ЛФК при заболевании пищеварительной системы. Методика проведения занятий при заболеваниях органов пищеварения Лечебная физическая культура

Жирная и очень калорийная пища, нервно-психические травмы, переутомления, малоподвижный образ жизни - все эти причины отрицательно воздействуют на весь организм и, в частности, на . На ходу съеденный бутерброд, в течение дня, возможно, чашка чая или кофе, а вечером плотный калорийный ужин… В результате - невозможность опорожнить кишечник или внезапный, ничем не объяснимый понос. «Что-нибудь съели» - как говорит один юморист. Но это «что-то съели» - достаточно тревожный симптом колита. Колит - это воспаление слизистой оболочки толстой кишки, его последствия могут быть тяжелыми. Абсцессы печени, пиелит, перитонит и сепсис - все это возможные осложнения колита. Но, чтобы избежать всего этого, кроме медикаментозного лечения, необходимо в качестве вспомогательной терапии при лечении колитов применять и лечебную физкультуру.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при колитах

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на полу (на коврике). Руки сомкнуты за спиной. Поднять прямые ноги над полом, при этом слегка наклониться корпусом к ногам. Наклон - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повтор 8-10 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднять согнутую ногу в колене к груди и потянуться лбом к колену. Повторить 6-8 раз. Выполнять то одной ногой, то другой.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднять правую ногу вверх - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить с левой ногой. Выполнить 8-10 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя. Руками опираться за спиной в пол. Поднять прямые ноги вверх - вдох. Опустить - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - стоя на коленях и руках. Поднимать поочередно ноги. Выполнить 8-10 раз каждой ногой.

Упражнение 6. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднимать согнутые в коленях ноги к груди. Поднять - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - лежа на спине. Упереться руками в пол за спиной, поднять корпус и прогнуться в талии. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на спине. Поднять ноги, согнутые в коленях, и имитировать езду на велосипеде. Время выполнения упражнения 30-40 с.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на маленьком стульчике. Опираясь на края стула, опуститься на корточки перед стулом. Руками опираться на края стульчика. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на стульчике. Наклоняться вперед, стараясь дотянуться до кончиков пальцев ноги. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - сидя на высоком стуле. Проделывать повороты корпусом тела вправо и влево с поднятием рук в стороны. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа на спине. Положить руки на пояс и упереться локтями в пол, при этом поднять бедра. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - то же, что и в предыдущем упражнении. Упереться руками в пол за спиной. Поднять таз. Ноги остаются прямыми и вытянутыми. Носок ноги тянуть от себя. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - упор на согнутые в локтях руки и согнутые в коленях ноги. Выпрямить ноги, руки остаются в том же положении. Вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - стоя. Руки на поясе. Проделывать наклоны туловища в стороны. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

Упражнение 16. Исходное положение - то же, что и в предыдущем упражнении. Делать наклоны туловища вперед и назад. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 17. Исходное положение, как и в упражнении 15. Делать круговые вращения бедрами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Время выполнения 30-40 с.

Упражнение 18. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Делать приседания (неполные) Повторить 6-8 раз.

Упражнение 19. Исходное положение - сидя на стуле, боком к спинке стула. Откинуться назад (держась за спинку стула), ноги зафиксированы (кто-то держит, зацепиться за стол или диван). Вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 20. Медленная ходьба с высоким поднятием колена.

ЛФК при язвенной болезни желудка

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки является достаточно распространенным заболеванием. Уже в трудах Галена, Цельса и других ученых древнего мира и средних веков имеются описания симптомов язвенной болезни желудка. Чаще всего это заболевание поражает лиц мужского пола. Локализация же язвы в двенадцатиперстной кишке характерна для молодых людей. Городское население страдает язвенной болезнью гораздо чаще сельского. Психоэмоциональные перенапряжения, нейрогенные стрессы - бич нашего времени (что характерно больше всего для населения живущего в городских условиях), они являются своего рода фоном для возникновения язвенной болезни. А такие вредные привычки, как курение, алкоголизм, неправильное питание (переедание, нерегулярное питание, злоупотребление грубой и жирной пищей), усугубляют тяжесть течения заболевания.

Основное проявление язвенной болезни - это наличие в желудке или в двенадцатиперстной кишке длительно незаживающих язв. По количеству превалируют одиночные язвы, но изредка встречаются по нескольку язв. Нередко это заболевание имеет длительное хроническое течение. Сезонность - типичное явление для язвенной болезни. Это значит, что обострения, как правило, возникают весной и осенью. Среди симптомов язвенной болезни следует отметить боли, рвоту, отрыжку, изжогу. Аппетит может сохраняться, но боязнь болей заставляет больных воздерживаться от приема пищи, чего категорически нельзя делать. Такой симптом, как запор, характерен для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. В тяжелых случаях возможно кровотечение.

При неосложненной язвенной болезни лечение в основном консервативное, с исключением эмоциональных и физических перегрузок и работ, связанных с нерегулярным питанием. В стадии стойкой ремиссии наряду с противорецидивным лечением рекомендованы занятия лечебной физкультурой.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью. Сделать мах в стороны выпрямленными руками, при этом туловищем повернуться в правую сторону - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить в другую сторону. Выполнить 5-6 раз в каждую сторону.

Упражнение 2, Исходное положение - сидя на стуле. Делать махи выпрямленными ногами - сначала одной ногой, затем другой. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Исходное положение - то же, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, через стороны, одновременно поднять ноги в стороны - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - то же. Упор руками в сиденье стула. Не отрывая рук от стула, присесть перед стулом - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Руки упираются в сидение стула за спиной. Разводить колени в стороны до ощущения напряжения. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 6. Исходное положение - то же. Руками обхватывать колено. Поднять одну ногу с прижатием к груди колена. Повторить то же другой ногой. Выполнить 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - стоя боком у спинки стула. Одна рука на поясе, другой держаться за спинку стула. Отвести ногу со стороны стула назад, приседая на другой ноге. Повторить 5-6 раз. Затем повторить упражнение, повернувшись другим боком.

Упражнение 8. Исходное положение - то же. Одной рукой держаться за спинку стула, другая опущена вдоль туловища. Поднять свободную руку перед собой и сделать мах одноименной ногой к кисти руки. Повторить 5-6 раз. Затем повернуться другим боком и повторить упражнение с другой рукой и ногой.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа на спине (на коврике). Руки вытянуть вдоль туловища. Попеременно поднимать ноги. Повторить каждой ногой 6-8 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - лежа на правом боку. Правая рука под головой. Поднять левую руку и левую ногу - вдох. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Повернуться на другой бок и повторить те же движения другой ногой и рукой.

Упражнение 11. Исходное положение - лежа на спине. Руки согнуты в локтях, ладони под головой. Поднять правую ногу, согнув в колене к груди. Повторить 5-6 раз. То же самое повторить с левой ногой.

Упражнение 12. Исходное положение - стоя. Ноги. на ширине плеч. Поднять руки вверх над головой через стороны. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Руки на поясе. Наклоны корпусом в стороны. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя. Руки согнуты в локтях, кисти рук на плечах. Поднять одну руку над головой, опустить. Другую руку поднять над головой, опустить. Повторить каждой рукой по 5-6 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - стоя. Руки на поясе. Правую руку поднять вверх, при этом наклониться в левую сторону. Вернуться в исходное положение. Повторить то же в другую сторону. Выполнить 5-6 раз.

Упражнение 16. Исходное положение - стоя. Ходьба на месте. Темп средний.

При выполнении лечебной физкультуры можно корректировать упражнения. Вы можете дополнить комплекс какими-либо удобными или понравившимися вам упражнениями, но желательно не делать упражнения, включающие в себя резкие наклоны вперед. Также рекомендуется выполнять упражнения через 2 часа после еды, не забывая о том, что нагрузка должна быть посильной для вас. Физические упражнения необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении, по возможности с открытой форточкой, но не на сквозняке. Приток свежего воздуха в легкие увеличит снабжение крови кислородом, что, несомненно, отразится на улучшении обмена веществ, укреплении эмоционального состояния, будет действенным фактором в борьбе с заболеванием.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения

Хронический холецистит

В основе хронического холецистита лежит дискинезия желчных внепеченочных протоков, приводящая к застою желчи, что, в свою очередь, может вызвать воспаление желчного пузыря - холецистит.

Хроническое течение заболевания характеризуется болями в области желчного пузыря и диспепсическими явлениями. Застою желчи способствуют малоподвижный образ жизни, общая мышечная слабость, особенно слабость мышц брюшного пресса, нарушение режима питания и др.

Лечебную физкультуру применяют в стадии ремиссии. В начале занятий используют только лечебную гимнастику, которую проводят в разных ИП.

Лучшими ИП для оттока желчи считаются положения лежа на спине, на левом боку и на четвереньках. Положение на боку обеспечивает свободное перемещение желчи. В занятиях лечебной гимнастикой используют общеукрепляющие упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп. Групповые занятия проводят в течение 25–30 мин.

Плотность занятий - 60–65 %. Для создания положительного эмоционального фона применяют упражнения со снарядами, на снарядах и игровые. Используют и упражнения на расслабление мышц. Противопоказаны силовые упражнения, вызывающие резкое повышение внутрибрюшного давления, и упражнения, связанные с сотрясением тела.

Примерный комплекс упражнений ЛФК при хроническом холецистите и дискинезии желчевыводящих путей

1. ИП - лежа на спине. Поднять правую руку вверх и одновременно согнуть левую ногу, скользя стопой по поверхности, - вдох. Вернуться в ИП - выдох.

2. ИП - лежа на спине. Руки на поясе. Приподнять голову и плечи, посмотреть на носки - выдох. Возврат в исходное положение - вдох.

3. ИП - лежа на спине. Левую руку положить на грудь, правую - на живот. Упражнение в диафрагмальном дыхании (то есть в дыхании животом). При вдохе обе руки поднимаются вверх, следуя за движением грудной клетки и передней стенки живота, при выдохе - опускаются вниз.

4. ИП - лежа на левом боку, поднимая правую руку и правую ногу, сделать вдох, сгибая ногу и руку, подтянуть колено к животу, наклонить голову - выдох.

5. ИП - лежа на левом боку, отвести прямую правую руку вверх и назад - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

6. ИП - лежа на левом боку, отвести обе ноги назад - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

7. ИП - стоя на четвереньках. Поднимая голову, сделать вдох, скользящим движением передвинуть правую ногу вперед между руками - выдох. Вернуться в исходное положение и то же упражнение выполнить другой ногой.

8. Стоя на четвереньках, поднять левую прямую руку в сторону и вверх - вдох, возврат в ИП - выдох.

9. Стоя на четвереньках, сделать вдох, сгибая руки, лечь на живот - выдох, вернуться в ИП.

10. Стоя на четвереньках, прогнуться в поясничной области - вдох, опустить голову и выгнуть спину дугой - выдох.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения сопровождаются значительным изменением внутрибрюшного давления, поэтому их можно выполнять только на стадии выздоровления, следя за тем, чтобы не появились болевые ощущения.

1. ИП - стоя, руки на бедрах. Сделать медленный, умеренной глубины вдох, втянуть живот, резко и сильно выдохнуть.

2. ИП - прежнее. Сделать резкий и сильный выдох, максимально втянуть живот и задержать дыхание на 6–8 с. Свободно расслабить мышцы брюшного пресса.

3. ИП - сидя на полу с поджатыми ногами. Спина выпрямлена, руки на коленях. Голова опущена, глаза закрыты. Мышцы лица, шеи, плеч, рук, ног полностью расслаблены. Сделать медленный, умеренной глубины вдох и вновь задержать дыхание на 1–2 с.

4. ИП - стоя. Медленно вдохнуть в течение 1–2 с, задержать дыхание - 2 с. Несколько раз повторить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Из книги Лечение болезней почек автора Елена Алексеевна Романова

Из книги Лечение молоком и молочными продуктами автора Юлия Савельева

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

автора Михаил Меерович Гурвич

Из книги Большая книга о питании для здоровья автора Михаил Меерович Гурвич

Из книги Большая книга о питании для здоровья автора Михаил Меерович Гурвич

Болезни системы пищеварения занимают существенное место в клинической медицине. Заболевания органов пищеварения час­то поражают людей наиболее трудоспособного возраста, обуслов­ливая высокий показатель временной нетрудоспособности и инвалидизации.

Расположение и общая анатомия основных частей пищева­рительного тракта показаны на рис. 181. Тесная анатомо-физиологическая связь между органами пищеварения делает невоз­можным раздельное лечение того или иного органа при его забо­левании.

При заболеваниях пищеварительной системы наблюдаются изменения двигательной, секреторной и всасывающей функций. Патологические процессы желудочно-кишечного тракта находят­ся в теснейшей взаимосвязи между собой и обусловлены нару­шением нервной регуляции.

В результате нарушения секреторной функции развиваются гастриты, язва желудка и двенадцатиперстной кишки и др., а при расстройстве моторной функции - колиты, запоры и др.

Основными средствами лечения болезней органов пищеваре­ния являются диетотерапия, лекарственные средства, массаж, движения (ЛФК, умеренные физические нагрузки и пр.), физио- и гидропроцедуры. ЛФК при этой патологии оказывает обще­тонизирующее действие, отлаживает нейрогуморальную регуля­цию, стимулирует крово- и лимфообращение в органах брюшной полости, укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует норма­лизации эвакуаторной и моторной функций кишечника и др.

Результат воздействия физических упражнений зависит от их вида, дозировки, ритма и темпа выполнения, от этапа их применения, продолжительности курса, а также от сочетания их с диетой и другими лечебными средствами.

Исследования показали, что умеренные занятия физкульту­рой нормализуют секреторную иэвакуаторную функции желуд­ка, а интенсивные физические тренировки - напротив, угнета­ют. Применение специальных упражнений и сегментарно-рефлекторного массажа способствует нормализации нарушенных функций. Так, упражнения для мышц брюшной стенки и тазо­вого дна хорошо помогают при хронических колитах, холецис­титах, дискинезиях и др., а дыхательные упражнения оказыва­ют «массирующее» действие на внутренние органы, улучшая крово- и лимфообращение в брюшной полости. Вместе с тем уп­ражнения для брюшного пресса, как показали исследования, резко повышают внутрибрюшное давление, поэтому они проти­вопоказаны больным с обострением язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при спастических колитах. Таким больным полезны дыхательная гимнастика, упражнения на рас­слабление лежа на спине с ногами, согнутыми в коленных и тазобедренных суставах, или же в коленно-локтевом положении.

Массаж облегчает выделение желчи (В.И. Дубровский, 1973, 1985) за счет усиления крово- и лимфообращения в печени и органах брюшной полости. Физические упражнения способству­ют нормализации нарушенных функций при дискинезии желу­дочно-кишечного тракта и желчевыделительных путей.

Таким образом, ЛФК и массаж оказывают положительное влияние на органы брюшной полости, стимулируют регуляторные механизмы пищеварительной системы.


| следующая лекция ==>

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский Государственных Педагогический Университет

Реферат

" Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения "

Выполнил: студент I курса 213 гр.

Лагойко Евгений Влад и мирович

Проверил преподаватель:

Ушаков Степан Владим и рович

г. Хабаровск 2002 год

"Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения" (Т иссо ).

Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.

Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.

Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т. н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные - угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.

К противопоказаниям к занятиям относят:

Свежая язва в остром периоде.

Язва, осложненная кровотечением.

Преперфоративное состояние.

Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:

лечебная физкультура заболевание пищеварение

Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.

Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.

Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.

Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

Общетонизирущий тренирующий режим упражнений

Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.

Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.

Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискинезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения.

Характеристика применяемых физ. упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.

Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и. п., упражнений, игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.

Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.

В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы (психологическое воздействие).

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов.

Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ. подготовленность учащихся.

Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а

это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

Лечебная физкультура при гастрите

В противорецедивное лечение целесообразно включать также и лечебную физкультуру. Физкультура тонизирующе влияет на весь организм, улучшает обмен веществ, нормализует нервные реакции, изменяет внутрибрюшное давление, улучшает кровообращение в брюшной полости.

Лечебная физкультура для больных хроническим гастритом, протекающим с секреторной недостаточностью должна быть умеренной и направленной на укрепление мышц брюшного пресса, общеукрепляющей. Рекомендуются прогулки, а также дозированная ходьба.

У больных с повышенной секрецией нагрузка на занятиях должна быть значительно большей - на уровне субмаксимальной мощности работы, но число упражнений для мышц брюшного пресса должно быть ограниченно и выполняться они должны с умеренной нагрузкой. При сочетании диетического питания, приема минеральной воды и лечебной физкультуры наиболее целесообразно при хронических гастритах с повышенной секрецией пищеварительных желез минеральную воду пить перед занятиями физкультурой, а пищу принимать через 15--20 минут после занятий.

При гастритах с пониженной секрецией пить минеральную воду следует после физкультурных занятий за 15--20 минут до еды.

Соблюдение правильного режима питания, борьба с курением и злоупотреблением алкоголем, выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения, санация полости рта - все эти мероприятия предупредят возникновение и прогрессирование хронического гастрита.

Бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Так при пониженной секреции желудочного сока перед бегом выпейте стакан намагниченной воды - это усилит секреторную функцию желудка. Бегайте не менее 30 минут и не более часа.

Когда секреция повышенная или нормальная, можно перед бегом выпить стакан овсянки или геркулеса для нейтрализации повышенной кислотности.

Примерная схема в периоде ремиссии

Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе.

Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений.

Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя.

То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости.

Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями.

Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания.

Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов.

Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.

Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием.

Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания.

ВСЕГО 37-61

Литература

1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов., СМОЛГИЗ, 1948

2. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней., М., 1952

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении., М., 1962

4. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной полости., Киев 1968

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возрастные изменения органов пищеварительного аппарата. Основные симптомы и характеристики болезней пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения, противопоказаниям к занятиям.

    реферат , добавлен 26.03.2011

    Задачи лечебной физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения и расстройствах обмена веществ. Этапы реабилитации больных. Контроль и учёт за эффективности занятий. Показания и противопоказания к ЛФК.

    презентация , добавлен 12.11.2014

    Заболевания органов пищеварения в структуре общей заболеваемости населения. Реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при заболеваниях кишечника, гепатобилиарной системы. Лечебная физкультура при гастритах, диетическое питание.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Физиологическое обоснование необходимости использования лечебной физической культуры при заболевании органов пищеварения у детей. Основные перспективы применения коррекционно-оздоровительный комплекса физических упражнений в общеобразовательной школе.

    презентация , добавлен 25.05.2015

    Задачи лечебной физкультуры при миопии: активизация функций дыхательной системы и кровоснабжения тканей глаза, укрепление его мышечной системы. Методика и критерии оценки эффективности занятий; комплекс упражнений для профилактики и коррекции миопии.

    презентация , добавлен 19.05.2012

    Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

    презентация , добавлен 25.01.2016

    Влияние физических упражнений на систему органов пищеварения, методики их применения при хроническом гастрите, язвенной болезни желудка и дискинезии желчевыводящих путей. Опытно-экспериментальная работа по использованию лечебной физической культуры.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Классификация, причины, симптомы и течение вегето-сосудистой дистонии. Лечебная физкультура, программа занятий, упражнения лечебной физкультуры. Индивидуальная программа занятий. Общеразвивающие, специальные упражнения. Аквааэробика и тренажерный зал.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания, задачи и противопоказания. Комплексы упражнений, направленных на лечение заболеваний. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бутейко. Оценка эффективности восстановительного лечения больных.



mob_info