Особенности динамической гимнастики для грудничков. Динамическая гимнастика

Видеть своего ребенка развитым и здоровым - мечта всех родителей. Одни для достижения цели прибегают к традиционным в раннем возрасте массажу и гимнастике. Другие же останавливают свой выбор на динамической гимнастике, которая, на первый взгляд, выглядит как форменное издевательство над младенцем - его крутят, подбрасывают, поднимают за руки и за ноги, как тряпичную куклу. Так ли страшна и опасна динамическая гимнастика, как проводить ее в домашних условиях, мы расскажем в этой статье.

Особенности

Динамическая гимнастика совершенно непохожа на обычную зарядку для новорожденных и грудничков. Методику придумали и «пустили в массы» физиологи, специалисты по раннему развитию Михаил Трунов и Леонид Китаев. Поэтому ее нередко называют просто «гимнастикой по Трунову-Китаеву».


Главное отличие заключается в том, что при классической гимнастике упражнения проводятся малышу, находящемуся в статичном или легком подвижном состоянии. При динамической гимнастике воздействие на мышцы происходит более интенсивным движением. В результате тренируются не только мышцы малыша, но и его вестибулярный аппарат.

Комплекс Трунова и Китаева включает в себя закаливание, массаж, упражнения в воздухе и упражнения на гимнастическом мяче. Несмотря на широкое распространение и популярность этих авторов, у их методики есть немалое количество противников, среди которых большая часть современных педиатров, в том числе и известный доктор Комаровский.


Противники аргументируют свою позицию тем, что домашнее применение динамической гимнастики - большой риск для жизни и здоровья малыша. Во время акробатических трюков кроха может получить серьезные травмы, ведь даже очень любящие родители - не профессиональные массажисты и специалисты ЛФК, они не имеют детального и подробного представления об анатомическом расположении отдельных мышц и связок в человеческом теле.

Сторонники динамичных занятий уверяют, что обучиться методике труда не составляет, но польза, по их словам, очевидна:

  • улучшается ориентация младенца в пространстве;
  • уменьшается свойственный всем грудничкам повышенный мышечный тонус;
  • развивается вестибулярный аппарат и совершенствуется нервная система;
  • ребенок учится доверять взрослому, полагаясь на его сильные руки.


Сторонники и поклонники динамических упражнений для грудничков утверждают, что такая методика позволяет компенсировать ребенку, который родился посредством кесарева сечения, необходимый для гармоничного развития недостаток родового опыта. Также Китаев и Трунов уверяют родителей, что дети, которые вырастают на таких упражнениях, в будущем имеют меньше шансов травмироваться по случайности - сломать руку или ногу при падении с натренированным вестибулярным аппаратом и умением группироваться будет куда сложнее.

Что нужно учитывать?

Принимая решение о начале практики системы Трунова и Китаева, родители должны хорошо взвесить все за и против. Многие педиатры и детские психологи утверждают, что не учитывать возможных опасностей нельзя. Даже если родители обеими руками за динамическую гимнастику, они должны знать все против, дабы минимизировать риски.


В первую очередь, такая гимнастика - бесспорный стресс для новорожденного. Не просто стресс, а сильный стресс. Нигде в природе не принято трясти, подбрасывать и крутить в воздухе детенышей. Посмотрите, как бережно переносит котят кошка, как аккуратно это проделывают другие животные. У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе. А потому стресс неизбежен.

Минимизировать его можно только правильным подходом - знать, когда начинать такие упражнения, как увеличивать нагрузку. Лучше вводить динамические упражнения постепенно, чтобы у малыша был более мягкий переход к нетипичному положению тела.


В основе многих упражнений системы Китаева и Трунова лежит использование врожденных рефлексов малыша. Но такие рефлексы должны исчезнуть к возрасту 3-4 месяцев, это вполне естественно. Если перестараться с динамической гимнастикой, произойдет замедленное угасание младенческих рефлексов, что будет тормозить развитие ребенка.

Травматологи предупреждают, что родителям бывает сложно соизмерять свои силы, а потому после первых опытов динамической гимнастики без участия специалиста, дети нередко попадают в больницу с растяжением, переломами и другими травмами. А психологи предупреждают, что у малыша может сформироваться неправильное восприятие высоты, что в будущем может сделать из него блестящего парашютиста или альпиниста, но также сможет стать причиной получения смертельных травм из-за отсутствия необходимого для выживания естественного чувства страха.

Общие правила

Если, несмотря на все предупреждения, родители твердо намерены заняться динамической гимнастикой со своим малышом, нужно обязательно записаться в специальную группу, которые ведут так называемые бэби-тренеры, специалисты ЛФК, чтобы посмотреть, как делают это профессионалы, обучиться приемам. Речь идет о здоровье вашего малыша, тут торг, как говорится, неуместен.

Важно, чтобы у ребенка не было противопоказаний. О них мы расскажем ниже. Поэтому хорошие и правильные тренеры всегда просят у родителей справку от педиатра о том, что доктор не возражает против тренировок. Также нужно приготовиться к тому, что такую справку врачи обычно давать отказываются - никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь малыша, если родители надумали испытывать на нем определенные методики.


Интернет и видеоуроки, которые могут быть весьма полезны в освоении приемов классического массажа и гимнастики для грудничков, в вопросах динамической гимнастики не помощники. Обучаться дистанционно нельзя.

Непосредственно к динамичным упражнениям рекомендуется переходить после 10-15-минутного массажа и элементов статической гимнастики, чтобы мышцы и связки ребенка были разогреты.

После еды следует подождать около часа, чтобы малыш не срыгнул. Место занятий должно быть продумано до мелочей и полностью безопасно, даже если произойдет падение (и такое может случиться!).


Противопоказания

Динамические упражнения категорически противопоказаны детям со следующими проблемами:

  • родовые травмы;
  • дисплазия тазобедренного сустава, физиологическая незрелость суставов;
  • дефицит массы тела (низкий вес при рождении);
  • наличие паховой или пупочной грыжи;
  • врожденные пороки сердца;
  • различные неврологические нарушения, включая ишемию.

Дисплазия тазобедренных суставов

Недостаточный вес новорожденного

Ниже приведен комплекс упражнений, по которым мы занимались с дочкой, а сейчас начнем с сыном. Сразу скажу, не все могут решится на подобные упражнения. Я вижу только плюсы от этих занятий.

Мы начали занятия в месяц с лишним, и занимались до года. Дальше я не стала рисковать, потому что мнения расходятся насчет того, стоит ли выполнять подобные упражнения, так как риск травм возрастает. Лучше всего, если у вас есть возможность нанять инструктора, который все подробно вам объяснит. Прежде чем преступить, мы с мужем перечитали кучу информации и пересмотрели видео. Нужно быть полностью уверенными в себе и своих силах. И лучше, чтобы занятия делал папа, так как они менее нервозные)) Но мы с мужем чередовали, то он, то я. Если вы все-таки решили этим заниматься, то прочтите статью ниже. И так же ссылка на полезное видео: https://www.youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

Динамическая гимнастика

Что это такое?

Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби- йога» синонимами, но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

Как это появилось?

Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

Зачем это нужно?

Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно- мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

Что развивается с помощью динамической гимнастики?

Опорно-двигательный аппарат. Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенка находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять.
У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

Пищеварительная система. Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Сердечно-сосудистая и иммунная системы. Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Психика. Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

Как этим заниматься?

Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

И еще некоторые советы

1. Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

2. Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

3. Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

4. Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

Когда начинать?

Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

Где, когда и с кем заниматься?

Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей).

Можно выполнять все упражнения друг за другом, в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием.

Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец – матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

Занятия проводятся ежедневно, во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

Как подготовиться к динамической гимнастике?

Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом.

Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

Динамические упражнения

Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса содной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Поднимите малыша за руки и раскачивайте его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполнить покачивания вперед-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Упражнение 2. «Птичка»

Исходное положение – малыш висит на ручках. Разведите их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями

Упражнение 3. Тренируем пресс

Прижмите ребенка спиной к своему животу. Одной рукой держите его за распрямленные колени, а другой поддерживайте в области груди. Медленно наклоняйте и распрямляйте малыша, чтобы он напрягал мышцы живота, спины и ног, старался удерживаться в вертикальном положении.

Упражнение 4. Крутим-вертим

Исходное положение – взрослый держит ребенка за две ноги, лицом от себя. Совершите несколько вращательных движения вокруг вертикальной оси – сначала по часовой стрелке, затем против

Упражнение 5. «Обезьянка»
Исходное положение – взрослый держит ребенка за левую ногу и правую руку.

Приподнимает немного и покачивает. Затем меняет руку и ногу и повторяет движение. Потом упражнение повторяется за симметричные конечности (взрослый держит ребенка за левую руку и левую ногу, потом за правую руку и правую ногу).

Упражнение 6. «Крестик»

Ручки висящего ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

Упражнение 7. Забросы

Начало упражнения аналогично упражнению «Маятник», но во время выполнения раскачиваний амплитуда движений постепенно увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. При этом рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются, и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья.

Затем следуют возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

Упражнение 8. Боковые прокруты

Когда при выполнении упражнения «Маятник» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис. 32). После совершения одного прокрута следует повторить это же движение в другую сторону.

Упражнение 9. Прямые прокруты

Раскачивая висящего на руках ребенка вперед-назад, взрослый помогает ему совершить сальто назад между рук родителя. В конечной фазе движения нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша

Чтобы вернуться в исходное положение, следует либо отпустить одну руку ребенка, либо сделать сальто в обратном направлении. Это упражнение первоначально делают два взрослых, один из которых медленно проводит ребенка по всей траектории движения, а затем фиксирует его тело в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

Упражнение 10. Перебросы

Исходное положение – ребенок висит на руках. Постепенно увеличивая амплитуду покачиваний вперед-назад, взрослый широким движением перебрасывает ребенка над своей головой и опускает у себя за спиной (рис. 34). При этом в верхней точке траектории ребенок уже полностью теряет скорость. Спуск в вертикальное положение за спиной должен быть очень мягкий. Чтобы уберечь ребенка от удара о спину взрослого, следует прогнуть спину и слегка согнуть колени. Чтобы вернуться в исходное положение, необходимо либо произвести движение в обратную сторону, либо провести ребенка через плечо.

Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.

Дата публикации: 24.05.2018 22:08

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

  1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
  2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
  3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

  • "Забросы ".
  • "Боковые прокруты ".
  • "Прямые прокруты ".
  • "Перебросы ".
  • "Солнышко ".
  • "Карусель ".

    Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение "забросы" дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

    Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

    Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, "столбцами" которой являются различные захваты, а "строками" - так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице "двойных захватов". Название этого столбца "захват за ручки лицом к себе", а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец - "захват за ручки лицом от себя".

    Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

    Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, - захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

    В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап - поглаживания, потягивания, приподнимания - проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

    Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

    Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки - лицом к себе или от себя - рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

    • "Маятник ".
    • "Обезьянка ".
    • "Вращение за одну ножку ".
    • "Раскачивание вперёд-назад ".
    • "Боковой прокрут ".
    • "Заброс ".
    • "Прямой прокрут ".
    • "Солнышко ".
    • "Карусель ".
    • "Переброс ".

      Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

    • "Крестик ".

      Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

      Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

      Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

      Соответственно вышеописанная система упражнений получила название "Сетки двойных захватов ". Помимо этого варианта возможем иной - когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую "Сеткой одинарных захватов ".

      Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

      В отличие от "двойных", "одинарные" базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно "наложить" на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

      "Одинарных" захватов значительно больше, чем "двойных". Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

      На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате "одной рукой за две ножки ребенка". Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыж?

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребёнок был здоровым. Многие мамы и папы ещё во время беременности начинают искать различные методики, которые укрепляют организм малыша и делают детей физически развитыми. Одной из самой известных методик, которая помогает ребёнку адаптироваться к окружающей среде, является динамическая гимнастика . Данную гимнастику применяют для грудничков и для детей старше годика.

В чём заключается динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика - это комплекс занятий, который помогает оздоровиться организму грудничка. Эта гимнастика включает в себя различные массажные элементы, а также и игры, закаливание и разминку при помощи поднятия ручек и ножек. При выполнении этого комплекса упражнений ребёнок не испытывает никакого дискомфорта. Ребёнок и родитель получают удовольствие при занятиях этого характера.

Мнение врачей-педиатров

Отношение к динамической гимнастике у педиатров разделяется . Половина из врачей утверждает, что гимнастика для грудничка способствует:

  • Уменьшению риска появления травм.
  • Созданию доверия между ребёнком и родителями.
  • Освоению физических навыков (держать головку, ходить, сидеть и т.д).
  • Улучшению обмена веществ.
  • Улучшению функций ЖКТ.
  • Улучшению работы вестибулярного аппарата.

Но в свою очередь, вторая половина врачей утверждают, что динамическая гимнастика для грудничков вредит малышу и выделяют следующие аспекты:

  • Травмоопасность при занятиях.
  • Удаление страха перед опасностью.
  • Стирание различий между опасностью и безопасностью.
  • Слишком раннее закаливание без учёта темперамента и индивидуальности грудничка.

Родителям, которые ещё не определились нужны ли ребёнку данные занятия, желательно проконсультироваться с Е.А. Комаровским. Евгений Олегович советует не идти против своих страхов перед какими-то упражнениями. Не нужно делать упражнения, которые кажутся травмоопасными для родителей.

Возраст проведения динамической гимнастики

Мнения педиатров по поводу возраста расходятся и точного ответа на вопрос с какого возраста можно включить комплекс занятий для ребёнка нет. Среди врачей даже возникали сильные споры на эту тему. Одна часть врачей утверждает , что динамическую гимнастику можно включать со второй недели после появления на свет, так как в это время исключены травмы из-за пропорционального роста мышц. Другие педиатры настаивают на том, что гимнастику можно начинать с месячного возраста, чтобы малыш успел окрепнуть. А третьи советуют практиковать динамику с трёхмесячного возраста, чтобы к этому времени окрепли мышцы и кости грудничка.

Правила проведения динамической гимнастики для грудничков

Первые занятия желательно проводить под присмотром врача, чтобы обезопасить грудничка от травм и растяжений. Но, помимо этого, родителям нужно уяснить ряд правил:

  • Самое лучшее время для проведения динамической гимнастики - это через час после кормления.
  • Занятие должно длится не больше 10-20 минут.
  • Динамика делается каждый день для лучшего эффекта.
  • Упражнения стоит проводить на диване или на мате.
  • Руки родителя должны быть тёплыми и очень гладкими, чтобы не доставлять ребёнку дискомфорта.
  • Начать упражнения нужно с разминки - нежных поглаживаний.
  • Нельзя трогать область, где находится печень.

При возможности занятия предпочтительно проводить на свежем воздухе, но исключительно в тёплую погоду.

Техника безопасности при динамической гимнастике

Чтобы занятия приносили радость и пользу, нужно изучить правила техники безопасности при проведении техники безопасности.

Противопоказания

Любая гимнастика для грудничков, в том числе и динамическая, должна быть одобрена врачом педиатром. Для динамической гимнастики существует ряд сопутствующих её противопоказаний:

  1. Неправильные знания и неправильное владение техникой динамической гимнастики.
  2. С возрастом эластичность суставов и мышц теряется, поэтому не стоит заниматься динамикой с неподготовленным заранее ребёнком.
  3. Наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  4. Наличие недугов в опорно-двигательной системе, к примеру, дисплазия тазобедренных суставов.
  5. Наличие внутричерепного давления и других неврологических отклонений.

Динамика для новорождённых грудничков

Динамическая гимнастика для новорождённых начинается с разминки:

Затем нужно приступить к самим упражнениям . Начинать нужно с самых лёгких:

  1. Разработка ручек: поглаживаем ручки ребёнка и даём ему ухватиться за ваш большой палец, затем аккуратно приподнимаем малыша и придерживаем его за ручки.
  2. Разработка ножек: положив ребёнка на спинку, берём ступни малыша и разглаживаем их от пальчиков до бёдер.
  3. Тренировка мышц шеи: положив малыша на животик, разводим ножки и повторяем шаги, когда ребёнок положит голову на удобную ему сторону, на противоположную нужно положить игрушку.
  4. Гимнастика для спинки: положив ребёнка на животик, ладонями разглаживаем спинку от поясницы до шейки, делая 10 повторов, малыш под действием рефлекса будет прогибать спинку.
  5. Разминка для животика: положив малыша на спинку, упираем его ножки в грудь, а ручки поднимаем вверх.
  6. Развитие рефлексов: уложив ребёнка на спину, поднимаем его ножку и нажимаем на часть ножки, где начинаются пальчики. Малыш должен согнуть ножку. Затем держим ребёнка за подмышки и наклоняем его вперёд, ступая на твёрдую поверхность. Нужно следить, чтобы ребёнок сам пытался делать шажки.

Динамическая гимнастика для грудничков до 12 месяцев

Когда грудничку исполнится 2-3 месяца , можно приступать к более тяжёлым упражнениям. Упражнения нужно добавлять поочерёдно, начиная с самых лёгких, добавляя тяжелее и тяжелее.

Техника по безопасности

  • Если нет уверенности в каком-то упражнении, не нужно их делать.
  • Если малыш пугается упражнения, не стоит мучить ребёнка.
  • Нужно правильно освоить технику гимнастики при участии педиатра.

Упражнения

О методике

Динамическая гимнастика начала применяться в XX веке, специалистами Древнего Востока. Но специалисты Михаил Трунов и Леонид Китаев издали книгу по бэби-йоге. В эту книгу вошли более 400 упражнений, в них включены такие движения, как:

  • Качания.
  • Висы.
  • Вращения.
  • Подбрасывания.

Трунов и Китаев вывели полезные аспекты динамической гимнастики:

  • Убирают гипертонус мышц.
  • Разрабатывает рефлексы, поступающие в головной мозг ребёнка, тем самым стабилизируя работу нервной системы.
  • Снижает риск получения травм; Улучшает гибкость; развивает координацию. А также при динамике ребёнок быстрее развивается интеллектуально.

Динамическая гимнастика для грудничков - это способ создать доверительные отношения между ребёнком и родителем. Эта гимнастика помогает малышу гармонично развиваться как физически, так и интеллектуально. Ребёнок в процессе занятий заряжается бодростью и положительной энергией. А для родителей это способ побыть с малышом и получить удовольствие от этого. Но стоит помнить, что без консультации с врачом динамическую гимнастику проводить запрещено.

Динамическая Гимнастика: с нашей гимнастикой для младенцев вы действительно можете побаловать своего маленького

Прогуливаясь, катясь, нащупывая — рожденные младенцы имеют естественное желание двигаться. Но то, что они все еще преуспевали в утробе матери — в невесомости амниотической жидкости — в новом мире, где применяются законы гравитации, не совсем так просто.

Маленькие должны сначала научиться сохранять равновесие, поворачиваться в сторону, на живот или спину. Начиная с третьего месяца вы можете с ребенком заниматься в спортзале для развитии и поддержки.

Детская гимнастика: знакомство с телом

Детский физиотерапевт Карин Калбантнер-Вернике из Хоххайм-Массенхейм в Висбадене собрал тренировку для детей от трех до шести месяцев. «Упражнения укрепляют мышцы и способствуют естественной мобильности, и ребенок лучше узнает свое тело», — говорит эксперт.

Кроме того, любящая кожа и зрительный контакт укрепляют связь между вами и вашим ребенком.

Сядьте скрестив ноги или растягиваясь на полу или в постели и поместите своего маленького на одеяло. Упражнения также работают на столе, если ребенок не слишком высок. Достаточно десяти минут гимнастики в день. Только, если ваш ребенок чувствует себя комфортно.

Это не всегда должно быть каждый. Поговорите с вашим ребенком или пойте ему что-нибудь. Таким образом, он может лучше следить за глазами и более сфокусирован. Также здорово слышать голос мамы и ощущать ее знакомые руки одновременно!

Детская гимнастика: 8 упражнений для младенцев

1 Добро пожаловать

Положите руки по диагонали друг на друга на груди ребенка. Нанесите мягкое давление на ноги. следите за глазами и приветствуйте своего ребенка рифмой или песней. если вы всегда начинаете так, маленький быстро понимает, что гимнастика начинается с этого знака.

2 Качание

Скрестите пальцы и положите руки на грудь. Теперь медленно сдвигайте свой вес — сначала вправо, затем влево. Ребенок движется автоматически. Если ребенок следит за движением глазами, это значит ему нравиться.

3 Почувствуйте

Одна из ваших рук лежит на груди вашего ребенка, а другая осторожно закрывает запястье. Теперь медленно поднесите руку ко рту. Часто маленький сразу же кладет руку в рот. Если нет, погладьте руку ребенка по щеке. После нескольких повторений поменяйте руку.

4 Хлопок

Попросите ребенка схватить ваши пальцы, а затем хлопните руками три или четыре раза перед ребенком. Аккуратно протрите ладони. Затем накройте плечи ребенка и осторожно потяните их.

5 Ноги

Аккуратно почистите детские подошвы. Вы можете повторить это несколько раз. Теперь нажимайте пальцы обеих ног вместе. Лучше всего начинайте с большого пальца.

6 Кататься

Положите указательные пальцы ребенка в свой ладони. Руки ребенка оказывают нежное давление на колени. Держите колени и руки вместе и медленно переворачивайте ребенка. Подождите, пока ребенок поднимет голову. Теперь перейдите в исходное положение и повторите упражнение.

7 Схватка

Обними одну руку и одну лодыжку с другой стороны. Медленно поднимите руку и ногк вместе над серединой тела. Теперь повторите упражнение с другой ногой и другой рукой. Если хорошо получается, вы можете по вешать колечко между пальцами ребенка. Он очень быстро попытается схватить его.

8 Поворот

Положите правую руку на грудную клетку ребенка, левой рукой обняв правое плечо. Прикладывая мягкое давление на грудь и живот, поворачивайте ребенка левой рукой. Подождите, пока ребенок поднимет голову боком, а затем поверните ее вбок. Теперь попробуйте сделать тоже самое на другой стороне.

Детская гимнастика: видео



mob_info