Монастрыская трапеза. Рецепты блюд русских монастырей (будни) Шаолиньский метод продления жизни

Отчет о похудении. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Худеем вкусно: французская диета учит, как меню по вкусу снижает вес.

мне всё можно есть, но я ем исключительно растительную еду - это мой выбор, основанный на регулярном изучении исследований. помогаю людям перейти на это же питание. помогаю им этим питанием понизить Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Великий пост и правильное питание: что общего? Это реально похудеть в это время? Во время поста питаешься в основном углеводами. Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. У православных христиан начался Рождественский пост.

Есть 2 мнения о посте в плане пищевых ограничений, причем мнения эти имеют как постящиеся, так и нет. 1. Если не можешь поститься строго, то надо пытаться хотя бы в немного ограничивать себя, хотя Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Помните, что в дни поста следует максимально ограничить количество пищи. А ведь в светских учебных заведениях не кормят постной едой. Мирно проводить пост надо учиться, учитывая ошибки свои и чужие.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с Можно ли порадовать сына в рамках моих ограниченных возможностей (про еду)? Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Т.е. мое похудение придется и на пост. Это реально похудеть в это время? Во время поста питаешься в основном углеводами.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница - постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. Похудение и афонская диета.

Девочки, вот вчера возила маму по обследованиям - вены, суставы, плоскостопие - в итоге отёкшие ноги и больно ходить. Врачи скзали - первое сбросить вес, мама весит 80-82 кг при росте 156 см. Дело в том, что она давно озабочена этим весом и почти ничего не ест - живёт одна, пьёт кофе, ест сыр, овощи, мясо не каждый день. На ночь не ужинает. НО что-то вес только +- 2 кг ходит.. Я вот думаю - если от наших правил отталкиваться - мне нужно её заставить 4-5 раз в день есть? Она отвыкла и столько не может.. И пить воду? Или как убрать 10 кг в пожилом возрасте????

санаторий Беларуси - программа похудения?. Похудeние после родов. Похудение и диеты. санаторий Беларуси - программа похудения? Слышала, что там всё достаточно недорого и эффективно, может кто знает в какой санаторий поехать с целью начать худеть?

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать санаторий Беларуси - программа похудения?. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и Оказалось, что Абхазия переводится как «страна души», до...

Питание монахов горы Афон. Основополагающим принципом афонской диеты является деление дней недели на постные и скоромные, включая день разговения. Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета.

Ищете диету, чтобы похудеть? Питание монахов горы Афон. Основополагающим принципом афонской диеты является деление дней недели на постные и скоромные, включая день Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета.

Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. Вполне физиологичное питание, в отличие от диет Дюкана с Аткинсом и огромного количества их Опрос, имхо, некорректный.

«Очень важно научиться христианской аскезе.
Аскеза - это ведь не жизнь в пещере и постоянный пост,
аскеза - это способность регулировать в том числе и свое потребление идеями и состоянием своего сердца.
Аскеза - это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом.»
© Патриарх Кирилл
Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер»

Ныне российские святые отцы РПЦ, в монашестве пребывающие (черное духовенство), есть главная определяющая и направляющая сила модернизации всей великой демократической России и благочестивого преобразования духовности мудрого и героического российского народа.

Групповое фото благоверных Верховных Учителей и Реформаторов российских перед банкетом в Большом кремлевском дворце:

Монастырская трапеза - коллективный ритуал. Монахи питались два раза в день: обед и ужин, а в отдельные дни вкушали всего один раз (хотя этот "один раз" мог быть и весьма продолжительным); по разным причинам изредка бывало, что трапезование вообще исключалось. Главным было не количество пищи, а качество блюд: постное или скоромное, роль блюда в обрядах, время приема пищи.

Рыба постная печёная холодная с украшением постным майонезом и нарезанными овощами.

Осетрина, запеченная целиком без кожи
(перед запеканием с рыбы аккуратно снять кожу от основания головы до хвоста).

Cудак, начиненный грибами, авокадо, картофелем (авокадо и картофель 1:1) и зеленью и запеченный в духовке. Монахи полагают судака самой постной рыбой, т.к. в нем всего 1,5% жира.
Добавки в монашеское питание богатых жирами авокадо, оливок и орехов позволяют восполнить недостаток жиров в постные дни, в которые по монастырскому уставу положено есть блюда без масла.

Представление о парадном монастырском обеде середины XIX в. позволяет составить перечень блюд, которые подавались к столу 27 ноября 1850 г., в день празднования памяти основателя монастыря.

«Реестръ кушанью в праздникъ свят. Иакова 1850 года ноября 27-го дня
Для закуски в верху
1. 3 кулебяки с фаршомъ
2. 2 щуки пареныя на двух блюдахъ
3. Окуни заливные с фаршомъ на двух блюдах
4. Караси разварные на двухъ блюдах
5. Лещи жареные на двухъ блюдах
В трапезе братцкой для обеда
1. Кулебяка с кашей
2. Икра паюсная
3. Малосольная белуга
4. Ботвинья с малосольной рыбой
5. Щи с обжаренной рыбой
6. Уха из карасей и налимов
7. Соусъ из горошка с рыбой жареной
8. Жареная капуста
9. Хлебенное сухое с вареньем
10. Канпотъ из яблокъ
Для белаго духовенства закуска
1. Икра и белой хлебъ на 17 блюдахъ
2. Холодное из головизны с хреномъ и огурцами на 17 блюдахъ»

Примеры сервировки:

Сервировка постного монашеского стола к ужину.
Ломтики помидора с постным соевым сыром, ломтики постной рыбной колбасы, рыбные и овощные закуски, горячие постные порционные блюда, различные монастырские напитки (квас, морс, свежевыжатые соки, минеральная вода), фруктовая тарелка, несладкая и сладкая монастырская выпечка.

Монастырские кулинарные рецепты
Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Чем принципиально отличаются в питании миряне от монахов - первые любят просто вкусно покушать, вторые делают то же, но с глубоким богоугодным смыслом и с возвышенными духовными намерениями. Разумеется, сия превеликая духовная мудрость пониманию простых мирян мало доступна.

Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества».

Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина.

Скромный монашеский обед:

Закуски холодные:
- фигурная овощная нарезка,
- расписной фаршированный судак
- нежная семужка собственного особого посола
Закуска горячая:
- жюльен из свежих лесных грибочков, запеченных под соусом "бешамель"
Салат:
- овощной с креветками "Морская свежесть"
Первое блюдо:
- рыбная солянка «по-монастырски»
Второе блюдо:
- стэйк из семги под соусом «тар-тар»
Десерт:
- мороженое с фруктами.
Напитки:
- фирменный монастырский морс
- квас
И, конечно, к обеду подаются:
- свежевыпеченный хлеб, медовые коврижки, разная несладкая и сладкая выпечка на выбор.

Примеры сервировки:

Монастырские постные закуски к общему монашескому столу.

Семужка собственного особого монастырского посола.
Лимончик для выжимания сока монастырские повара рекомендуют обернуть марлей, чтобы исключить попадание лимонных косточек.

Постная рыбная солянка с лососиной.

Постная рыбная солянка из осетрины с расстегайчиком с начинкой из налимьей печенки.

Лососина паровая с постным майонезом, подкрашенным шафраном.

Постный плов из риса, подкрашенного шафраном, с ломтиками рыбы и разными морепродуктами, какие сегодня Бог послал на обед монашеской братии.

Фруктовый букет для общего монашеского стола.

Монастырское постное шоколадно-ореховое полено.
Шоколадно-ореховые массы трех цветов (из черного шоколада, белого шоколада и молочного шоколада) готовятся, как указано в предыдущем рецепте "Монастырские постные конфеты-трюфели". Затем послойно заливаются в форму, предварительно аккуратно застеленную полиэтиленой пленкой.
Широкое использование в монашеском питании различных орехов и шоколада позволяет делать монашескую пищу вкусной и достаточно полноценной.

Монастырские постные конфеты-трюфели.
Ингредиенты: 100 г черного горького шоколада, 1 ч. ложка оливкового масла (в дни, когда масло запрещено, оливковое масло не добавлять, но конфеты получатся несколько более твердыми), 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка хорошего коньяка или рома, немного тертого мускатного ореха.
Орехи потолочь в ступке, шоколад с добавлением оливкового масла разогреть, помешивая, на водяной бане до 40 гр. С, добавить толченые орехи, тертый мускатный орех и коньяк, размешать; брать теплую массу чайной ложкой в выкладывать в тарелку с порошком какао (по вкусу, в порошок какао можно добавить сахарную пудру) и, катая в порошке какао, сформировать шарики размером с грецкий орех.

Напомним, что в монастырях мясо употребляют не очень часто, в некоторых не употребляют совсем. Поэтому "заклинание" «Карася, карася, превратися в порося» не работает.

По великим и престольным праздникам братьям благословляется «утешение» - стаканчик красного вина - французского или, на худой конец, чилийского. И, конечно, готовятся блюда для специального праздничного меню.

меню завтрака святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в один из дней апреля 2011-го года.
Меню патриаршего питания тщательно разрабатываются и балансируются диетологами для поддержания в патриархе должной энергии, необходимой для неустанного ведения его огромной духовной, организационной и представительской работы.
В патриарших меню все исходные продукты и готовые блюда проходят такую же проверку, как и на кремлевской кухне. Все блюда на патриаршем столе - это плод долгого анализа, обсуждений и бесконечных дегустаций кулинаров высочайшего класса, санитарных врачей и врачей-диетологов.
Ибо непременная для патриарха Кирилла вера в Божию милость и защиту - дело высокое духовное, а работа патриаршей охраны из ФСО и соответствующих врачей и лабораторий - дело ежедневное земное.

Холодные яства:
Икра осетровая с блинами из гречневой муки.
Осетрина каспийская, подкопченная, с галантином из винограда и сладкого перца.
Строганина из лососины с сыром пармезан и муссом из авокадо.

Закуски:
Рулет из фазана.
Студень из теленка.
Паштет из зайца.
Блинчатый пирог с голубыми крабами.

Горячие закуски:
Рябчик жареный.
Утиная печень под соусом из ревеня со свежими ягодами.

Горячие рыбные кушанья:
Форель радужная, припущенная в шампанском.

Горячие мясные кушанья:
Штрудель из копченой утки.
Спинка косули с брусничным галантином.
Оленина, зажаренная на решетке.

Сладкие кушанья:
Торт с белым шоколадом.
Свежие фрукты с клубничным галантином.
Корзиночки со свежими ягодами в желе из шампанского.

Монастырский шеф-повар с удовольствием делится своими рецептами овощного салата с креветками и рыбной солянки.

Прежде всего, чтобы все получилось вкусно и богоугодно, начинать готовить надо с чтения молитвы. Прочитали? Теперь за дело!

Примеры сервировки:

Слоеный постный салат по монастырскому рецепту.
Салат укладывать слоями, каждый слой под постным майонезом, соль по вкусу.
1-й слой - крабовое мясо консервированное, мелко порезанное (или крабовые палочки),
2-й слой - рис отварной,
3-й слой - кальмары отварные или консервированные, мелко порезанные,
4-й слой - пекинская капуста мелко порезанная,
5-й слой - севрюга отварная на пару, мелко порезанная,
б-й слой - рис отварной.
Украсить постным майонезом, икрой, листочком зелени и подать к монашескому столу.

Винегрет по монастырскому рецепту.
В состав винегрета входят: запеченные целиком в духовке, очищенные и порезанные кубиками: картофель, морковь, свекла; зеленый горошек консервированный, репчатый лук, соленые огурцы, оливковое масло.
Иногда монастырские повара готовят винегрет с добавлением отварной фасоли и грибов (отварных или соленых, или маринованных).
По вкусу в винегрет можно добавить мелко нарезанную соленую сельдь.

Блюдо постное порционное из отварного в овощном курт-бульоне омара (опустить живого омара вниз головой в кипящий курт-бульон из моркови, лука, зелени, соли и приправ, время варки омара 40 минут, затем дать настояться 10 минут под крышкой) с гарниром из отварного риса, подкрашенного шафраном, и овощей с отдельно подаваемым в чашечке постным мучным соусом из осетрового бульона с добавкой протертого сквозь сито припущенного до прозрачности лука (не допускать подрумянивания) и специй; гарнировать ломтиком лимона.

Там еще много чего интересного о продуктах, блюдах и вкушающих эти блюда.

До Пасхи еще пара недель. И в кулинарном блоге трудно обойти тему постной еды. Вот только не буду я давать советов, что и как готовить. А расскажу-ка лучше, как питались монахи до исторического материализма. И поможет мне в этом прекрасная статья из журнала "Наша пища" от 1893 года.


По новейшимъ статистическимъ даннымъ, число всехъ монастырей въ Росс i и простирается до 684, именно: мужскихъ - 484 и женскихъ - 200. Монашествующихъ состоитъ при нихъ 6.813 лицъ мужскаго пола и 5.769 женскаго пола; послушниковъ - 4.143, послушницъ - 14.199.
Всего, такимъ образомъ, 31.000 монашествующихъ на всю Росс i ю при ея 110 милл i онномъ населении. Въ одной Московской губерн i и насчитывается 32 монастыря—мужскихъ и женскихъ. Далее, идутъ губерн i и: Новгородская—28 монастырей, Владим i рская— 17 монастырей, Вологодская—10 монастырей. Затемъ въ остальныхъ губерн i яхъ число монастырей колеблется отъ 1 до 5 и редко до 10 монастырей.

Монахи — превосходные хозяева и монастырск i я столовыя широко открыты для всякаго приходящаго въ монастырь. Странствующие богомольцы, «паломники», находясь въ монастыре, всегда продовольствуются на счетъ монастыря. Какъ известно, монахи, поступивъ въ монастырь, отказываются, между прочимъ, и отъ потреблен i я мяса. На Востоке, вследств i е теплаго климата, монахи продовольствуются исключительно растительною пищею. Такт, напримеръ, на Афоне обыкновенное меню монастырскаго питан i я представляютъ: вареныя тыквы или огурцы, коз i й сыръ, арбузъ - столъ въ высшей степени враждебный европейскимъ желудкамъ.

Мне пришлось ознакомиться съ питан i емъ монаховъ на Валааме и съ питан i емъ монахинь въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге.
Еще до поездки на Валаамъ, однажды летомъ, въ дачной местности, я встретилъ толпу богомольцевъ, возвращавшихся съ Валаама. Богомольцы — крестьяне шли съ длинными посохами въ рукахъ и небольшими котомками. Заинтересовавшись ими, я спросилъ, откуда они?

— Съ Валаама!
— Ну, что? Хорошо тамъ?
— Хорошо, хорошо! За обедомъ четыре блюда подаютъ!..
— Кормятъ, значить, хорошо?
— Досыта!..

Въ то же лето я побывалъ въ Валаамскомъ монастыре и могъ проверить впечатления простолюдина касательно питан i я монаховъ.

Персоналъ Валаамскаго монастыря состоитъ изъ 150 монаховъ и 150 послушниковъ. Кроме того, монастырь нанимаетъ для производства разныхъ хозяйственныхъ работъ до 200 рабочихъ, преимущественно чухонъ и корелловъ.

Хозяйство монастыря находится въ блестящемъ состоянiи. Во время весенняго и осенняго ледохода, въ продолжен i е несколькихъ месяцевъ, отрезанный отъ общества, отъ Mipa, монастырь, по необходимости, озабочивается обзавестись всеми продовольственными продуктами, большинство которыхъ добываетъ своимъ трудомъ, и при томъ у себя въ монастыре—на своем острове.

Кроме церковной службы, монахи сами пашутъ землю, убираютъ съ поля хлебъ, косятъ траву, занимаются огородничествомъ и т. п. Летомъ, во время полевыхъ работъ, нередко бываетъ «общее послушан i е». Напримеръ, весь монастырь выходить на уборку хлеба и т. п. Въ этомъ случае, игуменъ обращается къ монахамъ въ такой форме: «На святое послушан i е, благословляю, васъ брат i я, на покосъ!

Садоводство и огородничество въ монастыряхъ процветаютъ. Благодаря тщательнымъ и неутомимымъ трудамь, монастырь, по части культуры садовыхъ растен i й, достигъ удивительныхъ результатовъ. При этомъ не c ледуетъ упускать изъ вида значительную северную широту Валаама, а также и суровый климать. За садоводство и огородничество монастырь имеетъ несколько золотыхъ и серебряныхъ медалей съ разныхъ выставокъ. Одна изъ медалей получена за культуру яблокъ, изъ которыхъ некоторые весятъ отъ 3/4 до 1 фунта. Дыни достигали 7 фунтовъ, арбузы 20 фунтовъ, а тыквы 2 пудовъ.

Въ продолжен i е года монастырь расходуетъ для своего продовольств i я 10.000 пудовъ хле6а, большую часть котораго онъ засеваетъ самъ. Въ монастыре — своя мукомольня. Хлеба особенно много идетъ летомъ, когда бываеть большой наплывъ богомольцевъ. Въ течен i е года на Валаамъ перебываетъ отъ 10.000 до 15.000 богомольцевъ.

Гранд i озную картину представляетъ храмовой праздникъ монастыря 29 июня, когда стекаются тысячи паломниковъ. Богомольцы, прибывшие на Валаамъ, живутъ на иждивен i и монастыря и ходятъ на общую братскую трапезу съ монахами, которая бываетъ два раза въ день.

Монахи питаются растительной и молочной пищей. Вт понедельникъ, среду и пятницу пищу готовятъ на постномъ масле, а въ остальные дни—на скоромномъ масле. Обедъ— въ 12 часовъ, ужинъ - въ 8 часовъ. За обедомъ подаютъ 4 блюда: 1) ботвинья изъ огородныхъ овощей, а въ постные дни — картофель съ огурцами, 2) щи со снетками или соленой рыбой, 3) похлебка, 4) гречневая каша. Чернаго ржанаго хлеба— сколько хочешь. Монахамъ въ кельи выдается порц i я чаю, сахару и молока.

Монастырская столовая представляетъ обширный залъ, въ которомъ въ три ряда разставлены столы. Въ простенкахъ между окнами изображены святители, в черныхъ монашескихъ рясахъ, со свитками въ рукахъ, на которыхъ начертаны разныя нравственныя поучен i я. Длинные ряды столовъ вмещаютъ до 500 человекъ. Для монастырскихъ наемныхъ рабочихъ имеется особое помещен i е, въ которомъ две столовыхъ: для русскихъ и чухонъ.

На трапезе у монаховъ, въ переднемъ углу, отведено почетное место для отца игумена. Къ столу, съ левой стороны, привязанъ колокольчикъ. По окончан i и обедни, монахи, послушники и «паломники» разнаго зван i я идутъ въ столовую: пока тамъ разносятъ кушанье, они стоятъ у дверей столовой. Но вотъ, наконецъ, дверь столовой растворилась, и публика чинно, не торопясь идетъ къ столамъ. Каждый становится, где попало; купецъ стоить рядомъ сь мужикомъ и т. д.

Когда все места за столами заняты, наступаетъ тишина, отецъ игуменъ подаетъ звонокъ, и монахи, повернувшись къ образамъ, поютъ предъобедныя молитвы. После молитвы - опять тихо. Игуменъ снова подаетъ звонокъ, публика садится на скамейки и приступаетъ къ трапезе.

За обедомъ прислуживаютъ молодые послушники, которые, однако, успеваютъ обедать вместе со всеми. Каждому обедающему положены больш i е дольки хлеба. Въ жестяныхъ чашахъ налитъ монастырск i й квась.

Во время постовъ монахи питаются, главнымъ образомъ, овощами и грибами. Монахи заготовляютъ въ прокъ грибовъ громадное количество, потому что въ посты ихъ расходуется по 1 ушату ежедневно. Пища валаамскихь монаховъ, однако, для непривычнаго петербургскаго обывателя довольно тяжела.

Въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге насчитывается до 500 монахинь. Летомъ монастырь нанимаетъ до 100 огородниковъ и работницъ-капорокъ для работы въ монастырскихъ огородахъ, да въ монастырскомъ пр i юте числится 70 девочекъ, итого около 700 человекъ продовольствуются монастырскимъ хлебомъ.

Каждою отраслью питан i я заведуетъ монахиня, опытная мастерица по избранной ею специальности. Одна монахиня заведуетъ хлебопекарней, другая - квасной, третья - просвирной, четвертая - кухней и т.д. Есть даже особая пекарня, подъ назван i емъ «крендельной», где пекутъ крендели.

Монастырская пекарня—обширныхъ размеровъ. Две громадныхъ «русскихъ печи», отделанныхъ снаружи изразцами, могут вместить въ себе до 50 хлебовъ, которые выпекаются на «противняхъ», такъ, что каждый хлебъ имеетъ четыреугольную форму.

По средине пекарни обращаетъ на себя вниман i е громадная монастырская квашня, въ которую умещается сразу два куля муки, т.е. около 20 пудовъ. Промесить такую массу теста, конечно, бываетъ очень трудно: приходится прибегать къ помощи особаго «ворота», который представляетъ собою весьма хитроумное приспособлен i е - къ монастырской квашне. Представьте себе стоящую на полу квашню высотою около 2 аршинъ и шириною по д i аметру около 1 сажени. Изъ средины дна квашни подымается вверхъ деревянная балка, которая верхнимъ своимъ концемъ упирается въ потолокъ.

Отъ этой балки въ квашне, во все стороны, по разнымъ направлен i ямъ, вверхъ, внизъ, вбокъ и т. д. идутъ деревянныя вилки—мешалки, которыя доходятъ почти до самыхъ стенокъ квашни. Кроме того, повыше самой квашни, къ балке, съ четырехъ сторонъ, приделаны длинные рычаги: взявшись руками за концы этихъ рычаговъ, можно ходить вокругъ квашни; отъ этого воротъ, со всею системою «мешалокъ» придетъ въ круговое движете, и тесто, находящееся въ квашне, мало по малу будетъ «меситься».

Приступая «мешать тесто», обыкновенно 8 монахинь, ходятъ вокругъ квашни и вертятъ воротъ въ продолженш 1 часа, сперва въ одну сторону, а потомъ въ другую. Изъ квашни выходитъ 50 хлебовъ, весомъ 25 фунтовъ въ каждомъ. Въ родительскую субботу, когда бываетъ поминовен i е усопшихъ, монастырь выпекаетъ до 2,000 просфоръ. Въ больш i е праздники хлебъ и квасъ выставляются у монастырскихъ воротъ - для прохожихъ и богомольцевъ.

Монастырское питан i е зиждется, главнымъ образомъ, на растительной пище съ прибавкою рыбныхъ и молочныхъ продуктовъ. Растительная пища кладетъ некоторый отпечатокъ на здоровье и вообще на физическ i й организмъ монахинь: большинство изъ нихъ бледнолицыя, у многихъ, что называется, ни кровинки на лице; это сообщаетъ ихъ физiоном i и апатичное, безстрастное выражен i е. Впрочемъ, здесь много значитъ и «келейный» образъ жизни монахинь.

Фото - Einar Erici (1885-1965)

Несмотря на то, что в современных старообрядческих календарях имеются точные указания, касающиеся постных и скоромных дней года, подлинные старорусские традиции трапезы и поста по-прежнему остаются малоизвестными. Сегодня мы поговорим о том, как постились в монастырях Русской Церкви до церковного раскола, и на основе старинных документов реконструируем забытые ныне монастырские блюда.

Малый домашний устав

Пищевые указания современных старообрядческих календарей Русской Православной старообрядческой Церки, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви касаются употребления в дни церковного года определенных типов продуктов. Внимание концентрируется главным образом на пяти параметрах трапезы:

пища скоромная;
пища с рыбой;
пища с маслом;
пища без масла
(имеется в виду без растительного масла);
сухоядение (в наши дни под этим подразумевается невареная пища, свежие овощи или фрукты).

Считается, что все эти указания взяты из «Малого домашнего устава » — книги, составленной в XIX веке и ставшей своеобразным сборником уставных предписаний, касающихся поста, трапезы и келейной молитвы. И хотя бытует мнение, что «Малый домашний устав» объединяет некую сумму дораскольной церковной традиции, включая обычаи древнерусских монастырей и приходских храмов, на самом деле его указания восходят в основном к одной книге — Типикону («Церковному оку»), изданному в 1641 году при патриархе Иосифе и, по преданию, связанному с древним уставом Иерусалимского монастыря. Надо отметить, что новообрядческий устав в части поста никак не отличается от старообрядческого. Они полностью идентичны, поскольку имеют один и тот же первоисточник.

Гороховая размазня

Однако ни в «Малом домашнем уставе», ни тем более в современных старообрядческих календарях нельзя найти информации, касающейся непосредственно пищевой традиции дораскольной Руси. Что ели на Руси в праздники и посты простые люди, что — духовенство, а что — бояре? Какие блюда подавались в многочисленных монастырях? Об этом практически ничего неизвестно, а исследования и документы, в которых об этом говорится, мало доступны. Небольшие ремарки, изредка публикующиеся в популярной исторической литературе, дают очень скромную информацию на эту тему и в основном ограничиваются общими словами о благочестии древней Руси. Обычно в таких случаях цитируют, как ни странно, иностранцев. Так, говоря о рационе Великого поста, обычно вспоминают сочинения архидиакона Павла Алеппского , посетившего с Макарием, патриархом Антиохийским , по приглашению патриарха Никона, Москву в 1654-1656 годах:

«В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им (русским — прим. ред.) против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку».

Также иногда проскальзывает информация, что в северных монастырях, вроде Соловецкого, в Великий Пост допускалась «сушь» (сушеная рыба»), потому как в тех местах совершенно не было хлеба, и монахи вынужденно ели рыбу. Впрочем, за отсутствием широко известных и опубликованных исторических документов сведения о «суши», как любой другой рыбе, употребляемой в Великий и Успенский посты, подвергаются некоторыми ревнителями критике. По мнению подобных авторов, Студийский Устав, который действительно допускал неоднократное употребление рыбы в Великий Пост (не только в Благовещение, но и в день 40 мучеников, обретения главы св. Иоанна Предотечи, св. Алексия, человека Божия, праведного Лазаря и некоторые другие) уже давно не применялся на Руси. Они отмечают, что будто бы еще за столетия до церковного раскола запрет на рыбу в монастырских установлениях полностью соответствовал требованиям современных церковных календарей, а в Великий Пост и правда главным блюдом была гороховая размазня, упоминаемая Павлом Алеппским.

Тайны монастырских обиходников

К сожалению, так сложилось, что не существует полноценной исследовательской работы, посвященной повседневной трапезе в древней Руси, как монастырской, так и приходской, в разных слоях, разных классах населения. Для того чтобы составить подобное исследование, нужно изучить десятки, а то и сотни документов. В большей степени до наших дней дошли документы монастырей. Это разного рода описи, обиходники и уставы. Чтобы изучить все сохранившиеся, требуются годы, поэтому попробуем посмотреть то, что лежит на поверхности. На сайте Троице-Сергиевой лавры, в разделе «Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры», находим «Обиходник» 1645 года. В нем содержатся не только богослужебные указания, но и пищевые. Находим там указание о пищевом уставе первой субботы Великого Поста::

«На братию вареное с маслом, да сушь протертая в кислом вареве, а не рыбу. И пием вино установленное во славу Божию, аще прилучится по две чаши. Так же и в вечер по две чаши. На вечер щи да горох сухой с многим маслом смешанный ».

Какие выводы из этого можно сделать? Сушь (сушеная рыба), как видно, употреблялась не только в районах крайнего севера, где «совсем нет хлеба», но и, как видим, в центральном монастыре русского государства. Указание «сушь, а не рыбу» явно означает, что в других местах (каких — не указано) допускалась свежая рыба, и указание было сделано, чтобы избежать ошибки в приготовлении по монастырскому уставу Троице-Сергиевой лавры. К сожалению, популярная до раскола «сушь» (сушеная рыба) сегодня совсем не упоминается в церковных календарях, хотя купить ее можно в большинстве российских продуктовых магазинов. Также можно обратить внимание на солидное количество чаш вина, употребляемого в Троице-Сергиевом монастыре.

В «Обиходнике» Троице-Сергиевого монастыря не так много указаний бытового характера. Но есть и другие «Обиходники», с более подробным описанием бытовых уставов. Один из них принадлежит Кирилло-Белозерскому монастырю.

Документ этот хорошо известен и даже был опубликован издательством «Индрик» в 2002 году. В этом «Обиходнике» дается подробная роспись практически каждого дня Великого Поста, как, впрочем, и других дней церковного года. Пропуская Богослужебные указания, посмотрим на трапезные установления этой знаменитой обители, касающиеся второй недели Великого поста.

В понедельник: Того дни братии ясти хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех в больших вода, по мисам капуста крошена с хреном, толокно, репа, или грибы или грузди под чесноком. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет.

Во вторник : Братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые иные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лапша гороховая с перцем, четцу подача.

В среду: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком.

В четверток: Ясти в столех по чети хлеба брацкого, шти борщевы сочены, сухари, квас брацкой, горох или каша сочена.

В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком.

В субботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей или каша с семгою, горох терт с маслом, икра или короваи, пироги, а буде короваи, ино пирогов нет. На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу.

Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша Горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас.

Что интересного мы видим о дораскольной монастырской жизни , с точки зрения современных клише?

Во-первых , хотя Кириллов монастырь относится к северным обителям, но хлеб на трапезе иноков был. И недостатка в нем не наблюдалось. В праздничные дни вместо ржаного подавался белый хлеб или пироги, начинка которых зависела от устава дня.

Во-вторых . Монастырская трапеза была весьма разнообразной не только в скоромные дни, но даже в самый строгий пост. В суровые дни «сухоядения» предлагался достаточный выбор блюд: «хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком». Это, кстати, отчасти опровергает рассказ архидиакона Павла Аллепского о крайней суровости, невыносимости русского поста.

В праздничные, скоромные дни в Кирилловом монастыре была следующая роспись блюд. Первое блюдо состояло из ушного (ухи), щей борщевых или капустных, щей с перцем, щей с перцем и яйцами; тавранчуга (похлебки): рыбного и репного. Второе блюдо: каши, горох, лапша из гороховой муки, грибы: соленые, сушеные, в собственном соку. Особой статью составляла разнообразная свежая, вяленая, соленая, сушеная рыба, качество которой было несравнимо выше современной; икра черная и красная, калачи, пироги с разнообразными начинками: ягодными, овощными, грибными и рыбными; оладьи, молоко, сыр и т.д.

К тому же еще согласно постановлениям Стоглавого Собора в некоторых случаях в монастырях допускались и другие послабления:

Да в великих же и честных монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие и немощи или при старости, и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, и тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении; покоити их по разсуждению ествою и питием, про таких держати квасы сладкие, и черствые, и выкислые — кто какова потребует, и ества тако же, или у них лучится свой покой, или от родителей присылка и о том их не истязати же.

В-третьих . Важную роль в монастырской трапезе играл квас . Он подавался практически во все дни постов, не говоря уже о скоромных днях. Даже в Великую Субботу, по захождении солнца, братии давали по ставцу квасу поддельного и по укрухе (булочке) «посиления ради телеснаго, а не любосластия и насыщения чревнаго». Квасы повседневные называются: обычный, братский. Как пишет исследователь Т. И. Шаблова, под братским квасом, вероятно, подразумевается самый простой и недорогой овсяный и ржаной квас. Квасы праздничные были 4-х сортов: медвяной (медовый, мёд), поддельный (ячменный, смешанный пополам с медвяным), ячменный (ячной, житный) и полуян (вероятно, ячменный, смешанный с овсяным или ржаным). Квас подавался в чашах или ставцах (сосуд типа стакана) объемом порядка 150 грамм. Сегодня квасы и меды практически ушли из церковной жизни, стали светскими напитками.

В-четвертых . Посреди недель Великого Поста, в чтимые праздники, поставлялась икра. В уставе Кириллова монастыря такими праздниками являлись: «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита». Также икра поставлялась в Вербное воскресенье наряду с рыбой. Рудименты этой древней традиции можно наблюдать в отдельных старообрядческих приходах, в которых на престольные праздники допускается готовить рыбу «аще настоятель благословит».

В-пятых. Во все субботы Великого поста (кроме Великой субботы, которая, по сути, к четыредесятнице не относится) в Кирилловом монастыре поставлялась рыба. Указания о рыбе имеются и в уставе Вербного воскресения:

На братию корм: хлебы белые, сковороды с ушным или шти с перцем, квас подделной, двоя рыба, оладьи с медом, чаши схожие. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка.

Рыбный стол был приурочен, как правило, к заупокойным кормам: 1 и 2 субботы — по царе Иване Грозном, 3 и 5 — по царевиче Иване Ивановиче (сына Иоанна IV и Анастасии Романовны), и 4-я — по игумене Христофоре (3-й игумен монастыря, ученик прп. Кирилла). Кроме того, в 1-ое воскресенье Великого поста был заздравный корм за царя также с рыбой. Всего по Кириллову уставу рыба поставлялась 8 раз за Великий Пост.

Тавранчук. Рецепт приготовления

Одно из самых интересных и загадочных блюд, упоминаемых в «Обиходнике» Кириллова монастыря, именуется «тавранчук». Советский историк В.В. Похлебкин (1923-2000) так рассказывает об этом блюде:

«Тавранчуки бывают и мясные, и рыбные, ибо смысл этого блюда не в его пищевом составе, а в методе приготовления. Правильнее его называть таганчук — то, что приготовляется в тагане, то есть в керамической, глиняной сковороде-миске, в тигле. Тавранчуки приготавливали в горшках, в русской печи, длительным томлением. Жидкостная среда была минимальной: для рыбы немного воды, иногда полстакана молока, лук, коренья — петрушка, укроп; для мяса — стакан кваса, лук, соленые огурцы и те же пряные травы. Рыба выбиралась разная: судак, щука, окунь, сазан; мясо — большей частью баранья грудинка.

Горшок ставился в печь, и, как только он согревался (спустя несколько минут), его заливали сверху взбитыми яйцами (для рыбных тавранчуков) или, помимо этого, обвязывали горло горшка тряпкой, которая залеплялась тестом. Затем герметизированный таким образом тавранчук ставился в вытопленную печь на несколько часов для томления. Ликвидация русской печи вначале в городах, а затем и в сельской местности привела к исчезновению тавранчука как блюда, ибо в иных условиях, по-другому, это блюдо не получалось вкусным ».

В «Обиходнике» Кириллова монастыря тавранчук упоминается весьма часто. Но что интересно, его готовили к субботним трапезам Великого Поста как один из вариантов рыбного блюда: «тавранчюг осетрей или каша с семгою ». Под монастырским тавранчуком надо разуметь рыбный тавранчук, без мяса, сметаны и других продуктов, которые можно использовать только в скоромные дни. Вот основные ингредиенты тавранчука — блюда весьма популярного в монастырской диете 17 века.

Соленые грузди перед приготовлением лучше вымыть и вымочить, потому что достаточное количество уже имеется в соленых огурцах. Также в качестве ингредиентов используется корень петрушки, корень сельдерея, черный перец, смородиновый или лавровый лист, лук — в зависимости от желания и вкуса.

Все это нарезается кубиками.

Подготовленные продукты слоями укладываются в горшок или казанок, а затем ставятся в русскую печь, как вариант — в духовку при температуре 170 градусов и томятся на протяжении нескольких часов. В некоторых рецептах предлагают заливать дополнительно воду или квас. Другие советуют томить в собственном соку, добавив растительного масла.

В сети существует немало рецептов тавранчука с указанными пропорциями продуктов, которые, впрочем, существенно отличаются друг от друга и не все они одинаково хороши. Многое зависит от количества жидкости, температуры и времени томления в печи. Однако при должной сноровке, опыте и, главное, желании можно попробовать настоящее монастырское блюдо, которое ели наши предки в XV-XVII веках.

С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя - традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею , иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Наш собеседник
Иеромонах Михей, в миру Гулевский Александр Петрович, родился 22.11.1964 в г. Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1980г. поступил в Ростовское Училище Искусств, специализация «Аккордеон», окончил его в 1984 г. 1984-1986гг.- служба в армии в ВДВ.

С 1987 по 1988гг. отец Михей прислуживал пономарем в храме, а в 1988г. поступил в семинарию, которую окончил в 1991г. В этом же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником, а в 1992 г. переведен в Данилов монастырь.

Послушания в монастыре: 2 года в иконной лавке, в течение 10 лет с 1994г. строительство скита и пасеки в Рязанской области, с 2004г. - келарь в Даниловом монастыре, в настоящее время послушание в медовой лавке, в 2-х монастырских магазинах, а также в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

сайт: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас - чуть более 80, работники из мирян - почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся - каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть - собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим - на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

сайт: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

О. Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей - до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди - и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле - до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна - в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт - Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Из проповеди
Киевский князь Изяслав пришел к преподобному Феодосию, и после беседы гостю была предложена монастырская трапеза. Вкусив ее, Великий князь поразился, насколько простая монастырская пища была вкусной, что он и в великокняжеском дворце не имел таких кушаний. На это преподобный Феодосий ответил: «Это происходит оттого, что пища в нашей обители приготовляется по благословению настоятеля. Поэтому, несмотря на простоту, по благословению Божиему, получаемому через благословение настоятеля, она получается столь питательной, полезной и вкусной»

Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Чудесный улов рыбы.

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

сайт: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

О. Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»...

Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

сайт: Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

О. Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть - мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной

Салат из кальмаров

Сыр нарезка
Салат из свеклы с майонезом

Сыр нарезка

Салат из огурцов, яиц и зел. лука
Салат овощной

Дайкон с морковью
Салат овощной

Сыр нарезка

Салат с креветками
Салат овощной

Салат из капусты с морковью
Салат из свеклы с майонезом

Салат греческий

Сыр нарезка
Нарезка рыбная

Салат из кальмаров с яйцом
Суп Рассольник Щи Суп грибной Суп с фрикадельками Суп гороховый Уха Борщ
Рыба жареная

Макароны

Соус томатный
Рыба жареная в яйце и сухарях

Пюре

Соус бешамель
Брокколи с луком и морковью

Гречка
Рыба жареная в яйце и сухарях

Макароны

Соус томатный
Рататуй

Рис

Соус томатный
Окунь жареный

Макароны

Соус томатный
Судак жареный

Пюре картофельное
Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
- Компот

Молоко

Сметана
- Компот

Молоко

Сметана
-
Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Печенье

Яблоки
Компот

Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Печенье

Яблоки
Компот

Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Конфеты

Яблоки
Морс

Чай

Конфеты

Яблоки

Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной Салат овощной

Яйцо под майонезом
Лобио

Кабачковая икра
Салат из крабовых палочек Салат деревенский

Салат овощной
Селедка с луком и зеленым горошком

Салат овощной
Салат из помидоров с луком

Яйцо под майонезом
Зразы

Каша из пшена

Соус
Рыба под маринадом

Рис
Биточки картофельные

Капуста тушеная
Голубцы рыбные в листе Картофель с грибами и луком Тефтели под соусом

Картошка жареная
Рыба жареная

Рис с овощами
Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
- Омлет - Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
Запеканка творожная Сырники - - - - Запеканка
Чай

Конфеты
Какао

Конфеты
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты
Чай

Конфеты

Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники - миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы - ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству - послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт - чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья - сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген - он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание - предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

сайт: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Примечание редактора

Уважаемые читатели!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Это один из четырех многодневных постов в православии, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Данный пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но и здесь возникают вопросы: что можно, а чего нельзя есть, о каких православных праздниках в это время обязательно должен знать каждый верующий, кому разрешаются послабления, есть ли польза для души, если вы соблюдаете только физический пост?.Михей. В эти дни о. Михею . И тогда на встрече вы получите исчерпывающие ответы на них.



mob_info