Лошадь что означает этот символ. Значение символа лошади

Талисман лошадь

В фен шуй лошадь считается одним из наиболее удачных символов. Лошадь, с точки зрения фен-шуй, символизирует смелость, хорошую репутацию, славу, скорость, выносливость и упорство.

Лошадь – это величественное благородное животное. И по фен шуй фигура лошади в виде талисмана либо оберега – один из самых эффективных способов принести в вашу жизнь удачу. Она может способствовать успеху в бизнесе, карьере, поможет создать имидж успешного человека.

Виды лошадей и их значение по фен шуй

В учении фен-шуй различают несколько видов лошадей: праздничные, победные и дарственные.

Где располагать талисман?

Талисман “обезьяна на лошади”

По фен шуй талисманы лошади особенно эффективно располагать в зоне Карьеры. Желательно, чтобы они были достаточно хорошо и ярко освещены. Согласно фен-шуй, любой вид лошади рекомендуется размещать в юго-западном или южном направлении любой комнаты для активизации удачи в социально значимой деятельности.

По фен-шуй фигура лошади не должна быть расположена по направлению к окну или двери. Также нельзя располагать талисман лошади в спальне.

Если вы часто сталкиваетесь со сложными ситуациями в жизни или на работе, а также высокой конкуренцией, расположите символ лошади на своем рабочем столе. Это хороший способ привлечь удачу и успех. Скульптура лошади или картина с её изображением может также размещаться рядом с письменным столом. Парная статуэтка лошадей способствует укреплению уже существующих или только зарождающихся партнерских отношений как в сфере бизнеса, так и в личной жизни.

Не стоит размещать фигуру лошади, встающей на дыбы, непосредственно впереди или позади вас, поскольку это может привести к физическим травмам и авариям.

Сочетание лошади с другими животными по фен шуй

Конь - символ жизненной животной силы, красоты, грациозности, мощи и завораживающего гармоничного движения. Символ верности и в то же время неукротимой свободы, бесстрашия, воинской доблести и славы.
Конь - посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Белый конь символ восходящего солнца

Белый конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей.

Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Всадник на белом коне как символ

На русских иконах белый конь изображался как верный друг змееборца. Именно такого коня можно увидеть на геральдике Москвы (столицы России). Изображение всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного змия — считается покровителем Москвы.

Не случайной является масть коня. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях белый цвет коня есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей, в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне», а в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Белый конь как символ


Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь - психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на "бледном коне"; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал - "жертвоприношение коня", ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он - бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В "Ригведе" небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины ("обладающие конями" или "рожденные от коня") - божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они - "всезнающие", "божественные врачи" - помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша - конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое - дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь - Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь "Туча" является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон - бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне - "лошадиный источник", Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей лошадей. Конь - атрибут Дианы-охотницы.

Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь"(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд ("Эохо конская голова").

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности - с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи - это боевые кони Валькирий. В христианстве конь - это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита.

Четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.

Рыцарство:
"Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг."(Раймунд Луллий).

Славянство:
Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. "Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни."

Шаманская традиция:
Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь - прежде всего перевозчик душ и погребальное животное - используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских "мужских союзов". Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

В восточном календаре Синяя лошадь символизирует динамизм и напористость, сочетание расчетливости и огненной страсти. Году Лошади соответствуют такие цвета, как зелёный, синий (голубой). Стихия — дерево, которому присущи такие характеристики, как практичность, неумеренность, вспыльчивость.

Хотя год не обойдется без скачков и брыкания, так характерных для Лошади. Этот год будет стремительным, иногда, надо будет остановиться и обдумать происходящее, чтобы не попасть в беду. Так же лучше не упрямиться, хотя это и основная черта Лошади, но упрямство хорошо лишь в меру.

В год, символом которого является Лошадь, будет везти лишь трудолюбивым и упорным людям. Лошадь, труженица, и не терпит лентяев. При этом, хорошо, если в работе не будет никаких ограничений, а лишь свобода мысли и творчества. Лошади не любят замкнутых пространств. Так же Лошадь не любит однообразия, поэтом год под символом Лошади будет насыщен событиями и переменами.

Для любви год, символ которого Лошадь, так же очень подходит. Но при этом не следует излишне увлекаться и поддаваться эмоциям, нужно оставлять разум, иначе можно наломать дров. Упрямство Лошади - не лучшее качество, поэтому в отношении любимых лучше не перегибать палку, чтобы потом не мириться в срочном порядке.

Трудолюбие и желание работать вам очень пригодятся, если символ года - Лошадь.

Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товарищи суровых воинов и властных вождей. Заслуги преданных животных не оставались без награды: Александр Македонский основал в честь своего павшего в бою любимца город Букефалию; впавший в «кесарево безумие» римский император Калигула сделал коня сенатором; а трагический злодей Ричард III, если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлагал за коня корону.

Лошадь - динамичный символ бурлящих жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты. Дикая лошадь, летящая в бешеном галопе с развевающейся гривой, - олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь со всадником на спине - символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и гривой - эмблема траура по безвременно скончавшемуся седоку.

Символика лошади во многом определяется и ее мастью. Белая лошадь - замечательный символ жизни, дневного света, духовного просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь - олицетворение бушующего пламени («конь - огонь»); а черная (вороная) - зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы и самой Смерти.

В мифологии древних народов можно легко обнаружить следы и приметить гордую поступь множества удивительных коней. Арейон, божественный конь из греческой мифологии, рожденный от связи Посейдона и Деметры, умел говорить по-человечески. В горной Аркадии Арейона почитали как бога, а в городе Тельпуса чеканили монеты с его изображением. В скандинавской мифологии быстрый как ветер Слейпнир («Скользящий»), восьминогий конь верховного бога Одина, являлся романтическим олицетворением восьми ветров. В образе прекрасного коня предстает в литовской мифологии Усиньш - божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, когда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно перевоплощается в лучшего из коней.

Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы богов в античной, вавилонской, иранской, индийской и скандинавской мифологии, - духовные символы солнечной энергии. Самый известный крылатый конь из греческих мифов, белоснежный Пегас, появился на свет из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. Взлетая на Олимп, он доставлял Зевсу громы и молнии. На горе муз, Геликоне, Пегас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену, вследствие чего сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой поэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пегас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз.

В мифологии и героическом эпосе наделенные чудесными способностями кони верой и правдой служат легендарным героям, помогая им свершать удивительные подвиги. С помощью того же Пегаса великий греческий герой Беллеро-фонт одолел грозных ликийцев, победил воинственных амазонок и убил чудовищную огнедышащую Химеру. Рахш («Гром»), могучий конь легендарного иранского витязя Рустама, в бою сражался вместе с хозяином: он откусывал врагам головы и насмерть разил их ударами копыт. Волшебные коньки из русского фольклора, Сивка-Бурка и Конек-Горбунок, помогали своим героям не только делом, но и мудрым советом.

Обзавестись таким замечательным помощником совсем не просто: часто герой должен не только раздобыть или поймать благородное животное, но и суметь его укротить, заставить служить себе. О том, на сколько это трудная задача, можно получить представление хотя бы из армянского эпоса «Давид Сасунский», где описан чудесный конь Куркик Джалали. Герою Са-насару пришлось спуститься за ним на морское дно, а, оседлав, ухитриться уцелеть, поскольку непокорный конь всеми силами пытался отделаться от седока: сначала он вознес героя почти к самому солнцу, надеясь его сжечь, но ловкий Санасар спрятался от жгучих лучей под брюхом коня; затем бросился в глубокое ущелье, собираясь раздавить всадника, но тог мгновенно вскарабкался на спину коня. Только в тот момент, когда Куркик Джалали окончательно выбился из сил, он покорился герою и вскоре стал его верным другом, советником и помощником.

Не все мифические кони хороши, некоторые из них смертельно опасны для всадника. В первую очередь это относится, конечно, к черным лошадям-оборотням, так как именно их облик любят принимать черти, гоблины и прочая нечисть. Такому дьявольскому созданию ничего не стоит сбросить своего седока в пропасть или попросту загрызть его. Впрочем, разоблачить коня-оборотня несложно, стоит лишь внимательно присмотреться к нему: зубы у него волчьи, а глаза горят адским огнем.

С чудовищными конями, питавшимися человеческим мясом, пришлось иметь дело непревзойденному Гераклу.
Хотя ему и удалось увести опасных коней царя Диомеда (8-й подвиг Геракла), свирепые существа все же взяли с героя свою кровавую дань, растерзав друга Геракла, Абдера.
Жителей великой Трои, по версии Гомера, погубил гигантский деревянный конь - символ опасных даров данайцев. Согласно древнерусской легенде, основатель Киевской Руси Вещий Олег тоже погиб из-за коня, правда, в данном случае конский череп явился аллегорией фатума, судьбы, зловещего рока, от которого не уйти.

К мифическим коням некоторым образом относятся и кентавры, изображавшиеся обычно с лошадиным туловищем, но с человеческими торсом и головой. Греческие мифы называют прародителями кентавров дерзкого царя лапифов Иксио-на и богиню облаков Нефелу, хотя вполне очевидно, что образ получеловека-полуконя зародился в сознании древних людей, впервые увидевших всадника.
Кентавр - малопривлекательный символ наглогоу похотливого, полупьяного дикаря, одержимого своими низменными инстинктами. С этими буйными существами сражались некоторые легендарные герои Эллады. Геракл убил кентавра Нес-са, попытавшегося овладеть его супругой Деянирой, но месть злобного полуконя и после его смерти настигла величайшего героя Греции: он скончался в страшных мучениях, когда облачился в тунику, пропитанную ядовитой кровью Несса.

Справедливости ради надо отметить, что и среди кентавров попадались добродетельные существа. Мудрый кентавр Хи-рон был воспитателем Ахилла, Ясона, Феникса и других греческих героев, а дружелюбный человекоконь Фол, случайно раненный отравленной стрелой Геракла, после смерти был вознесен богами на небо и превращен в созвездие Стрельца. Кентавры из древнеиндийских мифов, именуемые в Ведах гандхарвами, и вовсе выглядят идеальными воплощениями физической силы и интеллекта.

В религии из божественных коней при желании можно было бы составить целый табун. Из этой массы особенно выделяются несколько колоритных фигур. Наиболее грозным выглядит ассирийский бог Анаме-лех, изображавшийся в образе коня, которому приносились кровавые человеческие жертвы, а самым курьезным - индейский лошадиный бог Цимин Чак, чьим прототипом явился реальный боевой конь жестокого испанского конкистадора Кортеса, завоевателя Мексики. Однажды конь Кортеса повредил в походе ногу, и испанец оставил захромавшее животное на попечение правителя города Тайясала. Наивные ацтеки, принимавшие Кортеса за самого бога Ке-цалькоатля, поместили его коня в храм и служили невиданному ими дотоле существу с превеликим усердием, пытаясь откормить его... отборными кусками мяса. От такой «заботы» бедное животное вскоре околело с голоду. Устрашившийся мести богов злосчастный правитель города повелел жрецам изготовить каменное изваяние коня, с тем, чтобы вымолить у него прощение. Каменного идола жрецы нарекли Цимин Чаком. Самое любопытное в этой истории то, что даже спустя несколько веков, когда местные индейцы и думать забыли о Кортесе, они продолжали усердно поклоняться его каменному коню Цимин Чаку, как великому богу.

Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Белоснежного красавца, содержавшегося при храме Святовита, прибалтийские славяне использовали для получения предсказаний в особо важных случаях. Сам процесс гадания не отличался большой замысловатостью: если конь выступал из храма с правой ноги, это расценивалось как счастливое предзнаменование, а если с левой - соответственно, наоборот. Монголо-татарское войско в походе всегда сопровождал священный белый конь, рысивший налегке, но никому и в голову не могло прийти оседлать его, ибо монголы верили, что на этом коне незримо скачет сам воинственный бог Сульде, дарующий им победу за победой.
В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда; в индуизме - последним воплощением Вишну; а в буддизме - эмблемой самого Будды, якобы покинувшего этот мир верхом на белой лошади. Что же касается христианства, то в этой религии отношение к прекрасному животному противоречивое. Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Богослова Конь Бледный выглядит как зловещая аллегория Смерти.

В иконографии верхом на коне изображались некоторые святые: Губерт, Ев-стафий Плакида, Мартин Турский, а также один из наиболее почитаемых в право-славии великомучеников - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Однако для св. Ипполита, подвергнутого четвертованию, лошади явились орудиями казни.

Нашлось место в христианской иконографии и для мифических кентавров, олицетворяющих здесь греховные страсти, похоть, прелюбодеяние и ересь.

В изобразительном искусстве стремительный бег диких лошадей запечатлен на стенах первобытных пещер еще доисторическими художниками. Изображения шумерских, египетских, хеттских, ассирийских, персидских, индийских и греческих боевых колесниц, запряженных парами, тройками или четверками лошадей, дошли до нас из Древнего мира в большом количестве. На полотнах эпохи Возрождения белые кони мчат колесницы солнечных богов, а черные лошади везут повозки мрачных богов подземного мира и аллегорических фигур Ночи и Смерти.

В длинном ряду аллегорических персонажей средневековой и ренессансной живописи немало конных. Гордыня, один из семи смертных грехов, изображалась иногда в образе всадника, сброшенного конем. Военное превосходство персонифицированной Европы над прочими частями света тоже запечатлено в облике вооруженного воина на коне. В бешеном галопе летят четыре всадника Апокалипсиса на гравюре Альбрехта Дюрера - аллегория неумолимо надвигающихся на человечество ужасных бедствий: неправедного суда, войны, голода и смерти.

В белой магии многих языческих народов, в том числе и у древних славян, конь рассматривался как светлый символ добра и счастья, как могущественный природный оберег, способный отгонять злых духов. Именно поэтому у многих племен Европы в период раннего Средневековья бытовала традиция увенчивать жилища конскими черепами, вполне заменявшими, по их мнению, самих животных. Позднее ту же охранительную функцию выполняли украшавшие крыши фигуры деревянных коньков. Сильнейшим талисманом, символом удачи и лучшим средством от дурного глаза признавалась и лошадиная подкова, чью магию еще усиливала защитная форма полумесяца.

В западноевропейской геральдике конь символизирует храбрость, силу, быстроту и ловкость. Геральдический конь изображается только в профиль, хотя эта эмблема имеет несколько вариаций: конь может быть оседланным, диким (без седла и узды) или бешеным (взвившимся на дыбы). Допускается и неполное изображение фигуры коня.

Эмблему дикого коня, как символ освоения прерий, можно видеть в ряде американских гербов, а также в государственных гербах Венесуэлы и Уругвая. В гербе Нижней Саксонии изображен легендарный ганноверский конь Заксенросс.

В российской областной и городской геральдике эмблема коня отличается живописным разнообразием. В гербе столицы России изображен св. Георгий Победоносец на коне, отождествляемый с основателем Москвы князем Юрием Дол-горуким. В гербе губернского города Томска скачущий в зеленом поле дикий белый конь символизирует освоение бескрайних просторов Сибири, а в гербе Ко-логрива серебряная голова коня с густой гривой является лишенной символики «говорящей» эмблемой. Весьма разнообразны и геральдические эмблемы российских дворян: в гербовом поле Скорняко-вых присутствует лишь половина серебряного коня; в гербе Арсеньевых сияет золотая подкова; а в гербе Головиных красуется серебряный кентавр.

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Вы можете приобрести символические изображения коня


Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон — бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне — «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней — защитницей лошадей. Конь — атрибут Дианы-охотницы.

Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь«(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий. В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони — эмблема святого Ипполита.

Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

Рыцарство:
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»

Шаманская традиция: Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.



mob_info