Мц 21 12 характеристики и описание. Отладка и доводка ствольной коробки

Небольшая фирма «Бантам» так и не смогла организовать серийное производство легких полноприводных джипов, массовый выпуск которых был поручен компаниям «Виллис-Оверленд» и «Форд». На ее долю выпало лишь изготовление прицепов к джипам «Виллис-МВ» и «Форд GPW». В конце 1941 года часть джипов «Бантам BRC-40» (примерно 600 экземпляров), заметно проигрывавших новым машинам, была отправлена в первых партиях ленд-лиза в СССР, где все они затерялись в ходе войны.

Виллис-МА/МВ (1941–1945 гг.)

Первый прототип будущего джипа «Виллис-МВ» – опытный автомобиль «Виллис Куод» с 2,2-литровым двигателем мощностью 54 л.с. и характерной выпуклой облицовкой радиатора. 1940 год

Американская компания «Виллис-Оверленд» из Толидо, существовавшая с начала ХХ века, вошла в мировую автомобильную и военную историю только как изготовитель самого известного во времена Второй мировой войны легкого полноприводного разведывательного автомобиля «Виллис-МВ» (4х4), известного под неофициальным названием «Джип». Между тем до начала войны основной сферой деятельности этой фирмы являлись сугубо гражданские легковые машины и небольшие грузовики. Свои первые простые 38-сильные пикапы для американских войск она начала изготовлять в разгар Первой мировой войны. В то время они входили в небольшое стандартизованное семейство легких грузовиков армии США и выпускались сразу тремя фирмами.
Последовавший затем длительный перерыв с военными поставками завершился в июне 1940 года, когда от управления Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США на фирму «Виллис-Оверленд» поступило предложение разработать легкий полноприводной разведывательный автомобиль с полезной нагрузкой 250 кг. Машина с простым открытым 3-местным кузовом без дверей должна была нести на себе пулемет, иметь колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и развивать скорость 50 миль в час (80 км/ч). Ее собственная масса первоначально оценивалась в 1200 фунтов (545 кг), но потом ее увеличили до 1275 фунтов (580 кг), а впоследствии довели до 2160 фунтов (980 кг). Прототип следовало представить на военные испытания через 49 дней, а в течение следующего месяца изготовить еще 70 машин. К тому времени фирма «Виллис-Оверленд» находилась в состоянии тяжелого кризиса, поэтому перспектива получения крупного государственного заказа логично считалась одним из способов спасения ее от банкротства.
В установленный срок свою машину представила лишь небольшая фирма «Америкэн Бантам», давно сотрудничавшая с военным ведомством. Первый образец компании «Виллис-Оверленд», разработанный главным инженером Делмаром Барни Роосем (Delmar Barney Roos), поступил на испытания только 11 ноября 1940 года. Автомобиль получил название «Куод» (Quad) и внешне напоминал машину главного конкурента «Бантама». Его силовым агрегатом стал надежный и проверенный временем бензиновый 4-цилиндровый двигатель «Виллис-441» (2,2 л, 54 л.с.), работавший с 3-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной. «Куод» оснащался лонжеронной рамой, рессорными подвесками обоих неразрезных мостов, барабанными тормозами с гидроприводом, электрооборудованием напряжением 6 В и колесами с шинами размером 6.00–16. Машину построили в двух экземплярах, причем один из них получил также задние управляемые колеса. В ноябрьских испытаниях 1940 года принимал участие и прототип «Пигмей» компании «Форд», который под мощным нажимом руководства концерна был признан победителем конкурса, а «Виллис Куод» оказался самым тяжелым: он весил 1100 кг – на 120 кг выше нормы.
В результате его последующей доработки и сокращения массы появился второй облегченный образец «Виллис-МА» с плоской решеткой радиатора и более угловатым капотом, весивший 980 кг и оказавшийся наиболее приемлемым для серийного производства. Во избежание нездоровой конкуренции между тремя фирмами в начале 1941 года президентская комиссия приняла решение выдать каждой из них заказ на партию из 1500 автомобилей. Выпуск варианта МА начался в июне 1941 года. Помимо многоцелевого варианта, он предлагался в санитарном исполнении и как зенитная установка Т54 со спаренным 12,7-мм пулеметом. Тем временем бушевавшая в Европе Вторая мировая война и перспектива вступления в нее Соединенных Штатов заставили военное ведомство США вмешаться в эти работы и дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. 1 июля 1941 года, вопреки надеждам компании «Форд», построившей тем временем свой улучшенный вариант GP, за основу был принят модернизированный «Виллис-МВ». Серийное производство машины на заводе «Виллис» в Толидо, штат Огайо, началось 18 ноября 1941 года, а «Форд» приступил к ее выпуску под индексом GPW лишь в начале следующего, 1942 года.
Джип «Виллис-МВ» был универсальной, практичной, маневренной и надежной машиной с открытым 4-местным кузовом, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жестко укрепленным в ней лобовым стеклом. Автомобиль можно было легко приспособить для разнообразных военных нужд, к перевозке и установке различного военного оборудования и вооружения или к буксировке легких орудий. Внешне от модели МА он отличался фарами, перенесенными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины первого выпуска снабжались отдельной сварной решеткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА. С середины 1942 года все джипы МВ обрели всем известную внешность со штампованной решеткой радиатора. В техническом отношении «Виллис-МВ» был практически идентичен своим предшественникам «Куод» и МА, хотя и получил модернизированный 2,2-литровый двигатель «Виллис-442», развивавший прежнюю мощность 54 л.с. (по системе SAE – 60 л.с.). Он имел колесную базу 2032 мм, колею – 1230 мм, габаритную длину – 3378 мм, ширину – 1574 мм и высоту по тенту – 1778 мм. Его сухая масса составляла 1108 кг, полная – 1657 кг. Максимальная скорость – 105 км/ч, средний расход топлива – 11–12 л на 100 км.

Предсерийный облегченный многоцелевой полноприводной автомобиль «Виллис-МА» отличался плоской решеткой радиатора, угловатым капотом и имел снаряженную массу 980 кг. 1941 год

Этот автомобиль произвел настоящий переворот в военном деле и в автомобильной технике, недаром популярный «Виллис-МВ» впоследствии получил звание «Автомобильный герой ХХ века», но лучше всего он известен под именем «Джип». Происхождение этого слова до сих пор точно неизвестно, но главной считается версия, что это был измененный вариант произношения аббревиатуры GP (General Purpose) – «джи-пи», обозначавшей новый класс «многоцелевых автомобилей общего назначения».
Легендарный «Виллис-МВ» выпускался в основном в универсальном исполнении с открытым кузовом, брезентовым тентом и известной теперь во всем мире штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников. Для поставки в Военно-Морские силы США и союзных стран традиционная внешность джипа Сухопутных войск претерпела несущественные внешние изменения и отличалась прежде всего передней решеткой, сваривавшейся из узких стальных лент, открывавшимся цельным лобовым стеклом в передней откидной панели и бледно-голубой окраской. Во время войны на базе типовых армейских джипов было создано огромное количество различных вариантов: штабные и санитарные с разными открытыми и закрытыми кузовами, авиадесантируемые, длиннобазные, трехосные, плавающие, гусеничные, полугусеничные или на железнодорожном ходу, а также различные подвижные боевые системы.

Президент Франклин Рузвельт на легком многоцелевом автомобиле «Виллис-МВ» серийного производства с 54-сильным мотором, открытым 4-местным кузовом и штампованной решеткой радиатора. 1942 год

В простых армейских ремонтных мастерских на шасси джипов создавались многочисленные импровизированные открытые санитарные и эвакуационные машины, которые в войсках получили прозвище «Микроб» (Microb). На них умудрялись перевозить одновременно до семи раненых на носилках. Они крепились самыми разными способами на специальных кронштейнах спереди над плоским капотом продольно или поперечно, сзади продольно внутри кузова или снаружи по обеим его сторонам, а на специальной трубчатой раме над кузовом размещалось еще трое продольных носилок. В 1941–1942 годах для войск связи были построены длиннобазные джипы MB-LWB с открытыми удлиненными на 90 см кузовами с двумя задними поперечными или продольными сиденьями на 6–8 солдат. На таком же шасси был создан единственный образец аэродромного погрузчика амуниции Т63 с легким краном-манипулятором.

Вариант автомобиля «Виллис-МВ» для поставки в Военно-морские силы США снабжался сварной решеткой радиатора из стальных лент и открывавшимся вверх лобовым стеклом. 1944 год

Наибольшее число различных весьма оригинальных версий джипа связано с многочисленными попытками приспособить его для проведения разведывательных и боевых операций в непосредственной близости к фронтовой зоне. С 1941 года специализацией небольшой детройтской фирмы «Смарт Инджиниринг» (Smart Engineering Co.) стало создание на базе джипов МА и МВ легких частично бронированных машин с навешенными снаружи плоскими стальными листами. Первый вариант Т25 был оборудован бронезащитой моторного отсека, периферийным бронированием кузова и лобовым бронещитом со смотровыми щелями. Следующие версии Т25Е1 и Т25Е2 получили дополнительную защиту места водителя и задней части кузова, а последний вариант Т25Е3 превратился в легкий бронеавтомобиль с открытым верхом и откидными бронещитами в задней части салона. Переоборудованные таким образом джипы оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми, и после 1942 года работы над ними уже не проводились.

Длиннобазный джип «Виллис MB-LWB» для подразделений связи оснащался удлиненным кузовом с задними поперечными сиденьями для перевозки восьми человек и специального имущества. 1942 год

Наиболее оригинальными боевыми машинами на базе джипов «Виллис-МВ» являлись различные легкие боевые системы, собиравшиеся пробными сериями или в единичных экземплярах. С 1942 года самой распространенной была самоходная зенитная установка Т47 с установленной в центре салона стойкой с пулеметом «Браунинг» калибра 12,7 мм. В апреле 1945 года появилась самоходная система Т21, представлявшая собой первую попытку установки на легкой машине одного из первых американских безоткатных орудий калибра 75 мм. В действующих войсках на джипах монтировали различные пулеметы и зенитные или противотанковые пушки. Первую систему залпового огня смонтировали на американском джипе в Советском Союзе в 1944 году. Это была легкая и миниатюрная горная боевая машина БМ-8-8 с восемью ракетами калибра 80 мм, применявшаяся в боевых действиях на южном и западном направлениях. В том же 1944 году в США на джипе МВ установили собственную опытную 8-зарядную систему Т36 с удлиненными трубчатыми направляющими.

Мощная подвижная самоходная артиллерийская установка на шасси «Виллис-МВ» снабжалась 37-мм противотанковой пушкой и двумя крупнокалиберными пулеметами «Браунинг». 1942 год

В 1943–1944 годах компания «Виллис» собирала также опытные образцы сверхлегких джипов и первые открытые транспортные тележки. Одновременно она вела работу по созданию тяжелых вариантов серийного джипа МВ – двухосной модели MLW (4х4) грузоподъемностью 750 кг и однотонной «Супер Джип» (Super Jeep) с колесной формулой 6х6 и прежним форсированным 60-сильным мотором. На последнюю машину военные возлагали особенно большие надежды, надеясь превратить ее в носитель более мощного вооружения. Трехосный «Супер Джип» внешне напоминал «нормальный» джип МВ, снабжался сходным удлиненным грузопассажирским кузовом, но был на 250 мм шире и вмещал до 10 человек. При собственной массе около 1400 кг он был легче машин «Додж» (Dodge) класса 750 кг и развивал скорость 88 км/ч. На его базе была изготовлена партия санитарных машин и полугусеничных артиллерийских тягачей Т29 и Т29Е1 со съемными задними гусеницами. Компания «Смарт Инджиниринг» разработала его полностью бронированный вариант Т24, который предполагалось оснастить пулеметом или легкой пушкой. При этом полная масса 4,2-метровой машины увеличивалась до 2,5 т, и мощности штатного мотора обычного джипа уже не хватало, чтобы сдвинуть ее с места. В 1943 году была предпринята вторая столь же неудачная попытка создать на этом шасси самоходную артиллерийскую установку Т14 путем установки в его задней части неповоротной 37-мм противотанковой пушки М3.

Полубронированный однотонный носитель вооружения «Виллис Супер Джип» (6х6) с 60-сильным двигателем и удлиненным 10-местным грузопассажирским кузовом. 1943 год

В общей сложности до августа 1945 года компании «Виллис-Оверленд» и «Форд» по государственным заказам изготовили 626 727 джипов, из которых 348 849 экземпляров пришлись на «Виллис». С учетом иных видов поставок, в том числе по негосударственным каналам, был собран 359 851 автомобиль марки «Виллис». С появлением модели МВ практически вся партия ранее выпущенных машин серии МА была отправлена по ленд-лизу в СССР и в ряд стран третьего мира. Вместе с первыми выпусками джипов «Бантам» их общее количество в Красной Армии достигало 1000 единиц. По договорам ленд-лиза почти весь выпущенный объем джипов «Виллис-МВ» и «Форд GPW» поступал в 45 стран мира, что стало прекрасной PR-акцией своего времени, разрекламировавшей американский джип и создавшей ему славу лучшего легкого военного автомобиля Второй мировой войны. Поставки модели МВ в страны антигитлеровской коалиции и в Советский Союз начались весной 1942 года, а в целом, по советским данным, в СССР по ленд-лизу было поставлено 39 800 джипов всех типов, по американским – 43 728 единиц. По другим зарубежным источникам в СССР насчитывалось до 49 тыс. американских джипов. Они поступали из США всеми тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты. Частично их сборка из комплектующих изделий была налажена в иранском порту Бушир, на московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске. Наиболее оптимистическая доля собранных таким образом машин составляла не более 7–8 % от их общего производства в США, поэтому хвастливые заявления некоторых историков, что «СССР можно считать главным изготовителем джипов», следует, к сожалению, признать излишне патриотичными. Наиболее крупные партии джипов поступали из США также во все европейские страны антигитлеровской коалиции, в страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки, в Австралию и Новую Зеландию. В Индию их поставили 20,8 тыс. экземпляров, в Китай – 6944 машины.
Во время войны фирма «Виллис-Оверленд» выпускала также амуницию и комплектующие изделия для самолетов. Окончание войны для компании, прочно привязанной к производству единственной модели джипа, стало предвестником трудных времен. С прекращением потока крупных военных заказов она так и не смогла разработать ничего нового и долгое время модернизировала свой вариант МВ, превращая его в очередные военные и гражданские модели, судьбы которых тесно переплелись между собой. Наиболее известными армейскими джипами, ставшими развитием модели МВ, были машины М38 и М38А1, построенные в количестве 160 тыс. экземпляров. Однотипность новой продукции и неспособность компании «Виллис» самостоятельно создать принципиально новые полноприводные автомобили отражали ее тяжелое положение, которое весной 1953 года привело ее к присоединению к промышленной корпорации «Кайзер Индастриз» (Kaiser Industries) в форме отделения «Кайзер-Виллис» (Kaiser-Willys Division). Марка «Виллис» исчезла в 1963 году, когда это подразделение было преобразовано в компанию «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep).

Форд-GP/GPW (1941–1945 гг.)

Вариант будущего джипа компании «Форд» – легкий многоцелевой автомобиль GP с 45-сильным мотором и характерной сварной защитной решеткой радиатора и обеих фар. 1941 год

На начало Второй мировой войны в далекой Европе компания Генри Форда отреагировала весьма вяло. Еще до ее начала сам глава корпорации, слывший поклонником нацистов, передал Германии документацию на свои 3-тонные грузовики, вызвав к себе враждебное отношение в среде американских промышленников. Собственный столь оригинальный подход ко многим проблемам вновь сослужил Форду плохую службу: получив в июне 1940 года предложение управления Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США на разработку легкого полноприводного разведывательного автомобиля, он просто не отреагировал на него. В результате разработкой принципиально новой машины занимались две небольшие второстепенные фирмы – «Бантам» и «Виллис-Оверленд». Только в ноябре компания «Форд» представила на испытания свой 4-местный прототип «Пигмей» (Pygmy) или «Блиц-Багги» (Blitz-Buggy), собранный на скорую руку и оснащенный бензиновым 4-цилиндровым двигателем «Форд NNA» (2,0 л, 42 л.с.) и ведущими мостами от сельскохозяйственного трактора «Фордзон» (Fordson), 3-ступенчатой коробкой передач от легковой модели А и достаточно дорогими шариковыми шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa). В соответствии с техническим заданием он имел колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и при полезной нагрузке 320 кг весил 953 кг – намного меньше, чем главный конкурент «Виллис Куод». В результате после сравнительных военных испытаний 23 ноября 1940 года, не без содействия Генри Форда, его «Пигмей» признали победителем при условии устранения некоторых замечаний. В начале 1941 года был представлен модернизированный вариант GP с более надежными карданными шарнирами «Спайсер» и характерной общей сварной защитной решеткой радиатора и обеих фар. Тем временем фирма «Виллис-Оверленд», существенно облегчив свой автомобиль, построила модель МА, а затем улучшенный вариант МВ, признанный наиболее приемлемым к эксплуатации и рекомендованный для серийного производства. Нанесенный авторитету Генри Форда удар был усугублен иском фирмы «Бантам», обвинившей его в незаконном приобретении новых шарниров у компании «Спайсер». Разгоревшийся спор разрешила президентская комиссия под председательством Гарри Трумэна, поручившая всем трем фирмам изготовить пробную партию по 1500 машин, и впоследствии «Форд» выпустил 4456 машин модели GP. С появлением более совершенных вариантов джипов «Виллис» и «Форд» почти все ранее выпушенные автомобили «Форд-GP» были отправлены по ленд-лизу в Великобританию, Индию, Южную Африку и Китай, а самая крупная партия из 700 машин поступила в Нидерландскую Ост-Индию, где они использовались в кавалерии как замена мотоциклов. Есть сведения, что в начале 1940-х годов один из автомобилей «Форд-GP» получил мощный открытый бронекорпус и железнодорожные колеса. Он применялся в нидерландских вооруженных силах на острове Ява в сцепе с бронированным двухосным прицепом, представляя собой своеобразный легкий бронепоезд. В апреле 1942 года, когда джип GP уже не выпускался, на его агрегатах был построен экспериментальный трехосный полноприводной вариант с полезной нагрузкой 750 кг, на котором планировалось смонтировать противотанковую 37-мм пушку.

Выпускавшийся с 1942 года легкий разведывательный автомобиль «Форд GPW» был идентичен машине «Виллис-МВ». Внешне его можно распознать по штампованной поперечине рамы под радиатором

Специализацией автомобилей «Форд GPW» являлись мощные подвижные зенитные комплексы SAS с несколькими одиночными или спаренными крупнокалиберными системами. 1943 год

Перспектива вступления Соединенных Штатов в войну потребовала ускорения организации серийного производства джипов МВ, которое на «Виллисе» началось в ноябре 1941 года. Однако сил у сравнительно небольшой фирмы оказалось недостаточно, и военное ведомство решило развернуть параллельный выпуск этих машин на заводе «Форд» в местечке Ривер Руж. Так, в начале 1942 года «Виллис-МВ» стали выпускать под маркой «Форд GPW» (GP-Willys). От «Виллиса» он отличался только мелкими деталями: штампованная передняя П-образная поперечина рамы под радиатором (на «Виллисе» она была трубчатой), литые педали управления вместо штампованных, иное крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему «Форд» можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях. По версии компании «Форд», прославленное название «Джип» было образовано от маркировки ее автомобилей и представляло собой упрощенное произношение аббревиатуры GP (джи-пи), которая расшифровывалась как Government Passenger – «правительственный пассажирский», то есть автомобиль, выпускавшийся под правительственные (государственные) заказы. По сравнению с «Виллисом» джип «Форд GPW» изготовлялся в ограниченном количестве вариантов, среди которых были в основном исполнения Т47 с 12,7-мм пулеметом и зенитные комплексы SAS с несколькими одиночными или спаренными крупнокалиберными системами. В 1943 году «Форд» построил прототипы сверхлегкого джипа и собственный трехосный вариант «Супер Джип», представлявший собой шасси с колесной формулой 6х4, двумя задними ведущими мостами и 37-мм зенитной пушкой. Из общего количества выпущенных до августа 1945 года 626 727 джипов на долю компании «Форд» пришлось 277 878 машин, а с учетом иных видов поставок – 281 578 единиц. Ее главной заслугой в военно-автомобильной области считается выпуск легкой амфибии GPA, выполненной на шасси GPW.

Легкие и средние грузопассажирские автомобили

Начав с достаточно широкого использования в своих вооруженных силах обычных серийных коммерческих пикапов с цельнометаллическими кабинами и открытыми кузовами грузоподъемностью до 1 т, американское военное ведомство постепенно пришло к заключению о необходимости создания на их базе особого семейства типично армейских полноприводных грузопассажирских автомобилей. Со временем они заняли промежуточное положение между доработанными легковыми машинами и легкими грузовиками. Разработка и массовое производство такой автотехники многоцелевого назначения, не имевшей прямых аналогов в армиях других стран, стали одним из важнейших достижений американской автомобильной индустрии довоенного и военного времени.
Первые поколения легких полноприводных машин конца 1930-х годов представляли собой переделанные в большей или меньшей степени серийные однотонные пикапы, преобразованные в армейские машины с полезной нагрузкой 500 кг и предназначенные для выполнения самых разнообразных военных задач: доставка мелких грузов, патрульных подразделений или раненых, охрана различных объектов и границ, буксировка легких прицепов и пушек, а также простые штабные функции. С началом Второй мировой войны и расширением реалистических военных требований к легким армейским средствам транспорта пикапы и легкие грузовички постепенно превращались в многофункциональные полноприводные автомобили, полезная нагрузка которых сначала достигла 750 кг, затем – одной тонны, а в разгар войны специальные трехосные исполнения былых пикапов со всеми ведущими колесами составили особый класс средних 1,5-тонных машин высокой проходимости многоцелевого назначения. Такие автомобили, практически отсутствовавшие в военных программах европейских фирм, одновременно выполняли функции штабных и санитарных машин, буксировали более мощные артиллерийские орудия, служили для монтажа различного вооружения и бронекорпусов.
Во второй половине 1930-х годов в процессе поиска оптимальных вариантов легких полноприводных армейских машин в многочисленных конкурсах военного ведомства принимали участие несколько американских автомобильных компаний. Среди них была корпорация «Джи-Эм-Си» (GMC), представившая в 1939 году свой открытый штабной автомобиль на базе пикапа АСК-101 (4х4), который так и не смог пройти приемочные военные испытания и серийно не выпускался. Компания «Форд» ежегодно предлагала военным свои серийные легковые модели, которые мелкие фирмы переделывали в полноприводные штабные и разведывательные машины, оказавшимися на деле неприемлемыми для выполнения таких задач. Не удалось наладить серийное производство штабных машин и компании «Интернэшнл Харвестер» (International Harvester), которая затем вполне удовлетворялась изготовлением ограниченных серий своих многоцелевых пикапов. После долгих сравнительных испытаний разных образцов в качестве основного поставщика целой гаммы многоцелевых полноприводных грузопассажирских двух– и трехосных автомобилей американское военное ведомство в 1939 году выбрало компанию «Додж».

Форд

Для ускоренного освоения рынка легких полноприводных многоцелевых автомобилей в 1936 году корпорация «Форд» начала активное сотрудничество с небольшой фирмой «Мармон-Херрингтон» (Marmon-Herrington), которая специализировалась на единичном изготовлении армейских машин с приводом на все колеса, ведущих мостов с шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» и элементов трансмиссии. За базу будущего семейства штабных и разведывательных автомобилей с полезной нагрузкой 500 кг она приняла серийные легковые автомобили «Форд» с двигателями V8 и 3-ступенчатой коробкой передач, которые на своем предприятии в Индианаполисе переоборудовала в полноприводные военные исполнения. Переделка заключалась в установке обоих ведущих мостов и 2-ступенчатой раздаточной коробки конструкции «Мармон-Херрингтон», 4-ступенчатой коробки передач «Форд», новых карданных валов, дополнительных поперечин рамы, усиленных полуэллиптических рессор и расширенных вездеходных шин. Для штабных целей использовались как машины с серийными закрытыми цельнометаллическими кузовами, так и типично армейские исполнения со специальными открытыми 5-местными кузовами с откидным тентом, задним багажником, боковыми дверными проемами или короткими дверями, неоткидным передним стеклом, а также защитной решеткой перед радиатором и фарами. Все они носили марку «Форд-Мармон-Херрингтон», о чем свидетельствовала надпись на заводской табличке: «Форд переделанный на полный привод фирмой «Мармон-Херрингтон» (Ford Converted to All Wheel Drive by Marmon-Herrington Co.). В 1936 году был разработан и испытан первый многоцелевой автомобиль LD1-4, поступивший в производство в 1937 году под маркой LD2-4, снабженный 85-сильным мотором и механическим приводом тормозов. В дальнейшем, в соответствии с ежегодно обновлявшейся гаммой легковых автомобилей «Форд», легкие вездеходы «Форд-Мармон-Херрингтон» выпускались в несущественно модернизированных исполнениях с чуть удлиненной колесной базой и соответственно измененной передней облицовкой. Наиболее известными оказались модели от LD2-4 до LD5-4 образца 1938–1941 годов с моторами мощностью 85–90 л.с. и гидроприводом тормозов, причем машина LD2-4 считается прообразом советского легкового вездехода ГАЗ-61. Легкие многоцелевые машины «Форд-Мармон-Херрингтон» штабного назначения, на деле оказавшиеся слишком тяжелыми и дорогими, в США не получили широкого распространения и в основном экспортировались в менее требовательные страны. С появлением первых «настоящих» армейских джипов их выпуск был свернут. Выпускавшийся с 1942 года вариант LD6-4 с подвеской на четвертьэллиптических рессорах и облицовкой от грузовика 2G8T являлся обычным пикапом и в армии почти не использовался.


Гладкоствольное самозарядное ружье МЦ 21-12 стало первопроходцем среди выпущенных на территории Советского Союза охотничьих полуавтоматов. Работы над его созданием были начаты в Туле, в Центральном конструкторско-исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия еще в конце 50-х, но действительно серийное производство по различным причинам начали только в 1965 году. Разработчики, возглавляемые конструктором В.А. Николаевым, использовали в новом ружье проверенную схему работы автоматики Browning Auto 5, которая была основана на длинном откате ствола. А от итальянского полуавтомата Breda Antares МЦ 21-12 наследовала легкосъемную крышку ствольной коробки и ряд других решений.

МЦ 21-12 серийно производилось на Тульском оружейном заводе, и относительно недавно было снято с производства. До того, как ружье пошло в серию на ТОЗе, оно выпускалось на ЦКИБ СОО в штучном варианте. Год выпуска заложен в номере ружья, обычно это или первые две цифры из шести (в 1984-1986гг это могли быть последние две цифры), либо же он зашифрован буквами перед серийником.

Предназначенный для любительской и промысловой охоты «Советский браунинг», как его иногда называли, поначалу негативно воспринимался некоторыми охотниками из-за плохой совместимости с патронами в папковых гильзах. По мере распространения гильз пластиковых популярность его стала возрастать, и на сегодняшний день количество выпущенных экземпляров оценивается более чем в 300 000 штук.

Среди охотников на птицу ружье зарекомендовало себя превосходным боем при стрельбе дробью на средние и дальние дистанции, многие из них проводят ассоциации с зенитной установкой. Ружье популярно для охоты на зайца. Стрельба из МЦ 21-12 пулей отличается высокой точностью, что с учетом возможности выстрелить пять раз подряд делает модель удачной для охоты на копытных.

Ружье состоит из таких основных частей: ложа, соединенная через ствольную коробку с трубчатым магазином, который в свою очередь служит направляющей для отъемного ствола, возвратной пружины ствола и тормозного механизма. В ствольной коробке размещены затворная группа и ударно-спусковой механизм. Узлы, кроме основной части ствола, закрываются легкосъемными цевьем и крышкой ствольной коробки. Ствол, затвор, большинство деталей УСМ и некоторые другие поверхности хромированы.

В упрощенном представлении выстрел и работа автоматики перезарядки выглядят так: в готовом к выстрелу ружье патрон находится в патроннике, ствол, находящийся в крайнем переднем положении проушиной жестко сцеплен с затвором через боевой упор. Курок взведен и удерживается спусковым крючком за боевой выступ.

После спуска курка и начала выстрела пороховые газы через дно гильзы создают давление на связку затвор-ствол, которая двигается назад, взводя пружины боевую, возвратную ствола и возвратную затвора. Сниженная скорость движения группы затвор-ствол обеспечивается работой тормозного механизма, который включается при движении ствола назад. Торможение происходит за счет повышенного трения механизма о трубчатый магазин.

В крайнем заднем положении боевой упор убирается в остов затвора, после чего ствол под действием возвратной пружины начинает движение вперед, а затвор удерживается на месте рычагом подавателя. Курок удерживается от постановки на боевой взвод разобщителем.

Продолжая движение вперед, ствол отражает удерживаемую затвором за дно гильзу через боковое окно, и к окончанию возврата в крайнее переднее положение освобождает патрон в магазине для поступления на подаватель. Выданный на лоток подавателя патрон отжимает фланцем гильзы защелку подавателя. Освобожденный затвор, двигаясь вперед под действием собственной возвратной пружины, вращая подаватель, поднимает патрон, а при дальнейшем продвижении вперед досылает его в патронник. Стрелок, отпуская спусковой крючок, позволяет курку освободиться от удерживания разобщителем и встать на боевой взвод. Ружье готово к новому выстрелу. После отстрела последнего патрона затвор остается в крайнем заднем положении.

В МЦ21-12 в отличие от прототипов, из технологических соображений был применен боевой упор не прямоугольного, а круглого сечения. Из-за малой площади контакта с опорной поверхностью в хвостовике ствола для нормальной работы автоматики стала необходима более тщательная подгонка этих узлов, во избежание заклинивания. Иногда недобросовестные отладчики на заводе изменяли и без того неудачный угол сопряжения этих поверхностей. В результате в некоторых случаях затвор стал приоткрываться еще во время движения сцепки затвор-ствол назад, и пороховые газы раздували юбку гильзы. Встречаются упоминания о таком эффекте и в результате длительной эксплуатации ружья, вызванном, вероятно, износом поверхностей из-за некачественного хромирования.

Другой вид задержки, происходящей из-за плохой подгонки боевого упора к опорной поверхности хвостовика - его подклинивание. В «поле» эта проблема обычно решается не слишком сильным ударом по рукояти затвора.

Кроме слабой отдачи, обусловленной схемой работы автоматики, среди других полуавтоматов ружье выгодно выделяется еще и простотой разборки, что позволяет быстро устранять многие задержки в стрельбе. Очень удобно реализованный предохранитель можно устанавливать флажком на любую сторону.

С середины 90-х ружье, согласно общей тенденции для российского охотничьего оружия, заметно потеряло в качестве. Если изготовленные в те года стволы нареканий вызывали мало, то качество подгонки деталей пострадало больше всего. Показательна подача на сборку уже хромированных узлов, в результате чего отладчики подпиливали их прямо по хрому. Среди других проблем встречаются некачественная или вообще отсутствующая термообработка компонентов, металл пестрящий заусенцами, плохо обработанное дерево, несоосные ствольные насадки, и так далее в том же ключе.

Несмотря на все перечисленные недочеты, однажды доведенное ружье при минимальном уходе в дальнейшем показывает себя в работе неприхотливым, надежным и добычливым оружием, при условии правильной регулировки тормозного механизма и применении подходящих патронов. Система автоматики, снижающая отдачу, позволяет применять навески дроби до 40 или даже 42 грамм без ущерба для ружья и стрелка, а с возможностью быстро выстрелить пять раз подряд уверенно добираются подранки. Конструкторы предусмотрели и возможность относительно быстрой смены боеприпаса - специальным выключателем можно запереть подачу патронов из магазина, и вкладывать новые в патронник вручную.

Стволы МЦ 21-12 длиной 750 мм имеют постоянное дульное сужение «полный чок» (1,0). Прицельная планка на стволе вентилируемая.

Идеальный для безотказной работы ружья патрон снаряжен в новую завальцованную гильзу из толстого пластика, высокая и толстая юбка приветствуется. В обязательном порядке он пропущен через калибратор. Самый плохой выбор - патроны в металлических и папковых гильзах.

Регулировка тормозного механизма производится сменой смазки: для увеличенных навесок тормоз и конусные шайбы (буфера тормоза) протираются почти насухо, для уменьшенных зарядов смазываются обильней, чем обычно. Для радикального снижения трения, например в мороз, шайбу переворачивают конусом от тормоза к возвратной пружине.

Главный недостаток МЦ 21-12, как модели в целом - это разнообразие причин возможных отказов и сбоев в работе - их несколько десятков. Без хорошего понимания работы всех узлов и механизмов ружье нельзя считать полноценно пригодным для активной эксплуатации. К тому же, при этом его можно попросту испортить, например, разбив отдачей из-за неправильно отрегулированного тормоза. Еще один недостаток модели - ощутимые вес и габариты, что делает его мало популярным для ходовых охот и стендовой стрельбы.

Помимо базовой, наиболее заметная модификация данного ружья - МЦ 21-12МР с резиновым затыльником-амортизатором и со стволом под сменные дульные насадки 0,0 (цилиндр); 0,5 (получок); 1,0 (полный чок) и «Парадокс» (насадка с нарезами). Выпускается с 90-х годов.

В разные годы ружья выпускались с двумя или с одним буферами тормоза.

Существуют укороченные стволы для МЦ 21-12 - длина 590 мм, сверловка - «цилиндр».

Одно время эти ружья производились также с патронником длиной 65 мм; в 16-м и 20-м калибрах, а в более позднее время тульские оружейники экспериментировали еще и с патронником длиной в 76мм. Но основным боеприпасом для данного оружия остался патрон 12/70.

Шесть лет назад я написал несколько статей о ружьях, которые хорошо знал и использовал в деле многие годы. В общем, записки охотника. Изложил я и свое мнение о МЦ-21. Все-таки тридцать лет его использовал.

Так и не покидало меня ощущение некоторой излишней резкости и категоричности в выводах об этом ружье. Скрупулезно многие годы выслушивал мнения других охотников об МЦ, выискивал в журналах материалы и отзывы авторитетных в охоте людей.

Видимо, не было уверенности в правоте своего категоричного: «Браунинг» - это да, а МЦ-21 - это нет. Что ж, охота - реальная, настоящая - все расставила по своим местам и весьма точно, как думаю.

Так получилось, что весь последний сезон я брал на охоту только МЦ-21. Сам ратовал за классику, за горизонталку-двухстволку. И на тебе: как молодой - полуавтомат. В чем дело? Причин, достаточно серьезных по долгим межсезонным размышлениям, было несколько.

Возрастное ослабление зрения, особенно на правый, ведущий глаз. Психологическая неуверенность в стрельбе из-за неполной прикладистости (чуть меньше нужного отвода и погиба приклада ИЖ-54, основной моей двухстволки. К широким плечам, конечно, лучше делать заказной приклад у хорошего мастера). Кстати. Константинов не прав.

ИЖ-54 - не «так себе» ружье. Это явно выше среднего разбора ружье. Добротность работы (по металлу, дереву, подгонка деталей) - сущность ИЖ-54. Где уж с ИЖ-43 меряться - все, что осталось от горизонталок в настоящий момент для обычного охотника в России.

И, наконец, пять выстрелов - так хотелось русака добыть; в одиночку сие непросто, тем паче - гарантированно. Добыл! Двенадцать русаков. Пачки патронов хватило. Ни одного пустого выхода. Ни одного упущенного. Фантастика! Сезон этот - лебединая песнь МЦ.

Все просто и закономерно. Прикладистость! У моего МЦ ко мне - идеальная. Приклад доделывал. Укорачивал чуть, с изменением пича. В итоге (вроде чуть руки приложил): хоть без сознания вскидывай - ляжет как надо. Можно изречь и вечную истину: прикладистость - это и есть классная стрельба. И к ней уже хороший патрон и хороший ствол. Сие чувствую, знаю и уверен на 100%.

Несколько лет забвения автомата от дикого раздражения на редкие, но постоянные отказы автоматики и, как правило, на «легких» зайцах. МЦ-21, несомненно, «заячье» ружье. В чем дело? Долго изучал механизм - разобрался! Останов ствола в заднем положении (наиболее частая задержка) - не в счет. Тут все предельно ясно - некалиброванный патрон.

У меня иногда не доходил до конца затвор с новым патроном из магазина. Пустая гильза выброшена, патрон из магазина с лотка подан правильно, ствол ушел, пошел затвор и останавливается на середине. Пока догадался: рано выскакивает клин затвора и упирается в хвостовик ствола. Долго думал, почему так?

Другие такой задержки не отмечали.

В охотничьей периодике довольно часто разбираются («магнум» - до «кончины», не оправданной, по-моему) причины отказов МЦ-21 с небесполезными иногда по мелочи советами. Но если разобраться, конкретно понятны: плохой патрон, засорение механизма, неполновесный патрон, грубый брак работы по металлу. Мне «повезло».


Затвор моего МЦ изначально был с сюрпризом, и от приличной нагрузки «сюрприз» стал доставать. Суть. В затворе толкатель левый (15 позиция на схеме ружья в паспорте) и толкатель правый (16 позиция) соединены (на штифте) с размыкателем (14 позиция).

Размыкатель - это каленая, подпружиненная, S-образной формы, массивная (по затвору) деталь. В месте соединения с толкателями имеется угол. Толкатели уходят в приклад. При возврате затвора на место толкатели в определенный момент (угол - вот этот момент) действуют на размыкатель и упор (8 позиция на схеме) уходит вверх, в отверстие хвостовика ствола. Угол не тот - рано выскакивает упор, и затвор упирается в ствол на середине возврата.

В моем МЦ, видимо, допуски в подгонке этих деталей затвора были, мягко говоря, «некультурными» технологически, плюс работа приличная ружья - вот и результат: интереснейшее ружье, очень приличное по бою, а веры в него нет. Вера в ружье - это 100% охоты. Это максимум возможного в стрельбе. В общем, не сразу разобрался я в проблеме затвора моего МЦ (у других, возможно, что другое по «культуре» сборки ружья), пару лет всего понадобилось, но разобрался. Что сделал? Нашел слесаря-инструментальщика.

И мы ощупью, в третий раз, изготовили новый размыкатель и два толкателя. Нашли угол сочленения; соединение толкателей с размыкателем сделали без люфта. Мастер классный, один год, пару сотен патронов. Результат - «швейцарские» часы, а не затвор МЦ.

При классном патроне (для МЦ-21 - это закон) мой автомат не дает задержек. Можно уже молиться на него! Результаты охот - фантастические. Фактически вся жизнь с этим ружьем. Любимое ружье. Намоленное. Не железяка без души из магазина. И красивое. Очень. Мощность ощущаешь, глядя на него. Ему бы еще отделку на современном уровне.

Как апофеоз карьеры охотника планировал я себе сделать подарок юбилейный, престижный - Беретту АЛ-391. Не надо. Теперь не надо. Автомат у меня есть. Надежный. Это все в автомате. А Беретта мои охоты вряд ли выдержит. Не «паркетный» я охотник. МЦ - выдержит, знаю. Очень живучее, крепкое ружье. Тридцать лет эксплуатации - мнение не с потолка. Любовь к оружию (охотничьему) я удовлетворю МР-153. Хочу знать, что могут русские оружейники. Очень надеюсь, что могут. Два-три года, буду жив, будет - «отдельно про МР-153».


Напоследок. При качественной сборке и отделке МЦ-21 очень серьезное охотничье ружье. Будем надеяться. Дилетантов, начинающих охотников оно не любит. Требует здоровья от охотника. Ружье тяжеловато. Баланс не идеальный. Но при крепких руках, тренированности постоянной, хорошей прикладистости - стрельба «идет». Стрельба желательна - «осмысленная», то есть стрельба «очередями» - результат смешной. Пять выстрелов - профессионально. Пальба на авось - дурость дилетанта.

Заяц - основной «герой-любовник» МЦ-21. Тяжелый ствол не любит смотреть в небо: утка - не то для МЦ. Патрон - только мощный. На 36 г 42 грамма - не надо. Лишнее. Дробь № 1 и № 3 - идеал по чоку 1 мм. У меня «Клевер» на 36 г. дроби № 1 пошел великолепно. Никакой «самогонный» патрон не сравнится. Очень мне подходит чок 1 мм у ствола МЦ. «Рассыпных» ружей не люблю. «Близкая» стрельба - редкая. «Дальняя» - ценная, особенно по зайцу-русаку. Веры в насадки - нет. Ствол МЦ - что надо. 750 мм - можно.

А ствол - хорош. 30 лет. Хром на месте. Покрытие - живое, черное. Патронник - в меру «строгий». Хорошо. Бой - резкий; кучность - для меня и зайца самое то.

С буферной системой не мудрите. Главное - мощный патрон: туда-сюда ствол сработает. Крепко и стабильно, шайбы с конусом - ерунда. Смазка - чистая, умеренная. У меня не было проблем со смазкой ни в жару, ни в холод. Чуть, и порядок.

И все-таки. Главное. Прикладистость. Дерево в МЦ-21 - ужасающе примитивное. Умно, для «профессионалов» - заказной, подогнанный приклад. Тяжелый, с тяжелым резиновым затыльником. Ружье тяжелее. Баланс - лучше. По себе знаю и проверено.

Главное - тренированность. МЦ-21 раз в год в охоте - результат смешной. Основное, любимое ружье в постоянных, частых, любимых охотах (заяц - родимый) и стрельба, близкая к абсолютной. В этот сезон, в последний день, на двенадцатом русаке я аж задумался: куда же это я докатился? Прямо - киллер заячий. Но, слава Богу, фарт в охоте не вечен. Погорюю еще, глядючи на ушедшего «верного» зайца.

Господам оружейникам! Не дай Бог, снимите МЦ-21 с производства. От вас всего можно ожидать. Дождались ведь куркового ИЖ-43. Николаевский полуавтомат (это уже не «Браунинг», может и лучше) - русская классика. Живая. В отличие от мертвой ИЖ-54, ТОЗ-БМ. Надо делать его качественней, на современном технологическом уровне, пусть и дороже, даже так. «Китайщина» в охотничьем оружии - недопустима. Да и китайцы уходят от «китайщины» - умно. Русское оружие должно начать эволюционировать в сторону высокой технологии производства.


Я очень рад. Не ожидал, что за много лет охоты, уже «под горку» получу такое охотничье наслаждение. Получил! От МЦ-21! Недаром в 1973 году я положил на него глаз в охотничьем магазине. Утром проснусь, гляну на него любовно, висящего на ковре рядом с ИЖ-54, Зауэром, ИЖ-59, ТОЗ-34, ИЖ-43 и хочется на охоту, именно с МЦ-21. Жду сезона. Радостно. Нет сомнений - у меня стоящее ружье, с ним русак мой: по старанию и опыту, а не по случаю.

Привет и доброй охоты товарищам по страсти, одной из немногих стоящих у человека.

Одноствольное самозарядное ружье для любительской и промысловой охоты конструкции В.А.Николаева.

История создания ружья

Выпускается ТОЗ’ом с 1965 года. Современная модель. Первоначально в 1956-1964 гг. в штучном исполнении модель МЦ21 изготовлялась ЦКИБ СОО. До 1965г. МЦ21 выпускалось не только 12-го калибра, но и 16-го и 20-го калибров. В 1965 г. ружье награждено Золотой медалью Лейпцигской ярмарки.

В настоящее время выпускается в рядовом и штучном исполнении только 12-го калибра.

Характеристики ружья МЦ21-12

Автоматика ружья основана на откате от отдачи подвижного подпружиненного ствола и продольно скользящего затвора по системе Браунинга.

Перезаряжение ружья осуществляется за счет использования длинного хода ствола при перемещении его в заднее и переднее положение. Исходя из выше сказанного довольно долго ружье ассоциировали с легендарным «Браунинг Авто-5», но при этом постоянно возникал неразрешимый вопрос, почему конструкция отечественного п/а так отличается от прототипа.

Основные характеристики ружья МЦ21-12:

  • калибр-12;
  • вес — не более 3,7 кг;
  • длина ствола — 750 мм;
  • длина патронника — 70 мм;
  • дульное сужение — 1 мм;
  • усилие спуска — 1,75… 2,5 кгс;
  • гарантийная наработка — 6500 выстрелов.

Конструкция ружья МЦ21-12

Конструкция ружья действительно, удивляет своей простотой и функциональностью. Даже в настоящее время найдется мало моделей среди полуавтоматов, которые разбираются без единого инструмента. И, наверное, долго бы еще российские охотники думали, что схема МЦ21 была от начала до конца придумана и создана тульскими оружейниками. Конечно, и материалы, и само ружье отечественные, а вот конструкция ружья на 90% создана оружейниками итальянской компании «Бреда».

Устройство ружья МЦ21-12

1 - ствол; 2 - крышка коробки; 3 - упор; 4 - остов затвора; 5 - стебель затвора; 6 - ограничитель патрона; 7 - корпус магазина; 8 - подаватель; 9 - курок (а - боевой зацеп; б - разобщительный зацеп); 10 - разобщитель; 11 - спуск; 12 - буфер тормоза; 13 - тормоз ствола; 14 - колпачок

Когда смотришь на полуавтомат «Бреда Антарес», то нет никаких сомнений, что перед вами прототип МЦ21, настолько все детали похожи. Правда, качество сборки полуавтомата компании «Бреда» не сопоставимо с качеством рядового МЦ. Есть, конечно, небольшие отличия в конструкции — форма боевого упора «итальянца», проясняющие те проблемы, с которыми частенько приходилось сталкиваться российским охотникам при эксплуатации данного ружья.

Рис.7. Ружье МЦ 21-12 в разрезе:

2-ствол, 3- крышка коробки, 8-упор, 9-остов затвора, 10-стебель затвора, 23- ограничитель патрона, 42-корпус магазина, 50-подаватель, 54-курок, (а-боевой зацеп, б-разобщительный зацеп, 57-разобщитель, 59-спуск, 79- буфер тормоза, 80-тормоз ствола, 81-колпачок в сборе

Патрон, находящийся в магазине и движущийся назад вместе со стволом и затвором, задерживается левым остановом.

В следующий момент выступы ствола и затвора освободят правый останов патрона. Ствол и затвор продолжают движений назад. В крайнем заднем положении затвор будет удерживаться рычагом подавателя а ствол под действием своей пружины, двигаясь вперед, отражает стреляную гильзу через боковое окно крышки: выступ ствола, нажимая на левый останов, утапливает его в паз коробки.

Освобожденный патрон под действием пружины магазина продвигается на подаватель 50 (рис. 7), отжимая закраиной гильзы защелку подавателя, в результате чего освобождается затвор, который начинает двигаться вперед. Подаватель, вращаясь, поднимает патрон, а движущийся вперед затвор посылает поднятый патрон в патронник. Следующий патрон задерживается в магазине правым остановом патрона.

При подходе затвора к крайнему переднему положению он отжимает правый останов патрона, и освобожденный патрон под действием пружины магазина продвигается назад до ограничителя патрона 23 в затворе.

В процессе выстрела, при движении затвора в заднее положеине, курок 54 повернется на оси до крайнего нижнего положения. Боевой "а" и разобщительный "б" зацепы курка будут находиться в этот момент под соответствующими зацепами спуска и разобщителя.

В следующий момент при перемешеиеи затвора в переднее положение разобщительный зацеп курка встанет ил соответствующий зацеп разобщителя. Чтобы можно было произвести следующий выстрел, надо отпустить спуск 59. При этом спуск под действием пружины повернется на своей оси, а курок под действием боевой пружины перескочит с зацепа разобщителя на боевой зацеп спуска.

Ружье готово к следующему выстрелу.

После окончания стрельбы ружье обязательно разрядите.

Для этого поставьте спуск на предохранитель (рис. 2), утопите подаватель и, одновременно нажимая на ограничитель патрона и патрон, поочередно извлеките патроны из магазина.

Для извлечения патрона, находящегося в патроннике, затвор отведите назад. Придерживая затвор рукой, дошлите его в переднее положение, после чего снова отведите назад. Убедившись, что патрона в патроннике пег, верните затвор в переднее положение.

Если но время стрельбы необходимо заменить патрон, находящийся в патроннике, поставьте спуск на предохранитель, отключите магазин отсекателем патрона, отведите затвор назад за рукоятку, извлеките патрон и вложите новый в патронник. Затвор дошлите вперед.

Включите подачу патронов из магазина, повернув отсекатель.

Перед выстрелом флажок предохранителя расположите горизонтально.

6. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Прежде чем пользоваться ружьем, охотник обязан изучить правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

ПОМНИТЕ! Никогда нельзя направлять, ружье на человека или домашних животных.

Ружье следует хранить незаряженным, со спущенным курком. Боеприпасы храните в недоступном для посторонних лиц месте.

При стрельбе пулями, во избежаннс раздутий и разрывов свола, диаметр, замеренный по телу пули без учета центрирующих ребер, должен быть меньше диаметра дульного сужения. Для круглых пуль это правило легко проверить свободным прохождением пули через дульное сужение.

производить разборку заряженного ружья;

производить замену дульных насадок заряженного ружья;

применять снаряженные патроны при проверке взаимодействий деталей и механизмов ружья перемещением ствола или затвора вручную;

применять патроны, у которых наибольшее среднее значение развиваемого в канале ствола максимального давления пороховых газов более 65МПа (65МРа);



mob_info