Игры с мячом для начальных классов. Игры с мячом на улице

Мяч – это самая любимая игрушка большинства детей. Мы предлагаем вам 10 игр с мячом, которые позволяют детям вдоволь пошуметь и повеселиться, и при этом способствуют развитию моторики в процессе игры. Еще одно преимущество мяча: не для всех игр обязательно нужны партнеры.

Игры с мячом способствуют развитию детей

Развивающие способности игр с мячом для детей дошкольного возраста очень разнообразны. Катящийся предмет заставляет их находиться в постоянном движении, а это тренирует сердце и улучшает кровообращение. Взаимодействие с мячом позволяет развивать моторику: чувство равновесия, координацию движений, реакцию и концентрацию.

С другой стороны, игры в мяч поддерживают и социальную адаптацию. Групповые игры всегда означают, что партнеры должны взаимодействовать, считаться друг с другом, делить с другими мяч. Кроме того, во время групповой игры обычно составляются правила, которых должны придерживаться все участники.

Откройте для себя мяч

Дайте вашему ребенку время, чтобы он вдоволь наигрался с мячом в одиночестве. Он будет пинать мяч, наступать на него и бросать его в стену, а потом снова ловить. Футбольные фанаты готовы играть с любым мячом, который попадется им под ноги. Так как мяч относится к самым непредсказуемым игровым предметам, который, кажется, живет своей жизнью, детям потребуется достаточно много времени, чтобы освоить многообразные движения, которые можно выполнять с мячом. Все, что вам потребуется, - достаточно места и небольшой детский мячик.

10 игр с мячом для детей дошкольного возраста

1. Попади в цель

Кидать мячом в какую-то цель скучно, особенно если попасть в нее никак не получается. Оживить игру можно, выбрав необычные цели или оригинальные мячи.

  • Поставьте в вашей квартире, например, возле входной двери горшок, миску, ведро, мусорную корзину, корзину для белья или большой игрушечный грузовик с прицепом. У кого получится забросить мячик в корзину? Спустя некоторое время вы можете понемногу увеличивать дистанцию.
  • Поставьте пустые бутылки, жестяные банки или, например, книги. У кого получится прокатить мяч с трехметрового расстояния так, чтобы он заставил предметы упасть?
  • У кого получится попасть снежком в табличку с названием улицы?
  • Поставьте несколько ваз рядом друг с другом. Кто сможет забросить небольшой мячик или шарик для настольного тенниса в вазу? Если хотите, можете приклеить на вазы таблички с очками в зависимости от их размера. Тот, кто наберет наибольшее количество очков, выигрывает в этом соревновании.
  • Повесьте колокольчик на ветку во дворе. Кто попадет в колокольчик?
  • Очень оригинальными метательными снарядами могут стать скомканные газеты или скрученные в узелок носки.

2. Эстафета с мячом

Существует великое множество вариантов эстафет с мячом.

  • Встать в ряд или в круг в положении ноги врозь. Дети должны передавать друг другу мяч между ногами.
  • Снова встать в ряд или в круг в положении ноги на ширине плеч. Прокатить мяч по "туннелю" из широко расставленных ног.
  • Дети становятся в ряд или в круг и передают друг другу мяч через голову.
  • Семья садится в широкий круг, ноги направлены в центр круга. А теперь все должны передавать друг другу мяч ногами.

3. Мяч на лестнице

Для этой игры детям понадобится лестница. Они бросают мяч на первую ступеньку и ловят его. Спускаются на одну ступеньку и повторяют действие. Тот, кто ошибется и упустит мяч, начинает сначала.

4. Мяч и полотенце

Для этой игры вам понадобится полотенце и как минимум два игрока. Оба игрока хватают полотенце за концы, на натянутое полотенце кладется мяч. Они должны подбрасывать мяч в воздух при помощи полотенца, а затем ловить его обратно. Если игра спорится, можно попросить две пары детишек перекидывать мяч друг другу.

5. Обман

Дети становятся в круг, руки за спину. Один ребенок с мячом становится в центр круга. Он кидает мяч одному из стоящих, и тот должен вытянуть руки вперед, чтобы поймать мяч. Однако ведущий может сделать обманный выпад. И тот, кто вытянет руки вперед, меняется с ним местами.

6. Чудеса ловли мячей

Один или несколько детей становятся рядом друг с другом на стартовую линию. Цель в зависимости от пожеланий может находиться в нескольких метрах позади них. Перед детьми становится ведущий, который кидает им по очереди мяч. Тот, кто поймает мяч, и бросит его обратно ведущему, может сделать шаг назад. Тот, кто уронит мяч, остается стоять на прежнем месте. Ведущий не меняет свое положение, соответственно, расстояние между ним и детьми постоянно увеличивается. Тот, кто первый дойдет до цели, становится ведущим.

7. Дальний бросок

Ребенок становится прямо перед стеной дома. Он бросает мяч и ловит его. Затем отступает на шаг и снова бросает. Действие необходимо повторять до тех пор, пока мяч поймать не удастся. Неплохо будет усложнить игру и попросить ребенка, чтобы он перед тем, как поймать мяч, хлопал в ладоши.

8. Попади мячом в цель

Перед стеной дома начертите мелком на земле круги. Они должны находиться на расстоянии примерно три метра от стены дома. Ребенок кидает мяч в стену так, чтобы он при приземлении попал в один из кругов.

9. Свободный мяч

Дети становятся в круг, ноги на ширине плеч так, чтобы ступни соприкасались со ступнями соседа. Ведущий стоит в центре круга и пытается бросить мяч между широко расставленными ногами. Дети должны любыми способами, помогая себе и руками и ногами, не позволить мячу выкатиться из круга. Тот, кто упустит мячик, становится ведущим.

10. Горячий мяч

Дети рассаживаются на полу в широкий круг и перекатывают мяч друг другу. В центре круга сидит ребенок и уворачивается от мяча, потому что он "горячий". Но ему разрешается только ползать. Если в ребенка, который находится в центре, попадут мячом, он садится в круг рядом с другими ребятами, а в центр отправляется следующий. Вы также можете сыграть в таком положении в "сидячий" футбол.

Игры с мячом развивают физические способности ребёнка, ловкость, скорость реакции и просто являются замечательным способом весело провести прогулку и сплочают детский коллектив.

Пятнашки с мячом

В этой групповой игре вся компания убегает, уворачивается от водящего — «пятнашки». В данном варианте игры «запятнанным» будет тот, в кого водящий попадёт мячом. При смене «пятнашки» его имя громко произносится, чтобы все знали, от кого надо убегать.

Зайчик

В роли зайчика выступает небольшой мяч, который удобно держать в руке.

Выбрав водящего, его ставят в центр круга, в котором дети стоят лицом к водящему и держат руки за спиной так, чтобы не видно было мяча, если кто-то его держит. Дети незаметно передают мяч от одного другому, а водящий должен угадать, кто держит «зайчика». Он может даже потребовать игрока показать руки. Если водящий угадывает, у кого из участников мяч, дети меняются ролями.

Когда водящий повернётся спиной к тому, кто держит «зайчика», этот участник может запятнать водящего, коснувшись его спины мячом. При этом мяч он бросает и убегает от водящего. А водящий старается догнать его и кинуть в него мячом так, чтобы попасть в любую часть тела (или только в спину – по договорённости). Если с первой попытки водящий запятнал участника, они меняются ролями. Если не получилось – возвращаются на свои места, и игра продолжается.

Игру можно разнообразить, разрешив передавать «зайчика» впереди или только правому или левому соседу.

Цель (Квинта)

Для этой игры нужны 5 игроков. Но можно и другое, кратное пяти, количество участников. Тогда команды будут играть по очереди или одновременно рядом к друг другу.

На площадке ограничивается квадрат. По его углами в центр встаёт по участнику. Одному из угловых даётся мяч, который он должен метнуть в центрального игрока так, чтобы мяч его коснулся. Прежде чем метнуть мяч в стоящего в середине игрока, чтобы запутать и обмануть его, участники могут некоторое время перебрасывать мяч друг другу.

Если угловой промахнулся, они с центральным меняются местами. А когда мяч попадает в центрального, все угловые игроки разбегаются в разные стороны, а «запятнанный» центральный должен мячом попасть в одного из них. Если с первого раза это не получилось, все возвращаются на свои места, а когда центральному удаётся «запятнать» углового, они меняются ролями.

Картошка

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Долго держать его в руках нельзя («картошка» же горячая!). Тот, кто не поймал мяч, он садится на корточки в центр круга («котел»). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого нужно попасть мячом по сидящим в центре круга.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. При этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть. Если кому-то из игроков это удалось, то все возвращаются из «котла» в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Летучий мяч

Участники делятся на 2 команды. Каждая команда образует свой круг из сидящих участников. Они должны перебрасывать мяч друг другу (не обязательно по порядку). Выиграет команда, у которой мяч реже падал на землю.

Я знаю пять имён

Сначала игроки определяют очередность, с которой они будут вступать в игру.

Первый играющий берет мяч и, держа его в руках, произносит считалку: «Я знаю одно имя девочки». Ударяет мячом о землю и называет имя. Далее тот же игрок продолжает:

Я знаю одно имя мальчика.
— Я знаю один цвет.
— Я знаю одно животное.
— Я знаю одно название города.

Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: «Я знаю два имени девочки».

При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).

Играют в игру до пяти слов в каждой считалке.

Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу – игра переходит к другому игроку, по очереди.

Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для него возобновляется с того места, где он прервался.

Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последнего слова последней считалки «Я знаю пять названий городов».

Попади в обруч

На землю кладётся обруч. Ребёнок встаёт к нему спиной и кидает из-за плеча небольшой мяч так, чтобы он попал в обруч.

Успей подобрать

На земле чертится круг. В него кладутся не очень большие предметы (например, теннисные мячики) и в середину встаёт игрок с большим мячом в руках. Его задача: кинуть свой мяч как можно выше и успеть подобрать положенные в круг предметы и потом ещё поймать подкинутый мяч.

Земля, вода, воздух, огонь

Дети встают в круг, в центре с мячом стоит водящий. Он кидает мяч одному из игроков, произнося слово «земля», «вода», «воздух» или «огонь. На слово «земля» игрок, которому был кинут мяч, называет домашнее животное. На слово «вода» — рыбу. На слово «воздух» — птицу. На размышления даётся столько времени, сколько водящему потребуется, чтобы сосчитать до пяти. А если игрок слышит «огонь», то не должен ловить мяч.

Если игрок ошибается или слишком долго думает, он платит «фант» или становится водящим. По предварительной договорённости.

Зевака (Штандер)

Чертится круг, на линию которого встают участники. Водящий с мячом – посередине.

Он кидает мяч вверх, одновременно выкрикивая имя одного из игроков. Все, кроме названного, разбегаются в стороны, а тот, чьё имя выкрикнул водящий, старается поймать мяч.

Если мяч будет пойман до того, как коснётся земли, игрок подкидывает его вверх и, как прежний водящий, выкрикивает чьё-то имя. Если мяч поднят с земли, игрок кричит «Стоп!». Все останавливаются, и водящий, стоя на месте, откуда подобрал мяч, кидает им в любого из игроков. Игрок, в которого мяч попал, становится новым ведущим. В противном случае, ведущим остаётся прежним.

Игра начинается заново, на круге.

Игроки, в которых летит мяч, могут уклоняться от него, не сходя с места. А если игроку удаётся поймать мяч, он может кинуть его в любого другого.

Десяты

Игрокам следует пройти 10 «классов» и после сдать «экзамен». В каждом классе надо научиться выполнить определённое упражнение.

«Десяты». Десять раз ударить мячом об стену, отбивая его ладонями и не давая ему коснуться земли.

«Девяты». Девять раз ударить мячом об стену, отбивая его ладонями снизу.

«Восьмёры». Восемь раз кинуть мяч об землю под правую ногу, поймав его, когда он отскочит от земли.

«Семёры». Семь раз выполнить предыдущее упражнение, но через левую ногу.

«Шестёры». Шесть раз кинуть мяч в стену сзади между ног. Когда мяч отскакивает от стены, его надо поймать.

«Пятёры». Пять раз выполнить предыдущее задание, но уже стоя спиной к стене.

«Четвёры». Четыре раза кинуть мяч в стену и поймать мяч после отскока от земли.

«Треши». Три раза ударить об стену сложенными «лодочкой» ладонями.

«Двуши». Два раза ударить мячом об стену сложенными вместе кулаками.

«Однуши». Один раз ударить мячом в стену прямым пальцем.

«Экзамен». Выполнить по одному разу упражнение из каждого «класса». При этом нельзя разговаривать и смеяться.

Участники играют по очереди, передавая мяч, совершив ошибку. Каждый игрок возобновляет свои упражнения на том «классе», где ошибся. Побеждает тот, кто первым сдаст «экзамен».

Игру можно продлить, если играть конами. В каждом коне игра уменьшается на один, самый простой «класс».

Вышибалы

Чем больше игроков, тем интереснее будет игра.

Двое «вышибал» становятся с двух сторон площадки. Остальные игроки встают между ними. Задача вышибающих – перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.

Игрок, которого вышибли, выбывает из игры. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок, кидавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру.

Съедобное-несъедобное

Игроки, кроме водящего, садятся полукругом. Водящий сидит перед ними на небольшом расстоянии. Водящий катит мяч по направлению к одному из игроков, одновременно произнеся слово, означающее предмет. Если это что-то съедобное, игрок мяч ловит, если несъедобное – откидывает.

Лягушка

Игроки встают перед стеной друг за другом. Первый в «очереди» кидает мяч об стену и перепрыгивает через него, когда мяч летит назад (как вариант – после того, как мяч один раз ударится об землю). Сделав это, игрок встаёт в конец.

Если перепрыгнуть через мяч не удаётся, или если мяч был задет, ребёнку присваивается одна из букв слова «лягушка», по порядку.

Так игра продолжается, пока один из игроков не наберёт все буквы слова. Тогда он садится, прислонившись спиной к стене, и пытается помешать игроку перепрыгнуть через мяч. За каждый успех «лягушки» с него снимается одна буква, начиная с конца.

Игрок возвращается в «очередь», когда все буквы с него сняты.

Козёл

Более жёсткий вариант «Лягушки».

Только здесь игроки по очереди бьют по мячу ногой, отбивая его от стены. Если попасть по мячу не удаётся, игроку присваивается буква из слова «козёл». Став «козлом», игрок встаёт лицом к стене, и другие отбивают мяч от него. За каждый удар по «козлу» с него снимается одна буква. Даже если мяч отбивается от «козла» следующий игрок должен успеть попасть по мячу.

Догони мяч

Игроки образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутой руки. При помощи считалки выбирается водящий. Он делает два шага назад, чтобы оказаться вне круга.

Следующий от выбранного водящего игрок берёт мяч и со словами «Раз, два, три – беги!» мяч передаётся от игрока к игроку против часовой стрелки. А водящий в это время обегает вокруг игроков, стараясь занять своё место до того, как мяч окажется в руках у последнего игрока.

Статуи

Встав в круг, игроки перебрасывают мяч друг другу. Кто не поймал мяч, встаёт на одну ногу. Если снова не удалось поймать – встаёт на колени. Если и в третий раз не ловит – встаёт на одно колено. Четвёртый раз подряд не прощается – игрок выбывает из игры.

Если наказанный ловит мяч, ему прощается один не пойманный. То есть стоявший на одном колене может встать на оба, а стоявший на обеих коленях – на одну ногу.

Охотники и лисицы

Это игра с небольшим мячом. Для игры в «Охотники и лисы» нужна площадка размером с баскетбольную. Она ограничивается линиями. Минимальное количество игроков - 12. в начале игры выбирают водящего - «охотника», он выходит на середину площадки с мячом в руках. Остальные участники - «лисицы». Они окружают «охотника». Водящий дважды подкидывает мяч вверх, ловит его, бросает третий раз - этот бросок является сигналом для «лисиц», что «охота» началась и им следует разбегаться в разные стороны. Поймав мяч, водящий бросает его в какую-либо из «лисиц». Если мяч достигает цели, осаленный игрок становится помощником водящего, «загоняющим» для «охотника» новую «добычу». Таким образом, число лисиц сокращается.

«Лисицы» также могут облегчить свою жизнь - после того как у «охотника» появился первый помощник, они имеют право поднимать брошенный в них мяч, перекидывать между собой его так, чтобы водящий и его помощник им не завладели. Действия «охотника» и его помощника теперь направлены на то, чтобы перехватить мяч.

Финал игры наступает тогда, когда все «лисицы», кроме одной, не поменяют свой статус «дичи» на помощника. Оставшаяся «лисица» становится новым «охотником». Игра начинается сначала.

Правила игры гласят: «лисица», забежавшая за пределы площадки, считается осаленной и становится помощником «охотника». Не считается осаленным тот игрок, которого мяч коснулся отскоком от земли или попал ему в голову.

Один в круге

Во все последующие игры в подразделе «Игры с мячом» можно играть любыми мячами. Конечно, в такую игру, как например «Прокатись на мяче», вы не будете играть теннисным мячом, а вот футбольный или баскетбольный подойдут вполне. Некоторые игры потребуют и наличие других предметов, кроме мяча, либо несколько мячей одного вида, или, напротив, разного рода мячей одновременно. Исходя из имеющегося у вас «арсенала» и количества игроков, останется только выбрать ту игру, в которую будете играть.

В спортзале или на открытой площадке при минимальном количестве игроков (5 участников) можно играть в венгерскую игру «Один в кругу». Ее достоинство в том, что она развивает ловкость, тактические навыки координацию. Сама игра очень похожа на знакомые с детства «собачки»: водящий становится в центре, а другие игроки перебрасываются мячом так, чтобы водящий не перехватил его. В случае если ему удается поймать мяч, то он бросает его в любого из игроков. Если он попадает в кого-либо, то осаленный становится на его место, а если нет, то остается в круге.

Игра «Штандер», развивающая координацию, ловкость и глазомер, была особенно популярна в 50-80-х гг. XX в. среди подростков.

По некоторым версиям, свое название эта игра получила от немецкой фразы «Stand hier!» («Стой тут!») и ее появление в России связано со Второй мировой войной. Однако это только предположение. Игра имеет два варианта. В «Штандер» играют на открытых площадках при минимальном количестве игроков - 5. Обязательно должен быть водящий.

Суть первого варианта игры заключается в следующем: кто-то из игроков подбрасывает мяч высоко в воздух, а пока он летит, игроки разбегаются. На лету или с отскока от земли водящий ловит мяч, после чего кричит «Штандер - стоп!». Игроки замирают на месте. После этого водящий называет количество шагов до любого из игроков и, отмеряя это число шагами, подходит к нему. Таким образом, чем точнее установлено расстояние, тем ближе водящий к игроку. Затем водящий пытается попасть мячом в этого игрока. Если же водящий промахивается или игрок сумеет увернуться, либо поймать мяч, остальные игроки бегут еще дальше до тех пор, пока водящий вновь не догонит мяч и не крикнет «Штандер - стоп!». В том случае, если бросок успешен, то осаленный игрок занимает место водящего. Игра начинается снова.

В этом варианте отдельно стоит сказать о шагах, которыми водящим определяет расстояние до какого-либо игрока. Шаги могут быть как большими, так и маленькими. Первые делаются путем поочередного приставления вплотную пятки одной стопы к носку другой, а вторые можно назвать прыжком.

Для второго варианта игры чертят круг, в центр которого становится водящий. Остальные игроки располагаются на линии круга.

Водящий высоко подбрасывает мяч и выкрикивает имя одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен на лету поймать мяч и занять место водящего. Если названный игрок не успевает поймать мяч на лету, то игроки устремляются к месту на площадке, определенному ими как «домик». Водящий же ловит мяч от земли и сразу после этого кричит «Штандер-стоп!» Игроки, не успевшие укрыться в «домике», замирают на месте. Водящий должен попасть мячом по одному из игроков, то есть осалить его.

От мяча увертываться нельзя. А водящему запрещено покидать центр круга во время броска мячом. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры либо сам становится водящим - это определяет предварительная договоренность. Игра повторяется вновь.

Минус пять

Для этой игры необходим не только мяч, но и стена. Часть стены (какая именно - оговаривают игроки) выполняет роль ворот. Кроме того, отмечают исходную точку для удара мячом. Жеребьевка между участниками устанавливает очередность их ударов по мячу.

Первый игрок от исходной точки бьет по мячу в ворота. Задача второго и последующих игроков состоит в том, чтобы подбежать к отскочившему мячу и забить мяч в ворота. Тот, кому не удалось справиться с задачей, получает штрафное очко, а следующий за ним игрок бьет с исходной точки. Тот игрок, который набрал пять штрафных очков (минус пять), выбывает из игры. Игрок, оставшийся последним, получает «жизнь», которую может использовать в следующей игре.

Эта популярная русская игра, которая с карточной имеет только общее название, проводится она на площадке около высокой стены (окон, разумеется, быть не должно). Ее достоинство в том, что она прекрасно развивает координацию. В «Козла» можно играть втроем.

Начинается игра с того, что игроки определяют очередность ударов. Первый игрок бьет ногой по мячу так, что бы он ударился об стену, а после того, как мяч отскочил от стены, нанесший удар должен перепрыгнуть через него. Этот игрок отправляется в конец очереди, а по мячу бьет теперь следующий игрок.

В игре есть правило: перед перепрыгиванием допускается единственное касание мяча земли. Тот игрок, который не смог перепрыгнуть через мяч, получает штрафное очко - букву из слова «козел». За первый промах - «К», за второй - «О» и так до тех пор, пока кто-либо из игроков не соберет все буквы. Проигравшим, или «козлом», в этой игре считают того, кто первым собрал все штрафные буквы слова.

Набивалы, или Чеканка

Сильный бросок

Команды стоят в шеренгах в 20—30 м друг от друга. Посередине лежит большой (баскетбольный) мяч. Игроки бросают малые мячи (снежки) в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой удается это сделать, побеждает.

Сильные и ловкие

Две команды располагаются по кругу, партнеры по команде стоят через одного. Внутри круга — 8 чурок, в центре лежит мяч. По сигналу играющие, взявшись за руки, стараются столкнуть соперника так, чтобы он сбил чурку. Сваливший ее берет мяч и, не выходя из круга, салит им кого-либо из разбежавшихся в разные стороны игроков другой команды. Если он промахнется, то его команда получает два штрафных очка. Команда, получившая меньше штрафных очков, выигрывает.

Не давай мяча водящему

Один из играющих — водящий. Остальные игроки размещаются по площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает его в любого игрока.

В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, бывшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.

Защита укрепления

Каждая из играющих команд образует свой круг, в центре которого укрепление (несколько булав, мяч, снежный ком и т. п.). Укрепление защищают 2—5 игроков другой команды. Игроки стараются попасть мячом в укрепление, а защищающиеся препятствуют этому. Побеждает команда, игроки которой быстрее или большее число раз разрушат укрепление соперника.

Броски мяча в корзину

(командные соревнования на точность броска)

Игроки команд поочередно бросают баскетбольный мяч в корзину с различных точек: сбоку из-под щита, с линии штрафного броска и т. д. Игрок, попавший мячом в корзину, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Мяч ловцу (мяч капитану)

На разных сторонах площадки чертят два круга диаметром 1 м, в которых находятся ловцы. Игроки команд, ведя и передавая мяч друг другу, как в баскетболе, стараются передать его своему ловцу. Когда это удается, команде засчитывается два очка. Другая команда препятствует этому, стремится перехватить мяч и передать его своему ловцу. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Старт за мячом

Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Бросая мяч вперед, руководитель называет какой-либо номер. Игроки под этим номером бросаются за мячом и стараются попасть им в корзину. Тот, кому это удается, приносит своей команде два очка. Если игрок, овладевший мячом, не попал в корзину, то борьба продолжается до попадания. В этом случае за попадание дается одно очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Борьба за мяч

Две команды размещаются на месте игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу играющие стараются выполнить 5—10 передач между своими игроками. За это команда получает очко. Команда, набравшая большее число очков, выигрывает.

Пройди защиту

На площадке проводятся две линии, у одной стоит в колонне команда нападающих, у другой — команда защитников. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом вперед, а ему навстречу выходит защитник. Нападающий старается обвести защитника и ударить мячом о землю за линией команды защитников. Кому это удается, приносит своей команде очко. То же выполняют следующие пары игроков, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее число очков.

Нападающие тройки

Игроки каждой команды разбиваются на тройки. По сигналу первые тройки передвигаются до отметки (на расстоянии 15—20 м) с помощью передач мяча друг другу через среднего. Оттуда они передают мяч следующим тройкам свой команды. Побеждает команда, первой закончившая передвижения и допустившая меньше ошибок.

Круговая игра

Игроки одной команды размещаются за пределами круга (квадрата), а игроки второй — внутри его. Стоящие за кругом стараются выбить всех игроков противника. Игрокам, находящимся внутри круга, разрешается ловить мяч с лета. По истечении определенного времени или когда все игроки, находящиеся внутри круга, будут выбиты, команды меняются ролями. Побеждает команда, быстрее выбившая игроков другой команды или большее их число.

В кругу соперника

Играют две команды. На противоположных сторонах площадки чертят два круга (или кладут обручи). Команда, владеющая мячом, старается положить его в круг соперника. За это она получает очко, и мяч передается другой команде. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Стой!

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный, схватив мяч, кричит «Стой!», все останавливаются и стоят неподвижно, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. д.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают кому-либо сходить с места после команды «Стой!», но, пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

Школа мяча

В этой игре выполняются упражнения в порядке возрастающей трудности. Нужен небольшой резиновый мяч. Во дворе можно установить стенд, на котором изображена последовательность выполнения упражнений. Вот некоторые из них:

— Бросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, потом только правой, потом — левой.

— Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться пальцами до носков ног, затем подняться и поймать мяч сначала двумя руками, затем только одной.

— Перебросить мяч над головой из правой руки в левую и обратно.

— Бросить мяч высоко вверх, подпрыгнуть, повернувшись в воздухе, и поймать мяч двумя руками.

— Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами и, выпрямившись, поймать его впереди.

— Бросить мяч вверх, сесть на пол и поймать его, не вставая, бросить опять мяч вверх, встать и поймать его.

Ряд упражнений можно выполнить у стены, если она есть во дворе.

— Бросать мяч о стену и ловить с поворотами, приседаниями и пр.

— Игрок сильным броском ударяет мяч о землю так, чтобы он ударился о стену и отскочил от нее по направлению к играющему, который должен поймать мяч.

Ножной мяч в кругу

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из игроков (по жребию) идет в круг, взяв с собой мяч. Водящий, ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами, не позволяя ему вылететь из круга. Задержанный мяч они передают ногами между собой, не давая его водящему. Если водящему удалось выбить мяч из круга (он должен пролететь не выше коленей играющих), то на его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Поэтому каждый участник игры старается защитить промежуток между собой и соседом справа.

Повторяя игру, можно условиться, что каждый защищает промежуток слева от себя.

Один из вариантов игры предусматривает более тесный контакт между играющими, т. е. стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.

Ногой и головой через сету

Играют в волейбольном поле две команды по 4 человека через сетку высотой 100—110 см. По свистку игрок одной из команд перебивает футбольный мяч ногой (с рук) через сетку на половину противника.

Задача игроков, на стороне которых оказался мяч, — переправить его обратно через сетку не более чем тремя ударами ногой или головой. В ходе игры разрешается в борьбе за мяч переносить йогу через сетку, но не касаться ее.

Если одна из команд допустит ошибку, игра останавливается. Команда, допустившая ошибку, проигрывает одно очко или подачу. Счет ведется как в волейболе. Со сменой подачи (после ошибки подававшей команды) игроки перемещаются на площадке по часовой стрелке. В ходе каждой партии разрешается делать замены игроков и брать команде один 30-се- кундный перерыв.

Играют три партии до 10 очков каждая. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки.

Мяч капитану

Играющие распределяются на 2—3 команды и выстраиваются в круг, в центре каждого круга находится один из игроков (капитан). По сигналу игрок, стоящий в центре круга, перебрасывает мяч игрокам поочередно и получает его обратно (передача выполняется заранее обусловленным способом). Игра заканчивается, когда мяч обойдет всех игроков и «капитан», получив мяч, поднимает его над головой.

Не промахнись

Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идет водящий.

Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры.

И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15—20 минут. Победителем считается тот мальчик или та девочка, которые дольше других продержатся внутри круга и которые проведут всю игру стоя.

Лучший защитник

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук или пошире. Перед их носками чертится окружность. В середине круга ставится укрепление из трех палок, связанных вверху. Выбирают водящего, который становится в центре круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу волейбольный мяч.

По сигналу играющие перебрасывают мяч друг другу, а затем кто-либо из них метает мяч в центр, стараясь сбить треножник. Защитник закрывает цель, отбивая мяч руками и ногами. Тот, кому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше остальных защищали укрепление, а также самые меткие ребята, броски которых поражали цель.

Правила запрещают, метая мяч, заходить за черту, а защитникам держать руками укрепление. Если в укрепление попал мяч и сдвинул его, но не свалил, игра продолжается. Если же защитник сам повалил укрепление, его место занимает другой водящий (им становится тот, у кого в руках был мяч).

Живая цель

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает и увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом не заходя за черту, меняется с ним местом.

По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

Один из вариантов игры называется «Защищай товарища». Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут, то они меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.

Мячом в цель

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Во втором варианте играющие с теннисными мячами в руках становятся в круг. Водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх, играющие кидают свои мячи, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется очко. Побеждает тот, кто за 8—10 попыток набрал больше очков.

Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит), чей отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.

Самые быстрые

Играют две команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круга лежит мяч (булава). Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одну сторону, о чем договариваются заранее), а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышное очко.

Гонка мяча по кругу

Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, у них в руках по мячу.

После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.

Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды — делать передачи быстрее, чтобы один мяч догонял Другой.

Гонка мяча по квадрату

Четыре команды располагаются по сторонам квадратной площадки размером в половину волейбольной. Игроки выстраиваются в колонны, у первых в руках мячи.

По сигналу игроки ударами о землю ведут мяч вправо, стараясь при этом на протяжении круга догнать находящегося впереди и коснуться его, они ведут мяч второй круг до тех пор, пока удача придет к одной из команд. Игрок, потерявший мяч, поднимает его и продолжает ведение. Чтобы играющие не срезали углов площадки, можно поставить на поворотах флажки или стойки, положить заметные предметы (цветные пластмассовые кубики, кегли, набивные мячи). После первых номеров в борьбу вступают вторые, затем третьи и т. д.

25 передач

Проводят две черты на расстоянии 8—10 шагов одна от другой. Четыре пары игроков становятся за линиями напротив друг друга (первые против вторых, третьи против четвертых).

По сигналу первые номера передают мяч стоящим напротив вторым номерам, те — третьим, третьи — четвертым. Получившие мяч возвращают его обратно третьим номерам, те — вторым и т. д. Упавший мяч вводит в игру тот игрок, который не поймал его с отведенного для передачи места. Заранее уславливаются, каким способом игроки в четверках передают между собой мяч (от груди, из-за головы, ударом о землю).

Выигрывает четверка, сделавшая раньше 25 передач.

Охраняй капитана

Играющие делятся на две команды, в каждой из которых по одному капитану, три-четыре нападающих и столько же защитников. Хорошо, если игроки одной из команд наденут на голову бумажные или матерчатые шапочки, а другая станет играть без них. Тогда в игре будет меньше ошибок при передаче мяча.

Площадку делят линией пополам. Капитаны и защитники остаются на своей половине площадки, а нападающие уходят на поле противника.

После розыгрыша мяча с центра команда, овладевшая мячом, старается за счет ведения и передач приблизиться к капитану противника и осалить его. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и, в свою очередь, отправить его на поле противника своим нападающим.

За попадание мячом в капитана (он перемещается только на своей половине площадки) команда получает одно очко.

Правила не разрешают защитникам переходить среднюю линию (в помощь своим нападающим), а нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение правил команды наказываются потерей мяча. Игра длится 10—15 минут.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Своему ловцу

Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70—90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.

Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко командой броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки. Играют две половины по 8—10 минут.

Больше передач

Играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Игра напоминает баскетбол или ручной мяч, но без бросков по цели. Мяч вводится в игру одной из команд по жребию. Игроки команды, владеющей мячом, стараются (умело маневрируя, избегая помех со стороны соперника) сделать между своими игроками 10 передач подряд, не отдавая мяч противнику. После этого игра останавливается (команде начисляется 1 очко), и мяч вводится сбоку игроком пострадавшей команды.

Продолжительность игры 10—15 минут. Выигрывает команда, набравшая за это время больше очков.

В игре важно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется, и ведется новый счет передач командой, овладевшей мячом. Руководитель игры ведет счет передач вслух и достаточно громко.

Если мяч выбит за боковую линию соперником или последний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с продолжением счета передач. Команда, ведущая счет передач, при нарушении правила теряет мяч, а набранное число передач аннулируется.

Во многих семьях детям запрещается играть с мячом дома. Это и понятно – родители волнуются: что-то задеть и даже разбить проще простого. Однако есть множество достаточно спокойных игр, в которые можно играть в любое время года в квартире. Что можно делать с мячом? Бросать, катать, отбивать, передавать...

Игры с мячом развивают у детей меткость, ловкость, быстроту движений, координацию, ориентировку в пространстве, наблюдательность и умение концентрировать внимание. Мячом можно играть как одному, так и с друзьями или родителями. Игр с мячом можно придумать великое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них.

«Солнышко»
Сядьте на полу напротив ребёнка. Разведите ноги в стороны и согните в коленях, изобразив «домик». Катайте мяч друг другу со словами:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Маше заходит (мячик катится к Маше),
И к маме заходит (мячик от Маши катится к маме).
Когда ребёнок поймёт в чём суть этой игры, можно подключить других участников – ещё детей или взрослых.

«В десяточку»
Возьмите коробку или тазик, или ведро, куда легко помещается мяч. Задача малыша – закинуть мяч в ёмкость. Показать ребёнку порядок действий можно с таким стишком:
Мяч одной рукой возьмём
И к плечу поднимем.
На корзину поглядим
И в корзину кинем.

«Яблочко»
Играющие садятся в круг, выбирается водящий, который сидит в центре круга с закрытыми глазами. Мяч передаётся по кругу со словами:
Яблочко, катись, катись.
Ты, румяное, катись.
Мне в ладошки прикатись.
А теперь остановись!
В этот момент все участники быстро прячут руки за спину, в том числе и тот, у кого оказался мячик. Ведущий старается угадать, и просит того или иного участника показать руки.

«Боулинг»
Поставьте на пол кегли, кубики, любые маленькие предметы. Задача ребёнка – сбить предметы мячом.
«Съедобное - несъедобное»
Ведущий кидает мяч другим игрокам, называя при броске какую-нибудь еду или предмет. Игрок, которому ведущий бросает мяч, должен его поймать, если названо что-то съедобное и отбросить, если назван несъедобный предмет. По этому же типу игра «Летает – не летает».

«Я знаю пять имён...»
Надо отбивать мяч, стоя на месте, со словами: «Я знаю пять имён: Маша, Саша, Коля, Петя, Ира!». Также можно называть животных, города, растения, дни недели, месяцы, фрукты, овощи, в общем всё, что позволит Вам ваша фантазия. Игра позволяет детям расширить свой словарный запас.

«Мяч о стенку»
Бросать и ловить мяч, выполняя задания: ловить с хлопком в ладоши; с поворотом вокруг себя; перепрыгнуть через мяч.

«Горячий мяч»
Играющие стоят в кругу и передают друг другу мяч, пока играет музыка. Кто остался с мячом по окончании музыки, тот выбывает из игры.
Как видите, игр с мячом достаточно много. Что-то Вы можете придумать сами. Главное – не бойтесь покупать ребёнку мяч!



mob_info