Гимнастика для новорожденных: полезные упражнения. Динамическая гимнастика для новорожденных

Гимнастика способствует физическому развитию ребенка. Укрепляет эмоциональную связь между мамой и малышом. Простые упражнения можно начинать делать уже со второй-третьей недели жизни грудничка. В этой статье мы подробно рассмотрим, когда и с чего начинать зарядку. Узнаем, какие упражнения подойдут для ребенка с одного месяца.

Польза гимнастики для новорожденного

  • Физическое развитие грудничка;
  • Укрепление иммунитета и общего состояния организма;
  • Укрепление и развитие костей, мышц;
  • Формирование осанки и брюшного пресса;
  • Снижение гипертонуса мышц новорожденного;
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Стабилизация давления;

  • Улучшение аппетита;
  • Развитие ловкости и выносливости;
  • Гимнастика для новорожденных нормализует работу внутренних органов и пищеварения, снижает газообразование и устраняет колики , которые мучают детей в первые 2-3 месяца;
  • Успокаивающее и расслабляющее воздействие, налаживание работы нервных;
  • Развитие рефлексов, восприятия ребенком звуков и движений;
  • Динамическая гимнастика для грудничков поможет малышу скорее начать ползать, сидеть, стоять и ходить;
  • Тактильный контакт налаживает психоэмоциональную связь между родителями и ребенком.

Как правильно проводить гимнастику

Важно знать, что гимнастика для новорожденных отличается от упражнений, которые можно делать малышам старше одного месяца. Перед началом введения любой физической нагрузки для грудничка, обязательно проконсультируйтесь с педиатром, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний.

Легкая зарядка для новорожденных показана каждому малышу, за исключением детей с выраженными неврологическими симптомами. Врач подскажет, когда лучше начинать активные занятия с ребенком, и какие упражнения подойдут малышу с учетом особенностей развития.

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни не рекомендуется. Лучше начинать упражнения со второй недели после рождения малыша. Важно, чтобы и гимнастика, и массаж грудничка проходили медленно и плавно без резких движений и сильной нагрузки без применения усилий.

Гимнастика для грудничков в первый месяц жизни проводится по 10-15 минут за полчаса до кормления. Упражнение повторяют по 3-5 раз и делают каждый день! Только так вы добьетесь максимального эффекта. Кроме того, такая активность войдет в привычку и у родителей, и у малыша.

Зарядку лучше делать в первой половине дня. Обустройте специальное место для упражнений. Это должна быть твердая поверхность, на которую сверху постелите одеяло или пеленку. Грудничку ничего не должно мешать и причинять дискомфорт, когда тот выполняет упражнения.

Во время упражнений разговаривайте с малышом, рассказывайте потешки или пойте песенки. Не кричите и не ругайтесь! Не стоит заставлять делать грудничка то, что он еще не может выполнить (например, переворачиваться или ползать). Не перегружайте ребенка! Не заставляйте малыша заниматься, если он болен, плохо себя чувствует или капризничает.

Упражнения для новорожденных

Утренняя зарядка хорошо тонизирует мышцы. Многих родителей интересует, с чего же начинать такую гимнастику. Когда малыш проснется, положите его на спину и помогите потянутся. Затем обхватите и слегка потрясите запястья, после так же возьмите и потрясите щиколотки. Разведите в стороны и затем скрестите руки на груди так, будто малыш обнимает сам себя. Возьмите запястья ребенка и по очереди плавно поднимайте вверх. Такое упражнение часто называют “мельницей”.

Выкладывание на животик педиатры советуют делать обязательно, так как такое упражнение налаживает работу пищеварения и устраняет колики, учит поднимать и держать голову. Положите малыша на живот и сделайте так, чтобы он приподнял голову. Например, покажите яркую игрушку или потрясите погремушкой над головой.

В первые недели такое упражнение делают несколько секунд, затем время увеличивают. Так, со второго месяца грудничка выкладывают уже на 5-6 минут. В это возрасте можно начинать стимулировать ребенка поворачивать голову в стороны также при помощи игрушки.

Эффективно справиться с коликами и болями в животике также поможет сгибание ног. Просто согните ножки малыша в коленях и подтяните к животу, а затем разогните обратно.

Поза “лягушки” и круговые вращения ножек способствуют укреплению и нормальному развитию суставов. Согните ноги в коленях и разведите в стороны, слегка повращайте каждую согнутую ногу по кругу.

Разгибание позвоночника формирует осанку, укрепляет кости и мышцы спины. Положите малыша на бок и одной рукой придержите ноги. Второй рукой проведите вдоль позвоночника на расстоянии 1-2 сантиметров от позвонков. Малыш станет рефлекторно прогибаться в спине.

Раскачивание включают в комплекс упражнений с одного месяца. Такую зарядку можно выполнять как на фитболе, так и лежа на поверхности. Положите ребенка на спину, согните ноги в коленках и прижмите к животу, руки прижмите к груди. Получится поза эмбриона. Затем начинайте раскачивать малыша в разные стороны.

Рефлекторное ползание можно начинать формировать у ребенка уже после второй недели жизни, несмотря, что полноценно ползать на животе он начинает с трех-четырех месяцев, а на четвереньках – после пятого месяца. Чтобы подготовить малыша к ползанию, положите его на живот и согните ноги так, чтобы он развел коленки в стороны. Ступни при этом должны упираться в ладонь взрослого человека. Тогда ребенок рефлекторно оттолкнется и проползет немного вперед.

Рефлекторная ходьба подразумевает, что ребенка берут подмышки и ставят ногами на твердую поверхность. При этом, корпус слегка наклоняют вперед. Тогда малыш может рефлекторно сделать шаг вперед. Какие еще упражнения помогут грудничку начать ходить, читайте .

Занятия на фитболе для грудничка в 1 месяц

Сегодня большую популярность приобретают фитболы. Это большие мячи диаметром 45-75 сантиметров. Для новорожденного лучше подойдет фитбол маленького или среднего размера с ручкой или рожками и гладкой поверхностью. Занятия на фитболе тоже можно начинать на вторую-третью неделю.

Оптимальными упражнениями в этом возрасте станет раскачивание на животе и на спине. При раскачивании поддерживайте ребенка за животик или спину, следите, чтобы голова не запрокидывалась!

Положите малыша на пеленальный стол и подкатывайте к ножкам фитбол, тогда он будет рефлекторно отталкивать мяч. Когда ребенок лежит на фитболе спиной вниз, можно сделать упражнение “Часики”. Придерживайте кроху за грудь или живот и мягко вращайте шар по или против часовой стрелке.

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребёнок был здоровым. Многие мамы и папы ещё во время беременности начинают искать различные методики, которые укрепляют организм малыша и делают детей физически развитыми. Одной из самой известных методик, которая помогает ребёнку адаптироваться к окружающей среде, является динамическая гимнастика . Данную гимнастику применяют для грудничков и для детей старше годика.

В чём заключается динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика - это комплекс занятий, который помогает оздоровиться организму грудничка. Эта гимнастика включает в себя различные массажные элементы, а также и игры, закаливание и разминку при помощи поднятия ручек и ножек. При выполнении этого комплекса упражнений ребёнок не испытывает никакого дискомфорта. Ребёнок и родитель получают удовольствие при занятиях этого характера.

Мнение врачей-педиатров

Отношение к динамической гимнастике у педиатров разделяется . Половина из врачей утверждает, что гимнастика для грудничка способствует:

  • Уменьшению риска появления травм.
  • Созданию доверия между ребёнком и родителями.
  • Освоению физических навыков (держать головку, ходить, сидеть и т.д).
  • Улучшению обмена веществ.
  • Улучшению функций ЖКТ.
  • Улучшению работы вестибулярного аппарата.

Но в свою очередь, вторая половина врачей утверждают, что динамическая гимнастика для грудничков вредит малышу и выделяют следующие аспекты:

  • Травмоопасность при занятиях.
  • Удаление страха перед опасностью.
  • Стирание различий между опасностью и безопасностью.
  • Слишком раннее закаливание без учёта темперамента и индивидуальности грудничка.

Родителям, которые ещё не определились нужны ли ребёнку данные занятия, желательно проконсультироваться с Е.А. Комаровским. Евгений Олегович советует не идти против своих страхов перед какими-то упражнениями. Не нужно делать упражнения, которые кажутся травмоопасными для родителей.

Возраст проведения динамической гимнастики

Мнения педиатров по поводу возраста расходятся и точного ответа на вопрос с какого возраста можно включить комплекс занятий для ребёнка нет. Среди врачей даже возникали сильные споры на эту тему. Одна часть врачей утверждает , что динамическую гимнастику можно включать со второй недели после появления на свет, так как в это время исключены травмы из-за пропорционального роста мышц. Другие педиатры настаивают на том, что гимнастику можно начинать с месячного возраста, чтобы малыш успел окрепнуть. А третьи советуют практиковать динамику с трёхмесячного возраста, чтобы к этому времени окрепли мышцы и кости грудничка.

Правила проведения динамической гимнастики для грудничков

Первые занятия желательно проводить под присмотром врача, чтобы обезопасить грудничка от травм и растяжений. Но, помимо этого, родителям нужно уяснить ряд правил:

  • Самое лучшее время для проведения динамической гимнастики - это через час после кормления.
  • Занятие должно длится не больше 10-20 минут.
  • Динамика делается каждый день для лучшего эффекта.
  • Упражнения стоит проводить на диване или на мате.
  • Руки родителя должны быть тёплыми и очень гладкими, чтобы не доставлять ребёнку дискомфорта.
  • Начать упражнения нужно с разминки - нежных поглаживаний.
  • Нельзя трогать область, где находится печень.

При возможности занятия предпочтительно проводить на свежем воздухе, но исключительно в тёплую погоду.

Техника безопасности при динамической гимнастике

Чтобы занятия приносили радость и пользу, нужно изучить правила техники безопасности при проведении техники безопасности.

Противопоказания

Любая гимнастика для грудничков, в том числе и динамическая, должна быть одобрена врачом педиатром. Для динамической гимнастики существует ряд сопутствующих её противопоказаний:

  1. Неправильные знания и неправильное владение техникой динамической гимнастики.
  2. С возрастом эластичность суставов и мышц теряется, поэтому не стоит заниматься динамикой с неподготовленным заранее ребёнком.
  3. Наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  4. Наличие недугов в опорно-двигательной системе, к примеру, дисплазия тазобедренных суставов.
  5. Наличие внутричерепного давления и других неврологических отклонений.

Динамика для новорождённых грудничков

Динамическая гимнастика для новорождённых начинается с разминки:

Затем нужно приступить к самим упражнениям . Начинать нужно с самых лёгких:

  1. Разработка ручек: поглаживаем ручки ребёнка и даём ему ухватиться за ваш большой палец, затем аккуратно приподнимаем малыша и придерживаем его за ручки.
  2. Разработка ножек: положив ребёнка на спинку, берём ступни малыша и разглаживаем их от пальчиков до бёдер.
  3. Тренировка мышц шеи: положив малыша на животик, разводим ножки и повторяем шаги, когда ребёнок положит голову на удобную ему сторону, на противоположную нужно положить игрушку.
  4. Гимнастика для спинки: положив ребёнка на животик, ладонями разглаживаем спинку от поясницы до шейки, делая 10 повторов, малыш под действием рефлекса будет прогибать спинку.
  5. Разминка для животика: положив малыша на спинку, упираем его ножки в грудь, а ручки поднимаем вверх.
  6. Развитие рефлексов: уложив ребёнка на спину, поднимаем его ножку и нажимаем на часть ножки, где начинаются пальчики. Малыш должен согнуть ножку. Затем держим ребёнка за подмышки и наклоняем его вперёд, ступая на твёрдую поверхность. Нужно следить, чтобы ребёнок сам пытался делать шажки.

Динамическая гимнастика для грудничков до 12 месяцев

Когда грудничку исполнится 2-3 месяца , можно приступать к более тяжёлым упражнениям. Упражнения нужно добавлять поочерёдно, начиная с самых лёгких, добавляя тяжелее и тяжелее.

Техника по безопасности

  • Если нет уверенности в каком-то упражнении, не нужно их делать.
  • Если малыш пугается упражнения, не стоит мучить ребёнка.
  • Нужно правильно освоить технику гимнастики при участии педиатра.

Упражнения

О методике

Динамическая гимнастика начала применяться в XX веке, специалистами Древнего Востока. Но специалисты Михаил Трунов и Леонид Китаев издали книгу по бэби-йоге. В эту книгу вошли более 400 упражнений, в них включены такие движения, как:

  • Качания.
  • Висы.
  • Вращения.
  • Подбрасывания.

Трунов и Китаев вывели полезные аспекты динамической гимнастики:

  • Убирают гипертонус мышц.
  • Разрабатывает рефлексы, поступающие в головной мозг ребёнка, тем самым стабилизируя работу нервной системы.
  • Снижает риск получения травм; Улучшает гибкость; развивает координацию. А также при динамике ребёнок быстрее развивается интеллектуально.

Динамическая гимнастика для грудничков - это способ создать доверительные отношения между ребёнком и родителем. Эта гимнастика помогает малышу гармонично развиваться как физически, так и интеллектуально. Ребёнок в процессе занятий заряжается бодростью и положительной энергией. А для родителей это способ побыть с малышом и получить удовольствие от этого. Но стоит помнить, что без консультации с врачом динамическую гимнастику проводить запрещено.

Всех детей, которые не успели достичь возраста в один год, принято относить к категории грудничков. Этот период жизни очень важен для ребенка, поскольку именно сейчас начинается полноценное развитие и формирование всех функций опорно-двигательной системы. На смену тем рефлексам, которые были с момента рождения, приходят более серьезные и важные.

Помочь сформировать все необходимые рефлексы поможет динамическая гимнастика для грудничков. Кроме того, нужно проводить общеукрепляющий массаж для грудничков, который относится к лечебной физической культуре (лфк). Кроме того, массажи позволяют укрепить контакт родителей с ребенком.

Выбирать гимнастические упражнения необходимо в зависимости от того, настолько правильно ваш ребенок развивается, нет ли у него каких-либо нарушений. Поскольку в случае нарушения развития гимнастика будет иметь лечебный характер, соответственно, проводиться она опытными специалистами. Конечно же, если все хорошо, то можно проводить гимнастику в домашних условиях.

С ее помощью можно укрепить мышцы рук, ног, шеи, пресса, а также другие. Каждое упражнение можно выполнять с определенного месяца.

Поскольку для каждого месяца жизни грудничка характерны свои этапы развития, упражнения основываются на них.

Динамический вид гимнастики для грудного ребенка

Динамическая гимнастика для грудничков представляет собой большой комплекс разноплановых упражнений, в который входят подбрасывания, раскручивания ребенка и многие другие упражнения. Все эти упражнения относятся к лфк. Что интересно, во время динамической гимнастики необходимо проводить все действия как можно быстрее и стремительно менять положение ребенка, причем делать это стоит кардинально.

Специалисты не смогли прийти к единственному мнению относительно того, насколько полезной является динамическая гимнастика. Одна часть тех родителей, кто уже практиковал подобные действия, считает, что они очень полезны, а другие подобные действия считают крайне опасными и поэтому отказываются от них.

Динамическую гимнастику следует начинать только, когда ребенку исполнится 2 месяца, если малышу только один месяц, ее лучше отложить.

Гимнастика для рук

Начинать гимнастику для рук стоит с того, что самого малыша следует просто положить на ровную поверхность вниз спинкой, ножками к себе. Данное упражнение основывается на том, что у ребенка уже выработались хватательные рефлексы . Мама или папа дают ребенку большой палец левой и правой руки (поочередно) так, чтобы он их обхватил своими ручками. После чего необходимо провести легкие и нежные поглаживания рук ребенка.

Поглаживания следует начинать со стороны кисти до подмышек и плеч. Так нужно сделать 10 раз на каждую из рук.

Следующее упражнение делается в том же положении и также основывается на хватательном рефлексе. Оно предназначено, чтобы укрепить мышцы рук и шеи малыша.


Делается упражнение 10 раз. Длительность каждого упражнения составляет 1 минуту. Приподнимать ребенка не стоит слишком высоко.

Данное упражнение способствует не только развитию мышц рук малыша, но и существенно укрепляет мышцы шеи. Это связанно с тем, что ребенок старается как можно сильнее задействовать все отделы шеи, чтобы держать свою головку.

Когда он немного подрастет и окрепнет, можно увеличить нагрузку и стараться поднимать его как можно выше. В старшем возрасте начнут тренироваться и укрепляться мышцы спины.

Очень важно наблюдать за реакцией малыша во время проведения гимнастики. Если он начинает плакать и выражать негативные эмоции, то проводить дальше данные упражнения не стоит. В таком случае, возможно, нужно просто уменьшить высоту подъема. Все упражнения должны вызывать у малыша только чувство радости и удовольствия.

Гимнастика для нижней части тела

  1. Исходное положение ребенка должно быть, как всегда, на спине, ножками к взрослому.
  2. Каждую ножку ребенка необходимо взять себе в руки.
  3. При помощи массажных движений необходимо провести поглаживание ножек малыша, начиная со стороны стоп до области бедер.
  4. Важно не массажировать коленную часть ножки и верхнюю часть голени. Это значит, что все массажные действия нужно проводить только по нижней части ножек.

Это нужно сделать 10 раз. В процессе массажа необходимо все время говорить с ребенком, хвалить его. Уже в возрасте 3 месяца чадо будет улыбаться в ответ.

  1. Малыша необходимо положить на ровную и жесткую поверхность животиком вниз. Это необходимо для того, чтобы малыш имел опору для рук.
  2. Ножки следует слегка развести в стороны. Поскольку у ребенка должен быть определенный набор естественных рефлексов, то он должен поднять головку и повернуть ее в любую сторону. Эти движения происходят за счет мышц шеи.

Регулярно проделывая такие упражнения, можно заметить, как малыш постепенно начинает самостоятельно держать головку, а немного позже станет опираться на ручки. Рекомендуется проводить данные упражнения, когда он еще не успел покушать, то есть на пустой желудок. Длительность упражнения может составлять от 10 секунд до 30 минут т зависит от того, насколько хорошо ребенок на него реагирует. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы шеи.

Стоит отметить, что ребенок в возрасте 3 месяца должен иметь настолько укрепленные мышцы шеи, что позволяет ему удерживать свою головку на протяжении 30 секунд.

Гимнастика спины

Упражнение следует начать с принятия исходного положения.

  1. Ребенка кладут животиком вниз, ручки – перед грудью.
  2. Тыльной стороной руки необходимо производить поглаживание от поясницы к области шеи, а затем в обратном направлении, то есть от шеи до поясницы.
  3. Процедуру следует повторить 10 раз.

Детям, которым еще не исполнилось 2 месяца, одной рукой следует делать массаж, а второй придерживать самого ребенка.

  1. Как только ребенок станет немного старше, и его положение на животе будет более устойчивым, можно его уже не придерживать.
  2. Нужно положить малыша на бочок и, придерживая одной рукой, зафиксировать данное положение.
  3. Двумя пальцами свободной руки нужно провести по позвоночнику, начиная от крестца до шеи, а после двигаться в обратном направлении. При этом должна наблюдаться рефлекторная реакция – ребенок должен слегка выпрямиться.

Данное упражнение следует проводить как на одном, так и на втором боку. Это позволит максимально способствовать развитию тех мышц, которые берут непосредственное участие в разгибании позвоночника.


После того как робота по подготовке мышц к гимнастике проведена, можно приступать непосредственно к упражнениям.

  1. В положении на спине нужно руки ребенка завести под спину, в этот же момент поддерживается головка.
  2. При выполнении данного упражнения ножки малыша должны упираться в живот мамы или папы, то есть должна быть опора.
  3. Ручки отводятся вверх, вплоть до вертикального положения.
  4. Гимнастика данного рода позволяет подготовить малыша к сидению.

Существуют определенные упражнения, которые позволяют выработать рефлексы:

  1. Когда ребенок лежит на спине, необходимо поднять его ножку и надавить своим пальцем на область, где начинается рост пальцев.
  2. Если рефлексы развиваются правильно, то пальчики должны согнутся.

Помимо этого, можно тренировать рефлексы ходьбы:

  1. Нужно поднять чадо и держать за область подмышек перпендикулярно полу.
  2. Когда ребенок находится в таком положении, нужно его слегка наклонить вперед и опустить ножками на твердую поверхность.
  3. Ребенок старается как бы немного пойти и начинает ступать ножками.
  4. Ножки должны опираться всей стопой, но только слегка.
  5. Возможность крепко ступать ножками по поверхности будет у ребенка по достижении им возраста 12 месяцев.

Очень большой эффективностью и положительным результатом характеризуется водная гимнастика, которая проводится в бассейне или ванной. Проводить ее можно, как только ребенку исполнится 1 месяц.

Важно делать все упражнения, относящиеся к лфк, только когда у ребенка это не вызывает негативных эмоций и реакций.

Если требуется добиться действительно заметного результата, то курс гимнастики должен составлять не один месяц.

Дата публикации: 24.05.2018 22:08

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

  1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
  2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
  3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

  • "Забросы ".
  • "Боковые прокруты ".
  • "Прямые прокруты ".
  • "Перебросы ".
  • "Солнышко ".
  • "Карусель ".

    Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение "забросы" дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

    Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

    Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, "столбцами" которой являются различные захваты, а "строками" - так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице "двойных захватов". Название этого столбца "захват за ручки лицом к себе", а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец - "захват за ручки лицом от себя".

    Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

    Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, - захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

    В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап - поглаживания, потягивания, приподнимания - проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

    Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

    Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки - лицом к себе или от себя - рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

    • "Маятник ".
    • "Обезьянка ".
    • "Вращение за одну ножку ".
    • "Раскачивание вперёд-назад ".
    • "Боковой прокрут ".
    • "Заброс ".
    • "Прямой прокрут ".
    • "Солнышко ".
    • "Карусель ".
    • "Переброс ".

      Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

    • "Крестик ".

      Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

      Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

      Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

      Соответственно вышеописанная система упражнений получила название "Сетки двойных захватов ". Помимо этого варианта возможем иной - когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую "Сеткой одинарных захватов ".

      Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

      В отличие от "двойных", "одинарные" базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно "наложить" на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

      "Одинарных" захватов значительно больше, чем "двойных". Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

      На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате "одной рукой за две ножки ребенка". Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыж?

1 2 535 0

Динамическая гимнастика для новорожденных и грудничков включает физические упражнения, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата и состоит в элементах традиционного массажа, а также держания малыша за одну из конечностей или туловище.

Сегодня существует масса споров о целесообразности и безопасности данных упражнений, ведь некачественное выполнение такой гимнастики с большой вероятностью может стать причиной травм и увечья ребенка.

Занятия динамической гимнастикой противопоказаны для грудничков с повышенным тонусом мышц, врожденным вывихом бедра и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Такая гимнастика не является официально утвержденной медицинской методикой из-за высокого риска травмирования ребенка. Дело в том, что у малышей на первом году жизни еще не сформированы связки, и динамические движения могут стать причиной не только растянутых, но и разорванных связок и множества вывихов.

Дорогие родители, если вы собираетесь заняться подобной гимнастикой для новорожденных или грудничков, не выполняйте движений, которые испытывают крепость детских суставов.

Что такое динамическая гнимнастика

Гимнастика для грудничков включает в себя большой комплекс, созданный специально для младенцев. Они направлены на то, чтобы укрепить мышцы малыша, развивать их гармонично и с учетом всех физиологических особенностей.

Важным моментом является и то, что упражнения нужно делать в хорошем настроении и по желанию. Если ребенок не хочет заниматься упражнениями – значит, не стоит. Необходимо подобрать время, когда малыш будет веселым. Тогда гимнастика принесет хорошие результаты.

Польза

Комплекс положительно влияет на рост и развитие ребенка. Кроме того, у гимнастики множество плюсов:

  1. Малыш быстрее учится ориентироваться в пространстве.
  2. Происходит развитие гибкости, разрабатываются суставы и мышцы.
  3. Укрепляет иммунную и нервную системы.
  4. Происходит развитие вестибулярного аппарата.
  5. Снижается уровень травматизма.
  6. Родители отмечают, что после таких занятий у них повышается настроение и улучшается аппетит.

Обязательные правила исполнения

Если вы принадлежите к родителям-энтузиастам, и решились на практику динамических движений со своим малышом, придерживайтесь нескольких правил.

  1. Занимайтесь гимнастикой только с бодрствующим ребенком.
  2. Ребенок во время гимнастических движений должен быть сыт, однако после приема пищи должен пройти хотя бы час.
  3. Начинайте каждый сеанс гимнастики с медленных поглаживаний.
  4. Ваши руки должны быть чистыми, мягкими и теплыми.
  5. Поскольку динамическая гимнастика травмоопасна, позаботьтесь о мягкой поверхности под малышом.
  6. Лучшим вариантом осуществления подобных движений является обращение за помощью к специалисту.

Принципы динамической гимнастики

  1. Будьте уверенны в своих движениях. Как сказал мудрец: «Боишься – не делай. Если уже делаешь – не бойся». Итак, если вы настроились делать гимнастические движения с ребенком, сделайте так, чтобы вам никто не мешал, в том числе и с расспросами о целесообразности, ведь в этот момент вы должны быть сконцентрированы на ребенке. Позитивный настрой позволит стать с малышом одним целым, ведь дети как никто другой чувствуют настроение родителя и перенимают его.
  2. Нарастание сложностей. Начните занятия с наиболее простых движений, чтобы организм привык к серьезной нагрузке, а динамическая гимнастика для малыша является именно таковой. С каждым сеансом не спеша увеличивайте скорость движений, амплитуду и продолжительность.
  3. Не переутомляйте. Исполняя движения, вы находитесь в постоянном зрительном и эмоциональном контакте с ребенком. Если вы заметите, что малыш испугался, переутомился, остановитесь на некоторое время и обнимите крошку, пусть он почувствует любовь и безопасность.

Не забывайте, что движения, которые предусматривает динамическая гимнастика, являются стрессовыми для столь юного организма.

  1. Регулярность сеансов. Выполняйте гимнастику каждый день в одно и то же время, желательно, если это будет в первой половине дня. Пусть малыш привыкнет к тому, что он просыпается, переодевается, проходит разминку (массаж), динамическую гимнастику, завтракает и т.д. После такого распорядка крепкий сон малышу обеспечен.

Подготовительные движения

Начинайте гимнастику с нежного прикосновения. Посмотрите малышу в глаза, пусть он ощутит заботу и внимание. Дальше можно исполнять медленные поглаживания.

Положите свои пальцы малышу в ладошки, он, в свою очередь, сразу их ухватит. Практикуйте легкое потягивание вверх, чтобы ребенок старался поднять головку, сесть.

Затем крепко возьмите кулачки ребенка себе в руки и поднимите его, чтобы дите провисло в воздухе. Первое упражнение сделано!

В это время стоит внимательно наблюдать за крошкой, если ему нравится упражнение, позвольте повисеть несколько секунд.

Перевороты

Когда ребенок научится висеть лицом к вам, можно осуществлять это же движение, только лицом от вас.

Возьмите ребенка спинкой к себе, пусть он ухватиться кулачками за ваши пальцы. Когда вы поймете, что ребенок держится уверенно, осуществите покачивания влево-вправо, перенося вес малыша из одной руки на другую.

Когда крошка привыкнет к этому элементу гимнастики, вы можете начинать осуществление покачиваний вперед-назад. С каждым дней увеличивая амплитуду, вы сможете раскачать вперед малыша таки образом, что он закинет ножки вам на плечи, а головкой будет смотреть вниз. Аккуратно помогите ребенку принять первичное положение.



mob_info