Почему айртон сенна лучше в мире автогонщик. Самый черный день: как погиб Сенна

Ровно 19 лет назад гибель легендарного бразильца потрясла весь мир. 1 мая 1994 года Айртон Сенна участвовал на Гран-при Сан-Марино.

В тот уик-энд было несколько серьезных знаков, заставляющих задуматься о воле рока. После пятничных свободных заездов со сломанным носом и ребром в больницу попал близкий друг Сенны — Рубенс Баррикелло . А на следующий день во время квалификации вылетел с трассы австриец Роланд Ратценбергер , разбившийся на сумасшедшей скорости о железный ограничитель. Как окажется после, именно этому гонщику планировал посвятить свою победу в Имоле Сенна .

К слову, эти роковые выходные в последний раз шокировали скорбными известиями. На данный момент Айртон Сенна — последний трагически ушедший автогонщик во время соревнований.

Все произошло на седьмом круге гонки. Машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену.

Позже появятся разные версии смерти великого гонщика. Некоторые эксперты до сих пор считают, что все оказанные медицинские меры бразильцу были лишь прикрытием, чтобы не останавливать соревнования. Ведь тогда бы организаторы гонки и представители FIA понесли бы серьезные убытки. Впрочем, подобные домыслы опровергаются официальными лицами.

Смерть Сенны повергла в трехдневный траур всю Бразилию. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Сенну похоронили на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.

В год трагической аварии бразильская сборная завоевала звание чемпионов мира по футболу. Свой титул бразильцы посвятили Айртону Сенне .

К десятой годовщине смерти пилота — 21 апреля 2004 года — перед Гран-при Сан-Марино на стадионе в Имоле был проведён футбольный матч. Против сборной Бразилии, составленной из победителей чемпионата мира по футболу 1994 года, вышли известные гонщики Формулы-1 (Михаэль Шумахер , Фернандо Алонсо , Рубенс Баррикелло и другие). Доход от проданных билетов перечислили в фонд Ayrton Senna Foundation.

Его могила стала местом паломничества. Его именем названы улицы в разных городах Бразилии, шоссе в провинции Сан-Паулу, а также несколько автодромов, на которых проводят этапы бразильских и южноамериканских гоночных чемпионатов.

Спустя некоторое время поворот «Тамбурелло» сгладили и снесли бетонную стену, создав там глубокую гравийную ловушку. В 1996 году там был установлен памятник Айртону Сенне : на высоком подиуме он сидит, свесив ноги, в комбинезоне пилота, и смотрит свысока на трассу, которая стала для него последней.

В октябре 2010 года вышел документальный фильм

1994 г. Гибель гонщика Айртона Сенны

После изобретения автомобиля появление автомобильного спорта не заставило себя долго ждать. Историки говорят, что первое автомобильное соревнование прошло 1894 году в Париже. Вскоре подобного рода состязания прошли в Германии, Италии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании. Они вызывали бурный восторг публики. Правда, на первых порах автогонки считались экзотическим развлечением. Лишь впоследствии, вместе с развитием техники, они приобретали все больший интерес. Это касалось как участников соревнований из числа богатых энтузиастов, так и зрителей, устроителей соревнований, а позже и богатых спонсоров. 1920–1930-е годы стали периодом первого европейского чемпионата среди гоночных машин - Автогонки Гран-при. Именно на его основе в послевоенное время (с 1950-х годов) возник чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами - знаменитая «Формула-1». Уже в те времена он снискал себе известность как самый дорогой и высокотехнологичный вид автогонок.

Безопасности участников соревнований и зрителей организаторы «Формулы-1» с самого начала уделяли огромное внимание. Установилось правило, по которому ни один болид не может выйти на старт гонки без прохождения всех необходимых проверок. Это касается и краш-тестов, и тщательного технического осмотра непосредственно перед стартом. На части гоночной трассы оборудуются боксы команд, где во время гонки может производиться дозаправка, смены резины, изменение настроек, быстрый ремонт машины. Такие участки гонщики называют пит-лейнами, а остановки машин в боксах команд - пит-стопами. Кроме всего прочего, в месте проведения гонок дежурят машины медицинской и других спасательных служб. Имеются также специальные автомобили безопасности - пейс-кары. Их используют в случае внезапного возникновения опасных участков на трассе. Когда пейс-кар выезжает на трассу, основная группа гонщиков должна выстроиться за ним в ряд и следовать на сниженной скорости. В это время на других участках трассы устраняются возникшие неполадки, преграды и т. д. Когда устранение неполадок завершается, пейс-кар покидает трассу, а гонка возобновляется в полном режиме.

К подобной системе чемпионат шел не один год. Особенно остро вопрос безопасности дал о себе знать в 1994 году. Этот сезон оказался едва ли не самым трагичным за всю историю «Формулы-1». На гоночной трассе возле города Имола в Италии проходил Гран-при Сан-Марино. 29 апреля там потерпел катастрофу автомобиль бразильца Рубенса Баррикелло. Гонщик разбил себе нос и переломал ребра, но остался жив. 30 апреля в результате аварии на гоночной трассе погиб австрийский пилот Роланд Ратценбергер. А 1 мая та же учесть постигла одного из самых знаменитых на тот момент гонщиков - бразильца Айртона Сенну. В историю автогонок эти трагические события вошли как «черный уик-энд» и вызвали массу вопросов об их причинах и последствиях. Тем более что до этого уик-энда на чемпионатах «Формула-1» целых двенадцать лет не было аварий со смертельным исходом. Гибель трехкратного чемпиона мира, профессионала автомобильных гонок, не могла не вызвать детальнейшего расследования обстоятельств, ее повлекших. Авторитет «Формулы-1» мог быть поставлен под сомнение…

Бразилец Айртон де Сильва Сенна шел к своей славе едва ли не с самого рождения (родился в 1960 году). И это отнюдь не пустые слова. Его отец был крупным землевладельцем и преуспевающим торговцем автомобилями. Будучи первенцем, мальчик мгновенно завоевал отцовское внимание. Вероятно, что уже в первые годы жизни Айртона его отцу пришла в голову мысль о необходимости приобщать сына к автогонкам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в свои четыре года малыш был усажен за руль карта. Каково? Вспомните себя в четырехлетнем возрасте. Что вы тогда осваивали? Трехколесный велосипед? А младший де Сильва уже носился на простейшем гоночном автомобиле с мотором в 1 лошадиную силу. Также отец приказал построить прямо на семейной ферме картодром, чтобы гонки для мальчика стали чем-то само собой разумеющимся. Проча сыну великое будущее в автоспорте, старший де Сильва закрепил за мальчиком и гоночного менеджера. Отец не ошибся.

В тринадцать лет Айртон впервые принял участие в соревнованиях по картингу. В семнадцать лет он стал победителем чемпионата Южной Америки по картингу и принял участие в чемпионате мира, где в семи гонках занимал вторые места. В двадцать один год он отправился покорять Европу, которая считалась Меккой для автогонщиков, и стал побеждать на чемпионатах разного уровня - «Формула-Форд 1600», «Формула-Форд 2000», «Формула-3». В то время он начал выступать под девичьей фамилией матери, т. к. фамилия де Сильва слишком распространена в Бразилии и существовала вероятность путаницы. С сезона-1984 началась его успешная карьера в чемпионате «Формула-1». Как гонщик, Сенна выступал за команды «Тоулмен», «Лотус», «Макларен». В 1994 году он перешел в команду «Уильямс», став участником которой вскоре погиб.

Говорят, что Гран-при Сан-Марино 1994 года не задался с самого начала. Кто-то видит в этом злой рок или трагическое стечение обстоятельств. Кто-то верит результатам следствия и считает виновным руководство команды «Уильямс». Кто-то полагает, что «черный уик-энд» стал результатом спланированной диверсии. Что же произошло в Имоле на самом деле? Почему именитый пилот, прозванный «Человеком дождя» за гоночное мастерство в условиях слякотной погоды, не сумел спастись?

Итак, 29 апреля 1994 года. Земляк и негласно протеже Сенны Рубенс Баррикелло совершал тренировочный заезд. Его болид «Джордан» при повороте задел обочину и на скорости 225 километров в час в буквальном смысле взлетел в воздух. Автомобиль пробил вершину барьера, сооруженного из шин. Еще в полете гонщик потерял сознание. Его «Джордан» совершил немыслимый кульбит, перевернулся еще несколько раз уже после приземления и остановился вверх колесами. Спасатели незамедлительно прибыли к месту крушения. Рубенс был отправлен в больницу. Сенна навестил пострадавшего, несмотря на запрет врачей. После разговора гонщики сделали вывод о необходимости пересматривать стандарты безопасности в «Формуле-1».

30 мая 1994 года в квалификации перед третьим этапом сезона погиб Роланд Ратценбергер. На квалификационном круге пилот совершил ошибку и был вынужден проехать по гравию. По этой причине заднее антикрыло его «Симтэка» получило повреждение. Это не было замечено и каким-то образом исправлено. Автомобиль двигался дальше по гоночной трассе. На скоростной развязке «Вильнев» поврежденное антикрыло оторвалось. В результате этого автомобиль утратил свою прижимную силу и сорвался с трассы. Скорость его движения на тот момент составляла порядка 314 километров в час. И вот на этой бешеной скорости машина врезалась в бетонную стену. Столкновение, правда, не было лобовым, удар пришелся по касательной. Гоночная машина пролетела еще почти сотню метров. Все это время она переворачивалась. Зрелище было ужасным. Зрители оказались повергнутыми в шок. В результате аварии гонщик получил очень тяжелую травму головы. Медики не могли его спасти. Через час после аварии австрийский пилот скончался, так и не придя в сознание.

Атмосфера вокруг чемпионата накалилась. На пресс-конференции, предварявшей заезд, 1 мая Айртон Сенна высказал сомнение в целесообразности дальнейшего проведения соревнований после гибели Ратценбергера. Он заявил, что если бы на то была его воля, то он бы точно отменил гонку. «Здесь нет трусов, все знают, за что получают деньги. Но одно дело - просто рисковать, а другое - идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие», - сказал он. Эти высказывания породили впоследствии массу кривотолков. Любители видеть во всем мистику утверждали, что гонщик предчувствовал собственную смерть. Но если обойтись без мистической ерунды, то можно предположить кое-что другое. А если Сенне было известно что-то такое, чего не знали остальные? Он мог иметь некие данные о том, что гонку пытаются планомерно сорвать. Вы спросите: почему он не озвучил их? Возможно, у него не было полноценных доказательств. Или же он был объектом шантажа и ничего не говорил, лишь давая смутные намеки. Впрочем, это лишь предположение.

Нужно сказать, что зрительский шок во время аварии - это одно, а последующая реакция спортивной общественности - другое. Они могут находиться на совершенно разных полюсах. Вот и гибель малоизвестного австрийского пилота мало кого всерьез взволновала. В жестоком мире «Формулы-1», где даже партнеры по команде зачастую являются заклятыми врагами, такое отношение было в порядке вещей. И тем более симптоматичным выглядит заявление Сенны, сделанное практически накануне старта. Что-то ведь подвигло его к таким мыслям и их публичному изложению. Что могло так потрясти славолюбивого и в достаточной мере циничного Айртона Сенну? Вопросы без ответа…

А между тем несчастья продолжались. 1 мая уже на старте собственно гонки произошло столкновение автомобилей гонщиков Юрки Ярвилехто и Педро Лами. В результате этого обломки их машин разлетелись в разные стороны, частично обрушившись даже на зрителей. Девять человек, не считая самих пилотов, получили ранения. Во время одного из пит-стопов в ходе гонки загорелась машина Йоса Ферстаппена. Казалось бы, возник еще один повод отменить или хотя бы приостановить гонку и провести тщательное расследование обстоятельств всех аварий уик-энда. Однако на это не пошли. Слишком большие деньги были вложены в чемпионат, чтобы срывать его практически в самом начале.

На трассу была выпущена машина безопасности. Следуя за ней, болиды должны были сбросить скорость. Тем временем с трассы убирали обломки машин Ярвилехто и Лами. За машиной безопасности пилоты ехали вплоть до седьмого круга. Затем ее убрали с трассы, и обычное скоростное движение болидов было восстановлено. На седьмом круге и произошла следующая трагедия, которая затмила собой все печальные происшествия того уик-энда.

Айртон Сенна вошел в скоростной поворот «Тамбурелло». Скорость его болида на момент входа в поворот составляла 310 километров в час. На этом повороте именитый гонщик по какой-то причине не смог повернуть свой «Уильямс». Машина, вместо того чтобы аккуратно вписаться в поворот, пошла прямо. Пилот попытался затормозить. Скорость была сброшена до 220 километров в час. Но справиться с управлением и избежать столкновения с преградой Сенне не удалось. На этой огромной скорости автомобиль врезался в бетонную стену. Это опять же было не лобовое, а касательное столкновение. Однако данное обстоятельство мало что меняло. Несущуюся машину стена буквально стирала, как наждак стирает металлическую деталь. Обломки болида разлетались в разные стороны. От соприкосновения со стеной у автомобиля вырвало колесо. Оно подлетело вверх и вскоре упало, ударив по машине. «Уильямс» остановился…

Публика, следившая за гонкой на стадионе, миллионы телезрителей во всем мире пришли в оцепенение. Была надежда, что Сенна вот-вот выберется из покореженной машины, снимет шлем и, неистово выражая свои эмоции по поводу инцидента, отправится в ближайший бокс своей команды. У публики были все причины полагать, что такой вариант являлся вполне вероятным. Ведь с бразильцем уже случались аварии. Некоторые из них выглядели гораздо серьезнее, чем эта. Бывало, что машина разбивалась вдребезги, а гонщику все было нипочем - обходилось легкими травмами. В этот раз не обошлось…

После столкновения его болида с бетонной стеной Сенна из машины не выбрался. К «Уильямсу» быстро подбежал один из стюардов. Бросив взгляд в кокпит (место пилота), он замахал руками. Это был сигнал бедствия. Сомнений не оставалось практически никаких: произошло что-то страшное. Публике лишь оставалось гадать - погиб ли их кумир или остался жив, получив травмы. Между тем гонка продолжалась, и болиды других гонщиков проходили поворот «Тамбурелло». Однако то, что происходило на трассе, в тот момент уже мало кого интересовало. Все внимание было приковано к машине Сенны. Лишь с прибытием медиков гонку приостановили.

Прибывшие на место аварии врачи извлекли бразильского гонщика из обломков «Уильямса». Внешне Айртон не подавал никаких признаков жизни, но все же был жив. На месте была сделана срочная трахеостомия (введение в трахею специальной трубки). К месту катастрофы прибыл вертолет медицинской службы. Гонщика погрузили в него и отправили в госпиталь для дальнейшего обследования и возможного лечения.

В госпитале Сенну подключили к аппарату искусственного дыхания. Проведенное обследование показало, что мозг спортсмена к тому моменту был уже мертв. После консилиума медики приняли тяжелое, но в принципе закономерное решение: искусственная поддержка жизни тела Айртона была прекращена.

Был ли у бразильского гонщика шанс избежать смерти после столкновения его болида с бетонной стеной? Расследование обстоятельств показало, что сама по себе авария могла бы и не вызвать смертельного исхода, если бы не правое переднее колесо машины. От удара оно оторвалось вместе с куском подвески, подлетело вверх и опустилось Сенне на голову. Шлем в данном случае не смог его спасти. Металлический кусок подвески пробил его и нанес смертельную травму.

Итальянские власти живо принялись за расследование обстоятельств аварии с участием трехкратного чемпиона мира. Оно отличалось тщательностью и, можно даже сказать, дотошностью. По всей видимости, они считали это делом чести. К тому же Сенна являлся наполовину итальянцем, так как его мать родилась в Италии. Ничего подобного по своей масштабности после гибели Роланда Ратценбергера итальянская прокуратура не начинала. Понадобилась смерть известнейшего гонщика, чтобы начать распутывать клубок странностей «черного уик-энда». Время показало, что следствие было весьма односторонним.

Расследование оказалось делом непростым. Итальянские следователи не торопились, полагая, что молниеносность в данном случае будет излишней. Поэтому в суд дело было передано только в 1996 году. В качестве подсудимых фигурировали шестеро человек - руководство и технический актив команды, а также организаторы гонки. Основные претензии были выдвинуты к трем представителям команды «Уильямс» - той самой команды, за которую и выступал в «Формуле-1» Айртон Сенна. Эту тройку составили владелец команды Фрэнк Уильямс, технический директор Патрик Хед и шеф-дизайнер Эдриан Ньюи.

В ходе расследования были установлены причины аварии. Было заявлено, что она произошла из-за технической неисправности гоночного автомобиля «Уильямс», пилотом которого был Айртон Сенна. Следствием было установлено, что накануне гонки пилот высказал нарекания по поводу расположения руля. Бразилец якобы утверждал, что руль в «Уильямсе» расположен неудобно, и просил как-то эту проблему решить, подвинув руль поближе. Просьба, если она и в самом деле имела место, была удовлетворена. Механики разрезали рулевую колонку, вставили и впаяли туда металлическую трубку. За счет этого рулевая колонка и была удлинена. То, что такая техническая операция была проделана, сомнений не возникает. После аварии эта вставка оказалась сломанной по месту сварки. Однако эксперты не сумели определить, когда эта поломка произошла: перед аварией или во время столкновения со стеной. Но в качестве основного предположения был избран именно первый вариант. Следствие посчитало, что металлическая вставка отпаялась к седьмому кругу. Руль стал немыслимо ходить, автомобиль потерял управление, а гонщик в данной ситуации оказался бессилен что-либо сделать. Он повернул руль, который по причине поломки уже никак не мог управлять болидом. Неподконтрольный воле пилота «Уильямс» помчался прямо, чтобы в считаные секунды встретиться с непреодолимой для себя преградой.

В чем же обвинялись подсудимые? Руководству и техническому активу команды «Уильямс» предъявили обвинение в непреднамеренном убийстве. Итальянское законодательство за такой вид преступления предусматривает до пяти лет лишения свободы. Естественно, что обвиняемые с этим не согласились. Поскольку сторона обвинения строила свои доводы на претензиях к состоянию рулевого управления, то сторона защиты оспаривала результаты криминалистической экспертизы. Защита утверждала, что рулевая колонка разрушилась в результате удара о стену, а никак не от халатности механиков. При этом виновным в аварии адвокаты объявили самого Айртона Сенну, который не сумел справиться с управлением при нормально функционировавшем руле. Как быстро герой автогонок, умевший выкручиваться из сложнейших ситуаций на трассе, мастерски водивший болид во время проливных дождей, был объявлен неумехой! Ведь только так, по логике адвокатов, можно назвать гонщика, который без причины потерял управление на совершенно некрутом повороте.

Суд по данному делу длился более трех лет, однако ясных ответов о трагическом происшествии 1 мая 1994 года так и не было получено. Возможно, потому, что аварии «черного уик-энда» так и не стали изучаться в комплексе. Быть может, тогда были бы вскрыты факты, которые перевернули бы ход следствия и судебного процесса. А так в конце 1997 года суд вынес туманное, если не сказать «мутное», решение. Организаторы гонки и глава команды «Уильямс» были признаны полностью невиновными. Претензии оставались только к техническому директору и шеф-дизайнеру команды. Сторона обвинения требовала для них по году лишения свободы условно. Однако суд посчитал, что в их действиях не было состава преступления. Как говорится, всем спасибо, все свободны.

Остается непонятным, почему вообще следствие зациклилось исключительно на проблеме рулевого управления «Уильямса» Айртона Сенны. Ведь существуют и другие версии причин катастрофы, произошедшей на повороте «Тамбурелло». Высказывалось мнение, что причиной мог стать недостаточный прогрев шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности. В то время в гоночном мире господствовало мнение, что болид должен быть как можно ближе к земле, с крохотным дорожным просветом. Высота болидов была такой маленькой, чтобы создавать большую скорость движения воздуха, а вместе с тем и низкое давление, прижимающее машину к земле.

Чем быстрее воздух проходит под машиной, тем ниже его давление. Значит, машину надо уменьшить, чтобы воздух под ее днищем проходил как можно быстрее. Низкая машина лучше прижимается к земле. Однако если днище касается земли, то поток воздуха перекрывается, давление на машину резко падает, сцепление тоже, и прямо на повороте водитель теряет управление. На одиннадцатой секунде седьмого круга из-под днища «Уильямса» Сенны вылетали искры. Это может свидетельствовать о его контакте с поверхностью трассы. Так как до этого покрышки успели остыть за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими.

Что бы ни было реальными причинами аварии 1 мая 1994 года, эта трагедия стала этапной в истории «Формулы-1». После гибели Айртона Сенны организаторы чемпионата пересмотрели свое видение обеспечения безопасности гонок. Были приняты многие меры, чтобы избежать аварий в будущем либо минимизировать их последствия. Поворот «Тамбурелло» и подобные ему участки на других трассах «Формулы-1» были перестроены. Уроки, извлеченные из первомайской трагедии, навсегда изменили автоспорт.

Из книги Моя судьба автора Лауда Ники

Из книги Михаэль Шумахер. Его история автора Хилтон Кристофер

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

1994 Михаил Дудин – поэт; скончался 2 января на 78-м году жизни;Роман Ткачук – актер театра: пан Владек из «Кабачка 13 стульев»; кино: «Служили два товарища» (1968), «Деревенский детектив» (1969), «Ты – мне, я – тебе» (1977) и др.; скончался 10 января;Олег Коротаев – боксер, пятикратный

Из книги Сергей Сергеевич Аверинцев автора

Из книги Ликвидатор. Книга вторая. Пройти через невозможное. Исповедь легендарного киллера автора Шерстобитов Алексей Львович

1994 год В один из приездов в Москву, из телефонных переговоров кого-то из «Измайловских», стало понятно, что «Аксён» сотоварищи посетят проходящие в Лужниках соревнования по единоборствам. До них оставалась пара дней, и я занялся тщательным осмотром прилегающих

Из книги Алла Пугачева: В безумном веке автора Раззаков Федор

Из книги Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг. автора Жеребцова Полина

1994 «Не делайте мне больно, господа» (А. Пугачева – А. Алов)«Любовь, похожая на сон» (И. Крутой – В. Горбачева)«Так и скажи, что не любишь меня» (А. Пугачева)«Ты мне должен закаты» (А. Укупник – А. Алов)«Песня про рушник» (Майборода – Малышко)«Бессонница» (А. Пугачева – Л.

Из книги Владимир Вениаминович Бибихин - Ольга Александровна Седакова. Переписка 1992–2004 автора Бибихин Владимир Вениаминович

1994 «Осенний поцелуй» («ЗД» – 1-е – 3 месяца, 9-е, 17-е)«Ты хочешь, чтобы я сказала «да» («ЗД» – 14-е, 3-е, 4-е, 6-е, 10-е, 19-е)«Сильная женщина» («ЗД» – 4-е, 12-е, 2-е, 5-е, 3-е)Итоги-941. «Сильная женщина» («ЗД»)6. «Ты хочешь, чтобы я сказала «да» («ЗД»)8. «Осенний поцелуй»

Из книги Переписка 1992–2004 автора Седакова Ольга Александровна

1994 25.03.Привет, Дневник!Живу я в городе Грозном на улице Заветы Ильича. Зовут меня Полина Жеребцова. Мне 9 лет.26.03.На день рождения, 20 марта, мама купила торт с орехами. Мы были в центре. На площади много людей. Люди кричали. Были дедушки с бородами. Они бегали по кругу.Ленин

Из книги Девица Ноvодворская [Последняя весталка революции] автора Додолев Евгений Юрьевич

Из книги Без знаков препинания Дневник 1974-1994 автора Борисов Олег Иванович

1994 Keele , 19.3.1994Дорогой Владимир Вениаминович,Я знаю, что Ольгу и Вас можно поздравить с благополучным разрешением. Посылаю новорожденному ложку на зубок. Мне понравился ее девиз .Наверное, Вам некогда писать? Мне хотелось бы многое Вам рассказать, но сейчас не

Из книги автора

1994 PS Напомню: резонанс «нововзглядовских» публикаций был таков, что со мной решил побеседовать начальник управления КГБ (АФБ, МБР, ФСК) по г. Москве и Московской области Евгений Савостьянов. Он, что называется, на пальцах объяснил нам, что тексты Лимонова и Новодворской

Из книги автора

1994 год январь 5 По прочтении... Додин рассказал улыбаясь, что сегодня всю ночь читал обо мне книгу[ 133 ] и очень доволен. Посоветовал Караулову этим заниматься, а не «моментом истины». Только Караулов этого не слышал.Книга и мне нравится - с оговорками. В особенности разбор

Гран При Сан-Марино 1994 стал последним в жизни одного из самых Великих гонщиков Формулы 1 Айртона Сенны. Предлагаем вашему вниманию материал, опубликованный на F-1.Ru несколько лет назад и рассказывающий о том, как прошли последние дни и часы Бразильского Волшебника.

Утром Айртон Сенна покинул свою виллу, расположенную в элитном курортном местечке Quinta do Lago в португальском Алгарве. По рассказам невесты Айртона Адрианы Галистеу, он не очень хотел уезжать и с нетерпением ждал вечера воскресенья, когда должен был вернуться обратно домой. Сама Адриана предпочла отказаться от поездки.

Прежде, чем отправиться на автодром имени Энцо и Дино Феррари, на своем личном самолете British Aerospace HS125 под управлением пилота Оуэна О"Махони Айртон Сенна направился в Мюнхен на встречу с руководством Audi, где должен был провести переговоры о приобретении лицензии на продажу машин немецкого концерна в Бразилии. Спустя несколько часов его ждал еще один перелет – в этот раз в Болонью. Там, пересев в аэропорту Форли на вертолет, Айртон отправился в Падую, на завод по производству велосипедов «Carraro». Трехкратный чемпион мира должен был подписать контракт с итальянской фирмой по поводу выпуска велосипедов под его брендом «S». После окончания сделки Сенна вместе с основателем «Carraro» Джованни Карраро отправился в отель на пресс-конференцию.

Айртон не скрывал, что после завершения карьеры был намерен попробовать себя в роли предпринимателя, и собирался рассказать об этом журналистам, но тех, естественно, больше интересовала Формула 1.

«Для меня чемпионат начинается только в Имоле», - заявил Сенна на пресс-конференции.

Также Айртон Сенна поделился мнением по поводу того, использует ли команда Benetton запрещенные электронные системы.

«Я не могу ничего сказать по этому поводу. Трудно судить о том, что доказать невозможно», - сказал Айртон.

В 17:30 бразилец наконец-то отправился на автодром имени Энцо и Дино Феррари, где меньше, чем через сутки должны были стартовать свободные заезды третьего этапа 1994 года. Прежде, чем поехать в гостиницу, Сенна хотел встретиться с командой.

В 18:00 вертолет приземлился на территории трассы в Имоле. Айртон встретился со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном, поговорил с Ричардом Вестом, директором Williams по маркетингу, о своих рекламных обязательствах и том, как прошли переговоры с «Carraro». Также понаблюдав за подготовкой болида и обсудив с командой аэродинамические изменения болида после тестов недельной давности во Франции, Сенна отправился в отель.

Гостиница в Кастель-Сан-Пьетро, курортном городке, в 10 км к западу от Имолы, была местом McLaren, с 1989 года команда из Уокинга во время проведения Гран При Сан-Марино останавливалась там. Но даже после перехода в Williams Сенна предпочёл это место. Он забронировал комнату под номером 200, которую занимал каждый раз, - полулюкс стоимостью 150 фунтов за ночь, состоящий из спальни, ванной комнаты и небольшой гостиной.

Фрэнк Уильямс, владелец Williams, расположился этажом ниже, в то время, как большая часть его команды остановилась в другом отеле. Выше расположился Рон Деннис, руководитель McLaren.

Сенна путешествовал налегке. Он не любил большое окружение, однако в этот раз сопровождающих было больше, чем обычно - брат Леонардо, менеджер Джулиан Джекоби, друг Антонио Брага, журналист бразильского TV Globo Гальвано Буэно, один из немногих кому доверял Айртон, управляющий директор Селсу Лемус, физиотерапевт Йозеф Леберер

Вечером они все вместе собрались за ужином, а в после 22:00 Сенна вернулся в свой номер. Он редко ложился спать до полуночи, но известно, что был отъявленным засоней.

Пятница, 29 апреля, 8:30

За час до начала свободных заездов Айртон Сенна на вертолете отправился на автодром. Между этапами в Японии и Сан-Марино команда Williams провела тесты на французской трассе в Ногаро, и обещала большое количество модификаций перед гонкой в Имоле. Однако бразилец был настроен скептически по поводу новинок. Болид FW16 уступал в скорости Benetton, несмотря на наличие более мощного двигателя.

«Мы постоянно меняли настройки болида в попытке найти отличную комбинацию, которая могла бы превратить обещанную скорость в реальную. Однако сложно освоить машину, если ее поведение постоянно меняется. Это превращается в замкнутый круг», - заявил Деймон Хилл, напарник Айртона Сенны по Williams.

Однако, по мнению британца, трехкратный чемпион мира мог справиться с любыми проблемами.

«Айртон обладал огромным потенциалом, который мог компенсировать любой недостаток в шасси», - признался Деймон.

Началась первая часть свободных заездов. Айртон Сенна проехал 22 круга с лучшим временем 1.21.598, что было быстрее на секунду, чем время его напарника Деймона Хилла. Тем не менее, бразилец в отличие от партнера по команде, приятно удивленного поведением обновленного болида, оказался недоволен. Айртон полагал, что в Williams выбрали неправильное направление в развитии машины и в течение долгого времени после окончания первой практики, обсуждал детали со своим гоночным инженером.



Пятница, 29 апреля, 13:14

На 14-й минуте первой квалификации Айртон завершил свой быстрый круг и вышел в лидеры. В то время, когда он находился на круге возращения в боксы, в повороте Variante Bassa в тяжелую аварию попал гонщик Jordan Рубенс Баррикелло - машина подлетела на поребрике и на скорости 225 км/ч ударилась об ограждение.


Существуют противоречивые данные по поводу реакции Айртона. Он не видел аварию и послал свою помощницу Бетисе Ассумпачио в боксы Jordan, чтобы узнать подробности. Сам же отправился в медицинский центр. Входные ворота были закрыты, и ему пришлось перелезть через забор. Рубенс Баррикелло пришёл в сознание через несколько минут после аварии и увидел возле себя Сенну.

«Первым, кого я увидел после аварии, был Айртон. У него были слёзы на глазах. Таким я его ещё не видел, - рассказывает Рубенс. - У меня сложилось такое впечатление, будто бы он воспринял мою аварию как собственную».

Увы, слёзы Айртона были далеко не последними по ходу того уик-энда.

Спустя несколько минут Сенна вернулся в боксы Williams.

Пятница, 29 апреля, 13:40

Квалификация возобновилась. Сенна сразу улучшил свой собственный результат и показал лучшее время уик-энда. Тот факт, что он сделал это ещё на не до конца знакомой ему машине и в тяжёлом эмоциональном состоянии после аварии Баррикелло, доказал насколько велики были его смелость и мастерство.

Но было и доказательство того, что Айртон был уже не так целеустремлен, как раньше. Во время свободных заездов Сенна подозвал своего личного пилота Оуэна О"Махони.

«Оуэн, у меня есть кое-что для вас», - сказал Айртон и достал из своей сумки три фотографии с автографами.

«Это было очень странно, - рассказывает О"Махони. - В течение долгого времени я хотел попросить его сделать это, но не хватало смелости. Удивительно было то, что сделал он это во время сессии. Это было не похоже на Айртона, поскольку во время заездов он обычно думал только о трассе. Создалось такое ощущение, что он хочет завершить то, что когда-то недоделал».

Несмотря на поул, Сенна был недоволен своим болидом. После квалификации он вёл долгую и оживлённую дискуссию со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном. Позднее прервал своё интервью с журналистами и отправился в расположение команды.

Марк Фогарти, журналист издания Carweek: «Я был поражён в своё время тем, насколько сосредоточено отвечал Айртон на наши вопросы. Если он соглашался давать интервью, то отдавал журналистам всё своё внимание. Иногда Сенна так долго отвечал на вопросы, делая паузы, что казалось, будто бы он не слышал, но на самом деле он просто думал над ответом. Но в этот раз он не был сконцентрирован на интервью, часто останавливался при ответах - создалось ощущение, что он был психологически измотан».



Когда журналист RTL Кай Эбель спросил Сенну об инциденте с Рубенсом Баррикелло, трехкратный чемпион мира три раза начинал свой ответ, и каждый раз терялся в мыслях, а затем перевел тему, заявив, что трасса в Имоле является опасной.

«На данный момент я – единственный чемпион мира в пелетоне. В прошлые годы я часто открывал рот, но теперь понял, что лучше не высовываться», - ответил Сенна на вопрос о том, почему гонщики никак не могут повлиять на ситуацию с безопасностью.

После двух часов работы с гоночным инженером Айртон Сенна покинул автодром и вернулся в гостиницу. Физиотерапевт Йозеф Леберер провел процедуру массажа. Айртон сказал ему, что Рубенсу Баррикелло очень повезло и он не получил серьезных травм. Леберер в тот момент отметил неожиданную обеспокоенность своего подопечного.

Пятница, 29 апреля, 23:00

Айртон Сенна после ужина в небольшом ресторане Trattoria Romagnola вернулся в свой номер и позвонил Адриане Галистеу.

«Он рассказывал об инциденте с Рубенсом Баррикелло, и в его голосе слышалось отчаяние, даже паника, - рассказывает Галистеу. - Затем он заплакал».

Началась вторая часть свободных заездов, по итогам которой Айртон, проехав 19 кругов, показал время - 1.22.030 После окончания тренировки Сенна признался, что доволен машиной. Напряженная работа наконец-то начала приносить свои плоды.

Между тем утром из госпиталя Маджиоре в паддок вернулся Рубенс Баррикелло – правая рука бразильца была перевязана, нос сломан. Он сказал Сенне, что отправляется домой в Бразилию и будет смотреть гонку по телевизору. Гоночный уик-энд для молодого бразильца был закончен, но журналистам он сообщил, что вернется через две недели в Монако.

Суббота, 30 апреля, 13:18

Практически ровно через сутки после инцидента с Рубенсом Баррикелло произошла ещё одна ужасная авария. Но в отличие от Рубенса у новичка Формулы 1 Роланда Ратценбергера не было никаких шансов на выживание. Simtek австрийца на скорости 320 км/ч вылетел с трассы в повороте Villeneuve, и ударился об стену.

От удара машину отбросило обратно на трассу. Телевизионные камеры запечатлели момент, когда разбитый болид остановился, и голова австрийского гонщика безжизненно наклонилась в правую сторону.

Когда Айртон Сенна, находившийся в тот момент в боксах, увидел аварию, он закрыл лицо руками и направился к выходу из боксов. Спустившись вниз по пит-лейн, он сел в машину безопасности и отправился на место инцидента. Когда он прибыл туда, тяжело травмированного Ратценбергера уже отправили в медицинский центр.

Деймон Хилл в отличие от своего напарника находился на трассе в момент в аварии и проехал возле разбитой машины.

«Я видел разбросанные обломки на трассе и, глядя на место инцидента, у меня сложилось впечатление, что авария была очень серьезной. Нам повезло с Рубенсом Баррикелло накануне, но в этот раз все было куда хуже», - рассказывает Хилл.

Бригада врачей во главе с медицинским делегатом FIA профессором Сидом Уоткинсом прибыла на место инцидента спустя 25 секунд. Роланд Ратценбергер был извлечен из болида. Австриец получил серьезные травмы головы и шеи, и клинически был мертв. На месте был сделан массаж сердца, а через семь минут после аварии на место прибыла машина скорой помощи. Из медицинского центра трассы Ратценбергер на вертолете был отправлен в госпиталь Маджиоре

Из госпиталя в Болонье пришло сообщение о смерти Ратценбергера. Это был первый смертельный случай в Формуле 1 с 1986 года, когда на тестах в Поль-Рикар погиб Элио де Анджелис.

На месте инцидента Сенна увидел только разбитый болид и разбросанные по всей трассе обломки. Вернувшись в боксы, Айртон отправился на поиски Сида Уоткинса - он хотел знать подробности. Несмотря на разницу в 30 лет, Сенна и Уоткинс были хорошими друзьями.

«Айртон был шокирован , - вспоминает Уоткинс реакцию Сенны. - Он никогда не сталкивался с жестокой реальностью своей профессии, потому что в годы его выступлений никто не погибал. Но он знал о смерти - он был религиозным человеком и был достаточно умён, чтобы обдумать всё.

Я ему сказал: Айртон, почему бы тебе не отказаться от участия в гонке? Что ты потеряешь в таком случае? Ты три раза выигрывал чемпионат мира, ты – один из самых быстрых гонщиков. Брось это все, а я закончу свою работу и вместе мы поедем на рыбалку».

«Сид, в жизни есть вещи, которые от нас не зависят. Я не могу уйти. Я должен продолжать», - сказал Сенна в ответ.

Сид Уоткинс и Айртон Сенна разговаривали в течение пяти минут, в это время в медицинский центр вошёл Мартин Уитакер, сотрудник пресс-службы FIA.

«Когда они закончили разговор, я спросил Сенну: знает ли он о том, что произошло? Айртон ничего не ответил, только посмотрел на меня и ушёл, - рассказывает Уитакер. - Я никогда не забуду его взгляд. Нельзя сказать, что в нём был страх. Айртон просто очень сильно переживал. Но было и что-то другое. Вы можете увидеть это на его фотографиях, сделанных в тот уик-энд».

Команда Williams не стала продолжать участие в квалификации. Айртон вернулся в моторхоум, где находились Деймон Хилл и его жена Джорджия, а также Бетисе Ассумпачио.

«Он был подавлен. Я погладила его по голове, поговорила с ним немного, но он был очень замкнут», - рассказывает Бетисе.

Айртон Сенна отказался от участия в пресс-конференции после квалификации, где он завоевал поул. По правилам, ему грозил денежный штраф, но Мартин Уитакер попросил не предпринимать санкций по отношению к бразильцу. Его просьба была услышана.

Сенна был вызван стюардами, которые были намерены вынести ему предупреждение за использование машины безопасности, на которой он доехал до места аварии Ратценбергера.

Гоночный директор Джо Корсмит заявил, что Сенне не стоило брать машину безопасности без разрешения, несмотря на чрезвычайную ситуацию. Сенна ответил, что он представлял интересы всех пилотов, беспокоился за безопасность трассы и состояние Ратценбергера. Также он рассказал, что получил разрешение официальных лиц, прежде, чем сесть в машину безопасности. Разговор вышел достаточно напряжённым и в один момент Айртон прокричал: «По крайне мере, хоть кто-то был обеспокоен безопасностью!»

Корсмит решил не предпринимать каких-либо санкций, поскольку посчитал, что Сенна был вне себя.

В последующем разговоре с Йозефом Леберером Айртон негодовал: «Как они смеют указывать мне на мои действия? Я управляю болидом, а они говорят мне о безопасности!»

Айртон Сенна покинул автодром имени Энцо и Дино Феррари. Он всерьез рассматривал возможность отказа от участия в гонке и был намерен поговорить об этом вечером с Фрэнком Уильямсом.

Марк Фогарти, которому накануне вечером Сенна давал интервью, рассказал, что у трехкратного чемпион мира было предчувствие. Айртон даже не завершил интервью, договорившись, что сделает это в конце недели.

«Если оглянуться назад, то сейчас можно многое понять, - говорит Фогарти. - У меня тогда сложилось впечатление, что у Айртона было плохое предчувствие».

В субботу вечером Сенна два раза звонил своей подруге Адриане Галистеу.

«Айртон сказал, что не хочет принимать участие, но это его работа. Он ничего не сказал о страхе за свою жизнь, - говорит Галистеу. - Он был потрясен, плакал и признался, что не хочет выходить на старт. Он никогда так раньше не говорил».

Вечером было запланировано празднование дня рождения Йозефа Леберера, но, по словам Джулиана Джекоби, это было больше похоже на «мрачное сборище». Сенна отправился в номер к Фрэнку Уильямсу. После разговора с ним Айртон стал гораздо спокойнее и подтвердил, что выйдет на старт Гран При Сан-Марино.

Сенна вновь позвонил Галистеу. По её словам, он чувствовал себя лучше, и сказал, что собирается выйти на старт гонки, но не знает, чем это всё закончится. Его последние слова были: «Забери меня завтра из аэропорта в Фару в 20:30 вечера. Не могу дождаться момента, когда увижу тебя...»

Перед сном Йозеф Леберер предложил Айртону сделать массаж, но он отказался, сказав, что не в настроении.

Воскресенье, 1 мая. 7:30

Сенну разбудил телефонный звонок. Звонил пилот О"Махони, который хотел узнать время, когда нужно забирать вещи из гостиницы. Сенна отправился на вертолёте на трассу. На Warm Up Айртон показал лучшее время. Дэвиду Брауну он сказал, что доволен настройками и их не нужно менять.

В интервью французскому каналу TF1, на котором комментатором работал Ален Прост, Сенна сказал: «Я бы хотел передать привет моему старому другу Алену Просту. Хочу сказать, что мне его очень не хватает».

Учитывая их соперничество в прошлом, это было достаточно неожиданным заявлением.

После завершения Warm Up Айртон Сенна встретился с Аленом Простом в моторхоуме Williams. В течение получаса они вели беседу – Айртон попросил помочь ему с мерами по повышению безопасности. Прост согласился и они договорились встретиться на Гран При Монако.

Сенна отправился на брифинг пилотов. Участники почтили память Роланда Ратценбергера минутой молчания.

Сенна был обеспокоен правилом машины безопасности, заявив, что её темп является слишком низким для поддержания оптимальной температуры шин. Вместе с Герхардом Бергером он предложил отменить это правило. После брифинга Айртон отправился в моторхоум Williams на рекламное мероприятие команды, он не хотел этого делать, но понимал, что это часть работы.

Воскресенье, 1 мая. 12:00

Айртон Сенна начал подготовку к гонке. Как обычно, он легко пообедал, а потом закрылся в своем моторхоуме, чтобы собраться мыслями. По словам очевидцев, Сенна часто читал Библию перед гонкой. В этот уик-энд она также была у него с собой, но никто не знает, читал ли он её в то утро.

Воскресенье, 1 мая. 13:30

За полчаса до начала гонки Сенна отправился в боксы Williams. Хайме Брито, бразильский журналист попросил его подписать три фотографии.

«В тот день я заметил, что Айртон делает то, что никогда раньше не делал, - рассказывает Брито. - Он обошёл болид вокруг, посмотрел на шины, на заднее антикрыло. Казалось, что он с подозрением относится к машине».

«Айртон всегда надевал подшлемник и шлем так, будто бы с нетерпением ждал начала гонки, - говорит Бетиссе Асумпачио. - В тот день он сделал это так, будто бы не хотел выходить на старт. Но он не думал, что скоро погибнет, он думал о победе. Он просто хотел, чтобы этот уик-энд поскорее закончился, и он мог отправиться домой, где уже давно не был».

На стартовой решетке Сенна также нарушил одну из своих традиций - после установочного круга он снял шлем, и ослабил ремни безопасности, чего до этого раньше предпочитал не делать. В отличие от всех остальных гонщиков он никогда не покидал кокпит, концентрируясь на первом повороте после старта и прорабатывая сценарий действий на старте.

Как обычно, перед началом гонки комментатор на автодроме начал объявлять стартовую решетку, и когда было произнесено имя пилота Ferrari Герхарда Бергера, занимавшего третье место, трибуны ликованием поприветствовали австрийца. В тот момент Герхард находился рядом с Айртоном Сенной.

«Он посмотрел на меня и улыбнулся, - вспоминает Бергер. - Это была улыбка друга, который рад видеть мою поддержку и любовь болельщиков ко мне. Это последнее, что я запомнил о нем».



Воскресенье, 1 мая. 14:00

Гонка стартовала и пелетон, возглавляемый Айртоном Сенной, направился к первому повороту, но позади не обошлось без инцидента. Педро Лами на болиде Lotus врезался в заглохший Benetton Юрви-Ярви Лехто. Обломки усыпали трассу, а одно из колёс улетело на трибуну и ранило девять человек.

На трассе появилась машина безопасности и гонка, несмотря на серьезность аварии, остановлена не была. Сенна на этот момент лидировал, далее расположились: Шумахер, Бергер, Хилл.

Дэвид Браун, гоночный инженер Айртона Сенна, сообщил ему о том, что на следующем круге машина безопасности покинет трассу. Сенна подтвердил, что услышал сообщение – это были его последние слова.

Сенна на первом круге после рестарта, с полными баками и на холодной резине показал время круга 1:24.887, которое было превзойдено лишь в конце гонки и только двумя пилотами – Михаэлем Шумахером и Деймоном Хиллом.

Воскресенье, 1 мая. 14:17

Айртон Сенна второй раз после рестарта и седьмой раз в течение гонки приблизился к повороту Tamburello. При прохождении вершины виража его машину на скорости 300 км/ч сорвало с траектории. В зоне вылета скорость упала до 209 км/ч, а затем правой стороной болид врезался в бетонное ограждение. Правая передняя часть приняла на себя всю нагрузку, оторвавшееся колесо вместе с рычагами подвески оказалось зажато между шасси и стеной, а затем болид был отброшен на обочину.

Через несколько секунд дирекция гонки приняла решение вывесить красный флаг. Сид Уоткинс отправился на место инцидента.

Воскресенье, 1 мая. 14:18

Невеста Айртона Сенна Адриана Галистеу наблюдала за гонкой по телевизору в Португалии. В момент аварии у нее появилась эгоистичная мысль: «Хорошо. Он вернется домой пораньше».

Она ждала, когда Айртон снимет перчатки, уберет руль и покинет кокпит. У нее не было мыслей, что этого не произойдет. За 18 месяцев, прошедшие после из знакомства, Адриана уже видела подобные аварии и заканчивались они всегда хорошо.

Пилот личного самолета Айртона Сеннны Оуэн О"Махони также наблюдал за гонкой по телевизору и сразу после аварии принялся готовиться в раннему вылету, но вернулся на место после того, как его босс остался в кокпите.

Физиотерапевт Сенны Йозеф Леберер находился в момент аварии в боксах Williams.

«Я помню, как говорил вслух: давай, давай, вставай, вставай, выходи из машины, парень!» - вспоминает Леберер, понявший в тот момент серьезность аварии.

Адриана Галистеу тем временем начинала все и больше беспокоится из-за того, что Айртон продолжал оставаться в кокпите.

«Чего он ждет? – спросила она у домработницы. – Может быть, он сломал руку или ногу?»

Затем она начала кричать: «Выходи из машины, выходи!»

Спустя несколько минут Адриана заплакала.

Воскресенье, 1 мая. 14:18

Сид Уоткинс подъехал на место инцидента и подошел к врачу из первой машины, который уже находился возле разбитого болида Williams FW16 и качал головой. Состояние шлема и сочащаяся из под него кровь говорили о серьезной травме. Врачи посмотрели друг на друга, выразив таким образом неуверенность по поводу того, что они увидят, когда шлем будет снят. Уоткинс перерезал ремень на подбородке и пока, другие придерживали голову пострадавшего, он снял шлем. Хлынула кровь. Лобовая часть была серьезно повреждена.

Сид Уоткинс осмотрел Сенну. Глаза были закрыты, он был без сознания. Уоткинс поднял веки.

«Он получил серьезную травму головы. По степени полученных повреждений было понятно, что у него нет шансов на выживание», - вспоминает Сид Уоткинс

Медики вытащили Айртона из болида. Кровь продолжала идти. Его положили на землю, а маршалы подняли специальные щиты, закрыв пострадавшего от лишних взглядов.

«Когда мы извлеки его из машины, он вздохнул. Несмотря на то, что я не являюсь верующим, в тот момент я почувствовал, как его душа покинула тело», - вспоминает Уоткинс.

Врачи сделали необходимые инъекции и после того, как дыхательные пути были очищены, остановлено кровотечение и зафиксирована шея, у Сенны появился слабый пульс. Сид Уоткинс принял решение отправить Айртона на вертолете в госпиталь Маджиоре для проведения интенсивной терапии, несмотря на то, что он понимал, что, скорее всего, это не принесет результата.

Вертолет поднялся в воздух и направился в сторону Болоньи. Во время 20-минутного перелета произошла очередная драма – на третьей минуте полета сердце Айртона остановилось. Доктор Гордини приложил все усилия для того, чтобы его запустить, и ему это удалось.

Сенна доставлен в госпиталь Маджиоре в Болонье. Бразилец был направлен в отделение интенсивной терапии, где подтвердился диагноз – повреждение головного мозга.

Сердце Сенны остановилось вновь. Врачи смогли его запустить и подключили Айртона к системе искусственного жизнеобеспечения.

Главный врач Мария Терезия Фиандри опровергла возможность операции травмированного Айртона Сенны

Фиандри прочитала вслух клинический бюллетень, в котором сообщалось о том, что Айртон Сенна получил травму мозга с обширным кровоизлиянием и находится в коме.

Воскресенье, 1 мая. 18:00

Врачи заявили, что мозг Айртона Сенны мёртв и он продолжает дышать лишь при помощи оборудования. По итальянским законам врачи не имеют права отключать приборы жизнеобеспечения ранее чем через 12 часов. Но даже это уже не могло бы помочь.

Сид Уоткинс предложил всем попрощаться. Герхард Бергер и Йозеф Леберер отправились первыми. Бергер сел на кровать Сенной, человеком, который сыграл огромную роль в его жизни и карьере. Несколько минут он тихо говорил, а затем произнес последнее «прощай» и поцеловал друга в щеку. Он сказал: «Я провел с ним несколько минут, а дальше было, что было».

Затем вошли попрощаться остальные.

В палате Айртона Сенны побывал священник

Воскресенье, 1 мая. 18:37

Сердце Айртона Сенны остановилось и врачи приняли решение не пытаться вернуть его к жизни.

Воскресенье, 1 мая. 18:40

Главный врач Мария Терезия Фиандри объявила о смерти Айртона Сенны, отметив, что ее официальным временем стало 14:17, когда трехкратный чемпион мира врезался в стену.

В Бразилии был объявлен трехдневный траур.

Видео памяти 2-ух Великих автогонщиков мира,оставивших нам память Великих побед и навсегда занёсших свои имена в историю большого спорта и в историю королевы спортивных автогонок "Формулы 1" Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера. Первым в квалификации разбивается Ратценбергер,затем на следующий день ,уже в гонке,разбивается Сенна. Они родились в один год и погибли в один год. Для Ратценбергера это был всего третий гран-при в его спортивной жизни в "Формуле-1".

Друзья, помойму всем известна наиболее верная версия гибели Айртона Сенны!Заходя в скоростной поворот Tamburello на 7-м круге при скорости 310 км/ч у его болида лопнула рулевая колонка, после последнего усовершенствованя ее командой Williams. На последних секундах съемки видно, что Сенна пытается повернуть но тщетно, руль не имеет связи с колесами.Неотвратимость аварии Сенна вероятно понял через 11,3 секунды после того, как машина пересекла электронную линию засечки времени и ушла на 7-й круг.У него оставался 121 м до бетонной стены.На 83 метрах дорожного полотна Айртон успел снизить скорость до 231, но дальше начиналась полоса безопасности (до стены оставалось всего 38 метров).За эти метры ему удалось снизить скорость еще на 11 км/ч,и в момент удара о стену Williams имел скорость 220 км/ч. В результате катастрофы он действительно мог выжить,если бы не роковая деталь подвески которая пробила стекло шлема!За несколько минут он потерял более 3 литров крови! Покрышки- мне кажется это чушь! Кстати, в тот день Айртон сказал свой подруге по телефону.......Знаешь, я не хочу участвовать в гонке!!!

Профессор Сид Уоткинс подъехал к месту аварии чуть позже, врач из первой машины уже был рядом и качал головой – по состоянию шлема и сочащейся из-под него крови было ясно - Айртон получил серьезную травму. Уоткинс перерезал застежку и аккуратно поднял шлем, пока остальные поддерживали шею. Хлынула кровь. Лоб был раздроблен и из носа сочилась кровь вперемешку с мозговой жидкостью.

Уоткинс осмотрел гонщика, глаза Сенны оставались закрытыми. Врач автоматически ввел дыхательную трубку и спросил о группе крови – у коллег было записано: B+. Уоткинс поднял веки гонщика. «По состоянию зрачков было ясно – мозг травмирован. Осознавая масштаб травмы, я понимал – он не выживет», - вспоминал он позже.



У него не было друзей. И другого интереса в жизни, кроме гонок и скорости. Он слишком быстро старел душой, потому что безостановочная гонка за призрачным идеалом опустошает. Его непредсказуемый характер и дикая тяга к постоянному самосовершенствованию сделали его одиноким...

Последний круг Айртона Сенны: авария
"Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (из интервью Айртона Сенны 1993 года)

На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») - ранено трое зрителей. Один - в коме.

Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.

По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

А вот документальное расследование, по моему это просто на просто бред...

Михаэль Шумахер плачет, вспоминая Айртона Сенну

Айртон Сенна . Вы произносите его имя и вспоминаете дату 1 мая 1994 года. День, который ознаменовал собой конец целой эпохи Формулы 1, после смерти бразильского чемпиона в Имоле. Это было 21 год назад. «Чёрный уик-энд» на гран-при Сан-Марино, наверное один из самых разрушительных уик-эндов в истории Формулы 1. Смерть Рональда Ротценбергера (Симтек) во время квалификации, очень тронула Айртона, он даже хотел чтобы отменили гран-при, но оно всё же состоялось…

«Волшебник» был смертельно ранен в голову заострённым наконечником правой передней тяги подвески его болида Уильямс-Рено FW16. Тяга оторвалась после удара болида о стену в повороте Тамбурелло, в то время когда Айртон лидировал после перезапуска гонки машиной безопасности, превратилось в лезвие проникшее в щель между шлемом и резиновой прокладкой – единственным уязвимым местом.

Это был злой рок, удар судьбы. Без этого лезвия Сенна остался бы жив, даже не смотря на то, что его кокпит из углеволокна был скомкан как целлофановый кулёк, он то и защитил его от стены отделявшей трек от реки Сантерно…

И скорее всего вернулся бы в боксы Уильямс к Патрику Хэду и , которые в конце концов поменяли несколько деталей в рулевом управлении, потому что Айртон не мог пилотировать так, чтобы ему было удобно. Он вынужден был использовать руль меньшего диаметра, в противном случае косточки рук тёрлись о кузов, оставляя неприятные ссадины. Проблема в том, что англичане использовали ржавую трубку для того, чтобы приспособить стойку руля на болиде бразильца, которая в последствии и сломалась!

Мы можем только представить себе страх в глазах Айртона, когда он на скорости в 300 км/ч приближался к стене при этом он уже не мог изменить направления движения своего болида. Сенна сделал всё, чтобы избежать сильного удара: он гасил скорость боковым движением и неистово жал на левую педаль. Но всё это было напрасно. Его судьба была предрешена. Его «сильная жизнь», оказалась без сильна против той белой стены (хотя здесь стоит отметить, что умер он в больнице Болонье).

Трагическая страница для гонок, и чёрная для Формулы 1. Волшебника не стало. Поскольку это прозвище ему дали его болельщики, то можно сказать, что больше не было самого великого…Большой Цирк, хотя и упустил свою легенду (Макларен Хонда исследуя телеметрию болида Сенны, разработали новый принцип контроля за тягами) и казалось, что после 1 мая в Формуле 1 больше никогда не повторится подобное. Казалось, что все кто стартовал тогда с Сенной в Имоле и видели его смерть, отгородили себя его гибелью от подобных инцидентов и стали неуязвимыми.

В течении 24-х часов смерть дважды прикасалась к пилотам Формулы 1. Начав с Рональда Ротценбергера и завершив чемпионом мира Айртоном Сенной. Даже совершенно немыслимые результаты семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера не смогли затмить легендарного бразильца. Который за свою карьеру совершил 41 победу, завоевал 65 поул-позицию и смог поучаствовать в 161 гран-при.

Миф Айртона не пострадал и после, даже тогда когда событие перешло в руки СМИ и было описано многими журналистами с разных точек зрения и с разными наборами фактов. Были даже несколько отвратительных заявлений от Дэвида Култхарда и Дэймона Хилла о том, что в трагедии виноват сам гонщик, хотя в с тех пор в свет вышел доклад, в котором было чётко сказано что причиной аварии послужила рулевая тяга.



mob_info