Краткий словарь гольфа. Гольф: история игры Сколько человек играет в гольф

Гольф (от англ. golf ) — мужской олимпийский вид спорта, в котором отдельные участники или команды пытаются загнать маленький мячик ударами клюшек в специальные лунки. Что важно, мяч нужно закатить в лунку за меньшее число ударов.

История возникновения и развития гольфа

Точной даты возникновения гольфа не известно, но считается, что её придумали шотландские пастухи, которые пытались своими посохами закатить камни в кроличьи норы. Хотя многие историки с этим не согласные, есть мнение, что гольф зародился в Римской империи и в эту игру играли гнутыми палками и с мячом набитым перьями. По другим теориям гольф появился в Китае, во время правления династии Мин, об этом говорит свиток с изображением императора, который пытается чем-то похожим на клюшку загнать мяч в лунку.

Тем не менее, современный гольф происходит из Шотландии. Первым упоминанием игры считается указ 1457 года короля Шотландии Якова II о запрете гольфа, так как он отвлекал лучников от обучения. Там же были придуманы правила и система с 18 лунками на поле.

В 1900 году гольф впервые был включен в программу Олимпийских игр в Париже (Франция).

Правила игры в гольф (кратко)

Перед началом игры необходимо сделать следующее:

  1. Прочитать местные правила игры.
  2. Поставить на мяч идентификационную отметку. Это нужно для того, чтобы вы могли идентифицировать свой мяч среди остальных. Если мяч не удалось идентифицировать, то он считается потерянным.
  3. Проверить количество клюшек, разрешено иметь не более 14 штук.

Игра в гольф начинается со стартовой зоны или как её ещё называют зоны «ти». Она так названа из-за Т-образной подставки, на которую устанавливается мяч. В идеале, игрок первым же ударом должен направить мяч в основную зону, потом за несколько ударов преодолеть её и отправить мяч на площадку с идеальной травой («грин») . Для того, чтобы закатить мяч в лунку с грина необходимо воспользоваться специальной клюшкой — паттером.

Кроме стандартных правил, в гольфе существуют правила этикета:

  • Воздержитесь от игры, пока идущая впереди группа не удалилась на безопасное расстояние.
  • Никогда не задерживайте игру. Освободите "паттинг-грин" сразу же после того, как все игроки вашей группы прошли лунку.
  • Пропускайте вперед группы, играющие быстрее вас.
  • Восстанавливайте дерн.
  • Разравнивайте следы в бункерах.
  • Не становитесь на линию паттинга другого партнера
  • Не вносите клюшки на паттинг-грин.
  • Флаг вставляйте на место аккуратно.

Площадка для гольфа

Поле для гольфа должно соответствовать ряду требований, а именно состоять из серии лунок, каждая из лунок должна иметь свою стартовую площадку. На стартовой площадке присутствуют две метки, которые показывают допустимые границы зоны для установки колышка для мяча. Кроме стартовой площадки на поле присутствуют: гладкое поле, неровное поле и прочие препятствия.

Финальной частью площадки является лунка, которая для удобства ориентирования помечается флажком. Лунка помещается на участке с минимальной высотой травы, которая называется «грин». На остальных участках высота травы колеблется, это сделано для того, чтобы затруднить игрокам прохождение площадки.

Как правило, лунки располагаются в зоне прямой видимости от стартовой площадки до грина. Но так происходит не всегда, если лунки отклоняются влево или вправо, то такие лунки называются «левый доглег» и «правый доглег» соответственно. Если направление изгибается дважды, то лунку принято называть «двойной доглег».

Площадки состоят из 18 лунок, но бывают площадки с 9 лунками, в такой ситуации их проходят два раза, что в сумме составляет те же 18 лунок.

Инвентарь и экипировка для гольфа

Начнем обзор гольф инвентаря с клюшек. Игрок может взять с собой на игру не более 14 клюшек, каждая из них предназначена для выполнения определенного удара. Клюшки для гольфа делятся на два вида:

  • «Wood» (вуды) - клюшки, предназначенные для выполнения ударов на максимальные расстояния, как правило, такими являются первые удары. Они называются «wood» (с англ. «дерево») из-за деревянной головки, хотя современные вуды делают из металлических сплавов на основе титана.
  • «Iron» (айроны) - клюшки, предназначенные для выполнения ударов на различные расстояния, в зависимости от положения мяча. Клюшки носят такое название, потому что их головка изготовлена из металла.

Кроме материала, клюшки различаются по форме головок. Так для ударов на небольшие расстояния и с высокой траекторией используют клюшки «pitching wedge» (клин), угол наклона у таких клюшек составляет 50-60 градусов. Если удар необходимо выполнить из бункера с песком, то для этого подойдёт клюшка «sand wedge», она имеет более тяжелую подошву и специальную форму. Для завершающих ударов игроки использую клюшку под названием «putter» (паттер), она сконструирована специально для ударов на ровной поверхности с большой точностью.

В группах «wood» и «iron» клюшки нумеруются в зависимости от угла между шафтом и лицевой ударной поверхностью головки. Чем меньше номер, тем длиннее потенциальная траектория удара. Разница в длине ударов клюшками соседних номеров составляет порядка 10 метров.

Другая важная часть инвентаря для гольфа мячи. Они должны иметь следующие характеристики:

  • диаметр не менее 4,27 см,
  • вес в пределах 41-46 граммов,
  • поверхность мяча должна иметь 300-500 впадинок (чем больше впадинок, тем выше летит мяч),

Рассматривая мячи для гольфа, следует упомянуть о показателе «компрессии». Простыми словами компрессия — это уровень деформации мяча при ударе. Ее условная величина варьируется от 0 (мяч сильно деформируется при ударе) до 200 (мяч не деформируется при ударе). Большинство мячей имеют компрессию 80-100 (сжимаются на 2-3 мм при ударе).

По внутреннему устройству мячи могут состоять из одного, двух, трех и более слоев-компонентов. Однослойные мячи из-за своей невысокой стоимости идеально подходят для тренировок новичков.

Двухслойные мячи состоят из твердого ядра и тонкой жесткой оболочки. Они сочетают низкую стоимость, долговечность и дальность полета, поэтому пригодны для большинства гольфистов.

Гольф или кольф?

Ранняя история гольфа теряется во тьме веков. Не совсем ясно, кто и каким образом изобрел эту замечательную игру. Традиционно изобретателями гольфа считают шотландцев. Однако их приоритет оспаривается.

В Шотландии рассказывают интересную историю появления мужского гольфа. Изобретателем игры якобы стал скучающий пастух, который гонял палкой круглые камушки и нечаянно загнал свой «мяч» в кроличью норку. Подобного рода рассказы невозможно подтвердить или опровергнуть.

Есть и другое, более обоснованное предположение. Уже XIII веке в Нидерландах играли в «кольвен» или «кольф». Эту игру впервые упоминает голландский поэт Якоб ван Марлант. (1261 год). Как в современном гольфе, игроки били клюшкой по мячу и загоняли его в лунку. Однако поле было - ледяным. Игра была похожа и на гольф, и на хоккей с мячом.

В XIV веке кольф пытались запретить. Однако штраф в размере 20 шиллингов не мог отпугнуть средневековых спортсменов. Уже в 1387 году, когда регент Голландии Альбрехт Баварский запретил множество игр, для кольфа было сделано специальное исключение.

В голландский кольф играли всюду, где имелся лед и голландцы. В 1597 году прошел первый турнир на территории нашей страны: матросы из полярной экспедиции Виллема Баренца (по имени которого назвали Баренцево море) коротали время во время зимовки на Новой Земле. В Северной Америке (там были и голландские колонии) первые игры прошли в 1650 году.

Позднее кольф попал в закрытое помещение, потерял сходство с гольфом и хоккеем и всякую популярность. Сейчас в старинную игру играет меньше тысячи человек.

Перенесемся снова в прошлое! Не позднее XV века игру в кольф - как и многое другое в Нидерландах - позаимствовали на другом берегу Северного моря, в Шотландии. Но в Шотландии из-за морского климата большие проблемы со льдом. Поэтому голландский зимний кольф стал шотландским травяным гольфом.

Такова наиболее вероятная гипотеза. Естественно, шотландцы все время подчеркивают, что «настоящий» гольф с восемнадцатью лунками на поле изобрели именно они.

Есть и другие, экзотические версии. Китайский ученый Лин Хунлин заявил, что гольф возник в средневековом в Китае. Действительно, похожая игра (чуйван) существовала в Поднебесной.

Однако не совсем понятно, как эта игра могла попасть в далекую Шотландию.

Гольф на британской почве и за океанами

В первый раз шотландский гольф упоминается в 1457 году - в тот момент, когда парламент… запретил его. Парламентарии призвали шотландцев прекратить «бесполезные» игры в гольф и футбол, отвлекавшие молодежь от таких важных дел, как стрельба из лука. В последующие десятилетия этот запрет повторили неоднократно. Если запрет снова и снова повторяют - значит, он не соблюдается и бесполезен. Скоро «фанатом» гольфа стал даже король Шотландии Яков IV. Может быть, поэтому гольф постепенно стал игрой аристократии?

Долгое время гольф был мужским делом. Однако уже в эпоху Ренессанса находились исключения. История женского гольфа начинается с шотландской королевы Марии Стюарт, которая была большой любительницей этой игры и не могла воздержаться даже в период траура по мужу.

О том, как формировались правила раннего гольфа, известно очень немного. В частности, уже в 1687 году упоминается система препятствий (hazard).

Первый записанный свод правил игры в гольф появился в 1744 году. Тогда же в Эдинбурге был учрежден первый клуб Company of Gentlemen Golfers. И клуб, и его поле для (Leith Links) существует до сих пор. Правда, другой эдинбургский клуб, The Royal Burgess Golfing Society of Edinburgh, оспаривает пальму первенства: по некоторым данным, что он был основан еще в 1734 году.

В 1764 году появляется современное гольфовое поле со «стандартными» восемнадцатью лунками (раньше их число не было регламентировано).

До начала XIX века гольф оставался, в основном, шотландским видом спорта. В викторианскую эпоху ситуация изменилась, и в гольф стали играть обеспеченные люди в Англии, США и британских колониях. С 1897 года выходил журнал «Гольф». А в 1900 году этот вид спорта попал в олимпийскую программу.

Постепенно центром развития гольфа становится Америка. К концу XIX века в США было не менее тысячи гольф-клубов.

В XX веке игра в гольф демократизируется.

Из-за прогресса в технологиях гольфовая экипировка стала доступна не только для богатых. В Америке наряду с мужской Ассоциацией Профессиональных Гольфистов (1916 год) появилась и женская (1951). В 1961 году была запрещена расовая дискриминация - до этого негры не имели права играть в гольф в рамках Ассоциации.

Игра распространилась по всей Земле - вплоть до таких регионов, как Тибет. В 1971 году астронавт Алан Шеффард сыграл в гольф на Луне.

Игра в гольф: история мяча и клюшки

Когда-то, на заре истории этого спорта, игроки изготавливали экипировку сами. В XVI веке, когда гольф превратился в развлечение шотландских королей и лордов, появились специальные мастера-клюшечники. Такой умелец был при дворе короля. Поле для гольфа делится на разные участки, и потому очень рано стали изготавливать особые клюшки для разных ударов (в современном спорте их 29 - правда, один игрок может использовать не более 14 клюшек).

Головки и шафты гольфовых клюшек производились вручную из разных (как правило, дорогих) пород дерева: яблоня, бук, орех, ясень. Клюшки нередко ломались. Так что бедняку такой игровой арсенал был не по карману.

В XVIII веке начались эксперименты: при производстве некоторых клюшек стали использовать кожу и металл. В первой половине XIX века клюшки начали производить из прочных и относительно недорогих американских пород дерева (гикори и хурма). Полностью металлические клюшки появляются с конца XIX века, но они получили распространение далеко не сразу. Дерево вытеснило металл только в конце XX века. Современные клюшки для гольфа производят из графита и титановых сплавов.

Еще сложнее - история гольфового мяча. Первоначально мячи, как и клюшки, производились из дерева. Их аэродинамические свойства не впечатляли, дальность полета не превышала 100 метров. К началу XVIII веку мячи стали изготавливать из бычьей кожи и набивали их птичьими перьями. Теперь мячи могли пролететь вдвое дальше. Зато их производство было трудоемким, и стоил мяч недешево.

В 1848 году случилась революция - началось промышленно производство мячей из гуттаперчи (натуральная резина). В первые годы XX века стали производить мячи из резины.

К концу XX века на смену резине пришел мяч из синтетических смол. Его поверхность покрывают ямками для улучшения аэродинамических качеств.

Размер и вес мяча для гольфа (не менее 1.68 дюйма, не более 1.62 унции) был окончательно определен только в 1988 году, до этого допускались некоторые вариации.

Альбатрос (albatross) - количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар этой лунки (на лунках пар-5). То есть это пятипаровая лунка, пройденная за два удара. Это относится больше к везению, чем к мастерству.

Берди (birdie) - количество ударов на одной лунке на один меньше, чем пар (если лунка с паром 3, то берди - это прохождение луники за 2 удара вместо 3-х, то есть одним ударом вы должны придти на грин и еще одним ударом на грине закатить мяч в лунку).

Богги (bogey) - количество ударов на одной лунке на один больше, чем пар. Двойной богги - на 2 больше пара, тройной богги - на 3 и т.п. (то есть, если лунка пар 3, то, пройдя её за 4 удара, вы получаете богги, за 5 ударов - двойной богги, за 6 ударов - тройной богги).

Брейк (break) - специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону.

Бункер (bunker, sand trap) - песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами, быть глубокими и нет. Здесь все - на усмотрение того, кто это поле заказывал и того, кто проектировал.

Бэг (bag) - сумка для клюшек. Имеет несколько отделений для разных видов клюшек, снабжена многими карманами, креплением для зонта, ремнями для переноски, дождевиком и некоторыми другими специфичными функциями.

Воротник, "коллар" (collar) - участок поля вокруг грина, постриженный короче фэрвея, но выше грина.

Вуд (wood) - клюшка с большой головкой. Чем больше номер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока два вуда - № 1 (драйвер) и № 3. Однако некоторые гольфисты, которым игра вудами дается легче, чем айронами, носят с собой и № 5.

Гандикап (handicap) - уровень подготовки игрока. Гандикап - разница между количеством ударов выполненных гольфистом для прохождения лунки/поля и его (лунки/поля) паром (нормативом). Например, если поле из 18 лунок имеет пар 72 (это самое распространенное значение пара полей), то пройдя это поле за 90 ударов, ваш уровень будет соответствовать гандикапу +18 (90-72=18), а пройдя его за 68 ударов, вы получите гандикап -4 (68-72=-4), а это очень крутой показатель - примерно, как мастер спорта международного класса.

Гринкипер (greenkeeper) - специалист, сотрудник клуба, обслуживающий поле и следящий за его состоянием. На мой взгляд, очень сложная профессия из-за специфики требований к гольф-полям, в отличие, например, от футбольных.

Грип (grip) - резиновое или кожаное покрытие рукоятки клюшки. Я не пробовал клюшки с кожаным грипом, но у тех, которые я использую (Dunlop), резина очень хорошо держится в руке.

Дро (draw) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Это один из тех ударов, которые являются целью тренировок.

Игл (eagle) - количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки. Простыми словами, если проходишь лунку, имеющую пар, равный 5, за 3 удара. Опять же это больше из области везения, чем мастерства.

Короткая игра - приближающие удары к грину с минимальным риском промаха. Например, на лунке длиной 250 ярдов можно рискнуть и сыграть драйвером, чтобы сразу попасть на грин, но в случае неточного удара вы рискуете оказаться далеко от грина и в очень неудобном положении, вернуться на грин из которого одним ударом окажется невозможным. Чтобы не оказаться в такой ситуации, вы играете 2 удара айронами (например 150 и 100 ярдов) и гарантированно оказываетесь на грине. Это и называется короткой игрой.

Кэдди (caddy) - помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры.

Лунка (hole) - этот термин имеет два значения. 1) Первое, очевидное - это сам "стакан", врытый в землю, имеющий внутренний диаметр 4,25 дюйма (108 мм), глубину не менее 100 мм и крепление для установки флага. 2) Второе значение термина "лунка" - участок поля, включающий в себя площадку ти, фейрвей, и грин с несколькими бункерами. Длина лунки может колебаться от 80 м (для миниполей) до 660 м (для суперполей). Гольф-поле включает в себя 18 лунок разной длины с разным рельефом и расположением бункеров, с деревьями и небольшими водоемами и без них.

Маркер (marker) - 1) Кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2) Счетчик, судья, считающий удары игрока.

Маршал (marshal) - официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета.

Матч (match play) - матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в гольфе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок.

Пар (par) - условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар - это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров - двумя ударами, а если больше - то тремя ударами. Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов паттером. Таким образом, первый тип лунок будет называться "пар 3", второй - "пар 4", а третий - "пар 5". Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 70 - 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше, и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак "+" или "-". Например, если игрок на лунке длиной 150 метров ("пар 3") сделал 5 ударов, то его результат можно назвать "плюс 2", а если сделал 2 удара, то результат "минус 1".

Патт (putt) - катящийся удар, выполняемый на грине. При всей его кажущейся простоте требует большого времени на освоение и последующую тренировку. Можно научиться хорошо бить на грин и потом долго не попадать в цель (лунку).

ПГА (PGA) - Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкторов (клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре (турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих гольф, в том числе в России.

Питчинг-ведж (pitching wedge, PW) - клюшка, следующая в наборе после айрона номер 9.

Питчинг грин (pitching green) - тренировочное поле для отработки недалеких ударов с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.

Преграда (hazard) - элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру.

Препятствие (obstruction) - предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. В соответствии с правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или перенести мяч в другую точку.

Прошоп (proshop) - гольф магазин, в котором можно приобрести гольф инвентарь, одежду, сувениры. Обычно такое определение применяется к магазину, расположенному в самом гольф-клубе.

Пул (pull) - удар, при котором мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).

Пуш (push) - удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).

Раф (rough) - зона дикорастущей травы и растительности (заросли, говоря простыми словами), начинающаяся сразу за фервеем. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить. Еще труднее придать ему нужное направление полета и рассчитать дальность.

Свинг (swing) - основное движение удара всеми "длинными" клюшками. Это самый мощный удар. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завершения.

Сэт (set) - набор клюшек, максимально разрешено иметь 14, обычно в этот комплект входят: драйвер, 2 вуда, гибрид, 9 айронов и 1 паттер.

Слайс (slice) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).

Сэнд-ведж (sand wedge, SW) - клюшка-айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Эта "песочная" клюшка используется для выбивания мяча из бункеров.

Ти (tee) - 1) Специально отмеченная площадка поля, откуда начинается игра на каждой лунке. 2) Деревянная или пластиковая подставка (по форме напоминает шуруп) для установки мяча для удара.

Фейд (fade) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Это тоже один из тех ударов, к овладению которыми нужно стремиться.

Фейрвей (fairway) - участок поля (с короткой травой до 50 мм) от ти-площадки до грина. Фейрвеи бывают очень разной ширины и формы, имеют определенные наклоны и т.п.

Фо (fore) - это слово выкрикивают гольфисты, когда хотят предупредить других людей на поле, что те находятся в зоне возможного поражения мячом. Слышишь "Фо" - закрывай голову на всякий случай.

Xоул-ин-уан (hole-in-one) - "лунка за раз", т. е. попадание в лунку с площадки ти одним ударом. Случается очень редко, вероятность попадания у "среднего" игрока 1 к 46 000. Иногда на соревнованиях за это устанавливают специальные призы. Это самая высшая ступень из серии "не мастерство, а везение".

Хук (hook) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).

Шафт (shaft) - металлический или углепластиковый (в прошлом деревянный) стержень переменного сечения, к концу которого крепится головка с одной стороны и одевается грип с другой стороны.

Шенк (shank) - удар "пяткой" клюшки, после которого мяч летит в сторону.

Чип (chip) - невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.

Гольфист (golfer) игрок в гольф. Любитель (amateur) игрок, не имеющий право получать за свои выступления какое-либо материальное вознаграждение. Профессионал (professional или pro) профессиональный игрок, турнирный профессионал; либо тренер, работающий в гольф-клубе. Кедди (caddy) помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры. Гринкипер (greenkeeper) человек, возглавляющий в гольф-клубе специальную службу, отвечающую за состояние поля, его подготовленность к турнирам и т.д. Судья (referee) официальное лицо, которое находится на поле во время турнира и решает вопросы, связанные с применением правил; любой игрок в случае спорной ситуации может подозвать судью и проконсультироваться с ним. Маркер / счетчик (marker) человек, считающий удары игрока; чаще всего в роли маркера игрока выступает его партнер по флайту, но на крупных турниров маркерами могут быть и специальные люди, по правилам, маркер не является судьей. Маршал (marshal) официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета. Флайт (flight) группа игроков, идущих по полю вместе (гольфист никогда не выходит на поле один, рядом с ним, в зависимости от формата турнира, может играть либо его партнер по команде, либо один из соперников. В группе может быть от 2-х до 4-х человек).

ПОЛЕ

Гольф-поле (Course) площадка для игры в гольф. Лунка (hole): 1 – одно игровое поле от ти до грина включительно; 2 – углубление в грине, в которое загоняется мяч. Ти (tee): 1 – площадка на поле, откуда начинается игра на каждой лунке; 2 –подставка из дерева или пластмассы, на которую разрешается ставить мяч, чтобы выполнить первый удар на каждой лунке. Фервей (fairway) участок с травой средней длины, занимающий большую часть игрового поля между ти и грином. Раф (rough) участок высокой травы, специально оставленной по бокам от фервея. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить. Грин (green) участок с самой короткой травой непосредственно вокруг лунки. Флажок (pin / flagstick) флаг, который устанавливается в лунку, чтобы игроки издалека могли видеть свою конечную цель. Брейк (break) специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону. Воротник (collar) участок поля вокруг грина, постриженный короче фервея, но выше грина. Бункер (bunker) песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами. Преграда (hazard) элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру. Препятствие (obstruction) предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. Подвижная помеха (loose Impediment) естественные объекты, оказавшиеся на поле – камни, листья, ветки, сучья, насекомые и т.д. Дивот (divot) кусок дерна, выбитый при ударе. Клабхаус (clubhouse) строение на гольф-поле, в котором обычно объединены офисы администрации, раздевалки, комнаты отдыха, бар, ресторан для игроков и их гостей. Драйвинг-рейндж (driving range) отдельная площадка для отработки дальних ударов. Тренировочный грин / паттинг-грин (putting-green) площадка с короткой – как на обычных гринах – травой, в которой вырезано несколько лунок. Находится вне игрового поля, обычно – неподалеку от драйвинг-рейнджа.

ИНВЕНТАРЬ

Бэг (bag) сумка для клюшек. Айрон (iron) клюшка с плоской головкой. Стандартный набор айронов включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-ый, а также веджи (wedge) (см. ниже). Питчинг-ведж (pitching wedge, PW) клюшка-айрон, следующая в наборе после номера 9, обычно используется для ударов на грин. Сэнд-ведж (sand wedge, SW) клюшка-айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Чаще всего используется для выбивания мяча из бункеров. Вуд (wood) клюшка с большой головкой. Чем больше номер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока три вуда – № 1 (драйвер), № 3 и № 5. Однако многие гольфисты, которым игра вудами дается легче, чем айронами, носят с собой и № 7, № 9 и т.д. Драйвер (driver) клюшка для самого далекого удара, имеющая наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку. Гибрид (hybrid) клюшка, представляющая собой «симбиоз» вуда и айрона. Паттер (putter) особая клюшка для завершающего «катящего» удара. Кар (сart) небольшой электрический или бензиновый автомобиль для передвижения по полю.

УДАРЫ

Свинг (swing) основное движение удара всеми клюшками, кроме паттера. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз (маха), непосредственно удара и завершения. Замах (backswing) отведение клюшки назад. Мах (swing-forward) движение клюшки от верхней точки замаха вниз, к мячу. Момент удара (impact) момент, когда клюшка касается мяча, нанося удар. Драйв (drive) первый удар на лунке, выполняется драйвером. Питч (pitch) недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина. Чип (chip) невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина. Патт (putt) катящий удар, выполняемый на грине. Дро (draw) удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Фейд (fade) удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Хук (hook) удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Слайс (slice) удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Пул (pull) удар, при котором мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой). Пуш (push) удар, при котором мяч вылетает правее цели (для игрока с правосторонней стойкой). Шенк (shank) удар «пяткой» клюшки, после которого мяч летит в сторону.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Счетная карточка (score-card) специальная карточка, куда маркер вносит результаты игрока; по правилам во время турнира гольфист по окончании раунда должен проверить результаты, записанные маркером и, подписав карточку, собственноручно сдать ее судейской коллегии. Пар (par) условный норматив, используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар – это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Берди (birdie) количество ударов на одной лунке на один меньше, чем пар. Игл (eagle) количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки. Альбатрос (albatross) количество ударов на одной лунке, на три меньше, чем пар этой лунки (на лунках с паром 5). Богги (bogey) количество ударов на одной лунке на один больше, чем пар. Двойной (тройной, четверной) богги (double (triple, quadruple) bogey) количество ударов на одной лунке на два (три, четыре) больше, чем пар. Гандикап (handicap) цифра, обозначающая уровень мастерства гольфиста, подсчитывается по довольно сложной системе и позволяет уровнять шансы новичков и опытных спортсменов. Отсев / отбор / кат (cut) на крупных турнирах первые два раунда являются как бы отборочными, после них примерно половина игроков «отсеивается», то есть теряет право на участие в двух последних раундах и, соответственно, надежду на победу, а также (на профессиональных турнирах) возможность заработать призовые. Переигровка / плей-офф (play-off) проводится после окончания финального раунда, если несколько игроков, претендующих на победу показали одинаковый результат. Штрафной удар (penalty) используется в игре на счет в качестве «наказания» за нарушение правил.

ФОРМАТЫ

Матч / матчевая игра (match play) вид состязания, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок. Игра на счет (stroke play) вид состязания, при котором подсчитывается общий результат игры, а побеждает гольфист, сделавший на поле наименьшее количество ударов. Форсом (foursome) формат, при котором гольфисты играют «пара на пару», при этом партнеры используют один мяч, выполняя удары по очереди. Трисом (threesome) то же, что форсом, но игра ведется «один против двух». Форбол (four-ball) формат, при котором игра ведется «пара на пару», при этом каждый из партнеров играет своим мячом; в зачет команде идет лучший результат, либо для каждого последующего удара выбирается лучший мяч одного из игроков. Трибол (three-ball) формат, при котором трое гольфистов играют друг против друга, каждый своим мячом. Лучший мяч / бестбол (best-ball) формат, при котором один гольфист играет против двоих или троих, которые играют каждый своим мячом, как в формате форбол.

"СЭ Интернет" начинает серию публикаций, посвященных основам и истории нового олимпийского вида спорта - гольфа.

Гольф - популярный во всем мире вид спорта, в котором игрок с помощью различных типов клюшек должен забить мяч в лунку, используя наименьшее количество ударов. И так 18 раз.

Гольф - один из немногих видов спорта, в котором главным противником любого игрока является не соперник, а он сам и то, что его окружает.

Гольф - одна из немногих игр с мячом, которая не требует стандартной площадки. Напротив, в гольф играют на полях, каждое из которых имеет оригинальный дизайн. Единственное обязательное требование - наличие 9 или 18 лунок. Лункой называется как непосредственно само отверстие в земле куда закатывается мяч, так и специально подготовленная площадка длиной в несколько сот метров, и состоящая из стартовой зоны - ти (tee), основной зоны - фарвэя (fairway) и площадки "грин" (green) с вырезанной на ней лункой. Эти зоны отличает друг от друга наличие препятствий - высокой травы (rough), цветов, кустов, деревьев, песчаных бункеров и водных преград.

В начале игры мяч с идентификационной меткой игрока устанавливается на стартовую площадку ("ти"). Часто для удобства гольфисты используют деревянную или металлическую опору. С ти игрок должен попасть на фарвэй, несколькими ударами (в зависимости от типа площадки) провести по нему мяч и оказаться на грине - площадке с идеальной травой, по которой мяч катится без помех. Для того, чтобы забить мяч в лунку с грина используется специальный вид клюшки - паттер.

Большинство полей для гольфа имеют длину около 5,5 километров. Для того, чтобы сыграть 18 лунок обычно требуется от трех до четырех часов. По полю игроки перемещаются пешком или на электрокарах. Гольфисты соревнуются по одиночке, парами или группами. Иногда их сопровождают кедди - помощники, которые переносят инвентарь и могут давать игрокам советы.

Правила игры в гольф

Главный принцип игры в гольф гласит: "Играй мяч, как он лег, играй на поле, как оно есть, если ни то, ни другое невозможно, поступай по справедливости".

Игра в гольф регламентируется довольно большим количеством правил, но, опять же, в отличие от большинства других видов спорта, не требует присутствия судьи или рефери (если это, конечно, не официальный турнир). Игроки должны сами знать правила, быть честными относительно количества ударов и "играть мяч так, как он ляжет".

Важным компонентом игры в гольф является этикет - тщательно оберегаемая традиция, не претерпевшая практически никаких изменений за всю историю существования игры. Прежде всего, это хорошие манеры, уважительное отношение к партнерам и соперникам, поддержание порядка на полях.

Счет в игре в гольф

В основных видах игры в гольф счет составляется из количества совершенных игроком ударов плюс штраф, который может быть на него наложен. Если вы прошли 18 лунок за 90 ударов, а ваш соперник - за 92, вы победили.

Система подсчета результатов и оценки уровня игроков в гольфе основывается на паре. Пар - это заранее предопределенное количество ударов, за которое гольфист высокого уровня должен проходить одну лунку или все поле при удачной игре.

Пар каждой лунки определяется в зависимости от ее длины и сложности. Стандартная лунка с пар-3 меньше 250 ярдов (225 метров) длинной, пар-4 - лунка от 251 до 475 ярдов (225 - 434 метра), пар-5 - выше 475 ярдов. Лунки с пар-6 и пар-7 редко, но встречаются, преимущественно в США. Их длина может превышать 650 ярдов (595 метров). На уровень пара лунки также может повлиять степень уклона. Если путь от ти к грину идет вниз, пар может быть ниже, чем предполагает длина лунки, если вверх, то, соответственно, наоборот. На пар также могут повлиять расположение препятствий и форма грина.

Пар поля для гольфа - это сумма паров для каждой лунки. Обычно пар поля составляет от 70 до 72 ударов, но большинство гольфистов редко удается достичь этого показателя. Наиболее распространенным на полях для гольфа является сочетание четырех лунок с пар-3, десяти с пар-4 и четырех с пар-5. Другие комбинации тоже существуют, но они менее распространены.

Если вы проходите лунку с пар-4 за пять ударов, ваш счет будет "+1". В гольфе это называется "боги". Если же вам удастся, к примеру, преодолеть лунку с пар-5 за четыре удара получите "-1" или "берди". Если игрок загоняет мяч в лунку первым ударом с ти - это называется "лунка одним ударом" (хоул-ин-уан) или "эйс".

Терминология счета в гольфе:

Основные виды игры в гольф

Существует два основных вида игры в гольф - игра на счет, в которой считается количество ударов на всем поле в исполнении каждого игрока, и матчевая игра, когда противостояние на отдельно взятой лунке игроков или команд рассматривается как самостоятельный матч, а счет ведется в зависимости от выигранных лунок.

При игре на счет ударов счет ведется для каждого игрока на каждой лунке. Результаты на каждой лунке суммируются, и получается общий счет турнира или раунда (счет раундов также суммируется и составляет общий счет турнира). Игрок, затративший наименьшее количество ударов, становится победителем. Именно по этой схеме проводится большинство профессиональных турниров.

При матчевой игре гольфисты или команды проводят мини-матч на каждой лунке. Игрок или команда, использовавшие наименьшее количество ударов на лунке, выигрывает (ют) эту лунку. При этом счет относительно пара не имеет значения. В этом случае вы играете не против поля, как в игре на счет, а непосредственно против соперника. Если вы проходите лунку за четыре удара, а ваш соперник - за пять, вы выигрываете лунку и ведете в матче со счетом 1:0.Если следующую лунку выигрывает ваш соперник, счет сравнивается - all-square. Если оба игрока проходят лунку за одинаковое количество ударов, лунка "делится" и общий счет остается прежним. Если игрок выигрывает больше лунок, чем осталось на поле, он признается победителем, и матч заканчивается.

Существуют также такие виды игры как стэйблфорд, призванный ускорить игру (очки начисляются игроку в зависимости от количества ударов на каждой лунке), скинс (игроки соревнуются на каждой отдельно взятой лунке на деньги или на спор), форсам (командная игра, в которой пара на пару играют одним мячом и партнеры сами решают, кому совершать следующий удар), форболс (играют также пара на пару, но у каждого гольфиста свой мяч, и все четверо одновременно проходят лунку, в счет матча идет результат того участника, который использует меньшее количество ударов).



mob_info