Олимпиады по робототехнике. Олимпиады по робототехнике дадут льготы при поступлении в вузы

Анализ урока учителем в соответствии с ФГОС

1. Определите тип урока (Х):

Типология уроков А.К. Дусавицкого (в рамках системно-деятельностного подхода)

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

1. Урок «открытия» новых знаний

2. Урок отработки умений и рефлексии

3. Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

4. Урок развивающего контроля

5. Урок исследования (творчества)

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

3. Отметьте формируемые УУД (+)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия :

Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

28 июня 2017 г. опубликован проект перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год (pdf). В документе 97 олимпиад (), некоторые из которых имеют несколько предметных направлений. Заявки на включение в перечень принимались до 15 мая. Список еще будет утверждаться Минобрнауки, ориентировочно это произойдет в августе-сентябре.

Справка: Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) — общественный орган, осуществляющий работу по развитию, координации и контролю проведения олимпиад и других интеллектуальных соревнований школьников. С 2006 года РСОШ формирует Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год. Председателем РСОШ является ректор МГУ В.А. Садовничий.

В новый перечень включены три олимпиады по робототехнике:

  • Олимпиада НТИ (Национальной технологической инициативы), профиль «Интеллектуальные робототехнические системы», 3 уровень;
  • Олимпиада школьников «Ломоносов» , профиль «Робототехника», 3 уровень;
  • Олимпиада школьников «Робофест» , профиль «Робототехника», 2 уровень.

Справка: Профиль олимпиады — один или несколько общеобразовательным предметов, а также специальности и направления подготовки высшего образования, при поступлении на которые могут быть засчитаны результаты олимпиады. Помимо профилей, существует три уровня, на основании которых тот или иной вуз засчитывает результаты.

Олимпиада НТИ по робототехнике

Новичком в перечне является трек «Интеллектуальные робототехнические системы» в рамках олимпиады НТИ. Трек организуется Университетом Иннополис.

В 2017 году, когда олимпиада еще не входила в перечень, ее было оснащение готовой модели мобильного робототехнического устройства необходимыми сенсорами и программирование системы управления для автономной навигации робота в логистическом центре. Задание не было известно заранее, участники узнали его только в первый соревновательный день. Для решения использовался конструктор . В основе задачи лежали темы по локализации робототехнического устройства, автоматическому построению маршрута и планированию перемещения.

Помимо командной задачи, был еще индивидуальный этап, где школьники решали задачи по математике и информатике. Именно по этим предметам и планируется засчитывать результаты олимпиады при поступлении в вузы.

Подробное описание финального тура олимпиады 2017 года можно прочитать в , ведущего специалиста STEM-программ Университета Иннополис.

Помимо «Интеллектуальных робототехнических систем» в олимпиаде НТИ есть и другие, смежные с робототехникой треки, вошедшие в предварительный перечень:

  • автономные транспортные системы;
  • беспилотные авиационные системы;
  • инженерные биологические системы;
  • электронная инженерия: Умный дом.

Робофест и Робокарусель

Олимпиада школьников Робофест входит в перечень уже второй год. Организаторы — МГУ и фонд «Вольное Дело». Профиль олимпиады — физика.

В 2017 году в рамках Робофеста проводилась категория Робокарусель. Именно она и входила в . В Робокарусели участвовали школьники 7-11 классов, команда состояла из 3-6 человек. Соревнования включали два этапа - практический командный и теоретический индивидуальный. В практическом туре могут использоваться роботы из Lego Mindstorms или других наборов. В теоретическом туре необходимо решить задачи по физике.

В минувшем сезоне Робокарусель вызвала и недопонимание регламента участниками.

Все остальные и традиционные категории Робофеста по-прежнему не учитывались при поступлении в вузы и не входили в перечень.

Олимпиада Ломоносов

Самая старая из робототехнических олимпиад в перечне — олимпиада школьников «Ломоносов» с профилем «Робототехника», а ее результаты принимаются на специальности «Фундаментальная механика и информатика» и «Робототехника». Уровень олимпиады — 2.

В 2015 году на олимпиаде по робототехнике в рамках Ломоносова были неоднозначные задания , в 2016 и 2017 гг. задания были заменены на более традиционные для робототехники.

Долгий путь в перечень

Напомним, проблема включения Робофеста и других статусных олимпиад по робототехнике в перечень . В январе 2015 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение по проведению финального этапа олимпиады по робототехнике на площадке всероссийского робототехнического фестиваля Робофест. Однако, в 2015-2016 гг. Робофест в перечень не вошел. В ноябре 2015 года .

Две принципиальные проблемы существующих мероприятий по робототехнике с точки зрения их включения в заветный перечень — командный характер олимпиад и то, что робототехники нет среди школьных дисциплин, по ней нет ЕГЭ и ее нет в списке экзаменов в вузы — т.е. не понятно, по какому предмету давать льготу при поступлении.

К сожалению, традиционные статусные соревнования по робототехнике на сегодня так и не дают значимых льгот при поступлении в вузы.

ОЛИМПИАДА ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

28 апреля 2018 года.

Олимпийский проспект д. 11 стр. 1

28 апреля 2018 года состоится 4-я Московская командная олимпиада по робототехнике, основной целью которой являлся отбор команд Москвы для участия во Всероссийской робототехнической олимпиаде. Организаторами Московской олимпиады являются Департамент образования Москвы и Центр педагогического мастерства, при участии Российской ассоциации образовательной робототехники.

По результатам МКОР2018 команды будут отборны на учебно-тренировочные сборы, которые пройдут в начале июня. По результатам сборов, команды будут отобраны на заключительный этап Всероссийской робототехнической олимпиады 2018.

  • Основная категория. Младшая группа. Сокращение пищевых отходов. (ОМЛ)
  • Основная категория. Средняя группа. Точное земледелие. (ОСР)
  • Основная категория. Старшая группа. Доставка продуктов. (ОСТ)
  • Творческая категория. Младшая группа. Тема ""Еда имеет значение"". (ТМЛ)
  • Творческая категория. Средняя группа. Тема ""Еда имеет значение"". (ТСР)
  • Творческая категория. Старшая группа. Тема ""Еда имеет значение"". (ТСТ)
  • Проекты ИРС 9-11 класс. Интеллектуальное хранение продуктов (ТИР)
  • Категория ""Футбол роботов"" (ФТБ)
  • Манипуляционные ИРС 6-8 класс. Сортировка посылок (МАН)
  • Мобильные ИРС 9-11 класс. Поиск и спасение пострадавших (МОБ)
  • Автотранспортные ИРС 9-11 класс. Автотранспортные интеллектуальные робототехнические системы
  • Студентческая категория. TetraStack.
  • Летальные ИРС 9-11 класс. Летательные интеллектуальные робототехнические системы
  • Водная категория. Водные интеллектуальные робототехнические системы
  • Студентческая категория. Морской бой.

Занятия робототехникой и техническим творчеством развивают, дают новые знания и помогают в учебе. Еще одна причина, по которой детей не оторвать от роботов — возможность соревноваться. Подготовили обзор самых крупных международных соревнований роботов для детей.

WRO

First

Организация FIRST® (For Inspiration and Recognition in Science and Technology, англ. – Развитие и поощрение интереса к науке и технике) основана в 1989 году предпринимателем и изобретателем Дином Кейменом, чтобы пробудить интерес молодых людей к науке и технике. Базируется в Манчестере, штат Нью-Хэмпшир, США. FIRST проводит соревнования в четырех направлениях, в которых могут принять участие дети с 6 до 18 лет: FIRST Robotics Competition (FRC), FIRST Tech Challenge (FTC), FIRST LEGO® League и Junior FIRST LEGO League (Jr. FLL®). В России соревнования поддерживает и развивает фонд “Вольное дело” в рамках программы “Робототехника”.

Важная часть соревнований FIRST — презентация собственного проекта. Проект направлен как на развитие технического творчества, так и на способности к проектной деятельности. Общественно важные темы соревнований с детства прививают внимание детей к гуманитарным проблемам современного мира. “FIRST — пример проектно-развлекательного подхода к роботическим соревнованиям. Это хороший подход. В соревнованиях с азиатским подходам, таких как WRO, напротив — выделяется соревновательная составляющая”, — комментирует Максим Васильев, президент Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР).

IYRC

Соревнования IYRC (International Youth Robotic Competition, англ.) — международные юношеские соревнования по робототехнике для детей от 6 до 17 лет родом из Южной Кореи. IYRC проходит ежегодно в августе.

Участники состязаются в классических категориях: сумо, робофутбол и робоволейбол, прохождение полигонов по определенным правилам и другие. Также участники могут побороться за приз в категории “Творческий проект” и представить жюри не только робота, но и программу его работы.

RoboCup

RoboCup — это футбол роботов. Международный ежегодный турнир впервые прошел в 1997 году, однако идея принадлежит канадскому ученому, профессору Алану Макворту, который разработал концепцию робо-футбола еще в 1993 году.

Главная идея соревнования утопична — организаторы надеются, что вскоре лучшие футболисты с искусственным интеллектом смогут сыграть с настоящими футболистами-людьми.

RoboCup включает состязания в нескольких категориях в зависимости от размера и формы роботов: малые роботы (не более 18 см), средние роботы, стандартные платформы (все команды создают роботов на одной и той же платформе, например NAO), роботы-гуманоиды (произвольные платформы и дизайн).

Олимпиаду Ломоносов по робототехнике проводят с 2013 года сотрудники механико-математического факультета и сотрудники НИИ Механики МГУ . В НИИ Механики МГУ и на механико-математическом факультете конструируются роботы и выполняются иные работы по робототехнике , в связи с этим эти организации заинтересованы в подготовке и проведении олимпиад и других мероприятий по робототехнике , которые направлены на развитие заинтересованности в данном направлении у школьников и студентов. Задание олимпиады состоит из задач по математике, физике иинформатике.

Олимпиады школьников «Ломоносов» по робототехнике проводится ежегодно школьников с 5 по 11 класс в два этапа:

  • Отборочный этап. Этот этап олимпиады школьников «Ломоносов» по робототехнике проводится в дистанционной форме. Для участия необходимо пройти регистрацию на портале олимпиады: olymp.msu.ru . На отборочном этапе можно участвовать в одном или двух турах, проводимых по единой форме и с равноценными заданиями. Обычная длительность тура 24 часа с момента открытия задания участником (для участников 7-9 классов существует только один тур, который длится с ноября по декабрь). Зарегистрированный участник получает доступ к заданиям в период проведения каждого тура. В этот же период участник заполняет форму с ответами всех задач. При этом он обязан руководствоваться инструкцией участника. Ответы в общем виде на задания каждого тура доводятся до сведения участников после завершения этого тура. После прохождения всех туров олимпиады каждый участник в отведенный срок самостоятельно определяет номер тура, который для него будет являться официальным. Победителем (призёром) отборочного этапа становится участник, набравший достаточно большое количество баллов на официальном туре.
  • Заключительный этап , на который приглашаются победители и призёры отборочного этапа, проходит одновременно по единым заданиям в Москве (НИИ Механики МГУ) и на региональных площадках в нескольких городах России и стран СНГ. В 2014 году олимпиада была проведена на региональных площадках в следующих городах:
  1. г. Тамбов;
  2. г. Кишинёв.

Участникам заключительного этапа необходимо за неделю до заключительного тура прислать по адресу зл.почты [email protected] или загрузить в своем личном кабинете:

  • Доклад на произвольную тему , связанную с роботами, и отражающий или ваше личное участие в работах по созданию мобильных систем или ваши знания в этой сфере.
  • Презентацию в PowerPoint (присылать не обязательно, главное иметь к заключительному туру).
  • Аннотацию доклада (не более одной страницы).

Формат проведения заключительного этапа следующий: в течении двух часов участники пишут работу, где решают различные задачи, далее перерыв на обед (обед предоставлен организаторами олимпиады), далее конференция, на которой избранные участники выступают с докладом о своих достижениях в робототехнике. В ходе конференции участники не редко демострируют свои изборетения, которые летают, ходят, видят и т.д. Чтобы участники на площадках могли принять участие в конференции с ними устанавливается связь, в 2014 году свой доклад предствлял участник из Кишинёва по аудио и видео каналам.

Олимпиады «Ломоносов» по робототехнике входит в Перечень олимпиад школьников на 2014/2015 учебный год, в 2013 и 2014 года олимпиада имела третий уровень .
С положением об Олимпиаде школьников «Ломоносов», ее регламентом, положением об апелляции и другими документами можно ознакомиться на официальном сайте олимпиады «Ломоносов»: olymp.msu.ru или на влкадке .



mob_info