Кто несет олимпийский огонь в 1980. Тяжелый огонь олимпиады

В греческой Олимпии, где некогда проводились Олимпийские игры древности, зажжен огонь XXII зимней Олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 г. Торжественная церемония прошла на месте античного стадиона. Олимпийский огонь был зажжен с помощью сфокусированных параболическим зеркалом солнечных лучей (это символизировало получение олимпийского огня от греческого бога солнца Аполлона).


О нынешней церемонии подробно напишут все главные СМИ, мы же вспомним другую олимпиаду, олимпиаду 1980 года.

К долгожданной олимпиаде 1980 года страна готовилась долго и тщательно. Не был забыт и вопрос олимпийского огня. Начиная с 1928 г. (первая Олимпиада в Амстердаме) священный огонь неизменно совершает долгий путь из Греции в страну-хозяйку Олимпиады в руках бегунов-факелоносцев.

Создание факелов было поручено ленинградскому заводу им. Климова, который специализировался в области создания и обслуживания авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Расстояние от Олимпии до Москвы составляет 5300 км и на каждый километр требовался отдельный факел — для каждого бегуна, однако заказано было на тысячу факелов больше — что называется, «на всякий случай». Техническое задание оказалось очень сложным и сопровождалось целым рядом жестких ограничений: вес изделия не должен был превышать одного килограмма (ведь бегунам предстояло нести его на вытянутой руке), высота пламени должна была быть не менее 300 и более 500 мм (чтобы не гаснуть и не обжигать спортсмена), срок горения — в пределах 8-10 мин. Кроме того, пламя не должно было гаснуть под ветром и дождем.

Изготовленные образцы факелов прошли суровые испытания: сначала — под настоящим ветродуем со скоростью 25 м/с, затем — под проливным дождем. Пламя не погасло! Так же тщательно проверяли все остальные технические характеристики будущих факелов — от качества помещенного внутрь баллончика с газом до удобства рукоятки.

Эстафета огня из Олимпии в Москву продолжалась 30 дней, а маршрут проходил по территории 4 стран: Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Он был разделен на участки по 1000 м, поэтому факел передали из рук в руки 5 тысяч раз.

Свой участок бегун преодолевал в среднем за 4-5 минут (тогда как запас «горения» составлял 8-10 мин), а на границе участка его уже ждал следующий спортсмен со своим факелом. При передаче огня факелы двух участников соприкасались, огонь перекидывался на следующий факел с заранее включенной подачей газа — и эстафета продолжалась. Она проводилась только в дневное время, а ночью олимпийский символ горел в специальных церемониальных чашах, установленных в городах по пути его следования.

Однако долгое путешествие олимпийского огня, полное всевозможных неожиданностей и накладок, потребовало проведения целого комплекса дополнительных мероприятий. Многие автомобилестроительные предприятия бывшего СССР разработали и построили для Московской олимпиады необычные транспортные средства, целью которых было участие в обширных организационных мероприятиях.

Однако особая честь выпала РАФу, и созданные им уникальные микроавтобусы участвовали в играх в качестве судейских машин, автомобилей технической поддержки велогонок и лабораторий медицинского обследования спортсменов. Полноправным участником олимпиады стал и главный герой нашего рассказа — уникальный олимпийский микроавтобус РАФ-2907, автомобиль-хранитель олимпийского огня.

Всего было изготовлено 5 таких автомобилей, но непосредственно за спортсменами постоянно двигались две машины. Ритуал сопровождения был построен следующим образом: машины сопровождения на низкой скорости двигались рядом со спортсменами-бегунами, которые несли факел с олимпийским огнем, постоянно сменяя друг друга. Уже поэтому РАФ-2907 конструктивно отличался от серийного «рафика»: его двигатель имел радиатор большего объема, нежели стандартный, а также специальный электрический вентилятор системы охлаждения. Это было необходимо для того, чтобы двигатель не перегревался из-за постоянного движения на низкой скорости.

Впрочем, конструктивные особенности олимпийского «рафика» этим не исчерпывались. В задней части кузова был оборудован специальный отсек для хранения олимпийских факелов, благодаря которому РАФ-2907 и получил почетное звание хранителя олимпийского огня. Отсек был изолирован и оснащен принудительной вентиляцией, а доступ к факелам был возможен как из салона, так и через заднюю подъемную дверь.

В отсеке постоянно горели 3 «лампы» — специально сконструированные портативные горелки, позволявшие мгновенно зажечь резервный факел в случае любых форс-мажорных обстоятельств. Еще три горелки находились в резерве. Кроме того, в факельном отсеке были установлены газовые баллоны, питавшие запасной огонь, и средства пожаротушения.

В салоне были установлены два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. Были предусмотрены места для сменного водителя и наблюдателя за огнем. Две машины сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 следовали до границы СССР, а позднее автомобили от Москвы разбежались в разные стороны — к Киеву, Минску и Таллину, то есть городам, где проходили олимпийские состязания.

Сейчас автобус-хранитель олимпийского огня можно увидеть в экспозиции Рижского Моторного музея.

Ровно 33 года назад, 19 июля 1980 года, в Москве был зажжен огонь XXII Летних олимпийских Игр. Произошло это на стадионе «Лужники» (тогда Центральный стадион имени В.И.Ленина). Огонь в чаше стадиона зажег баскетболист Сергей Белов.

До этого олимпийский огонь месяц бежал от Греции по направлению к Москве. В Олимпии он был зажжен 19 июня 1980 года. Зажигала огонь греческая актриса театра «Арма Теспидос» Мария Москолиу, в течение долгих лет исполнявшая роль «верховной жрицы».

После этого Эстафета-80 начала свой путь по странам юго-восточной Европы. Она оказалась уникальной в том плане, что эта была Эстафета в классическом ее понимании: в 1980-м не было авиаэтапа, факелоносцы бежали с факелом по территории Греции, Болгарии, Румынии и Советского Союза, передавая друг другу огонь. После этого в ряде болгарских и румынских городов появились улицы, названные в честь Олимпиады-80.

После румынского этапа Эстафеты огонь пересек границу Советского Союза, оказался на территории Молдавской ССР, потом Украинской ССР, и наконец, прибыл на территорию РСФСР. Первым московским районом, увидевшим огонь Олимпиады-80, стал совсем новый на тот момент микрорайон Ясенево. Это вполне объяснимо – Эстафета олимпийского огня продвигалась к столице с юга.

Эстафете Олимпийского огня предшествовала серьезная проработка. Пробег факелоносцев был тщательно отрепетирован. При репетиции передачи огня Олимпиады-80 в качестве условного факела будущие факелоносцы использовали гаечный ключ и молоток. Со стороны пробег людей с гаечным ключом в вытянутой руке выглядел довольно комично. Водители, ехавшие по подмосковным автотрассам, на которых проходили репетиции, даже останавливались и предлагали будущим факелоносцам свою помощь.

Но вернемся в предолимпийскую Москву. Во время церемонии зажжения чаши в московских «Лужниках» организаторы церемонии придумали необычный ход. Несший факел последним Сергей Белов поднимался по трибуне к чаше буквально по головам зрителей. Дорожка, по которой бежал факелоносец, была составлена из сотен дощатых ступенек. Каждую из досок держал над головой один из зрителей. Баскетболист Белов весил немало, но и зрители на этой трибуне были специально отобранные – учащиеся спортивных вузов были прекрасно подготовлены и выдержали нагрузку.

Накануне открытия Игр на стадионе прошла репетиция церемонии зажжения, которая несколько озадачила организаторов. Вот как рассказывает об этом сам Сергей Белов: «Накануне прошла генеральная репетиция в присутствии 100 тысяч жителей. В этот день лил проливной дождь. И дорожка, составленная из фанерных щитов, стала скользкой. Бежать было очень трудно. В какой-то момент, в том месте, где дорожка делала изгиб, я просто встал и понял, что на верх я уже не взойду. Усилием воли я как-то дошагал до верха, но после этого я попросил привезти мне легкоатлетические шиповки».

Со своей стороны подстраховались и организаторы церемонии открытия. На дощечки, составлявшие дорожку, были набита насечка с тем, чтобы Белову было проще держать равновесие. Но в день открытия Игр в Москве стояла уже ясная погода, и Сергей Александрович пробежал по импровизированной дорожке без каких-либо проблем.

Правда, заминка случилась чуть раньше, при передаче Белову факела предпоследним факелоносцем, бегуном Виктором Санеевым. Позднее Санеев так описывал тот эпизод: «Я нес по стадиону в Лужниках олимпийский факел. Помню волнение выдающегося баскетболиста Сергея Белова. Когда я передавал ему факел, Сережа с такой силой ухватился вместо жезла за мою кисть и, не отпуская ее, побежал по ступенькам к чаше стадиона, что я с трудом вырвал руку и еле удержался на ногах».

Следует отметить еще один любопытный момент церемонии. Сергей Белов зажег над стадионом огонь, не погружая факел в чашу. Это была едва ли не революция для церемоний открытий. Именно после Москвы-80 организаторы Игр стали «соревноваться» в сценарных находках на тему «Кто оригинальнее зажжет чашу на стадионе».

Чаши были зажжены не только в Москве – Олимпийский огонь горел в Таллине, Минске, Киеве и Ленинграде, которые также приняли соревнования той Олимпиады. В Минске,

Киеве и Ленинграде прошли матчи футбольного турнира, а Таллин стал хозяином состязаний по парусному спорту.

Огонь московской Олимпиады-80 был погашен 3 августа 1980 во время памятной многим церемонии Закрытия Игр.

Фотография: ИТАР-ТАСС

Спустя более 30 лет олимпийский факел вновь пройдет по территории России, но на этот раз остановится не в Москве, а в Сочи. «Газета.Ru» вспоминает эстафету огня Олимпиады 1980 года.

Путешествие Олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету.

18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали еще во времена Древней Греции. Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяженных, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета и местные жители.

Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.

На территорию Советского союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понес олимпийский чемпион бегун Петр Болотников.

Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.

Пройдя через Курск, Орел и Тулу, 18 июля эстафета вошла в Москву в районе Ясенево и двинулась к центру города на Тверскую площадь, где олимпийская чемпионка пловчиха Марина Кошевая зажгла огонь в большой церемониальной чаше, установленной в центре площади. На следующий день процессия двинулась к конечной цели - «Лужникам», которые тогда именовались Центральным стадионом имени Ленина. Последним в эстафете был баскетболист Сергей Белов, который и зажег главное пламя Игр.

За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.

За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 млн человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.

К сожалению, за время путешествия из Греции не удалось избежать неприятных ситуаций, когда огонь гас. Но к таким случаям всегда были готовы. В эскорте эстафеты ехало множество специальных автомобилей, в которых было все необходимое на любой случай. Ключевыми были «рафики», которые перевозили запасы олимпийского огня. Это были не совсем обычные машины, а специально сконструированные для эстафеты — они могли долгое время двигаться со скоростью бегуна, что было не под силу остальным — мотор быстро перегревался.

Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана. Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ.

Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.

Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.

Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать ее Mizumo отказалась, а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надежно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошел испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.

Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля Белов все сделал правильно.

По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трехкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внес факел на стадион, а олимпийскую чашу поджег олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

Подготовил: Сергей Коваль


Всего через пару недель состоится открытие очередных Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро. Сотни спортсменов примут участие в борьбе за почетные медали. Ровно 36 лет назад 19 июля 1980 года в Москве прошла церемония открытия XXII Олимпийских Игр. Подобное событие стало первым событием такого масштаба для стран Восточного Европы. Вспоминаем, как это было.




Решение о том, что Советский Союз проведет Олимпийские Игры XXII, было принято в 1974 году. Проведение спортивных событий такого масштаба всегда очень дорогостоящее удовольствие, поэтому за право проведения боролись в то время только Москва и Лос-Анджелес.


В церемонии открытия Московской олимпиады"80 было задействовано 16 тысяч выступающих. | Фото: mtdata.ru.




На церемонии открытия XXII Олимпиады на Центральном стадионе имени В. И. Ленина (сегодня - стадион «Лужники»), продолжавшейся 3 часа, было задействовано 16 тысяч выступающих. Олимпийский факел зажег баскетболист Сергей Белов.



Талисманом Игр был признан олимпийский Мишка. Его создателем стал Виктор Чижиков.


Фанта стала неофициальным напитком Олимпиады"80. | Фото: fishki.ru.


В период Олимпийских Игр XXII в Москве в больших количествах появились дефицитные товары и свободном доступе - кока-кола, фанта, колбасные нарезки, джемы (в основном все было закуплено в Финляндии).


Выступающие на торжественной церемонии Московской Олимпиады"80. | Фото: diletant.media.


Детей было настоятельно рекомендовано отправить на этот период за город: на дачу, в лагерь, чтобы «не подвергать их возможным провокациям». Стоит ли говорить, что Москву в то время буквально наводнило невиданное количество милиции. А специально созданный отдел КГБ осуществлял зачистку, высылая за 101-й километр от столицы диссидентов, бывших уголовников и «антиобщественные элементы».



Но даже при применении особых мер предосторожности, регламентированном поведении москвичей, Олимпиада XXII стала настоящим глотком свободы для людей того времени.


Олимпийские Игры является главным трендом в мире спорта и неудивительно, что многие стараются хоть как-то приобщиться к этому событию. К примеру, художник Уоррен Элсмор (Warren Elsmore), вдохновившись этим спортивным мероприятием,

23 октября 1974 года на сессии МОК в Вене Москва получила право называться столицей Олимпиады-80. Белокаменная вчистую обыграла Лос-Анджелес. И в 1976 году в оргкомитете "Олимпиады-80" было создано Управление эстафеты олимпийского огня Игр-1980, который работал в тесном контакте с руководством страны. Часто подготовку и проведение эстафеты ответственные за нее называли операцией "Прометей".

Лучшие советские технические умы задумались над тем, каким быть факелу. А ведь поначалу некоторые склонялись к тому, чтобы поручить всю его разработку... японцам. Для этого даже выделили немалую по тем уже далеким временам сумму в 30 тысяч долларов. Однако вариант факела в виде совсем "не нашей" палки тростника никому не понравился. И в 1978-м разработку идеи доверили Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова, который занимался созданием авиационных и танковых газотурбинных двигателей. На все про все спецам предприятия отвели всего месяц. Создателями олимпийского факела московской Олимпиады стали сотрудники и рабочие НПО имени Климова. Назовем их поименно: ведущий конструктор Борис Тучин, Владимир Гайдо, Яков Пинскер, Роман Кузьминский, Борис Рогачев, Евгений Сур, Эдуард Ливиненко, Валентин Любман, Виктор Жарков, Анатолий Потифоров, Борис Суворов. Через 30 дней группа представила результаты и после одобрения сверху запатентовала свое изделие как изобретение СССР под N 729414.

Согласно техническому заданию требовалось, чтобы огонь горел не менее 10 минут при высоте пламени факела от 300 до 500 мм, иначе он мог или потухнуть, или обжечь спортсмена. Вес изделия не мог превышать одного килограмма, а длина от 500 до 650 мм. Сначала хотели использовать канадскую модель поджига - факел на жидком топливе со сменяющейся головкой. Но потом изменили решение и сделали газовый факел. Греческая сторона захотела, чтобы огонь в факеле непременно имел аромат... оливкового масла. Что делать? Пришлось вмонтировать в изделия небольшие капсулы с маслом, которые при горении пламени давали ему нужный аромат и окрашивали пламя в розовый цвет. Что касается дизайна, то комиссия выбрала рисунок художника завода имени Климова Бориса Рогачева. В марте 1979 года первая партия факелов должна была быть произведена в Японии. Всего планировалось изготовить с запасом 6200 штук. Но правительство этой страны поддержало навязанный американцами бойкот Игр-80. Заодно японцы отказались и от своих обязательств по изготовлению факела. Пришлось срочно искать нужные мощности в нашей стране. Кроме завода Климова к процессу подключились еще два ленинградских предприятия - завод "Северный", где изготавливались корпуса для факелов, и завод электроавтоматики - там делали рукоятки. Сборка изделия проходила практически круглосуточно. Для того времени это было совершенно уникальное изделие.



mob_info