Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур. Физическая подготовка
Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, являясь важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава воинских формирований, правоохранительных органов и силовых структур Республики Казахстан, направлена на повышение физической подготовленности контингента данных организаций, развитие их способностей к перенесению высоких физических нагрузок и психологических напряжений, организацию содержательного досуга.
Цель физической подготовки - обеспечение физической готовности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур к выполнению специальных задач, соответствующих требованиям их профессиональной деятельности.
Основными задачами физической подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являются:
развитие и поддержание на требуемом уровне физических качеств - выносливости, силы, быстроты и ловкости;
формирование специальных физических качеств и навыков;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
профилактика заболеваний и вредных привычек, закаливание организма;
воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, упорства, выдержки и самообладания;
формирование готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период подготовки и непосредственно при выполнении поставленных задач;
развитие военно-прикладных видов спорта среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.
Для решения этих задач соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственные программы физического воспитания личного состава, направленные на повышение физического развития и внедрение здорового образа жизни, освоение и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, обеспечивается подготовка и участие спортсменов данных ведомств в чемпионатах мира среди военнослужащих, полицейских и силовых структур.
Физическая культура среди населения
Физическая культура и спорт - одни из важнейших средств укрепления здоровья граждан страны, духовного и физического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни. В связи с этим, первоочередная задача государства в отрасли - сделать занятия физической культурой и спортом доступными для всех слоев населения страны.
Развитие физической культуры среди населения должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов.
Основой физкультурно-спортивного движения страны должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие услуг.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких мероприятий - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-оздоровительным занятиям, вовлекать их в соревновательную деятельность.
Следует обратить особое внимание вопросам развития национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и народных игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.
На предприятиях и в организациях всех форм собственности должны быть реализованы права работников на занятие физической культурой и спортом в режиме трудового дня и послетрудового восстановления. Необходимы совместные усилия государственных органов, предприятий и организаций всех форм собственности для вовлечения граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, внедрения в систему организации труда и отдыха комплекса мер послетрудовой реабилитации .
Физическая культура и спорт среди инвалидов
Серьезное внимание необходимо уделять вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо обеспечить создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом в спортивных клубах и залах, подготовку спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе к Паролимпийским играм.
Существуют разные концепции построения физической подготовки в правоохранительных органах: общефизической подготовки, спортивно-игровой и боевой. Все они признают необходимость подготовки к решению профессиональных задач, только отдают предпочтение одному из трех ее компонентов: общефизическим качествам, спортивно-игровым или профессионально-боевым. В органах отдается предпочтение построению физической подготовки по последнему варианту, как отвечающему насущным потребностям обеспечения практики: развитию волевых качеств, внимания и психологической устойчивости. Ставятся задачи: развития у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, скоростно-силовых качеств их, выносливости), отработки приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя. Поэтому при проведении физической подготовки используются разные по физическим задачам упражнения:
Силовые упражнения: подъем и переноска тяжестей, подтягивания, отжимания, перетягивания, борьба, лазание по вертикальным и горизонтальным канатам и т.п.;
Скоростные упражнения: старт, рывки, спринтерский бег, уклоны от ударов, скоростные удары, бег на коньках и др.;
Скоростно-силовые упражнения: прыжки, метания, подъем штанги рывком, толкание ядра и т.п.;
Упражнения на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, плавание, бег на лыжах, марш-броски, многократное повторение средних по силовым нагрузкам упражнений и т.п.;
Упражнения на координацию: акробатические и гимнастические;
Комплексные упражнения: борьба, рукопашный бой, бокс, футбол, регби, военное многоборье и т.п.;
Служебно-прикладные упражнения: самозащита, рукопашный бой, восточные единоборства, задержание правонарушителей, преодоление различных естественных и искусственных препятствий и др.
В практике обоснованно часто используются служебно-прикладные упражнения. В ходе занятий отрабатываются действия по силовому пресечению различных противоправных действий с использованием спецсредств (щита, резиновой палки), защит от ударов уходами, бросками, «боковой подсечкой» и «задней подножкой», загибов руки задерживаемого, приемом «рычаг руки через предплечье», дожимом кисти др. Считается, что число осваиваемых приемов силовой борьбы лучше предельно сузить до универсальных, выполняющих одновременно функции защиты и нападения, обезоруживания и задержания, тщательно осваивать основные удары руками и ногами, болевые приемы и броски в усложненных условиях. Такое соображение базируется на действующем во всех видах «законе воронки», проявляющемся в том, что с ростом мастерства единоборца число приемов, с помощью которых он добивается успеха в поединке (при максимальном сопротивлении противника, предельном физическом и психологическом напряжении), сокращается до 3-5 (бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве овладевший 1-2 приемами и всю схватку ловящий противника на них, даже когда последнему известна эта сильная сторона будущего чемпиона).
Повышенное внимание уделяется способам приближения условий к экстремальным. Для этого руководители физической подготовки направляют учебно-тренировочный процесс на достижение готовности к решению реальных задач профессиональной деятельности: усложняют условия выполнения упражнений, повышают физические нагрузки до предельных, проводят занятия при любой погоде, используют профессионализированные полосы препятствий, сложный рельеф местности, доводят двигательные навыки и умения до совершенства в условиях, приближенных к реальным, выбирают и создают условия для занятий (время, место, окружающую обстановку, звуки, действия других лиц и др.), типичные для экстремальных.
В.В. Миленин считает необходимым шире вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса и рукопашного боя, причем в форме и защитном снаряжении. В силовых противоборствах, при прочих равных условиях, успеха достигает тот, кто лучше овладел арсеналом приемов и умеет импровизировать в постоянно меняющихся условиях. Если обучение ограничивается отработкой боевых приемов на не оказывающем сопротивления партнере, то даже доведенные до совершенства, они мало помогут в реальном силовом противоборстве. Только спарринги, учебные индивидуальные единоборства (в том числе и спортивные) создают внешнюю и внутреннюю (психофизическую и психологическую) модель профессионально-боевых действий, а поэтому они должны стать непременным элементом содержания физической подготовки. В отработке профессионально-боевых силовых действий и приемов применяется блочное планирование (каждый блок длится 6-8 недель): первый - отработка приемов на не сопротивляющемся партнере, второй - отработка приемов при дозированном сопротивлении партнера, третий - отработка приемов в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя. Используются различные спарринги, выполнение боевых приемов борьбы в процессе преодоления полосы препятствий, моделирование ситуаций пресечения различных правонарушений. Итоговая оценка подготовленности обучающихся проводится путем проведения спарринга
(«вольного боя») при полной свободе выбора средств нападения и защиты партнерами и мобилизации психофизических возможностей. Для развития и укрепления волевых качеств на занятиях по физической подготовке последовательно, с нарастающим усложнением (Н.А. Минжанов) проводятся следующие мероприятия:
Создаются ситуации, требующие проявления напряжения воли (спарринги - схватки с «правонарушителем», повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок);
Вводятся сбивающие факторы и помехи (шумы, топанье, звуки стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание разнообразных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя или несколькими способами действий);
Усложняются условия выполнения упражнений, связанные с нарастанием риска и опасности (повышается высота снарядов, ширина преодолеваемых рвов, организуются труднопроходимые завалы, создается необходимость прыгать с большой высоты, перебираться по канату над водной поверхностью, подниматься по пожарным лестницам на большую высоту и др.);
Используются упражнения с перемещением тела в пространстве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, сальто);
Упражнения выполняются в максимальном темпе, в состоянии сильной усталости, в конце занятия.
Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:
Упражнения выполняются на высоте, на качающихся узких поверхностях, над водой и огнем, во время дождя, мороза, ветра, жары, в сумерках, темноте, с завязанными плотной или полупрозрачной тканью глазами;
Используются психогенные факторы (оружие в руках «правонарушителя» - нож, палка, разбитая бутылка, бритва, пистолет, агрессивность «правонарушителя», дефицит времени, отсутствие необходимой передышки);
Занятия проводятся в квартире, подъезде, автобусе, лифте, на лестничной площадке, в подвале, чердачном помещении;
Проводятся единоборства с несколькими противниками подряд;
Упражнения выполняются в различной одежде и экипировке (форма летняя и зимняя, бронежилет, каска);
Приемы самозащиты без оружия применяются в опасных условиях (лестничная площадка, балкон, край моста, крыша и пр.);
Упражнения выполняются в обстановке состязания.
Распространены в правоохранительных органах полосы препятствий, позволяющие моделировать физические и психологические трудности, аналогичные встречающимся в реальных условиях. Стационарными учебными позициями на них обычно бывают: двухметровые заборы, ямы, качающийся мост, лабиринт, подземный ход, подвал, домик, водная преграда, стена с окном, бревно, огневая полоса. Динамичность и неожиданность трудностей создается переносными препятствиями, используются: завал из старых шин, забор, груда металлических бочек, куча веток. Можно менять место их на полосе препятствий, образуя для обучающихся, ранее проходивших полосу, неожиданные ситуации на разных участках. Полезны вращающиеся во вертикали и горизонтали барабаны, позволяющие менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), или бума, бревна (по ширине).
Усложнение условий достигается задымлением, имитацией пожара, трансляцией громких звуков, внезапным нападением «преступника», укрывшегося за одним из препятствий, постановкой дополнительных заданий - следить за обстановкой и запоминать (на полосе специально разбрасываются 2-3 предмета - головной убор, платок и пр., либо на стойках или щитах, расположенных по краям полосы, помещаются объявления, фотографии, названия улиц, номера автомашин и др.), повышением скорости передвижения (хорошо, когда имеется две полосы, расположенные параллельно, и по ним, соревнуясь в скорости, двигаются два обучающихся), созданием ситуации погони (один из сотрудников уходит на полосу на 5-10 с раньше второго, которому ставится задача «догнать»), многократным преодолением полосы в прямом и обратном направлениях, упражнением «перенос раненого» (два обучающихся переносят третьего, преодолевая вместе с ним препятствия), выполнением стрельб в рядом расположенном тире сразу после преодоления полосы препятствия.
НА. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятий по физической подготовке с сотрудниками. Общие правила их: обучаемые учебной группы разбиваются на пары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выполняемых по командам руководителя заданий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого упражнения проводится разбор и оценка правильности действий самими участниками пар; игры длятся 3-7 мин, в течение которых выполняется 4-8 упражнений. Ниже описываются некоторые из них.
Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность, скорость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Проводится
в спортивном зале или на площадке 10x10 м. В парах один - «сотрудник», другой - «преступник». Задача первого - догнать второго.
Игра «Зри в оба». Развивается внимание, наблюдательность при быстрых перемещениях. Обучающиеся выстраиваются в две шеренги на расстоянии 7-8 м друг от друга лицом в одну сторону. Назначаются пары. Одни - «наблюдатели», вторые, стоящие за их спиной, - «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» занимают по своему выбору любые позы. По второй команде «наблюдатели» совершают прыжок с поворотом на 360 градусов или кувырок вперед, назад. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «натурщикам» и воспроизводят позу.
Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в единоборство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача - замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10-30 с, схватка прекращается и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все эти изменения (кроме первого) вносит в игру преподаватель.
Игра «Лабиринт». Развивается внимание, память, пространственная ориентировка. В парах один - «заводящий», второй - «ведомый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «налево», выполняемые «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5- 10 команд (трудность наращивается последовательно). После подачи команд «ведомый» разворачивается на 180 градусов и в обратном порядке воспроизводит маршрут.
Игра «Робот». Развивается чувство партнера, умение точно выражать свои намерения в словах. Участвуют «оператор» и «робот» (с закрытыми глазами). На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.
Игра «Защита». Пары - «нападающий» и «защищающийся» в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый готовится нанести определенный удар, второй, наблюдая за первым, пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одновременно, выполняют свои действия - удар (не прикасаясь к другому) и защиту. Оценивается правильность угадывания защитника. Так повторяется 20-30 раз, задача защитника - распознать стратегию нанесения ударов и повысить успешность угадывания. После этого роли нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью и пр.) и защищающегося сотрудника меняются.
Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в игровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и задерживаемого, оба застывают в той позе, в которой застала его команда, сохраняя и выражение лиц. В течение 4-5 с они изучают друг друга, а затем дают аргументированные ответы: «Что собирался сделать противник в следующий момент?» и «Чего он опасался?». Ответы оцениваются напарником, после чего игра продолжается.
Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и «защищающийся». Оба в исходном положении на расстоянии одного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно громкий счет до 20-30. «Нападающий» до начала счета решает, при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовительными движениями, пытается угадать, когда будет нанесен удар. Когда эта цифра наконец произносится, «защищающийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не последовал, игра продолжается.
Ценность психотехнических игр в том, что они могут проводиться если не на всех, то на многих практических занятиях по разным вопросам, что не нарушит плана, ибо для игры нужно минут 5-7. Напротив, помимо непосредственной пользы, они дают разрядку, некоторый отдых, повышают активность обучающихся.
10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
Основные понятия физической культуры, физической подготовки и спорта отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 13 января 1999 г.
Физическая культура - это часть общей культуры общества, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком в процессе физкультурно-спортивной деятельности для своего физического совершенствования.
Спорт - это часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.
Физическое образование - это процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.
Физическая подготовка - это целенаправленный процесс улучшения физического развития и функционального состояния, повышения уровня физической подготовленности, осуществляемый в условиях служебно-профес-сиональной деятельности.
Физическое состояние является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.
Физическое развитие - определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма (например, телосложение человека).
Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.
Физическая подготовленность является основным результатом процесса физической подготовки. Это качественно новое состояние организма человека. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.
Физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность человека. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость, гибкость.
Двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие (ходьба, бег, прыжки и т.д.) и профессионально-прикладные (преодоление препятствий, боевые приемы борьбы и т.д.).
Физические упражнения - основное средство физической подготовки, двигательные действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека вообще и повышения его физической подготовленности в частности. Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.
Физическая подготовка как педагогический процесс является составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.
Целью физической подготовки сотрудников МВД России является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- · подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
- · подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
- · овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
- · формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и т.д.).
Успешное решение перечисленных задач, как в подразделениях органов внутренних дел, так и образовательных учреждениях МВД России обеспечивается:
- · подбором оптимальных средств, методов и форм обучения;
- · высоким уровнем практической и методической подготовленности инструкторов и преподавателей;
- · высоким качеством проведения учебных занятий;
- · воспроизведением на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным;
- · решением различных вводных по тактике обеспечения личной профессиональной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
- · созданием и совершенствованием необходимой учебно-материальной базы;
- · обеспечением должного контроля за выполнением учебной программы.
Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников МВД России. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т.д.).
Значимость физической культуры и спорта в системе правоохранительных органов определяется направленностью на сохранение творческого долголетия сотрудников, укрепление их здоровья и подготовку в профессиональном плане. Главная идея образования в сфере физического воспитания — формирование всесторонне развитой личности.
Ключевые слова: физическая подготовка, правоохранительные органы, спорт, тренировка, двигательная активность.
Физическая культура, представляющая собой одну из множества граней культуры человека, его физического воспитания и здорового образа жизни, во многом обусловливает поведение человека на работе, в быту и в общении, а также содействует решению особо важных для личности социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Актуальность привлечения сотрудников правоохранительных органов к занятиям спортом обусловливается в первую очередь тем, что применение полицией физической силы в условиях современных реалий — это противоборство с противником, в процессе которого могут наноситься травмы .
Принципы физического воспитания (связь с профессиональной деятельностью, развитие личности, оздоровительная направленность) особенно ярко проявляются в его специализированном виде — в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), непосредственно и органически связанной с настоящей или будущей профессиональной деятельностью. ППФП — длительный, многолетний процесс, специально направленный на формирование знаний, профессионально значимых физических и психических качеств, прикладных двигательных навыков и умений, которые способствуют успешности деятельности и преимущественно необходимы в связи с её особыми внешними условиями, выработке функциональной устойчивости организма к этим условиям. В структуре профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов ППФП занимает одно из основных мест, является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания личного состава .
Из вышесказанного следует цель ППФП — обеспечение готовности сотрудников правоохранительных органов к эффективному выполнению служебных обязанностей, в том числе в условиях силового противоборства с правонарушителями.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приёмов борьбы;
2) подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
3) овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
4) формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость и решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и др.).
Успешное решение перечисленных задач возможно на основе:
- оптимального подбора средств, методов и форм обучения;
- высокого уровня практической и методической подготовленности инструкторов по физической подготовке и качества проведения учебных занятий;
- воспроизведения на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближённых к реальным;
- решения различных вводных по тактике личной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приёмов борьбы;
- создания учебно-материальной базы;
- обеспечения должного контроля за выполнением учебной программы по физической подготовке в правоохранительных органах.
Физическая подготовка способствует:
- повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
- воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремлённости, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
- формированию готовности сотрудников полиции к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.
К женщине — сотруднику органов внутренних дел предъявляются высокие требования. Для того чтобы соответствовать им, женщине необходимо иметь большой запас духовных и физических сил. Одним из источников формирования данного запаса выступают регулярные занятия физической подготовкой и спортом .
Физическая подготовка курсантов-девушек направлена на повышение их работоспособности, на укрепление здоровья и закаливание организма. Отлично развитая мускулатура, крепкие мышцы — резерв, который помогает женщине противостоять физическим и психологическим нагрузкам, сохранять хорошее самочувствие и высокую активность. Это вызывает особое отношение к ней со стороны окружающих .
Физическое развитие и телосложение женщин имеют свои особенности. В среднем показатели физического развития и функциональных возможностей женщин ниже, чем мужчин. Так, у женщин мускулатура развита меньше. Женщины более гибкие, так как у них эластичнее связочный аппарат и лучше способность мышц к растягиванию. Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у женщин несколько меньше, чем у мужчин. Поскольку в служебной деятельности женщинам — сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться с определёнными трудностями, то это требует создания хорошей базы общефизической и специальной подготовки.
Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма. При выборе средств и методов повышения общей и специальной работоспособности в профессиональной деятельности необходим учёт особенностей организма женщин. При этом основное внимание должно уделяться сохранению их здоровья и детородной функции.
Физические упражнения способствуют снятию у женщин явлений нейропсихического стресса и предупреждению его нежелательных последствий. Надо исключать отягощающие условия, которые могут стать источником стрессов. Объёмы нагрузок должны снижаться в период менструального цикла, так как физические упражнения могут оказывать неблагоприятное влияние на эту функцию.
Правильное построение тренировочного процесса обеспечивает гармоничное развитие основных физических, нравственных и морально-волевых качеств; результативное формирование прикладных двигательных навыков, в том числе боевых приёмов борьбы, создаёт прочный фундамент общей и специальной подготовленности женщин-сотрудников, позволяет доводить до высокого уровня возможности организма на базе постепенного их нарастания (в щадящем режиме) с использованием вариативности нагрузок по направленности и напряжённости; обеспечивает индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием женщин .
В тренировочных занятиях особую осторожность следует проявлять при развитии у женщин силовой выносливости, обращая специальное внимание на повышение силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна. Изометрические упражнения необходимо сочетать с динамическими.
При скоростной направленности тренировочных занятий женщины достигают существенных изменений качества быстроты, хотя по абсолютным показателям они отстают от мужчин. Реакция на движущийся объект у женщин-сотрудников менее точна, чем у мужчин. Различий в ритме движений у мужчин и женщин не выявлено.
Сравнительно легче, чем у мужчин, у женщин развивается гибкость. Она особенно повышается во время стрессовых ситуаций, в предстартовом состоянии и снижается при утомлении. Женщин отличает высокая ловкость и точность, их движениям присуща плавность и эстетичность.
В условиях комплексной автоматизации профессиональной деятельности женщин — сотрудников правоохранительных органов произошло существенное снижение величины физических нагрузок и объёма двигательной активности. Исследования показывают, что это сопровождается увеличением заболеваний сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца), а также патологическими изменениями в организме, связанными с нарушениями обмена веществ. Указанные явления обусловлены малоподвижным образом жизни, гиподинамическим характером служебной деятельности.
Учёные разрабатывают и внедряют в практику научно обоснованные рекомендации по самостоятельному выполнению физических упражнений женщинами — сотрудниками правоохранительных органов во внеслужебное время. Постоянно проводится профилактика негативных воздействий на организм, возникающих в ходе служебной деятельности. Улучшается решение вопросов по применению эффективных средств и методов физической подготовки, способствующих восполнению дефицита двигательной активности женщин-сотрудников, снижению заболеваемости и поддержанию профессиональной работоспособности на хорошем уровне.
Таким образом, двигательная активность — насущная потребность для каждой женщины. При этом тренировки должны проводиться с учётом их физических и психофизиологических особенностей.
Успехи в спорте оказывают прямое воздействие на успехи в борьбе с преступностью. Спортивные состязания развивают чувство коллективизма, укрепляют не только силу и ловкость, но главным образом боевой дух сотрудников.
Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чаще всего оно связано с риском причинения тяжких последствий, а в исключительных случаях ставит под угрозу здоровье и даже жизнь человека. Вследствие этого особое значение принимают проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел. Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники полиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы.
Список литературы
1. Броев, А. Х. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в рамках первоначального обучения / А. Х. Броев // Успехи соврем. науки. — 2016. — Т. 1. — № 9. — С. 30-32.
2. Кушнарёва, Д. В. К вопросу физической подготовки женщин-сотрудников правоохранительных органов / Д. В. Кушнарёва // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. — Орёл, 2016. — С. 184-186.
3. Смолянинова, Е. С. Пути совершенствования физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов / Е. С. Смолянинова // Физическая подготовка и спорт. — Орёл, 2015. — С. 225-227.
4. Шохин, В. Е. Физическая культура в органах внутренних дел / В. Е. Шохин // APRI-ORI. Сер.: Гуманитар. науки. — 2016. — № 4. — С. 1.
Для цитирования: Макарьев, И. В. Физическая подготовка сотрудников в системе правоохранительных органов / И. В. Макарьев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 50-53.