История создания велосипеда.

Я очень люблю кататься на велосипеде. Это ведь так здорово набрать скорость и почувствовать, как ветер свистит в ушах. Или расстояние от дома до стадиона, которое обычно проходишь за полчаса преодолеть за несколько минут. И меня всегда интересовал вопрос: "Какая же история создания велосипеда?" Сейчас я вам об этом расскажу.

Кажется, проще в мире нет изобретения. Ведь не зря существует выражение «не надо изобретать велосипед », то есть придумывать что-то всем известное. А ведь люди долгое время обходились без них. Считается, что в 1801 г. уральский кузнец Ефим Артамонов построил первый в мире велосипед с колесами, педалями и рулем. Из Урала он приехал в Москву и там его велосипед попал в царский музей редкостей и был забыт. Но до сих пор идут споры, было ли это событие на самом деле или это историческая байка.

В 1815 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега». Но название это не прижилось и его стали называть «дрезиной», в честь барона. Выглядела дрезина как двухколесный самокат с рулем и без педалей, с деревянной рамой и могло развивать неплохую для того времени скорость.

Это изобретение вызвало восторг! Представьте, во времена, когда главным транспортом была повозка, запряженная лошадьми, вдруг появляется возможность быстро передвигаться самому. Правда в движение эта штуковина приводилась при помощи ног, идущих по земле, отчего у ездоков быстро изнашивались ботинки.

А вот когда в 60-е годы 19 века мастер Пьер Лалман , делающий детские коляски, прикрутил к переднему колесу педали, его изобретением заинтересовались промышленники. Они начали выпуск большого количества велосипедов, да еще и с металлической рамой, которая заменила деревянную. Именно с этого момента и началась история велосипеда.

Затем конструкторы велосипедов решили увеличить переднее седло до двух метров. Заднее же было - 30 сантиметров. Такие велосипеды называли «пауками». Большое количество травм покупателей заставило создателей этого чуда добавить третье заднее колесо, иначе на таком велосипеде было слишком опасно ездить, а падать высоко. Чтобы привлечь покупателей, на «пауках» были устроены соревнования. Газеты тех лет писали: «Чтобы управлять этими велосипедами требуется сила слона и ловкость обезьяны».

Но по-настоящему велосипеды стали попуярными, когда англичанин Томсон придумал шин ы, а ветеринар Данлоп нашел из чего их делать. Он отрезал кусок поливочного шланга и натянул его на ободок. Но воздух в шину не закачивали, а использовали воду, что делало велосипед очень тяжелым.

Представь себе, что все это время велосипеды были без тормозов . Их придумали только в конце 19 века. Интересно было бы посмотреть, как велосипедисты останавливались?

А в начале прошлого века появился первый механизм переключения скоростей . Но чтобы воспользоваться им, надо было остановиться, снять цепь, открутить заднее колесо, снова перевернуть и надеть цепь!

Производство велосипедов послужило толчком и для создания автомобилей и самолетов . Ведь многие технологии, разработанные для производства его частей стали использоваться в производстве этих сложных механизмов.И ряд сегодня известных автомобильных фирм, начинали как велосипедные.

Популярность велосипедов стала меньше, когда появились автомобили. Их считали одной из главных помех на дороге. Но сегодня велосипеды опять стали любимым видом транспорта. Во-первых, и для здоровья полезно, и окружающую среду не засоряют, да и в городских пробках дадут фору любому.

Это интересно:

Первое кругосветное путешествие на велосипеде 125 лет назад было очень сложным. Длилось оно три года, ведь у велосипеда в то время было огромное переднее колесо и не было шин.

Мировой рекорд скорости на велосипеде - 268 километров в час. Но не удивляйся такому высокому результату: и трасса была особенно подготовлена, и даже перед велосипедистом ехала машина, которая рассекала воздушный поток.

3. ЦИОЛКОВСКИЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Приложение к рассказу 1.«Старая фотография или циклодром» -

Любителем велосипеда был основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. В 1905 году он купил велосипед московской фабрики "Дукс" и ездил на нем до самой смерти. По воспоминаниям его близких, Циолковский ездил на велосипеде с начала весны и до снега. Видеть его на этом транспорте было привычно и семье, и ученикам, да и калужанам тоже.

На этом велосипеде видел его и я. Циолковский умер в 1935 году, значит, мне было тогда не более семи лет. Я был в городе с кем-то из взрослых, и мимо нас проехал на велосипеде старик в шляпе и блузе. Циолковского в городе все знали, и сразу же послышались голоса: «Циолковский! Циолковский! Это поехал Циолковский!» Благодаря этим восторженным восклицаниям мне и запомнилась эта случайная встреча.

Излюбленным местом отдыха Циолковского был знаменитый Калужский бор. Оставив свой велосипед возле сторожки лесника, он совершал по бору пешеходные прогулки.

В автобиографической статье Циолковский указал: «Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног, в особенности икряные. Я стал меньше задыхаться при восхождении на гору. Но ослабел интерес к конькам и водному спорту.
Благодаря велосипеду я мог каждый день летом, в хорошую погоду, ездить за город в лес. Это облегчало и купанье, так как Ока была далеко от дома. В училище надо было ходить за три версты, и это стало нетрудно».

Циолковский умер 19 сентября 1935 года. За шесть дней до смерти Циолковский написал в письме Сталину:

"До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина - Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".

На письмо выдающегося ученого вскоре пришел ответ:
«Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. Сталин».

Циолковскому не суждено было при жизни увидеть воплощение своих грёз о покорении космоса. Первый искусственный спутник Земли был запущен Советским Союзом в 1957 году, спустя 22 года после его смерти.

Калугу дважды хотели переименовать в Циолковск, первый раз – еще до войны, второй - в 1957 году накануне столетия учёного, но не получилось, Калуга отстояла своё имя, полученное еще в древности. И всё же город Циолковский на карте России появился: В 2015 году имя Циолковского было присвоено городу в Амурской области, построенному близь космодрома «Восточный».

А велосипед Циолковского фабрики «Дукс», прослуживший ему тридцать лет, хранится в Мемориальном доме-музее Циолковского в Калуге. Музей Циолковского находится на окраине города недалеко от реки Оки на улице его имени. В этом доме Циолковский прожил 29 лет.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полета в космос, записал в Книге почетных посетителей Дома-музея следующее:

«С большим... удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович,… счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос».

На фотографии Циолковский во дворе своего дома в Калуге.
Фотография взята из Интернета.

См. приложение: 4. «Человек с велосипедом, смотрящий в небо» -

Рецензии

Да-да, именно "Дукс". А еще, помнится в то время были "Энфильд-Риж" и "Энфильд -_Урал". Тебе, Вадим, как знатоку истории велосипедостроения, это должно быть известно. И судя по "урал" в названии, это были первые отечественные велосипеды?
Покойный Евтушенко сам поставил фильм о КЭЦ ("Человек с планеты Земля"), сам же и сыграл его, и вполне достоверно, по-моему, хотя сам его и видеть не мог (это я не об ЕЕ, а о себе самом)

Судя по названию "Энфильд", фирма имеет английские корни. До революции в Москве существовала Акционерное общество, выпускавшее велосипеды "Энфильд-Урал". Подробностей не знаю.
Фильм "Человек с планеты Земля", к сожалению, не видел. Прошел мимо меня, так получилось.

Завод "Дукс" производил не только велосипеды, но прежде всего самолёты, а также мотоциклы, дрезины, автомобили, аэросани и даже дирижабли. В 1919 году он был переименован в Государственный авиационный завод № 1.

Борис Джонсон - британский политик и журналист, член Консервативной партии, мэр Лондона. А еще он - человек, не равнодушный к своему здоровью. Или просто заядлый велосипедист. Иначе бы на работу постоянно не катался на самом экологически чистом средстве передвижения.

Источник: dailymail.co.uk

Джордж Буш

Американский политик-республиканец, 43-й президент США в 2001—2009 годах, губернатор штата Техас с 1995 по 2000 год, сын 41-го президента США Джорджа Г. У. Буша. Джордж Буш младший тоже любит ездить на велосипеде. Обрати внимание: бывший президент серьезно подходит к катанию, иначе бы не обул велосипедные контакты (то есть обувь).

Говорят, в среднем Буш за одну поездку проезжает расстояние 18 миль (почти 30 км). Время в пути - 1 час 20 минут. Таким образом одна поездка ему обходится в минус 1200 калорий. Катается «Младший» на “Trek Fuel-98“ - считается одним из лучших велосипедов линейки mtb. Cтоимость - около $3100. Все благодаря комплектующим, половина из которых сделана из высокотехнологичного углепластика.

Также Джордж Буш младший устраивает велопробеги, например: экс-президент США собирается принять участие в 100-километровом велопробеге с ветеранами войн в Афганистане и Ираке.


Источник: thetimes.com

Ли Мен Бак

Ли Мен Бак - президент Республики Корея с 25 февраля 2008 года по 25 февраля 2013 года. Живет и катается по улицам и дорогам города Сеула - столицы и крупнейшего города страны, где население - более 10 миллионов человек. Таким образом он пытается привлечь массы к велосипедам, здоровому образу жизни, заботе об окружающей среде.


Источник: koo-bikes.com

Николя Саркози

Странно было, если бы президент Франции не попал в наш чарт политиков-велосипедистов. Но Саркози (французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской республики) не просто катается, а серьезно занимается велоспортом: нанял персонального тренера, с которым гоняется за лучшим результатом.


Источник: theguardian.com

Дэвид Кэмерон

Дэвид Уильям Дональд Кэмерон - британский политик, лидер Консервативной партии, действующий премьер-министр Соединенного Королевства. А еще он - тоже заядлый велосипедист. Пробег чиновника измеряется тысячами километров, что не может не свидетельствовать о серьезном отношении к катанию на байке. Кэмерон говорит:

«Это очень часто помогает мне решать политические задачи».


Источник: imagecollect.com

Осмо Сойнинваара

Председатель «Зеленого союза» Финляндии, бывший депутат парламента и министр социального обеспечения и здравоохранения. С ним все ясно: лидер зеленых иначе поступить просто не мог. Кстати, Сойнинваара является еще активным велопутешественником. Однажды в течении месяца он пересек на велосипеде всю Европу, проехав 3000 км.


Источник: Pinterest.com

Джоб Коэн

Если однажды тебе выпадет возможность поболтать с Джоном Коэном, мэром Амстердама, приготовься к тому, что он скажет:

«Знаешь, а наш город совсем не приспособлен для езды на машине. Кстати, а на каком велосипеде ты катаешься?»


Источник: bbc.co.uk

Арнольд Шварценеггер

Когда-то Арни был заядлым противником кардиотренировок, велосипеда в частности. Все потому, что они якобы съедают мышцы. Не лишено смысла. Но сегодня Шварц уже не так следит за рельефом тела, набором и сохранением массы. И все реже снимается в боевиках. Поэтому он периодически себе позволяет прогулки в компании телохранителей и двухколесного товарища.



Дойдя в своих рассуждениях до этого места, путешественники, осознав наконец свою ошибку, молча посмотрели друг на друга.
Ну конечно же экипаж ракеты не мог никого видеть. Он не видел и самого острова. Оптическая сфера надёжно защищала его от посторонних глаз.
– Стало быть, нам необходимо выйти на катере за пределы оптической сферы, – сказала Кроха. – Ракета нас заметит и спустится.
– Да, это правильно, – согласился Винтик. – Но только ракета сейчас где-то на северо-западе, за горой. Мы не можем гоняться за ней на спасательном катере…
– Значит, мы подгадаем такой момент, когда ракета появится с нашей стороны, и тут же выйдем в море.
– А если она появится ночью? – спросил Незнайка.
– Тогда мы всё равно выйдем в море и будем запускать с катера сигнальные ракеты.
– А разве мы сами увидим ракету в темноте?
– Мы увидим её иллюминаторы и габаритные огни, – пояснил Винтик. – Всё, что летает или просто возвышается над землёй, должно иметь габаритные огни, чтобы не представлять опасности для других летательных аппаратов.
– Ну вот и хорошо, – сказала Кнопочка. – Ночью будем дежурить по очереди, наблюдая за небом.
На том и порешили.
Дотемна путешественники слонялись по береговой кромке, ожидая появления ракеты, а Винтик тем временем начал наладку и перепрограммирование попавших в его распоряжение четырёх роботов. На скрытой под плащом поверхности у каждого из них были выбиты номера, служившие им также и именами: «Седьмой», «Восьмой», «Девятый» и «Десятый». В новую программу Винтик заложил и новые имена, почему-то собачьи. Наверное, такие имена напоминали ему о собачьей преданности. Роботы теперь назывались «Бобик», «Трезор», «Дружок» и «Барбос». Они стояли в рядок и дожидались, когда в них подзарядятся аккумуляторы и в процессоры, с помощью главного судового компьютера, можно будет ввести новую программу.
Подходил к концу десятый день путешествия.

Часть третья
ТАЙНА ОСТРОВА ГОЛУБОЙ ЗВЕЗДЫ
Глава тридцать седьмая
НЕПРИМЕТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
На реке Ключевой в городе Букашкине жил малыш-коротыш по имени Ластик. В доме на улице Крапивной кроме него жили ещё сапожник Каблучков, фельетонист Булавкин и милиционер Козырьков.
Каблучков умел делать такую замечательную лёгкую и удобную обувь, что к нему всегда стояла очередь из желающих заказать модные туфли или обыкновенные сандалии или ботинки. Каблучкова в городе все знали и уважали.
Фельетонист Булавкин работал, если можно так выразиться, на невидимом фронте. Он специально одевался в серую неприметную одежду, надевал очки с тёмными стеклами, надвигал на глаза шляпу и рыскал по городу с фотоаппаратом в поисках какого-либо недосмотра. Обнаружив, к примеру, прохудившуюся водопроводную трубу или попробовав невкусного борща в столовой, он тотчас бежал в редакцию и писал едкую, обличительную статью по поводу замеченного непорядка. Булавкина в городе тоже все знали и немного побаивались. Никому не хотелось попасть на острие пера вездесущего журналиста. Тем не менее его фельетоны пользовались огромным успехом у читателей, за исключением тех, само собой разумеется, против кого была направлена его искромётная сатира.
Будка милиционера Козырькова находилась в самом центре города, на пересечении двух главных улиц – Лопуховой и Тенистой. Но поскольку автомобилей в Букашкине было всего четыре штуки, а жители предпочитали ходить пешком или кататься на велосипедах, Козырьков занимался по большей части тем, что прохаживался по улицам, заглядывал во дворы и следил за тем, чтобы не было какого-нибудь беспорядка и никто никого не обижал. Завидев Козырькова, все с ним здоровались, а забияки тут же прекращали драку и разбегались. Козырьков ходил в форменном белоснежном кителе с погонами, фуражке и начищенных до блеска сапогах, которые ему с особой тщательностью пошил сосед Каблучков. Жители Букашкина шли к Козырькову с самыми разнообразными вопросами и просьбами, и он всегда помогал сам или подробнейшим образом разъяснял, куда следует обратиться и как правильно написать заявление.
Ластик работал механиком в небольшой мастерской по ремонту радиоприемников и телевизоров. Личностью он был совсем неприметной, почти никто в городе, кроме собственных соседей, его не знал. Даже в мастерской, где он работал, имелась приёмщица, которая сама любила поболтать с посетителями. А Ластик сидел за фанерной перегородкой, тихонько паял свои схемы и слушал их разговоры. И даже когда заказчик получал отремонтированную вещь, работавшую совсем как новенькая, благодарил он не Ластика, а приёмщицу. Но Ластик на это ничуть не обижался, философски полагая, что каждый должен заниматься своим делом.
Когда же у Ластика заканчивался рабочий день в мастерской, он спешил домой, чтобы, засев в специальной комнатке на чердаке, заняться своим любимым делом.
Это дело заключалось в том, что на чердаке стояла собранная собственными руками коротковолновая радиостанция, при помощи которой Ластик связывался со множеством таких же, как он, радиолюбителей. А их было великое множество, разбросанных по самым отдаленным уголкам сказочной страны. Их было даже больше, чем друзей у Каблучкова и Козырькова, вместе взятых, в городе Букашкине.
Отличие состояло лишь в том, что со своими друзьями Ластик никогда в жизни не встречался, хотя многие присылали ему по почте свои фотоснимки.
Как-то раз Ластик надел свой самый лучший костюм и сходил на соседнюю улицу к фотографу Птичкину, где тоже снялся на цветное фото. Получив от Птичкина целую стопку глянцевых карточек, Ластик надписал на обороте каждой из них горячее приветствие, вложил в конверты и разослал всем своим далеким друзьям.
Однажды непогожим дождливым вечером, когда дождь хлестал по оконному стеклу, а молнии так и сверкали в небе, Ластик сидел у себя на чердаке перед радиостанцией и шарил ручкой настройки по короткой волне.
Но вот в одном месте он различил заглушаемый помехами и треском от разрядов молний слабый писк морзянки. Ластик схватил карандаш и собрался было записывать буквенную расшифровку сигнала, как сразу понял, что звучащий в эфире сигнал означает не что иное, как тревожный сигнал «СОС»…
Ластик сразу пришел в чрезвычайное волнение. Такой сигнал могли передавать только терпящие где-то бедствие и взывающие о помощи коротышки.
Передача шла в автоматическом режиме, и время от времени включалась запись, начинавшаяся словами: «Внимание всем! Вызываю Космический городок!..» – и заканчивавшаяся подробными координатами какого-то острова в океане, на который следовало немедленно выслать ракету со спасательной экспедицией.
Переписав сообщение на бумажку, Ластик на секунду откинулся в кресле. Лоб его покрылся испариной, руки дрожали. Из газет и передач он знал о готовившейся в Цветочном городе морской экспедиции, а также о том, что судно под названием «Стрекоза» с двадцатью двумя пассажирами на борту неделю назад отправилось вниз по Огурцовой реке по направлению к морю. И вот теперь он, может быть единственный на свете, узнал о том, что отважные путешественники попали в беду. Радиосвязь между «Стрекозой» и Космическим городком по каким-то причинам была нарушена: на транслируемые в эфир призывы о помощи никто не отвечал. Стало быть, решил Ластик, необходимо срочно связаться с Космическим городком по телефону. Но прежде всего следовало дать «Стрекозе» радиоподтверждение.
Ластик настроил передатчик, положил руку на ключ и… В это самое мгновение молния попала в расположенную на крыше дома антенну, разряд ударил по радиостанции, несчастный отлетел на пол и потерял сознание…
Когда Ластик открыл глаза, была уже ночь. В свете настольной лампы он увидел дымящуюся радиостанцию и всё вспомнил. В отчаянии оттого, что столько времени было упущено, Ластик вскочил на ноги и бросился к аппаратуре. Сняв крышку и заглянув внутрь, он понял, что дело безнадежно и восстановить радиостанцию он сможет только у себя в мастерской. Тогда он спустился в коридор, схватил телефонную трубку и набрал справочное. Узнав номера Космического городка, он принялся звонить туда по всем телефонам, но, как и следовало ожидать, никто не отвечал. (Часом позже он бы уже застал там Стекляшкина и Клёпку.)
Теперь Ластик чувствовал уже себя лично виноватым если не в беде, постигшей пассажиров «Стрекозы», то хотя бы в том, что для их спасения ничего не предпринимается…
Стиснув кулаки, он энергично постучал в дверь Каблучкова. Не дождавшись ответа, он решительно распахнул дверь и шагнул к кровати. Схватив спящего за воротник пижамы, он стал его настойчиво трясти.
– Что? Куда? – испуганно вытаращил глаза Каблучков.
Кое-как Ластик растолковал ему, в чём дело.
– Ты что, сдурел? – удивился Каблучков. – Видать, тебя сильно током шарахнуло. Где это видано, чтобы тонущих в море спасали на космической ракете?
– Да пойми ты, садовая твоя голова! – нервничал Ластик. – Ракета с прибором невесомости, ей все равно где летать, в космосе или над землёй!..
– Знаешь что, – сказал Каблучков, немного подумав. – Ты пойди расскажи всё это Булавкину. Он всё-таки в газете работает, наверняка знает побольше об этой морской экспедиции.
Сожалея о том, что только зря потратил на Каблучкова время, Ластик кинулся к дверям фельетониста Булавкина.
Тот выслушал приятеля и, мучительно преодолевая зевоту, сказал:
– Ну так, стало быть, нужно позвонить в Космический городок по телефону, и все дела.
– Да ведь в том-то и дело, – воскликнул Ластик, – что там никто к телефону не подходит! Никого нет!
– Как это никого нет? Такого быть не может, чтобы совсем никого не было. Ты, наверное, плохо звонил. Сейчас, конечно, все спят. А ты позвони подольше, кто-нибудь наверняка и проснется.
Это Ластик понимал не хуже Булавкина. Трубку с сигналами вызова он оставил лежать возле телефона в надежде на то, что от бесконечных звонков на том конце кто-нибудь все-таки проснётся. Но пока что в трубке продолжали звучать длинные гудки.
Ластик подумал, что он зря потратил время на Каблучкова и Булавкина, а надо было сразу идти к милиционеру Козырькову, который по долгу службы не мог его так просто отфутболить.
– Эй, Козырьков! – постучал Ластик в его дверь.
– Я! – четко воскликнул привыкший к дисциплине Козырьков.
Ластик вбежал в комнату и увидел, что Козырьков сидит на кровати с закрытыми глазами.
– Да проснись же ты! – закричал Ластик и вылил ему на голову стоявшую на тумбочке кружку с водой.
– Эй, ты зачем хулиганишь? – строго сказал Козырьков.
Ластик поспешно рассказал ему обо всем случившемся, и Козырьков на минуту задумался.
– Значит, говоришь, радиосвязь не работает? – произнес он наконец.
– Похоже, что не работает.
– И к телефону никто не подходит?
– Нет, никто не подходит.
– Значит, – Козырьков решительно взмахнул рукой, – надо туда ехать!
– Куда?
– Ну, в Космический городок этот.
– Да, да, надо обязательно ехать! – обрадовался Ластик. Занятый своими мыслями, он подумал, что Козырьков тоже решил принять участие в спасательной экспедиции.
– Вот и давай поезжай, – сказал Козырьков. – Отсюда до Космического городка на автомобиле не больше получаса езды. Если там действительно никого нет, дуй в Цветочный, поднимешь там всех на ноги…
– Как это – поезжай? А ты что же, со мной не поедешь?
– Нет, знаешь ли, я не поеду. У меня здесь, в Букашкине, работы – во, по горло. Автомобиль тебе Фунтик одолжит; скажешь – я велел.
Ластик постоял некоторое время в растерянности, но потом решил, что Козырьков в конце концов прав, и для того, чтобы доставить радиограмму в Космический городок, совсем не обязательно ехать туда вдвоём…
Он вскочил на велосипед и сквозь проливной дождь помчался по тёмным улицам в другой конец города, к Фунтику.
Перебудив дверным колокольчиком всех соседей, Ластик наконец увидел в окне заспанного Фунтика и, к своему величайшему огорчению, узнал, что автомобиль со вчерашнего дня в ремонте, так как кто-то на нем без спросу катался и испортил. Фунтик посоветовал обратиться к другим владельцам автомобилей, но Ластик решил, что так он может перебудить половину города, потратить уйму времени и в конце концов остаться без автомобиля.
И тогда он решился на отчаянный и довольно рискованный поступок: ехать в Космический городок на велосипеде. Он подсчитал, что такая поездка в хорошую погоду могла бы занять часа два, но в непогоду это время следовало по меньшей мере удвоить. Вспомнив о гибнущих отважных путешественниках, Ластик решительно нажал на педали.
Тут следует сказать, что велосипед у Ластика был не самой лучшей конструкции: устаревший, с тяжёлой железной рамой. К тому же им давно никто не пользовался, а потому несмазанные детали поскрипывали, а шины были плохо накачаны. Из-за этого велосипед не мог катиться достаточно легко.
В кромешной тьме, на размокшей дороге с глубокими лужами, Ластик героически крутил педали. Встречный ветер бил ему в лицо, дождь хлестал по глазам, молнии рассекали небо яркими вспышками, а гром с рокотом потрясал землю.
Через пару часов, когда отважный малыш уже перестал замечать усталость, а половина пути была пройдена, велосипед начал отчаянно скрипеть. Заднее колесо скособочилось и стало тереться о вилку, что чрезвычайно затрудняло движение. Ластик изо всех сил давил на педали, наваливаясь на них всей своей тяжестью своего тела, но от этого колесо ещё больше перекашивало. Следовало остановиться и подтянуть ослабшие гайки, но у Ластика не было с собой гаечного ключа. Слезы отчаяния тонули в потоках дождя на его лице.
Когда силы окончательно оставили нашего героя, а до места назначения оставалось совсем немного, дорога пошла под уклон.
Велосипед покатился сам – можно было какое-то время передохнуть и не крутить педали. Дорога шла вниз всё круче и круче, следовало уже притормозить, но Ластик тянул время, говоря себе: «Сейчас, сейчас, ещё немного…»
Повизгивая и поскрипывая во всё более ускоряющемся темпе, велосипед разогнался до предела, в темноте ударился обо что-то передним колесом, и Ластик, перелетев через руль, кубарем покатился по дороге…
Глава тридцать восьмая
ПЕРЕПОЛОХ В КОСМИЧЕСКОМ ГОРОДКЕ
Тем временем в Космическом городке двое малышей производили настоящий переполох.
Астроном Стекляшкин и инженер Клёпка, добравшись наконец до обсерватории и приняв тревожные сигналы со «Стрекозы», начали метаться и совершать один необдуманный поступок за другим. Сначала они кинулись к ракете, чтобы лететь немедленно. Потом вернулись, чтобы дать по радио подтверждение. Забравшись снова в ракету, они поняли, что не имеют представления, в какую сторону лететь, так как не записали координаты. Вернувшись, они списали текст радиограммы и принялись искать это место на карте. Однако на карте в указанной точке океана остров не значился.
– Наверное, это какой-нибудь крошечный островок, – предположил Клёпка. – Такой маленький, что его и на карте нет.
– А мы сейчас возьмём снимок, сделанный из космоса, и укрупним это место, – сказал Стекляшкин.
Он вывел снимок обозначенного участка океана на экран и укрупнял до тех пор, пока там не появились размытые очертания волн на поверхности воды.
– Тьфу ты! – воскликнул он с досадой. – Нет тут никакого острова!
– Погоди, – сказал Клёпка. – Может быть, они на воде терпят бедствие?
Стекляшкин схватил радиограмму и перечитал.
– Нет, тут ясно сказано, что остров. И название есть: остров Голубой Звезды.
– Стало быть, мы координаты неправильно записали…
Друзья ещё раз тщательно переписали транслирующуюся в автоматическом режиме морзянку и убедились, что в их записях нет никакой ошибки.
– Там отмелей много, на этом участке… – пробормотал Стекляшкин, изучая снимки.
– Стало быть, и островок вполне мог появиться, – сказал Клёпка. – В любом случае надо лететь.
– Да, пожалуй, надо лететь, – согласился Стекляшкин. – Если они на наши сигналы не отвечают, значит, дело плохо. Значит, аварийная рация работает в «чёрном ящике». Нам теперь нельзя терять ни минуты.
Приятели снова кинулись к ракете, но уже на полпути Стекляшкин сказал:
– Стоп! Надо ведь кому-нибудь сообщить, что мы летим…
– Эх, ну и растяпы же мы! – хлопнул себя по голове Клёпка. – Я ведь даже ещё к себе в Солнечный город не позвонил.
Вернувшись, они принялись звонить друзьям, соседям и коллегам по работе.
Академик Ярило взволнованно сообщил Стекляшкину, что немедленно распорядится наладить с ракетой спутниковую связь и, если потребуется, вышлет на помощь еще несколько имевшихся в его распоряжении космических ракет. Стекляшкин на это заметил, что для начала необходимо побывать на месте, указанном в радиограмме, а если помощь действительно потребуется, он незамедлительно об этом сообщит.
Все сотрудники и сотрудницы обсерватории принялись искать на картах и снимках остров.
Клёпка позвонил в метеорологический центр и узнал прогноз погоды на ближайшие сутки. Это было важно потому, что ракета в состоянии невесомости могла закувыркаться от малейшего дуновения ветерка. Чтобы сохранять устойчивость, необходимо было включать вместе с основным двигателем также находящиеся в носу двигатели поворота и торможения. Ракета уже не раз использовалась в атмосфере Земли как транспортное средство, а потому все эти двигатели были запрограммированы на самостоятельный поиск устойчивого положения в любую непогоду. Однако при особенно сильных порывах ветра ракету всё же сильно потряхивало, а это вынуждало пилотов подниматься в верхние, разреженные слои атмосферы.
В бюро погоды Клёпка узнал, что дождь скоро закончится и в ближайшие дни ожидается хорошая погода. Тогда Клёпка поинтересовался, можно ли узнать прогноз погоды в названной им отдаленной географической точке. Сотрудница центра поинтересовалась, не собирается ли господин Клёпка отправиться в путешествие, а когда тот нетерпеливо объяснил, в чём дело, в метеоцентре все тоже переполошились и уже через несколько минут выдали ему четкую подробную справку.
Сообщалось, что в указанной области океана в ближайшее время будет жарко и возможны кратковременные дожди. Ветра, скорее всего, не будет, но через три дня весьма вероятен сильный шторм.
– Надеюсь, что к тому времени мы уже вернёмся, – поблагодарив сотрудниц центра, сказал Клёпка.
– На ракете мы можем развить какую угодно скорость, – согласился с ним Стекляшкин. – Будем на месте уже через несколько часов…
В это время позвонили из солнечногорской обсерватории, и Фуксия с Селёдочкой стали наперебой, вырывая друг у дружки трубку, взволнованно говорить, что в указанных координатах острова нет ни на картах, ни на сделанных из космоса снимках. Задёрганный Стекляшкин сказал им какую-то грубость.
Они с Клёпкой шагнули было за дверь, но телефон снова зазвонил, и малышка из метеорологического центра сообщила, что на их снимках островов на этом участке океана не просматривается.
– Плохо работаете, – огрызнулся Стекляшкин, – если у вас не просматривается…
Телефон тут же снова зазвонил, и на этот раз трубку снял не столь раздражительный, хотя ещё более нетерпеливый Клёпка. Звонили с телевидения, интересуясь, нельзя ли заснять для новостей вылет спасательной экспедиции и не могли бы господа Тележкин и Шлёпка сказать несколько слов в микрофон перед вылетом.
Не обращая внимания на то, как переврали их имена телевизионщики, Клёпка вежливо разъяснил, что всё это, конечно, можно было бы сделать, но они вылетают немедленно и дожидаться съёмочной группы не могут.
Как видно, средства массовой информации как-то обо всём пронюхали, поскольку с этого момента телефон стал звонить беспрерывно. Всевозможные теле– и радиостанции, газеты и агентства из ближайших и самых отдаленных мест хотели во что бы то ни стало узнать подробности происходящего и обещали немедленно прислать своих корреспондентов.
Меж тем за окном уже начинал мерцать рассвет. Дождь закончился, и друзья, не обращая внимания на беспрестанно звонящий телефон, решительно шагнули к выходу.
Но тут дверь распахнулась и на пороге возник мокрый, оборванный и перепачканный незнакомый малыш. Ни слова не говоря, он достал из-за пазухи сложенный вчетверо мокрый листок бумаги, протянул его перед собой и рухнул на пол.
Глава тридцать девятая
ВОЛНЕНИЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Стекляшкин и Клёпка бросились к Ластику (а это был действительно он), подняли и перенесли на диван. Убедившись, что незнакомец приходит в себя, Стекляшкин стал звонить в Цветочный город, в больницу, где в отсутствие доктора Пилюлькина дежурили медсестра и нянечка. Без лишних расспросов те захватили походные аптечки и направились в расположенный неподалеку Космический городок.
Пока Стекляшкин звонил по телефону, Клёпка осторожно развернул мокрый листок бумаги и в расплывшихся чернильных буквах с удивлением узнал текст радиограммы со «Стрекозы».
– Ты посмотри, – обратился он к Стекляшкину. – Этот малыш принес нам нашу радиограмму.
– Вот тебе раз, – удивился Стекляшкин, сверив текст. – Наверное, это какой-нибудь корреспондент успел до нас добраться. Текст-то, небось, знают уже во всех редакциях…
– Нет, – возразил Клёпка, – этот на корреспондента не похож. Я корреспондентов знаю. Они с камерами, фотоаппаратами и на машинах. А этот, смотри, всю ночь, небось, по дождю топал. Да он весь в ссадинах… С обрыва, что ли, свалился?..
В это время малыш зашевелился и открыл глаза. Увидев склоненные над ним физиономии Клёпки и Стекляшкина, он озабоченно полез в карман и, не обнаружив там радиограммы, испуганно огляделся. Стекляшкин взял со стола мокрую записку и показал ее незнакомцу:
– Скажите, откуда у вас эта радиограмма?
Ластик приподнялся на локтях и взволнованно зашептал:
– Стрекоза… северной широты восточной долготы… срочно ракету… вызывает шмель… нет, комар… нет, гайка…
Ластик начал нести полную околесицу, и друзьям стало ясно, что у него начался бред. Лоб у малыша оказался на ощупь горячим, как утюг.
По счастью, подоспели сестра и нянечка из больницы. Они осмотрели Ластика, послушали его через трубочку, померили ему температуру и объявили, что у больного начинается воспаление легких. Это не считая множества ссадин и царапин на теле.
Медсестра тут же сделала Ластику укол, помазала ссадины йодом и сказала, что сейчас больного тревожить не следует, но когда он поспит, необходимо будет перевезти его в больницу.
На улице послышался звук подъехавшего автомобиля, в дверь кто-то постучал, и на пороге возникли милиционер Козырьков и фельетонист Булавкин. Они бросились к Ластику и только после того, как убедились, что он невредим и окружён заботой, рассказали о том, что случилось.
Кроме того, что нам уже известно, они рассказали следующее.
После ухода Ластика ни тот, ни другой никак не могли уснуть. Обоих мучили угрызения совести из-за того, что они отпустили своего товарища одного. Поворочавшись с боку на бок, Козырьков в конце концов встал, надел форму, вышел в коридор… и столкнулся с одетым Булавкиным. Что же касается Каблучкова, то он в этот день очень много работал и после ухода Ластика моментально заснул.
Выяснив, что Ластик отправился в Космический городок на велосипеде, Козырьков и Булавкин быстро нашли в городе исправный автомобиль и помчались следом.

Развлечение «Константин Эдуардович Циолковский. Мечты сбываются!» для учеников 1 – 4 классов.

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа №46 Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа».
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, вожатым. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов.
Цель: Рассказать о жизни и изобретениях нашего земляка – учёного, исследователя космоса Константина Эдуардовича Циолковского.
Задачи:
1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине.
2.Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
3.Расширение кругозора учеников.

Ход развлечения:

Ученики 3 класса исполняют песню: «14 минут до старта», слова В.Войновича, музыка О. Фельцмена.
Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
Последний наш маршрут.
Давайте – ка, ребята,
Споёмте перед стартом,
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.

Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас с тобой
От звезды до звезды
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы.

Ученики 4 класса показывают сценку «Космонавтом хочешь стать – надо много – много знать!»


Света
Ну, что все ребята собрались? Нет? Я так и знала, что Вовка обязательно опоздает.
Забегает Вовка, подбегает к стенке, встаёт вверх ногами.
Вовка
Всем космический привет!
Полина
Ой, Вовка, что это с тобой? Кто тебя заставляет стоять вверх ногами?
Вовка
Никто, я сам!
Полина
А зачем?
Вовка
В интересах науки! Приучаю свой организм к полётам в состоянии невесомости.
Алёна.
Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда - нибудь он полетит,
И мальчик Вова не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть!
Вовка
Да, что ты понимаешь в космических проблемах? Темнота! Собаки и то летают в космос, а я, что, по - вашему, хуже собак?
Полина.
Хуже! Собаки хоть учёные, а ты по математике кое – как на тройку вытянул.
Вовка.
Подумаешь, математика – ерунда, я и без неё полечу!
Алёна.
И совсем не ерунда, математика для космонавта даже очень важна.Вот, например, модель космического корабля, знаешь как построить?
Вовка.
Не – а.
Полина.
То – то же, а вот Циолковский знал!
Вовка.
А кто это такой? И почему я ничего о нём не знаю?
Полина.
Космонавтом хочешь стать – надо много – много знать!
Воспитатель:
Константин Эдуардович Циолковский – российский и советский учёный,исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики, известен многим как разработчик первой модели ракеты, способной полететь в открытый космос.


Он родился 5 сентября 1857 года в маленьком рязанском селе Ижевское, был крещён в Никольской церкви. Имя Константин было совершенно новым в роду Циолковских, оно было дано по имени священника, крестившего младенца.
В возрасте девяти лет Костя, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни частично потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам.
В это время Костя впервые начинает проявлять интерес к мастерству. «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», - напишет он позже.
В 1869 году Константин стал учиться в мужской Вятской гимназии. С большим трудом давалась ему учеба – было много предметов, а преподаватели оказались очень строгими. Кроме того, глухота очень мешала мальчику и Костя во втором классе остался на второй год. А затем, с третьего именем класса он был отчислен. Больше Циолковский нигде и никогда не учился. С этого времени он занимался самостоятельно.
Именно тогда Константин Эдуардович нашел настоящее призвание. Юноша начал самостоятельно получать образование. Книги, в отличие от учителей гимназии, щедро оделяли Циолковского знаниями и никогда не упрекали.Тогда же Константин приобщился к научному и техническому творчеству. Циолковский создал токарный станок у себя дома, а также ряд других интересных изобретений.
Так, однажды, с помощью пантографа Циолковский сделал большого бумажного ястреба - увеличенную в несколько раз копию складной японской игрушки - раскрасил его и запускал в городе, причём жители принимали его за настоящую птицу.
Зимой Циолковский любил кататься на лыжах и коньках. Придумал ездить по замерзшей реке с помощью зонта-«паруса». Вскоре по тому же принципу сделал сани с парусом: по реке ездили крестьяне, лошади пугались мчащегося паруса, а крестьяне сильно ругались.
Циолковский задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат.
Через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора
Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник.


Они установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно.


Тогда ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки Белка и Стрелка. Они тоже благополучно вернулись на Землю.
И ученые решили осуществить свою самую заветную мечту – послать в космос человека.


12 апреля 1961года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток».
Воспитатель:
Ребята, предлагаю поиграть в игру «Невесомость»
Описание игры: на одной стороне стены рисунок с надписью «Земля», на другой стороне рисунки с надписью «Марс», «Венера». В центре, между планетами лежат три больших обруча, внутри которых надпись «невесомость».
Ученики делятся на 2 команды и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планете,
На какую захотим,
На такую полетим.

Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Раз, два, три!
Лети!
Участники команды по одному бегут вперёд, но встретив на пути «невесомость», должны проскакать вокруг неё на одной ноге. Выигрывает та команда, которая первой выстроится около планеты «Марс» или «Венера».

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам отгадать загадки про космос.

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Космонавт.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Космос.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.
Луноход.

Чудо-птица - алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ракета.

Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
Скафандр.

Есть окошко в корабле -
«Челенджере», «Мире»,
Но не то, что на Земле-
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно.
Иллюминатор.

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - Комета.

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический - Метеорит.

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам - Луна.

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется - Земля.

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Звезды.

В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый -
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
Солнце.

Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом.
Луна.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный - Телескоп.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя - Астроном.

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная - Луна.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая – Ракета.

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски - Космонавт

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось - НЛО.

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый – Гуманоид.

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость – Света.

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты – Кометам.

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная - Дыра.

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный - Звездолёт.

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные - Галактики

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся - Вселенная!

Проводится игра «Кто скорее составит слово «Изобретатель».
Воспитатель раздаёт игрокам карточки с буквами. По сигналу «Три, два,один - старт!», игроки команд складывают слово.

Ученики 2 класса исполняют песню «Наш весёлый экипаж», слова В. Синявского, музыка Ю. Чичкова.

Проводится игра - эстафета «Что с собой возьмём в космос?».
На полу разложены два комплекта рисунков с изображением различных предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик – торт, будильник, колбаса, фотография.
Игроки команд должны взять по одной картинке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.
Воспитатель.
А сейчас я хочу вам прочитать стихотворение Н. Грибачёва.
«Циолковский».
Я представляю этих зим калужских
Мохнатый снег и зимний лед,
Детишек на салазках узких,
Дворняжку Жучку у ворот

И то крыльцо, тот домик тихий
И тот, на ветхих лапах, стол,
Где время плавилось, как в тигле,
И космос на сближенье шел.

Еще аэроплан похожим
В те времена глухие был
На птеродактиля без кожи,
На этажерку с парой крыл.

А калужанин крутолобый,
Задув в семилинейке свет,
Сквозь древний потолок Европы
Уже летел в семью планет.

Уже, забыв судьбы обиды,
Под колдовской напев зимы
Рассчитывал всю ночь орбиты,
Чтоб в небе не блуждали мы.

И, слыша грохот реактивный,
Метеоритный свист ракет,
Я вижу дом неприхотливый,
Семилинейки сонный свет.

Бумаги, абажура тени,
Весь домик тот, весь город тот,
Откуда начал русский гений
Свой ослепительный полет.

На сцену выходят ученики 4 класса - Света, Алёна, Полина, Вовка.
Алёна.
Вовка, а тебе известно, что накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений».


В Калуге, Москве, Рязани, Долгопрудном, Санкт-Петербурге сооружены
памятники учёному.


Создан мемориальный дом-музей в Калуге, дом-музей в Боровске и дом-музей в Кирове (бывшая Вятка).


Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. 2 рубля, серебро, 2007 год.


Света.
В 2015 году имя Циолковского присвоено городу, построенному бли космодрома «Восточный».
Имя К. Э. Циолковского носят Государственный музей истории космонавтики, расположенный в Калуге, Калужский государственный университет, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт.


Именем Циолковского назван кратер на Луне и малая планета 1590 Tsiolkovskaja.
В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Липецке, Тюмени, Кирове, Рязани, Воронеже, а также во многих других населённых пунктах есть улицы его имени.
В Калуге, начиная с 1966 года, проводятся Научные Чтения памяти К. Э. Циолковского.
В 1991 году учреждена Академия космонавтики им. К. Э. Циолковского. 16 июня 1999 года Академии присвоено наименовании «Российская».
31 января 2002 года учреждён Знак Циолковского - высшая ведомственная награда Федерального космического агентства.
Полина.
В год 150-летия со дня рождения К. Э. Циолковского грузовому кораблю «Прогресс М-61» было присвоено имя «Константин Циолковский», на головном обтекателе был помещён портрет ученого. Запуск состоялся 2 августа 2007 года.


В конце 1980-х-начале 1990-х гг. был разработан проект советской
автоматической межпланетной станции «Циолковский» для исследования Солнца и Юпитера, планировавшийся к запуску в 1990-х годах, но нереализованный ввиду распада СССР.
В феврале 2008 года К. Э. Циолковскому присуждена общественная награда медаль «Символ Науки», «за создание истока всех проектов освоения человеком новых пространств в Космосе».
В СССР и Казахстане были выпущены почтовые марки, посвященный Циолковскому.


В СССР было выпущено множество значков, посвящённых Циолковскому.
Один из самолётов Airbus A321 компании Аэрофлот носит имя К. Э. Циолковского.
В Калуге ежегодно проводятся традиционные соревнования по мотокроссу,
посвященные памяти Циолковского.

Вовка.
Ребята, я всё понял! Чтобы в своей жизни достичь успеха и стать профессионалом своего дела, надо быть любознательным, настойчивым и целеустремлённым, как Циолковский, и тогда все твои мечты сбудутся.
Обещаю вам, что завтра начну серьёзно заниматься математикой, исправлю все свои тройки и запишусь в авиамодельный кружок.
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвётся,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся!



mob_info