Капанина Светлана Владимировна: биография, достижения, личная жизнь. Встреча со светланой капаниной – Но полет – это риск

«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова

И еще один пост про вдохновляющих людей.
Посмотрите, какая потрясающая женщина -

Это Светлана Капанина - семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор "ОКБ Сухого".

Впервые о Светлане мне рассказал отец. Я тогда еще имела привычку спорить, если в Интернете кто-то не прав. И меня угораздило схлестнуться на просторах Сети с одним мерзавцем (это не ругательство, это спокойное объективное определение с моей стороны), который под опубликованным к 9 Мая стихотворением Друниной про девушку-солдата начал писать гадости на тему того, что, мол, знаем, зачем все эти... тащились на войну, припомнил мерзкую аббревиатуру ППЖ, а в итоге договорился до принципиальной неспособности женщины представлять из себя не то что боевую единицу - вообще делать что-то за пределами кухни и детской. И тогда папа рассказал мне про Капанину. Своего опппонента я, конечно, ни в чем не переубедила, но зато образ бесстрашной покорительницы воздуха запал в душу. И вот сейчас я о ней вспомнила и хочу в свою очередь рассказать.

Будущая летчица родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих. Ее отец работал таксистом и увлекался фигурным автовождением на льду, по его примеру Светлана с детства тянулась к спорту - были и мопеды, и мотоциклы, и бег на короткие дистанции. Шесть лет отдала спортивной гимнастике, сдала нормативы кандидата в мастера спорта. Светлану даже звали в школу олимпийского резерва - не пошла, так как туда не пригласили ее преподавательницу.
После восьмого класса Светлана поступила в Целиноградское медучилище на фармацевтическое отделение. Окна общежития выходили на летное поле, и девушка могла видеть тренировки спортсменов. Возникло желание попробовать себя в прыжках с парашютом, однако тогда с занятиями "не срослось".
После училища девушка попала по распределению в Курган, где уже через месяц пришла в местный аэроклуб. Там случайно встретившийся инструктор уговорил ее вместо парашютного спорта заняться пилотированием. Однако первый, после нескольких месяцев наземной теории, спокойный горизонтальный полет Светлану разочаровал. Из спорта не дал уйти замечательный летный инструктор А.В.Рукавишников. Он по достоинству оценил и спортивный характер девушки, и хорошую физическую подготовку, приобретенную годами гимнастических тренировок. Чтобы заинтересовать перспективную ученицу, он устроил Светлане "прогонный полет" по всем правилам высшего пилотажа.

"Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…"

Светлану оформили на работу техником-электриком связи при аэроклубе. И начались полеты. Со второго года ее инструктором стал Леонид Солодовников. Многие отговаривали ее, пугая его невыносимым характером. Однако девушка сумела сработаться с резким и требовательным учителем. Тренер не прощал ей малейшей неточности, заставляя отрабатывать не одну сотню раз каждое упражнение, повторяя: «Человек может простить, небо - никогда». Через три года она стала абсолютной чемпионкой России по высшему пилотажу и членом сборной страны. За Леонида Солодовникова она вышла замуж.

"Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете - или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения".

В 1993 г. на Чемпионате Европы в Италии Капанина взяла серебро и вместе с медалью получила звание мастера спорта международного класса, а Леонид Солодовников - звание заслуженного тренера РФ. Они начинают подготовку к чемпионату мира по высшему пилотажу, который состоится через год в Испании. Но через год Леонид погибает - нелепо, невозможно. Это стало тяжелейшим ударом для летчицы. Вместо синего неба перед глазами распахивалась бездна горя и одиночества. Близкие полагали, что Светлана оставит полеты.
Однако женщина предпочла лечить горе тренировками. На крутых виражах личная трагедия отступала, отходила на второй план.Признанием в любви погибшему мужу стало ее выступление на Кубке мира. Под музыку «Юноны и Авось» она исполнила танец в небе, сравнимый разве что с лучшими номерами звезд фигурного катания. Выступление называлось «Аллилуйя любви».
А потом были США. 18-й Чемпионат мира по высшему пилотажу на военной базе в Оклахоме. 79 летчиков из 23 стран. О победе американцев говорили как о деле решенном: у каждого свой личный тренер и персональный самолет. Лучший отель для отдыха.
Русские же в пустыне, на жаре, вручную собирали самолеты. Все были асами своего дела, но катастрофически не хватало часов налета - едва ли пятая часть от обязательной спортивной нормы. Не хватало денег, питались скудно, экономя на всем.
Соревнования по высшему пилотажу проходят в несколько этапов. Первый - обязательная программа - домашние заготовки из сложнейших фигур. Второй - произвольная программа. Третий - темная программа, которая составляется из фигур, заявленных каждой командой. Жюри выбирает 15 из них и оглашает программу за сутки до вылета. Сами летчики говорят, что отдельные элементы этого упражнения невозможно описать словами. Абсолютным чемпионом признают летчика, показавшего лучший результат по сумме трех этапов.
Светлана чувствовала себя плохо, самолет откровенно барахлил. Судьи ничего не заметили, но все же команда находилась на грани провала. Спас случай: из-за погодных условий соревнования прервали на четыре дня, за это время летчики успели восстановить силы и исправить все проблемы в машинах.
Россия победила в командном первенстве. Капанина стала абсолютной чемпионкой мира, завоевав 4 золотых медали. Власти штата Оклахома назвали ее лучшим пилотом чемпионата. Американца вручили Светлане позолоченный ключ и присвоили звание почетного гражданина штата.
После такого триумфа один из западных журналистов написал о победительнице: «Светлана Капанина относится к числу тех характеров, которые способны изменить ход событий самым непредсказуемым образом, в стиле Джеймса Бонда».

А потом - Китай. И ставший легендарным пролет в узком, как игольное ушко, ущелье между скалами. Это рискованное предприятие Светлане предложил один из организаторв Кубка мира. Сначала женщина отказалась. Но, услышав, как у нее за спиной асы говорят, что она струсила, - решила, что полетит.
Ущелья в Китае - узкие и непредсказуемые. Все летчики знают их коварство, побороть которое способны лишь асы из асов.
Светлана на своем "Су-26" набирает скорость и ставит самолет "на нож" - но его бросает на каменную стену. Сделав шесть "бочек", летчица триумфально вырывается из каменной западни. Теперь никто не сомневается в том, что она - лучшая.

Сейчас Светлана может гордиться внушительным списком побед:
- Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
- Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных Игр среди женщин (1997, 2001).
- Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
- Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
- Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).
- Тридцативосьмикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).
- Восьмикратная Чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).
- Семнадцатикратная Чемпионка Европы (1997, 2006, 2014).
-Обладатель 67 золотых, 22 серебряных, 12 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Гран-При ФАИ.
Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег. Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Светлана замужем, у нее сын и дочь. Дети уже сейчас хотят летать, как их мама.
"После рождения Пересвета (сына), недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой".
Через полгода после рождения сына Светлана в очередной раз завоевала звание абсолютной чемпионки.

"Пока душа поет и летается - буду летать. Не почувствую радость от полета - закрою фонарь и уйду. Но думаю, это произойдет прозаичнее - из-за отсутствия самолета. Ну а форм саморазвития много. Работа над собой - это и есть главное, зачем мы приходим на землю".

Более 50 раз звучал Гимн России в честь побед Светланы Капаниной на международных соревнованиях по высшему пилотажу. Она - самая титулованная лётчица за всю историю мирового авиаспорта, её имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Светлана - 39-кратная чемпионка мира начиная с 1995 г., 7-кратная абсолютная чемпионка мира, заслуженный мастер спорта и тренер России, лётчик-инструктор 1-го класса «ОКБ Сухого». В своё время авиаспециалисты на Западе подсчитали, что среди 10 лучших лётчиков планеты 9 человек - мужчины, но 6-е место в рейтинге занимает русская женщина Светлана Капанина .

«Аллилуйя любви»

Светлана говорит, что за штурвал самолёта попала случайно… Хотя жизнь с детства готовила провинциальную дев-чонку к покорению неба. В 4-м классе она три дня уговаривала родителей, чтобы ей купили мопед. В 6-м - стала кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Мечтала стать бойцом спецназа, прыгнуть с парашютом, постичь тайны карате. Но окончила мед-училище, стала фармацевтом и поехала в Курган. Там ей и вскружил голову первый полёт в качестве пассажира на спортивном самолёте. Пилотом был страстный лётчик Леонид Солодовников . Вскоре они стали мужем и женой. Но если небо подарило ей первую любовь, то земля её похоронила: Леонид трагически погиб 8 августа 1994 г./p>

Обычно на показательных выступлениях во время произвольной программы Светланы на земле звучит танго. Но однажды из динамиков полилась музыка из рок-оперы «Юнона и Авось» - Капанина назвала тогда свою композицию «Аллилуйя любви» и посвятила её всем погибшим лётчикам...

Друзья по аэроклубу думали, что Светлана уже не выйдет из жизненного штопора, но она сдюжила. И начала побеждать.

На первом своём чемпионате мира в ЮАР (1995 г.) Капанина была единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин. Тогда Светлана стала второй в мире в абсолютном зачёте, забрав у мужчин «золото»-«серебро»-«бронзу» в отдельных упражнениях. На чемпионате планеты в США (2003 г.) от высшей награды - «Кубка Арести» - её отделяла одна ступень пьедестала. Но по одному из упражнений в общем с мужчинами зачёте смогла завоевать золотую медаль, став первой в истории мирового авиаспорта женщиной-пилотом, победившей всех мужчин на чемпионате мира.

За душой ни гроша

Владимир Сварцевич, «АиФ»: Светлана, при награждении в Кремле с Президентом РФ парой слов перекинулись?

Светлана Капанина: Поблагодарила за награду. И очень коротко рассказала, что авиаспорт в России скорее мёртв, чем жив, что летаем мы на рухляди. Просто попросила помочь. Третий год сборная России по высшему пилотажу - без отечественных самолётов. У 20-летних «сушек» давно закончился лётный ресурс. Нет денег на ремонт, на бензин (около 10 000 руб. в день). Перед чемпионатом Европы дошло до абсурда - прозванивала всю Европу в поисках самолёта.

Светлана Капанина на церемонии вручения государственных наград выдающимся россиянам в Кремле. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

- На Западе вас считают богатой дамой, «золотой лётчицей». Вы можете купить себе личный самолёт?

За душой ни гроша! Как работник фирмы «Сухой» живу от зарплаты до зарплаты. За мои госнаграды денежные выплаты не положены. За победы на международных состязаниях валюта тоже не капает, а большинство членов нашей сборной команды вообще не имеют стабильной зарплаты. В этом году С. Собянин подписал постановление о надбавке к пенсиям для наших ветеранов - чемпионов мира и Европы по самолётному, вертолётному и планерному спорту, проживающих в Москве. Их всего 15 человек.

Пропал парниша

- У лётчиков есть свой лимит везения?

На Кубке в Китае был особый случай. Есть там горная гряда, где сросшиеся скалы образуют природную арку - так называемые «Небесные врата». Место священное и особо почитаемое. Видимо, журналисты меня решили проверить на вшивость: а слабо во врата пролететь? Лететь желания никакого: висит плотная дымка, врата кажутся такими малюсенькими. (Природная арка «Небесные врата» досконально измерена: высота - 131 м, ширина - 57 м, толщина стенок - 60 м. - Ред.) Перед вратами есть ещё одна скала, её надо было обогнуть. Вошла в арку «на ноже» (по-простому - боком, когда одно крыло вниз, к земле, а другое - в небо), потом перевернула самолёт в обратный полёт и поставила на другой «нож» - и в этот момент воздушный поток бросил меня к левой стенке. На страх не было времени. Просто многократными «бочками» вышла на простор.

Природная арка «Небесные врата», через которую Светлана не побоялась пролететь.\b Фото: Public Domain

Верю ли я в Бога? Не знаю, но крестик ношу, христианские обычаи чту, молитвы перед полётом читаю. Иногда... Осознаю, что «извне» что-то существует, от чего зависит везение и удача. Однажды во время тренировочного полёта на моём самолёте сорвало винт. Сначала «ушла» одна лопасть - пролетев мимо кабины, вонзилась в крыло, пробив лонжерон. Пошла сильная тряска. Затем срезало весь винт, что меня и спасло... Порой из-за сильной тряски лётчики не в состоянии даже выпрыгнуть из самолёта и погибают. Я же произвела вынужденную посадку на аэродром без работающего двигателя. Повезло! Самое страшное было на земле: за моим полётом следили дети и муж, а винт от моего самолёта шлёпнулся на землю буквально в 100 метрах от них. Вышла из самолёта, завтра лететь на чемпионат Европы. Надо забрать шлемофон из кабины. А если самолёт загорится?.. Прилегла в траву. Вдох-выдох, вроде жива. Вдруг слышу - в мою сторону машина едет. Ну вот, думаю, в небе не погибла, а в траве задавят… А это муж на машине ко мне мчится.

С Владимиром Светлана по-знакомилась на аэродроме. Он оказался там случайно. Кто-то ему сказал, что парни носят на руках красивую лётчицу в честь её победы на чемпионате мира. Большой и мудрый мужчина увидел чемпионку… И пропал парниша - вскоре они поженились…

У нас в доме постоянно огонь и молнии, - улыбается Светлана на вопрос, как можно ужиться двум лидерам. - А тут подрастают ещё двое лидеров - сын Пересвет (14 лет) и дочь Есения (12 лет). Тем не менее здорово ладим. Мой муж Владимир Степанов очень сильный человек, имеет четвёртый дан по карате, мастер спорта по тайскому боксу, заслуженный тренер РФ. Детей он воспитывает в спартанских условиях. Когда я в командировке, Володя им - и мама, и папа. Дети у нас спортивные - занимаются сноубордом, в дисциплине слоупстайл прыгают с трамплинов. Есения хочет летать. Так что подрастает ещё одна летающая блондинка.

САМОЛЕТЫ

СПОРТ

ПОБЕДЫ

Капанина Светлана Владимировна

Родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинск Кокчетавской области (Казахской ССР). Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. В последствии "баранку" таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время - бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательная сестра Лариса и брат Олег. Семья всегда мне помогает и поддерживает! Я их очень люблю!!!

Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и "Зарницах". Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, с ней не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов!!! Очень много в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств...

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле - чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров ("они меня не впечатляли"), а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями...

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб... иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а "записаться на самолеты". Ну, и записалась. Несколько месяцев занималась теорией - самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и "прокатили", по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов, то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

С трудом уволившись с аптеки (в те времена, было очень строго с отработкой по распределению после учебы), собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: "Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж". Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: "Он и обезьяну летать научит..." Александр Васильевич сразу уловил спортивный характер юной девчонки, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам: "перспективного спортсмена". Очень благодарна ему за настойчивость с которой он убеждал меня остаться!!!

В общем, погостила дома и вернулась, думала, что на несколько дней - уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич (он стал потом моим тренером) устроил "настоящий прогон", а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать.

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины - словом, ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу...

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК - и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: "Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!". Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: "Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь".

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал... Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам... С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь... Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась... Он мой "ангел-хранитель"!

С 1991 года вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

К имени Л.А.Солодовникова хочу добавить еще несколько имен тренеров, которые впоследствии помогали и продолжают помогать мне тренироваться и готовиться к соревнованиям: К.Г.Нажмудинов, А.Г.Шпиговский, В.Н.Чмаль.

В 1993 году выступала на первых международных соревнованиях - чемпионате Европы. Потом, соревнования стали проходить всё чаще - по нескольку раз в год, и так уже более 20 лет.

С 2000 года работаю на фирме "Сухого" летчиком-инструктором 1класса.

Живу в городе Москве. У меня прекрасный муж - Владимир, и чудесные дети - сынуля Пересвет и доченька Есения. Они мои "АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ" на земле! Они всегда за меня молятся! И все мои победы для них!!!

К небу людей тянуло с древних времен. Что только ни создавалось для покорения голубого пространства над нашей планетой: самодельные крылья, бочки с порохом в качестве летательного аппарата и прочие интересные вещи. Когда же появились первые аэропланы и самолеты, мужчины оккупировали эту технику, считая, что женщинам не место за штурвалом такой машины.

В истории есть множество упоминаний о женщинах-летчиках, но самой выдающейся стала Капанина Светлана. Она так виртуозно управляет небесным транспортом, что множество раз в честь ее полетов звучал гимн страны. Капанина Светлана Владимировна, биография которой интересна и разнообразна, стала героиней нашей сегодняшней статьи. Что же стало причиной ее пристрастия к полетам?

Светлана Капанина: биография

Светлана родилась в рабочей семье 28 декабря 1968 года. Ее родной город находится на территории Казахстана в Акмолинской области.

Уже в начальных классах школы девочка увлекалась быстрой ездой. Учась в четвертом классе, она почти неделю уговаривала родителей приобрести для нее мопед. Получив желанный подарок, она много раз участвовала в юношеских заездах.

Также девочка участвовала в соревнованиях по бегу, так как умела не только быстро ездить, но и быстро бегать.

В это же время она занимается художественной гимнастикой, к шестому классу уже имеет неплохие достижения в этом виде спорта. Она смогла выполнить норматив кандидата в мастера спорта.

Дальнейшее обучение и мечты не связаны

Капанина Светлана мечтала о прыжке с парашютом, хотела почувствовать небо. Также в ее планах было научиться искусству карате, стать бойцом в отряде спецназа. Согласитесь, совсем не девичьи грезы!

Но судьба вела ее к небу с другой стороны. Девочка, окончив восемь классов, поступает в медицинское училище, где учится на фармацевта.

С места учебы ее распределяют работать в город Курган. Там она начинает "хозяйничать" в больничной аптеке.

Любовь в небесах

Впервые Капанина Светлана полетела пассажиром в спортивном самолете. Ей вскружил голову не только полет, но и пилот. Это был страстный летчик, который так вел самолет, что девушка просто визжала от восторга.

Леонид Солодовников не пытался напугать красавицу-пассажирку, он пытался привлечь ее внимание к себе. В итоге молодые люди начали встречаться, а потом и поженились.

Семейное счастье длилось недолго. Небо подарило им друг друга, но и разлучило. В 1994 году Леонид трагически погиб, не справившись с управлением самолета и разбившись.

Главное - взять себя в руки

Пилот Светлана Капанина целый год приходила в себя. Она очень сильно переживала смерть супруга, многие думали, что она уже никогда не сядет за штурвал и не выйдет из того состояния, в которое впала.

Впервые она вышла на участие в показательных полетах не со своей музыкой. Обычно для нее из динамиков на поле играло танго. Но в этот раз она попросила поставить композицию "Юнона и Авось" из рок-оперы. Капанина Светлана назвала свой полет "Аллилуйя любви" и посвятила его всем летчикам, которых уже нет в живых.

Первые победы в состязаниях на самолетах

В 1995 году проходил чемпионат мира в ЮАР по полетам. Это были первые всемирные соревнования для Светланы. Она понимала, что шансы у нее есть, но мизерные, ведь участие принимало сорок четыре пилота мужского пола, а она была сорок пятым участником - единственной женщиной.

Мужчины в своих полетах отличаются большей дерзостью, но Капанина Светлана, недавно похоронившая мужа, стала тоже довольно бесстрашной. На этих соревнованиях она выкладывалась по полной, не жалея ни себя, ни самолет.

В конце турнира объявили результаты: Светлана стала второй! В мировом авиационном спорте еще не было случаев, когда женщина занимала первые места. В этом году она стала обладательницей "золота", "серебра" и "бронзы" в отдельных состязаниях.

Следующую золотую медаль она взяла в Америке на чемпионате планеты. Хотя Капанина Светлана в тех соревнованиях не стала обладателем "Кубка Арести", от которого она находилась на расстоянии одной ступени пьедестала, но в этом году она стала первой в мире женщиной-пилотом, обошедшей мужчин.

Светлана Капанина - летчик без самолета

Когда в Кремле Светлану награждал сам Путин, девушка не упустила возможности пожаловаться ему на авиаспорт в России. Она сказала президенту, что ее победа могла бы и не случиться, ведь для мирового чемпионата у нее даже самолета не было!

Владимир Владимирович попросил подробней описать все проблемы, связанные с авиационным спортом и отсутствием у Капаниной самолета. Она сказала, что та "рухлядь", на которой они тренируются, уже давно исчерпала свой летный ресурс. Отечественным самолетам более двадцати лет, на них летать просто опасно.

Также Капанина Светлана рассказала президенту о том, что ни на ремонт ни на бензин выделяемых денег не хватает. Нужно на один самолет не менее десяти тысяч в день.

Светлана рассказала Путину, как перед мировым чемпионатом обзванивала европейские клубы в поисках самолета для соревнований. Владимир Владимирович обещал, что разберется с этими проблемами.

Семейная жизнь летчицы

Первого своего мужа Светлана похоронила. Она его очень любила, но это не было поводом ставить на себе точку. Со вторым мужем Владимиром девушку тоже свело небо. Только в этот раз Владимир по приглашению друзей пришел посмотреть на показательные выступления красивой летчицы. От друзей он слышал о ее победах, о том, что мужчины-летчики ее обожают, после каждого полета девушку носят на руках.

Любопытство Владимира закончилось влюбленностью. Он, как увидел Светлану, был настолько поражен совмещением ее красоты и таланта, что просто потерял голову. Через некоторое время они поженились.

У семейной пары есть двое детей: сын Пересвет и дочка Есения. Муж Светланы воспитывает детей в строгости, так как сам заслуженный тренер РФ по боксу и карате!

Дети тоже занимаются спортом, предпочитают сноуборд. Также дети гордятся своими родителями, они в школе всем рассказывали о том, какая у них отважная мама и сильный папа.

Везение и удача - главные составляющие в жизни пилота

Светлана Капанина, биография которой не многим известна, не один раз была на грани жизни и смерти. Во многом ее действительно сопровождала Фортуна. Расскажем про один случай.

Во время одного тренировочного полета на ее самолете сорвало винт! Лопасть пронеслась мимо нее и впилась в крыло. Аэродинамика была нарушена и началась ужасная тряска. В большинстве таких случаев тряска не дает выбраться пилоту для эвакуации, и летчики погибают. Светлане повезло - винт вырвало полностью, что дало возможность посадить самолет без работающего двигателя, просто планируя.

Но для Светланы это было не самым страшным. Она видела, как оторванный винт грохнулся буквально в нескольких метрах от ее семьи. Муж с детьми в этот день наблюдали с поля за полетом Светланы. Слава Богу, обошлось!

Светлана Капанина - летчик, интервью у которого хотят взять многие репортеры. Это обычная, не зазвездившаяся женщина, которая с удовольствием отвечает на вопросы и общается с любителями авиационного спорта.



mob_info