Охота с подсадной уткой. Охота на утку осенью

На Севере, в конце сентября, гуси, утки и журавли с наступлением первых заморозков сбиваются в стаи, готовясь к длительным перелетам на зимовку в южные регионы страны. Впрочем, перелетные птицы каким-то непонятным для нас интуитивным чутьем заранее определяют приближение зимы, которая грозит бескормицей, скованными льдом озерами и реками.

Сибиряки давно приметили, что массовая миграция перелетных птиц - предвестие скорого наступления зимних холодов. Низко летят гуси - быть снежной зиме. Так прогнозируют жители Севера погодные изменения в природе. Сбившись в гусиные, утиные и журавлиные стаи, волнами плывут они в заоблачных далях, оглашая прощальными криками родные просторы Севера.

На Юге еще бывает тепло в октябре, в природе царит бабье лето, и первые косяки перелетных птиц приветливо оглашают с поднебесья места будущей зимовки. За многие километры слышны клики гусиных стай. В первых числах сентября открывается на Юге охота на водоплавающую дичь: утку, гуся. Однако, это еще не разгар охотничьего сезона. Многие охотники открытие сезона воспринимают как праздник, который будит воображение и мечты о будущей удачной охоте.

Всплывают в памяти счастливые времена бродячей охотничьей жизни, когда «разбитый» от усталости, возвращаешься домой с удачной добычей. А ведь и правда - охота пуще неволи, - гласит народная мудрость. Охота на гуся, пожалуй, одна из самых увлекательных, но и не из легких. Птица эта чрезвычайно осторожная и, чтобы добыть ее, необходимо приложить немало усилий, особенно, в умелой маскировке и меткой стрельбе.

Гуси, как и северные утки, прилетают на Юг к концу ноября, началу декабря. А до той поры мигрируют по средней полосе России. Любители охоты на гуся и другую водоплавающую дичь внимательно следят за происходящими погодными условиями до южных регионов нашей страны. И как только зима накроет снежным покровом и стужей территорию средней полосы - на Юге России наступает разгар сезона охоты на водоплавающую дичь.

Вспоминается моя первая охота на гуся. В то время я очень увлекался стендовой стрельбой. Опыт спортивной стрельбы на стенде очень пригодился мне в будущей охоте на различные виды дичи и, особенно, в охоте на водоплавающую дичь. Каждый, кто увлекается охотой, знает, как быстро летит утка и как сложно попасть в эту летящую цель. Но, как показывает практика, полет утки никак нельзя сравнить с более стремительным полетом гуся.

Плавные и, казалось, неспешные взмахи крыльями этой птицы создают ошибочное впечатление медленного полета гуся. Но если мы будем внимательны при наблюдении за полетом гусей, то обратим внимание, как мощно они работают крыльями и как встречные потоки воздуха гудят под крыльями этой птицы в отличие от свиста крыльев летящей утки. Однако, все познается на практике охоты на гуся.

Петрович - удивительный специалист по теории и практике этого вида охоты. Величали мы его «профессором» в деле охоты на гуся по той причине, что он, являясь мастером спорта по стендовой стрельбе, когда-то профессионально занимался охотой на Крайнем Севере. Там он приобрел бесценный опыт стрельбы и практические навыки добычи дичи. Натуралист и следопыт, Петрович много знал о методах охоты и добычи различных видов дичи. И особенно много интересного рассказывал нам об охоте на гуся.

Выехали мы в пятницу. Путь наш лежал на Дадынские озера, где Петрович неоднократно охотился. Несмотря на мой уже достаточно приличный стаж охотника, я впервые ехал охотиться на гуся. И вот теперь пять охотников, в числе которых мне выпала честь принять участие в охоте под командованием Петровича, мчались в машине по пыльной степи, вдоль Дадынских озер, стараясь миновать солончаковые низины.

К вечеру, после долгих плутаний, мы, наконец, прибыли на место будущей охоты. Петрович очень хорошо знал эти места. Не раз приходилось ему бывать здесь и в «ратных» трудах добывать эту осторожную птицу. В этих местах, как утверждал Петрович, проходили пролетные пути гуся от водной глади днёвок до мест его кормежки. Места эти давно были изучены Петровичем, поэтому все руководство по подготовке к охоте он взял на себя.

В наступивших сумерках приступили мы готовить места для стрелков, чтобы на утренней зорьке «принять бой» налетающей стаи гусей. А для этого каждый охотник стал делать для себя скрадок. Петрович, руководивший процессом подготовки охоты, придирчиво осматривал каждый окоп. Я работал малой саперной лопаткой, которую прихватил с собой по совету нашего «профессора». Укрытия протянулись цепью по небольшой возвышенности.

Всю землю от каждой вырытой ямы Петрович заставил вынести за пределы зоны охоты, а края каждого скрадка замаскировать под окружающую среду, обложив их травой и веточками ближайших кустов. Все должно было выглядеть совершенно естественно. «Профессор» определил каждому охотнику сектор обстрела и, в общем, остался доволен нашими приготовлениями к охоте на гуся.

Когда скрадки, расположенные друг от друга на пять- шесть метров, были замаскированы, Петрович стал руководить расстановкой гусиных профилей и чучел. Наконец, наша работа завершилась, только Петрович еще долго колдовал с чучелами цапель и аистов, которых разместил в воде и на берегу небольшого плеса с кустами редкого камыша. Теперь картина выстроенных «декораций» выглядела совершенно мирной и нисколько не угрожающей.

На большой совет к «профессору» сошлись к машине. Петрович провел инструктаж и заявил о своем руководстве охотой. Конечно, никто не возражал, все знали Петровича, как опытного охотника и стрелка, поэтому в надежде на счастливую удачу, внимательно его выслушали.

«До рассвета все должны быть на местах, сидеть в скрадках без шума, не курить, не делать лишних движений и звуков. При одиночных пролетах гуся не стрелять, возможно, пролет «разведки». При появлении стаи стрелять одновременно по моей команде. Сигналом к стрельбе - три резких звука из манка. Вопросы?» - закончил свою короткую речь Петрович.

К рассвету опустился туман. Еще в темноте просвистели несколько табунков уток и, опустившись на воду, стали перекликаться громким кряканьем. А вот Петрович подал голос манком, имитируя гусиные крики. Медленно тянется время, от тумана «запотели» стволы ружья, нервный озноб волнует тело. Постепенно туман заметно светлеет.

Но вот слышится характерный звук мощных махов крыльев, и из тумана появляется стая гусей. Летит невысоко, метрах в тридцати от земли. Слышится троекратный резкий звук гусиного манка - сигнал Петровича. Пропуская над головой стаю, вскидываю ружье, стреляю дублетом под перо двух гусей. Первый падает, громко шлепнувшись о воду мелкого плеса. Второй, пролетев по инерции метров пять, сложив крылья, падает на землю.

Прозвучала канонада «братьев по оружию» и наступила тишина. Снова начинает звучать манок Петровича. Перезаряжаю ружье. В стволы закладываю патроны с дробью № 1. Второго гуся стрелял вторым номером дроби, хоть и удачно, но мне показалось не совсем «чисто». Время идет, проходит, примерно, час. Туман постепенно редеет, и вот опять с полей тянется гусиная стая к днёвке на большую воду. Сжимаюсь в пружину, сливаясь с землей.

И опять - три резких звука манка. Вскакиваю. Выстрел. Гусь -«чисто битый»! Второй - промах! Туман совсем уже рассеялся. На востоке горит заря, и через минуту первые лучи солнца освещают водную гладь и наше поле «брани». Завершилась утренняя зорька. Наш Петрович подает команду «отбой», и мы собираем трофеи. А еще предстоит вечерняя и воскресная утренняя зорька...

1.Туман медленно продвигается наверх, скрывает верхушки деревьев, а затем всплывает над ними и исчезает в лазурном небе. (По А.Перегудову)

приставки

-

...

2.Над головой испуганным котёнком пронзительно кричит коршун, кружась и высматривая добычу. (По Н.Верзакову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

-

……………………………………………………………………………………………………

3.Измождённые, голодные, мы всё же взбирались по крутому горному скату, уже покрытому холодным сумраком. (Н.Смирнов)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Замените словосочетание «по горному скату» , построенное на основе согласования

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте его схему.

……………………………………………………………………………………………………...

4.Свежий, сухой воздух бодрил, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. (По Э.Рязанову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

-

……………………………………………………………………………………………………...

5.В воздухе реяла паутина, а по ночам холодные лунные тени летящих облаков тревожно проносились по дорожкам сонных московских садов. (По А.Чаянову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

Замените словосочетания «лунные тени» , «московских садов», построенные на основе согласования

Укажите роль союза в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………

6.Однажды пришло ко мне письмо от отца, который сообщил мне радостную вещь, что мой брат разрешает мне навестить его. (В.Шефнер)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения «приближение».

Укажите роль союза в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………...

7.Живопись, с точки зрения выдающегося французского художника Матисса, должна нести людям радость, доставлять наслаждение, должна отвлечь уставшего человека от жизненных трудностей. (Н.Калитина)

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом

Замените словосочетание «от жизненных трудностей », построенные на основе согласования , синонимичными словосочетаниями со связью управление

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните вводную конструкцию в предложении. Укажите её значение.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

……………………………………………………………………………………………………

8.Ночью ребятишки видели один и тот же сон: на разъезд въехала запряжённая четвёркой белых лошадей розово-синяя карета с серебряным верхом. (А.Батурина)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Объясните графически написание Н и НН в словах «запряжённая», «серебряным».

Замените словосочетание «с серебряным верхом », построенные на основе согласования , синонимичными словосочетаниями со связью управление

Подчеркните необособленное распространённое определение.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………

9.Ствол дерева был почти чёрный, можно сказать, совершенно чёрный, что ещё сильнее подчёркивало восковую розоватость соцветий.(По В.Катаеву)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте его схему.

Подчеркните вводную конструкцию в предложении.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………

10.Вокруг, за низким заборчиком, выложенным из чугунно-багрового кирпича, было также много цветущей жимолости и коротко остриженного боярышника.(По В.Катаеву)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Замените словосочетание «цветущей жимолости », построенное на основе согласования

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте его схему.

Укажите роль союза в этом предложении.

……………………………………………………………………………………………………

11.Подстриженные низко, у самого ствола, деревья, если бы у них не было отдельных длинных ветвей, на которых мелко трепещут листья, казались бы плотными зелёными шарами.(По С.Могилевской)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Укажите роль союза в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Укажите способ присоединения придаточных предложений к главному.

……………………………………………………………………………………………………...

12.Филологически прекрасно образованный, тонкий знаток языка и превосходный стилист, Анатоль Франс очень любил изучать словари. (Л.Крысин)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных с суффиксами –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения.

Какова роль союзов в этом предложении?

……………………………………………………………………………………………………...

13.Нравственный облик Александра Васильевича Суворова, величайшего полководца, истинного народного героя, становится всё ярче в памяти потомков. (М.Жукова)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н- с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

……………………………………………………………………………………………………

14.На сентябрь навалилась грузная студёная роса, простужая нагретые августом пойменный луга, рождая на свет густые клейкие туманы, что стоят стеной весь день.(В.Исаев)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

……………………………………………………………………………………………………...

15.Построен был город на возвышении, окружён каменной стеной, дома в нём были не только деревянные, но также глиняные и белокаменные. (По В.Возовикову)

-

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Укажите морфологические признаки союза.

……………………………………………………………………………………………………...

16.С весны и до зимних штормов много больших кораблей уходило от причалов в далёкие страны, увозя в трюмах ящики вяленого леща, сушёной тарани, копчёного сазана, жереха, стерляди, бочки солёной осетрины и чёрной икры. (По В.Возовикову)

- Выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните графически их написание.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните однородные члены предложения. Какую роль они играют в предложении?

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения.

……………………………………………………………………………………………………

17.Солнце на синем пустынном небе, где курлыкают летящие на юг журавли, светит, но не греет, и в тени лежит иней.(По И.Сургучёву)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………

18.Вся эта весёлая толпа людей двигалась очень медленно, люди радостно окликали друг друга, останавливались поторговаться с продавцами сладостей.(М.Москвина)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………...

19. По узким улицам длинными бесконечными нитями тянулись караваны нагруженных верблюдов, выступавших неслышно, неспешно и важно. (В.Дорошевич)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните графически их написание.

Замените словосочетание «выступавших важно », построенное на основе примыкания , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Выпишите однородные члены предложения вместе со словом, к которому они относятся.

Подчеркните обособленные члены предложения

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения.

Определите роль союза в предложении.

……………………………………………………………………………………………………...

20. Утиные стаи то сбиваются в тесные косяки, то разлетаются веером, то рассыпаются чётками по голубой эмали неба.(А.Перегудов)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слово, в котором есть орфограмма «Н и НН в суффиксах прилагательных».

Замените словосочетание «утиные стаи », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения.

Определите роль союза в предложении. Укажите его морфологические признаки.

……………………………………………………………………………………………………

21.Хочется ходить по листьям, опавшим совсем недавно, хочется искать в садах не замеченные до этого яблоки и слышать курлыкающих журавлей, летящих на юг. (По И.Сургучёву)

- Выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните графически их написание.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу(-ы) предложения. Составьте схему.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

……………………………………………………………………………………………………...

22.Лес исподволь наполняет тебя разными бесполезностями, невесомыми, несъедобными, но бесценными.(Н.Сладков)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

……………………………………………………………………………………………………

23.Самобытность пушкинской лирики находит своё выражение и в изумительном умении поэта создавать исключительно законченные, композиционно завершённые произведения. (Е.Трубецкой)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните графически их написание.

Замените словосочетание «пушкинской лирики », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу(-ы) предложения. Составьте схему.

……………………………………………………………………………………………………...

24.Неболшой ключ, бивший из расщелины в песчанике, питал водой протекающий по дну оврага ручей.(По М.Колосову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слово, в котором есть орфограмма «Н и НН в суффиксах существительных».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

……………………………………………………………………………………………………...

25. Черепичная крыша строения, подновлённая совсем недавно, ярко краснела среди серых кровель соседних домов. (Н.Родичев)

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте его схему.

……………………………………………………………………………………………………

26.Между таёжной дорогой и железнодорожным полотном прерывистой строчкой росли саранки – лесные лилии.(По А.Батуриной)

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Замените словосочетание «железнодорожным полотном », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните однородные ч лены предложения.

Подчеркните обособленные члены предложения.

27.Ослепительно белые облака, казалось, не спеша проплывали над нами, чтобы рассмотреть получше. (По А.Батуриной)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Укажите роль союза в этом предложении. Охарактеризуйте его по строению и значению.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

28.Пассажиры, которым не наскучили быстро меняющиеся виды, успевали, разумеется, заметить высокие стройные стебли с ярко-оранжевыми венчиками и рассыпанными по лепесткам блестящими точками, похожими на веснушки. (По А.Батуриной)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните вводное слово. Укажите его значение.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Укажите роль союзов в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

29.По дубравам, перистым от папоротника, среди берёз, каменных дубов и сосен мы въехали на толстый голый склон, скользкий от выжженной травы.(М.Москвина)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Укажите роль союзов в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

30.Освобождённый от изучения ранее освоенных им предметов, молодой актёр Фёдор Волков много времени отдавал чтению книг.(К.Кушкова)

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

31.Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка.(По Е.Носову)

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Замените словосочетание «прибрежными зарослями» », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

32.Осенний свет, яркий и лучистый, рассеян по всему городу. (По Н.Смирнову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова с Н и НН в суффиксе. Графически объясните их написание. .

Замените словосочетание «осенний свет », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

33.Осенний свет, яркий, украшающий всё вокруг, струится отовсюду: и с мраморных облаков, и с земли, усыпанной листьями, и с ослепительных белых стволов, напоминающих резную слоновую кость. (По Н.Смирнову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните графически их написание.

Замените словосочетание «осенний свет », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

34.Горизонт на востоке разгорался всё ярче и ярче в лучезарном блеске громадного зарева, сверкая золотом и багрянцем. (По К.Станюковичу)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

35. Вокруг синел океан, окаймлённый со всех сторон голубыми рамками высокого бирюзового купола, по которому кое-где носились маленькие белоснежные перистые облачка прихотливых узоров. (По К.Станюковичу)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

36.По-прежнему весёлый и ласковый, океан почти бесшумно, с тихим однообразным рокотом катил свои могучие волны с серебристыми верхушками, слегка и бережно покачивая маленький корвет. (По К.Станюковичу)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Замените словосочетание «бесшумно катил », построенное на основе примыкания , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

37.В отличие от других книг, которые можно взять в библиотеке или у приятеля, словарь надо иметь: ведь это справочник, и хорошо, когда он постоянно под рукой. (По Л.Крысину)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

Укажите роль союзов в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

38.Григорий Шелихов видел море всяким: ревущим, свирепым, бьющимся в скалы с пушечным грохотом, яростно разбивающим суда. (Ю.Фёдоров)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Замените словосочетание «разбивающим яростно », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление.

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

39.Разреженный воздух на высоте почти три километра над уровнем моря, куда поднялись путешественники, затруднял дыхание. (Г.Кублицкий)

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

40.По струнам гитары, сделанной из распиленного пополам кокосового ореха, индусы водят бамбуковой тростью, и она издаёт всего два звука: один похож на мяуканье кошки, другой – на медвежий рёв.(М.Москвина)

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Замените словосочетание «бамбуковой тростью », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Укажите роль союза в этом предложении.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

41.Берестяным ковшиком дети по очереди вычерпывали из лодки воду, а она всё не кончалась, будто в днище бил родник.(С.Романовский)

-

Замените словосочетание «берестяным ковшиком », построенное на основе согласования , синонимичными словосочетанием со связью управление.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

42.В жизни обычно сдержанный, взвешивающий каждое слово, не терпящий пустословия, на сцене великий актёр Фёдор Волков давал волю своим эмоциям.(К.Куликова)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

43.Когда же взошло солнце, луна сначала поблёкла, а потом совсем исчезла, словно растаяла в синеве неба. (По М.Колосову)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

44.В какой области человек проявит себя наиболее заметно, ярко, зависит от него самого, его личной заинтересованности, жизненных обстоятельств, общественной потребности. (Г.Дмитрин, В.Короткий)

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН».

Замените словосочетание «от жизненных обстоятельств », построенные на основе согласования , синонимичными словосочетаниями со связью управление

Подчеркните однородные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

45.Ранним утром, примерно за час до восхода, наш гид разбудил нас и сказал, что пора собираться в дорогу. (М.Москвина)

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Подчеркните обособленные члены предложения.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

Определите вид придаточного предложения.

46.На Камчатке холмы зелены до зимы, на Камчатке в лесах есть ещё чудеса, ещё ждут берега у песчаной косы, ещё сочны луга от вечерней росы.(А.Суханов)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слово с Н в суффиксе, объясните графически написание.

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

47.Экспедиционным отрядам поручалось найти таинственную страну Офир, где добывали сокровища для царя Соломона. (Г.Кублицкий)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

- Выпишите слова с НН в суффиксе, объясните графически написание.

Замените словосочетание «экспедиционным отрядам », построенное на основе согласования

- Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения

-Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

-Определите вид придаточного предложения.

48.Осень наступала медленно, спокойно, как царица, восстанавливающая себя на прародительском престоле.(По И.Сургучёву)

-Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

-

-Подчеркните обособленные члены предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Какова роль союза в этом предложении?

49.Мёртвые листья, словно опять желая вернуться на свои старые места, на деревья кружились по воздуху, встревоженные, похожие на голубей, а с востока, с Каспийского моря, тянуло холодом. (По И.Сургучёву)

-Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

-Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

-Подчеркните обособленные члены предложения.

- Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения.

-Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

-Какова роль союзов в этом предложении?

50.Птицы парили бесшумно, словно бы не прилагая никаких усилий для своего полёта, а звери, как и человек, выбрав место повыше, в тихом изумлении смотрели на встречу двух зорь.(По Н.Шундику)

-Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении.

-Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

- Замените словосочетание «парили бесшумно », построенное на основе примыкания , синонимичными словосочетанием со связью управление

-Подчеркните обособленные члены предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Дайте характеристику предложения по количеству грамматических основ и способу связи простых предложений в составе сложного.

-Какова роль союзов в этом предложении?

Из преимуществ охоты с чучелами, можно указать возможность охотиться, не ограничивая себя весенним, летним или осенним сезоном. Основана данная охота на любви уток сбиваться в стаи и присаживаться к отдыхающим либо кормящимся сородичам, в уже разведанное безопасное место.
Количество чучел, тут, чем больше, тем лучше, естественные ограничения на охотника накладывает проблема доставки их на место и, конечно же, установка, попробуйте привезти и установить сотню-другую. В тоже время десяток чучел вряд ли сможет достойно конкурировать, с тремя десятками, если кому-то придет в голову поохотиться с ними недалеко от вас. Так что оптимальным вариантом будут тридцать – пятьдесят штук. Качество тоже играет не последнею роль, недаром об этом так много пишут в пособиях по охоте. Утки имеют довольно острое зрение и некачественная подделка ни за что не обманет их. Блеск чучела, пожалуй, самый главный недостаток в его раскраске, рядом с ним утки ни за что не сядут, а бликовать чучела могут и покрытые утренней росой, в случае если вы оставляли их на ночь на воде.
Спору нет приятно в погожий осенний денек, наслаждаться теплой солнечной погодой ожидая посадки утиных стай к вашим чучелам, но, увы и ах, это не самая лучшая погода для охоты с чучелами. Гораздо результативней охота проходит в ветреные и пасмурные дни, ветер и волна на водоемах заставляют утку беспокоиться, постоянно перелетая с места на место, в ясную же и солнечную погоду птицы обычно устраиваются на открытой воде, не выказывая стремления куда-то перемещаться. В этом случае есть смысл привлечь к охоте товарища, в качестве своеобразного загонщика. Ему достаточно просто поднимать уток на крыло с вашего и соседних водоемов, дальше птица сама присядет к вашим чучелам, считая их гарантом безопасности данного места. Неплохим подспорьем будет и манок при условии грамотного его использования.
Расставлять чучела следует не дальше двадцати – тридцати метров от засидки, иначе вам будет очень обидно наблюдать севшую к ним утиную стаю вне досягаемости для ваших выстрелов. Не следует забывать и оставить подлетевшим птицам место для посадки, увидев, что все пространство воды занято утки вполне могут, дав круг отправиться дальше. Садятся и взлетают утки обыкновенно против ветра, и это обстоятельство также следует учитывать, располагая чучела по водоему. Ошибкой будет и плотная постановка утиных чучел, сбившаяся вместе стая, тревожный сигнал для остальных, вместе утки сбиваются только в случае опасности, собираясь покинуть водоем.

Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее еще в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

“Как им, должно быть, хорошо”, – думала Серая Шейка.
Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все.
- Нужно отправляться… пора! – говорили старики вожаки. – Что нам здесь ждать?
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь, – это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.

Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, – советовала она. – Там вода не замерзнет целую зиму…
Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да, все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания. У старой Утки изболелось все сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..
- Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.
“Неужели я совсем одна? – думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…”
III
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.
“Неужели вся река замерзнет?” – думала Серая Шейка с ужасом.
Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы. Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц.

Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели…
- Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой…
- Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…
Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
- Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду, – говорил он. – А я постоянно дрожу со страху… У меня – кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой все видно.
Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.
- А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько не видались… Поздравляю с зимой.
- Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.
- Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свидания!
Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:

Берегись, Серая Шейка: она опять придет.
И Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом нее чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
- Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива…

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:
- Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А впрочем, до свидания! Я тороплюсь по своим делам…
Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло подсмеивалась над ней:
- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем… Выходи лучше сама.
Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:
- Ах, какая бессовестная эта Лиса… Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…
IV
По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы совсем, но случилось иначе. Заяц все видел своими собственными косыми глазами.
Дело было утром. Заяц выскочил из своего логова покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, поколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки весело.

Братцы, берегитесь! – крикнул кто-то.
Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить.
“Эх, теплая старухе шуба будет”, – соображал он, выбирая самого крупного зайца.
Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес, как сумасшедшие.
- Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мерзнуть же ей… А вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет… А старуха Акинтичу вон как наказывала: “Ты, смотри, старик, без шубы не приходи!” А вы сигать…
Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Старичок порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.
- Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба! – думал он вслух. – Ну, вот отдохну и пойду искать другую…
Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, Лиса по реке ползет, – так и ползет, точно кошка.

Ге, ге, вот так штука! – обрадовался старичок. – К старухиной-то шубе воротник сам ползет… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить…
Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду. Стариковские глаза видели плохо и из-за лисы не замечали утки.
“Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется… Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь”.
Старичок долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду, – и со всех ног кинулся к полынье; по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только развел руками, – воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.

Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась. Ну, и хитер зверь.
- Дедушка, Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.
- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе… Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел… А ты, глупая, зачем тут плаваешь?
- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено…
- Ах, глупая, глупая… Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! Да…
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются… А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая…

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. “А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются…”
Зайцы все это видели и весело смеялись. Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет.

Сказка: Мамин-Сибиряк Д. Иллюстрации.

Кира Столетова

Утка - красивая одомашненная птица, способная пережить морозы в теплых клетках, но ее дикие сородичи каждый год преодолевают немалое расстояние к теплым краям. Куда улетают утки на зиму? Зимовать в континентальном климате уткам неуютно, особенно молодняку, который появился на свет летом. По этой причине пернатые улетают на юг до наступления холодов. Куда же улетают организованные стаи?

Утиная стая

Утка - это перелетная разновидность птиц, которая весь год не сидит на месте. Зимой стая оставаться на прежнем месте обитания не может, ведь с приходом холодов у уточки мерзнут лапы, ее не спасает даже густое оперение.

Перелетный вид доживает последние осенние дни на прежних гнездах, а затем начинается его долгий путь, полный свободного полета и небольших передышек. Адаптируются группы пернатых легко, к смене обстановки диким птицам не привыкать. Даже молодняк, неокрепший к зиме, легко переносит длительные перелеты.

Куда улетают стаи? Юг - это временное пристанище для пернатых, но и оно должны быть максимально комфортным. В редких случаях утки не улетают слишком далеко, такое случается, когда в сплоченной группе есть больная или раненая особь. Полноценную зиму перенести стая не может, у нее нет для этого ни подходящих условий, ни возможности добывать пропитание. Летит стая одним ключом, во главе которого всегда есть вожак.

На суше этот вид остается только ночью или когда нужно покушать самкам и самцам. Чем быстрее стая преодолеет расстояние, тем меньше потерь будет в ее рядах. Куда бы ни отправились утки, они ведут себя сплоченно и заботятся друг о друге. Если они улетают, то вместе - всей группой. Единение - важное условие выживания дикой птицы. Отправляются утки на юг на всю зиму до наступления теплой весны. Где зимой остаются дикие стаи? Фото летящих уток завораживает человека, а слаженное взаимодействие пернатых вызывает уважение.

Где гнездятся эти пернатые

Любая перелетная птица: утка, гусь или лебедь - мигрирует по мере того, как «уходит» корм. Питание пернатых состоит в основном из зеленой травы, которую зимой в континентальном поясе достать невозможно. По мере того как увядает зелень, а ближе к осени даже листья желтеют, перелетная дикая птица понемногу перемещается в более теплое местечко. Ждать резких холодов стая не остается.

Где бы ни жили горные или полевые утки, ближе к сентябрю они покидают гнезда. Привычное место обитания уток - открытая местность, иногда группу уток можно встретить в горной местности у открытых водоемов.

Живут речные пернатые неподалеку от населенных пунктов, в городе стаи диких уток встречаются редко, только во время миграции. Образ жизни предполагает уединение, поэтому участники стаи ищут места, на которых растет камыш или высокая трава. Берег для них идеальное пристанище под гнезда, а доступ к чистой воде упрощает процесс питания и заботу о будущем потомстве.

Замкнутый образ жизни в шумном городе невозможен, поэтому заметить стаю между бетонных столбов удается не каждому городскому жителю. Самки, особенно те, что скоро сядут на гнезда, постоянно прячутся в камышах. Открытая местность не подходит для гнездования уток.

Перелетная утка неприхотлива в пище, ее рацион состоит из самой распространенной в естественных условиях еды:

  • насекомые (мухи, комары, жуки);
  • лягушки, но только небольшого размера;
  • рыбки (крупную рыбу утка не осилит);
  • головастики.

Особая фильтрационная система клюва утки позволяет очищать пищу и воду. Кряква обеспечивает безопасность всей стае. Если водоем находится непосредственно в городе, где человек чувствует себя уверенно, птицы остаются у населенного пункта недолго. Зимовать в черте Санкт-Петербурга или любого другого мегаполиса с низкими температурами в зимнее время уткам не позволяют физиологические особенности их тел. Теплый край: Африка, Индия или побережья морей - более подходящая территория для зимних птиц-кочевников. Где пернатый остановится - загадка, для которой у человека еще не нашлось ответа.

Миграция птиц

Люди полагают, что летят пернатые за теплом, и только ради более комфортного климата стаи преодолевают немыслимые расстояния, однако утиные группы, проживающие в теплых странах, также мигрируют один раз в год. С чем связано такое поведение пернатых кочевников? Погода меняется вне зависимости от пояса проживания диких птиц. Если одни группы отправляются вслед за едой и комфортом, тогда другие, проживающие в тропиках, сбегают от чрезмерной засухи и отсутствия достаточного количества чистой воды. Насиженные гнезда не покидает только домашняя стая, остальной же птице приходится менять места жительства хотя бы один раз за год.

На волнующий человека вопрос, куда спешат утиные стаи, удалось получить ответ только несколько десятков лет назад. Первые окольцованные птицы (к лапке утки или дикого гуся крепятся специальные датчики) помогли раскрыть тайну. В современном мире с развитием технологий следить за миграцией стаи значительно легче.

С помощью телеметрии определить местоположение любого животного не составит никакого труда. Улетает утка не по заданному маршруту, и до начала миграции предугадать будущий маршрут пернатых практически невозможно. Представители одного семейства могут выбирать самые неожиданные пути в поисках тепла. Египет, Индия или страны Африки - стая может направиться в любом направлении.

Куда улетают утки на зиму? Куда улетают утки на зиму из москвы, замерзшая утка,куда летят утки зимой

Почему птицы улетают

Птичий навигатор

Выбор теплых стран

Выбор будущего дома зависит от множества факторов. Чем руководствуются птицы, которые ищут новые места под гнезда? Мигрируют не все виды диких птиц, а только дикие стаи, неспособные оставаться в зимний период:

  • европейская утка;
  • журавль;
  • дикие гуси;
  • птицы, сбивающиеся в стаи.

Гуси - стадные птицы, они могут перемещаться на небольшие расстояния и мигрировать на территории одной страны. Главным условием их перемещения считается температура со знаком «+». Утки могут обустроиться на берегах Каспийского моря, неподалеку от Кубани. Очутиться стая может даже в Италии, преодолев немалое расстояние. Летит стая всегда по четко заданному маршруту. Пути птицы расположены вдоль водоемов, полей, в местах с пищей для каждой утки.

Долгий путь

Стая тщательно готовится к будущему полету. Неподготовленный молодняк может попросту погибнуть. Самки и самцы запасаются жиром, ведь условия перелета не всегда благоприятны. Окрепший выводок и взрослые птицы собираются в одну стаю и только тогда отправляются в путь. Начало полета совпадает с первым понижением температуры окружающей среды. Начало осени, сентябрь или октябрь - пора, когда у нас над головами пролетают ключи диких гусей или утиные стаи. Мигрируют группы пернатых через Кавказ, страны Малой Азии, Британию, Индию и Иран. Утиные кочевники могут оставаться на территории России или Украины, но происходит такое только в особо теплые зимние периоды.

Выбирают утки местечко не только с теплым воздухом, но и с качественной пищей. Любые водоемы не подходят. Заповедники или хорошо охраняемые просторы степей и полей - идеальная территория для пернатых, ищущих пристанище. В небе стая выглядит, как ключ, клин: организованный, симметричный и со слаженной связью между птицами. Размер стаи может быть совсем маленьким (до десятка) и очень большим (насчитывается сотня, а то и две взрослых особей). Американские «гости» обустраиваются в европейских странах, в которых много чистой воды, в то время как в Америке царит засуха и жара. Несколько стай из разных стран могут объединяться в один слаженный клин. Атлантический океан становится новым домом для такой разноплановой утиной группы.

Где зимуют птицы

В Африке созданы специальные условия для жизни пернатых кочевников. Путешествия стаи могут заканчиваться в Антарктике у морей Уэддела или на Аляске. Сезонная миграция может происходить и несколько раз в году, в зависимости от погодных условий. Полярным крачкам приходится преодолевать большие расстояния раз в 6 месяцев. Полет утиных стай длится днями, неделями до месяца. Все это время птицы поддерживают друг друга и скитаются в поисках пищи. Ученными была подмечена странная зависимость между утками и китами, которые проходят невероятные расстояния по воде. Океан и водоемы являются для птиц не только источником влаги, но и еды. Температура воды всегда немного теплее, нежели промерзшей почвы.

Слишком жаркая погода также отталкивает пернатых.

Птицы готовы преодолеть лишние километры, облетая засушливые районы. Наличие воды всегда в приоритете для главного селезня, ведь с низкими температурами справится даже самка, а без воды собраться с силами для дальнейшего путешествия не удастся. Прохлада водоемов спасает от перегрева тела под плотным слоем перьев и пуха. Купаются крачки часто, помогая всему организму охладиться для дальнейшего путешествия.

Как поймать дикую птицу

Для многих людей период миграции птицы - это удачное время для охоты. На дикие утиные стаи открывается сезон, когда охотники соревнуются в мастерстве и собственной ловкости. Птицы, проживающие в естественных условиях, на контакт с людьми идут неохотно.

Убить самца или самку не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поджидать таких птиц приходится несколько часов, ведь дикая утка пугливая и прыткая. Мясо пернатых полезное и необычайно вкусное, поэтому из года в год появляется немало желающих поохотиться на дикую утку. Убивать пернатых без разрешений противозаконно, к тому же некоторые виды миграционных птиц занесены в Красную книгу. Охотиться на диких пернатых кочевников всегда интересно и увлекательно.

«Почему осенью утки улетают на юг?» - вопрос, звучащий рано или поздно из уст малыша. Дети высматривают в небе изящный утиный клин и радуются такому явлению. Птицы мигрируют и быстро адаптируются к новым условиям. По природе кочевые стаи были одомашнены человеком, но их дикие сородичи продолжают совершать невероятное путешествие в поисках нового дома. Увлекательные, интересные маршруты на пути к новому пристанищу полны приключений и опасностей. Стая всегда держится вместе, оберегает каждого ее члена и заботится о молодняке. С наступлением весны птицы снова летят на родину и радуют человека собственным присутствием, принося во многом радость и потеху.



mob_info