времени похода на ногах лыж откладывают свой отпечаток на всё: своеобразная нагрузка на разные группы мышц при движении; способ преодоления опасных и сложных участков маршрута; выбор пути движения по равнинам, лесу, льду и пересеченной местности; порядок движения группы на маршруте; и многое другое.


Особенности лыжного туризма: ЗИМА Зима для туриста лыжника не совпадает с календарной зимой. В лыжные походы на территории нашей необъятной Родины можно ходить начиная с поздней осени (ноябрь) и заканчивая весной (апрель). Зима – это самое суровое время года, к которому человек по природе своей приспособлен слабо. Зима – это снег, холод, метель, лавины и прочие другие признаки, характеризующие данное время года и порождающие на свет целый букет нюансов, которые необходимо в течение похода знать и учитывать.


Особенности лыжного туризма - особая подготовка к лыжному походу в лыжном походе чувство команды и необходимость в течение долгого времени жить и работать как единый организм ощущаются особо остро. Поэтому необходимо на подготовительном этапе учитывать каждую мелочь, готовить не только снаряжение и еду, но и тренировать свою физическую, техническую готовности, а так, же морально - волевые качества. Пренебрежительное отношение на этапе подготовки к любому из вышеуказанных направлений неминуемо снизит запас прочности группы, что с высокой долей вероятности приведет к аварии на маршруте.




Планирование маршрута и дневного перехода Обратить ВНИМАНИЕ: Автономность маршрута Короткий световой день Ледовая обстановка в районе Толщина снежного покрова Наличие зимних дорог, коммуникаций Необходимость днёвок Ночевки – чтобы были дрова Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» Трудность незапланированного схода с маршрута одного или нескольких участников


Планирование маршрута Район выбирается согласно пожеланию потенциальной группы из соображений: новизна, красота, сложность района, транспортные (финансовые) возможности. При планировании маршрутов 1-2 категории нецелесообразно ехать в далекие районы (для Западной Сибири), например Кодар, где сложность перевалов 2А-2Б


Автономность Автономность маршрута При планировании похода 1 кс (6дней и 100 км) желательно чтобы были короткие (1-2 дня) аварийные выходы с маршрута, Например, маршрут проходит рядом с приютами или н.п. Маршруты с высокой автономностью – как правило, от 3 к.с.




Ледовая обстановка в районе Руководитель выясняет: Закрыты ли основные реки, Есть ли наледи Особенности данного района (Хамар-Дабан – реки закрытые снегом, без льда, Кузнецкий Алатау- мокрые наледи, Тункинские гольцы – наледи) Источники информации: Личный опыт Отчеты других групп ПСО, местные охотники, рыбаки


Толщина снежного покрова Количество снега может кардинально повлиять на скорость группы. Одно дело тропить полуметровую лыжнную на Приполряном Урале, совсем другое - весело скользить по насту на соседнем (!) Полярном Урале. Для сибирских районов, типа Саян или Забайкалья, характерно наличие на реках наледей - участков чистого льда. Двигаться по ним как правило проще чем по заснеженному руслу и идти по таежному берегу






Ночевки – чтобы были дрова В походе, как правило, ночевки не планируют исходя из наличия рядом речек или озёр. Зимой вода всюду, топи – не хочу. Главное – чтобы дрова были. Однако всё же уже на маршруте стараются добывать воду, нежели топить снег, так как не надо тратить драгоценное время и энергию на растопку последнего. На Теректинском хребте - столкнулись с тем, что есть дрова но нет воды - (спускались с хребта сначала до ГЗЛ, затем до снега)


Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» В лыжном походе более часто встречается разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса». Лес – это экономия горючего и ГЛАВНОЕ – ужин и отход ко сну в тепле, а «вне зоны леса» - это необходимость защиты палатки от ветра, а так же отсутствие тепла вечером (если дрова не будут подтащены специально).




Физическая подготовка Тренировка выносливости Периодические тренировки на свежем воздухе, необходимы лыжные ПВД, необходим опыта ночевки в зимней палатке, для походов с ночевками выше зоны леса – опыт ночевок без дров (примусные ночевки / ночевки в снежной пещере) Тренировка переносимости холода Начинать надо малого, сначала контрастный душ, затем постепенно увеличивать время под холодной водой. Затем обтирание снегом, обливания в роднике ну и наконец купание в проруби, моржевание.


Морально – волевые качества Быть готовым жить долгое время в условиях низких температур (особенно критично в тундровых районах). Рассчитывать только на силы команды вследствие большей автономности Быть готовыми несколько недель, а то и месяц находиться в замкнутом коллективе. В течении всего похода вся команда живёт и проводит более трети времени в пределах замкнутого пространства – палатки (куда ты денешься с подводной лодки). Уметь терпеть, и стойко переносить все трудности лыжного похода, пытаясь получить от этого удовольствие и не унывать не при каких обстоятельствах. Стараться не допускать межличностных конфликтов, лучше уступить – все разборки после похода


Подготовка снаряжения Снаряжение готовить на совесть, так как его поломка может быть весьма неприятным и опасным явлением. Починить что-нибудь на морозе, особенно вне палатки крайне тяжело и не приятно. Реммастер (содержимое ремнабора) – должны быть готовыми исправить любую поломку снаряжения: поломка крепления потеря лыжи, разрыв палатки и пр.


Подготовка еды Низкие температуры позволяют в лыжных походах брать с собой еду, которая летом может испортиться в течении нескольких дней. Ведь зимой вы находитесь весь поход в постоянном качественном холодильнике, где не портятся не только с/к продукты, но также и в/к продукты. По сравнению с горными походами зимой берут больше жиросодержащих продуктов (сало).


Первые дни, начало маршрута Начало похода как правило знаменуется тем, что человек хочет много пить, кушать хочется пока не сильно, отсюда особенности составления раскладки. Это связано с адаптацией организма к условиям больших физических нагрузок, когда идёт активное потоотделение. Тут приходит очень существенная помощь в лыжном походе – саночки. Возможность их использования обусловлено наличием обильного количества снега, по которым саночки из баннера или тэзы катятся как по маслу, облегчая рюкзак килограмм на 10.


Основная часть маршрута Организм уже смирился с необходимостью каждый день работать на полную. Воды уже нужно ему меньше, так как он меньше потеет, но внутренние запасы энергии подходят к концу и желудок постоянно требует добавки. Как правило, в это время проходятся самые технически сложные участки маршрута


Этапы проведения лыжного похода Организация проведения маршрута состоит из этапов: Заполнение туристской группой заявочных маршрутных документов и подача их в маршрутно- квалификационные комиссии (МКК) рассмотрение заявочных документов в МКК и выпуск (допуск) на маршрут; прохождение маршрута, подготовка отчета о прохождении маршрута, рассмотрение отчета и зачет результатов в МКК.


Режим дня похода 1-2 категории сложности Завтрак и сборы 7:00-9:00 – 2 часа 1-й переход 30 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2км 2-й переход 40 мин + отдых 10мин – 50 мин, 2,5км 3-й переход 50 мин + отдых 10мин – 60 мин, 3км 4-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Обед – 80 мин, с 12:10 – 13:30 5-й переход 40 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2,5км 6-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 7-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 8-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Бивачные работы + ужин - 4 часа Ночной сон - 10 часов, 21:00-07:00


Режим дня похода 1-2 категории сложности Итого – 21 км Ходовое время – 5ч 40 мин Привалы – 2 ч 20 мин Скорости 3,6 км/час Утренние сборы – 2 часа Обед 1 ч 20 мин Бивачные работы и ужин – 4 часа Ночной сон - 10 часов (минус 1ч 40мин – дежурство каждого участника)




Естественные препятствия: склоны Склоны - Сложность их зависит прежде всего от крутизны и характера снежного покрова, что в конечном итоге и определяет тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности


Лавиноопасные склоны Крутизна, форма и ориентация склона формируют снегонакопление и определяют лавинную динамику снежной массы. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°: на них хорошо удерживается выпадающий и переносной снег, накапливаясь вплоть до критической массы. Отмечаются случаи схода лавины со склонов крутизной 1520°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными, поскольку снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин


Естественные препятствия: склоны Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким, неуплотненным снегом) преодолеваются обычно без лыж, движением след в след прямо вверх (вниз) или коротким траверсом. Ступени утаптываются постепенным спрессовыванием снега. Ногу следует ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки. Опасно слишком наклонять тело к склону.


Естественные препятствия: склоны Настовые и ледовые склоны преодолеваются без лыж, как правило, с использованием кошек, а при необходимости и вырубанием ступеней. На склонах до 30° поднимаются елочкой, разворачивая носки кошек тем шире, чем круче склон. На склонах до 40° и при траверсировании верхняя по склону ступня ставится горизонтально, а нижняя носком вниз. На участках круче 40° подниматься следует на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба.




Естественные препятствия: замерзшие водопады Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.


Естественные препятствия: заснеженные гребни Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрывка карниза в связке и со страховкой, которая организуется на 12 м ниже пути движения. Выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустим. При необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной части обрушивают.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки Замерзшие озера и реки. Наиболее опасны участки с тонким льдом или заснеженные промоины, которые образуются в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых вогнутых берегов на резких изгибах русла. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые, у группы всегда имеется возможность обойти.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки – теплые ключи Серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега провалы в таких местах происходят неожиданно при отсутствии мер страховки. Признаки ключевой промоины льда - выступившая на лыжне вода, парение надо льдом, неравномерная толщина снега Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь все дальше в сторону, пока на лыжне не перестанет проступать вода


Естественные препятствия: Замершие реки – опасные участки прибрежная кромка льда, устья естественных притоков, места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, полыньи, опоры мостов Иногда в порожистых местах вода прикрывается непрочными снежными подушками, удерживающимися на выступающих из воды камнях. Путь в таких местах следует выбирать ближе к выпуклому берегу, где глубина меньше, течение слабее, а лёд прочнее.


Естественные препятствия: наледи Наледи, кроме неприятности падений на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Д Движение по сырым наледям приводит к намоканию обуви и одежды, следствием чего могут быть простудные заболевания и обморожения.


Естественные препятствия: Трещины в ледниках Трещины в ледниках. Даже в среднегорье (Алтай, Саяны, горы Бырранга, Якутия, Северная Земля), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. У внешних изгибов ледника образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. В местах перегиба ледника образуются поперечные трещины с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину продольные трещины.




Опасности зимнего маршрута: Мороз «К холоду нельзя привыкнуть». Р. Амундсен. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы. Она научила его искусственным приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Отсутствие пригодной обуви для длительных лыжных походов, например, приводит к отморожению ног. Число таких отморожений составляет 90% общего количества отморожений (Ю. Штюрмер).


Опасности зимнего маршрута: снегопад Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.


Опасности зимнего маршрута: снегопад Снегопад (сырой снег) представляет реальную опасность, а борьба за сохранение палатки, своевременное принятие мер против обмерзания одежды и отморожений, умение быстро соорудить укрытие в снегу становятся борьбой за жизнь


Опасности зимнего маршрута: ветер Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма


Опасности зимнего маршрута: ветер Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре 30,5°, а при скорости ветра 15 м/сек температуре 36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный).


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Метель -неблагоприятное погодное явление, при котором наблюдается интенсивный перенос снега с помощью ветра. В метели переносится снег как поднятый с земли, так и тот, который только падает в качестве атмосферных осадков. Метель может быть вызвана вихрем, имеющим как циклональное, так и антициклональное происхождение. 3 вида метели – поземку, низовую и общую метель


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Пурга является одной из разновидностей метели, а именно – низовой метели. Ее вызывает ветер, дующий со скоростью не меньше чем 7 м/с. Во время пурги с поверхности земли поднимается свежий снеговой покров, которого не коснулся процесс таянья и который не успел покрыться ледовой корочкой. Особенностью пурги является то, что она может перемещать снег даже при отсутствии атмосферных осадков, при абсолютно чистом, безоблачном небе.


Метель, пурга, буран В пурге ветром переносятся обломки снежинок. В метели переносятся цельные снежинки. В результате метели снег укладывается на поверхность земли равномерно, с небольшой плотностью. После пурги снег уложен неравномерно – в виде дюн и барханов, с повышенной плотностью Бура́н степная метель. Бураном называют метель в степной местности


Опасности зимнего маршрута: Ограниченная видимость Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумноепрекратить движение.




Туман Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги вершинами, а отдельные маленькие камни чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке. Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла «Белая мгла» рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов


Опасности зимнего маршрута: Резкое похолодание Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в. сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.


Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды очищение неба от облаков и похолодание к вечеру; красная заря при заходе солнца на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца; к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман; дым от костра в безветрие поднимается «столбом»; слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры; уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца улучшение скольжения лыж к вечеру; повышение барометрического давления.


Признаки ухудшения погоды потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж; появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад), солнце садится в тучи, вечерняя и утренняя заря багрово- красной окраски, сильное мерцание звезд, появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу, появление вокруг солнца или луны белых кругов; ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру; отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания; на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»; падение барометрического давления, улучшение видимости.






Тактика, задачи для руководителей Вы планируете кольцо в середине маршрута 5 к.с. по Забайкалью. От заброски уходим наверх по притоку, затем проходим перевал 2А затем перевал 1Б, и по другой речке, на которой есть еще и красивый каньон с ледопадами, возвращаемся к заброске. Как правильно расположить перевалы (т.е. в каком направлении будет проще пройти кольцо)? а). как указано у условии б). в обратном направлении


Тактика, задачи для руководителей Хребет Кодар, 6 к.с., 6 чел. Середина похода, группа идет 3-й день 5-ти дневного кольца и отстает от графика на один день. Прошли перевал, оцененный руководителем 2Б к.тр., хотя по описаниям 12-тилетней давности, он 2А. На подъем он был прост, а все технические трудности были на спуске. Спуск (5 веревок) занял 5,5 часов. Для некоторых участников это был перевый перевал 2Б. На следующий день запланировано первопрохождение нового перевала, который хорошо просматривался прямо напротив с седловины пройденного перевала. Как было видно подъем простой, примерно 1Б к. тр. Имеется (и заявлен) запасной вариант обхода нового перевала по долинам. а). Идти первопроход б). Не идти перевопроход, воспользоваться запасным вариантом

В условиях лыжного похода турист длительное время находится на чистейшем морозном воздухе. Равномерная мускульная нагрузка, плавное скольжение, красота зимней природы, быстрая смена впечатлений, общение с коллективом туристов - все это дает большой заряд положительных эмоций.
У туриста-лыжника активно включаются в работу мышцы рук, ног, живота, спины. Поэтому походы на лыжах - отличное средство общефизической подготовки, которое поможет укрепить здоровье, стать более крепкими, выносливыми, закаленными.
При хорошем скольжении даже начинающий лыжник без особых затруднений может идти со скоростью 6 - 8 км/час.
Следует, однако, иметь в виду, что лыжные походы выходного дня отличаются от обыкновенной лыжной прогулки , и подготовка к ним должна быть более основательной. В условиях зимнего похода туристы подвержены действию низких температур довольно продолжительное время (6 - 8 часов). Путь группы проходит и по открытым, не защищенным лесом участкам местности при сильном ветре, по снежной целине. На пути могут встретиться заросли кустарника, пересеченная местность, лесные завалы, сугробы. С учетом всего этого следует подобрать туристическое снаряжение и экипировку.

Подбираем и готовим лыжи к походу

Основное требование к лыжам прочность, легкость. В условиях однодневных походов, если маршрут к тому же проходит по равнинной или слабопересеченной местности и плотному снегу, лучше подходят прогулочные лыжи с жесткими креплениями , с дужкой, которая прижимает рант ботинок к металлическим штырям. Для лесных маршрутов и при движении по сильнопересеченной местности, по рыхлому снегу и бездорожью лучше иметь лыжи типа «Турист», они немного шире прогулочных, гораздо прочнее и не проваливаются глубоко в свежем снегу. Чтобы лыжнику было легко управлять своим движением в лесу и на пересеченной местности, лыжи не должны быть слишком длинными.
Крепления выбирают в зависимости от условий похода и вида лыж. На обычных прогулочных лыжах лучше ставить жесткие рантовые крепления. Они легки, удобны и надежны. Для многодневных сложных походов рантовые жесткие крепления не подходят. На таких маршрутах следует пользоваться полужесткими универсальными креплениями с металлическими пружинами. Рант ботинка в таких креплениях фиксируется в щечках. Такие крепления позволяют пойти в поход практически в любой обуви: лыжных ботинках, рабочих сапогах, туристских ботинках, валенках. Чтобы под пяткой ботинка не налипал снег, на грузовую площадку лыж прибивают резиновые накладки, лучше из микропористой резины толщиной 2 - 3 мм.
Лыжные палки лучше из дюралюминиевых трубок типа «Москва».
Перед походом лыжи должны быть просмолены специальной смолой. Просмолка предохраняет лыжи от набухания под влиянием влаги, укрепляет древесину, улучшает связь мазей с лыжей.
На случай поломки лыж, креплений, палок необходимо научиться их ремонтировать. Для этого группа должна иметь ремонтный набор инструментов , материалов, запасных частей: плоскогубцы, отвертку, напильник, шило, легкий молоток, ножницы, комплект лыжного крепления, кольца к палкам, запасную лыжу, фанерные, алюминиевые, жестяные пластинки для накладок, проволоку медную и стальную, гвозди, шурупы, киперную ленту. Режим дня. В лыжном путешествии зависит от продолжительности светового дня, морозов и необходимости затрачивать больше (чем на пеших маршрутах) времени на разбивку лагеря и утренние сборы. В декабре - январе, а также в другое время при низких температурах приходится отклоняться от обычного режима и выходить на маршрут не ранее 9-10 часов утра, а также сокращать малые привалы.

Темп. При движении по готовой лыжне общий темп определяется по скорости наиболее «тихоходного» лыжника. Следует избегать резких рывков: периодическое перегревание и охлаждение на морозе опасно для здоровья, а на маршруте далеко не всегда имеются условия, чтобы сменить и высушить промокшую от пота одежду.

При движений по снежной целине темп группы определяется скоростью прокладки лыжни.

Порядок движения. При прокладке лыжни возможны несколько вариантов организации движения. Наиболее распространенные - с периодической сменой направляющего, которая происходит при значительной толщине снежного покрова через каждые 1-2 минуты. Если тропить лыжню тяжело, а в группе есть слабые товарищи, то их следует расположить через одного и сменять сразу по два направляющих.

В большой группе целесообразно выделить специальную команду из наиболее сильных туристов для тропления лыжни. Можно, разбив группу пополам, организовать поочередное движение подгрупп; пока одна отдыхает на малом привале, другая прокладывает лыжню. Затем отдохнувшие туристы обгоняют товарищей, а те останавливаются на отдых.

Порядок движения на лыжном спуске должен обеспечивать безопасность группы и вместе с тем учитывать технические возможности каждого лыжника. Перед спуском руководитель определяет путь, очередность спуска туристов и намечает пункт сбора под склоном.

Если склон большой и закрытый, то спускаться надо по этапам с промежуточными остановками. Во избежание падения (довольно обычного для третьего-четвертого и последующих туристов, когда их с резким торможением «выносит» по лыжне на целину) и для ускорения движения на безопасном склоне можно вести спуск на нескольких параллельных лыжнях. При прохождении склонов, где нет полной гарантии их лавинной безопасности, необходимо поставить наблюдателя.

Линия движения

Линия движения в зимних путешествиях отличается большей прямизной, чем в пеших или водных. Во многих случаях можно прокладывать путь напрямик через замерзшие болота и водоемы. Однако строить несложный поход только по азимуту не следует. Лучше воспользоваться любой попутной лыжней или удобной для передвижения санной дорогой.

При отсутствии лыжни или дороги можно двигаться по просекам, редколесью, руслам рек. Надо всегда помнить, что легче идти там, где снег менее глубок.

Поведение в лавиноопасной зоне. Зимой значительно повышается лавинная опасность. Это следует учитывать при выборе линии движения и не планировать переходов через вогнутые формы рельефа - снегосборные воронки, лавинные лотки, под гребнями с нависающими карнизами и вообще по всем склонам, где имеется достаточное количество снега, находящегося в неустойчивом состоянии.

Лавиноопасными могут быть склоны крутизной от 15 до 60°, если глубина снега на них более 30 см. Находясь в такой зоне, туристам не следует выходить на маршрут при неблагоприятном прогнозе - резком потеплении или похолодании, падении давления, во время и в первые день-два после снегопада, метели, дождя, фена.

При передвижении по склону надо избегать его пересечений, двигаться только вверх или вниз по линии ската, помня, что вогнутые склоны наиболее безопасны в своей верхней части, а выпуклые - в нижней. Продольные углубления на склоне - кулуары и желоба - при невозможности их обхода рекомендуется преодолевать в самых узких местах, по одному и с надежной страховкой. Вообще двигаться в лавиноопасной зоне приходится с наибольшей скоростью. Вместе с тем руководителю нужно следить, чтобы туристы избегали резких поворотов на лыжах, падений- всего, что может вызвать сотрясение склона.

Подъемы, спуски, торможения, повороты

Подъемы. На пологих подъемах рекомендуется использовать ступающий шаг с прихлопыванием для лучшего сцепления лыж со снегом.

На крутых и длинных склонах туристы двигаются зигзагами («серпентином»). На углах зигзагов поворачивают маховым поворотом вокруг ноги, причем поворот надо начинать с наружной, по отношению к склону, лыжи.

На коротких участках маршрута возможны подъемы «елочкой» или «полуелочкой». На очень крутых местах единственным способом подъема является «лесенка».

Большую роль при подъемах с грузом играет умелое использование упоров на палки.

Техника лыжных спусков. У начинающих туристов, имеющих, как правило, неокантованные лыжи и крепления, которые не фиксируют пятку на грузовой площадке, техника лыжных спусков ограничивается применением основной стойки и периодическим торможением на закрытых, крутых или раскатанных участках «плугом» или «упором».

По сравнению с обычным лыжником туристу, нагруженному рюкзаком, приходится на спуске шире разводить ноги, дальше выставлять одну лыжу вперед и стараться возможно мягче вписываться в неровности рельефа. Чтобы рюкзак под влиянием инерции не перемещался на спине и не изменял положения центра тяжести, его полезно пристегивать к поясу специальным ремнем.

Движение на длинных спусках лучше проводить зигзагами с поворотами из «упора», на проваливающемся насте-с поворотами переступанием или на месте вокруг нога.

На очень крутых склонах удобен спуск боковым соскальзыванием на ребрах лыж. Если склон зарос лесом с густым подлеском, то лучше спускаться ступающим шагом - «лесенкой». В отдельных случаях, при опасности наезда на товарища, дерево или камень, надо уметь применить экстренное торможение, умышленно падая назад набок или просто садясь в снег.

Спуски по глубокому рыхлому снегу. На подобных спусках туристы должны принять соответствующую стойку (обычную - при равномерном движении, переднюю - при ускоренном, заднюю - при замедленном) и обязательно выводить носки лыж из-под снега. Обе лыжи должны быть равномерно загружены. Иначе одна из них начнет зарываться в снег и турист потеряет равновесие.

Для новичка легче всего спускаться в стойке косого спуска, почти поперек склона с выездом на контруклон, что позволит ему легко затормозить для выполнения дальнейшего разворота на месте.

Преодоление препятствий

Если на пути лыжника встретится канава, небольшой ручей, поваленные стволы деревьев, изгороди, то их перешагивают боком, поставив предварительно лыжи параллельно препятствию. Не снимая лыж можно перейти и через более высокую преграду, если сесть на нее, упереться палками с двух сторон и, подняв ноги, перенести их одновременно на другую сторону.

В лесу не следует близко подъезжать к деревьям - можно легко провалиться в рыхлый снег у ствола или, наоборот, в предвесеннюю пору попасть на выступающие корни или наледь.

Въезжая солнечным днем под уклон в лес, следует сбавлять скорость, так как резкий переход от света к тени вызывает временное ослепление лыжника. Сбавлять скорость на спусках надо и на обледенелых лыжнях, накатанных транспортом дорогах, участках ветрового наста.

Преодолевая с ходу бугры, валы, лыжник должен несколько приседать на лыжах, а переезжая широкую канаву, овраг, наоборот, выпрямляться. Эти движения надо делать достаточно плавно, чтобы инерция рюкзака не вызвала падения.

Преодоление замерзших водоемов. Чтобы не попасть на тонкий лед, путь следует выбирать подальше от тех участков, где в озеро или реку впадает или вытекает проточная вода. Предварительной разведки требует- место спуска на лед, так как у береговой кромки лед провисает из-за зимнего понижения уровня воды.

При пересечении неизвестного и не внушающего доверия водоема рекомендуется идти с дистанцией в 5-8 м. Направляющий ударами палок о лед определяет его надежность для движения всей группы.

Пребывание на чистом морозном воздухе, энергичные физические упражнения полезны для закаливания и оздоровления организма. Картины зимней природы - заснеженные чащи, покой и белизна полей - благотворно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы.

Лыжные походы значительно сложнее по организации, требуют специального снаряжения, владения техникой передвижения на лыжах в различных условиях. Большой вес рюкзака, низкие температуры, ветер в морозные дни требуют от участников более высокой физической подготовленности, закалки. Основные правила пешеходных и горно-пешеходных походов распространяются и на лыжный туризм, но здесь есть свои особенности.

Во время лыжных походов следует помнить о необходимости соответствия нагрузок физической подготовленности и возрасту участников.

Для учащихся V-VI классов разрешены однодневные и двухдневные походы с общим километражем в первом случае до 12-15 км, а во втором до 25 км при скорости передвижения 3-4 км в час с грузом до 5 кг. Выход на маршрут разрешается при температуре не ниже 10° без ветра.

Учащиеся VII-VIII классов могут совершать однодневные, двухдневные и многодневные (до 8 дней) походы с дневным переходом до 18 км и с грузом не более 8 кг для девушек и 12 кг для юношей при температуре до -12° без ветра.

Учащимся IX-X классов разрешаются однодневные, двухдневные и многодневные походы до 8-10 дней при дневном переходе до 20 км с грузом для девушек 8-10 кг и для юношей до 14-16 кг при температуре воздуха до-15° без ветра.

Дневной переход для взрослых туристов составляет 25-30 км в день. Такой переход тренированная группа может выполнить без особых усилий, однако без регулярных тренировок, особенно в многодневных походах, такой путь пройти трудно.

При организации походов со школьниками не разрешается планировать ночлеги в полевых условиях. Для взрослых новичков организация такого ночлега также нежелательна.

Многодневные походы разрешаются только после нескольких пробных однодневных, двухдневных походов. В тренировочных пробных походах отрабатывается техника передвижения вначале без груза, а затем с походным грузом. В планы последних тренировочных походов должны быть включены дневные переходы, равные наибольшему участку дневного перехода по плану многодневного похода.

Наиболее оперативный состав группы 10-12 человек. В движении она меньше растягивается и находится в пределах видимости, для такой группы легче найти подходящее место или помещение для ночлега. При подборе групп для путешествий по любому виду туризма желательно, чтобы участники были равны по физической и технической подготовленности, но для лыжного похода это необходимо. В противном случае, ожидая отстающих, могут пострадать от мороза сильные туристы. Руководителем детской группы, как правило, является учитель, имеющий опыт участия в зимних походах; для многодневного похода руководитель утверждается отделом народного образования. Руководителем группы взрослых туристов-лыжников должен быть инструктор по лыжному туризму.

Собираясь в лыжный поход, помните о том, что вас будут ждать снег и низкие температуры, поэтому снаряжение должно быть соответствующим и обеспечивать Вам тепло и защиту от переохлаждений.
Возьмите с собой валенки, они понадобятся для тех, кто будет заниматься кухонными и костровыми работами, и выручат в случае порчи лыжных ботинок. Они должны соответствовать самому большому размеру ноги туриста из вашей группы. Могут пригодиться наборы из лыжных смазок, парафин, жировая смазка для пропитки обуви и запасные крепления. Так же неплохо было бы взять с собой пару запасных лыж.

Для осуществления более сложных походов необходимо иметь с собой двухслойную палатку и переносную печку.
Перед самим походом рюкзак, палатку и одежду всех участников необходимо обработать водоотталкивающим средством, это обеспечит защиту от грязи и воды.

Режим дня лыжников в походе зависит от возрастного контингента, т.е если в походе участвуют дети, необходимо обязательно корректировать продолжительность дистанции, и скорее всего вам в этом случае понадобиться чуть больше времени на разбивку лагеря и осуществление утренних сборов. При низких температурах необходимо будет выходить на маршрут около 10 утра, и сокращать по времени малые привалы.

При осуществлении движения по готовой лыжне общий темп группы определяется исходя из скорости самого медленного лыжника, т.е скорее всего ребенка. Следует избегать резких рывков в движении, потому что периодическое охлаждение и перегревание организма может быть опасными для здоровья. Ведь на трассе не всегда будут условия для смены и сушки промокшей от пота одежды. При движении по снежной целине групповой темп определяется исходя из общей скорости прокладки лыжни.

Если в походе присутствуют дети , то самый подходящий вариант прокладки лыжни будет следующим: выделяется команда из сильных туристов, которая делает тропление лыжни, и вслед за ней идут уже все остальные участники турпохода.

Есть второй вариант, представляющий собой поочередное движение, то есть пока одна группа отдыхает, другая занимается прокладкой лыжни, а затем отдохнувшие участники идут на обгон, а потрудившиеся остаются на отдых, этот вариант подходит в тех случаях, когда силы и подготовка в группе в целом одинаковые. Хотя при четком планировании его можно осуществить и вместе с детьми.

Порядок движения при спусках должен, прежде всего, обеспечивать безопасность группы, и обязательно учитывать возможности каждого лыжника. Тут за все должен отвечать руководитель группы. Следует осуществлять спуски только в тех местах, где гарантирована безопасность от схода лавин.

При резком потеплении и похолодании тоже не стоит осуществлять движение по спуску, а так же в первые, пару дней после метели, снегопада или дождя.

Подальше следует держаться от замерзших водоемов с тонким ледяным покровом, а так же от тех мест, куда впадает или откуда вытекает проточная вода. Ударами палок необходимо будет провести расследование такой местности.



mob_info