История олимпийского движения в россии. История олимпийского движения

Появление и развитие олимпийского движения до сих пор остается интересной для многих ученых. В этом вопросе постоянно обнаруживаются новые аспекты и грани.

Олимпийское движение во многом обязано своим возрождением и развитием Пьеру де Кубертену. Этот социолог и педагог разрабатывал идейные принципы, теоретические и организационные основы Олимпийского движения. Он был ключевой фигурой в длительном процессе возрождения этого течения. Он заложил в основу олимпийской идеи соперничество и состязательность по правилам честной игры. Кубертен считал, что Олимпийское движение должно осуществляться под рыцарским флагом. На протяжении многих лет оно развивалось в духе пацифизма, что Кубертен объяснят невероятной потребностью человечества в братстве и мире.

Кубертеновские принципы для Олимпийского движения могли быть смело применены к любой отрасли деятельности общества, так как они были основаны на единении и мирном решении споров. Согласно мнению Кубертена, Олимпийское движение должно провозглашать принципы взаимного уважения, толерантности по отношению к политическим, религиозным, национальным взглядам оппонента, уважения и понимания другой культуры и точки зрения. Как педагог он надеялся, что Олимпийские принципы пронижут процесс семейного и общественного воспитания

.

Пьер де Кубертен смог осуществить грандиозный замысел - возродить И хоть идея эта витала в воздухе на протяжении всего столетия, этот целеустремленный общественный деятель смог ухватить исторический момент и претворить его в жизнь. Он не только ввел спорт в широкую практику, но и глубоко осмыслил его теоретические аспекты, предугадывая все возможные проблемы этой области.

Впервые полная концепция Кубертена, касающаяся олимпизма, была изложена в 1892 году в Сорбонне. На тот момент Кубертен являлся генеральным секретарем Французского легкоатлетического Союза. Тогда и было внесено официальное предложение о возобновлении проведения Олимпийских игр.

В июне 1894 года Олимпийское движение было возрождено по согласию 10 стран. Начал свое существование Международный олимпийский комитет, была принята Олимпийская хартия. Первая Олимпиада была назначена на 1896 год в Афинах.

Древнегреческие агон

ы и современное олимпийское движение очень схожи. Во-первых, без существования в древности агонов не могло быть и речи об их возрождении. Само название движения полностью повторяет наименование древних состязаний. Современные Игры проводятся с той же периодичностью - раз в четыре года. Не изменилось и назначение Игр: они проводятся для поддержания мира и спокойствия, для укрепления дружбы народов. Соревнования, которые организовываются на современных Играх, во многом совпадают с соревнованиями древнегреческих агон: метание диска и копья, бег на короткие и средние дистанции, пятиборье, борьба, и пр. Большую роль играют ритуалы, которым следует Международное олимпийское движение. Эти ритуалы также имеют древнегреческие корни: Факел, Олимпийская клятва. Даже некоторые правила и термины пришли к нам вместе с древнегреческими агонами.

Зародившись как попытка сохранения мира, Олимпийское движение продолжает поддерживать эту функцию и в современном мире. По крайней мере, возрождение Олимпийских Игр имело целью сближение нардов и достижение всемирного взаимопонимания.

Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевших место в 16 -19 веках. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.

Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:

1. Первые Олимпийские Игры никогда не забывались. О них помнили. Особенно после опубликования книги археолога Виккельмана И. о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э. Куртисом в 1875 году

2.В этот период времени в разных странах складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А. Шписс, Ф. Ян и др.), английская (Дж. Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-Ж.Руссо, Д. Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я. Линг). Чешская (М.Тырш), русская (Е.Покровская, Е.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).

3.В 1860-1880 годах начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и международные спортивные объединения.

4.С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований.

Идею возрождения современных Олимпийских игр смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863 – 1937 г.г.). Сын живописца из древнего рода с детства занимался фехтованием, греблей, любил ездить верхом, читал книги, переведенные с английского «Школьные годы Тома Брауна» о боксе. Большое влияние оказал на него профессор Карон в Свободной школе политических наук в Париже, где учился Кубертен после окончания университета. Карон многое рассказывал о греках и древних олимпийских играх.

Кампания П.де Кубертена за возрождение Олимпийских игр началась в августе 1887 года. Весной 1893 года Кубертен принимает участие в Международном конгрессе по физическому воспитанию, а уже в августе 1893 года поставил в повестку дня своего клуба вопрос о возрождении Олимпийских Игр. 16 июня 1894 года состоялось заседание онгресса возрождения Олимпийских игр, где выступил Кубертен с обсуждением принципов олимпизма: проведение игр каждые 4 года, участие взрослых спортсменов, принцип «любителей», «передвижные» Олимпийские игры. Был создан МОК, первым президентом которого стал греческий поэт и филолог Димитриус Викелас, принята Олимпийская хартия и определен первый город, Афины, где будут проводиться в 1896 году Олимпийские игры. Олимпийским девизом стало латинское изречение: « Быстрее! Выше! Сильнее!»

Современные Олимпийские Игры. ТУРИН. Февраль 2006 год.

- Олимпийские игры длятся 17 дней;

15 видов спорта: назовите их (биатлон, бобслей, лыжное двоеборье, керлинг, конькобежный спорт, санный спорт, скелетон, сноуборд, прыжки на лыжах с трамплина, шорт-трек фристайл, фигурное катание, хоккей).

Соревнования проводились в 7 городах Италии.

Разыграно 84 комплекта медалей.

85 стран принимали участие в Олимпиаде,

2500 спортсменов боролись за награды.

650 судей обслуживали Олимпиаду.

1 миллиард 200 миллионов евро – бюджет Игр в Турине.

Российские спортсмены – победители и призеры Олимпийских игр в Турине:

1 место: Биатлон, жен. эстафета: Анна Богалий (Волог. уроженка), С.Ишмуратова, А.Ахатова,(Волог. ур.), О. Зайцева.

Биатлон 15 км – С. Ишмуратова

Парное катание: М.Тотьмянина, А.Маринин.

Фигурное катание: танцы, Т. Нафка и Р. Костомаров, Е. Плющенко.

Дуатлон: Дементьев Е.

Коньки 500м - Журова С.

Эстафета 4 х 5 км девушки Баранова, Чепалова, Медведева, Куркина. 2 место: бобслей - 4-ки, сани-Демченко, коньки-Дорофеев, биатлон-муж.сборная, лыжные гонки - Ю.Чепалова, 30 км,

Фристайл – 3 место – В.Лебедев, ф/к – И.Слуцкая, трамплин- Матвеев.

Рождение всемирного праздника (начало)

Как возникло это масштабное общественное явление - Олимпийские игры?

Известно, что мировое сообщество развивалось небыстро: веками, тысячелетиями оно совершенствовало свой первобытный ум. Появился великий человек - увы, неизвестный, навсегда безымянный изобретатель колеса. После него пришел великий Архимед, затем великий Ньютон, потом великий Пушкин, а потом - великий Эйнштейн и так далее.

Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, картины Боттичелли, музыка Моцарта и т.д.

Вот к таким, сразу совершенным, творениям человеческого гения можно отнести идею проведения Олимпийских игр. Конечно, программа игр менялась не раз и не два: совершенствовалась и ухудшалась, но оставалось всегда главное - идея честных, товарищеских игр.

В истории возникновения Олимпийских игр немало неясностей, а порой и легенд мифологического характера. Неясными пока для историков остаются сроки их проведения. Но бесспорно одно - родиной Олимпийских игр является Древняя Греция

Почитаемое греками святилище - Олимпия. Здесь, у подножья горы Кронос в долине реки Алфей, и в наши дни зажигается олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета.

Конечно, о самих Олимпийских играх древности известно не из легенд, а из более достоверных источников. Для нас особенно важно и значимо то, с каким уважением и любовью древние греки относились к Олимпийским играм, к самой их идее.

Уже тогда в спорте видели средство укрепления здоровья, что должно было компенсировать зачаточное состояние медицины. К тому же древние часто воевали, и физическая подготовка, умение драться, бороться, быстро бегать им были необходимы. И еще, греки понимали - Игры помогают им не столько хорошо воевать, сколько регулярно встречаться, осуществлять культурный обмен, т.е. Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А это было важным в объединении многочисленных территорий и народов древней Греции. Спорт и физические упражнения ценили и за то, что они возвышают, облагораживают душу, что они неразрывно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Проще говоря, греки считали, что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой, хотя бы для себя. О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!». Идея гармоничного развития личности дошла и до наших дней.

Первые Олимпийские игры древности состоялись в 776 году до новой эры. Это начальная дата. Известен и первый победитель игр, с этого имени начинается олимпийская история человечества.

Это - Короибос, атлет из города-полиса Элиды.

Кто имел право участвовать в Олимпийских играх?

Олимпийцами могли стать только греки по происхождению и только мужчины.

Раз в четыре года в греческие города-государства, а также в греческие колонии отправлялись специальные послы. Они приглашали желающих принять участие в играх.

Во время олимпиады прекращались всякие распри и войны. Никто не имел права войти на территорию Олимпии с оружием. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на Олимпийские игры.

Участвовать в Играх считалось честью и большой ответственностью. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще один месяц усиленно тренироваться в Олимпии.

За будущими олимпийцами следили, и очень строго, элланодики - судьи и распорядители.

Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и за то, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и накладывали штрафы.

Уже в те времена, программа игр была интересной и разнообразной. Вначале игры укладывались в один день, но по мере роста интереса и важности игр, они стали проводиться пять дней.

В храмах перед открытием игр все участники давали клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками». Перед самими соревнованиями приносились жертвоприношения.

Победители соревнований, Олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава во всем греческом мире.

Греки видели в Олимпийских играх не только чисто спортивное соревнование. Поэты здесь читали свои стихи. Ораторы соревновались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. Так спортивные праздники становились фестивалями искусств.

О том, что Игры для греческого мира имели огромное значение, говорит тот факт, что посетить игры и принять в них участие считали за честь такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот.

Лучшие поэты, побывавшие на играх, запечатлели эти незабываемые мгновения в своих произведениях. Именно по ним мы узнали об Олимпийских играх.

В середине II века до новой эры Грецию с ее городами-государствами завоевал окрепший Рим. Олимпия для завоевателей была просто богатым местом, которое можно грабить. И в то же время римлянам захотелось приобщиться к Олимпийской славе.

Римская эпоха принесла Олимпийским играм изменения - игры стали многонациональными. Право соревноваться получили люди всех национальностей, проживающие в Римской империи от Северной Африки, до ближнего Востока и Западной Европы. В целом Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, или 292 раза.

Закрытие и возрождение Олимпийских игр

В 394 году новой эры римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Его наследник Феодосий II издал декрет о разрушении всех языческих храмов. Набирала силу новая религия - христианство. Некогда прекрасная, а теперь разграбленная Олимпия вырождалась и дряхлела. На 15 столетий Олимпия вообще как бы исчезла с лица Земли, даже название ее было забыто. Миновали мрачные средние века - эпоха инквизиции. Ни о каких Олимпийских играх не могло быть и речи. Они немедленно были бы объявлены дьявольской затеей. Наконец пришла эпоха Возрождения, а за ней - эпоха Просвещения. Человечество оглянулось назад, в свою давнюю историю, и разглядела древних эллинов, могучий Рим, античную науку, искусство. Возникла идея физического воспитания молодежи, идея возрождения Олимпийских игр. Ее высказывали чешский педагог Ян Каменский, французский философ Жан-Жак Руссо, немецкий поэт Фридрих Шиллер и русский ученый Михайло Ломоносов. В XVI-XIX вв. спорт активно развивается во многих странах мира. В 1516 году в немецком городе Баден-Бадене были проведены показательные Олимпийские игры. Но еще почти 400 лет потребовалось на то, чтобы идею воплотили в жизнь. За это время спорт преодолел границы отдельных государств и стал международным. Начали создаваться первые международные спортивные объединения по отдельным видам спорта - прообразы федераций. Огромный толчок в развитии получила педагогика - наука и практика образования, спортивная педагогика. Физическая культура и спорт стали средством духовного образования человека.

И вот этот день настал. Французские спортивные руководители приняли решение созвать в Сорбонне международный, спортивный конгресс и пригласить на него авторитетных спортивных деятелей всех стран мира.

16 июля 1894 года в присутствии 2000 человек международный форум открылся. В нем приняли участие 10 стран, в том числе и Россия. Дата 23 июня 1894 года - исторический день, когда на конгрессе прозвучали слова: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

Через 1500 лет после их запрещения Олимпийские игры были возрождены для всего человечества. На этом же конгрессе было решено первые Олимпийские игры современности провести в 1896 году 6 апреля в Афинах - столице Греции, исконной родины олимпийского движения древности.

Зимние олимпийские игры

Популярность олимпийского спорта еще более возросла с появлением Олимпийских зимних игр. Это произошло в 1924 году, когда состоялись первые игры по зимним видам спорта. С этого времени они составляют самостоятельный цикл олимпийских соревнований. До 1992 года они проводились в тот же календарный год, что и игры по летним видам спорта. Международный олимпийский комитет принял решение проводить далее зимние игры в четные, но не в високосные годы.

Олимпийская хартия - конституция спортивного сообщества

Олимпийская хартия это свод правил, по которым живет на нашей планете общественное явление, именуемое Олимпийским движением. Первая Хартия была принята в 1894 году, последняя - в 1991-м, хотя каждый год Международный олимпийский комитет (МОК) вносит в нее изменения и дополнения.

1-й раздел хартии - основные принципы Олимпийского движения, его организация, участники и их взаимодействия.

2-й раздел - принципы формирования, права и обязанности, порядок работы МОК.

3-й раздел - международные, спортивные федерации, и их взаимодействие с МОК.

4-й раздел посвящен Национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию Олимпийского движения в своих странах.

5-й раздел рассказывает о самих Олимпийских играх, правилах допуска спортсменов к ним, программе игр и порядке их проведения.

Что такое Олимпизм?

Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая сбалансированное целое, достоинство тела, воли и разума.

В чем же эта философия жизни состоит применительно к движению? В том, чтобы объединить и сбалансировать, гармонично уравновесить в одной личности достоинства тела (его ловкость, силу и другие двигательные качества), могучую волю и просветленный разум. Никто не может и не должен заставлять человечество жить по этим замечательным правилам, но Олимпизм подает пример, которому призывают следовать.

Олимпизм стремится объединить спорт, культуру и образование, призывает к такому образу жизни, при котором человек получает радость не от праздности, а от разумных усилий, подражает хорошему и с уважением относится к благородным правилам поведения и жизни, выработанным человечеством за долгие века. Цель Олимпизма - сделать спорт важным средством гармоничного развития человека. А всеобщая гармония помогает создать благородное общество, главная забота которого - мир и сохранение человеческого достоинства.

Олимпийская идея в знаках, символах, наградах

Современный олимпийский символ - пять переплетенных колец: иногда в черно-белом варианте, но чаще - цветные. Он олицетворяет единство спортсменов пяти континентов земного шара, их встречу на Олимпийских играх. В Хартии указано: три верхних кольца (идут слева направо) - синее, черное, красное. А внизу помещены - желтое и зеленое.

В Олимпийскую символику входит олимпийский девиз: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ». Он отражает смысл спортивной борьбы.

Каждый Национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему. Их обязательная основа - пять колец. Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище размером 2Ч3 м, символизирующее идею дружбы всех без исключения наций земли, а на нем пять цветных колец.

Существует олимпийский гимн. Традиция зажжения олимпийского огня родилась в 1912 году, а традиция зажигать огонь на олимпийском стадионе - в 1928 году. На Олимпийских зимних играх это произошло в 1952 году. Первая эстафета олимпийских факелов впервые состоялась в 1936 году. На открытии игр произносится две клятвы. Первая от имени участников прозвучало в 1920 году: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Вторая клятва - клятва арбитров: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в подлинно спортивном духе» - впервые была произнесена в 1968 году.

Главная олимпийская награда - медаль. Медали вручают в каждом номере программы - победителям и призерам: золотые, серебряные, бронзовые. Спортсмены, занявшие места с первого по восьмое в личных или командных соревнованиях получают дипломы МОК. Помимо официальной символики на олимпийских играх используются неофициальные олимпийские атрибуты - талисман, который появился впервые на олимпийских играх в 1968 году.

Как проводятся Олимпийские игры

Олимпийская хартия определяет правила, по которым должны проводиться Олимпийские игры. Отступать от правил нельзя. Но в дополнение к ним каждый олимпийский город может внести свое. Хартией предписывается, что Олимпийские летние игры проводятся в течение первого года олимпиады. Олимпийские зимние - в третий год. Продолжительность Игр не должна превышать 16 дней. Олимпийская деревня - обязательное условие проведения Олимпийских игр. Организационным комитетам игр предписывается тщательно разрабатывать культурную программу - обширную, богатую, разнообразную. Цель - психологическое «отключение» от напряженных соревнований, развитие дружеских связей между спортсменами, пропаганда национального искусства.

Каждый олимпиец должен быть гражданином той страны, которую он представляет на Играх.

Хартия запрещает использование фармакологических препаратов, запрещенных МОК как допинг.

В Олимпийской хартии подробно описана церемония открытия и закрытия Игр, а также церемония зажигания олимпийского огня. Эти церемонии постоянно совершенствуются в плане зрелищности, устраиваются целые спектакли, но основное - ритуал закрытия и открытия - остается неизменным.

Олимпийская хартия разрешает МОК проводить и другие соревнования - региональные, всемирные, континентальные. Как пример - Всемирные юношеские игры, Международные игры Азии, Игры доброй воли и многие другие.

Что такое Олимпийское движение

Это всемирное воплощение идеологических и гуманистических идеалов с помощью спорта. Олимпийское движение реализует свой важнейший принцип - «никакой дискриминации в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой». Как общественное движение оно преследует ряд общественно значимых целей, но главное - всемерно помогать построению мирного мира, воспитывать молодежь при помощи спорта в духе дружбы, солидарности и чести.

Президенты МОК

За более чем 100 лет их было восемь. О каждом из низ можно говорить много и особо, но есть даже среди этих замечательных людей особо выдающиеся: ПЬЕР де КУБОРТЕН (Франция) - возглавлял МОК в 1896-1925 годах; ЭВЕРИ БРЕНДЕДЖ (США) - был президентом в 1952-1972 годах; ХУАН АНТОНИО САМАРАНЧ (Испания) - в 1980-2001 годах; ныне действующий президент - ЖАК РОГГ (Бельгия).

Олимпийское движение в нашей стране

Россия принимала участие в составе 10 стран в работе Международного атлетического конгресса в 1894 году, а в 1908-м приняла участие в IV Олимпийских играх. В 1911 году был создан Национальный олимпийский комитет (НОК), его председателем был избран педагог, руководитель учебных заведений Вячеслав Измайлович Средненский. В 1912 году на играх V Олимпиады Россию представляла самая представительная делегация. Это были последние Олимпийские игры, в которых принимала участие дореволюционная Россия. В 1951 году был создан НОК СССР, и в 1952 году, после сорока лет перерыва, спортсмены СССР приняли участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. И с тех пор мы самые активные участники всех последующих олимпийских Игр - летних и зимних.

4. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов

Цели и задачи предмета «Физическая культура»

Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать своё железное «Я». А для этого необходим определённый объём знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств - силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости.

Другое необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие способностей.

И, пожалуй, самое главное требование, без выполнения которого цена двух предыдущих невелика, - практическое применение знаний и умений в своей жизни.

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры. Это вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека. Физическая культура - вид социальной практики. Общество признаёт такую деятельность полезной и необходимой для всех.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей.

К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортзалы, спортивные базы учебных заведений, лаборатории, аппаратура, тренажёры и их количество по отношению к численности населения. Уровень здоровья и физического совершенства также являются материальной ценностью общества. Соотношение между здоровой частью населения и количеством людей с отклонениями в состоянии здоровья - это показатель физкультурной деятельности в государстве.

Духовные ценности физической культуры составляют: наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре; произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, книги, музыка, кино).

Понятие физическая культура включает в себя также и спорт, признаком которого является соревнование (ответ на вопрос, кто лучше, сильнее, быстрее).

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Спорт - действенное средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развития волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, расширения интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочения мира и дружбы между народами. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт.

Производное этих двух основ - физкультурник и спортсмен.

Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, работе, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в этот процесс. Что даёт физическая культура для всестороннего развития личности?

Нравственное воспитание

На учебных занятиях, тренировках, во время спортивных соревнований большие физические и моральные нагрузки, быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата от усилий каждого члена команды, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию таких качеств и черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание

Физическая культура и спорт дают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, помогают усваивать правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развивается наблюдательность, внимание, восприятие. Повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Физические упражнения способствуют совершенствованию органов чувств мышечно-двигательной чувствительности зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной системы.

Трудовое воспитание

Процесс освоения учебной дисциплин, а также занятия физическими упражнениями и спортом, требуют преодолевать усталость путем многократного выполнения упражнений. Целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе физических тренировок, переносятся в последующем и на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание

В физической культуре и спорте развиваются способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм тела, в доведённых до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию музыкальной культуры. Занятие туризмом, альпинизмом, парусным спортом позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Физически совершенный человек имеет гармонично развитое тело и высокий уровень развития физических качеств, владеет прикладными навыками, знаниями по физической культуре, ведёт здоровый образ жизни, умеет играть в спортивные игры, танцевать.

Зарождение олимпийского движения

Когда в Париже зимним вечером 1892 года, Пьер де Кубертен объявил о возрождении в ближайшее время Олимпийских Игр, ему аплодировали, но никто тогда не мог себе представить масштаб проекта, начавшегося с образования комитета по организации Олимпийских игр и основания международного движения. МОК был создан 23 июня 1894 года; первые Олимпийские игры современности были открыты в Афинах 6 апреля 1896 года и с тех пор олимпийское движение не прекращает свое развитие.

Возрождение олимпийской идеи

В середине века христианская церковь противопоставила античному идеалу физически совершенного героя аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Однако несмотря на запреты и гонения состязания продолжали проводиться. Рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников хоть и не несли систематический характер, но проходили повсеместно. Видно такова сущность человека – стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного изучения. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Эти идеи легли в основу деятельности педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре в Италии, Мишеля де Монтень во Франции, Франциск Бэкона в Англии, Яна Амоса Коменского в Чехии, других педагогов и философов, которые сумели преодолеть религиозные догмы и схоластически взгляды на воспитание.

Однако прошли еще долгие годы пока физическое воспитание приобрело массовый характер. В начале XIX века в Германии, Франции, Швеции возникли гимнастические системы, сыгравшие важную роль в развитии физической культуры. В это же время в Англии получили распространение соревновательные формы физического воспитания, в которых первостепенное значение приобретало не правильность и точность выполнения упражнений, а конечный результат. Это вносило в занятия игровой элемент, свободу личного творчества, азарт борьбы. Для обозначения соревновательных форм физического воспитания был введен термин «спорт» от англ. Disport – развлечение, отдых от труда.
Спортивные соревнования стали особенно популярными в английских учебных заведениях. Ректор колледжа в Регби Томас Арнольд впервые ввел занятия крикетом и футболом в учебную программу определив свой основной педагогический принцип: посредством физических движений и эмоций, связанных с состязательно-игровой деятельностью, можно формировать у молодежи дисциплинированность, организованность и положительные черты личности. Так Томас Арнольд впервые придал спортивно-соревновательной деятельности педагогическую направленность. Опыт по использованию спорта в воспитании молодежи колледжа Регби оказался настолько успешным, что стал образцом для других учебных заведений Англии. А увлечение спортом стало национальной чертой англичан.

Английским опытом заинтересовались и за рубежом. Для изучения постановки воспитания в учебных заведениях отправился в Англию и молодой французский педагог Пьер де Кубертен. Широкое использование игр и соревнований в воспитательных целях произвело на него глубокое впечатление. Последующие поездки в Соединенные Штаты Америки, Швецию, Германию определили его педагогические воззрения. Но ключевое значение приобрело путешествие Кубертена в Грецию, где он посетил недавно открытую Олимпию. «Германия отыскала развалины Олимпии; почему бы, — думал я. – Франции не восстановить ее былую славу? От этого проекта, до менее блестящего, но более практичного и плодотворного о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире» – так описал свои размышления Пьер де Кубертен.

Следует отметить, что идеи проведения комплексных соревнований, которые бы решали не только спортивные, но и культурные общественно-политические задачи обладали огромной притягательной силой. Поэтому попытки возродить Олимпийские игры предпринимались неоднократно. В Англии с 1604 г. в Бартоне на Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название Олимпийских. В Швеции в 1834 г. была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от Турции для укрепления национального духа греков были организованы Олимпийские игры. Однако все эти соревнования и праздники кроме названия имели мало общего с Олимпийскими играми древности, носили искусственный характер и поэтому не сыграли сколько-нибудь серьезной роли в истории спорта.

Совсем другая судьба ждала начинания барона Пьера де Кубертена. Важнейшим условием тому служило международное распространение спорта, усиление культурных и экономических связей между странами и народами. Определяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «…появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени. Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован, для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств».

Исходя из этого, Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира. «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, — писал Кубертен, сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».
Впервые с этой инициативой Кубертен выступил в 1892 г. в Сорбоне, на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. Заручившись поддержкой во Франции, он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. В результате деятельности Пьера де Кубертена международный конгресс, состоявшийся в Париже 16 июня 1894 г. собрал 78 делегатов из 12 стран. Многие спортивные организации сообщили о своей поддержке конгресса. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр».

Конгресс единогласно принял предложение об образовании международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 г. в Афинах на восстановленном античном стадионе украшенном государственными флагами в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми. Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования — с важнейшими международными событиями.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

——————————————————————————————————-

Олимпизм — это состояние ума, основанное на равенстве видов спорта, которые являются интернациональными и демократичными. Это философия жизни, возвеличивающая и объединяющая в единое целое качества тела, воли и ума.

Цель Олимпийских Игр — вносить вклад в построение мирного и лучшего мира путём воспитания молодёжи через занятия спортом без какой-либо дискриминации, в духе дружбы, солидарности и честной борьбы.

Олимпийское движение также можно охарактеризовать многочисленными видами деятельности, которые оно осуществляет:

— Развитие спорта и соревнований посредством национальных и международных спортивных организаций по всему миру.

— Сотрудничество с общественными и частными организациями с целью поставить спорт на службу человечеству.

— Содействие развитию движения «Спорт для всех».

— Продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью равноправия между мужчинами и женщинами.

— Неприятие всех форм коммерческой эксплуатации спорта и атлетов.

— Борьба с допингом.

— Распространение спортивной этики и принципов честной борьбы.

— Решение проблем, связанных с экологией.

— Финансовая и образовательная поддержка развивающихся стран через организации олимпийской солидарности МОКа.

Организация

Международный олимпийский комитет основан 23 июня 1894 года французским педагогом бароном Пьером де Кубертеном, вдохновленным идеей возродить Олимпийские игры античной Греции.

МОК — международная неправительственная некоммерческая организация, создавшая олимпийское движение. МОК является головной организацией олимпийского движения. Он обладает всеми правами на олимпийскую символику, флаг, девиз, гимн и Олимпийские игры. Его основная обязанность — руководить организацией летних и зимних Олимпийских игр.

Президенты

Президент МОК избирается членами МОК тайным голосованием первоначально сроком на 8 лет, который может быть продлен еще на 4 года. Президент возглавляет деятельность МОК, являясь его постоянным представителем. В настоящее время президентом МОК с 16 июля 2001 года является Жак Рогге из Бельгии.

Исполнительный комитет

В состав Исполнительного комитета, основанного в 1921 году, входят президент МОК, четыре вице-президента и десять членов. Все члены Исполнительного комитета избираются на сессии тайным голосованием большинством голосов сроком на четыре года.

Члены МОК

Индивидуальные члены МОК — это члены, которые действуют как представители МОК в своих странах, а не как делегаты от своих стран в МОКе. Члены собираются раз в год на сессии МОК. Они уходят в отставку по достижении ими 70 лет, если они не были избраны до открытия 110 сессии (11 декабря 1999 года). В этом случае они должны уйти в отставку по достижении 80 лет. Все члены МОК избираются сроком на 8 лет с возможностью продления его каждые 8 лет. МОК выбирает и избирает своих членов из лиц, которых квалифицирует комитет по номинациям. Все члены олимпийского движения имеют право выдвигать номинантов.

Администрация

Администрация МОК способствует развитию олимпийского движения. Она готовит, приводит в исполнение и постоянно следит за исполнением решений, принятых основными организациями олимпийского движения.

Кто входит в олимпийское движение?

Олимпийское движение объединяет всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской Хартией и кто признает полномочия Международного олимпийского комитета (МОК), а именно:

— международные федерации (МФ) видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр;

— Национальные олимпийские комитеты (НОКи);

— организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ);

— спортсмены, судьи и арбитры, ассоциации и клубы, а также все организации и учреждения, признанные МОКом.

Первые документально подтвержденные Олимпийские игры прошли в Греции в 776 г. до н.э. Тем не менее, есть сведения, которые могут косвенно указывать на то, что такие соревнования проводились и ранее. В частности, существует легенда, согласно которой Олимпийские игры впервые организовал Геракл еще в 1210 г. до н.э., хотя никаких подтверждений этому еще не было найдено.

Из дошедших до нас документов стало известно, что Олимпийские игры сначала включали всего один вид состязаний – бег, притом они не нумеровались, как в наше время, а получали свое название от имени победителя. Также ученые выяснили, что на время проведения игр должно было заключаться перемирие между враждующими государствами, однако, к сожалению, это правило неоднократно было нарушено. Несколько раз игры отменяли, а когда официальной религией стало христианство, их и вовсе запретили, окрестив языческой забавой.

Олимпийские игры были забыты на долгие века, однако есть сведения, что еще в XVII веке подобные мероприятия, только регионального масштаба, проводились в ряде стран, среди которых были Греция, Франция, Англия и пр. В XIХ веке тема Олимпийских игр возникла в творчестве греческого поэта Панайотиса Суцоса. Поэт неоднократно направлял прошения правителю и говорил о том, как важно возродить Олимпийские игры. Однако результата ему удалось добиться только спустя много лет с помощью греческого общественного деятеля Евангелиса Заппаса, который в 1859 году на собственные сбережения провел Олимпиаду.

Идею греков спустя несколько десятилетий решительно поддержал француз Пьер де Кубертен. Он был уверен, что именно французам, потерпевшим позорное поражение в войне с Пруссией, следует укрепить не только тела, но и души. Более того, мсье Кубертен мечтал объединить спортсменов всего мира, чтобы добиться наконец взаимопонимания и прекратить кровопролитные войны.

Благодаря усилиям Пьера де Кубертена, в 1896 году были проведены первые Летние Олимпийские игры, после чего они повторялись каждые четыре года и проводятся до сих пор. В 1924 году были организованы первые Зимние Олимпийские игры. Сначала их проводили в один год с Летними, но, начиная с 1994 г., начали устраивать с интервалом в два года. Позднее Олимпиада получила особое развитие: с 1960 года проводятся особые соревнования для инвалидов, а с 2010 – для юниоров с 14 до 18 лет.

Видео по теме

Проведение Олимпийских игр в одном из своих городов - это большая честь и ответственность для страны. За более чем столетнюю историю олимпийского движения были сформированы правила, по которым выбирается будущая столица Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры практически единогласно было решено провести в столице Греции - Афинах. Это объяснялось уважением к истории самих состязаний, появившихся именно в этой стране. Греческие власти оказались довольны проведением игр 1896 года и их успехом и хотели, чтобы Олимпиады всегда проводились на территории Греции. Международный олимпийский комитет с этим не согласился, так как такая идея не соответствовала интернациональному духу игр. Было решено каждые соревнования проводить в новой стране.

Через несколько десятилетий сложился четкий свод правил о том, как нужно выбирать олимпийскую столицу. Приблизительно за 10 лет до следующих соревнований Международный олимпийский комитет объявляет сроки подачи заявок городов на участие в играх. В самих заявках должны быть представлены условия проведения игр, а также инфраструктура и спортивные объекты. которые уже есть в наличии и которые запланированы для строительства. Город должен продемонстрировать то, что он идеально подходит для спокойной организации соревнований.

Приблизительно за 9 лет до игр из поданных заявок выбирается несколько фаворитов. Кроме идеи, олимпийский комитет должен оценить и возможность ее реализации, то, хватит ли у правительства страны, где находится город, денег для финансирования таких дорогостоящих соревнований. Во многом по финансовым причинам еще ни одна



mob_info