Кентавр и другие. Кентавры в древнегреческой мифологии

Классический кентавр — существо с туловищем и ногами лошади и человеческими головой и руками. Однако существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек-буйвол) и леонтокентавр (человек-лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы.

Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды».

Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них — кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами — человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках — лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент — изваяние классического кентавра без крыльев, с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касси-тов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.

Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека. Древнейшее упоминание о лошади — «осле с запада» или «горном осле» — мы находим на глиняной вавилонской табличке, датируемой 2100 годом до н. э. Однако прежде чем лошадь стала на Ближнем Востоке привычным спутником человека, прошли века. Очень вероятно, что кочевники-касситы внесли свою лепту в распространение лошади и колесниц. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади.

Итак, существо, известное как кентавр, появилось на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до н. э. и служило духом-хранителем, главным оружием которого были лук и стрелы. Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н. э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н. э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

Кентаврами в греческой мифологии называются существа с головой и торсом человека и телом лошади. Кентавры имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком. На самых ранних изображениях кентавры были наделены одновременно человеческими и конскими гениталиями
Согласно «Пифиане» Пиндара (ок. 518-442 или 438 до н.э.), кентавры считались потомками – прямыми или через их общего предка Кентавра — фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (по другой интерпретации, потомками Иксиона и титаниды облаков Нефелы, др.-греч. «туча», «облако»)

«И зажег Иксион огнем титана властное сердце богини Геры. Не укрылся тот огонь от миродержца, покарать решил он Иксиона. И, по коварному умыслу Кронида, призрак облачный в образе Геры спустился с неба к Иксиону остудить жар огня в вожде лапитов. И не призрак это был обманный, а богиня облаков Нефела: обманула Нефела лукавца Зевса. И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он - конь, и людина, и дерево - кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен.» Я.Э.Голосовкер «Сказания о Титанах»

По фессалийским сказаниям в изложении Лукана (39-65 гг. н.э.), Нефела родила кентавров в Пелефронийской пещере. По другому мифу, они были детьми Кентавра - сына Аполлона и океаниды (дочери Океана и Тефиды) или дочери речного бога Пенея и нимфы Креузы, Стилбы. По еще одной легенде, кентавры были сыновьями самого Аполлона. Диодор Сицилийский (прим. 90 - 30 гг. до н. э.) приводит в «Исторической библиотеке» существовавшие в его время взгляды, что кентавры были воспитаны на п-ове Пелион нимфами и, возмужав, вступили в связь с магнессийскими кобылицами, от чего родились двуприродные кентавры или гиппокентавры . По другому мифу, с магнессийским кобылицами вступил в связь потомок Аполлона, Кентавр.

Исидор Севильский (ок. 560 – 636 гг.). в «Этимологии» писал«Гиппокентавры имеют смешанную природу – человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они похожи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова. Они называются гиппокентаврами, ибо считается, что в них соединилась человеческая и конская природа

Плиний (ок. 23–79 н.э.) в «Естественной истории» писал, что видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.
«Цезарь Клавдий, брат Калигулы, пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта»

В «Одиссее» описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр — практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона в Лапите. Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед в доме Пейритоона… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами. И он был первым, кто ощутил на себе зло пьянства».
Кентавр был популярным героем росписи ваз. Его художественное воплощение зависело от того, какой кентавр был изображен на вазе. Два самых «цивилизованных» кентавра — Хейрон и Фолос — обычно изображались с ногами человека, в то время как вся задняя часть их тел оставалась лошадиной. Хейрон почти всегда одет, у него могли быть человеческие уши. Фолос, напротив, чаще всего предстает обнаженным и непременно с лошадиными ушами.

Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши — почти всегда лошадиные, а лицо — грубое и бородатое. Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно. Образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Этрурии — с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук — чаще бревно или булыжник. Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапите: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.

На вазе работы Клития (560 до н. э.) изображены оба вида кентавров: с одной стороны — Хейрон, одетый в хитон и возглавляющий процессию богов в честь новобрачной пары (Пелея и Фетии), дружески приветствует жениха; на обратной стороне — сцена битвы при Лапите. Роспись символизирует двойственность природы кентавров, противопоставляя Хейрона, подчинившегося порядку, который установлен людьми, и других кентавров, которые угрожают этому порядку своим диким нравом.

Эти два типа — не единственные, а лишь наиболее распространенные в Греции. Кроме них изображались крылатые кентавры, указывающие на то, что кассит-ская традиция не умерла окончательно. Несколько кипрских терракотовых фигур VII века до н. э. можно с полным основанием назвать «кентавроидами». В отличие от Минотавра с туловищем человека и головой буйвола у этих существ имеются человеческие головы (иногда — с рогами) и тела буйволов, что, вероятно, связано с культом бога плодородия — быка.

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия - битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
«В «Одиссее» Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя,напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) в «Метаморфозах».

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла


Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола

Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются какнимфы. Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды

Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды ». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык),керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Большое количество разнообразных существ — химер, близких к описанным выше кентавроидам, наблюдалось мной в таиландском храме Ват По в Бангкоке.

Полкан и Китоврас

К кентаврам также относились славянские полубоги Полкан и Китоврас (демон Асмодей у евреев) и их сородичи (вероятно Полкан и Китоврас были одним и тем же существом). Полкан был необычайно сильным и прытким. Он имел до пояса тело и сложение человека, а ниже пояса представлял собой коня. Когда древние славяне воевали, Полкан и его сородичи старались выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что их слава пережила века. Китоврас имел такой же облик, что и Полкан, и славился своим умом. Изловленный царем Соломоном, он удивлял его своей мудростью

Не меньшую загадку, чем сам образ кентавра, представляет его имя. Ни Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах, не описывают их наружность, если таковой, разумеется, не считать характеристику «волосатые люди-звери». Хотя изображения лошадей с человеческими головами встречаются начиная уже с VIII века до н. э., нет никаких оснований полагать, что во времена Гомера представление о «полузвериных» существах было настолько распространенным, что не нуждалось в комментариях. Современный английский писатель Роберт Грейвс, много обращавшийся в своем творчестве к эпохе античности, считал, что кентаврами Гомер именует представителей воинственного племени, которые поклонялись лошади. Под предводительством своего царя Хейрона кентавры выступили против своих врагов лапитов совместно с ахейцами.

Споры о происхождении слова «кентавр» никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского «центурия» — «сотня» или греческих «центрон» — «козел», «кентео» — «охотиться, преследовать» и «таврос» — «бык».

Первым древнегреческим поэтом, упомянувшим о лошадиной природе кентавров, был Пиндар (ок. 518- 442 или 438 до н. э.). В «Пифиане» он говорит о возникновении кентавров. Лапит по имени Иксион влюбляется в Геру, и Зевс в отместку посылает к нему облако, напоминающее по виду богиню, Иксион совокупляется с облаком, и оно рождает ему ребенка: «Мать эта принесла ему чудовищное потомство. Не было никогда ни такой матери, ни такого ребенка, которого не приняли ни люди, ни боги. Она вырастила его и нарекла Кентавром. От его союза с магнезийской кобылицей произошло небывалое племя, нижнюю часть унаследовавшее от матери, а верхнюю — от отца». С другой стороны, согласно Пиндару, происхождение Хейрона было совершенно иным. Он — «сын Филира, потомка Крона, который некогда правил огромным царством и был сыном Небес». Хейрон женился на девушке по имени Харико, и у них родились вполне человеческого вида дочери. Он, видимо, был единственным «домашним» кентавром. Именно Хейрон являлся воспитателем Ахилла и Геркулеса.

История другого кентавра — Нессоса — дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н. э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. Дейанейра садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Нессос советует Дейанейре собрать его кровь и использовать ее в качестве приворотного зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл надевает тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь. Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал, безусловно, Овидий (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) в «Метаморфозах». Поэт вносит множество деталей в историю женитьбы Пейритоона и последовавшего затем сражения. В битве участвуют не только Фолос и Нессос, но и другие кентавры, являющиеся плодом воображения Овидия. Среди них наибольший интерес представляют Циллар и Гилонома.

Циллар — юный, белокурый кентавр, Гилонома — его возлюбленная, девушка-кентавр с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история прекрасного кентавра, его женственной возлюбленной, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра.

Древнейший из дошедших до нас гороскопов был составлен около 410 года до н. э. в Вавилоне. Не вызывает сомнений то, что зодиакальный Стрелец (Кентавр), так же как Скорпион и Козерог («антилопа подземного океана» Эя), — образы, навеянные касситскими пограничными монументами. Наряду с созвездием Кентавра-Стрельца существует и Южный Кентавр. Под именем зодиакального Козерога кентавр перешел и в искусство исламского мира.

Закрепление кентавра в качестве одного из зодиакальных символов сыграло свою роль в том, что память о нем сохранилась и в средневековье. В бестиариях образ онокентавра, человека-осла, однозначно связывали с дьяволом. Средневековый кентавр всегда изображался облаченным в тунику или плащ и непременно держащим боевой лук в руках. Таким его можно увидеть на гербе английского короля Стефана I. Существуют и изображения кентавра с человеческими руками, неуклюже стоящего на единственных задних лошадиных ногах.

На байонском гобелене, запечатлевшем сцены нормандского завоевания Англии (XI век н. э.) в эпизоде, изображающем Гарольда на пути к Вильгельму Завоевателю, присутствуют пять длинноволосых одетых кентавров, двое из них — крылатые. А в эпизоде «Гарольд спасает двоих солдат» изображен кентавроид с львиными лапами. Каменное изваяние еще одного леонтокентавра можно увидеть в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

В «Божественной комедии» Данте встречаем Хейрона, Нессоса и Фолоса в седьмом круге ада, где они сбрасывают в реку из кипящей крови души «насильников». Данте удается в небольшом отрывке перечислить большинство мифологических черт кентавров. Когда Хейрон замечает Данте и Вергилия, он достает стрелу из колчана, висящего у его бедер, и расправляет бороду, чтобы она не мешала ему разговаривать. Хейрон не лишен интеллекта: он видит, что нога «того, кто позади, передвигает то, чего касается», и понимает, что Данте жив. Нессос вспоминает свое прижизненное ремесло и перевозит Данте и Вергилия через кровавую реку Флегетон. Кентавры седьмого круга — «хранители и распорядители вечной справедливости».

Единственное, что упустил Данте в описании «быстроногих зверей», — не указал их лошадиную природу. Образованный итальянец, вне всякого сомнения, не только читал Овидия, но и видел бронзовых римских кентавров, полагая, что его читатели не хуже знакомы с ними. Однако иллюстраторы комедии, похоже, имели на этот счет значительный пробел. Один из них изобразил кентавра с человеческой головой, растущей прямо из груди лошади, разумеется, без рук и торса. Стоя перед задачей изобразить кентавров-лучников, художник совершенно растерялся и нарисовал их просто как обнаженных мужчин.

В «Истории Трои» Лефевра кентавр по непонятной причине становится союзником троянцев. Кентавр «с гривой, как у лошади, глазами красными, как угли, метко стрелял из своего лука; зверь этот вселял ужас в греков и многих из них поразил своими стрелами». Видимо, именно эта история была известна Шекспиру. В «Троиле и Крессиде» герой Троянской войны Менелай говорит: «Ужасный кентавр вселил страх в наших воинов». В кентавре Шекспира возрождается греческий образ этого существа — угроза общественному порядку.

В XIX веке образ кентавра привлек к себе еще больший интерес в литературе и искусстве. Гете сделал Хейрона одной из центральных фигур в описании Вальпургиевой ночи в «Фаусте». Здесь Хейрон снова становится мудрым и добрым существом. Именно он отвозит Фауста на встречу с Еленой. Для Гете Хейрон — олицетворение мужской красоты — «он получеловек и безупречен в беге».

Кентавра изображали на своих полотнах и в оккультурах Боттичелли, Пизанелло, Микеланджело, Рубенс, Беклинг, Роден, Пикассо и многие другие. Ему посвящено множество литературных произведений и научных трудов. В XIX веке кентавр также не остался забытым.

Вот даже такую спорную информацию можно найти в интернете:

Однако было бы странно, если бы абсолютно вымышленное существо так

часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто
изображалось скульпторами и живописцами. Ведь широко известно, что
прототипом морских сирен послужили реальные животные с этим же
названием, а на острове Комодо сохранилась вараны воистину драконских
размеров.

Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили
неопровержимые доказательсва своей правоты. Археологические раскопки
близ Эль-Аюма (Сахара Западная) рассеяли все тайны и домыслы — там
было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых
довольно хорошо сохранились. Проффесор Калифорнийского института
естествознания Дж.Р.Р.Эпштейн по методу профессора Герасимова
восстановил внешний вид кентавра (см. рис. N1).

Размеры кентавра отнюдь не гигантские: в холке — около метра, от
передних копыт до макушки — примерно метр восемьдесят. Объем мозга
несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы.
Большой интерес у исследователей вызвал вопрос, как располагались
внутренние органы в двух полостях. Оказалось, что вся верхне-передняя
(человекоподобная) часть была заполнена органами дыхания. Мощные
легкие с большими бронхами делали кентавров необычайно выносливыми,
кроме того, очевидно, кентавры были весьма громкогласны, а
следовательно, и тугоухи. В нижне-задней части сразу за средним поясом
конечностей, оберегаемое ключицами и лопатками, находилось огромное
сердце. За сердцем — объемный желудок и длинный кишечник, что
указывает на то, что кентавры питались преимущественно травой. По
бокам, возле ребер, кентавры имели воздушные пузыри, подобные тем, что
есть у птиц. Во время вдоха они заполнялись воздухом, чтобы потом, во
время выдоха, наполнить этим воздухом легкие. Таким образом, кентавры
были единственными млекопитающими с двойным дыханием.

Классифицировать кентавра оказалось чрезвычайно сложно. Скорее
всего, это особый класс шестиногих позвоночных типа хордовых -
тупиковая ветвь. Доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в
лесах, передвигались на всех шести конечностях и были куда более
медлительными. Выглядели протокентавры (Protocentaurus vulgaris)
иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть совсем не
напоминала человеческую. Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, с
изменением климата протокентавры сделались степными животными, что
потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом
передняя часть тела оторвалась от земли и облегчилась, а задняя -
наоборот, сделалась более массивной, средние и задние конечности
заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции задняя часть тела все
более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни
кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же
часть, облегчившись и став вертикальной, высвободилась для полезного
труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие
руки. Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что труд
сделал из протокентавра — кентавра настоящего (Centaurus centaurus).

Остается загадкой, были ли кентавры разумными. Мифология говорит
«Да» (см. мифы о Язоне, о Лапифе и т.д.), но наука не обладает
достоверными данными на этот счет. К сожалению загадка это
неразрешима, так как все кентавры уже вымерли. Можно предположить, что
повинны в этом люди. Многие литературные источники — например, миф о
Лапифе — повествуют о вражде людей и кентавров. Очевидно, громоздкие и
неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и
мобильными людьми. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей
эры кентавры были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из
Европы вообще. Загнанные в пески Сахары, уменьшающиеся группы
кентавров могли просуществовать до первых веков нашей эры. Последнее
упоминание о встрече с кентаврами можно найти в трактате Капалья «Мои
путешествия на далекие берега».

источники

http://www.magister.msk.ru/library/sf/schen021.htm

http://www.dopotopa.com/kentavru_-_poluljudi_-_polukoni_iz_grecheskih_predaniy.html

http://godsbay.ru/paint/centaurs.html

http://m.mirtesen.ru/groups/30029300044/blog/43936541976

А я вот вам еще напомню, действительно ли и откуда появилась . Знаете ли вы ответ на вопрос , а может быть и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Кентавры в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и туловищем человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

Слово «кентавр», или латинизированный вариант — «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: kenteo — колоть и tauros — бык.

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры.

Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.


Кентавриды (лат. Centaurides, в просторечии кентаврицы) редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую путались с нимфами. При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно.

Наиболее известной кентавридой является Гилонома, жена Киллара (Циллара). Она единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе Пирифоя, где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя.

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс, хотя в средние века случались казусы: на гербах кентавры иногда изображались без передних ног, а на иллюстрациях превращались в коней с человеческой головой или вовсе в простых людей. Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажен и вооружен бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

По-особому изображали древние греки двух самых мудрых кентавров — Хирона и Фола. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнаженный и только с лошадиными ушами.


Кентавры жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции.

Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон, сын Филиры, дочери Океана, и титана Кроноса, втайне от Реи сочетавшихся браком. Застигнутый к момент страсти женой Реей, Кронос принял вид коня, и Хирон родился с телом и ногами лошади, но с человеческой головой и руками. Необычное происхождение объясняет мудрость Хирона, который, в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой раны, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.


Кентавры - великолепные существа. От талии они выглядят подобно мускулистым гуманоидам. Их островерхие уши намекают, чтобы они были как-то связаны с эльфами. От талии вниз, однако, они имеют тела лошадей. Гуманоидная кожа кентавра - обычно бронзовая от многих часов на воздухе. Их конская шкура очень разнообразна цветом и видом, как и у любой обычной лошади. Качется, много различных разновидностей существ сочетают в себе две или более разновидностей, но немногие из них столь же красивы, благородны и изящны, как кентавры.

Кентавры - обычно благородный и приветливый народ. Они предпочитают придерживаться других своего вида, но не боятся общаться и с другими расами.

Главная цель большинства кентавров состоит в том, чтобы жить в гармонии с их лесным домом. Они необразованы, но немногие знают больше них о лесных тропах. Они гораздо больше заботятся о диких местах, в которых они живут, чем о том, чтобы кто-то может когда-то написать в какой-то старой книге.


Кентавры созревают рано и живут короткой, но счастливой жизнью. Подобно лошадям, они могут ходить с рождения, хотя сначала и неуверенно. Они рассматриваются как дети только два года, после чего они являются подростками еще три года. Как только они достигают пятилетнего возраста, кентавры считаются полностью взрослыми. В среднем кентавры живут около 40 лет, хотя некоторые, как известно, достигали зрелого старого возраста в 60 лет.

От их груди до задней части их огузков полностью выросшие кентавры имеют размер от шести до восьми футов. От их передних копыт до макушки они от семи до восьми футов ростом. Кентавры весят где-то от 950 до 1200 фунтов.

Кентавры рассматривают себя благородными стражами леса. Они - королевская власть леса. Из-за этого они беспокоятся о защите своих домов и чувствуют ответственность за защиту существ, с которыми они разделяют эти места.

Мужчины-кентавры проводят почти все свои часы бодрствования охотясь или патрулируя свои земли, зорко наблюдая за любыми чужеземцами, которые могут вторгнуться на их территорию и нанести вред лесу. Если кентавры полагают, что их «гости» действуют из простого невежества или небрежности, они предупреждают незнакомцев, чтобы те изменили свой путь. Но если кентавры видят людей, действующих злонамеренно против их народа или леса, благородные существа атакуют без предупреждения и без милосердия.

Кентавры верны в жизни. Как только они поклянутся друг другу, они всегда преданны, даже если один из пары умирает. Развод неизвестен среди этого народа.

Молодых кентавров поощряют играть свободно, и они главным образом так и делают, бегая по диким лесам, которые представляет собой их дом. По мере вырастания кентавров на них постепенно возлагается все больше обязанностей племени. Когда кентавр достигает пятилетнего возраста, он официально становится взрослым, и племя устраивает большой праздник. Кентавры собираются с окрестностей на мили вокруг, чтобы есть, пить и участвовать в бегах.

По мере того как кентавры становятся старше, они начинают замедляться. В конечном счете, когда приходит их черед умереть, они уходят в лес и умирают мирно и скрытно, оставляя свои тела существам леса, также, как они использовали многих таких существ в течение своей жизни.

Вне племени большинство кентавров работает в одиночку, уверенные в своей способности справиться с большинством ситуаций. Они часто счастливы объединиться с бандой авантюристов, особенно если в ней есть какие-либо эльфы. Они знают, что они неискушенны в путях цивилизации, и всегда счастливы иметь руку помощи в таких ситуациях.


Кентавры предпочитают использовать большие дубины, тяжелые копья и могучие композитные длинные луки. Они также носят специализированную попону кентавров, которая является комбинацией стандартного доспеха и стандартной попоны.

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия - битва с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
"В "Одиссее" Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) в "Метаморфозах".

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен , перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры . Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола


Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются как нимфы . Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды


Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды ». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык), керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Принято считать, что кентавр являлся мифологическим существом, придуманным древними греками. Представлял он собой гибрид человека и лошади. Туловище лошадиное, а вместо шеи и головы с гривой над ним возвышался человеческий торс. Обитало это существо в гористой и лесной местности. Отличалось несдержанным и буйным характером. Часть этих существ относилась к людям враждебно, а другая, наоборот, во всём помогала человеку.

Откуда возникли легенды о столь оригинальных мифологических существах? В глубокой древности жители Средиземноморья не умели ездить верхом. Они передвигались на колесницах. Те были главной ударной силой древних армий. Надо сказать, что с точки зрения тактики колесница гораздо эффективнее всадника. Но это слишком дорогое удовольствие. Поэтому по прошествию столетий конные соединения вытеснили запряженные в пару и тройку коней повозки.

В Древней Греции не было всадников на конях. Однако такой способ езды прекрасно освоили кочевые племена. Иногда они подходили совсем близко к границам Эллады. Жители Балканского полуострова, видя людей на конях, принимали их за единые живые организмы. То же самое наблюдалось у индейцев, но только позже на 3 тыс. лет. Когда испанские конкистадоры высадились на американском побережье и сели на лошадей, то коренные жители Южной Америки приняли их за 4-ногих существ с человеческими туловищами. Поэтому можно допустить, что причиной мифов о кентаврах стали кочевые всадники.

Как появились кентавры

Согласно мифологии, загадочные 4-ногие разумные существа начали свой род от царя лапифов (племя, жившее в северной части Фессалии) Иксиона и богини Нефелы. Как уж там получилось - неизвестно, но Нефела родила первых кентавров в Пелефронийской пещере. Правда, богиня была женой фессалийского царя Атаманта, но он никакого отношения к 4-ногим существам не имел.

Появившаяся на свет молодёжь была отправлена на гору Пелион, находящуюся на юго-западе Фессалии. Здесь оригинальных созданий воспитывали нимфы. Когда же те подросли и стали половозрелыми, то вступили в связь с местными кобылицами. В результате на свет появились 4-ногие существа обоих полов и стали воспроизводиться естественным образом

Знаменитые кентавры

Самым знаменитым из кентавров считается Хирон . Примечательно то, что родился он не от таких же, как сам, родителей, а был зачат от любовной связи Кроноса и Филиры. Это были могущественные божественные сущности, но они не состояли в законном браке, а являлись любовниками. Жена Кроноса Рея застала парочку врасплох. Неверный муж схитрил и принял вид лошади, поэтому впоследствии на свет появился гибрид человека с конём.

Ему даровали бессмертие и назвали Хироном. А он, рождённый от порочной связи, отличался необыкновенной мудростью и добротой. Жил на Пелионе, а воспитателями у него были Аполлон и Артемида. Впоследствии он уже сам обучал легендарных героев. Среди них можно назвать Ахилла, Актеона, Орфея и Патрокла. Этот кентавр был близким другом Геракла. Они вместе охотились и жили в пещере. Но однажды случилась трагедия. Геракл случайно ранил Хирона стрелой, причём та была отравлена.

Это обрекло легендарное 4-ногое существо на страшные муки. Но бессмертие не давало найти облегчение в объятиях смерти. Поэтому Хирон отказался от бесценного дара и передал его Прометею. После этого муки закончились. Герой ушёл из этого мира и был помещён богами на небесную сферу в виде созвездия Кентавра.

Второй знаменитостью является Несс . Это сын Нефелы и Иксиона. Он долгое время работал простым перевозчиком на реке Эвен. Путников перевозил через бурный поток прямо на спине за хорошую плату. Однажды к реке подошёл Геракл со своей женой Деянирой. Парочке нужно было переправиться на другую сторону, и они решили воспользоваться услугами перевозчика.

Геракл посадил свою ненаглядную красавицу на спину Несса, а сам бросился в бурный поток и очень скоро оказался на другом берегу. Он оглянулся назад и увидел гнусную картину. Перевозчик не плыл через реку с его супругой на спине. Пленённый необыкновенной красотой женщины, негодяй пытался её изнасиловать. Та отчаянно сопротивлялась и кричала. Геракл снял со спины свой лук и выпустил стрелу в насильника. Та пронзила Несса насквозь. Он упал на землю и умер.

К третьей знаменитости можно отнести Евритиона . Это тоже сын Иксиона и Нефелы. Он любил выпить и обладал вспыльчивым нравом. Однажды в компании себе подобных попал на свадьбу к лапифам. Там было много вина, и 4-ногий гость захмелел. В состоянии опьянения он стал приставать к женщинам, что не понравилось их мужьям. Началась потасовка, в которой люди вступили в бой с кентаврами. В результате Евритиону отрезали уши. Он с позором ретировался со свадебного пира. Впоследствии был убит Гераклом.

Существовали ли кентавры в действительности?

Можно ли допустить, что существа, сочетающие в себе человеческие и лошадиные черты, существовали в действительности? В своё время древнегреческий философ Плутарх заявлял, что однажды пастух принёс ему новорождённого детёныша. Родила его кобыла. Но от матери у него было лишь туловища, а вот голова и руки человеческие.

Плутарх был серьёзным философом. Он написал более 80 сочинений, касающихся самых разных сторон жизни. Однако этот человек очень любил юмор и хорошую шутку. Так что вполне можно допустить, что рассказ о необычном малыше относился как раз к этой области.

А вот римский философ Тит Лукреций попытался обосновать нереальность существования человеческих и лошадиных гибридов. Он утверждал, что лошади живут гораздо меньше людей. В 3 года животное превращается во взрослого коня, а человек в это время представляет собой лепечущего младенца. В 20 лет у человека наступает самый расцвет физических сил, а конь становится жалкой старой клячей. То есть налицо несовместимость биологических возрастов. Следовательно, подобное существо не могло жить в природе.

Нам же остаётся констатировать, что кентавр порождён богатым воображением древних людей. Это создание обитало лишь в мифах, но никогда не ходило по земле. Однако нужно отдать дань уважения тем, кто придумал столь оригинальное существо, наделил его разумом и заставил совершать множество добрых и злых дел .

Миф о кентавре относится к категории древнейших и представляет собой один из наиболее устойчивых образов в мировой истории – всадника верхом на лошади.

Кентавр неотрывно следует за героем в , встречается среди преданий Микен и скифов.

Идею существа, наполовину состоящего из лошади и человека, также можно отнести к , тем самым она становится самой устойчивой и долгоживущей среди всего «пантеона» преданий и легенд.

Первые упоминания

Статуэтка «Кентавр и человек». Бронза. VIII в. до н.э.

В основе этого предположения лежит находка в виде двух бронзовых статуэток, предположительно, культуры Микен, найденных при раскопках.

Однако с таким же успехом мифы о кентавре, в несколько другом амплуа, могут встречаться и ранее, поскольку, как уже было сказано, идея слияния двух живых существ в одно, не нова.

Впрочем, даже эта гипотеза показывает, насколько такой миф живуч.

Некоторые историки полагают, что в основу мифа о кентавре легли лихие скифские наездники.

Лихие наездники

Будучи, фактически, одними из первых кочевых народов, использующих лошадей не только в быту, но и на войне, они наводили ужас на условно цивилизованный, но все еще далекий от «одомашнивания» животных Запад.

Также сюда можно отнести предания о жестоких таврах и касситах, также почитавших идею боя верхом.

Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, всадники получали новые возможности, а их связь с лошадьми, со слов свидетелей и очевидцев, превращалась в подобие физиологической.

Так, к примеру, в эпоху нашествия гуннов, римляне полагали, что этот кочевой народ растет вместе со своими лошадьми, а воины зачинают потомков с кобылицами.

В любом случае, мифы о кентавре появились именно как попытка объяснить не просто тягу, а умение отдельных народов обращаться с лошадьми и приручать их.

Традиционное объяснение происхождения

Классический миф о кентаврах предполагает, что этот кочевой народ появился в качестве потомков Иксиона и Нефелы.

Иксион, будучи королем Лариссы, был приглашен на пиршество на вершине Олимпа, однако там посмел приставать к Гере.

По одной из версий, богиня сама создала свой образ из облаков, названный Нефелой.

По другой — это сделал Зевс.

В любом случае, Иксион соблазнил Нефелу, после чего от их союза и произошли кентавры.

Несмотря на то, что для любовников все закончилось не слишком благополучно, потомство Зевс сохранил, после чего кентавры заселили леса Греции.

В мифах Эллады

Эллины полагали кентавров дикарями, кочевым народом, неспособным на земледелие, науки, в том числе философию.

Однако среди этого племени есть те, что заслужили особое положение, а именно Хирон и Фол.

Первый кентавр – это умудренный старец, его часто изображают с человеческими передними ногами и ушами, отличительный признак высокого положения.

Он учил Ясона и Ахилла, даже Геракла, пока не пал от его руки, когда герой впал в безумие.

Другой кентавр, отмеченный особым образом в мифологии Древней Греции – это Фол, друг Геракла, погибший случайно от отравленной стрелы героя.

Оба этих героя опровергают традиционное представление о кентаврах в мифах.

Они сдержанны и мудры, классический кентавр, напротив, является диким, олицетворяя буйные ручьи и горные реки.

Довольно часто кентавры в преданиях сопровождают Диониса, греческого бога виноделия, таким образом, возможно, подчеркивается их ветреный и праздный образ жизни.

Физиология

Классический кентавр выглядит как туловище лошади с человеческим торсом и головой. Он разумен, вместе с тем быстр и ловок.

Кентавры сбиваются в табуны, однако кентавриды, самки этого племени, практически не представлены в живописи и литературе.

Более старшие и мудрые кентавры выглядят так: человеческий торс с нормальными ушами и передними ногами, продолжение же туловища лошадиное.

Доподлинно известно, что кентавры дают потомство естественным путем, но как происходит вскармливание жеребенка, грудью или выменем, а также как он выглядит, неизвестно.

Среда обитания

Кентавры не приучены к земледелию, поэтому им ближе степи и леса.

Часто они появляются в качестве традиционного народа греческих предгорий и гор. Там они занимаются выпасом скота и охотой.

Ремесел, как и собственной культуры у кентавров нет, из мифов следует, что они являются промежуточным звеном между непосредственно человеком и зверем, то есть лошадью.

Примечательно, взаимоотношение большого рогатого скота, в том числе быков, и кентавров описаны даже в названии этого вида.

Так, согласно одной версии, с латинского кентавр (centauros) означает буквально «охотник за быками».

Это же говорит в пользу теории о том, что кентавры являются олицетворением всадников, поскольку кочевые народы в основном занимались выпасом лошадей и коров.

Нрав и поведение кентавров

Геракл и кентавр Несс

Часто кентавра ассоциируют с дикой необузданной мощью горной реки.

Это сравнение наиболее точно олицетворяет сущность кочевого народа.

Кентавры вспыльчивы, агрессивны и жестоки.

Гераклу пришлось перебить большую часть этого племени, поскольку напористость кентавров не позволяла им отступить.

Примерно те же черты кентавр представляет в геральдике.

Однако там он имеет также яркий антихристианский подтекст, показывая ленность, праздность и легкомыслие.

Место в русском фольклоре

В русских преданиях образ кентавра олицетворяет кентаврос, создание, позднее ставшее своеобразным воплощением Асмодея.

Он выступает противников царя Соломона и также падает от его руки во время противостояния за супругу владетеля, совращенную дикарем.

Кентавроса также изображают с оружием в руке, показывая агрессию и злобный нрав.

Непосредственно сам образ кентавра остается востребованным как в литературе, так и других жанрах искусства.

Несмотря на то, что первичная ассоциация с дикарями ослабела, первоначальное предание об этом народе осталось неизменным.



mob_info