Мишин фигурное. Алексей Мишин (фигурист и тренер) - биография, информация, личная жизнь

М ассовое развитие фигурного катания на коньках, применение прогрессивной методики учебно-тренировочного процесса, совершенствование его организационных форм позволили советскому фигурному катанию занять ведущие позиции в мире. Убедительные победы наших фигуристов демонстрируют основные черты советской школы фигурного катания, органично соединяющей отличную физическую подготовленность, рациональную технику с эстетическим совершенством и волей к победе.

Современное направление развития фигурного катания на коньках характеризуется ярко выраженной тенденцией к гармонии основных компонентов катания, сбалансированности содержания программы. Перед спортсменами ставится задача продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками - в одиночном катании, поддержками, подкрутками, выбросами, тодесами, совместными и параллельными вращениями в парном катании, разнообразными шаговыми комбинациями в танцах на льду.

Новые требования к мастерству фигуристов обусловливают соответствующую организацию, содержание и проведение учебно-тренировочного процесса. Такой подход к пониманию фигурного катания нашел отражение в учебнике, подготовленном в соответствии с программой по фигурному катанию для студентов институтов физической культуры.

Авторами учебника являются: общая редакция и главы VII, VIII, XII, XX - канд. пед. наук, доцент А. Н. Мишин; глава I - заслуженный тренер СССР В. Н. Писеев; глава II-член Международной ассоциации спортивных журналистов А. М. Чайковский; глава III - д-р биол. наук, проф. Е. Б. Сологуб; глава IV - д-р пед. наук, проф. В. М. Зациорский и А. Н. Мишин; глава V - заслуженный тренер РСФСР Л. А. Пахомова, раздел «Музыка» - заслуженный тренер РСФСР, композитор А. Б. Гольдштейн; глава VI - канд. пед. наук, доцент В. А. Апарин; глава IX - заслуженный тренер СССР, канд. пед. наук, доцент Т. Н. Москвина; глава X-"Заслуженный тренер СССР Н. И. Дубова; глава XI - А. Н. Мишин и Т. Н. Москвина; глава XIII-А. Н. Мишин и канд. пед. наук Л. М. Райцин; глава XIV - канд. пед. наук, доцент И. К. Киселева и канд. психол. наук Ю. Я. Киселев; глава XV - канд. пед. наук М. В. Гришина; глава XVI - канд. пед. наук доцент Ю. Ф. Курамшин и В. А. Апарин; глава XVII - В. А. Апарин и А. Н. Мишин; глава XVIII - канд. пед. наук, доцент И. В. Абсалямова и канд. биол. наук Е. В. Богданова; глава XIX - канд. пед. наук, доцент С. В. Голомазов, А. Н. Мишин и канд. биол. наук, доцент В. Н. Соловьев; глава XX -А. Н. Мишин. .

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Место фигурного катания на коньках в советской системе физического воспитания. Физическая культура и спорт - важная составная часть коммунистического воспитания в нашей стране. Одним из популярных и массовых видов спорта является фигурное катание на коньках. Общей задачей фигурного катания является формирование человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Средствами фигурного катания успешно решаются оздоровительные задачи: вырабатываются легкость и свобода движений, достигается общее повышение тонуса основных систем организма, пропорциональное развитие всей мышечной системы, активизируется работа анализаторных систем, и в первую очередь вестибулярной и проприоцептивной.

Решая образовательные задачи, фигурное катание развивает гибкость, ловкость, выразительность движений, а также силу и выносливость. Важная сторона фигурного катания - его эстетическое воздействие. Занятия фигурным катанием воспитывают в человеке художественный вкус, музыкальность, формируют понятия о красоте движений, требуют от фигуриста знакомства" со многими видами сценического искусства.

Говоря о воспитательных задачах, следует подчеркнуть, что фигурное катание вырабатывает дисциплинированность, собранность, трудолюбие, коллективизм, смелость, активность, упорство - те черты, которые характеризуют коммунистическое отношение к труду, .высокие моральные качества.

В последние годы значительно увеличилась сеть школ и секций фигурного катания. Этим видом спорта занимаются ныне не только дети и подростки, но и взрослые люди, включая пожилых, которые с успехом тренируются, участвуют в спортивных праздниках и выступлениях.

Массовое развитие фигурного катания в нашей стране, широкая география этого вида спорта способствуют достижению советскими спортсменами высокого уровня мастерства.

Советская школа фигурного катания сочетает высокую спортивность с тонким художественным вкусом, что позволяет нашим спортсменам из года в год добиваться побед на крупнейших международных соревнованиях, в том числе на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх.

Одиночное катание состоит из обязательной, короткой и произвольной программ.

Обязательная программа подразумевает исполнение обязательных фигур, имеющих форму кругов, восьмерок и параграфов. В нее входят следующие элементы: перетяжки, тройки, скобки, крюки, выкрюки и петли. Главной задачей этого раздела является геометрическая точность начертания фигур и правильное выполнение поворотов.

Короткая программа выполняется под музыку и длится не более 2 мин. Она включает 7 предписанных элементов произвольного катания: шаги, вращения, комбинации вращений, прыжок во вращение, два различных прыжка и каскад из двух прыжков.

Смысл включения короткой программы в соревнования заключается в том, чтобы более объективно оценить мастерство участников путем сравнения исполнения ими одинаковых предписанных элементов.

Произвольная программа, которая также выполняется под музыку (в течение времени, обусловленного программой состязаний), должна содержать гармоничный набор элементов. В ходе соревнований спортсмен должен продемонстрировать, в какой степени он овладел техническими приемами современного фигурного катания, и проявить при этом эстетическую зрелость.

Тенденции развития фигурного катания выдвигают на первый план требование сбалансированности произвольных программ, т. е. демонстрации владения всеми группами элементов. Серьезной ошибкой следует считать стремление подчеркнуть одну сторону программы, например прыжковую, и на этом фоне попытаться скрыть недостатки в исполнении вращений и шагов за счет сокращения их количества.

Парное катание наряду с исполнением совместных элементов, таких, как поддержки, подкрутки, обводки, тодесы, парные вращения, требует выполнения и элементов одиночного катания: раздельных шагов, многооборотных прыжков, вращений и прыжков во вращении. Однако эти элементы оба партнера должны выполнять так, чтобы создать впечатление единства действий. Программа соревнований в парном катании включает короткую и произвольную программы, требования к которым в основном аналогичны перечисленным выше.

Спортивные танцы на льду представляют собой несколько специфический вид фигурного катания, основу которого составляют комбинации шагов, выполняемых в строгом соответствии с ритмом танца» и его характером. Программа соревнований по спортивным танцам состоит из обязательных танцев, оригинального и произвольного танцев.

Наряду с одиночным, парным катанием и спортивными танцами на льду возможны и другие формы фигурного катания. В прошлом в нашей стране проводились соревнования и показательные выступления в групповом фигурном катании. В последнее время групповое фигурное катание начинает приобретать популярность в ряде зарубежных стран, где оно получило название «прецизионное» катание. В основе его лежит демонстрация точности и согласованности движений всех членов группы.

Организационная структура управления фигурным катанием в СССР. Физкультурно-спортивным движением в нашей стране руководит Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР). Одним из его подразделений является Управление конькобежного спорта. Отдел фигурного катания на коньках этого управления занимается всесторонним развитием фигурного катания в стране. На отдел возложены задачи развития массовых форм фигурного катания, пропаганды этого вида спорта, повышения мастерства фигуристов, подготовки сборных команд страны для участия во всесоюзных и международных соревнованиях.

Отдел фигурного катания координирует деятельность многочисленных организаций, участвующих в работе по подготовке спортсменов-фигуристов, содействует разработке и внедрению в практику наиболее эффективных методик обучения и тренировки фигуристов, формирует календарь всесоюзных соревнований по данному виду спорта.

В каждой союзной республике развитием фигурного катания занимается управление зимних видов спорта республиканского спорткомитета, в котором есть или отдел фигурного катания, или специалист, отвечающий за этот вид спорта. Государственные органы управления, какими являются спорткомитеты, в своей работе опираются на организации, к которым в первую очередь относятся добровольные спортивные общества профсоюзов и ведомств.

Значительную роль в развитии фигурного катания играет и общественный орган - Всесоюзная федерация фигурного катания. Главная ее задача состоит в привлечении широкого актива к участию в развитии этого вида спорта.

Международные спортивные объединения по фигурному катанию на коньках. Международный союз конькобежцев (ИСУ), созданный в 1892 г., объединяет 34 национальные спортивные организации по фигурному катанию и скоростному бегу на коньках. Советский Союз вступил в ИСУ в 1947 г.

Международный союз конькобежцев обеспечивает организационную упорядоченность мирового фигурного катания, и в частности определяет правила проведения и программу международных соревнований, включая чемпионаты Европы и мира. Правила и программу соревнований по фигурному катанию на олимпийских играх определяет Международный олимпийский комитет после предварительного обсуждения с ИСУ.

Высшим органом ИСУ является конгресс, который, как правило, созывается раз в 2 года. В период между конгрессами руководство деятельностью Международного союза конькобежцев осуществляет совет ИСУ, который избирается конгрессом на 2 года.

Важную роль в развитии мирового фигурного катания играют национальные спортивные объединения по фигурному катанию. Национальные федерации занимаются развитием фигурного катания в стране, проводят чемпионаты своих стран. Программа и правила таких соревнований могут несколько отличаться от международных, однако в основе своей соответствуют правилам ИСУ. Наряду с Международным- союзом конькобежцев, объединяющим спортсменов-любителей, судей и руководителей, существует Международный союз тренеров по фигурному катанию (ИПСУ). Эта организация объединяет тренеров, занимающихся подготовкой спортсменов-фигуристов. ИПСУ сотрудничает с ИСУ и национальными федерациями в целях развития вида спорта, определения наиболее прогрессивных форм проведения международных соревнований, их программы и правил.

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Знаменитый российский тренер, чья подопечная Елизавета Туктамышева в субботу в Шанхае стала чемпионкой мира, комментирует итоги ЧМ-2015 по фигурному катанию

Не могу даже сказать, что слишком устал за этот чемпионат, - начал разговор Мишин. - Расписание сложилось для нас с Лизой благоприятно: в Шанхай мы приехали заранее, так, что у Лизы перед короткой программой получалось два полноценных тренировочных дня.

- Насколько сильно вы нервничали в ожидании финала ученицы?

Могу сказать, что какого-то внутреннего страха, как бывает, образно говоря, когда сидишь в осаде и боишься, что не выживешь, я не чувствовал. Напротив, было ощущение, что мы постоянно наступаем, атакуем. Да, можем в этой ситуации проиграть. Но не потому, что недостаточно сильны, а потому, что, атакуя, легко совершить ошибку. Хотя произвольная программа далась Туктамышевой невероятно тяжело.

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА на льду. Фото AFP

- Несмотря на то, что на протяжении сезона она успешно катала ее на соревнованиях более десятка раз?

Тринадцать. Но ни на одном из предыдущих выступлений не было такого напряжения. Вот этого ощущения, что золотая медаль чемпионки мира уже свесилась в твой карман и остается разве что поглубже ее протолкнуть, чтобы не выпала. И, конечно же, каталась Лиза в произвольной программе не в свою силу.

Тройной аксель, который вы включили в короткую программу, сыграл именно ту роль, которую вы ему отводили. Насколько был вероятен шанс, что новый прыжок может поломать все остальные элементы?

Такая вероятность, безусловно, была. Поэтому мы и постарались найти возможность до начала чемпионата мира "проверить" программу с акселем на нескольких турнирах.


Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА исполняет произвольную программу. Фото AFP

Когда вы задумывали в начале сезона столь плотный график выступлений, хотели просто приучить ученицу соревноваться с тем, чтобы выступления перестали быть для нее стрессом, или же преследовали цель наработать в сжатые сроки максимально благоприятное судейское и общественное мнение?

Своим вопросом вы просто продиктовали ответ. Он верен. Туктамышева ведь давно не участвовала в реально значимых соревнованиях и несколько отвыкла от борьбы. Когда мы с ней поехали в этом сезоне на самый первый турнир в Самару, где проходил этап Кубка России, короткую программу Лиза откатала относительно хорошо, а в произвольной был полный развал. И я понял, что первоначальная моя задача - любым способом компенсировать дефицит соревновательной практики. Заодно - появиться на людях, набрать утраченный рейтинг и так далее. Рассуждал я трезво: либо Туктамышева в этом году поднимется, либо... Согласитесь, что после третьего подряд неудачного сезона о каких-то серьезных намерениях было бы уже сложно говорить.

Зато теперь всем понятно, что провал отдельно взятого сезона, пусть даже этот сезон - олимпийский, это не повод для трагедии.

На самом деле в том, что мы с Лизой не попали в Сочи, есть определенные плюсы. В том числе и для меня как для тренера. У меня теперь есть гарантированный олимпийский цикл интереснейшей работы с хорошей спортсменкой, способной решать любые задачи. А у нее - превосходная мотивация. Мы ж не знаем, что могло случиться, если бы Лиза попала на Олимпиаду и выиграла ее? Вполне допускаю, что в этом случае она могла бы вообще уйти из фигурного катания. А так она преодолела все проблемы, снова стала тем лидером, каким была когда-то, и своими выступлениями - и в частности тройным акселем - делает очень много для того, чтобы и другие люди зашевелились.

Лиза сказала в Шанхае, что столь большое количество стартов, как то, что пришлось выдержать ей в этом сезоне, - слишком чрезмерная нагрузка, чтобы повторять такое каждый год. А что думаете на этот счет вы?

Думаю, что фигурное катание рано или поздно все равно придет к этому. К той схеме выступлений, по которой уже давно живет теннис. Кстати в Шанхае, когда мы обсуждали с Лизой, какие прыжки ей стоит делать в ходе показательных выступлений, я ждал, что после победы она окажется уставшей, выхолощенной. А она сказала, что хочет прыгать и тройной лутц, и тройной тулуп. То есть физически чувствовала себя прекрасно, прекрасно провела тренировку. Мне стоило больших сил убедить ее облегчить программу в прыжковой части, чтобы гарантированно прокатать ее без "клякс".

Ваши слова о том, что Туктамышева может пропустить весь сезон из-за травмы спины, были сказаны в начале сезона для того, чтобы все от вас отстали и дали возможность спокойно готовиться к сезону, или проблема на самом деле была серьезна?

Травма действительно была, но нам повезло с врачом. Сначала боль и воспаление удалось купировать, а потом по мере нормализации веса проблема ушла окончательно.


Суббота. Шанхай. Произвольная программа Елизаветы ТУКТАМЫШЕВОЙ. Фото AFP

В Шанхае многие восторгались не только тем, что Туктамышева удачно приземлила тройной аксель, но тем, что вам с ученицей удалось реализовать фактически мужскую технику этого прыжка - более мощную и, соответственно, гораздо более впечатляющую.

Лиза делала отдельные удачные попытки этого прыжка еще в детстве. Дело в том, что когда я заново учил ее двойному акселю, то уже тогда учил так, чтобы на базе этой техники мы могли прыгать три с половиной оборота.

Я правильно понимаю, что, если техника двойного акселя у спортсменки оставляет желать лучшего, говорить о намерениях увеличить количество оборотов - бессмысленно?

Говорить-то как раз можно. Просто мне как специалисту сразу видно, когда эти намерения могут быть реализованы, а когда не имеют никакой перспективы с самого начала.

В этом прыжке есть несколько нюансов. Какие-то связаны с ключевыми деталями техники, в том числе такими, которые не всегда видны глазу, а какие-то - с инвентарем.

- В смысле - с коньками и ботинками?

Да. Могу открыть секрет: многие люди точат коньки, стараясь сделать их как можно острее. А острое лезвие невозможно повернуть в момент захода на тройной аксель таким образом, чтобы создать нужное направление вращения. И прыжка не будет, как бы человек ни старался. Конек должен быть заточен таким образом, чтобы он мог как бы "забуксовать" - именно это создает вращательный момент, который фигуристу остается только подхватить. Если же этого не происходит, прыжок сразу начинает требовать огромного количества "физики". При мужской силе с этим еще можно справиться, при женской - крайне трудно.

Кататься на слишком острых коньках, на мой взгляд, вообще не очень хорошо. Я понял это еще когда выступал сам и много наблюдал за тем, как катаются Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Связь между инвентарем и техникой существовала в спорте во все времена. Бамбуковые шесты требовали иной техники, нежели фибергласовые, планирующее копье - иного броска, нежели обычное. Так вот чем острей коньки, тем менее маневренным и элегантным становится катание спортсмена. Чем крепче ботинки, тем "дубовее" фигурист двигается на льду. Я, например, начинал кататься в самых обычных полуботинках, к которым были прикручены коньки - другой обуви просто не было. Но у меня никогда в жизни не болели голеностопы.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА в ожидании оценок. Фото AFP

Многие тренеры стремятся как можно быстрее поднять сложность программ, чтобы сделать своего спортсмена конкурентоспособным. И искренне полагают, что огрехи в технике можно подчистить потом. Получается, что такой подход рано или поздно все равно приводит к необходимости браться за технику с нуля?

На самом деле да. Есть тренеры, которые наоборот считают, что нужно идеально выучить какой-то один прыжок, а потом двигаться дальше. Сначала, допустим, освоить тулуп, потом сальхов, потом что-то еще. Я сейчас говорю без какой бы то ни было критики. Просто считаю, что столь скрупулезный подход хоть и может принести результат, но время-то в спорте уходит с дикой скоростью. Поэтому сам всегда предпочитал вести работу над техникой одновременно во всех направлениях. Чтобы у спортсмена с самого начала оставалось как можно меньше слабых мест. Так и с прыжками. Нужно идти не колонной, а фронтом, понимаете мысль? Тогда уже выученные элементы начинают помогать друг другу.

Сейчас, кстати, Министерство спорта уделяет очень большое значение научному сопровождению тренерской работы. В связи с этим мне поручили собрать и систематизировать тот опыт, который накоплен за годы моей работы в части прыжков. В планах - издать книгу, которая будет состоять из двух томов: "Реберные прыжки" и "Зубцовые прыжки". Хочу очень тщательно, десятью-двенадцатью параметрами описать все модельные характеристики этих прыжков, объяснить, что же это такое. В советские времена, если помните, модельные характеристики разрабатывались для каждого технического элемента во всех видах спорта. И обучение любой тренер начинал именно с этого.

- А бывало, что вы подводите спортсмена к выполнению о дного прыжка, а получается другой?

Бывало. Но только с очень способными учениками. А ведь у меня случались и провальные периоды в карьере.

- Например?

Например, когда я пытался работать с женщинами. Мучился временами так, что вообще не понимал, что делать: утром настроишь тройной тулуп - вечером его нет. Вечером настроишь лутц - утром следующего дня опять полный развал. Я почему, собственно, в свое время взял в группу Туктамышеву? Устал работать и понимать, что вся работа идет в песок. Ну да, Лиза была страшненькая по технике, но хотя бы прыгала высоко. А когда мы начали работать, я вдруг понял, что эта девочка схватывает все, что ей говоришь, просто на лету. Что она пластична, музыкальна, с абсолютным слухом, с хорошей головой. Хотя поначалу кроме прыжка и корявости я не видел в Туктамышевой вообще ничего.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА с золотой медалью. Фото AFP

Ари Закарян, который когда-то тренировался под вашим руководством, а потом стал достаточно известным спортивным менеджером, однажды сказал, что максимально "монетизировать" титул олимпийского чемпиона можно лишь в том случае, если спортсмен сразу после победы оставляет любительский спорт. А как считаете вы?

Это очень сложная тема. Помню, в Турине, когда Женя Плющенко выиграл золотую медаль и мы были приглашены в связи с этим в Боско-дом, я так и не сумел объяснить одному вашему коллеге, что такое - выиграть Олимпийские игры. Он меня просто не понял. Все время приводил в пример слова Антона Сихарулидзе, что у того после победы в Солт-Лейк-Сити огромный груз с плеч упал. Типа выиграл - и катайся дальше в свое удовольствие.

Если рассуждать с чисто коммерческой точки зрения, понятно, что нужно принимать во внимание множество вещей. Но есть и другой, гораздо более важный момент. Моя супруга, которая была в свое время очень сильной одиночницей, сказала однажды, что, выиграв чемпионат СССР, однажды почувствовала, придя на каток, что кататься больше не может. Если у спортсмена наступает это состояние внутреннего опустошения, его уже не изменить. Пустая трата сил. А выигранная Олимпиада опустошает, как никакие другие соревнования.

С другой стороны - есть пример Жени Плющенко.

- Я бы сказала, что Плющенко - это уникум в плане неиссякаемой спортивной мотивации.

Вы подобрали очень правильное слово. Именно уникум. Когда Женя приходит на каток, у меня каждый раз возникает чувство, что он на льду - самый молодой. Постоянно что-то придумывает ногами, прыгает, хохочет. Видно, что катание ему в радость.

Если говорить об Аделине Сотниковой, я, например, уже после Олимпиады - на контрольных прокатах - увидел в ней раскрытие совершенно новых и очень ярких граней таланта. И понял, что она по-прежнему хочет кататься, ей это нравится.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что победа Сотниковой в Сочи - случайна?

На мой взгляд, эта победа была абсолютно справедлива, хотя родные стены, конечно же, помогают. Катание Аделины было прежде всего зрелищем. А катание той же Юны Ким таким зрелищем не стало. Я ведь видел Юну в тот год - она выступала на турнире в Загребе, где каталась и Лиза. Помню, меня попросили дать свой комментарий местные журналисты, и я долго подбирал слова - до такой степени катание кореянки мне показалось подернутым нафталином. В Сочи Юна Ким каталась хорошо, но не настолько, чтобы я мог этим восторгаться. Видно было, что это - не то..

Но на прокатах в начале этого сезона я был реально впечатлен Сотниковой. Там был такой узел чувств, такие эмоции... Когда это есть, спортсмена трудно убедить оставить спорт.

* * *

Cуббота. Шанхай. Чемпионка Елизавета ТУКТАМЫШЕВА и бронзовая медалистка Елена РАДИОНОВА. Фото AFP

После победы Туктамышевой в Шанхае вы сказали, что будете пробовать вставить в произвольную программу два тройных акселя. Зачем? И видите ли смысл стремиться к тому, чтобы ваша спортсменка первой в мире прыгнула каскад из тройного акселя и тройного тулупа?

Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил своих спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что это в одиночном катании - главное и самое интересное, как бы нас не заманивали в иное понимание фигурного катания через транзишены, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, "бантики и пуфики". Понятно, что можно проскочить и стать, допустим, чемпионом мира в мужском катании без четверного прыжка. Но это эпизодические исключения.

Если говорить о Лизе, почему не делать в программе те прыжки, которые получаются? Не говоря уже о том, что два тройных акселя при удачном исполнении могут дать фигуристу такое преимущество, что можно вообще сильно не переживать о том, что происходит за спиной. А вот каскад с тройным тулупом тут не нужен. Объясню: если выезд после второго прыжка получится не очень чистым, это неизбежно скажется на общей оценке всего каскада. Поэтому гораздо выгоднее поставить с акселем двойной прыжок, а тройной тулуп перенести в другое место программы. Добавить его к какому-то простому элементу типа сальхова.

Сейчас вашей подопечной предстоит участие в командном турнире в Японии, завершающем нынешний сезон. Это выступление - просто коммерческий старт, или вы продолжаете реализовывать какие-то цели?

Это просто старт для удовольствия. Лизе нравится выступать в Японии, и даже если она откатается там не так хорошо, как хотелось бы, вряд ли это может сказаться на ее нынешнем реноме, согласны?

Безусловно. На ваш взгляд, Туктамышева успела осознать, что находится на ином уровне, нежели остальные российские спортсменки, или ее продолжает напрягать та конкуренция, которая сейчас сложилась в женском катании?

Маленьких девочек она не боится. Я бы сказал, Лиза понимает, что в какой-то ситуации может и проиграть, но этот проигрыш может оказаться только случайным.

ВСЕ ЗОЛОТО ПОДОПЕЧНЫХ МИШИНА

18 побед российских фигуристов под руководством Алексея Мишина на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы

ОИ

ЧМ

ЧЕ

Всего

Алексей УРМАНОВ

1 (1994)

1 (1994)

Алексей ЯГУДИН

1 (1998)

1 (1998)

Евгений ПЛЮЩЕНКО

2 (2006, 2014)

3 (2001, 2003, 2004)

7 (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012)

Елизавета ТУКТАМЫШЕВА

1 (2015)

1 (2015)

Всего

Алексей Мишин фотография

– Я надеюсь, что пауза продлится недолго, и в четырехлетие, которое нас ожидает, яркого спортсмена или спортсменку я миру фигурного катания представлю.

– Даже великому спортсмену трудно без хорошего тренера. А как чувствует себя великий тренер без великого ученика?

– Один восточный философ сказал: если хочешь подняться на новую гору, надо сначала спуститься с предыдущей. Я спустился с предыдущей вершины, но не чувствую, что увяз в болоте.

– Подрастает уже новый Плющенко?

– Это было бы моей ошибкой – анонсировать. Я никогда этого не делал. У меня есть ребята, с которыми мы с женой Татьяной работаем и которые могут преподнести сюрприз. Почему не хочу никого выделять? Дело в том, что я никогда не беру одного спортсмена, я беру группу спортсменов. Это моя методика. Когда начинаешь с нуля, коллектив необходим. Когда-то у меня была группа, где тренировались Урманов, Ягудин, Новосельцев, Татауров, Шашков и потом только Плющенко, которого все лупили, а он тянулся, скребся, пробивался… Так же и теперь. У меня спортсмены достаточно юные, и что из них получится, сказать пока трудно. Каждый из них обладает какой-то яркой стороной. Один прекрасно делает шаги, другой хорошо вращается, третий эмоционален, четвертый более сильный, пятый – психологически устойчивее… Выявляется в группе кто-то один, который все эти сильные стороны в себе аккумулирует. И он-то как раз выплескивается наверх. А если я выкину спортсмена вперед, прицеплю к его телу паруса и начну в них дуть, это будет моей грубейшей жизненной ошибкой.

– А сам Женя возвращается или нет?

– Он очень хочет вернуться, и если финансовая поддержка ему будет обеспечена, к серьезным тренировкам приступит уже в июле, как это делают все фигуристы.

Лучшие дня

– Иными словами, Плющенко нужен спонсор?

– Знаете, одна наша очень известная синхронистка, олимпийская чемпионка сказала: «Пройти этот путь еще раз – подвиг». А ведь настоящие подвиги должны соответствующим образом подкрепляться. Президент нашей федерации Валентин Писеев говорит, что член сборной страны получает сегодня от трех до пяти тысяч рублей. Это не стимул. Женя хочет вернуться, так помогите ему продолжить карьеру. Тем более что в этом случае кататься в разного рода ледовых шоу и заниматься бизнесом у Жени просто физически не будет времени.

– По-вашему, правильно, что чемпионы возвращаются?

– Чемпион – это кристаллик! Это образец! На нем учатся. Думаю, что присутствие тех чемпионов, которые ушли, но могут кататься, было бы желательно для фигурного катания. И я, кстати, верю в наше светлое будущее. Надо только пересесть из «Запорожца» в болиды «Формулы-1». Тогда с сегодняшними лидерами мы будем на равных соревноваться.

– А они позволят? Один из тех, кто в нынешнем сезоне очень далеко от всех «уехал» – Брайан Жубер – заявил, что ему абсолютно все равно, вернется Плющенко или нет.

– Все вопросы по поводу возвращения Жени и прошедшего сезона в целом меня натолкнули на одну мысль. Люди, которые нас окружают, в том числе и вы, журналисты, делятся на две группы. Одни говорят: «Ой, ой, ой! Как хорошо, ни одной медали!» Я таких не люблю. Они не правы. В конце концов, лучше сорок лет получать медали и потом один год не получать, чем никогда ничего не иметь. А другие смотрят на этот вопрос конструктивно, анализируют процесс. Да, чудес не бывает. Команда потеряла трех лидеров после Игр в Турине. Это – удар. И после такого удара нужно время, чтобы оправиться. А что касается Жубера… У него есть один серьезный аргумент – два четверных тулупа и четверной сальхов. Во всем остальном он может быть бит и легко. Его шаги лишены замысла, вращения не содержат ни одной интересной позы.

– Если вернуться к ситуации в нашем фигурном катании в целом, то, например, глава федерации Валентин Писеев считает: проблема в том, что в стране сейчас плохо с тренерами. Не в том смысле, что тренировать некому, а в том, что именно сейчас мы начинаем пожинать плоды массового отъезда наших специалистов в предыдущие годы. Если взять, к примеру, танцевальный турнир на последнем чемпионате мира, так из 24 лучших дуэтов 17 подготовлены нашими тренерами.

– Да, наши тренеры уехали, а что им еще оставалось делать? Скажите, а мог Ростропович не уехать? Или Фетисов не играть в НХЛ? Или Барышников не танцевать? Когда страна упала вниз, фигурное катание резко подорожало. И люди, которые решились на этот шаг, чтобы выжить, свои знания, полученные здесь, там сумели поставить на очень высокий финансовый и организационный уровень. Поэтому сейчас все наши перспективы могут стать реальными только в том случае, если мы создадим федеральную целевую программу поддержки фигурного катания. Без нее нам сегодня не выжить. Мальчики и девочки, которые в школы фигурного катания приходят, должны учиться на чужом примере. В идеале в каждой школе должна быть картотека записей выступлений или тренировок великих. Возникнет необходимость каждый шаг на льду разобрать – иди и смотри. У нас же никто ничего не видит. Нужна лонжа – разучивать прыжки. И я ношу ее в свои 66 лет парню, который за 60 килограммов весит. А если я таскаю – значит, я не тренирую. Если с камерой стою на льду – опять не тренирую. Нужно, чтобы кто-то снимал, «таскал», подсказывал… Кстати, все это было раньше. И сейчас нам просто необходимо весь этот учебно-тренировочный процесс на уровне школы организовать. Так как на уровне школы все и рождается.

– Если подытожить – хороший спонсор не только Плющенко нужен.

– Десять тысяч долларов стоит сегодня постановка произвольной программы. Если таких денег нет, можно и за три тысячи рублей поставить. Пригласить репетитора из школы… Но тогда на три тысячи рублей программа и будет. Мой ученик Алексей Урманов – отец троих детей. Чтобы содержать семью и готовить собственных учеников, он должен танцевать со звездами, в других различных шоу выступать. Сам себя обеспечить, чтобы потом снова работать – тренировать детей. Где это видано? Вот и получается, что тренеры в России «продают» свое имя, зарабатывают на стороне, чтобы воспитывать спортсменов. Я, например, скольких людей перевозил за границу, сам платил, имя мое платило. Но это же не выход. Я тут пригласил к себе домой водопроводчика из Дворца спорта «Юбилейный», где работаю, нужно было что-то починить. Между делом он сказал мне, что получает в месяц 15 тысяч рублей. Зарплата заслуженного тренера, который сейчас перед вами, – 14 тысяч 100 рублей. Выводы делайте сами.

Родился Алексей в 1941 году в Севастополе. Вскоре началась война, семью Мишиных эвакуировали в Ульяновск. Время было голодное, и маленький Алеша заболел рахитом – болезнью недоедания. Его спасла мама, которая начала выращивать овощи на небольшом огороде.

После войны семья офицера Мишина поездила по разным городам, пока не осела в Ленинграде, в одной комнате в коммуналке. В этом городе незаметно в жизнь Алексея вошло фигурное катание. Просто отец водил детей на каток, и однажды его старшая сестра увидела, как нравится Алеше кататься, и подарила ему коньки.

Подвижный мальчишка не только на катке катался – он цеплялся за грузовик и выписывал разные опасные пируэты, балансируя на скользкой дороге.

Недалеко от их квартиры был Аничков дворец, куда приходили кататься знаменитые фигуристы. Алеша не подозревал, что скоро будет тренироваться с ними – он просто занимался в школе фигурного катания.

Карьера фигуриста

Первым тренером Алексея стала Нина Леплинская – учитель первого олимпийца Николая Панина. Она дала Мишину базовые знания и навыки. В это время тренер Майя Беленькая создавала свой коллектив фигуристов, и пригласила начинающего спортсмена к себе. Здесь у него произошла встреча с Тамарой Москвиной, которая определила всю его дальнейшую профессиональную судьбу. Дуэт Мишин-Москвина представлял Советский Союз на многих соревнованиях:

1968 год – серебро на чемпионате Европы;

1969 год – победители чемпионата СССР;

1969 год – «серебро» на чемпионате мира;

1969 год – «бронза» на чемпионате Европы.

Во всех этих турнирах вместе с ними выступали Людмила Белоусова и Олег Протопопов, и везде они были сильнее. Мишин понял, что перспектив стать абсолютными чемпионами у них с Москвиной немного, и решил уйти на тренерскую работу.

И он не ошибся – уже через пять лет его ученик Юрий Овчинников выигрывает чемпионат СССР. В его команде были настоящие самородки – например, Татьяна Оленева, которая также стала чемпионкой Советского Союза, участвовала в европейских состязаниях.

В 1976 году в судьбе тренера произошло непонятное: он стал «невыездным», его книгу не напечатали, перестали приглашать на радио и телевидение. Три года он был в неведении, пока не выяснилось, что произошло недоразумение.

Мишин начал работать с воодушевлением: тренировал, искал новые приемы. В 1994 году результат превзошел ожидания: его ученик Алексей Урманов выграл чемпионаты Европы и мира. Позднее эти же звания получил знаменитый на весь мир спортсмен Евгений Плющенко. А все благодаря новшествам и экспериментам, сторонником которых всегда был Мишин.

Сейчас тренер в солидном возрасте, однако по-прежнему катается, учит студентов в ВУЗе, участвует в телепередачах, его приглашают в качестве консультанта зарубежные команды фигуристов.

Личная жизнь

Можно сказать, что фигурное катание плавно перетекло в личную жизнь Алексея Мишина, ведь его жена – та самая Татьяна Оленева, которую он тренировал в 70-х годах. Он же уговорил ее стать тренером женской команды российских фигуристок.

А позже они поженились и уже не расставались ни на льду, ни в семье.

У Алексея и Татьяны два сына: Андрей и Николай. Они тоже спортсмены, только не фигуристы, а теннисисты. Так что спортивная династия Мишиных продолжается.

После школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина по специальности инженер-электрик. С 1956 года начал заниматься фигурным катанием. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Леплинская. После он тренировался у Игоря Москвина в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной.

В 1968 году пара Мишин - Москвина стала серебряным призером чемпионата Европы в Вестеросе (Швеция). В 1969 году они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира в Колорадо-Спрингс (США) и бронзовыми призерами чемпионата Европы в Гармиш-Партенкирхене (Германия).

В этом же году Алексей Мишин ушел из большого спорта. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

После завершения спортивной карьеры Алексей Мишин начал тренерскую деятельность. Одной из первых его учениц стала фигуристка Татьяна Оленева, чемпионка СССР (1973), позже ставшая его женой. В 1977 году у них родился первый сын Андрей, в 1983 году - второй сын Николай. За свою тренерскую карьеру Алексей Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.

Мишин был тренером сборной СССР и России на Олимпийских зимних играх 1976, 1984, 1994, 1998, 2002.

В настоящее время среди учеников Мишина фигурист Артур Гачинский, занявший пятое место на чемпионате Европы 2011 года, и Елизавета Туктамышева, победительница первенства России среди юниоров.

Алексей Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, с 1990 года является профессором кафедры. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России (2002), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной России по фигурному катанию.

В 1994 году был награжден орденом Дружбы народов, в 2010 году - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени "за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в городе Ванкувере (Канада)".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



mob_info