Конспект занятия по физкультуре «На необитаемом острове». План – конспект игрового занятия по физической культуре

Здоровьесберегающая технология «Профилактика плоскостопия у дошкольников», возможности применения на физкультурных занятиях, игровые упражнения для детей 3-7 лет, картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



Актуальность проблемы

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний.


Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Профилактика плоскостопия на занятиях физкультурой в ДОО

Цель:
Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью
Задачи:
Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

Для профилактики детского плоскостопия в водной части занятия используется корректирующая ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками.

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

«Качели»

На качелях, на качелях
Прямо в небо полетели
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты покрепче держись!

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1 – потянуть носки на себя («вверх»); 2 – потянуть носки к полу («вниз»).

«Хлопки»

Оборудование: гимнастическая скамейка
(включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

Раньше хлопали ладошки
А теперь хлопают ножки

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. стопы держим вместе. 1- носки развести в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединить вместе суставы больших пальцев («похлопали»).

«Балет»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Пляшут ножки как в балете
Это могут наши дети
Ножки выставлять
На пальчиках стоять

И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

«Паучок»

Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

Ползет паучок по дорожке,
Быстро переставляет ножки

переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

«Веселый ёжик»

Оборудование: малый мяч, шарик.

Ёжик бегал по дорожке
Мы массировали ножки
И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

«Художник»

Оборудование: не требуется

Мы сегодня рисовать
Будем только ножками
Ножки станут выполнять
Замысел художника

И.п. стоя, руки на поясе, дети пальцами одной ноги «рисуют» на полу фигуры: кружок, квадрат, змейку и т.п., то же другой ногой.

«Улитка»

Оборудование: не требуется

Как шла улитка по дорожке
Нам показать помогут ножки

«Раки»

Оборудование: не требуется

Как раки пятятся назад
Нам не трудно показать

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

«Палочки»

Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

Мы стоим, не унываем
Друг-другу палочки катаем

И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

«Каток»

Оборудование: гимнастическая палка

Вот какой у нас каток
Для строительства дорог
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины

И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

«Пяточки»

Оборудование: не требуется

Мы не нежимся в кроватке
Вместе разминаем пятки

И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

«Гусеница»

Оборудование: не требуется

Гусеница, гусеница
В шубке золотистой,
Отправляйся, гусеница,
Под листок тенистый.
В. Лунин

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

«Барабанщик»

Оборудование: гимнастическая скамейка

У меня есть барабан,
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили,
Бить потише попросили.
А зачем его иметь,
Если просят не шуметь?!
Н. Хилтон

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

«Окно»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я в открытое окно
Посмотрю на улицу
Но закрою я окно
Если небо хмурится

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги стоят вместе в упоре на носки, 1-2 - удерживая ноги вместе развести икры «окно раскрыто», вернуться в и.п. «окно закрыто»

«Мельница»

Мелют зёрна жернова
Утром спозаранку
Будет пышный каравай,
Вкусные баранки.

Оборудование: не требуется

И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо (можно выполнять в разные стороны)

«Маляр»

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом

Оборудование: не требуется

И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

«Кораблик»

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
Р. Бикметова

Оборудование: гимнастическая скамейка

И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото1



Совсем не трудно сделать оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Немного фантазии и «Удав» с нашитыми пуговицами и бусинами не только учит детей равновесию и ходьбе змейкой, но отлично массирует стопы.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото2



Змейка - нашитая на коврик хозяйственная веревка диаметром 1 см, выглядит вполне эстетично, хорошо, что такие веревки продаются разных цветов.
А эти волшебные «Следы» позволяют осуществить контрастный массаж.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото3


«Квадраты» создают разные тактильные ощущения на квадраты можно нашить любой подручный материал: палочки, веревочки, старую мозаику, корпусы от использованных ручек, поролоновые губки и все, все, все, на что можно наступить ногой без вреда для здоровья.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



«Каток» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Пяточки» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Гусеница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Барабанщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Окно» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Мельница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Маляр» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Серп» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Кораблик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Сборщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Разбойник» картотека упражнений для профилактики плоскостопия


Консультация для родителей

Скажите «Нет!» плоскостопию

«Плоскостопие – это не страшно, от него не умирают» — так порой мотивируют игнорирование симптомов этого заболевания люди, которым «не до этого». Однако, когда боли в спине, головные боли, боли в тазобедренном и коленных суставах становятся невыносимыми, лечить плоскостопие часто уже поздно: это заболевание остается с пациентом на всю жизнь. Поэтому всегда лучше не допустить его развития, тем более что предупреждение плоскостопия не займет у вас и вашей семьи ни времени, ни денег.
Для профилактики этого нарушения важно уделять внимание воспитанию правильной походки (прямая постановка стоп при ходьбе, носки не разведены в стороны). Если ваша работа связана с длительным стоянием на одном месте, трижды-четырежды в день следует отдыхать по тридцать-сорок секунд, поставив стопы параллельно и становясь на их наружные края. Также для предупреждения плоскостопия полезны теплые водные ванны в конце рабочего дня. Потом можно проводить массаж стоп при плоскостопии и склонности к оному – это облегчает боли в ногах, восстанавливает кровообращение и является в целом замечательным способом профилактики и лечения данного заболевания.
Особенное внимание при массаже следует уделять подошве стопы, также плавными сильными движениями – поглаживаниями, растираниями, разминаниями, поколачиваниями – нужно массировать голени с передней и внутренней стороны. Десять минут такого массажа после теплой ванны ежедневно или хотя бы через день – и плоскостопие и боли в ногах не дадут о себе знать до глубокой старости.
Также к способам профилактики плоскостопия относится лечебная гимнастика, некоторые упражнения из цикла которой можно производить в течение отдыха. Среди них – ходьба босиком по неровным поверхностям естественного происхождения (песок, галька, земля), ходьба на цыпочках и на пятках, живые игры (баскетбол, волейбол и пр.), очень полезно ходить босиком по росе (если у вас есть такая возможность – например, на отдыхе в деревне).
Правильно подобранная обувь – залог сохранения максимально правильной формы стопы и обеспечения выполнения ею рессорных функций в полную силу. Правильный выбор обуви, которая должна лежать по ноге, не быть слишком узкой или тесной, на каблуке 3-4 см, — тоже залог сохранения здоровья ног и ступней. В частности, ортопедические стельки или супинаторы – это не только метод лечения плоскостопия, но и замечательный способ его избежать.
Плоскостопие в некоторых случаях является следствием перенесенных заболеваний опорно-двигательного аппарата или травм ступней. В случае если вы находитесь в группе риска по этому заболеванию, следует обратить особенное внимание на упражнения по предотвращению развития этого заболевания.

Список используемой литературы:

И.А. Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» Москва, «Просвещение» 1984 г.
С.С. Волкова «Как воспитать здорового ребенка Киев, «Радянська школа» 1981 г
Л.Ф. Островская «Пусть ребенок растет здоровым!» Москва, «Просвещение» 1979 г.
Ю.Ф. Луури «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1991 г.
А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1978 г.
О.Н. Моргунова « Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж 2007 г
Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. изд. Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Издательство Аркти Москва, 1997 г.
Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Творческий центр. Москва 2005 г.

Елена Климентова

«Здоровые ноги » .

Цель

Задачи :

Оборудование

Медсестра :

«Получен от природы в дар,

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз,

Здоровье , очень хрупкий груз.

ноги ?

Дети

Медсестра

плоскостопие плоскостопие . Сегодня на занятии ноги красивыми и здоровыми .

Инструктор физкультурное оборудование здоровья наших ног

Инструктор (перестроение) .

2 часть ОРУ. Лечебно-профилактическая аэробика на мешочках с

3 часть. .

Исходное положение

(6-8 раз) .

2. Согнуть ноги в коленях .

(6-8 раз) .

4. Ноги

ноги по голени другой

6. Сидя, ноги

8. Сгибание и разгибание стоп

9. Приподнимание пятки одной ноги ноги .

10. Сидя на полу, ноги прямые

12. «Дворники»

ноги .

14. «Стираем платочки» (6-8 раз) .

15. «Раскатываем тесто» (6-8 раз) .

Подведение итога занятия .

здоровья наших ног

Конспект физкультурного занятия по профилактике плоскостопия «Здоровые ноги » .

Инструктор по физической культуре Климентова Е. А.

Цель : Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины;

формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп;

улучшение кровообращения стоп;

улучшение координации движений.

Задачи :

восстанавливать свободное строение и рессорную функцию стопы;

повысить двигательную активность и выносливость к физическим нагрузкам.

Оборудование : канат, мелкие игрушки, платочки, деревянные палочки по количеству детей, ребристая доска, мешочки с песком, массажная дорожка.

1 часть. Построение. Объяснение задач.

Медсестра :

«Получен от природы в дар,

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз,

Здоровье , очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги ?

Дети : Чтобы ходить, бегать, прыгать и т. д.

Медсестра : Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при ее деформации появляется плоскостопие . Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего и возникает такая болезнь, как плоскостопие . Сегодня на занятии вы будете выполнять упражнения, которые помогут вам сохранить ваши ноги красивыми и здоровыми .

Инструктор : -Ребята, перед вами на полу находится физкультурное оборудование , при помощи которого мы будем выполнять различные задания, необходимые для здоровья наших ног . Приготовились! В обход по залу шагом марш! - обычная ходьба.

Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята, - ходьба на носках, руки вверх.

Вот и прошли этот участок,- обычная ходьба.

Болото, идти опасно. Идем строго по следу, - ходьба по канату.

Впереди каменистая гряда,- ходьба по ребристой доске.

Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо, - ходьба в полуприседе на носках.

Это, наверное, медведь идет, идем тихо-тихо, - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

Вот мы подходим к кочкам. Идем по ним, руки в стороны, - ходьба по мешочкам с песком.

Инструктор : - Ребята, а теперь возьмите мешочки в руки и перестраиваемся в три колонны (перестроение) .

2 часть ОРУ. Лечебно-профилактическая аэробика на мешочках с

3 часть. Профилактические упражнения для стоп .

Исходное положение : сидя на полу, руки в упоре сзади.

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя (6-8 раз) .

2. Согнуть ноги в коленях , упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п. (после серии движений расслабление) .

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры (6-8 раз) .

4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой , с одновременным охватом поверхности голени. То же другой ногой.

6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. 7. Приподнимание пяток вместе попеременно.

8. Сгибание и разгибание стоп

9. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги .

10. Сидя на полу, ноги прямые , кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

11. Подошвенное растирание стоп по ковру, продольное и круговое.

12. «Дворники» . Согнуть пальцы ног и имитировать работу дворников на лобовом стекле автомобиля.

13. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги .

14. «Стираем платочки» .Сгибая пальцы босых ног собираем платочек, лежащий на полу, а затем также пальцами ног расправляем его. (6-8 раз) .

15. «Раскатываем тесто» . Катаем палочку стопами ног, правой и левой, поочередно. (6-8 раз) .

Подведение итога занятия .

Инструктор обращается к коллегам.

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже не очень хорошо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать у меня. Спасибо за внимание. А вы, ребята, теперь знаете, что нужно для здоровья наших ног , со всеми заданиями справились, молодцы.

Методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры, воспитателей детских дошкольных учреждений, преподавателей физвоспитания
Н.Г. Коновалова, Н.В.Коваленко
Кафедра валеологии и физиологии Новокузнецкого института повышения квалификации учителей
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа.

Содержание
1. Список сокращений
2. Введение
3. Стопа как орган
4. Диагностика плоскостопия
5. Профилактика плоскостопия
5.1. Общие вопросы
5.2. Лечебная гимнастика при плоскостопии
5.2.1. Задачи лечебной гимнастики
5.2.2. Методика лечебной гимнастики
5.2. Примерный перечень специальных упражнений
5.3. Самомассаж стоп
5.4. Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия
детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»
6. Закаливание
7. Организация профилактической физической культуры в детском дошкольном учреждении
Список сокращений
ГСС - голеностопный сустав
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
И.П. - исходное положение
КС - коленный сустав
ММ - максимальная мощность
ТБС - тазобедренный сустав
ЧСС - частота сердечных сокращений
g - ускорение свободного падения
1. Введение
Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.
Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.
Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие), травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.
2.Стопа как орган
Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.
Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.
Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям.
Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.
С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.
3. Диагностика плоскостопия
Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются, как правило, в области свода стопы, у внутреннего края пятки, в таранно-пяточно-ладьевидном сочленении, под лодыжками. В голенях боли локализуются в икроножных или передних большеберцовых мышцах. Высота внутреннего и наружного сводов стопы снижена, стопа удлинена и расширена в среднем и переднем отделах. Ладьевидная кость может обрисовываться сквозь кожу на медиальной стороне стопы. Характерны шлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее стаптывается внутренняя часть.

Рисунок 1 Рисунок 2
Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией - получением отпечатков стоп. Для проведения плантографии используют плантограф рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый ставит ногу на плантограф и встает с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный - свободен. Есть и другие способы обработки плантограммы. На рисунках приведены примеры плантограмм здоровой (1) и плоской (2) стоп. Иногда для уточнения диагноза необходима рентгенография.
4. Профилактика плоскостопия
4.1.Общие вопросы
Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви.
Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Ходить босиком или в носках по полу детям дошкольного возраста вредно. Они могут ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли...
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки-тренажер Планта, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать стельки Планта в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные ребенок не посещает ДОУ и стопы отдыхают.
При наличии дефектов стоп полезно использовать ортопедические стельки, способствующие исправлению дефекта, либо проводить специальную коррекцию обуви.
4.2.Лечебная гимнастика при плоскостопии
4.2.1.Цель, задачи лечебной гимнастики
Целью
лечебной гимнастики является формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
4.2.2.Методика лечебной гимнастики
При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.
Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.
К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
4.2.3.Примерный перечень специальных упражнений.
И.П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием
2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.
4. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
6. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.
7. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.
8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.
9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.
10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.
И.П. стоя
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. Полуприседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.
Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы
4. Ходьба на носках в полуприседе.
5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.
7. Ходьба по ребристой доске.
8. Ходьба по наклонной плоскости
9. Ходьба по следовой дорожке.
4.3.Самомассаж стоп.
Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажныйролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;
2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.
И.П. сидя на стуле.
1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.
И.П. стоя.1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.
4.4.Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»
Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.
1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.
2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.
4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.
1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.
2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.
3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.
5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.
7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.
1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.
2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.
3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.
4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.
5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.
6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.
7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.
8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
10. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.
11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.
13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.
14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.
15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.
16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.
5. Закаливание
Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.
Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Здоровые дети - первая группа - получают обливания по схеме 38-18-38-18. Дети второй группы получают более щадящий режим как по числу смен, так и по температурному перепаду воды: 38-28-38. Для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18. Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Последний вариант пролонгирует действие хладагента.
Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.
Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям: стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.
В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.
6.Организация профилактической физической
культуры в детском дошкольнром учреждении
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно-связочный аппарат нижних конечностей.
Однако все это требует определенных изменений в работе персонала дошкольного учреждения.

Схема рационального двигательного режима.
№ Формы работы Группы /продолжительность занятий 1 Ритмическая утренняя
гимнастика. 1-я младшая группа - 4-5 минут.
2-я младшая группа - 5-6 минут.
Средняя группа - 6-8 минут.
Старшая группа - 8-10 минут.
Подготовительная группа - 10-12 минут. 2. Физкультминутки, физкультпаузы. На интеллектуальных занятиях ежедневно не менее 3 минут. 3 Подвижные игры, развлечения, упражнения В свободное от занятий время. Двигательная активность в неделю составляет 5-8 часов. 4 Занятия по физической культуре:
Физкультура 3 раза в неделю
(младшая - подготовительная группы).
Плавание 1 раз в неделю.
Кружковая работа 1-2 раза в неделю. Младшая группа - 15 минут.
Моторная плотность -70% и более, увеличение ЧСС на 50% от исходного.
Средняя группа - 15-20 минут.
Моторная плотность- 70% и более, увеличение ЧСС на 50% от исходного.
Старшая группа - 20-25 минут.
Моторная плотность 75% и более, увеличение ЧСС на 60%-70% от исходного.
Подготовительная группа-25-30 минут
Моторная плотность -80% и более, увеличение ЧСС на 70%-80% от исходного. 5 Физкультурный досуг 1 раз в месяц.
Праздник 2 раза в год. Досуг: младшая и средняя группы -15-20 минут;
старшая и подготовительная группы - 25-30 минут
Праздник: Младшая и средняя группы - 45 минут
Старшая и подготовительная группы - 60 минут
Моторная плотность - 60% и более. 6 Прогулки и развлечения на воздухе. Во всех группах 2 раза в день 7 Дыхательная гимнастика, самомассаж после дневного сна. Во всех группах ежедневно. 8 Лечебная гимнастика для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, близорукости Во всех группах 2-3 раза в неделю. 9 Диагностика физического развития 2 раза в год (с 4-х летнего возраста). 10 Физкультурная переменка после каждого занятия. 10 минут
Общая доза оздоровительных физических нагрузок в недельном блоке
Целевая установка нагрузки Направленность Форма выполненияКол-во
в неделю
Контроль интенсивности Объем одного занятия Объем в неделю На развитие выносливости Занятия физической культурой, ритмической гимнастикой, элементами спорта,
группы здоровья, самостоятельные занятия и другие 3-6 занятий ЧСС
140-160
ударов в минуту 10-20 минут 60 минут На развитие силы мышечных групп те же 3-6 занятий Сопротивление 6-9 ММ до отказа в серии 10-15 минут
2 серии 45-60 минут На развитие гибкости те же 3-6 занятий Способность выполнять основные асаны йоги: лотос, сидение на пятках, плуг, перекрест (соединение рук в замок за спиной, одна снизу, другая через плечо назад), спираль и др. 10-15 минут 45-60 минут На развитие ловкости Занятие физической культурой, ритмической гимнастикой
самостоятельная тренировка, группы здоровья и другие 3-6 занятий ЧСС
130-150
ударов в минуту. 10-20
минут 60 минут Восстано-вительно-
рекреа-ционные Снятие умственного и позного утомления, восстановление работоспособности. Физкультпаузы На каждом занятии ЧСС
100-110 ударов в минуту 3-5 минут 2-2,5 часа Подгото-вительно-стимули-рующие Стимуляция обменных процессов в организме, особенно в мышечной нервной, эндокринной, сердечной, легочной тканях. Утренняя гимнастика Ежедневно ЧСС
120
ударов в минуту 10 минут 70 минут Локомо-торно- активизи-рующие Развитие мышечного насоса- важного фактора кровообращения.
Создание условий для катаболического
(активизация обмена) и анаболического
(формирование тканевых структур) процесса. Прогулки, игры, физическая работа, туристические
походы выходного дня,
оздоровительные и спортивные праздники, работа на садовом участке. Ежене-дельно ЧСС
более
90
ударов в минуту 1,5-3
часа
(15-25 тысяч
шагов) 14-15 часов
ежене-дельно Лечебно-профилактические Оздоровление организма, профилак-тика заболеваний Лечебная гимнастика, плавание, элементы спорта, прогулки, подвижные игры, закаливание и другие 2-3 в неделю Качество выполнения упражнений 10-20 минут 20-60 минут
Литература
1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653
2.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125
3.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова.- Л.: Медицина, 1980.- С.82-92
4.Кнейп С. Мое водолечение.: в кн. Энциклопедия здоровья, т.1.- Нальчик «ЭЛЬ-ФА», 1993.- С. 378-388
5.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321
6.Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14

Занятие «Здоровые ноги» способствует улучшению здоровья и физическому совершенствованию обучающихся. проводится с целью формирования здорового образа жизни детей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и привлечения родителей к проблеме детского плоскостопия.

На занятие используются нетрадиционные педагогические методы, ИКТ, малые фольклорные жанры, разнообразные приемы обучения. Методика проведения занятия предусматривает достаточный уровень моторной активности и нарастания физических нагрузок, учитывая возрастные особенности организма. Сочетание физических упражнений и закаливающих процедур дает хороший оздоравливающий эффект. На занятии активно используются задания творческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия:

"Здоровые ноги"

I.Вводная часть (10-15 мин)

1) Построение, объяснение задач .

Педагог:

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Ребята, давайте поздороваемся. Говорить друг другу “здравствуй” – это значит желать здоровья. А как можно сберечь здоровье? Что для этого нужно делать?

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Педагог: Правильно, вот сегодня мы и отправимся на остров за здоровьем с необычным названием - «Здоровые ноги», познакомимся с плантографией, закрепим упражнения профилактики плоскостопия, будем тренировать, и развивать мышцы и связки стопы, средствами физических упражнений, закаливания, самомассажа. А чтобы ощущать себя здоровым, весёлым, нашим девизом будут заветные слова: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Педагог: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие

На мультимедийном экране, установленном в тренажерном зале, педагог в краткой форме, рассказывает и показывает о причинах и видах плоскостопия (слайды №№3-7)

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  1. наследственность
  2. ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),
  3. чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
  4. чрезмерная гибкость суставов,
  5. травмы стоп.

Педагог: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  1. ходьба по обручу;
  2. перекаты стоп с носка, на пятку;
  3. скольжение по обручу;
  4. приседания, стоя на обруче;
  1. прыжки через обруч;
  2. дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Педагог благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы

II.Основная часть (15-20мин)

1) Плантография.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия (слайд №8-10).

  1. На пол кладем чистый лист бумаги. Ступни ног покрываем жирным кремом. «Испачканными» ногами встать на лист бумаги. Спину держим прямо, ноги сведены

вместе, масса тела должна распределиться равномерно и задержаться в этом положении несколько секунд. На бумаге должен остаться четкий отпечаток вашей стопы.

  1. Теперь возьмите маркер. Проведите линию, которая соединит края подошвенного углубления. Дальше, внимание – занимательная геометрия. Нужно провести линию, перпендикулярную предыдущей, так, чтобы она пересекла углубление стопы в самом глубоком месте.
  2. Изучаем результат. При нормальной и здоровой стопе отпечаток узкой части займет не более трети этой линии. При плоскостопии достигнет середины.

Дети сравнивают свои отпечатки с рисунком, изображенном на мультимедийном экране (слайд№10)

Педагог: Ребята, чтобы дойти до острова «Здоровые ноги», нам нужно пройти по следу стоп, которые лежат на полу. Будьте внимательны идем только по здоровым отпечаткам стоп.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

Педагог: Ребята на острове «Здоровые ноги», мы с вами проведем круговую тренировку на тренажерах. Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку, которая способствует укреплению мышц стопы. Вы сами должны выбрать «друзей» на острове, которые укрепили бы ваши ноги.

Ребята распределяются на тренажеры и по 1мин (с 30сек. интервалом отдыха) выполняют упражнения по методу «круговой тренировки».

Станции:

1. быстрая ходьба на беговой дорожке

2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

6. велотренажер

7. гребля

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11 катание набивного мяча вдоль свода стопы

Педагог: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Педагог благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

III.Заключительная часть

1)Подвижные игры (10-15мин)

Педагог напоминает ребятам правила игр и эстафет :

  1. «Играть честно, не хитрить»
  2. «Не обижаться, если проиграешь»
  3. «Не кричать громко»

Игра - эстафета "Передай платочек"

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Педагог благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

2) Релаксация «Муравей»

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Педагог: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке педагог и ребята подводят итог занятия пьют фиточай.

Педагог:

  1. Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  2. Почему появляется плоскостопие?
  3. Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Ответы ребят.

Педагог обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие

Плоскостопие изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Поперечное плоскостопие При поперечном плоскостопии стопа распластывается, плюсневые кости отклоняются, начинают выступать «косточки»

Продольное плоскостопие При продольном плоскостопии уплотнен продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия: наследственность ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой), чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела), травмы стоп.

Предметы и тренажеры для занятий профилактики плоскостопия. Коврик «Пазлы» 1. Гимнастический канат 2. Обруч 3. Гимнастическая палка 4. Скакалка 5. Коврик с шипами 6. Мяч 7. Кегля 8. Гантели 9. Платочек

«Батут» «Велотренажер» «Наездник» «Беговая дорожка» «Степ – платформа» « Мини – степ» Мини-блок «Батут» «Велотренажер» «Наездник» «Беговая дорожка» «Степ – платформа» Мини-блок «» » » » » »

Определить наличие плоскостопия можно с помощью плантографии (отпечатка следа стопы). Плантограф С помощью рентгенографии

Как определить в норме ли у вас стопа? Сесть на стул, высота которого такова, что углы в тазобедренных и коленных суставах тестируемого были равны 90°; Нанести на подошвенную поверхность стопы жирный крем; Аккуратно поставить ноги на лист бумаги (Формат А4), лежащей на полу перед тестируемым; Встать, равномерно распределяя вес на обе стопы, и задержаться в этом положении несколько секунд.; Взять карандаш, маркер или фломастер и провести линию, которая соединит края подошвенного углубления. Нужно провести линию, перпендикулярную предыдущей, так, чтобы она пересекла углубление стопы в самом глубоком месте. Изучаем результат: При нормальной и здоровой стопе отпечаток узкой части займет не более трети этой линии. При плоскостопии достигнет середины.

В норме вырез на стопе с внутреннего края занимает 2/3 его ширины. При плоскостопии этого выреза нет или он незначителен.

Будьте здоровы!

Тренажер для укрепления ног


Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возрас та»

Подготовила инструктор по физической культуре

МАДОУ №13 «Умка» г. Химки

Шибанкова Елена Михайловна

Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно потому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, - в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась.

Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.

Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.

Вид профилактики

Цель

Суть приема

Эффективность профилактики

Массаж (при помощи ковриков, валиков, массажных мячей)

    нормализировать тонус мышц;

    улучшить кровообращение;

    уменьшить боль.

После ежедневного купания полезно легкими движениями помассажировать нижние части ног. Механически воздействуя на мускулы, связки есть возможность снять усталость, расслабить напряженные, напрячь расслабленные. Полезны прогулки с детьми дошкольного возраста босиком по камушкам, песку, другим неровным поверхностям.

Высокая, особенно на первых стадиях

Ортопедическая обувь

    профилактика развития плоскостопия;

    профилактика деформации пальцев ног;

    снять нагрузку с суставов детей дошкольного возраста, позвоночника;

    скорректировать существующие проблемные отклонения.

Отличается высокими требованиями к материалу, структуре. Изготовляется только из натуральных материалов, имеется жесткий задник, стельки -супинаторы

Если индивидуально подобрать, то может эффективно предотвратить плоскостопие у ребят дошкольного возраста.

Ортопедические стельки

    для остановки изменений;

    предупреждение болей в суставах;

    профилактика искривления осанки.

Эффективны при постоянном использовании, индивидуальном подборе.

Закаливание

    укрепить сосуды;

    улучшить кровообращение;

    укрепить иммунную систему организма детей;

    профилактика различных заболеваний.

Полезно делать контрастную ванну перед сном. Взять два тазика (с холодной и горячей водой), распарить ноги сначала в горячей воде, потом опустить в холодную. Повторить несколько раз. Эффективно добавлять морскую соль, шалфей, мяту, ромашку, дубовую кору.

Эффективны при наличии медицинских противопоказаний.

Гимнастика

    укрепление мышц, связок;

    формирование правильной походки;

    помощь при неправильной постановке костей.

Ходить на носочках, поднимать ножками различные предметы с пола, крутить ступнями по часовой стрелке и против. Проводить комплексно, заниматься утром до момента ощущения усталости.

Длительные регулярные занятия дают отличный результат.

Родители, не забывайте, что плоскостопие - это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.

Позволяйте любимому малышу больше двигаться, не нужно стеснять его движения тесными пеленками, а также ползунками.

Уделяйте побольше внимания ножкам крохи, проводите осмотр, начиная с первого года его жизни и будьте здоровы!



mob_info