Йокодзуна Иван — легендарный сумоист украинского происхождения.

Это было просто почётное звание, которое присваивалось борцам высшего, на тот момент, ранга одзэки , выступающим перед сёгуном . По этой причине ёкодзунами не обязательно были сильнейшие борцы - сказывались разные причины, в том числе интриги среди их покровителей.

Ёкодзуны носят «широкую верёвку» (симэнава) в качестве пояса как знак отличия. Веревка особого ручного плетения достигает 20 кг веса, она используется только для церемоний. Каждый год совместными усилиями борцов хэя и итимона для своего ёкодзуны изготавливаются три новых верёвки - к каждому токийскому басё. Собственно, «цуна» (в составных словах «дзуна») - одно из названий такой верёвки, и давшее имя титулу. Поэтому перевод слова «ёкодзуна» как «великий чемпион», хотя и ближе к реальному положению вещей, далёк от буквального значения («носящий цуну»). Поединки с участием ёкодзун - как правило, последние поединки дня. Поединки ёкодзун между собой (если их несколько) проводятся в самые последние дни турниров.

Присвоение титула

Звание ёкодзуны присваивается после многоступенчатой процедуры. Вначале Судейский комитет Ассоциации сумо вносит кандидатуру на рассмотрение комитета по выборам ёкодзун. Комитет по выборам ёкодзун (яп. 横綱審議委員会 , ёкодзуна синги-иинкай ) состоит из общественных деятелей, бывшие борцы входить в него не могут. После рассмотрения кандидатуры комитет по выборам даёт заключение (положительное или отрицательное), которое передаётся на рассмотрение Совета директоров Ассоциации. Совет директоров и принимает окончательное решение. Декларируется, что для присвоения звания должны учитываться сила, искусство и достоинство/изящества (品格, хинкаку). Другое правило гласит, что ёкодзуной может стать одзэки , два раза подряд выигравший басё или показавший «сопоставимый с этим результат» (например, 62-й ёкодузна Онокуни получил титул после победы с результатом 15-0 и двух последовавших дзюнъюсё (вторых результатов на басё) с результатами 12-3 и 13-2). Восемь ёкодзун от Асахифудзи до Харумафудзи получили титулы после двух подряд побед, затем звание получил Какурю после результата 14-1 и поражения в дополнительной схватке в январе 2014 года и победы в марте 2014 с тем же результатом 14-1. В январе 2017 года ёкодзуной стал Кисэносато после победы с результатом 14-1, которой предшествовали дзюнъюсё на 4 из 5 предшествовавших басё (с результатами 13-2 или 12-3). Был неудачный прецедент провозглашения ёкодзуной перспективного борца, не выигрывавшего Императорский кубок вообще, несмотря на то, что в среднем он показывал отличные результаты: Футахагуро получил титул после двух подряд дзюнъюсё, в звании ёкодзуны добился дзюнъюсё ещё трижды, но так вообще и не победил; дисквалифицирован и отправлен в отставку (см. ниже), пробыв ёкодзуной чуть больше года .

Одно время считалось (члены Ассоциации сумо заявляли это открыто), что иностранец (гайдзин) может иметь силу и искусство, но достоинства и изящества (хинкаку) у него быть не может, и он должен остаться одзэки, а не ёкодзуной. В марте 1992 года гаваец Конисики обвинил Ассоциацию в расизме после того, как судейский комитет не вынес его кандидатуру на рассмотрение (результаты Конисики: ноябрь 1991 - 13-2 (победа), январь 1992 - 12-3, март 1992 - 13-2 (победа)). Вскоре Конисики взял свои слова обратно, а впоследствии так и не смог больше выиграть ни одного турнира и одержать за один турнир больше 10 побед. Лишь 27 января 1993 года гавайцу Акэбоно было дано звание ёкодзуны, присвоение было вдвойне примечательно тем, что до этого он имел лишь 8 месяцев стажа в звании одзэки. Затем из иностранцев звание было присвоено также самоанцу Мусасимару и монголу Асасёрю . По состоянию на январь 2019 года, оба действующих ёкодзуны (Хакухо и Какурю) - монголы. Вместе с тем ещё раньше, до Акэбоно, звание получил японский подданный Тайхо Коки , уроженец Сахалина , украинец по отцу.

В январе 2017 года звание ёкодзуны после долгого перерыва получил японец - Кисэносато Ютака . Последний до него ёкодзуна японского происхождения, Таканохана , прекратил выступления в 2003 г. В последний раз до 2017 года звание ёкодзуны присваивалось японцу в 1998 году, когда титул получил брат Таканоханы Ваканохана , ушедший в отставку в 2000 г. Однако уже через два года после получения звания Кисэносато объявил об отставке.

Карьера ёкодзуны

Ёкодзуна, в отличие от всех прочих борцов, не может быть понижен в ранге по результатам турниров. Доминирование борца такого уровня на каждом турнире или двузначный счет побед считаются нормой. Ёкодзуна, выступающий без блеска, как правило, сам снимается с турнира. Если ёкодзуна от турнира к турниру не в состоянии постоянно поддерживать столь высокий уровень выступлений, он уходит в отставку. Решение о завершении карьеры может быть принято как самим борцом, так и Комитетом по выборам ёкодзун, оценивающим выступления обладателей высшего звания на каждом басё и имеющим полномочия вынести плохо выступающему великому чемпиону «воодушевление», «предупреждение» или «рекомендацию выйти в отставку», причем «рекомендация» является обязательной к исполнению . По этой причине продолжительность карьеры ёкодзуны ограничена периодом спортивного расцвета борца. В отличие от ёкодзуны, борцы меньшего ранга имеют возможным выступать дольше, опускаясь в бандзукэ сообразно своим реальным возможностям.

Ёкодзуна должен быть образцом не только на дохё, но и в жизни, что получается в полной мере далеко не у всех. Пример этого - дурное поведение Асасёрю , приведшее к его дисквалификации, и, позже, к преждевременной отставке, и уход в отставку Харумафудзи после ставшего достоянием общественности инцидента с нанесением побоев Таканоиве .

Стиль ёкодзуны

Асасёрю, стиль унрю. Левая рука согнута. За спиной одна петля.

Хакухо, стиль сирануи. Руки разведены. Видны две петли узла.

Екодзуна обязан придерживаться определённого стиля в выполнении ритуального танца, который исполняется ёкодзунами в каждый турнирный день в ходе церемонии «дохё-ири» после представления публике прочих борцов лиги макуути. Ёкодзуна выходит на дохё в сопровождении двух ассистентов - борцов макуути: вначале идёт глашатай (цуюхарай ), затем сам ёкодзуна, замыкает процессию меченосец (татимоти ), несущий церемониальный меч. Ассистенты размещаются на дохё по обе стороны от ёкодзуны. Сам танец состоит из нескольких хлопков в ладоши с разведением рук («тиритёдзу») в полуприседе, стоя на мысочках ступней (позиция «сонкё»), череды притопов высоко поднимаемой ногой с приседаниями («сико́») и коротких перемещений по дохё в полуприседе движениями ступней. Танец символизирует изгнание злых духов и ритуальное очищение. Стили названы по именам великих борцов XIX века, когда-то их практиковавших. Кроме некоторых фигур танца, стили различаются формой узла, которым верёвка-сименава завязывается на спине. Ранее существовало несколько стилей, в том числе и сугубо индивидуальных. Борец выбирает стиль раз и навсегда по получении титула, сообразуясь, в том числе, с традициями своей «комнаты» (хэя), и в первый раз выполняет дохё-ири в синтоистском храме. По состоянию на 2017 год, за более чем 100 предшествующих лет практиковались только два стиля:

Предрассудок основан, отчасти, на том, что ёкодзуна, практиковавшие стиль Сирануи, последние несколько десятилетий действительно не показывали выдающихся результатов или не удерживали лидерства долго. Такими были Котодзакура , Футахагуро , Асахифудзи , Ваканохана (III) . Напротив, многие величайшие борцы ближайшего прошлого имели стиль Унрю, например, Тайхо , Тиёнофудзи , Акэбоно , Мусасимару , Таканохана (II) .

Из действующих на настоящее время (январь 2019 года) ёкодзун Хакухо придерживается стиля Сирануи, а Какурю - стиля Унрю.

По достижении 60-летнего возраста ушедший в отставку ёкодзуна получает право провести в ознаменование этого события церемонию канрэки дохё-ири (яп. 還暦土俵入り ), отличие которой состоит в том, что цуна, которую он носит во время этой церемонии, не белого, а красного цвета. Так, в июне 2013 года канрэки дохё-ири провёл глава Ассоциации сумо 55-й ёкодзуна Китаноуми , которому ассистировали 58-й ёкодзуна

1.АКАСИ СИГАНОСУКЭ. Легендарная личность. Неизвестно даже, жил ли человек с таким именем на самом деле. Тем не менее, народные сказания называют его первым великим чемпионом, прославившимся в начале эпохи Эдо.


2. АЯКАВА ГОРОДЗИ. Родился в 1704 году. Остальные факты его биографии неизвестны.


3. МАРУЯМА ГОНДАДЗАЭМОН. Родился в 1713 году. Рост 197 сантиметров. Вес 170 килограммов. Получил звание йокодзуна в 36 лет. Вскоре после этого умер.


4. ТАНИКАДЗЭ КАДЗИНОСУКЭ. Родился 8 августа 1750 года. Рост 189 сантиметров. Вес 160 килограммов. Получил звание йокодзуна в 39 лет. Умер в 1795 году.


5. ОНОКАВА КИСАБУРО. Родился в 1758 году. Рост 178 сантиметров. Вес 135 килограммов. Получил звание йокодзуна в 31 год. Выиграл 7 турниров. Закончил выступления в 1797 году. Умер в 1806 году.


6. ОНОМАЦУ МИДОРИНОСУКЭ. Родился в 1791 году. Рост 173 сантиметров. Вес 135 килограммов. Получил звание йокодзуна в 36 лет. Выиграл 5 турниров. Закончил выступления в 1835 году. Умер в 1853 году.


7. ИНАДЗУМА РАИГОРО. Родился в 1802 году. Рост 188 сантиметров. Вес 145 килограммов. Получил звание йокодзуна в 28 лет. Выиграл 10 турниров. Закончил выступления в 1839 году. Умер в 1877 году.


8. СИРАНУИ ДАКУЭМОН. Родился в 1801 году. Рост 176 сантиметров. Вес 132 килограмма. Получил звание йокодзуна в 39 лет. Выиграл 1 турнир. Закончил выступления в 1844 году. Умер в 1854 году.


9. ХИДЭНОЯМА РАИГОРО. Родился в 1808 году. Рост 164 сантиметра. Вес 150 килограммов. Получил звание йокодзуна в 39 лет. Выиграл 6 турниров. Закончил выступления в 1850 году. Умер в 1862 году.


10. УНРЮ ХИСАКИТИ. Родился в 1823 году. Рост 178 сантиметров. Вес 135 килограммов. Получил звание йокодзуна в 38 лет. Выиграл 7 турниров. Закончил выступления в 1865 году. Умер в 1890 году.


11. СИРАНУИ КОЭМОН. Родился в 1825 году. Рост 177 сантиметров. Вес 120 килограммов. Получил звание йокодзуна в 38 лет. Выиграл 3 турнира. Закончил выступления 1869 году. Умер в 1879 году.


12. ДЗИНМАКУ КЮГОРО. Родился 3 мая 1829 года. Рост 174 сантиметра. Вес 138 килограммов. Получил звание йокодзуна в 38 лет. Выиграл 5 турниров. Закончил выступления в 1868 году. Умер в 1903 году.


13. КИМЭНДЗАН ТАНИГОРО. Родился в 1826 году. Рост 186 сантиметров. Вес 140 килограммов. Получил звание йокодзуна в 42 года. Выиграл 7 турниров. Закончил выступления в 1870 году. Умер в 1871 году.


14. САКАИГАВА НАМИЭМОН. Родился 8 апреля 1841 года. Рост 169 сантиметров. Вес 130 килограммов. Получил звание йокодзуна в 34 года. Выиграл 5 турниров. Закончил выступления в 1881 году. Умер в 1887 году.


15. УМЭГАТАНИ ТОТАРО (1). Родился 9 февраля 1845 года. Рост 176 сантиметров. Вес 105 килограммов. Получил звание йокодзуна в 39 лет. Выиграл 9 турниров. Закончил выступления в 1885 году. Умер в 1928 году.


16. НИСИНОУМИ КАДЗИРО (1). Родился 3 января 1855 года. Рост 176 сантиметров. Вес127 килограммов. Получил звание йокодзуна в 35 лет. Выиграл 2 турнира. Закончил выступления в 1896 году. Умер в 1908 году.


17. КОНИСИКИ ЯСОКИТИ. Родился 15 октября 1867 года. Рост 168 сантиметров. Вес 128 килограммов. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Выиграл 7 турниров. Закончил выступления в 1901 году. Умер в 1915 году.


18. ООДЗУЦУ МАНЪЭМОН. Родился 28 ноября 1869 года. Рост 197 сантиметров. Вес 134 килограмма. Получил звание йокодзуна в 31 год. Выиграл 2 турнира. Закончил выступления в 1908 году. Умер в 1919 году.


19. ХИТАТИЯМА ТАНИЭМОН. Родился 19 января 1874 года. Рост 175 сантиметров. Вес 145 килограммов. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Выиграл 8 турниров. Закончил выступления в 1915 году. Умер в 1923 году.


20. УМЭГАТАНИ ТОТАРО (2). Родился 11 марта 1878 года. Рост 168 сантиметров. Вес 158 килограммов. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Выиграл 3 турнира. Закончил выступления в 1916 году. Умер в 1927 году.


21. ВАКАСИМА ГОНСИРО. Родился 2 августа 1874 года. Рост 178 сантиметров. Вес 115 килограммов. Получил звание йокодзуна в 30 лет. Закончил выступления в 1907 году. Умер в 1943 году.


22. ТАТИЯМА МИНЭЭМОН. Родился 15 августа 1877 года. Рост 187 сантиметров. Вес 140 килограммов. Получил звание йокодзуна в 33 года. Выиграл 9 турниров. Закончил выступления в 1919 году. Умер в 1941 году.


23. ООКИДО МОРИЭМОН. Родился 2 ноября 1878 года. Рост 178 сантиметров. Вес 125 килограммов. Получил звание йокодзуна в 34 года. Закончил выступления в 1915 году. Умер в 1930 году.


24. ООТОРИ ТАНИГОРО. Родился 3 апреля 1887 года. Рост 174 сантиметра. Вес 115 килограммов. Получил звание йокодзуна в 27 лет. Выиграл 2 турнира. Закончил выступления в 1921 году. Умер в 1956 году.


25. НИСИНОУМИ КАДЗИРО (2). Родился 6 февраля 1880 года. Рост 185 сантиметров. Вес 140 килограммов. Получил звание йокодзуна в 36 лет. Выиграл 1 турнир. Закончил выступления в 1919 году. Умер в 1931 году.


26. ООНИСИКИ УИТИРО. Родился 25 ноября 1891 года. Рост 175 сантиметров. Вес 140 килограммов. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Выиграл 5 турниров. Закончил выступления в 1924 году. Умер в 1941 году.


27. ТОЧИГИЯМА МОРИЯ. Родился 5 февраля 1892 года. Рост 172 сантиметра. Вес 104 килограмма. Получил звание йокодзуна в 26 лет. Выиграл 9 турниров. Закончил выступления в 1926 году. Умер в 1959 году.


28. ООНИСИКИ ДАЙГОРО. Родился 22 марта 1883 года. Рост 176 сантиметров. Вес 112 килограммов. Получил звание йокодзуна в 35 лет. Выиграл 5 турниров. Закончил выступления в 1923 году. Умер в 1943 году.


29. МИЯГИЯМА ФУКУМАЦУ. Родился 27 февраля 1895 года. Рост 175 сантиметров. Вес 113 килограммов. Получил звание йокодзуна в 26 лет. Выиграл 2 турнира. Закончил выступления в 1931 году. Умер в 1943 году.


30. НИСИНОУМИ КАДЗИРО (3). Родился 2 ноября 1890 года. Рост 183 сантиметра. Вес 116 килограммов. Получил звание йокодзуна в 32 года. Выиграл 1 турнир. Закончил выступления в 1928 году. Умер в 1933 году.


31. ЦУНЭНОХАНА КАНЪИТИ. Родился 23 ноября 1896 года. Рост 178 сантиметров. Вес 115 килограммов. Получил звание йокодзуна в 27 лет. Выиграл10 турниров. Закончил выступления в 1930 году. Умер в 1960 году.


32. ТАМАНИСИКИ САНЪЭМОН. Родился 15 декабря 1903 года. Рост 174 сантиметра. Вес 140 килограммов. Получил звание йокодзуна в 28 лет. Выиграл 9 турниров. Умер в 1938 году.


33. МУСАСИЯМА ТАКЭСИ. Родился 5 декабря 1909 года. Рост 186 сантиметров. Вес 117 килограммов. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Выиграл 1 турнир. Закончил выступления в 1939 году. Умер в 1969 году.


34. МИНАНОГАВА ТОДЗО. Родился 17 сентября 1903 года. Рост 191 сантиметр. Вес 146 килограммов. Получил звание йокодзуна в 32 года. Выиграл 2 турнира. Закончил выступления в 1942 году. Умер в 1971 году.


35. ФУТАБАЯМА САДАДЗИ. Родился 9 февраля 1912 года. Рост 179 сантиметров. Вес 128 килограммов. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Закончил выступления в 1945 году. Выиграл 12 турниров. Умер в 1968 году.


36. ХАГУРОЯМА МАСАДЗИ. Родился 18 ноября 1914 года. Рост 179 сантиметров. Вес 129,5 килограммов. Получил звание йокодзуна в 26 лет. Закончил выступления в 1953 году. Выиграл 7 турниров. Умер в 1969 году.


37. АКИНОУМИ СЭЦУО. Родился 30 мая 1914 года. Рост 177 сантиметров. Вес 127,5 килограммов. Получил звание йокодзуна в 27 лет. Закончил выступления в 1946 году. Выиграл 1 турнир. Умер в 1979 году.


38. ТЭРУКУНИ МАНДЗО. Родился 10 января 1919 года. Рост 174 сантиметра. Вес 161,5 килограмм. Получил звание йокодзуна в 23 года. Закончил выступления в 1953 году. Выиграл 2 турнира. Умер в 1977 году.


39. МАЭДАЯМА ЭЙГОРО. Родился 4 мая 1914 года. Рост 180 сантиметров. Вес 116,5 килограммов. Получил звание йокодзуна в 33 года. Закончил выступления в 1949 году. Выиграл 1 турнир. Умер в 1971 году.


40. АДЗУМАФУДЗИ КИНЪИТИ. Родился 28 октября 1921 года. Рост 179 сантиметров. Вес 178 килограммов. Получил звание йокодзуна в 26 лет. Закончил выступления в 1954 году. Выиграл 6 турниров. Умер в 1973 году.


41. ТИЁНОЯМА МАСАНОБУ. Родился 2 июня 1926 года. Рост 190 сантиметров. Вес 122 килограмма. Получил звание йокодзуна в 24 года. Закончил выступления в 1959 году. Выиграл 6 турниров. После завершения спортивной карьеры принял имя Коконоэ и получил должность ояката. Умер в 1977 году.


42. КАГАМИСАТО КИЁДЗИ. Родился 30 апреля 1923 года. Рост 174 сантиметра. Вес 161 килограмм. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Закончил выступления в 1958 году. Выиграл 4 турнира. Умер в 2004 году.


43. ЙОСИБАЯМА ДЗЮННОСУКЭ. Родился 3 апреля 1920 года. Рост 179 сантиметров. Вес 143 килограмма. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Закончил выступления в 1958 году. Выиграл 1 турнир. Умер в 1977 году.


44. ТОЧИНИСИКИ КИЁТАКА. Родился 20 февраля 1925 года. Рост 177 сантиметров. Вес 132 килограмма. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Закончил выступления в 1960 году. Выиграл 10 турниров. Умер в 1990 году.


45. ВАКАНОХАНА КАНДЗИ (1). Родился 16 марта 1928 года. Рост 179 сантиметров. Вес 105 килограммов. Родной дядя самых популярных сумоистов 90-х годов – братьев Таканохана и Ваканохана. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Закончил выступления в 1962 году. Выиграл 10 турниров.


46. АСАСИО ТАРО. Родился 13 ноября 1929 года. Рост 188 сантиметров. Вес 135 килограммов. Получил звание йокодзуна в 29 лет. Закончил выступления в 1962 году. Выиграл 5 турниров. Умер в 1988 году.


47. КАСИВАДО ЦУЁСИ. Родился 29 ноября 1938 года. Рост 188 сантиметров. Вес 139 килограммов. Получил звание йокодзуна в 22 года. Закончил выступления в 1969 году. Выиграл 5 турниров. Умер в 1996 году.


48. ТАЙХО КОКИ. Родился 29 мая 1940 года в городе Поронайск на Сахалине. Рост 187 сантиметров. Вес 150 килограммов. Его отец по национальности русский (по некоторым данным украинец). Правда, сам великий чемпион предпочитает не говорить об этом. Вскоре после рождения вместе с матерью перебрался на Хоккайдо. Возможно, самый популярный, а, по мнению некоторых специалистов сумо, и самый выдающийся спортсмен в истории борьбы. Удостоился высшего титула в 21 год. Закончил выступления в 1971 году. Выиграл 32 турнира (причем начинал бороться еще тогда, когда в год проводилось менее 6 басё). После завершения спортивной карьеры принял на себя обязанности ояката. Воспитал первого российского сэкитори - Рохо. В январе 2004-го года вышел на пенсию.Умер в январе 2013 года.


49. ТОЧИНОУМИ ТЭРУЁСИ. Родился 13 марта 1938 года. Рост 177 сантиметров. Вес 110 килограммов. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Закончил выступления в 1966 году. Выиграл 3 турнира. После завершения спортивной карьеры принял имя Касугано и получил должность ояката. В 2003 году вышел на пенсию.


50. САДАНОЯМА СИНМАЦУ. Родился 18 февраля 1938 года. Рост 182 сантиметров. Вес 129 килограммов. Получил звание йокодзуна в 26 лет. Закончил выступления в 1968 году. Выиграл 6 турниров. После завершения спортивной карьеры принял имя Дэваноуми и получил должность ояката. Затем под именем Сакаигава был избран президентом Ассоциации сумо. Занимал эту должность до 1998 года. В 2003 году вышел на пенсию. Скончался в 2017 году.


51. ТАМАНОУМИ МАСАХИРО. Родился 5 февраля 1944 года. Рост 177 сантиметров. Вес 134 килограмма. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Выиграл 6 турниров. Умер в 1971 году в результате операции по удалению аппендицита.


52. КИТАНОФУДЗИ КАЦУАКИ. Родился 28 марта 1942 года. Рост 185 сантиметров. Вес 135 килограммов. Получил звание йокодзуна в 27 лет. Закончил выступления в 1974 году. Выиграл 10 турниров. После окончания спортивной карьеры принял имя Коконоэ и получил должность ояката. В 1992 году передал свою "комнату" закончившему выступления йокодзуна Тиёнофудзи.


53. КОТОДЗАКУРА МАСАКАЦУ. Родился 26 ноября 1940 года. Рост 182 сантиметра. Вес 150 килограммов. Получил звание йокодзуна в 32 года. Завершил выступления в 1974 году. Выиграл 5 турниров. После завершения спортивной карьеры принял имя Садогатакэ и получил должность ояката. Умер в 2007 году.


54. ВАДЗИМА ХИРОСИ. Родился 11 января 1948 года. Рост 186 сантиметров. Вес 132 килограмма. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Закончил выступления в 1981 году. Выиграл 14 турниров. После завершения карьеры сумотори занялся профессиональным рестлингом.


55. КИТАНОУМИ ТОСИМИЦУ. Родился 16 мая 1953 года. Рост 179 сантиметров. Вес 169 килограммов. Получил звание йокодзуна в 21 год. Закончил выступления в 1985 году. Выиграл 24 турнира. После завершения спортивной карьеры принял на себя обязанности ояката. Умер в 2015 году.


56. ВАКАНОХАНА КАНДЗИ (2). Родился 3 апреля 1953 года. Рост 186 сантиметров. Вес 129 килограммов. Получил звание йокодзуна в 25 лет. Закончил выступления в 1983 году. Выиграл 4 турнира. После завершения спортивной карьеры принял имя Магаки и получил должность ояката.


57. МИЭНОУМИ ЦУЁСИ. Родился 4 февраля 1948 года. Рост 181 сантиметр. Вес 135 килограммов. Получил звание йокодзуна в 31 год. Закончил выступления в 1980 году. Выиграл 3 турнира. После завершения спортивной карьеры принял имя Мусасигава и получил должность ояката.


58. ТИЁНОФУДЗИ МИЦУГУ.Родился 1 июня 1955 года. Рост 183 сантиметра. Вес 127 килограммов. Получил звание йокодзуна в 26 лет. Закончил выступления в 1991 году. Выиграл 31 турнир. Его считали непобедимым. За небольшие габариты, смертельную хватку, несгибаемость и хмурый взгляд получил прозвище «волк». За карьеру выиграл более 1000 поединков. Сыграл судьбоносную роль для двух поколений борцовской династии Ханада. В молодости одержал победу над озэки Таканохана, принявшего решения завершить спортивную карьеру, так и не добившись звания йокодзуна. В 1991 году сам вынужден был завершить блистательную карьеру после поражения от сына поверженного несколько лет назад рикиси, будущей звезды сумо Такаханада (йокодзуна Таканохана). После завершения спортивной карьеры принял имя Коконоэ и получил должность ояката. Умер в 2016 году.


59. ТАКАНОСАТО ТОСИХИДЭ. Родился 29 сентября 1952 года. Рост 182 сантиметра. Вес 159 килограммов. Получил звание йокодзуна в 30 лет. Закончил выступления в 1986 году. Выиграл 4 турнира. После завершения спортивной карьеры принял имя Наруто и получил должность ояката. Умер в 2011 году.


60. ФУТАХАГУРО КОДЗИ Родился 12 августа 1963 года. Рост 199 сантиметров. Вес 157 килограммов. Получил звание йокодзуна в 22 года. Был исключен из сумо в 1987 году за неподобающее рикиси поведение (проявил неуважение к жене ояката). Пытался продолжить спортивную карьеру, занимаясь рестлингом.


61. ХОКУТОУМИ НОБУЁСИ. Родился 22 июня 1963 года. Рост 181 сантиметр. Вес 151 килограмм. Получил звание йокодзуна в 23 года. Закончил выступления в 1992 году. Выиграл 8 турниров. После завершения спортивной карьеры принял имя Хаккаку и получил должность ояката.


62. ОНОКУНИ ЯСУСИ. Родился 9 октября 1962 года. Рост 189 сантиметров. Вес 203 килограмма. Получил звание йокодзуна в 24 года. Закончил выступления в 1991 году. Выиграл 2 турнира. После завершения спортивной карьеры принял имя Сибатаяма и получил должность ояката.


63. АСАХИФУДЗИ СЭЙЯ Родился 6 июля 1960 года. Рост 189 сантиметров. Вес 143 килограмма. Получил звание йокодзуна в 30 лет. Закончил выступления в 1991 году. Выиграл 4 турнира. После завершения пути рикиси принял имя Адзигава и получил должность ояката. В 2007-м году получил имя Исэгахама.


64. АКЭБОНО ТАРО. Родился 8 мая 1969 года. Рост 203 сантиметра. Вес 236 килограммов. Первый великий чемпион – иностранец. Уроженец Гавайских островов. Получил звание йокодзуна в 23 года. Выиграл 11 турниров. Закончил выступления в январе 2001 года. После завершения спортивной карьеры поступил на должность младшего ояката в "комнату" Адзумазэки. В ноябре 2003 года оставил сумо и перешел в К-1.


65. ТАКАНОХАНА КОДЗИ.Родился 12 августа 1972 года. Рост 185 сантиметров. Вес 159 килограммов. Сын знаменитого озэки Таканохана (ныне ояката Футагояма) и племянник йокодзуна Ваканохана (1). Получил звание йокодзуна в 22 года. Выиграл 22 турнира. Закончил выступления в январе 2003 года. После завершения спортивной карьеры поступил на должность младшего ояката в школу Футагояма. В феврале 2004 года возглавил эту "комнату", которая получила имя Таканохана.


66. ВАКАНОХАНА МАСАРУ Родился 20 января 1971 года. Рост 180 сантиметров. Вес 130 килограммов. Старший брат йокодзуна Таканохана, сын озэки Таканохана и племянник йокодзуна Ваканохана (1). Получил звание йокодзуна в 27 лет. Выиграл 5 турниров. Закончил выступления в марте 2000 года.


67. МУСАСИМАРУ КОЙО. Родился 2 мая 1971 года. Рост 191 сантиметр. Вес 235 килограммов. Уроженец Гавайских островов. Получил звание йокодзуна в 28 лет. Выиграл 12 турниров. Закончил выступления в ноябре 2003 года. После завершения спортивной карьеры поступил на должность младшего ояката в школе Мусасигава.


68. АСАСЁРЮ АКИНОРИ.Родился 27 сентября 1980 года. Рост 185 сантиметров. Вес 148 килограммов. Уроженец Монголии. Получил звание йокодзуна в 22 года. Выиграл 25 турниров.


69. ХАКУХО СЁ .Родился 11 марта 1985 года. Рост 192 сантиметра. Вес 155 килограммов. Уроженец Монголии. Получил звание йокодзуна в 22 года. Выиграл 40 турниров. Продолжает выступать на дохё.

70. ХАРАМАФУДЗИ КОХЭЙ. Родился 14 апреля 1984 года. Рост 186 см..Вес 133 килограммов. Уроженец Монголии. Получил звание в 28 лет. Завоевал 9 кубков. Вынужден был подать в отставку (из-за скандала) в 2017 году.

71. КАКУРЮ РИКИДЗАБУРО. Родился 10 августа 1985 года. Рост 186 см..Вес 151 кг..Уроженец Монголии.Звание йокодзуна получил в мае 2014 года. Выиграл 3 турнира. Продолжает выступать.

72. КИСЭНОСАТО ЮТАКА . Родился 3 июля 1986 года. Рост 187 сантиметра. Вес 175 килограммов. Получил звание йокодзуна в 30 лет. Выиграл 2 турнира. Продолжает выступать на дохё.

Йокодзуна — верховный ранг в профессиональном сумо. В большинстве случаев, звание йокодзуны присваивается спортсмену, что победил Императорский кубок два раза подряд. Первый йокодзуна — Акаси Сиганосукэ — жил в семнадцатом веке. Всего в истории сумо было 70 йокодзун. В перечне обладателей этого звания Тайхо Коки — 48-й.

В Токио 19 января ушёл из жизни Тайхо Коки — один из величайших бойцов в истории японской борьбы сумо. Родителем спортсмена, удостоенного в Японии звания йокодзуны, был выходец Полтавской земли, а сам он при рождении взял имя Иван Борышко. В 2011 году, уже в 71 год, Тайхо Коки снискал признание на Украине — ему вручили орден «За заслуги» III степени. Семья Маркиана Борышко, отца будущего чемпиона, перебралась на северный Сахалин в конце XIX века. В юности Маркиан занимался контрабандой (его даже именовали Барыжко) и ожидал вторжения японцев — по его точке зрения, оккупация северной части острова в первой половине 20-ых годов XX века принесла обитателям лишь пользу. В 1925 году, когда эту область отдали СССР, Барышко уехал с японцами на южный Сахалин.

В городе Сикука (сейчас он именуется Поронайск) Маркиан Борышко женился на японке Киэ Ная, которая родила ему трех сыновей и дочь. Иван был младшим из детей в семье Борышко. Он появился в первой половине 40-ых годов XX века, когда его отцу уже было 55 лет. Помимо русского имени, ребенок взял японское имя Коки, означающее «радость и счастье». В 1945 году, когда на южный Сахалин пришли войска СССР, семью разлучили. Маркиан Борышко остался в СССР и стал переводчиком с японского в СМЕРШе, а его дети и жена то ли эвакуировались, то ли были репатриированы в Японию на остров Хоккайдо. В том месте Иван начал заниматься сумо, в том месте же он взял спортивный псевдоним Тайхо («Великий феникс»).

В макуути (верховный дивизион в профессиональном сумо) Тайхо Коки перешел в первой половине 60-ых годов XX века — в том же году в СССР погиб его папа, трудившийся сторожем в краеведческом музее Южно-Сахалинска. Уже осенью 1960 года спортсмен в первый раз выиграл Императорский кубок — главный приз в сумо. В сентябре 1961 года Тайхо, к тому времени взявший уже три Императорских кубка, удостоился звания йокодзуны и стал самым молодым йокодзуной в истории. Всего за собственную карьеру Тайхо победил Императорский кубок 32 раза — это лучший результат в истории. В ранге йокодзуны Тайхо прожил десять лет и, не смотря на то, что в то время его главным соперником считался Касивадо Цуеси, в самом деле у Тайхо соперников не было (достаточно сообщить, что Императорский кубок Касивадо выиграл лишь пять раз). Сам Тайхо, как и приличествует великому сумоисту, был скромным и заявлял, что без Касивадо не было бы и его самого.

Долгие соперники были еще и близкими приятелями — с Касивадо Тайхо поддерживал отношения до конца жизни этого сумоиста во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Тайхо установил последовательность рекордов, продержавшихся пару десятилетий. Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Тайхо, восстановившийся после важной травмы, начал победную серию, которая длилась 45 поединков и прервалась лишь через год из-за судейской неточности. Это решение позвало таковой скандал, что с того времени в сумо для судей ввели видеоповторы. Та самая победная серия Тайхо: В первой половине 70-ых годов XX века Тайхо закончил спортивную карьеру. За пределами площадки для борьбы солидных достижений у сумоиста не было. Сам он постоянно довольно много трудился на тренировках, но в качестве наставника школы сумоистов прославиться не сумел. Самым видным воспитанником Тайхо был россиянин Сослан Бораздов, но и он громадных побед не добился, а в 2008 году после громадного скандала и хорошего допинг-теста на марихуану был изгнан из мира сумо. Еще будучи действующим борцом, Тайхо успел съездить в СССР и выступить в столичном цирке, но вспоминать собственный происхождение и страну, из которой его семье было нужно бежать, не обожал. Интерес к своим корням спортсмен начал проявлять лишь сейчас.

Пишут, что в 2002 году Тайхо желал посетить украинское село Руновщина, где появился его папа, но якобы не взял разрешения от японских правительства. Вместо спортсмена на Украину приехал журналист, что привез Тайхо горсть и родниковую воду украинской почвы. В Харькове с 2002 года проводится турнир по сумо — кубок Коки Тайхо, а на уроках в сельской школе Руновщины детям с первого класса говорят о известном борце. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века Тайхо перенес инсульт. Левую часть тела спортсмена парализовало, но продолжительные и бессчётные сеансы лечения помогли Тайхо восстановиться и возвратиться к обычной судьбе. Действительно, сейчас бывшему спортсмену все же было нужно применять инвалидное кресло.
В 2005 году Тайхо ушел на пенсию и стал куратором музея сумо в Токио. В 2009 году Тайхо стал первым сумоистом, удостоенным японского ордена Культуры. В 2011 году по поручению Виктора Андреевича Януковича Тайхо вручили украинский орден «За заслуги» III степени. В том же году в центре Одессы на улице Ришельевской показался монумент спортсмену.

19 января 2013 года бывший сумоист, которого газета Nikkan Спорт назвала сильнейшим йокодзуной в истории, умер от сердечной недостаточности. Ему было 72 года.

Для своего ёкодзуны изготавливаются три новых верёвки - к каждому токийскому басё. Собственно, «дзуна» (или «цуна») - одно из названий такой верёвки, и давшее имя титулу, поэтому перевод слова «ёкодзуна» как «великий чемпион», хотя и ближе к реальному положению вещей, далёк от буквального значения («носящий цуну»). Поединки с участием ёкодзун - как правило, последние поединки дня. Поединки ёкодзун между собой (если их несколько) проводятся в самые последние дни турниров.

Присвоение титула

Звание ёкодзуны присваивается после многоступенчатой процедуры. Вначале Судейский комитет Ассоциации сумо вносит кандидатуру на рассмотрение комитета по выборам ёкодзун. Комитет по выборам ёкодзун (яп. 横綱審議委員会 , ёкодзуна синги-иинкай ) состоит из общественных деятелей, бывшие борцы входить в него не могут. После рассмотрения кандидатуры комитет по выборам даёт заключение (положительное или отрицательное), которое передаётся на рассмотрение Совета директоров Ассоциации. Совет директоров и принимает окончательное решение. Декларируется, что для присвоения звания должны учитываться сила, искусство и достоинство/изящества (品格, хинкаку). Другое правило гласит, что ёкодзуной может стать одзэки , два раза подряд выигравший басё или показавший «сопоставимый с этим результат» (например, 62-й ёкодузна Онокуни получил титул после победы с результатом 15-0 и двух последовавших дзюнъюсё (вторых результатов на басё) с результатами 12-3 и 13-2). Восемь ёкодзун от Асахифудзи до Харумафудзи получили титулы после двух подряд побед, затем звание получил Какурю после результата 14-1 и поражения в дополнительной схватке в январе 2014 года и победы в марте 2014 с тем же результатом 14-1. Титул стараются давать борцу, находящемуся на подъёме, чтобы в качестве ёкодзуны борец находился на пике своих возможностей. Был неудачный прецедент провозглашения ёкодзуной перспективного борца, не выигравшего Императорский кубок ни разу, несмотря на то, что в среднем он показывал отличные результаты: Футахагуро получил титул после двух подряд дзюнъюсё, в звании ёкодзуны добился дзюнъюсё ещё трижды, но так ни разу и не победил; дисквалифицирован и отправлен в отставку (см. ниже), пробыв ёкодзуной чуть больше года .

Одно время считалось (члены Ассоциации сумо заявляли это открыто), что иностранец (гайдзин) может иметь силу и искусство, но достоинства и изящества (хинкаку) у него быть не может, и он должен остаться одзэки, а не ёкодзуной. В марте 1992 года гаваец Конисики обвинил Ассоциацию в расизме после того, как судейский комитет не вынес его кандидатуру на рассмотрение (результаты Конисики: ноябрь 1991 - 13-2 (победа), январь 1992 - 12-3, март 1992 - 13-2 (победа)). Вскоре Конисики взял свои слова обратно, а впоследствии так и не смог больше выиграть ни одного турнира и одержать за один турнир больше 10 побед. Лишь 27 января 1993 года гавайцу Акэбоно было дано звание ёкодзуны, присвоение было вдвойне примечательно тем, что до этого он имел лишь 8 месяцев стажа в звании одзэки. Затем из иностранцев звание было присвоено также самоанцу Мусасимару и монголу Асасёрю . По состоянию на май 2014 года, все трое действующих ёкодзун (Хакухо , Харумафудзи и Какурю) - монголы. Вместе с тем ещё раньше, до Акэбоно, звание получил японский подданный Тайхо Коки , уроженец японского Сахалина , украинец по отцу.

Последний на сентябрь 2015 года ёкодзуна японского происхождения, Таканохана , прекратил выступления в 2003 г. В последний раз звание ёкодзуны присваивалось японцу в 1998 году, когда титул получил брат Таканоханы Ваканохана , ушедший в отставку в 2000 г.

Карьера ёкодзуны

Ёкодзуна, в отличие от всех прочих борцов, не может быть понижен в ранге по результатам турниров. Доминирование борца такого уровня на каждом турнире или двузначный счет побед считаются нормой. Ёкодзуна, выступающий без блеска, как правило, сам снимается с турнира. Если ёкодзуна от турнира к турниру не в состоянии постоянно поддерживать столь высокий уровень выступлений, он уходит в отставку. Решение о завершении карьеры может быть принято как самим борцом, так и Комитетом по выборам ёкодзун, оценивающим выступления обладателей высшего звания на каждом басё и имеющим полномочия вынести плохо выступающему великому чемпиону «воодушевление», «предупреждение» или «рекомендацию выйти в отставку», причем «рекомендация» является обязательной к исполнению . По этой причине продолжительность карьеры ёкодзуны ограничена периодом спортивного расцвета борца. В отличие от ёкодзуны, борцы меньшего ранга имеют возможным выступать дольше, опускаясь в бандзукэ сообразно своим реальным возможностям.

Ёкодзуна должен быть образцом не только на дохё, но и в жизни, что получается в полной мере далеко не у всех. Пример этого - дурное поведение Асасёрю , приведшее к его дисквалификации, и, позже, к преждевременной отставке.

Стиль ёкодзуны

Екодзуна обязан придерживаться определённого стиля в выполнении ритуального танца, который исполняется ёкодзунами в каждый турнирный день в ходе церемонии «дохё-ири» после представления публике прочих борцов лиги макуути. Ёкодзуна выходит на дохё в сопровождении двух ассистентов - борцов макуути: вначале идёт глашатай (цуюхарай ), затем сам ёкодзуна, замыкает процессию меченосец (татимоти ), несущий церемониальный меч. Ассистенты размещаются на дохё по обе стороны от ёкодзуны. Сам танец состоит из нескольких хлопков в ладоши с разведением рук («тиритёдзу») в полуприседе, стоя на мысочках ступней (позиция «сонкё»), череды притопов высоко поднимаемой ногой с приседаниями («сико́») и коротких перемещений по дохё в полуприседе движениями ступней. Танец символизирует изгнание злых духов и ритуальное очищение. Стили названы по именам великих борцов XIX века, когда-то их практиковавших. Кроме некоторых фигур танца, стили различаются формой узла, которым верёвка-сименава завязывается на спине. Ранее существовало несколько стилей, в том числе и сугубо индивидуальных. Борец выбирает стиль раз и навсегда по получении титула, сообразуясь, в том числе, с традициями своей «комнаты» (хэя), и в первый раз выполняет дохё-ири в синтоистском храме. По состоянию на 2014 год, за более чем 60 предшествующих лет практиковались только два стиля:

Предрассудок основан, отчасти, на том, что ёкодзуна, практиковавшие стиль Сирануи, последние несколько десятилетий действительно не показывали выдающихся результатов или не удерживали лидерства долго. Такими были Котодзакура , Футахагуро , Асахифудзи , Ваканохана (III) . Напротив, многие величайшие борцы ближайшего прошлого имели стиль Унрю, например, Тайхо , Тиёнофудзи , Акэбоно , Мусасимару , Таканохана (II) .

Из действующих на настоящее время (апрель 2014 года) ёкодзун Хакухо и Харумафудзи придерживаются стиля Сирануи, а Какурю - стиля Унрю.

По достижении 60-летнего возраста ушедший в отставку ёкодзуна получает право провести в ознаменование этого события церемонию канрэки дохё-ири яп. 還暦土俵入り , отличие которой состоит в том, что цуна, которую он носит во время этой церемонии, не белого, а красного цвета. Так, в июне 2013 года канрэки дохё-ири провёл глава Ассоциации сумо 55-й ёкодзуна Китаноуми , которому ассистировали 58-й ёкодзуна Тиёнофудзи и 65-й ёкодзуна Таканохана .

Вес ёкодзун

По состоянию на 2015 год за последние 50 лет средний вес ёкодзун равен 145 кг при росте 187 см. Средние габариты ёкодзун за всю историю 184 см и 136 кг. Самыми лёгкими были Ваканохана, Вакасима и Тотигияма (около 100 кг), самыми тяжёлыми - Онокуни, Акэбоно и Мусасимару (188, 233 и 235 соответственно). На 2016 год трое действующих великих чемпионов весят: Хакухо − 155 кг при росте 192 см, Харумафудзи - 135 кг и 186 см, Какурю - 155 кг при росте 186 см.

Количество ёкодзун

Квот на количество ёкодзун нет. В истории бывали периоды, когда действующих борцов с таким титулом не было ни одного (в 1931-1932; в 1992-1993), и когда число их достигало пяти одновременно (январь 1953 - между присвоением титула 42-му ёкодзуне Кагамисато и отставкой 38-го ёкодзуны Терукуни). Каждый ёкодзуна имеет порядковый номер - по очерёдности получения титула за историю сумо. Всего ёкодзун (по состоянию на март 2014 года) было 71 .

Дисквалификация

За серьёзные проступки, несовместимые с высоким званием, ёкодзуна может быть дисквалифицирован временно или навсегда. В 1949 году 39-й ёкодзуна Маэдаяма был пожизненно дисквалифицирован за тайное посещение бейсбольного матча во время басё, в котором он не участвовал из-за травмы. 60-й ёкодзуна Футахагуро , не выигравший ни одного турнира в макуути за карьеру, был изгнан из сумо в конце 1987 года за ссору с тренером (ояката) и рукоприкладство в отношении его жены . 68-го ёкодзуну Асасёрю отстраняли от соревнований на два турнира за участие в публичном футбольном матче во время, официально отведённое ему на лечение (впоследствии Асасёрю сам ушёл в отставку после драки с управляющим ночным клубом, не дожидаясь решения Ассоциации).

Другие ёкодзуна

В Японии существует неформальная практика называть ёкодзунами сильнейших борцов-любителей. Существуют неформальные звания вроде «Ёкодзуна среди школьников», «Ёкодзуна среди студентов». Например, в юности, студенческим ёкодзуна был одзэки Котомицуки .

  • Кайо побеждал на турнирах пять раз, что выше результата некоторых ёкодзун. Однако он так и остался одзэки , так как не был стабилен.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ёкодзуна"

Примечания

Литература

  • Иванов О. «Сумо. Живые традиции древней Японии». - М., Стиль-МГ, 2004 г. ISBN 5-8131-0062-8

Источники

Отрывок, характеризующий Ёкодзуна

Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.
Павлоградский полк, находившийся в той части армии, которая была в походе 1805 года, укомплектовываясь в России, опоздал к первым действиям кампании. Он не был ни под Пултуском, ни под Прейсиш Эйлау и во второй половине кампании, присоединившись к действующей армии, был причислен к отряду Платова.
Отряд Платова действовал независимо от армии. Несколько раз павлоградцы были частями в перестрелках с неприятелем, захватили пленных и однажды отбили даже экипажи маршала Удино. В апреле месяце павлоградцы несколько недель простояли около разоренной до тла немецкой пустой деревни, не трогаясь с места.
Была ростепель, грязь, холод, реки взломало, дороги сделались непроездны; по нескольку дней не выдавали ни лошадям ни людям провианта. Так как подвоз сделался невозможен, то люди рассыпались по заброшенным пустынным деревням отыскивать картофель, но уже и того находили мало. Всё было съедено, и все жители разбежались; те, которые оставались, были хуже нищих, и отнимать у них уж было нечего, и даже мало – жалостливые солдаты часто вместо того, чтобы пользоваться от них, отдавали им свое последнее.
Павлоградский полк в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей. В госпиталях умирали так верно, что солдаты, больные лихорадкой и опухолью, происходившими от дурной пищи, предпочитали нести службу, через силу волоча ноги во фронте, чем отправляться в больницы. С открытием весны солдаты стали находить показывавшееся из земли растение, похожее на спаржу, которое они называли почему то машкин сладкий корень, и рассыпались по лугам и полям, отыскивая этот машкин сладкий корень (который был очень горек), саблями выкапывали его и ели, несмотря на приказания не есть этого вредного растения.
Весною между солдатами открылась новая болезнь, опухоль рук, ног и лица, причину которой медики полагали в употреблении этого корня. Но несмотря на запрещение, павлоградские солдаты эскадрона Денисова ели преимущественно машкин сладкий корень, потому что уже вторую неделю растягивали последние сухари, выдавали только по полфунта на человека, а картофель в последнюю посылку привезли мерзлый и проросший. Лошади питались тоже вторую неделю соломенными крышами с домов, были безобразно худы и покрыты еще зимнею, клоками сбившеюся шерстью.
Несмотря на такое бедствие, солдаты и офицеры жили точно так же, как и всегда; так же и теперь, хотя и с бледными и опухлыми лицами и в оборванных мундирах, гусары строились к расчетам, ходили на уборку, чистили лошадей, амуницию, таскали вместо корма солому с крыш и ходили обедать к котлам, от которых вставали голодные, подшучивая над своею гадкой пищей и своим голодом. Также как и всегда, в свободное от службы время солдаты жгли костры, парились голые у огней, курили, отбирали и пекли проросший, прелый картофель и рассказывали и слушали рассказы или о Потемкинских и Суворовских походах, или сказки об Алеше пройдохе, и о поповом батраке Миколке.
Офицеры так же, как и обыкновенно, жили по двое, по трое, в раскрытых полуразоренных домах. Старшие заботились о приобретении соломы и картофеля, вообще о средствах пропитания людей, младшие занимались, как всегда, кто картами (денег было много, хотя провианта и не было), кто невинными играми – в свайку и городки. Об общем ходе дел говорили мало, частью оттого, что ничего положительного не знали, частью оттого, что смутно чувствовали, что общее дело войны шло плохо.



mob_info