Об интимных отношениях в православной семье. Нужна ли православному христианину йога

Вопрос: «Можно ли заниматься йогой?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Вообще – это вопрос многоплановый. Я неоднократно на него отвечал, стараясь коснуться то одного аспекта, то другого.

Апостол Павел сказал: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Заниматься йогой, как духовной дисциплиной – категорически запрещено, потому что эти духовные практики приводят человека в ад. Несмотря на то, что Владимир Семенович пел: «Хорошую религию придумали индусы…» – ничего хорошего в этой религии нет, потому что это – язычество, а боги язычников – суть бесы! Хотя определенная религиозная интуиция в йоге имеет свое проявление (впрочем, как и во всякой религии) в силу того, что каждая душа по природе своей – христианка.

Обычно говорят, что я, мол, занимаюсь только хатха-йогой, то есть исключительно физическими упражнениями. Но тут есть несколько опасностей.

Первое. Хатха-йога родилась, произросла и принесла плоды на каком дереве? На христианском? Нет. Поэтому совершенно понятно, что дерево, на котором произрастает хатха-йога – это дерево антихристианское. Поэтому, даже участвуя только в телесной части, самой низшей, ты все равно используешь плоды работы врага рода человеческого.

Второе. Большинство учителей (более 90%) различных йоговских упражнений – являются фанатами йоги и, как правило, не являются христианами. А значит, они являются носителями этих духов – и это очень опасно, потому что каждый учитель является для ученика авторитетом. Человек может пропитаться этими духами, которые рождаются в результате таких занятий.

И самый главный дух – это дух гордыни, потому что йога – это путь самосовершенствования. А для христианина нет ничего более опасного, чем – само. Самость – это самое антихристианское свойство! Потом десятилетиями придется выдавливать это из своей души! Да и то – лишь пытаться, потому что очиститься от этой гордости можно исключительно только благодатью Божией. Спрашивается: зачем подвергать себя такой опасности?

И третье. Обычно учителя йоги говорят, что йоговские упражнения без занятий пранаямой – то есть дыханием – невозможны. Есть, разработанное в древности отцами-исихастами, дыхательное упражнение при Иисусовой молитве, но более поздние отцы всем христианам запретили ходить в ту сторону, потому что это связано с особым воздействием на человека, а поскольку не каждый может распознать злых духов – можно впасть в прелесть и даже дойти до безумия.

Учителя йоги говорят, что просто физические упражнения – без дыхательных упражнений – это мертвому припарки.


– А так бесу-то легче будет войти!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Бес – это все-таки духовное существо, хотя эта духовность и со знаком минус, но каким-то образом это связано. Ведь вся терминология йоги и ее учителей проистекает из учения, в основе которого лежит сам антипод Христа.

Поэтому, когда у меня человек спрашивает, я обычно говорю так: «Если бы ты был моим сыном (или дочерью) – я бы тебе этого не посоветовал». Потому что тот, кто не входит в дверь, а дверь – это Христос («Аз есмь дверь…» – сказал Христос), а «…перелазит инуде, тот есть вор и разбойник».

Поэтому: зачем нам, познавшим истину во Христе через Святое Евангелие и благодать через Церковь – лезть через забор? То, что люди ищут в йоге – это есть и в христианстве! Просто по невежеству своему люди этого не знают.

Даже Рамакришна – один из великих йогов прошлого – исследовав христианство, в какой-то период своей жизни был готов стать христианином, но потом опять сошел с этого пути и, как все нормальные йоги, закончил жизнь самоубийством. Такое самоубийство в этой системе называется нирвикальпа самадхи – человек входит в состояние самадхи, душа покидает его тело и потом не возвращается. В переводе на русский язык – покончил с собой, так как душа отлетела. То же самое произошло и с Вивеканандой. То есть – с обоими учителями и реформаторами этих практик.

Поэтому – выражусь помягче – врагу не пожелаешь, а другу – тем более…

Протоиерей Александр Березовский:
– Но ведь можно само упражнение почерпнуть из книг – необязательно общаться с самими носителями этих учений? Многие свидетельствуют о том, что упражнения, предложенные йогой, облегчают страдания, потому что некоторые болезни ослабевают…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Страдания очень хорошо облегчает героин! Разве мы будем его рекомендовать? А самый простой наркоз – это алкоголь. Хоть режь тебя! Не всё, что облегчает – хорошо. И это – не панацея! Я не знаю ни одного человека, который бы, занимаясь йогой, остался бы неповрежденным! Может быть, такие люди и есть, но на моем пути (с тех пор как я в церкви) – ни одного не попалось!

Степень повреждения разная, но я знаю таких, которые перестали практиковать двадцать лет назад, но до сих пор у них проблемы! Они на мир – и в частности, на духовный мир – смотрят через призму йоги. И когда у них возникают мысли или переживания – они стараются для себя перевести их на язык йоги.

Есть такой феномен: если, допустим, русский человек уедет в Англию, то через двадцать лет он начнет думать по-английски, и чтобы говорить по-русски – ему сначала нужно мысленно перевести. Вот и здесь происходит нечто подобное: человек может забыть свой природный язык. А наш природный язык – это православное христианство, и нам незачем входить в другую религиозную систему. Это представляет для нас опасность. Поэтому закончу словами: «Нам всё позволено, но не все полезно». Святой апостол Павел.

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

Половая связь мужчины и женщины первоначально предназначалась для наполнения людьми земли. Это было и есть наказом Бога. Интимные отношения между мужем и женой - любовь, которую благословил Господь. Тайна соития происходит только между двумя партнерами в уединении. Это сокровенное действие, которое не требует посторонних глаз.

Богословие интимных отношений

Православие приветствует половую жизнь между венчанной парой , как акт Божьего благословения. Интимные отношения в православной семье - Богом благословенное действие, которое предусматривает не только рождение детей, но и укрепление любви, близости и доверия между супругами.

О семье в православии:

Бог создал мужчину и женщину по образу Своему, Он сотворил прекрасное творение - человека. Сам Всевышний Творец предусмотрел интимные отношения между мужчиной и женщиной. В Божьем создании все было совершенно, Бог создал человека голого, прекрасного. Так почему в настоящее время человечество так лицемерно относится к обнаженной натуре?

Адам и Ева

В Эрмитаже выставлены великолепные скульптуры, демонстрирующие красоту человеческого тела.

Творец оставил людям (Быт. 1:28) Свое наставление:

  • плодиться;
  • размножаться;
  • наполнять землю.
Для справки! Стыда в раю не было, это чувство появилось у первых людей после совершения греха.

Православие и интимные отношения

Углубляясь в Новый Завет, можно проследить с каким негодованием и презрением Иисус относился к лицемерам. Почему половая жизнь в православии отодвигается на второй и третий план?

До прихода Иисуса Христа на земле существовало многоженство, но это не были случайные связи. Царь Давид, муж по сердцу Бога (1Цар. 13:14), согрешил с чужой женой, потом женился на ней после смерти мужа, но и избраннику Божьему пришлось понести наказание. Ребенок, рожденный прекрасной Вирсавией, умер.

Имея много жен, наложниц, цари и обычные люди и думать не могли, что к их женщине может прикоснуться другой мужчина. Вступая в любовную связь с женщиной, мужчина обязан был связать себя семейными узами по законам церкви. Брак и тогда благословлялся священниками, освящался Богом. Дети, рожденные от законного брака, становились наследниками.

Важно! Православная церковь выступает за красоту настоящих близких семейных связей.

Интимные отношения или секс

В Библии нет понятия секс, но Святое Писание уделяет много внимания интимной жизни верующих. Связь между мужчиной и женщиной испокон веков является предметом вожделений и открытой дверью для искушения.

Секс во все времена ассоциируется с развращенностью, которая была известна от начала веков. За развратные действия, гомосексуализм и извращения Бог сжег огнем города Содом и Гоморру, не найдя в них праведников. С понятием секса связано оральное и анальное совокупление, которое православие относит к извращениям согласно Библии.

Чтобы уберечь верующих от греха блуда, Бог в 18 главе книги Левит из Ветхого Завета по пунктам расписал, с кем можно вступать в половую связь.

Представьте себе, Сам Великий Творец уделяет большое внимание близким, половым связям, благословляя интимную жизнь в браке.

Венчание супругов

Секс до брака

Почему православная церковь предостерегает молодых людей воздерживаться от интимных отношений до брака и сохранять целомудрие ?

В Старом Завете описывается несколько случаев, когда блудники побивались камнями за прелюбодеяния. В чем причина такой жестокости?

В фильме «Десять заповедей» показана ужасная сцена убиения грешников камнями. Прелюбодеев привязывали за руки и ноги к кольям, чтобы они не могли укрыться, защититься, и весь народ бросал в них острые, огромные камни.

Это действие имело два смысла:

  • первое - для устрашения и назидания;
  • второе - дети, рожденные от такой связи, несли проклятие в род, лишали его Божьей защиты.

Семья, не венчанная Богом, не может находиться под Его защитой.

Нераскаянные грешники сами себя отлучают от Таинства Исповеди и Причастия, живя по собственной воле под атаками дьявола.

Как соединить целомудрие и секс

Христианская семья является маленькой церковью, основанной на любви. Чистота и целомудрие - основные каноны православных отношений, более всего раскрываются в половой связи венчанных супругов.

Церковь никоим образом не исключает половых отношений между партнерами, ибо это акт, сотворенный Самим Творцом для наполнения земли Своими детьми. Церковные законы четко регулируют жизнь православных верующих, включая духовную, душевную и физическую жизнь.

Для окунания в Божью благодать все православные должны возрастать духовно:

  • читать Слово Божье;
  • молиться;
  • пребывать в постах;
  • посещать храмовые служения;
  • участвовать в Таинствах церкви.

Даже монахи, живущие в скитах, не лишены душевных переживаний, а что говорить о простых христианах, находящихся в грешном мире?

Ежедневно каждый человек нуждается в пище, общении, любви, принятии и половой жизни, как естественной составляющей человеческого существования. Православная Церковь по Слову Божьему благословляет половую жизнь семейной пары, ограничивая ее на определенное время, это относится и к еде, посту, увеселениям и разным видам работ.

Молитвы о семье:

Отношения между мужем и женой

В Первом послании Коринфянам, в 7 главе апостол Павел буквально, по словам расписал поведение брачных партнеров во время уединения: «Интимные взаимоотношения - закон, и отказываться от них здоровым людям не позволительно, ибо в этом случае виновниками прелюбодеяния будут оба партнера: тот, кто отказал и направил на грех, и тот, кто не удержался и впал в блуд».

Внимание! Нигде в Библии не сказано, что единственной причиной для супружеских близких связей может быть только рождение ребенка. При касании интимного вопроса вообще не говорится о детях, а только о любви, наслаждении и близких взаимоотношениях, укрепляющих семью.

Мнение церкви

Не все семьи благословлены рождением ребенка , так что, им уже не заниматься любовью? Бог отнес обжорство к греху, так и беспорядочный секс, чрезмерное увлечение половой жизнью не одобряется церковью.

  1. Все должно происходить в любви, по обоюдному согласию, в чистоте и уважении.
  2. Жена не может манипулировать мужем, отказывая в интимных ласках, ибо ее тело принадлежит ему.
  3. Муж обязан расположить к себе жену, как Иисус Церковь, заботится о ней, уважать и любить.
  4. Заниматься любовью не позволительно во время молитвы и поста, недаром говорят, что во время поста и кровать пуста. Если христиане находят в себе силы совершать подвиг говенья, то Бог укрепляет и в ограничении времени близких супружеских взаимоотношений.
  5. Библия неоднократно подчеркивает, что касаться, а значит, и заниматься сексом с женщиной в менструальный период - грех.

Дети, рожденные от чистой, целомудренной любви двух венчанных партнеров, изначально получают покрытие Божьей милостью и любовью.

Православная церковь рассматривает интимные отношения христианской семьи, как венец любви, которая многогранна в Божьем преподнесении.

Протоиерей Владимир Головин: об интимных отношениях мужа и жены

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: ) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.



mob_info