Цветовая маркировка трасс в зависимости от сложности. Условные знаки в спортивном ориентировании Ориентирование на местности знаки сигналы условные обозначения

Для того чтобы карта хорошо читалась и была понятной, используются как различные цвета, так и различные условные знаки, символы. Мы будем работать со спортивной картой, которая сделана специально для ориентирования.

Правила картографии, которыми пользуются для подготовки спортивных карт, являются международными. Это означает, что, если вам вдруг в Японии попадется в руки спортивная карта, вы сможете без проблем «прочитать» ее.

Белый означает лес

Коричневый чаще всего относится к рельефу. С его помощью обозначают горы, холмы, ямы и тому подобное. Коричневый используется также для обозначения гравийных и асфальтовых поверхностей.

Желтый обозначает открытое пространство. Это могут быть газоны, поля, луга и полянки.

Зеленый обозначает плотность Растительности и степень проходимости леса. Чем темнее зеленый цвет, тем труднее пройти через него, например, густые посадки.

Голубой : озера, реки, ручьи,; болота, канавы (все, что связано с водой)

Черный обозначает объекты деятельности человека: дорожки, тропинки, каменные стены, линии электропередач, дома и т.д. Кроме того камни и скалы тоже передаются черным цветом.

Растительность


Открытое пространство. Местность без деревьев и кустов, поле, луга.
Лес: легко бежать. Открытый лес в котором нет препятствий для бега
Лес: медленный бег.
Лес: трудный бег.
Растительность: очень трудно или невозможно бежать, непроходимость.
Фруктовый сад.
Виноградники.
Четкая граница растительности.
Особый объект растительности.
Широкая просека.

Гидрография и болота



Искусственные сооружения

К ним относится все то, что имеет неприродное происхождение, например дороги, ограды, туннели. В лесу часто можно встретить сооруженные людьми кормушки, шалаши, скамейки, которые также являются ориентирами и отображаются на карте.

Дороги, просеки и тропы используются спортсменами и как ориентиры, и как пути движения. Дороги различаются по покрытию и ширине и со временем подвержены значительным изменениям.


Шоссе.
Улучшенная грунтовая дорога
Грунтовая дорога.
Маленькая тропа.
Узкая просека. Просека. Узкая вырубка в лесу, прогалина, которая хорошо заметна в лесу.
Железная дорога.
Электролиния.
Туннель.
Каменная стена. Каменная стена, вал, насыпь, которая составлена с камней различного размера
Разрушенная каменная стена.
Высокая каменная стена.
Ограда.
Разрушенная ограда.
Высокая ограда.
Проход в ограде.
Строения. Имеет жилищное или хозяйственное назначение.
Маленькое строение.
Руины.
Могила.
Трубопровод.
Высокая башня.
Маленькая башня.

Рельеф

Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности - возвышений и понижений. Горизонталь – линия, соединяющая точки рельефа, находящиеся на одной высоте. Короткие штрихи поперек горизонталей называют берштрихами, они показывают направление понижения склона.

Рельеф - коричневые линии на карте

Горизонталь (основная горизонталь). Промоина. Очень узкая впадина, глубокое ущелье с крутыми незадернованными склонами и характерным, как правило, сухим водотоком.
Линия ската, бергштрих. Маленький холм, микробугорок.
Земляной обрыв. Холм, бугор.
Земляной вал. Впадина, яма.
Маленький земляной вал. Маленькая впадина, микроямка


Скалы и камни

В этой главе мы разберем более подробно, что означает знаки, показанные на карте коричневым цветом, и, как мы уже отмечали ранее, эти знаки показывают различия в высоте. В первую очередь мы сосредоточимся на сплошных коричневых линиях, расположенных на карте. Они называются горизонтали. Чтобы понять, что именно они обозначают, давайте в дальнейшем рассматривать местность, изображенную на карте, с точки зрения вверх или вниз. Для ориентирования недостаточно направлений вперед, назад, вправо и влево, которыми мы оперируем при рассмотрении плоской местности. Необходимость учитывать рельеф местности может показаться слишком сложной, но овладение этим пониманием откроет вам двери к возможности справиться с более сложным ориентированием.

Слева вы видите рельефную картинку, на которой видны все неровности местности. Справа - спортивная карта этого же места.

Рельеф на карте изображается кривыми непрерывными линиями - горизонталями

Первый шаг на пути изучения рельефа - это понимание, что чем больше горизонталей нарисовано на карте, тем выше склон в этом месте, чем ближе друг к другу изображены горизонтали, тем склон круче

Следует разобраться, где на карте обозначается понижение (лощины, ямы), а где возвышенности (холм, бугор и т.д.), а также, где именно самая высокая точка на холме. Это наглядно видно на рисунке, где отмечены эти места.

Бергштрих - короткая черточка, ставится перпендикулярно горизонталям, указывает на карте падение склона.

. Обычно, различие в высоте, обозначаемое с помощью горизонталей, составляет 5 м и называется сечение рельефа. Сечение рельефа указывается на карте. Сечение рельефа: высота сечение рельефа – это вертикальное расстояние между горизонтальными плоскостями, которые условно пересекают поверхность земли. Мысленные линии пересечения, образующиеся при этом, называют горизонталями. С их помощью на картах изображают различные формы рельефа.

Как пользоваться картой?

Теперь вы знаете, как устроена карта и, что она состоит из различных цветов и условных знаков. Чтобы пользоваться картой, суметь ее «прочитать», важно чтобы она соответствовала местности. Карту можно сравнить с кусочком мозаики или пазлом. Фрагмент пазла можно поместить в полотно, только вернув его одним конкретным образом. То же самое и с картой. Она правильно отображает местность только тогда, когда она развернута одним определенным способом, а именно: север карты всегда должен совпадать с севером на местности.

В зависимости от того, в каком направлении вам нужно перемещаться, вам понадобиться поворачивать карту, «читать» ее снизу вверх или справа налево и т.д. На рисунке ниже показана карта, сориентированная относительно местности. Объекты справа от спортсмена, например, река и мост, находятся также справа на карте. Два больших домика расположены за дорогой, а домик поменьше и ЛЭП находится слева от спортсмена.

Когда вы правильно ориентируете карту, становится просто сравнивать ее с местностью.

Прием «большого пальца» и свернутая карта облегчают ориентирование.

Используйте прием «большого пальца»

Процесс чтения карты может стать проще, если каким-либо образом отмечать на карте, где вы в данный момент находитесь. Очень удобно делать это с помощью приема «большого пальца». Это означает, что вы концом большого пальца (или углом платы компаса) указываете на точку в карте, где вы находитесь в данный момент. Когда же вы перемещаетесь по местности, вы также перемещаете и большой палец таким образом, чтобы постоянно указывать то место, где вы оказываетесь. Этот метод также работает и в случае, когда вам надо быстро найти себя в карте, если вы вдруг отвлеклись и ненадолго выпустили карту и местность из поля зрения. Иногда карта оказывается такого размера, что неудобно отслеживать ее большим пальцем, в этом случае, ее следует свернуть. Когда вы складываете карту, важно чтобы вы видели как точку, в которой находитесь, так и точку, в которую хотите попасть, чтобы вам не пришлось бесконечно переворачивать карту туда-сюда.

Несмотря на то, что вы стараетесь тщательно отслеживать свои перемещения, иногда случается, что вы не можете в точности определить, где вы находитесь. В этом случае, самый лучший способ остановиться и сориентировать карту. После этого постарайтесь определить, в какой точке карты вы последний раз "привязались", и в то же время осмотритесь по сторонам, чтобы постараться найти отчетливый ориентир, например, тропинку, поляну или камень, который может послужить подсказкой, где именно на карте вы находитесь в данный момент. Эти меры, как правило, могут дать вам необходимую информацию, чтобы рассчитать ваше местоположение.

Линейные ориентиры - мерила, за которые удобно держаться.

По тропинкам и дорожкам передвигаться легче всего Когда вы выбираете путь в лесу, вам следует пользоваться помощью различных объектов местности. Самые удобные и простые объекты, вдоль которых легко ориентироваться, называются линейными ориентирами. Линейными ориентирами называют такие объекты, вдоль которых вы можете двигаться большой отрезок дистанции. В качестве примеров линейных ориентиров можно назвать тропинки, дорожки, канавы, ЛЭП, края полей и т.п. Вдоль этик объектов легко перемещаться и их легко различить как на карте, так и на местности. Заборы, овраги и ручьи тоже хорошо помогают Есть и другие виды линейных ориентиров, которые не такие четкие, но иногда они могут выполнять роль вперил». Некоторые примеры таких объектов: забор, овраг, край вырубки и ручей, протекающий через лес. Иногда они не такие заметные, и к тому же иногда может оказаться довольно сложно следовать им из-за растительности, в особенности это касается берегов ручья и границ вырубок. Даже холмы и болота могут выполнять функцию линейных ориентиров

Когда вы регулярно тренируетесь и имеете некоторый опыт в ориентировании, вы обнаруживаете, что края болот или вытянутые формы рельефа могут выполнять функцию линейных ориентиров. Но все же они довольно ненадежные, поскольку существует риск перепутать холмы или болотца с похожими на местности.

Стороны света

В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени в это время будет указывать на север.

Компас - помогает нам сориентировать карту

Компас всегда был тесно связан с понятием ориентирование. Раньше, когда карты были не достаточно подробными и скорее схематичными, основным приемом ориентирования было следовать азимуту. В настоящее время с детальными, тщательно прорисованными картами компас перестает играть столь важную роль, как раньше. Акцент ставиться на то, чтобы читать карту и использовать компас для правильного ориентирования карты. Мы уже констатировали ранее, что карту обязательно надо правильно сориентировать для того, чтобы ее правильно использовать. Компас может нам в этом помочь, поскольку на всех картах есть север. Север всегда находится наверху карты. На карте всегда нанесены тонкие линии, синие или черные, расположенные в направлении север-юг. Они называются - линии магнитного меридиана. Эти линии необходимы для того, чтобы ориентировать карту с помощью компаса и для снятия азимута. Если линии магнитного меридиана расположены параллельно стрелке компаса и красная половинка стрелки компаса показывает на север карты - карта сориентирована правильно.

Снятие азимута.

Помимо чтения карты нужно также уметь снимать азимут и следовать ему, если невозможно использовать линейные ориентиры. Также важно уметь идти по азимуту, когда приходится перемещаться в темноте или в тумане, последнее особенно важно в горных районах.

Как многое в ориентировании, компас с годами развивается и становится все более усовершенствованным. На данный момент существует множество различных типов компасов, каждый со своим особенным внешним видом, с различными видами шкал. Наряду с тем, что компасы бывают разных моделей, существуют также различные техники использования компаса. В ориентировании используются в основном два типа платы для компаса: традиционная - прямоугольная, и на палец.

Использование компаса на плате для пальца

Приложите компас к карте так, чтобы край платы компаса соединял точку, где вы стоите, с той, куда вы хотите попасть. Важно, чтобы стрелка на переднем краю платы компаса указывала в том направлении, куда вы хотели бы попасть. Начинайте ориентировать карту, поворачиваясь всем корпусом пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север карты. Затем вращайте колбу компаса до тех пор, пока север, помеченный значком N на шкале колбы компаса, не будет указывать на север карты. Если вы повернете колбу наоборот, тогда на следующем этапе вы начнете движение в противоположном направлении.
Переложите карту в другую руку, а компас держите перед собой, параллельно земле на уровне пояса. Поворачивайтесь всем корпусом до тех пор, пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север, помеченный значком N на шкале колбы компаса. Даже сейчас вы можете ошибиться и взять курс в противоположном направлении. Прицельтесь вдоль воображаемой линии движения на какой-либо хорошо заметный ориентир на местности, например, необычное дерево. Когда вы добежите до дерева, прицельтесь еще раз на следующий отчетливый ориентир и т.д., доберетесь до нужной вам точки.

Грубый азимут и точный азимут.

Ориентировщики между собой часто говорят о грубом или точном азимуте. Под грубым азимутом подразумевается, что спортсмен следует в приблизительном направлении и не смотрит на компас особенно часто. Такой способ используется, когда впереди вас ждет какой-либо "упреждающий" линейный ориентир, например, поперечная тропинка или поле, и не особенно важно в какой именно точке вы попадете на этот линейный ориентир.

Под точным азимутом имеется в виду, что спортсмен точно выдерживает направление, часто смотрит на компас и часто использует промежуточные ориентиры. Это повышает уверенность, когда вы ищете контрольный пункт, например, у камня положенного в лесу в отдалении от линейных ориентиров.

Фрагменты карты показывают два различных примера, как можно ориентироваться с помощью компаса. Слева вы будете использовать грубый азимут на открытое пространство, а справа вы воспользуетесь точным азимутом от изгиба тропики точно на камень.

  • III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
  • Адміністративні правопорушення: поняття та ознаки та склад
  • Вероятные признаки (объективные признаки, определяемые при осмотре)

  • Знаки в спортивном ориентировании очень разнообразны. Нельзя выделить среди них важные или не очень, поэтому знать необходимо все. Но все же есть такие условные обозначения, на которые следует обращать внимание в первую очередь. Только зная все эти нюансы, получится достичь совершенства в чтении карты, а значит и в спортивном ориентировании

    Практически все, что мы видим на местности, отображено на карте в виде условных знаков. Каждый, хотя бы из курса школьной географии, знает самые простые топографические условные обозначения. Но этих знаний будет недостаточно, чтобы успешно читать спортивную карту, потому что топографические и спортивные знаки различаются. Начинающий ориентировщик первым делом должен выучить наизусть все спортивные условные обозначения, которые делятся на следующие большие группы:

    — рельеф;

    — гидрография;

    — растительность;

    — скалы и камни;

    — искусственные объекты;

    — знаки дистанции;

    — лыжни (для зимнего ориентирования).

    Так же в небольшую группу относят вспомогательные знаки на картах, такие как: линии магнитного меридиана, точки с отметками высоты и крест совмещения цветов. Первые обязательны для любой карты, а вторые и третьи встречаются очень редко.

    Обозначения и расшифровка на картах

    1.Рельеф

    Обозначается исключительно коричневым цветом. Горизонталями обозначаются подъемы, спуски, большие ямы и холмы. Микрорельеф обозначается точками, галочками, одиночными линиями и прочими условными знаками.

    2.Гидрография

    К гидрографии относятся любые реки, озера, болота, заболоченности, родники и лужи. Следует понимать, что составитель карты не будет наносить на бумагу лужи, образовавшиеся из-за дождя, а будет прорисовывать только постоянные лужи. Озера, реки и болота, обведенные черной линией, являются непреодолимыми и пересекать их ни в коем случае нельзя.

    3.Растительность

    К растительности относятся условные обозначения не только растительности, но и ее отсутствия. Любые кусты отмечаются зеленым, поляны желтым, а чистый лес белым цветом. Причем в спортивных картах не будет указываться тип леса и породы растений. Единственным исключением являются четкие границы разных лесов. Например, если посадки ели переходят в посадки березы, то их границы будут обозначены черной пунктирной линией.

    4.Скалы и камни

    Обозначаются черным цветом. Могут выделяться как группы камней, так и отдельные камни. Скалы, преодоления которых опасно для жизни, а значит и запрещено передвижение по ним, рисуются жирнее, чтобы спортсмен сразу обращал на них внимания.

    5.Искусственные объекты

    Все что создано человеком относится к группе искусственных объектов. Дома, дороги, тропинки, мосты, заборы, линии электропередач, а иногда и просто груды хлама, брошенные в лесах, отмечаются в основном черными или серыми цветами.

    6.Знаки дистанции

    Знаки дистанции обозначаются розовым цветом. К ним относятся контрольные пункты, места старта, места финиша и пункты подпитки (питания).

    Символьные легенды контрольных пунктов:

    Скачать знаки и символьные легенды контрольных пунктов вы можете по ссылке :

    На что в первую очередь обращать внимание?

    Выбор правильного пути движения на соревнованиях очень важен. Определиться с ним помогают знаки в спортивном ориентировании. Существует несколько различных мнений по поводу того, на что следует в первую очередь обращать внимание. Логичнее всего будет сначала оценить рельеф, потому что преодоление высоких и крутых склонов отнимает много времени и сил. Как говориться: «Умный в горы не пойдет, умный гору обойдет». Автор Сергей Владимирович Михалков.

    Не стоит идти напролом, лучше поискать обходные, более доступные пути.

    Следующее на что следует обращать внимание - это проходимость леса. Если прямо по курсу нарисован густой лес с подлеском или сильная заболоченность, то лучше оббежать это место по дороге или чистому лесу. В некоторых случаях будет даже быстрее пробежать через бугор, чем лезть через болото.

    Запрещающие знаки

    Особое внимание обратите на запрещающие знаки.

    Если пересечь запрещенную территорию, то спортсмен будет дисквалифицирован.

    Самые важные знаки в спортивном ориентировании

    Несмотря на то, что на рельеф и проходимость следует обращать внимание в первую очередь, нельзя сказать какие условные знаки в спортивном ориентировании важнее. Можно сказать, что важна система этих знаков. Достичь успехов в ориентировании получится только в том случае, если читать и обращать внимание на все, что нарисовано на карте. Иногда даже точечный ориентир поможет спортсмену больше, чем большая поляна, нанесенная на карте.

    Знаки важны все!

    Подведем итог

    Знаки в карте местности делятся на 8 больших групп, каждая из которых имеет свой цвет (смотрите рисунки выше).

    Знание всех спортивных знаков будет гарантировать то, что в голове у спортсмена будет складываться точная картина того, что ожидает его впереди.

    В первую очередь следует обращать внимание на рельеф и проходимость леса, но не стоит пренебрегать и другими условными обозначениями в карте.

    Если не выучить все знаки, то велик риск заблудиться, и тогда пригодятся следующие советы из видео:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Горно-Алтайский государственный университет»

    Географический факультет

    ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

    Для студентов, обучающихся по специальности

    050720 Физическая культура

    Горно-Алтайск

    РИО Горно-Алтайского госуниверситета

    Печатается по решению Методического совета

    Горно-Алтайского госуниверситета

    Основы топографии и спортивного ориентирования . – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 40 с.

    Захаров П. Я., к.филос.н., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Горно-Алтайского государственного университета.

    Пичугина Т.В., старший преподаватель кафедры экономической географии Горно-Алтайского государственного университета.

    Рецензенты:

    В учебном пособии рассматриваются основы топографии, ориентирования на местности и спортивного ориентирования. Даны рекомендации по организации массовых соревнований и графические формы документов для проведения соревнований по спортивному ориентированию.

    Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Также пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования, инструкторов и тренеров по спортивному ориентированию.

    © Захаров П.Я., Пичугина Т.В. 2010

    ВВЕДЕНИЕ 4
    1. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ 6
    1.1 План и карта 6
    1.2 Масштаб карты 8
    1.3 Компас 9
    1.4 Условные знаки 11
    2. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ 16
    2.1 Из истории спортивного ориентирования 16
    2.2 Основы спортивного ориентирования 21
    2.3 Соревнования по спортивному ориентированию 24
    3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ 30
    4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ 35
    5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 38
    ПРИЛОЖЕНИЕ 40

    ВВЕДЕНИЕ

    Как известно, человек тесно связан с природой и постоянно испытывает необходимость ориентироваться на местности, то есть определять своё местоположение относительно окружающих предметов и сторон горизонта, находить нужное направление пути. Обладая навыками наблюдения за различными явлениями природы и в ориентировании на местности, мы можем более уверенно чувствовать себя в туристическом походе и в повседневной жизни, умело пользоваться различными путеводителями и схемами автомобильных дорог, легко разбираться в картах-схемах расположения улиц и отдельных зданий в различных городах и т.д.

    При исследовании местности для ориентирования используют точнейшие приборы, но умение ориентироваться с помощью карты и компаса, по небесным светилам и местным признакам не утратило своё практическое значение и на сегодняшний день. Твёрдые навыки ориентирования легче приобретают те, кто постоянно общается с природой, наблюдает за ней, замечает её особенности.

    Познавать и понимать природу, содействовать умственному и физическому развитию человека, укреплять здоровье помогают занятия спортивным ориентированием. Этот вид спорта всё ещё относится к малоизвестным, и хотя многие слышали о нём, в своём большинстве сути и смысла самого вида спорта не представляют.

    Это тот вид спорта, в котором можно состязаться круглый год. Соревнования по так называемому летнему ориентированию, то есть по спортивному ориентированию бегом, или кроссовому ориентированию, начинаются ранней весной и заканчиваются поздней осенью. Но как только образуется устойчивый снежный покров, спортсмены меняют летнюю беговую форму на лыжную экипировку и продолжают соревноваться уже в зимнем сезоне - это спортивное ориентирование на лыжах.

    Спортивное ориентирование выделяется из других видов спорта как массовый, приемлемый для любых возрастных групп вид активной деятельности с целью спортивного совершенствования и поддержания физической работоспособности, а также как средство активного отдыха. Это один из немногих видов спорта, где в соревнованиях могут участвовать представители самых разных возрастов - от 8-9 до 80-90 лет, каждый из которых находит для себя в этом занятии свои преимущества. Для ребят школьного возраста каждое состязание - это маленькое приключение, окруженное ореолом тайны и романтики. Соревнования требуют от них смелости, ловкости и смекалки. Войдя во вкус поиска, дети непроизвольно учатся упорству, выдержке, самообладанию, оказываясь во власти непреложных законов лесного спорта. Для большинства хорошо подготовленных спортсменов главную прелесть бега с картой и компасом составляет напряженная работа мысли, связанная с большой физической нагрузкой, постоянная новизна ощущений и неограниченная возможность совершенствования. Людям зрелого возраста предоставляется возможность испытать свои силы на менее трудных (в отношении физической нагрузки) дистанциях. В первую очередь их привлекает душевное напряжение, вызываемое передвижением по малознакомой местности и порождаемое легкой неуверенностью в правильности выбранного пути. Это напряжение физическое и духовное имеет колоссальное значение для современного человека как антидепрессирующий фактор.

    Для проведения соревнований по спортивному ориентированию не требуются стадионы или дорогостоящее оборудование. Ареной увлекательных состязаний может стать любой участок леса или большой парк, любой участок местности, который при помощи условных знаков «зашифрован» в спортивную карту.

    Работа с картой и параллельное наблюдение за местностью ведут к приобретению новых знаний по топографии, концентрации внимания, развитию памяти, навыков восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения себя в пространстве.

    ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ

    План и карта

    На рисунке местность выглядит такой, как она есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче (по законам составления рисунка). На таком рисунке нельзя точно измерить расстояние между предметами и определить стороны горизонта.

    Вид на местность сверхуподробно и точно отображает все элементы земной поверхности. Всё, что видно сверху, что можно с высоты сфотографировать или изобразить на бумаге, будет называться планом местности. План не так подробен, как фотография или рисунок, так как на нем предметы изображаются такими, какими мы их видим сверху, с помощью специальных условных знаков. Причем на плане изображают лишь основные объекты, где все предметы и расстояния между ними показывают в масштабе. На плане можно измерить расстояние между различными предметами и ориентирами, стрелка (север-юг) указывает направление, что позволяет ориентироваться и находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта. Научное название плана какой-либо местности - топографическая карта.

    Карта (план) - это уменьшенное плоское графическое изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе при помощи специальных условных знаков.

    В спортивном ориентировании карта является основой всех соревнований. Спортивная карта, в отличие от обычной, топографической, имеет высокую точность и подробность, издается в более крупных масштабах. На ней меньше цифрового материала, нет километровой сетки, истинного меридиана, но обозначается магнитный меридиан, линии которого проводятся через 500 метров независимо от масштаба карты.

    Спортивная карта должна точно отражать местность и передавать направление от всех окружающих объектов, в ней должна быть показана вся информация, которая может повлиять на «читаемость» карты или на возможности выбора маршрута. Один из основных принципов Международной федерации ориентирования (IOF) гласит: «Ни один из участников не должен получить преимущества или пострадать по вине карты!» Карта соревнований должна соответствовать текущему состоянию местности во всех ее частях, и если этого соответствия нет, то ранее изготовленная карта должна быть улучшена, то есть откорректирована. Спортивные карты издаются в соответствии с Международной системой условных знаков IOF, дополненной национальными условными знаками, утвержденными Федерацией спортивного ориентирования (ФСО) России.

    Линии магнитного меридиана наносятся на карту тонкими линиями черного или синего цвета со стрелками, указывающими на север. Стороны карты (бумаги) должны быть параллельны линиям магнитного меридиана.

    Все надписи, присутствующие на карте местности и за ее рабочим полем, располагаются перпендикулярно линии севера и пишутся в направлении с запада на восток. Среди надписей обязательны для указания показатели масштаба, сечения рельефа, названия населенных пунктов, входящих в рабочее поле карты. Принято также указывать год выпуска карты, авторов и название соревнований, к которым она подготовлена.

    Недостатком спортивной карты является то, что она быстро устаревает (зарастают полянки, появляются новые вырубки и тропинки, особенно вблизи турбаз, лагерей, населенных пунктов и т. д.). В связи с этим рисовщикам карт приходится постоянно вносить изменения и корректировать карту.

    Контрольные вопросы

    1. В чем отличие рисунка от плана местности?

    2. Что общего и различного в топографических и спортивных картах?

    3. Для чего на карту наносят линии магнитного меридиана?

    4. Какие существуют требования к спортивной карте для соревнований по спортивному ориентированию?

    5. Назовите достоинства и недостатки спортивной карты.

    Масштаб карты

    Местность на любой карте изображается в уменьшенном виде, о степени уменьшения земной поверхности, представленной на той или иной карте, можно судить по масштабу карты.

    Масштаб карты - это отношение длины линии на карте к длине соответствующих линий на местности.

    Выраженный отношением чисел масштаб называют численным. Величина эта отвлеченная и не зависит от системы линейных мер. Записывается численный масштаб в виде дроби (например, 1: 50 000), в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - число, показывающее, во сколько раз действительные размеры на местности уменьшены при», изображении их на карте. При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого знаменатель меньше, и наоборот, чем больше знаменатель, тем масштаб мельче.

    Практически расстояния по карте определяют с помощью линейного масштаба. Линейным масштабом называют графическое изображение численного масштаба в виде прямой линии с делениями для отсчёта расстояний Текстовый масштаб записывается словами, здесь допускаются сочетания различных величин (например, в 1 сантиметре 500 метров).

    На топографических и географических картах масштаб (численный, линейный и текстовый) можно найти под нижней стороной рамки. На спортивных картах масштаб наносят только в численном виде.

    В работе со спортивной картой процедуру пересчета длины отрезков карты на соответствующие отрезки местности можно значительно упростить, не пользуясь пятизначными числами масштаба. Известно, что самая распространенная мера расстояний на местности для пешеходов и бегунов - это метр. При этом глазомерная оценка отрезков разной длины на чертежах и картах в основном производится в сантиметрах. Поэтому, например, масштаб 1:15000 легче и понятнее воспринимается следующим образом: 1 сантиметр карты соответствует 150 метрам местности (а не 15 000 сантиметрам).

    Пользуясь масштабом, можно:

    Определить любое расстояние по карте;

    Нанести на карту расстояние, измеренное на местности.

    Во время тренировок и соревнований ориентировщику для быстрого и безошибочного определения своего местонахождения на карте в ходе движения на местности непрерывно приходится сталкиваться с необходимостью измерять или приближенно оценивать расстояния как на карте, так и на местности.

    Существует два основных способа измерения расстояний на карте: по линейке и с помощью глазомера. Линейка с сантиметровой шкалой имеется на плате компаса, а глазомерный способ требует постоянной тренировки. Сопоставив полученное измерение с масштабом карты, можно узнать расстояние на местности до нужного объекта или ориентира. На местности расстояния можно определять подсчётом шагов (пар или четверок), с помощью глазомера и по времени движения.

    Применение того или иного способа определения расстояний или их сочетаний основывается на учете различных факторов. Основными из них являются: характер местности, загруженность карты, время проведения соревнований, метеорологические условия, физическая и техническая подготовленность.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое масштаб? В каких единицах он измеряется?

    2. Какие бывают виды масштабов?

    3. В каком виде наносится масштаб на спортивную карту по стандартам IOF?

    4. Назовите способы измерения расстояний на карте и на местности.

    Компас

    Основное предназначение любого компаса - определение сторон горизонта - основано на воздействии магнитного поля на свободно вращающуюся магнитную стрелку, которая всегда стремится повернуться на север. Отличие спортивного компаса от обычного заключается в том, что магнитная стрелка у первого в специальной герметичной колбе помещена в жидкость. Жидкость смягчает удары подпятника стрелки об иглу, возникающие при ходьбе или беге, а также способствует угасанию колебаний стрелки. Обычные спортивные компасы имеют прямоугольное плато, на котором находятся сантиметровая линейка, масштабные линейки; на некоторых имеются увеличительное стекло и счетчик расстояния. С помощью компаса можно сориентировать карту, двигаться по азимуту и по направлению, измерить расстояние на карте. Спортивный компас является главным элементом снаряжения спортсмена-ориентировщика.

    Ориентировать карту - это значит расположить ее так, чтобы линии магнитного меридиана на карте были обращены на север местности, с этого начинается сопоставление карты с местностью.

    Для движения по азимуту сначала нужно определить направление на нужный ориентир по карте. При этом важно соблюдать следующую последовательность действий:

    1)наложить компас на карту так, чтобы одна из боковых сторон платы соединяла точки «откуда» и «куда» надо идти или бежать, причем плато компаса должно смотреть в сторону «куда» надо идти;

    2)вращая колбу компаса, красные линии на её дне нужно расположить параллельно магнитному меридиану карты, причём риски колбы должны быть направлены на север;

    3)убрав компас с карты, и держа его в руке, повернуться так, чтобы северный конец магнитной стрелки расположился между рисками колбы.

    Направление платы компаса будет показывать направление движения на ориентир.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое компас, как он устроен?

    2. Кем и для чего используется компас?

    3. Для чего нужно ориентировать карту?

    4. Какая должна быть последовательность действий при движе­нии по азимуту?

    Условные знаки

    Условные обозначения, как и карты, для которых они предназначены, прошли длинный путь развития. Изображения местных предметов на картах ранних эпох имели картинный характер. Каждый предмет передавался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. Города, горы, леса, крепости и т.п. изображались в перспективе, т.е. так, как они наблюдались бы в натуре. Реки, озера, дороги, границы наносились в горизонтальной проекции.

    С расширением знаний о земной поверхности, с развитием военного дела, возникла необходимость в отражении на картах все более широкого круга предметов. В этих условиях стало весьма затруднительным сохранять на картах индивидуальные свойства каждого местного предмета. Потребовалось ввести для однородных предметов общие обозначения. Рисунки постепенно заменялись горизонтальными проекциями объектов.

    В ходе эволюции условных знаков изображение населенных пунктов на картах изменялось от перспективного рисунка к плановому, а затем - от рисунка к условному знаку.

    Условные знаки - это символы карты, которые являются ее языком. На всех картах все предметы местности изображаются условными знаками. С их помощью на карте наглядно передается действительная картина местности. Большая часть графических условных знаков напоминает форму изображаемых предметов при взгляде на них сверху или сбоку, что позволяет нам сравнительно легко запоминать их.

    Условные знаки в топографии делятся на три основные группы: масштабные, внемасштабные и пояснительные.

    Масштабными условными знаками изображаются местные предметы (населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки), которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты.

    Внемасштабные условные знаки применяются для изображения таких местных предметов, которые из-за малых размеров не могут быть отражены в масштабе карты, но имеют важное значение или являются хорошими ориентирами - колодцы, родники, радиомачты, мосты, сооружения башенного типа, километровые столбы и т. п. Эти местные предметы изображаются на картах увеличенными.

    Промежуточное положение между масштабными и внемасштаб-ными знаками занимают условные знаки дорог, ручьев, электролиний и других нешироких линейных местных предметов, у которых в мас­штабе выражается только длина линии. Ширина этих знаков является внемасштабной. Такие условные знаки обычно называют линейными.

    Пояснительные условные знаки применяются в сочетании с мас­штабными и внемасштабными и служат для дополнительной характе­ристики предметов. К ним относятся все цифры, собственные наимено­вания объектов и подписи, характеризующие местные объекты.

    Условные знаки в спортивном ориентировании.

    В спортивном ориентировании принята единая система условных знаков. Это означает, что спортивные карты во всем мире подчиняются единым правилам и требованиям - спортсменам не приходится каждый раз запоминать новые знаки иобозначения, так как они одинаковы на всех спортивных картах любой страны мира. Условные знаки спортивных карт отличаются от условных обозначений в топографии.

    На ранних стадиях развития ориентирования карты готовились в черно-белом изображении. В настоящее время всё многообразие объектов на местности выражают на спортивных цветных картах с помощью шести цветов:

    черный - для изображения искусственных сооружений: домов, дорог, тропинок, контуров, границ и каменного рельефа;

    желтый - для изображения открытого пространства;

    коричневый - для изображения любых форм рельефа (кроме скальных пород), шоссейных дорог и асфальтированных территорий;

    голубой или синий - для изображения гидрографии и линий магнитного меридиана;.

    зеленый - для изображения растительности (оттенки зеленого цвета отображают разную степень проходимости: чем темнее цвет, тем труднее проходимость) и для обозначения лыжней в зимнем ориентировании. Проходимость зависит от пород леса (густота деревьев, кустарников и низкой растительности - папоротник, ежевика, крапива и т. п.). При изображении проходимости зелёным цветом не принимаются во внимание болота, каменистые земли, которые показываются отдельными символами;

    Для удобства классификации условные знаки разбиты на пять основных групп, в каждой из которых собраны однородные объекты.

    Рельеф (горы, холмы, впадины, обрывы, промоины, овраги и т.п.). Изображение рельефа на карте выполняется с помощью коричневых линий - горизонталей. Горизонтали (изогипсы) - это линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие форму рельефа. Чем ближе расстояние между горизонталями, тем круче склон или впадина. Что бы отличить склон от впадины, наносят черточку - бергштрих, всегда обращенный в сторону понижения. Основные горизонтали изображаются на картах сплошной линией, причем каждая пятая горизонталь нарисована более толстой линией для удобства чтения карты и оценки разницы в высоте. Если невозможно точно передать рельеф основными горизонталями, применяют вспомогательные горизонтали. Они наносятся между двумя горизонталями в виде прерывистой линии. Небольшие объекты рельефа, которые невозможно отобразить в масштабе, но которые являются важными объектами для ориентирования, обозначаются иа карте отдельными символами. Воронки - ямы и отверстия с явными крутыми боками диаметром не менее 2 м иглубиной не менее 1 м - обозначаются галочкой; корчи, большие пни, муравейники - крестиком. Все виды горизонталей и символов рельефа выполняются на карте коричневым цветом.

    При нанесении рельефа на карту используют такой показатель, как сечение рельефа. Цифры сечения рельефа указывают на вертикальный интервал по высоте между соседними контурами сечения - горизонталями. Показатели сечения рельефа указываются на карте за её рабочим полем следующим образом: Н-5 м, или Н-2,5 м.

    Скалы и камни (камни, скалы, группы камней, скальная и каменистая поверхности и т.п.). Скала - это особая категория земного рельефа. Её включение в карту дает необходимые сведения об опасности и трудной проходимости местности. На карте скалы и камни показываются черным цветом, чтобы отличить их от других элементов рельефа.

    Гидрография и болота (озера, реки, ручьи, канавы с водой, болота, родники, колодцы и т. п.). Все элементы воды показываются cuним или голубым цветом. Если кайма в изображении реки или другого водного объекта имеет черную окантовку, то это указывает на то, что этот объект нельзя пересечь при нормальных погодных условиях. При изображении болот применяется классификация, отражающая степень препятствия при движении спортсменов. Болота бывают как открытыми, так и сочетающимися с густорастущими деревьями. В последнем случае символы болот применяются совместно с символами проходимости, о которых сказано ниже. Неопасное для спортсмена пробегаемое болото с явным краем обозначается линейным растром. Непроходимое болото, опасное для человека, обозначается утолщенными полосками и обязательно обводится черной линией.

    Растительность (поля и поляны, луга, вырубки, леса, посадки леса, отдельные деревья, кусты и т. п.). Для изображения растительности на карте используются желтый и зеленый цвета. Лесные пространства и открытые места могут показываться как сплошными, так точечными или линейными растрами. Белым цветом показываются типично открытые проходимые лесные пространства - легкопроходимая растительность, которую спортсмены пробегают без снижения скорости, зрительный обзор на такой местности не затруднен. Участки местности со среднепроходимой и труднопроходимой растительностью наносятся на карту зеленым цветом разной насыщенности, в зависимости от проходимости (чем хуже проходимость, тем темнее цвет). Линейным растром наносятся участки густого леса, когда его пространство предоставляет возможность хорошего пробегания только в одном направлении. Белые полосы на растре показывают направление свободного бега. Желтый цвет - основа символов открытых участков местности (лугов, травянистых земель, т. е. площадей без деревьев - полян). Важная деталь на спортивных картах - границы: засеянные поля и покосы ограничиваются сплошной черной ли­нией, а границы полян и труднопроходимых участков показывают цепочкой черных точек, таким же образом выделяют леса с различными породами.

    Искусственные сооружения (здания, отдельные постройки, стены и ограды, населенные пункты, шоссе, дороги и тропинки разного качества, линии электропередач, железные дороги и т. п.). За исключением знаков, изображающих асфальтированные или вымощенные участки (наносимых на карту коричневым цветом), знаки этой группы имеют черный цвет. Сплошная черная линия обозначает хорошую дорогу, извилистым пунктиром обозначаются лесные дороги и дорожки, тропы и тропинки. Надо иметь в виду, что чем тоньше и короче штрихи в обозначении, тем незаметнее на местности дорога или тропа.

    Вспомогательные группы знаков:

    Знаки обозначения дистанций (старт, КП, линии, соединяющие их, финиш, запрещенная для бега территория - все знаки этой группы вносят в карту красным или пурпурным цветом);

    Линии магнитного меридиана;

    Знаки для лыжного ориентирования в заданном направлении.

    Соревнования по лыжному ориентированию предполагают наличие трех разновидностей лыжней:

    Скоростные - это лыжни, подготовленные снегоходом с шириной не менее 2 м под свободный стиль передвижения; на карте такие лыжни изображаются толстой сплошной зеленой линией;

    Быстрые - лыжни, подготовленные снегоходом с шириной 1,0-1,5 м без нарезки лыжного следа - тонкая сплошная зеленая линия;

    Медленные - подготовленные либо снегоходом, либо лыжами шириной 0,8-1,0 м - прерывистая тонкая зеленая линия.

    Сеть лыжней в лыжном ориентировании планируется в соответствии с возможностями местности. Для скоростной, быстрой и медленной лыжней нет жестких установленных норм процентного соотношения. Однако медленных лыжней не должно быть более 10 % от всей сети.

    Контрольные вопросы

    1. Какие группы условных знаков существуют в топографии?

    2. На какие группы, согласно спецификации, разбиты все условные знаки спортивных карт?

    3. Чем характеризуется каждая из основных групп условных знаков в спортивном ориентировании (объекты местности, цветовая гамма)?

    СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

    Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти КП, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.


    Редакция 2002 г.

    5. УЗ карт для ориентирования на лыжах

    5.1. Общие требования

    Карты для ориентирования на лыжах (ЛО) базируются на условных знаках (УЗ) используемых при составлении карт для ориентирования бегом. Однако специфика ЛО определяет некоторые изменения и отклонения в базовых УЗ, необходимые для передачи информации требуемой спортсмену для ориентирования на лыжах. Эти специальные требования и УЗ описаны в этой главе.

    Отклонения от УЗ допустимы только с санкции национальной Комиссии ЛО. Для международных мероприятий, санкция должны быть дана Комиссией ЛО IOF (IOF Ski-O Commission ).

    Карты для ориентирования бегом могут быть использованы для проведения соревнований ЛО всех уровней, если темно-зёленый цвет (знак 410) будет изменен на светло-зёленый цвет (знак 406) . Для международных соревнований требуется разрешение Комиссии ЛО IOF.

    Ориентирование на лыжах - это вид спорта, в котором спортсмен, передвигаясь на лыжах, использует карту, чтобы выбрать и осуществить оптимальный вариант движения, используя предлагаемую организаторами сетку лыжней, для преодоления маршрута от старта, через множество контрольных пунктов, до финиша. В ЛО лыжная подготовка и умение ориентироваться должны сочетаться таким способом, чтобы умение ориентироваться являлось решающим элементом.

    В ориентировании на лыжах, кроме оценки качества лыжни и протяженности выбираемого варианта, также необходима оценка перепадов высот. Очевидно, что карта должна точно и понятно отображать эти особенности. Карта также должна быть легко и однозначно читаемой при передвижении на лыжах в условиях соревнований. Это означает, что карта должна избегать большой детализации в местах не видимых с лыжни, чтобы выделить сеть лыжней, и упростить представление форм земной поверхности (рельефа). Показывать нужно только детали, которые влияют на: а) выбор маршрута и б) ориентирование и определение местонахождения.

    Для осуществления принципа справедливости во время соревнований должны быть введены дополнительные УЗ. Эти знаки описывают качество и ширину лыжней.

    5.3. Масштаб

    Масштаб карты для длинных дистанций должен быть 1:15000, для средних дистанций и эстафет 1:15000 или 1:10000, для коротких дистанций 1:10000 и для спринта 1:10000 или 1:5000. В специальных случаях, для мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать карты иных масштабов. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    Укрупнение масштаба позволяет создать более плотную и тоже время легко читаемую сетку лыжней. Кроме того, уменьшается вероятность ошибок при отображении форм перемычек (соединений) и углов в точках разветвлений и перекрещивания лыжней.

    5.4. Сечение рельефа

    Интервал сечения рельефа должен быть, как правило, 5 м., но могут использоваться другие, альтернативные варианты (2,5 м или 10 м). В специальных случаях, при проведении мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать другой интервал сечения рельефа. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    5.5 Цвета

    Правильный порядок наложения цветов играет важную роль в читаемости карты ЛО. Порядок установки цветов при печати карты на цветном принтере должен быть следующий:

      верхний фиолетовый: номера и коды контрольных пунктов (КП), запрещенные территории, загрязненные или бесснежные дороги и точка начала ориентирования, а также (при необходимости) центр соревнований

    1. коричневый

      верхний зеленый (PMS 354): лыжни

      нижний фиолетовый: контрольные пункты и линии между ними

    2. нижний зеленый (PMS 361): все другие УЗ зеленого цвета, кроме лыжней

    Порядок цветов при офсетной печати карты тот же самый.

    Линии горизонталей смещаются в случаях совмещения их с линиями зеленого цвета (лыжни). Требуется цветной принтер высокого качества для того, чтобы коричневые линии не закрывали линии лыжней. Степень влияния совмещения коричневых линий с зелеными на читаемость карты, при проведении мероприятий IOF, могут оценить организатор и представитель IOF, и принять соответствующее решение.

    5.6. Печать и тиражирование

    Карты для соревнований по ЛО часто обновляются накануне соревнований. Сетка лыжней может быть пересмотрена за несколько дней до старта. Поэтому новые цифровые методы печати: лазерные принтеры, цветовые копировальные устройства и т. д. хорошо удовлетворяют требованиям, предъявляемым к картам ЛО.

    Ответственность по качеству карты должны нести организатор и представитель IOF (для мероприятий IOF).

    5.7.1. Использование условных знаков для ориентирования бегом

    Рельеф

    Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты при быстром беге на лыжах, линии горизонталей должны быть более обобщёнными по сравнению с картами ориентирования бегом. Линии горизонталей не должны быть пропущены, если они необходимы на плоской местности.

    Скалы и камни

    Камни и скалы не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования и привязки. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника, когда земля покрыта снегом.

    Гидрография и болота

    Кроме ориентирования и привязки, знаки этой группы важны для участника так как они способствуют определению высоты (что есть «верх», а что есть «низ») в картах со сложным рельефом.

    Открытое пространство и растительность

    Представление растительности важно спортсмену большей частью для ориентирования, но также может быть использовано для выбора маршрута в случаях, когда он хочет попробовать сделать срезку. Чтобы не испортить читаемость зелёных лыжней, все знаки проходимости растительности должны быть показаны знаком 406 .

    Искусственные объекты и сооружения

    Знак 509 - узкая просека используются для не вспаханных дорожек, хорошо видимых на местности.

    5.7.2 Размеры знаков для карт различных масштабов

    Толщина линии горизонтали может быть уменьшена (0.11 мм), для того, чтобы УЗ лыжней не закрывались ими.

    5.7.3. Специальные условные знаки

    Следующие знаки предназначены для карт лыжного ориентирования

    Лыжни

    Сетка лыжней отображается разнообразными зелеными линиями интенсивного и четко видимого цвета (рекомендуется PMS 354). Когда лыжня проложена по тропе (лесной дороге), тропа не показывается, (то есть черный не используется).

    В отличие от всех других лыжней (показываемых зелеными линиями), наезженные дороги пригодные для передвижения на лыжах показываются черной линией, потому что дороги должны отличаться от специально подготовленных лыжней. Условия для передвижения на лыжах по наезженной дороге отличаются от тех, которые существуют на специально подготовленных лыжных трассах. Состояние наезженной дороги может измениться более быстро (например, дождь, снегопад, таяние на солнце).

    Все разветвления и пересечения должны быть вычерчены тщательно, чтобы точно отобразить подобие разветвлений и пересечений. Это действительно также и для пунктирных линий.

    801 Очень широкая лыжня > 3 м

    Очень быстрая, широкая коньковая трасса в лыжных центрах, сделанная с лыжной бороной или специальным выравнивателем.

    Ширина 0,85 мм

    802 Широкая лыжня 1,5 - 3,0 м

    Быстрая, коньковая лыжня, сделанная снегоходом, ширина обычно 2–3 м. Коньковая лыжня, более грубая и более мягкая, чем широкая коньковая трасса.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    Ширина 0,60 мм

    803 Лыжня 0,8 - 1,5 м

    Хорошая лыжня, сделанная снегоходом, обычно 1,0 - 1,5 м шириной. На крутых наклонах, лыжня может быть сделана шире, чтобы уменьшить расширение в течение соревнования.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    804. Медленная лыжня 0.8–1 м.

    Грубая, медленная лыжня, запорошенная небольшим количеством снега или не очищенная от веток и сучков. Этот знак не используется на крутых склонах,если ширина следа позволяет использовать шаги «елочкой» для подъема, или плужения для замедления и остановки.

    Чтобы яснее показать развилки и перекрестки медленной лыжни, их следует отобразить короткой линией.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Диаметр точек 0,7 мм и расстояние между точками 1,3 мм

    805 Дорога, покрытая снегом

    Наезженные дороги, присыпанные снегом, пригодные для передвижения на лыжах, показываются нормальным знаком улучшенной дороги, но шире.

    Цвет: чёрный.

    Ширина линии 0,7 мм

    806. Загрязненная или малоснежная дорога

    Дорога, которая является загрязненной (посыпана песком) или малозаснеженной (снежный слой или отсутствует или не сплошной) в течение соревнования. Цепь V-образных значков поперек знака асфальтированной дороги показывают, что дорога не пригодна для передвижения на лыжах.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота 3,0 мм

    807. Непроезжая автомобильная дорога

    Дорога, которая не используется для движения, без каких-либо следов.

    Цвет: черный

    808. Закатанная область

    Слаломные склоны и другие территории, пригодные для передвижения на лыжах.

    Границы областей показывают с узкой зеленой линией (0,13 мм), для того, чтобы ясно читались их края.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Ширина линии 0,2 мм, расстояние между линиями 0,8 мм, угол 45 градусов

    809. Запрещенные для движения автомобильные дороги

    Знак , запрещающий движение, увеличенный для того, чтобы быть лучше видимым в сетке лыжней.

    Цвет: верхний фиолетовый.

    Крест фиолетового цвета, 3,5 мм

    Другие знаки

    810. Контрольный пункт и точка центра

    Точка центра кружка может использоваться, когда необходимо более точно указать положение КП, например, в густой сетке лыжней. Контрольные пункты в ЛО предпочтительно ставятся на проходной лыжне, а не на развилках или пересечениях. Точка центра помогает, определите точное местоположение контрольного пункта на лыжне.

    Цвета: кружок контрольного пункта - нижний фиолетовый, точка центра кружка - верхний фиолетовый

    Диаметр кружков контрольных пунктов 5.5 – 6.0 мм (для всех масштабов), толщина линии 0.5 мм. Диаметр точки центра 0.65 мм

    811. Порядковый номер и номер контрольного пункта (код)

    В соревнованиях ЛО, не используются легенды. Коды контрольных пунктов помещены или рядом с порядковыми номерами на рабочем поле карты или в отдельном списке.

    Размер карты и конфигурация рисунка дистанции - важные факторы в определении лучшего места положения для написания номеров и кодов. Если сетка лыжней густая, и/или конфигурация рисунка дистанции сложна, должен быть использован отдельный список (строка, колонка). Между номером и кодом КП должна стоять черточка (дефис).

    Цвет: верхний фиолетовый

    812. Место запасного оборудования

    Место для запасного оборудования в районе соревнований.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота: приблизительно 10 мм

    Для облегчения ориентировки на крупных курортах существует определенная классификация трасс спуска (а в некоторых странах - например в Америке - и подъемников, ведущих к трассам) по цветовому признаку. Как же различаются различные трассы?
    Самые простые трассы - зеленые. Это трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. В том случае, если уклон несколько больше - обязательно есть контруклон, на котором даже не умеющий поворачивать индивидуум обязательно остановится. Опытный катальщик на таких трассах может ехать задом наперед, на одной лыже, вальсировать. В некоторых местах для того, чтобы лыжи скользили, приходится толкаться палками. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.
    Следующие по сложности - синие трассы. На таких трассах комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты "из упора". Поворот плугом неудобен из-за возросшей крутизны отдельных участков трасс. Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов рельефа склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока "не по зубам". Опытный катальщик на трассах этого типа может кататься по прямой, в крайнем случае используя повороты большого радиуса на высокой скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют. В некоторых странах, например в Америке, этот тип трасс объединен со следующими - красными трассами. Цветовое обозначение - синие трассы.
    Наиболее интересные - красные трассы - имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где уже необходимо достаточно хорошо владеть поворотами малого радиуса на параллельных лыжах и выполаживаний, на которых можно успеть погасить скорость. Опытный катальщик на красных трассах может кататься "большими или маленькими дугами" во всем диапазоне скоростей, спуски по прямой уже приведут к нежелательным последствиям. Трассы тщательно ухожены, бугры при большом количестве катающихся могут появляться к концу дня. В эту-же категорию попадают некоторые спуски "вне трасс", которые имеют меньшую крутизну, но из-за природных особенностей (например глубокий снег или узкие места) не могут быть рекомендованы лыжникам с малым опытом катания. Спуски такого типа часто обозначаются красным пунктиром.
    Следующий класс трасс - черные - для экспертов. В большинстве стран на эти трассы ратраки не выпускают, и на них можно встретить все, что угодно - от крутых жестких досок с буграми до целинного крутого-же снега, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, поэтому если Вы не можете уверенно и быстро проходить красные трассы, на черные лучше не ходить - удовольствия не получите. В некоторых местах катание уже переходит в прыгание. К этой-же категории относятся спуски "вне трасс", по которым опытный лыжник сможет спуститься (но удовольствие от спуска не гарантируется). Обычно на схемах такие спуски обозначаются черным пунктиром. Кроме того, сюда-же относятся искусственные бугры для могула, халфпайп и трамплины для сноубордеров.
    В Америке существует еще один класс трасс - двойные черные . Имена этих трасс соответствуют их характеру, наиболее, на мой взгляд, яркое - "widowmaker" (создатель вдов). Только для экспертов. Без комментариев.

    Мировые склоны: Цветовая маркировка и сложность горнолыжных трасс

    Приезжая в другую страну, лыжник часто сталкивается с множеством проблем, одна из которых - как оценить, насколько сложна трасса, по которой собираешься пройти, отмаркированая, к примеру, "синим ромбом"? Ниже приводится справочник по принятым обозначениям трасс во всем мире.

    Сложность трассы Франция
    Италия
    Скандинавия
    Austria
    Германия
    Швейцария
    Япония США
    Канада
    Австралия
    Очень простые Зеленая Синяя Зеленый круг Зеленый круг
    Простые Синяя Синяя Зеленый круг Зеленый круг
    Более сложные Красная Красная Красный квадрат Синий квадрат
    Очень сложные Черная Черная Синий ромб Черный(ые) ромб(ы)

    Делай это по-французски!

    В Европе французы и итальянцы стремятся классифицировать трассы четырьмя цветами: зелый используется для обозначения очень простых трасс, синий - для простых, красный - для более сложных и черный - для экспертных. Обычно каждый регион катания располагает трассами для всех уровней лыжников.

    Регионы катания в Скандинавии (Норвегия и Швеция) также, как и в Южной Америке (Аргентина и Чили), в-основном, следуют Французской модели цветовой маркировки, несмотря на то, что некоторые не заморачиваются относительно зеленых трасс.

    Немецкий метод

    Немецкий подход, используемый в Германии, Австрии и Швейцарии, похож на французскую систему, за исключением того, что не используется зеленый цвет. Синие - легкие, красные - слеожные и черные - для экспертов.

    Многие регионы из этих стран не публикуют (как это принято во Франции) общего количества трасс или количества трасс разной сложности. Вместо этого дается информация по длине трасс каждой категории или суммарная длина трасс и процентное соотношение трасс разной сложности. К примеру, если регион располагает трассами суммарной длиной 100 км, из которых 50 км - синие, 30 км - красные и 20 км - черные, вы разберетесь, где вы будете толкаться палками, а где - кататься...

    Северная Америка

    В Северной Америке нет красных трасс, Но они используют фигуры для маркировки (для дальтоников, наверное:-) - AD) Зеленый круг соответствует Европейской синей или зеленой трассе, синий квадрат - между синей и красной и черный ромб - между красной и черной. Более сложные трассы обозначаются в Северной Америке двумя или даже тремя черными ромбами.

    В Северной Америке регион катания характеризуется общей площадью (в акрах) склонов и процентным соотношением этиз склонов по сложности. Напимер регион площадью 2000 акров может состоять из 50% (1000 акров) легких, 30% (600 акров) сложных и 20% (400 акров) экспертных трасс.

    Регионы катания в Австралии и Новой Зеландии используют такую же маркировку.

    Япония - лучшее из двух миров

    Японцы, вероятно располагающие самыми крутыми регионами катания в мире, скрестили Североамериканские фигуры и Европейские цвета, привнеся что-то свое и получили уникальную систему маркировки: самые сложные трассы - синие! Зеленые круг - легкие, как и в Северной Америке, а средние обозначаются красным квадратом - американская фигура, европейский цвет.

    Сопоставление цветовых маркировок

    Продвинутые лыжники соглашаются с утверждением, что цветовая маркировка носит условный характер. Черная трасса может быть легче при хорошем снеге, чем синяя - при плохом.

    Обычно европейские лыжники считают, что большинство "одинарных черных" трасс в Северной Америке не тянут на "черную" европейскую трассу. Не потому, что они недостаточно круты, а из-за лучшей подготовки трассы. Черные трассы в Альпах редко специально подготавливаеются: дело ограничивается только первоначальной расчисткой склона.

    Следует еще отметить, что небольшие регионы катания, не располагающие разнообразным рельефом, часто маркируют трассы как "красные" и "черные" только лишь для привлечения турисов в этот регион. Менеджеры этих регионов обычно при этом упоминют, что разметка трасс является относительной, а не абсолютной и определить действительную сложность трасс таких регионов по каталогам и рекламным проспектам практически невозможно.



    mob_info