Что такое соревнования по спортивному ориентированию. Спортивное ориентирование

Содержание

Практически каждый человек хотя бы один раз сталкивался с депрессией, которую могут спровоцировать различные факторы: проблемы в личной жизни, состояние здоровья, финансовые трудности. Депрессивное состояние сопровождается апатией, упадком сил, негативными мыслями. Для многих, кто столкнулся с проблемой, актуальным вопросом становится такой: как бороться с депрессией. Победить заболевание (а это болезнь, которая негативно влияет на физическое, эмоциональное состояние) возможно с помощью специальной терапии, лекарств или взяв себя в руки, изменив жизнь.

Причины депрессии

Развитие депрессии может возникать в результате воздействия внешних факторов, которые негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека, его физическом здоровье. Неприятности в профессиональной сфере, проблемы в личной жизни или наличие тяжелого заболевания всегда влечет ухудшение настроения, появление апатии. Распространенными причинами развития депрессии являются:

  • разлука с любимым;
  • смерть близкого человека;
  • неприятности на работе, которые влекут финансовые трудности;
  • выявление неизлечимой болезни или патологии;
  • рождение ребенка, беременность.

Чтобы решить, как бороться с депрессией, важно правильно установить причины ее развития. Исходя из источника плохого настроения и тяжелого состояния, необходимо правильно выбрать методы избавления от симптомов и последствий болезни, чтобы получить максимальный эффект. Так, с сезонной осенней хандрой бороться гораздо проще, ведь тут помогут консервативные способы, в отличие от преодоления послеродовой депрессии. Рассмотрим основные причины развития заболевания, что поможет в дальнейшем выбрать методику лечения.

После расставания

Распространенной причиной развития депрессии является расставание с любимым человеком. Это вызвано сильной эмоциональной привязанностью к партнеру, который бросил, ушел, оскорбив искренние чувства, пренебрегая эмоциями еще недавно любимого человека. Внезапный разрыв отношений провоцирует развитие внутреннего дискомфорта, чувства апатии, тоски, отрешенности, что приводит к депрессии. В такой ситуации человек закрывается внутри себя, старается оградиться от всех, всего, в том числе, от новых чувств, обрекая себя тем самым на одиночество.

После развода

Распад семьи, изменение устоявшихся привычек, уклада и образа жизни некоторых вгоняет в глубокую депрессию. Развод – это тяжелый психологический процесс, который негативно влияет на состояние человека, лишает жизненных красок, смысла и желания заниматься чем-либо. Образовавшуюся в душе пустоту не помогает заполнить ни любимая еда, ни просмотр фильмов, ни общение с друзьями. Не вызывает прежней радости любимая работа или хобби, а некогда любимые вещи, фотоснимки, напоминающие о семейной жизни, навеивают тоску, грусть.

При беременности

Во время беременности в организме девушки происходят гормональные, физические перестройки организма, что оказывает влияние на психоэмоциональное состояние, может привести к депрессии. В большинстве случаев интересное положение представительницы прекрасного пола сопровождается эйфорией, безмерной радостью и счастьем, но нередко встречается и кардинально противоположная реакция – стресс, упадок сил, плохое настроение и апатия.

Чтобы найти ответ на вопрос, как бороться с депрессией при беременности, следует учесть, что развиваться и протекать болезнь может по-разному, в зависимости от того, желательный этот ребенок или случайность:

  1. При нежелательной беременности причиной развития депрессии может послужить крушение надежд из-за рождения ребенка; разрыв или ухудшение отношений с будущим отцом ребенка; финансовые трудности, связанные с неожиданным и незапланированным зачатием. В таком случае бороться с болезнью, стоит пока она имеет начальную форму, иначе это может негативно отразиться на здоровье малыша или привести к выкидышу.
  2. Если с первым вариантом все предельно ясно, то резонно возникает вопрос, почему возникает депрессия при желательной беременности и как с ней бороться. К развитию сложного психоэмоционального состояния приводит изменение привычного уклада жизни, снижение активности (как физической, так и деловой, эмоциональной), увеличение чувствительности, плаксивости.

После родов

Послеродовая депрессия является частым явлением и возникает у каждой третье женщины в декрете. К причинам плохого настроения, ухудшения эмоционального состояния непосредственно после родов относятся:

  • Недовольство своим внешним видом, наличие послеродового живота и лишних килограммов.
  • Осложнения после родов, тяжелое физическое состояние оказывает влияние на психику и может провоцировать развитие депрессии.
  • Сложности с ребенком, частый его плач, постоянное требование внимания, страх не справится с материнскими обязанностями – приводит к депрессии, бороться с которой крайне сложно.
  • Кардинальное изменение образа жизни, появление новых обязанностей, высокий уровень ответственности за ребенка – все это морально давит на женщину и порой ломает их, провоцируя развитие стресса, подавленности, депрессии.

На работе

Трудовая деятельность нередко является причиной развития депрессии, с которой следует бороться, иначе это может негативно отразиться на результатах работы, навыках и способностях, а также финансовом состоянии. Основными причинами развития депрессии в профессиональной сфере является:

  • Страх не справиться с возложенными обязанностями, не оправдать ожидания других.
  • Работа вызывает негативные эмоции, гнев, агрессию, провоцирует развитие затяжного стресса, депрессии.
  • Нехватка денег, несправедливая и непропорциональная оплата труда в соответствии с выполненной работой.

Можно ли побороть депрессию и апатию самостоятельно

Многим известны классические методы, которые помогают бороться с депрессией. К таковым относятся консультации и терапия с психологом, прием специальных медикаментов (антидепрессантов), выполнение определенных рекомендация врача. Но уже доказана и испытана на людях возможность лечения заболевания самостоятельно. Это длительный, трудоемкий процесс, который требует немалых усилий, но достичь положительного результата вполне реально. Для того чтобы бороться с депрессией самостоятельно необходимо:

  • Выявить причину плохого, подавленного настроения, депрессии и устранить все, что напоминает о неприятностях, людях, которые ушли из вашей жизни и отказаться от затворнической жизни.
  • Найти сильную мотивацию, которая поможет увидеть новый смысл жизни, выйти из состояния глубокой депрессии.
  • Собрать всю силу в кулак, настроиться на позитивный и эффективный исход борьбы.
  • Не стоит бояться просить о помощи, поскольку крайне сложно бороться со столь тяжелым недугом самостоятельно. Когда рядом надежное плечо верного друга или близкого человека, справиться с депрессией гораздо проще, это дает силу и уверенность в своих силах, а друг не даст свернуть с верного пути.

Способы победить депрессию и плохое настроение

Для того чтобы бороться с депрессией существует несколько способов, которые могут использоваться в комплексе для достижения эффективного результата. Они могут использоваться комплексно или лишь некоторые из них – все индивидуально. Как бороться с депрессией:

  • Установите причину плохого настроения. На выбор метода борьбы с депрессией влияет причина подавленного состояния, апатии. Для начала терапии стоит избавиться от всего, что нагоняет тоску, заставляет плакать и напоминает о неприятностях, которые привели к столь печальному состоянию. Это единственно верный способ избавиться от старой жизни, депрессии и начать новую жизнь.
  • Составьте список того, что вас радует. Подумайте, от чего вы получаете удовольствие, что может вновь вернуть радость к жизни, заставить смеяться и ощущать себя действительно счастливым человеком. Это может быть хобби, любимое увлечение, прогулки и встречи с друзьями, занятие спортом, катание с ребенком на каруселях или чтение любимой книги. Старайтесь уделять таким занятиям больше времени – это поможет избавить от плохого настроения, отвлечься от негативных мыслей и получить заряд положительной энергии.
  • Измените то, что можете изменить. Постарайтесь внести хотя бы минимальные изменения в те сферы жизни, где это возможно: смените работу, обстановку, окружение; измените внешность, посетите салон красоты, обновите гардероб; откажитесь от вредных привычек или по крайне мере свой привычный маршрут на работу. Это позволит взглянуть на жизнь по-новому, открыть новые возможности, забыть о депрессии.
  • Ставьте себе цели и сосредоточивайтесь на них. Человек не может жить бесцельно, ему нужен стимул, чтобы двигаться вперед. Составьте список из 10 целей на ближайший год и дайте себе обещание достичь их, во что бы то ни стало.
  • Чаще отдыхайте и расслабляйтесь. Бороться с тяжелым эмоциональным состоянием, получить заряд энергии поможет полноценный сон (минимум 8 часов ночью). Кроме того, не стоит забывать об отдыхе от работы и трудовых будней. Отправьтесь в выходной загород, посетите кинотеатр или просто почитайте хорошую книгу – главное, чтобы занятие приносило удовольствие.
  • Правильно питайтесь. Откажитесь от вредной пищи, продуктов, раздражающих нервную систему, к примеру, возбудителями является алкоголь, кофеин (это поможет бороться и с гипертонией, которая часто сопровождает депрессию). Старайтесь употреблять побольше сырых овощей и фруктов, которые способны подарить заряд энергии, хорошее самочувствие и настроение.
  • Занимайтесь спортом. Потому как спорт – это лучшее средство борьбы с депрессией и плохим настроением. Это может быть простая утренняя зарядка, бег трусцой, плавание или катание на велосипеде.
  • Придумайте себе новое увлечение. Найдите себе занятие, которое поможет отвлечься от проблем, глупых мыслей, избавиться от чувства тревоги. Это может быть новое хобби, освоение другой профессии или изучение иностранного языка.
  • Обратитесь за помощью к психотерапевту. Если самостоятельно бороться с депрессией не получается на протяжении длительного времени, не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. Разговоры со специалистом помогут взглянуть на проблему другими глазами, увидеть варианты выхода из депрессии.

Лечение депрессии без таблеток в домашних условиях

Бороться с депрессией возможно в домашних условиях, для этого необязательно принимать медикаментозные препараты или ходить на занятия с психологом или психотерапевтом. Помогут такие действенные и простые способы:

  • Массаж. Воздействие на кожу, мышц и суставы заставляет тело расслабиться, дарит спокойствие, расслабление и помогает отвлечься от негативных мыслей, улучшить эмоциональное состояние.
  • Медитация. Бороться с депрессией поможет процедура медитирования, во время которой есть возможность посмотреть на проблему со стороны, увидеть альтернативные варианты решения проблемы. Для глубоко верующих людей, помочь избавиться от депрессии может посещение храма или святых мест, чтение молитвы или исповедь.
  • Чтение. Специальная литература поможет бороться с плохим настроением и угнетенным состоянием. Ярким примером является книга Дейла Карнеги «Как преодолеть чувство беспокойства».
  • Дыхательная гимнастика. Такая терапия поможет восстановить духовное равновесие, улучшить настроение. К методикам, где встречается задержка дыхания, относятся бодифлекс, оксисайз, хотя они направлены на сбрасывание лишнего веса, доказано их положительное влияние на общее самочувствие и эмоциональное состояние.
  • Йога. Идеальный вариант улучшить психоэмоциональное состояние, избавить от навязчивых негативных мыслей, найти успокоение, увидеть решение наболевшей проблемы.

Видео

Не всегда удается справиться с депрессией самостоятельно, порой, для того чтобы бороться с болезнью не хватает силы воли, желания, мотивации или заболевание настолько серьезное, что побороть недуг без помощи профессионала невозможно. Эффективным способом избавления от депрессивного, подавленного состояния считается прохождение консультации у психолога, который поможет выбрать правильный путь решения проблемы или назначат таблетки. Посмотрите видео, где профессионалы-психологи дадут полезные советы, которые помогут бороться с депрессией:

Внимание! Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Отрываясь от воспоминаний о моей трехлетней депрессии , начинаю возвращаться постепенно в жизнь. Все эти годы у меня не было мыслей о том, как избавиться от депрессии - я даже не знал, что она у меня есть - мне просто было плохо, ну а кому в этой жизни хорошо? Можно было пройти любой легкий онлайн тест на депрессию, чтобы получить такой диагноз, и меня бы это вовсе не удивило. Апатия и Депрессия, и что? Меня мучило другое - моя душевная пустота: я себя чувствовал очень пустым, я пытался вслушаться в эту пустоту, найти ответы на свои вопросы. Ведь говорят - все ответы внутри. Но найти их я не мог.

Эзотерика, мистика, Экхарт Толле “Новая земля” и прочие книги - это, конечно, интересно, но все это капли, разве могут наполнить мой океан внутренней пустоты? Мне плохо сейчас, я ничего не хочу, меня даже окутывает страх, что мной живет, что же я действительно ищу в этом мире? Мысли в голове странные - что же со мной происходит? Как мне поступить? Я скатываюсь все дальше и дальше от повседневной реальности этого мира. Почему никто не может меня понять? За что мне все это? Как пережить депрессию ? Чем мне заполнить душевную пустоту? Если у вас депрессия, вам плохо и не хочется жить, знайте, вы не одиноки. Нас много таких. Это люди со звуковым вектором . Что нас отделяет от других людей? Звуковики способны к обучению, имеют глубокий внутренний мир, и конечно очень чувствительны к звукам! Они не любят этот шум города - крик детей, скрип тормозов, а ругань родителей - это, вообще, ужас. Скрипучий автобус, лай собак или крик начальства - и головная боль обеспечена. Приходится защищаться от этого грубого мира , и очень часто звуковики находят спасение в музыке, они включают ее для фона. Кто-то одевает наушники в метро, а кто-то кран с водой у себя дома, лишь бы не слышать шум. Другое дело тишина, вечером у нашего любимого монитора за столом или на диване с лэптопом. Ночная жизнь в тишине - это для звуковиков: бродить по интернету, смотреть кино, отвлекая себя от этой шумной и дикой жизни. Свет монитора и три звезды в небе - вот счастье для звуковиков.

Как вытащить себя из депрессии?

В какой-то момент интернет уже нас не наполняет, и от этого становится особенно плохо. Мучает вопрос о смысле жизни, но ответа нет, и уже не хочется ждать. Прочитан весь интернет, а посты из серии “как справиться с депрессией в домашних условиях ” не приносят своих плодов. Создается ощущение, что никто не знает, никто не может помочь. Душевная боль и одиночество - это очень сложное состояние. Приходят мысли (сами по себе) о самоубийстве, наркотиках - обо всем, о чем угодно, лишь бы заглушить эту боль. В таком состоянии человек готов почти на все что ему предложат- лишь бы стало легче. Все сильнее идет погружение в себя, тем самым отдаляясь от повседневной жизни, друзей, учебы, работы - это уже не наполняет, не интересует. Было бы лучше просиживать все время дома или спать по 12 часов. Иногда просто хочется лежать и не двигаться - ощущать себя почти мертвым и чувствовать какую-то вечную глубину внутри себя. К сожалению, от этой пустоты депрессия усиливается и это важно понять, иначе депрессию победить невозможно .

Как избавиться от депрессии ? Что бы ответить на этот вопрос - необходимо немного знать о том, что такое депрессия, и откуда она приходит. Апатия к жизни и депрессия очень похожи и вот причины этого.

Люди со звуковым вектором очень глубокие по своей натуре. Они способны к обучению, и ни школа, ни работа не составляют большого труда. Звуковики ощущают себя особенными, или даже гениями от рождения. И вправду бывает - кто-то учится 2 часа и все понимает, а кто-то по 20 часов и понять ничего не может. Часто окружающий физический мир кажется слишком простым звуковику, он слабо наполняет и не удовлетворяет звуковые желания. Они чувствуют, что есть еще нечто за пределами земного - некое тонкое ощущение чего-то более значимого и сильного, неизведанного, толкая нас на его поиски. Некий тайный смысл - мы его ощущаем и хотим раскрыть. Появляется интерес к сверх способностям, мистике, в надежде, что это сможет дать ответ на внутренний вопрос. Так ли это? Поможет ли это справиться с депрессией? Мечась в поиске смысла жизни и не находя его, нить обрывается и вновь приходит полная апатия ко всему.

Избавление от депрессии

Все проблемы из детства?

Как на нас влияли родители в детстве? Постоянно кричали? В школе вечно орали на ухо? Вокруг постоянно был шум? Не было места, чтобы спокойно посидеть в тишине? Кто-то дергал за руку, кричал, обзывал тормозом. Помню, я от душевной боли иногда сворачивался клубком и закрывал уши: я не мог выдерживать этот шум. Я хотел спрятаться глубоко-глубоко в своем внутреннем мире. Температура тела сразу поднималась, мне хотелось исчезнуть на время из этого мира. И хотелось побыть во внутренней тишине - желательно пребывать там вечно...

Но слава богу, во время пубертатного возраста, в 12-16 лет, внутри играют гормоны, и мы развиваемся, благодаря нижним векторам (анальный, кожный, мышечный и уретральный): и у звукового давления мало шансов приглушить либидо. Хотя есть особо тяжелые случаи, когда в жизни становится совершенно невыносимо, и человек погружается внутрь себя уже безвозвратно, и не выходя в мир снаружи - мир материальный.

"У меня депрессия” - в чем причина этого состояния?

Мир внутренний - метафизический, и внешний - физический, материальный. Все люди на земле балансируют между ними, но звуковикам из-за шума внешней среды гораздо приятней находиться в себе - обдумывать какую-то идею или концентрироваться на своих чувствах, чем смотреть и замечать внешние изменения, как это любят делать зрительники. Даже на вопрос о цвете футболки или брюк на собеседнике, они не в состоянии определенно ответить! Вот так и проживается вся жизнь внутри! А ушы, особенно чувствительный орган у звуковика, устроены наоборот, вслушиваться во внешний мир.

Сверх стресс может накапливаться постепенно или обрушиваться вдруг: резкий крик в уши, ссора с кем-то. Стресс- это слово, которое приняли близко к сердцу. Очень часто ссора или скандал между родителями ударяют особенно сильно когда маленький звуковичек слышит ее. И становится плохо - идет подсознательное осознание, что мир снаружи - это плохо: страдания, шум, боль, тревога, а внутри - тишина, покой, комфорт, защищённость. Так делается выбор: я хочу остаться внутри, ведь мне так БОЛЬНО ВЫХОДИТЬ НАРУЖУ. Именно так мы уходим в себя, постепенно и не всегда сразу. И именно так наступает депрессия.

Про звуковиков часто говорят, что они «не от мира сего» - вечно все ходят в своих мыслях и никого не замечают. Кто-то любит физику, кто-то математику - а кому-то, вообще все равно. Живут, даже не зная зачем. Кто-то так может и прожить всю жизнь. Апатия к жизни может казаться естественным состоянием, так как она наступает постепенно. Ничего не хочу, не знаю чего делать. Ничего не радует. Чем бы заняться? Да и зачем? Можно и дом, и машину, и денег, но реально мне все равно. Нет желания - значит, нет и наслаждения. Внешний мир приносит страдания! И кто-то не выдерживает, и оканчивает свою физическую жизнь, совершая большую ошибку, не дойдя полшага до внутреннего ответа.

Как избавиться от депрессии? Есть выход из этого состояния.

Когда наши мысли направлены не вовнутрь, не в себя, а на мир снаружи, у нас нет депрессии. Как вы помните, к апатии и депрессии привел именно ШУМ извне, который принудил сосредотачиватся сознанию внутри и не выходить наружу, во внешний физический мир.

Самая простая характеристика депрессии : ничего не хочу, жизнь не радует, хочу радоваться, а не могу. И бессознательно выбираю внутренний мир так как там нету страданий.... все было бы хорошо если бы тело не приковывало к материальному миру- в котором тоже надо выполнять действия.

Секрет кроиться в нашем внимании. Во время просмотра фильмов или посредством игры, становиться хорошо легче- потому что все свое внимание передвигаем с себя- наружу на героев кино или игры. Когда убирается внимание с себя то и внутренние пустота перестает ощущаться. Никогда не замечали что очень часто после просмотра кино -сразу хочется пойти погулять - поделать что то? Желания пробуждаются.

Вялость, апатия, упадок духа - стоит ли идти к психотерапевту за смыслом жизни?

Как избавиться от депрессии? Психотерапия депрессии

Я ходил, прием ведет очень эмоциональная женщина, пытается выслушать меня: я говорю, что у меня депрессия. Подбадривает, дает советы. Говорит, что нужны еще сеансы, а лучше несколько и сразу. Они стоят не малых денег. Мне трудно поверить ей, конечно, легче стало - хоть какой-то контакт с внешним миром, но как она может давать мне советы, если я чувствую, что я умнее неё? Она не может вместить мою глубину в себя. Какой совет она может дать, если она не в состоянии понять меня? Она говорит то, что написано в университетской книжке, которую я давно прочитал. Что она пропишет мне таблетки, которые отупят меня и приблизят к смерти и отключат мне мозг. Нет. Спасибо. Лучшее, что может дать психолог, это помочь адаптироваться в обществе или поддержать, но понять себя мы можем только сами, за нас это не сможет сделать никто. Единицы на миллионы психологов могут помочь. К сожалению, современная психология не может дать ответы на эти вопросы и люди в больших массах страдают.

Общество или одиночество?

Напомню, что счастливы мы можем быть только в обществе. Как единый организм, работающий на общее благо, где каждый выполняет свою роль. У звуковика есть предпочтение быть одному из-за подсознательно страха - давления на уши, к тому же от природы звуковики очень приспособлены к этому. Очень часто звуковики даже женятся и выходят замуж из-за голоса партнера. Убрать этот подсознательный страх - окружить себя приятными голосами, тихой фоновой музыкой - неплохая экология для каждого звуковика, особенно в детстве.

С точки зрения системно-векторной психологии видовая роль звуковика- нарабатывать нейронные связи, развивать свой мозг. Это происходит во время концентрации на внешних объектах. Во времена первобытного общества - ночной охранник стаи, сосредоточенный на тревожных звуках извне, теперь же - проникновение в законы мироустройства, смысла жизни, познания своего психического. Бессонницы, головные боли - это симптомы того, что звуковик не справляется со своей работой, так природа направляет его кнутом, к поиску ответов и выполнению своей роли.

Можно, конечно, ждать конца света, который нам обещан зрительниками уже скоро и надеяться, что все кончится одним махом, и делать не надо будет ничего. Но можно начать делать первые шаги в познании себя и выходить из депрессии, и ощущать радость жизни уже прямо сейчас. Выбор за вами...

Статья написана по материалам Системно-векторной психологии Юрия Бурлана...

P.S . Если вам очень плохо сейчас. - выйдите на улицу или на балкон- и посмотрите на звезды 10-15 минут и обещаю вам на душе станет гораздо легче...

P.S.S. "Как избавиться от депрессии?" 17 Ноября, 2014 Прошло чуть меньше двух лет с написания мной этой статьи, а ответ на вопрос так многими и не найден. В обществе все больше наблюдается одиночество в глазах людей, дистанция между друг другом растет, внутренняя пустота увеличивается. Звуковики все также находятся в апатии и депрессии, страдают в одиночестве, и не хватает лишь одного шага чтобы осознать себя. Понять и раскрыть для себя, что внешний мир, это лишь проекция внутреннего восприятия. Когда сосредоточение, происходит внутри, по перечисленным выше причинам, то пустота растет, одиночество растет, и мир снаружи кажется пустым, и что-бы выйти из этого состояния нужно сосредоточится снаружи, на внешнем мире. Это не сложно, ответ на вопрос "Как избавиться от депрессии?" прост. Нужно начать сосредотачиваться на окружающих людях, используя системное понимание человека чтобы понять его. Нельзя позволять прошлому и травмам ограничивать нашу жизнь, цель которой раскрытие и познание самого себя. Эти шаги просты, но их сложно сделать, я понимаю, я сам там был, и хочу сказать что это стоит каждого усилия.

Начинающим ориентировщикам.
Использованы материалы швейцарского учебника по спортивному ориентированию для школьников.
Удачи!!!

Ориентирование по карте

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП - дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.


2. Ориентирование по выбору.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Время пребывания на дистанции - ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие

Существуют еще несколько видов ориентирования по карте.

Соревнования по ориентированию на лыжах. Проводятся в двух дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов, таких как: Ориентатлон, Ski-O-thlon. Соревнования в заданном направлении проводятся аналогично соревнованиям бегом с той разницей, что используется зимняя карта, на которую нанесены лыжни. В дисциплине маркированная трасса участнику предоставляется, как правило, летняя спортивная карта без обозначенных контрольных пунктов (КП). Следуя по маркированной лыжне участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту путем прокалывания карты иголкой. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги. Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.

Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов.

Как создается настоящая карта

Посмотри учебную карту.
Карту можно сравнить с захватывающей и содержательной книгой. Ее можно читать снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Чтобы научиться читать книги, тебе пришлось изучить особые знаки - буквы. Чтобы карта могла что-то поведать тебе, ты должен выучить азбуку карты - условные знаки.

В готовую карту вложен труд многих людей. Один из первых рабочих моментов - фотосъемка местности с самолета, которая дает изображение ее с натуры. Естественно, на фотографии натура сильно уменьшена, и не все детали воспроизведутся на готовой карте. Полученное фото позволяет создать основу карты, которой пользуются при работе на местности.

Карты для спортивного ориентирования подготавливают сами ориентировщики. Начальники дистанций соревнований по спортивному ориентированию, работая на местности, решают, что оставить, а что удалить или изменить на картооснове. Такая разведывательная работа даже над одной картой может занимать до тысячи часов, в зависимости от размеров карты, характера местности, качества картоосновы. Зацените!!!

После работы на местности происходит окончательное вычерчивание карты. Каждый цвет рисуют отдельно. Стало быть, нужны четыре разных оригинала - для черного, коричневого, синего и желтого цветов. Белый цвет имеется на подложке. Пользуясь особыми метками, типография затем печатает настоящую карту.

Разные типы карт - разные масштабы

Сравни: твой набросок карты комнаты и карту мира в атласе.
Чтобы уместить комнату на карте, тебе, естественно, пришлось уменьшить ее примерно в сорок раз. Чтобы уместить на одной странице школьного атласа какую-либо из частей света, ее придется уменьшить примерно в сто миллионов раз. Каждая карта имеет свое уменьшение, или масштаб. О карте комнаты можно сказать, что ее масштаб 1:40 (читают: один к сорока), а карты мира - 1:100 000 000.

В разных сферах деятельности человека применяются различные типы карт. Здесь же мы говорим только о картах для ориентирования, или, как их еще называют, спортивных картах. Основной масштаб их - 1:20 000. (Примечание: сейчас основной масштаб 1:10 000)

Масштаб 1:10 000 что это значит? Это значит, что один сантиметр на карте соответствует
10 000 сантиметрам на местности. Так как 10 000 см = 100 м, значит один сантиметр на карте соответствует ста метрам на местности. Чем подробнее карта, тем лучше.

Условные знаки для спортивных карт разработаны на основе знаков Международной федерации ориентирования, поэтому спортивные карты, выпускаемые в разных странах, выполняются примерно в одинаковых знаках.

Примечание: Обратите внимание на различие карт. Почему такие различия? Сейчас расскажу.
Это крупные топографические карты из атласа Московской области. Их прообраз - топокарты для лесников. А у тех все просто. Там где лес - значит зеленое, где не лес - соответственно белое. По этой же причине сохранились на карте названия деревень, рек, ручьев, номера лесных квадратов, породы деревьев и прочая специальная информация.
Спортсмены ориентировщики все упростили. Например зачем мне знать как называется речка, вдоль которой я бегу? Это лишняя информация. Она засоряет карту и затрудняет ее чтение. Более того! На зеленом фоне темные штрихи болот, дорог и тропинок читаются плохо. Решение? Лес обозначили белым цветом. А как же тогда открытое пространство? Пусть будет желтым! А участки труднопроходимого леса пусть останутся зелеными. Как-будто молодой ельник. Вот так!

Остальные условные знаки более менее совпадают (см рисунок условные знаки).

Поскольку методы ориентирования остаются неизменными, мы будем использовать в статье (и в соревнованиях) как спортивные, так и топографические карты.

Основа ориентирования - чтение карты

Самое главное, что ты должен помнить, - всегда ориентируй карту.
Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна "укладываться" на местность.

Это можно достичь двумя способами:
1. С помощью местных предметов
2. С помощью красной стрелки компаса.

Ориентировать карту по местным предметам - значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.
Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.

Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.

Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.

Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.

Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Чтобы как следует усвоить эти правила, надо поработать с картой на местности, но сначала поупражняемся дома, выполняя задания.

Примечание: Как найти "север" карты? На грамотно составленой карте север всегда находится "вверху". Где "верхний" край карты, там и север. Узнать это можно по написаным на карте названиям, цифрам, ориентированым условным знакам и обозначениям, общему оформлению карты. На спортивные карты нанесены специальные голубые линии ЮГ-СЕВЕР. Они облегчают задачу ориентирования.

Медленно прочти приведенный текст, одновременно изучая карту справа.
Совершим "прогулку" по карте. В юго-западной части ее найди название Нусабю. Западнее названия расположены друг против друга два здания. Между ними в направлении север-юг проходит шоссе. Во время прогулки мы пройдем по нему на север до большого перекрестка южнее железной дороги.

Итак, мы на шоссе между домами в Нусабю. Ты ориентируешь по нему карту. Что ты видишь перед собой и по сторонам? Справа находится жилой дом, а слева -- значительно бельшее строение. Впереди поодаль -- опушка леса. Прежде чем отправиться в путь, спросим у карты, что нам предстоит пройти и как будет выглядеть местность. Читать карту будем по отрезкам. Итак пошли!

Вот мы на опушке. Здесь начинается подъем. Мы уже видели его на карте: шоссе "пересекают" три коричневые горизонтали. Далее слева подходит улучшенная дорога. Она так широка, что две машины могут разъехаться. Справа от нас гора.

Снова заглянем вперед по карте. Вскоре справа должна подойти четкая тропа, а слева в том же месте примкнет лесная дорога. Сразу после этого начнется подъем., в середине его ма должны пройти подканатной дорогой.

Пошли! Через несколько минут видим тропу и лесную дорогу, а посредине склона показалась подвесная дорога. Идем вверх по склону, читая карту. На самом верху слева от нас должен быть дом, напротив которого отходит лесная дорога. Мы можем заранее представить себе ее ширину: условный знак, выбранный составителем карты, означает, что дорога может пропустить одну машину. Наверное, посреди дороги растет трава. А дом, скорее всего, маленькая избушка. На гребне убеждаемся, что наши догадки были правильными. До чего же все просто, когда карта сориентирована по местности.
Дальше карта говорит, что нам предстоит спуск до поля справа от шоссе. В дальнем конце поля влево отходит улучшенная дорога и сразу за ней под шоссе протекает ручей. Он течет справа (смотри исток ручья).
Легко идти под уклон. Карта в точности соответствует действительности, и мы вскоре видим вдали большое поле и перекресток. На опушке спуск. А вот и пересечение шоссе.

Красная стрелка компаса

Красная стрелка компаса показывает на север! Это самое главное, что надо знать о компасе. Север - важнейшая сторона горизонта. Ты знаешь, что верхняя сторона рамки карты всегда обращена на север. Знаешь также, что карта и местность совпадают лишь тогда, когда север карты и север компаса совмещены.
Почему стрелка компаса направлена на север?
Ты, конечно, слышал о северном магнитном полюсе. Там, куда смотрит северный конец компасной стрелки, нет ни большой глыбы намагниченного железа, ни чего-либо подобного. Весь земной шар представляет собой один огромный магнит. Вокруг Земли простирается магнитное силовое поле, оно-то и направляет стрелку компаса.

Стороны горизонта

Существуют четыре основных стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Если нарисовать взаиморасположение сторон горизонта, так называемую "компасную розу", она будет выглядеть так, как показано на рисунке справа.

Теперь представь себе, что ты нарисовал на земле большую "компасную розу". Встань в центре ее, лицом к северу. При этом запад окажется слева, а восток -- справа.

Восемь сторон горизонта

Имей ввиду, что север иногда называют НОРД, юг -- ЗЮЙД, запад -- ВЕСТ и восток -- ОСТ. Посредине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад, или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую "компасную розу" и выучить все восемь сторон горизонта.
Стрелка север-юг, как видим, выделена особо. С и Ю основные стороны горизонта. Поэтому-то и условились, что "промежуточные" стороны горизонта должны начинаться с буквы С или Ю. Не зазубривай все восемь сторон горизонта. Их надо заучить осмысленно.

Самостоятельное задание
Распечатайте на принтере нижний рисунок.
Попытайся добраться до финиша на рисунке ниже. Три первых направления уже нанесены. Продолжай:

е) 2 клетки на СВ

к) 2 клетки на СЗ

б) 2 клетки на Ю

ж) 5 клеток на В

л) 2 клетки на З

в) 3 клетки на ЮЗ

з) 3 клетки на Ю

м) 2 клетки на СВ

г) 4 клетки на В

и) 2 клетки на ЮЗ

н) 2 клетки на ЮВ

д) 3 клетки на С

Самый трудный условный знак - понятие о горизонтали

Основа каждой карты - аэрофотоснимки. Ими пользуются и тогда, когда надо рисовать горизонтали. Каждый участок земли фотографируют с двух разных точек, как показано на рисунке. Затем с помощью стереоинструмента рисуют кривые равной высоты.

Теперь совершим поездку на берег моря. Поодаль от берега лежит небольшой остров Бьерке. На нем всего один дом, где живет семья рыбака. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад-восток. Большую часть острова занимает гора, ее крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Дом расположен в западной части. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная - выше, и с нее открывается чудесный вид. Гора на острове поможет нам понять, о чем рассказывают коричневые горизонтали на карте.

Призовем на помощь воображение. Мы сидим в самолете и летим на север к острову. Вот он появился! Камера с собой, и мы делаем снимок.

Еще раз прочти текст сначала и сравни его с рисунком.

Теперь сменим самолет на рыбацкую лодку, которая находится в нескольких сотнях метров южнее острова. Камера и на этот раз с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования пасмурная погода. Все же мы делаем снимок. Результат, как видишь, вполне сносный (см рисунок часть 2). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силует острова.
Прочти первый обзац еще раз и сравни описание с силуэтом.

Наконец используем третье средство передвижения - вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать ее кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота поднятся на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимемся еще на 5 метров и повторим все на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину.
Сейчас наш остров выглядит как на рисунке (часть 3). Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим картину показанную на рисунке (часть 4)

Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри - 20-метровая отметка, а береговая линия - самое внешнее кольцо.

Коричневыми линиями - горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы. Разумеется, ни в лесу, ни в поле никакие линии не нарисованы. Горизонтали вычерчиваются на картах по аэрофотоснимкам с помощью различных технических приспособлений.

На некоторых картах ты можешь встретить на горизонталях коричневые цифры. Они показывают, на какой высоте от уровня моря пролегает данная горизонталь.

Если ты понял и усвоил содержание этого раздела, то, несомненно, справишься с заданиями.

Самостоятельные задания

1) Подбери к каждому знаку правильную надпись.

1 Самый крутой склон на юго-западе

2 Две вершины, из которых южная выше

3 Ровное расположение по кругу. В высшей точке седловина и узкий проход

4 Гора практически отвесно обрывается к востоку

5 Южный и северный склоны очень крутые

6 На этом холме есть три места, где трудно подняться

2) Найди профиль холма, соответствующий рисунку.

задание 1: (рисунку 1 соответствует надпись 3, 2 – 6, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 5, 6 – 2)

задание 2 (1 – В, 2 – А, 3 – Е, 4 – Д, 5 – Б, 6 – Г)

Значение компаса как указателя севера

Тебе для ориентирования тоже понадобится указатель севера. Он поможет совместить карту с местностью. Фактически этого достаточно, чтобы точно идти в желаемом направлении. Другими словами, нет необходимости брать азимут. Ты убедишься в этом, проделав несколько упражнений на карте. Действуй как указано ниже.

1. Положи карту перед собой и правильно сориентируй - север карты по северу местности. Пусть карта в течение всего упражнения остается на месте. Можешь приклеить ее к столу липкой лентой, а сам будешь ходить вокруг стола (рисунок справа).

2. Представь себе, что находишься на С (старт) на углу поля.

3. Встань на С так, чтобы смотреть на первый контрольный пункт (КП 1)

4. Ты уже знаешь направление, не беря его по компасу. Твой путь - продолжение мысленной линии между С и КП 1.

5. Итак, компас (северная стрелка) дает тебе направление по карте.

6. Проделай то же самое между КП 1 и КП 2. Север карты - по северу местности.



7. Представь себе, что стоишь на КП 2 и должен прийти на Ф(финиш).

8. Встань на КП 2 так, чтобы смотреть на Ф.

9. Здесь возникает проблема выбора пути. Ее мы рассмотрим в следующим разделе. Путь по компасу, напрямую, через лес, очевидно, и есть наилучший? Нет! Карта подсказывает тебе, что лес можно обойти справа по дорогам. Этот путь и будет наилучшим, так что воспользуемся им, встав так, как показано на рисунке.

Возьми за правило сначала ориентировать карту, а потом определять свой маршрут. Тем самым уменьшается вероятность ошибок.

Теперь ты знаешь как надо действовать, но ведь это было теоретическое упражнение. По-настоящему освоишь технику ориентирования только в ходе практических тренировок. Ведь нельзя же стать хорошим слаломистом, тренируясь в комнате или читая учебник. То же самое относится и к ориентированию.

Выбор пути

Понятие выбор пути вовсе не означает, что надо выбирать между лесной дорогой и шоссе. Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея - каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Ведь решаешь же ты, какой путь предпочесть, когда идешь в лес по грибы или ягоды, совершаешь длинный лыжный переход или отправляешься летом в поход на велосипедах. Участвуешь ли ты в автоэкскурсии, или ходишь по незнакомому городу с планом в руках - в каждом случае тебе надо решать, какой путь выбрать, чтобы быстрее и лучше добраться до цели.

На рисунке приведен пример выбора пути. Изучи варианты А, Б и В между контрольными пунктами 1 и 2.

Какой из вариантов, на твой взгляд, лучше? Почему? Подумай и обсуди с товарищем.

Самостоятельное задание

В этом задании тебе надо изучить три предложенных варианта путей на каждый КП и выбрать один из них.
1. Изучи карты на рисунках ниже. Внимательно прочти легенды контрольных пунктов и описания вариантов пути.

2. При выборе пути ты должен учитывать три фактора:

Путь должен быть надежным

Путь должен быть самым быстрым

Постарайся найти надежную привязку как можно ближе к очередному КП; назовем эту точку последней надежной привязкой.

3. Выбранный путь должен по возможности удовлетворять этим трем требованиям.
Когда спортсмены после соревнования обсуждают выбранные пути на различных этапах, они не ходят вокруг карты, но непременно поворачивают ее так, чтобы этап "читался правильно".

Варианты ответов:

А - в обход проселку слева

Б - напрямую по азимуту

В - вдоль подвесной дороги до тропы, по ней на север до развилки, далее по тропе на КП

Варианты ответов:

А - слева по лесной дороге до развилки и затем по азимуту

Б - напрямую по азимуту

В - вправо по шоссе, вдоль подвесной дороги, топой до поворота лесной дороги, далее по компасу на КП

Варианты ответов:

А - напрямую по азимуту

Б - по ручью

В - вправо в обход по дороге


1 – В, 2 – Б, 3 - А

Нильс участвует в чемпионате Швеции среди школьников

Понедельник. Утро. Нильс быстро съел завтрак и отправился в школу раньше обычного. Поставив велосипед, ворвался в коридор... Где же список участников, о котором говорил учитель физкультуры? Но вот он и сам: "Поздровляю, Нильс. Поедешь в субботу в Смедсхюттан, будешь представлять нашу школу на ежегодном школьном чемпионате по ориентированию". Нильс не сразу нашелся. Конечно, он надеялся поехать, однако слова учителя застали его врасплох. "Подумать только - чемпионат страны! Надо будет как следует потренироваться."

Всю неделю Нильс усиленно тренировался. Занимался физической подготовкой, но не меньше времени уделял технике ориентирования: читал карты, отрабатывал движение по азимуту, считал шаги. Дни тянулись невыносимо медленно... Наконец наступила суббота, и Нильс с друзьями (из их школы ехало три мальчика и две девочки) сели в поезд, идущий в Смедсхюттан. Оживленно обсуждая шансы перед завтрашним соревнованием, они дали друг другу слово постоять за честь школы.

В месте сбора увидели множество ребят со всех концов Швеции. Воздух гудел от голосов. Субботний вечер провели весело. Но вот настало время ложиться спать. Мальчиков разместили в гимнастическом зале; большинство привезли спальные мешки и надувные матрацы.

Нильс никак не мог заснуть. Сказывалось волнение перед завтрашним днем, щекотало под ложечкой. "Нет, надо отключиться и накопить силы к завтрашнему испытанию".

В воскресенье утром, уже в половине седьмого, тишину гимнастического зала прорезал звук свистка. Нильс тотчас проснулся. "Ну, конечно, сегодня чемпионат страны. Что ж, поборемся!" Свернул спальный мешок, надел спортивную форму и тренировочный костюм. Тщательно собрав вещи, засунул их в сумку. Компас положил сверху.
Выезд автобусов к месту соревнований был назначен на восемь часов, но сперва надо было позавтракать. Нильсу не очень-то хотелось есть, но пару бутербродов и тарелочку каши он все же одолел: без еды нельзя, "мотору" нужно горючее, особенно в такой день.

В автобусе на пути к старту горячо обсуждали, кто сегодня победит. Назывались многие имена, и Нильс понял, что борьба будет напряженной. Но ведь он обещал учителю и друзьям постараться, и это обещание надо сдержать. Нильс чувствовал, что подготовлен неплохо. Главное - не проскакивать КП и выбирать быстрейшие пути.

Скоро пора стартовать первым номерам. Стартовый номер Нильса - 53, а всего в его группе 94 участника. За 25 минут до своего старта положено выходить вдоль разметки к месту старта. Каждый сам должен следить за временем. Это несложно: рядом со стартовым протоколом висят большие часы.

Нильс пришел к старту заблоговременно. Проверив, все ли в порядке, не забыл ли чего, он побежал трусцой, чтобы не остыли мышцы. Вот и его очередь. Прозвучал сигнал, Нильс получил карту и скомандовал себе: "Внимание!" До старта оставалась минута.

Первый КП - на маленьком открытом болоте. "Какой путь выбрать? Напрямую по компасу? Нет, тогда придется бежать через вершину. Слева по полям? Получится слишком длинный обходной путь. Лучше обойду холм справа, спущусь на поле, выйду к лесной дороге и от нее возьму КП".

Приняв решение, Нильс обогнул холм с правой стороны и помчался на полной скорости вниз. Он хорошо видел поле, ориентироваться было несложно, и Нильс умело воспользовался пересекавшими местность тропинками. Вот и поле. Перепрыгнув ручей, он побежал к краю поля, куда подходила лесная дорога. "Сориентировать карту. Взять точный азимут. Расстояние 200 метров. Как выглядит местность по которой я пойду? Для начала подъем. Считать шаги!" Все эти действия Нильс выполнял автоматически.

Судя по шагам, пройдено 150 метров... Скоро должно показаться болото. Кругом густой лес, кустарник. "Шаги кончались, а болота нет!" Ну, конечно, ведь в начале был подъем. А там шаг короче. Пройду-ка еще немного.

Догадка Нильса оправдалась. Впереди показалось болото и на нем -- желанная призма. Нильс подбежал и отметил свою карточку. С другой стороны подошли два мальчика. По их номерам было видно, что они стартовали раньше него. Значит, кое-кого уже постигла неудача...

Нильс стал планировать путь на второй КП, расположенный в ложбинке. "Какой путь быстрее и недежнее? Вниз до поля, в его северный угол и оттуда напрямую по азимуту на КП? Или направо на проселок, по нему до начала тропы и оттуда по компасу на КП? Нет, очень уж далеко. Пойду первым вариантом".

Нильс сориентировал карту, взял азимут и помчался вниз к полю. Там ориентироваться было легко. Северный угол поля - хорошая привязка. Карта подсказала Нильсу, что просеку надо пересекать там, где она проходит через вершину холма. Азимут брать не надо. Напрвление - север, знай беги по стрелке. Итак, полным ходом к вершине и просеке.

Пошли камни, надо было внимательно смотреть под ноги. Поднимаясь в гору, Нильс ждал, когда покажется вершина. Ага, вот дерево с затесом, очевидно, просека. Точно! Он вышел в то место, где просека пересекает вершину холма -- последнюю надежную привязку перед КП. По карте до КП оставалось метров 100. Нильс продолжал путь по красной стрелке. Вдруг рядом послышался шум. Два мальчика двигались ему наперерез. "Уже отметились на КП? Вряд ли, они бегут влево, а следующий КП расположен наискось вправо. Скорее всего, они идут от конца дороги и ищут КП. Пойти за ними? Пожалуй нет. Мой путь вернее. Ведь я бегу от ближайшей привязки и только что пересек просеку".

Преодолев соблазн "зацепиться" за других участников, Нильс продолжал идти своим путем. И выиграл на этом много драгоценных минут, потому что метров через 50 увидел впереди призму второго КП.

"Третий этап выглядит простым. Сориентировать карту, пройти наискось к просеке и следовать по ней до призмы. Раз на карте показана просека, значит, она должна быть и на местности!" Третий КП не вызвал никаких проблем.

Теперь к четвертой призме! Сориентировать карту!

Этап до четвертого КП в изгибе ручья оказался длинным, и снова встал вопрос о выборе пути. "Бежать слева по полям? Нет, они могут быть засеяны, и тогда придется огибать каждое поле. По большаку вокруг? Слишком длинно. Напрямую? Судя по карте местность довольно пересеченная. Побегу-ка я по тропинке вниз до дороги, затем по ней до узкого участка поля, срежу через него влево и возьму азимут до угла, где течет ручей. Тогда у меня будет точная привязка, и если я не выйду прямо на КП, то добегу до дороги и хутора за ним".

Сказано - сделано. Нильс побежал вниз. Вот и широкое поле. Теперь через него влево в угол поля с ручьем. Сориентировать карту... Азимут, расстояние, счет шагов... Что предстоит пройти?
Проделав привычные операции, Нильс двинулся дальше. Вдоль ручья бежать было трудновато. Вскоре он миновал холм. Белый треугольник на карте означает памятник, но где же он? Нильс продолжал путь до следующего ручья. Призмы не видно. Похоже он сбился с азимута. В какую сторону идти по ручью? Влево или вправо. Нильс колебался. В этот момент появилась девочка. Она бежала вдоль ручья справа. "Ты была на КП?" -- негромко спросил Нильс. Девочка кивнула, и Нильс по ручью туда, откуда она пришла. "Повезло и мне", -- подумал Нильс, подбежав к призме.

С четвертого КП по радио сообщали на финиш о времени прохождения пункта спортсменами, чтобы болельщикам было интереснее. Нильс услышал, что контролеры обратили на него внимание. "Иду хорошо? Может, я лидер? Нет, прочь такие мысли. Надо сосредоточиться на оставшихся этапах. На следующем КП я должен попасть в "яблочко". Какой путь выбрать? Вправо по дороге до тропы и затем вверх до КП? Пожалуй так длинновато. Правда, можно сойти с дороги на слабом повороте у болота. А, чего там, путь напрямую выглядит простым, во всяком случае на карте. Пойду по азимуту прямо на обрыв. Неужели не справлюсь?!"

Нильс решил рискнуть. Пройден Скумакарторпет. Нильс прибавил скорость. Уточнил азимут на ходу и вскоре увидел впереди склон с обрывом. "Теперь правее обрыва, через бугорок, точно сориентировать карту и пробежать последнии 50 метров до болотца. Отлично, вот и призма!" Из всех взятых КП этот был пока самым трудным.

Теперь оставался последний КП, на повороте подвесной канатной дороги. Похоже, этап несложный. Нильс поспешил сказать себе: "Ты еще не финишировал -- не расслабляйся!"

Сориентировать карту. До тропинки меньше 100 метров. Нильс начал уставать, но скорость сбавлять нельзя! Первый участок оказался трудноватым, и здесь особенно помогли упражнения по технике ориентирования, которые он проделывал дома.

Крутой спуск. А вот и тропа. Теперь -- полный вперед! Промелькнула дорога. Еще быстрее! Так, впереди тропа разветвляется. Взгляд на карту подсказал - надо бежать прямо, в прежнем направлении. Тут Нильс выскочил к подвесной дороге, пошел по ней влево, и вот уже сделана отметкапоследнего КП.

Остается последний рывок. Нильс выскочил на поле. Вот и финиш на склоне перед большой мельницей. Отрадное зрелище! Ну, еще наддать!

У финишного коридора собралось много народу. Нильс услышал в динамике свое имя и название школы. Зрители аплодировали и подбадривали. Нильс пронесся под финишним полотном уставший, но счастливый. Сдав судьям карту и карточку участника, он отошел в сторонку. Дыхание вскоре пришло в норму -- верный признак того, что Нильс был отлично подготовлен физически.

Его время еще не объявили, и он пошел в душ помыться и переодеться. После душа, волнуясь, поспешил к щиту информации. Верно ли, что лидирует? В самом деле! Его фамилия стоит выше всех. Он опережает ближайшего соперника на две минуты. Однако не говори гоп, пока не перепрыгнешь! На трассе еще много сильных ребят, они вполне могут обойти его. До чего же медленно тянется время... Но вот финишировал последний участник. Нильс был на седьмом небе от счастья. Он - чемпион Швеции среди школьников!

Дальше началась сплошная кутерьма... Приветствия друзей, вручение наград, крики "ура!", вопросы журналистов, путь домой... Но верхом торжества было, когда Нильс и его товарищи сошли с поезда у себя дома. Их встретили громогласными приветствиями друзья по школе и преподователь физкультуры с огромным букетом цветов в руках.

Засыпая вечером, Нильс обещал себе не зазнаваться, продолжать тренировки, чтобы на следующий год попытаться отстоять свой титул.


Что: Спортивное ориентирование бегом Где:

31.01.2014 Правила Спортивного ориентирования

Утверждено приказом Минспортуризма России

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «спортивное ориентирование»

Основные положения

Настоящие Правила разработаны с учетом действующих Правил Международной федерации ориентирования (IOF - ИОФ).

По данным Правилам проводятся все соревнования по спортивному ориентированию на территории Российской Федерации. Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для спортсменов, тренеров, представителей команд, судей и организаторов соревнований, а также для всех лиц, участвующих в проведении соревнований или работающих со спортсменами.

Вопросы организации и проведения соревнований, не вошедшие в настоящие Правила, регулируются соответствующими инструкциями и рекомендациями, утверждаемыми Федерацией спортивного ориентирования России (сокращенно ФСО России), Положениями о соревнованиях, регламентами проведения соревнований.

Перечень сокращений, принятых в настоящей редакции правил.

ОБ - спортивное ориентирование бегом;

ОЛ - спор тивное ориентирование на лыжах;

ОВ - спортивное ориентирование на велосипедах;

КП - контрольный пункт;

ФСО - федерация спортивного ориентирования;

ПВК - пункт выдачи карт;

ПО - пункт оценки;

ЗН - заданное направление;

МТ - маркированная трасса;

ВО - выбор;

КБ - комбинированная дистанция;

ГП - гонка преследования;

ЭС - эстафета;

Знак “Э” на полях перед номером пункта Правил означает, что указанный пункт является обязательным для соревнований на дистанциях класса МС, и желательным для соревнований с дистанциями класса КМС.

Знаки «ОБ», «ОЛ», «ОВ» на полях перед номером пункта Правил означают, что указанный пункт действителен только для соревнований с указанным способом передвижения.

1. Предмет и суть спортивного ориентирования

1.1. Общее содержание вида спорта «спортивное ориентирование»

Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях — с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

1.1.1. Настоящие Правила регламентируют проведение соревнований по способам передвижения (вид ориентирования)

По ориентированию бегом - «ОБ»;

По ориентированию на лыжах - «ОЛ»;

По ориентированию на велосипедах, «ОВ».

Все пункты указанных Правил, если не оговорено иное, относятся ко всем видам ориентирования.

Соревнования по ориентированию с использованием других средств передвижения регламентируются иными документами ФСО России. 1.1.2. Соревнования могут различаться: 1.1.2.1. По времени проведения соревнований: — дневные (в светлое время суток); — ночные (в темное время суток).

1.1.2.2. По способу старта спортсменов: — индивидуальные (каждый спорт смен имеет индивидуальное время старта); — эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно); — групповые (спортсмены имеют общее время старта).

1.1.2.3. По характеру зачета результатов: — личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику); — лично - командные (результаты засчитываются каждому участнику и командам); — командные (результаты участников засчитываются командам).

1.1.2.4. По способу определения результата соревнований: — однократные (результат одного единственного состязания - окончательный результат); — многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней, определяют окончательный результат); - квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для выхода в финал).

1.1.3. По способу выполнения задач проводятся следующие виды соревнований по ориентированию: 1.1.3.1. Ориентирование в заданном направлении, «ЗН» — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению.

1.1.3.2. Ориентирование по выбору, «ВО» — прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника.

1.1.3.3. Ориентирование на маркированной трассе (“МТ”) — прохождение дистанции, маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции.

1.1.4. Соревнования могут включать различное количество дисциплин (видов программ) спортивного ориентирования.

Дисциплины спортивного ориентирования, в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта (ВРВС) различаются длиной дистанции, масштабом и условными знаками спортивных карт - схем, способом передвижения, определением результата, характером зачета и взаимодействием спортсменов.

1.2. Дистанция соревнований по спортивному ориентированию

1.2.1. Дистанция — трасса соревнований от старта до финиша.

Дистанция должна быть незнакомой для всех участников.

1.2.2. Дистанция должна быть спланирована так, чтобы: — для успешного ее прохождения в равной мере требовались физическая подготовка и умение ориентироваться; — было соблюдено равенство условий борьбы для всех участников; — участники не пересекали опасные места (железнодорожные пути, дороги с интенсивным движением транспорта, плохо замерзшие реки, непроходимые болота и т.п.), не передвигались по запретным для бега территориям (посевы, лесопосадки и т.п.), через неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.); — участники не передвигались большую часть дистанции через сплошные заросли крапивы и других растений, оказывающих раздражающее действие на организм спортсменов.

“Э, ОВ” 3.10.7. В соревнованиях по спортивному ориентированию на велосипедах финишная зона должна иметь ширину, достаточную по крайней мере для движения двух велосипедистов.

«Э» 3.10.8. На индивиду альных стартах должны быть использованы электронные стартовые и финишные системы определения времени.

3.11. Контрольное время

3.11.1. В целях ограничения продолжительности соревнований Главным судьей во всех видах ориентирования отдельно для каждой группы участников назначается контрольное время, которое сообщается участникам не позднее, чем за час до старта.

3.11.2. Контрольное время не может быть изменено после старта первого участника.

3.11.3. Контрольное время назначают в пределах 200 — 250% от расчетног о времени победителя. В эстафетах контрольное время назначается отдельно на первый этап и на суммы этапов.

3.11.4. Результат участника или эстафетной команды, превысивший контрольное время, может быть аннулирован (кроме соревнований по выбору).

3.12. Обе спечение безопасности спортсменов во время соревнований

3.12.1. При проведении соревнований должны быть предусмотрены: - оповещение в технической информации о наличии опасных мест в районе соревнований, путях их обхода, способах ограждения; - соответствующ ие меры безопасности на автодорогах, проходящих через район соревнований, если не представляется возможным спланировать дистанцию так, чтобы участники не пересекали такие дороги; - предупреждение представителей команд и участников о неблагоприятной экологи ческой обстановке: непригодности водоемов для питья и купания, наличии опасных насекомых и т.п.; - расчистка лыжных трасс, установка предупреждающих знаков перед опасными спусками, предотвращение возможности выхода участников на бесснежные места либо водое мы с тонким льдом; - обозначение на карте и ограждение на местности запрещенных для бега районов; - оповещение участников о необходимости соблюдения тех или иных мер предосторожности при прохождении отдельных участков дистанции; - оповещение участников о д ействиях в случае потери ориентировки.

3.12.2. При проведении соревнований для начинающих район должен быть четко ограничен заметными ориентирами или маркировкой (о чем участники должны быть проинформированы).

3.12.3. Контролеры КП и судьи службы дистанции, находящиеся в районе соревнований, вправе указывать явно заблудившимся участникам дорогу на финиш. Контролеры КП должны быть об этом проинформированы.

3.12.4. При исключительно неблагоприятных погодных условиях, и в случае иных непредвиденных форс - мажорн ых обстоятельств, угрожающих безопасности участников, Главный судья (по согласованию с Контролером соревнований при его наличии) имеет право вносить изменения в программу соревнований: перенести время старта, очередность видов, отменить старт. В последнем случае стартовые (заявочные) взносы не возвращаются.

3.14. Природоохранные мероприятия

3.14.1. Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все природоохранные правила в районе соревнований. ФСО России и местные федерации вправе, исходя из приро доохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения на количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на максимальное число участников, посещающих один КП.

3.14.2. В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны б ыть соблюдены все требования экологии и безопасности.

3.15. Информационное обеспечение соревнований

3.15.1. Информационное обеспечение соревнований имеет целью получение своевременной, равнодоступной информации о соревнованиях, местности и дистанциях для всех его участников.

3.15.2. Предварительная общая информация о соревнованиях официального календаря ФСО России (бюллетень No1) должна быть опубликована (разослана во все региональные (территориальные) ФСО и другие участвующие организации) не позднее, чем за 6 месяцев до проведения соревнований, и должна содержать максимально исчерпывающую информацию:

4. Обеспечение справедливости соревнований по спортивному ориентированию и определение победителя

4.1. Обеспечение справедливости состязаний 4.1.1. Все лица, принимающие участие в соревн ованиях по ориентированию, должны сохранять честность и справедливость, спортивные отношения и дух дружбы по отношению друг к другу, официальным лицам, журналистам, жителям района соревнований.

4.1.2. За исключением несчастных случаев внешняя помощь участ никам соревнований запрещена. Все участники обязаны помогать пострадавшим спортсменам.

4.1.3. По согласованию с проводящей организацией Организатор должен заранее объявить о месте проведения соревнований и о районах, разрешенных и запрещенных для проведени я тренировок.

4.1.4. Получение любой информации относительно карты и дистанций соревнований, помимо официально объявленной, запрещено.

4.2. Результаты и места

4.2.1. Результат участника (эстафетной команды) в соревнованиях в заданном направлении определяе тся по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента старта (технического старта при его наличии) до финиша.

Более высокое место присуждается спортсмену, имеющему меньший результат.

Результат и место участника в соревнованиях по выбору определя ется в соответствии с п.3.3.1.

Результат и место участника в соревнованиях на маркированной трассе определяется в соответствии с п.3.4.7.6.

4.2.2. Если в соревнованиях в заданном направлении с раздельным стартом несколько спортсменов имеют одинаковый резул ьтат, им присуждается одинаковое место. В протоколе они должны стоять в том порядке, в каком они стартовали. После участников, показавших одинаковый результат, остается столько незанятых мест, сколько участников имеют одинаковый результат, минус единица.

4 .2.3. Место в соревнованиях с общим стартом, а также в соревнованиях с задержанным стартом (гонка преследования) определяется порядком прихода на финиш.

Место в эстафете определяется порядком прихода на финиш спортсменов последнего этапа.

4.2.4. Если резул ьтат участника аннулирован, место ему не определяется.

Если результат участника эстафетной команды аннулирован, место команде не определяется.

4.2.5. Результат и место команды в лично - командных соревнованиях и место команды в комплексном зачете определяютс я согласно условиям, определенным Положением.

Места определяются только участникам и командам, оговоренным в Положении.

4.2.6. Результаты считаются утвержденными, если через 1 час после публикации предварительных результатов и контрольных карт на “МТ” и “Т О” протестов и заявлений не поступило, или сразу после принятия решения по последнему протесту или заявлению.

4.2.7.Если два и более участников заняли одинаковое призовое место, каждый из них должен получить соответствующий приз, медаль и (или) диплом.

4.3. Заявления, протесты, апелляции

4.3.1. При несогласии с предварительным результатом подается письменное заявление Главному секретарю. Если решение по заявлению не удовлетворяет представителя (участника), подается протест.

Протесты рассматривает Главный с удья.

Если протест связан с результатом, то он должен быть подан не позднее, чем через 1 час после опубликования предварительного результата.

4.3.2. Протест по нарушению Правил или Положения о соревнованиях может быть подан представителем команды, а в соре внованиях, где участник может заявиться самостоятельно — самим участником или тренером в письменном виде не позднее, чем через час после закрытия финиша.

4.3.3. Прот ест по допуску к соревнованиям участника должен быть подан не позднее 1 часа после опублико вания протоколов старта и должен быть рассмотрен до начала старта. В случае невозможности принятия решения до начала старта участник допускается к старту под протестом, а решение по протесту принимается до утверждения результатов.

4.3.5. Если решение Главного судьи по поданному протесту не удовлетворяет протестующего, он вправе подать апелляцию в жюри. Апелляция должна рассматриваться в течение часа. Если требуется более длительное рассмотрение по фак там, изложенным в протесте и ап ел л яции, то решение должно быть вынесено обязательно до утверждения результатов.

4.2.6. Протест, апелляция подаются бесплатно.

5. Требования к участникам спортивного соревнования

5.1. Участники соревнований

5.1.1. Для соблюдения равенства условий борьбы для всех участников соревнования проводятся по возрастным группам. Принадлежность спортсмена к той или иной возрастной группе определяется полом и календарным г одом, в котором он достигает соответствующего возраста.

«ОЛ» Для спортивного ориентирования на лыжах началом календарного года считать первые соревнования календаря зимнего сезона.

Условное обозначение группы (индекс) состоит из начальной буквы пола участ ников и числа, определяющего максимальный возраст спортсмена, выступающего в этой группе для младших групп и минимального для групп ветеранов. Внутри возрастных групп могут быть образованы группы по сложности и длине дистанции и спортивной квалификации уча стников. Соответственные обозначения групп — Ж21А, Ж21Б, М21А, М21Б, М21АК и т.п. Группы МЭ - М Элита и ЖЭ - Ж Элита используются на соревнованиях с дистанциями класса «мастер спорта» для мужчин и женщин основных возрастных групп М21 и Ж21.

5.1.2.Официальные соревнования проводятся по следующим возрастным группам (возраст, обозначенный ч исло м, располагающ им ся после слова "до", не включается в данную возрастную категорию) мальчики, девочки (до 11 лет) мальчики, девочки 8 - 10 лет (М10, Ж10) все дисц иплины; мальчики, девочки (до 13 лет) мальчики, девочки 11 - 12 лет (М12, Ж12) все дисциплины; мальчики, девочки (до 15 лет) мальчики, девочки 13 - 14 лет (М14, Ж14) все дисциплины; юноши, девушки (до17 лет) юноши, девушки 15 - 16 лет (М16, Ж16) кросс овые дисциплины; юноши, девушки (до 18 лет) юноши, девушки 15 - 17 лет (М17, Ж17) лыжные и велокроссовые дисциплины; юноши, девушки (до 19 лет) юноши, девушки 17 - 18 лет (М18, Ж18) кроссовые дисциплины; юниоры, юниорки (до 21 года) юниоры, юни орки 19 - 20 лет (М20, Ж20) все дисциплины; мужч ины, женщины 21 год и старше (М21, Ж21) все дисциплины.

5.1.3. Состав участников возрастной группы на конкретные соревнования определяется Положением. 5.1.

4. На соревнованиях, проводимых федерациями спорт ивного ориентирования и иными организациями, д опускается другое формирование возрастных групп: - На соревнованиях для спортсменов возраста 20 лет и моложе возможно формирование групп по каждому году рождения или по учебным классам.

На соревнованиях мужчин и женщин старше 30 лет допускается формирование групп с интервалом 5 или 10 лет. В этом случае спортивные разряды и звания не присваиваются.

5.2. Допуск к соревнованиям.

5.2.1. Допуск к соревнованиям осуществляется на основании Положения.

5.2.2. Женщины (юниорки, девушки, девочки) имеют право соревноваться в соответствующих мужских группах, если это не запрещено Положением.

5.2.3. Юниоры, юниорки, юноши, девушки, мальчики, девочки имеют право соревноваться в следующей, более старшей возрастной группе, из числа рекомендованных Правилами, если это допускается Положением, с разрешения Жюри соревнований (или Главного судьи), при наличии специального допуска медицинского учреждения и тренера.

5.2.4. Юниоры, юниорки, юноши, девушки, мальчики, девочки не имеют п рав а соревноваться в более младшей возрастной группе

Спортивное ориентирование - это вид аутдор спорта, комбинирующий элементы гонки и ориентирования на местности с помощью спортивной карт ы и компаса (как один из элементов спортивное ориентирование входит в состав этапов приключенческой гонки и мультигонки ). Спортивное ориентирование представляет собой ограниченную по времени гонку , во время которой участники используют специальную очень точную спортивную карту для выбора маршрута и навигации по разнообразной и, как правило, незнакомой местности с целью нахождения контрольных пунктов (КП). Соревнования по спортивному ориентированию проводятся для участников разных возрастов и уровней спортивной подготовки с целью оценить их физическую форму, способности к навигации и концентрации внимания. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.

  • Спортивное ориентирование на лыжах - это зимний вариант ориентирования бегом.

    Оно проводится в дисциплинах «заданное направление», «маркированная трасса», ориентатлон. Спортсмены, специализирующие ся в этом виде спорта, обладают отличными навыками быстрой езды на лыжах, высокой скоростью распознавания и запоминания карт , равно как и умением быстро принимать решение о приоритетном маршруте, поскольку тактика навигации в спортивном ориентировании на лыжах схожа с велоориентирован ием . Отличие спортивных карт заключается в особых символах - лыжни на карте обозначены зеленым цветом и отображают скорость движения по этим лыжням. Планшеты с картами крепятся к груди участника.

    Точное ориентирование или ориентирование по тропам делает акцент на точном прочтении карт и умении ориентироваться на определенном участке маршрута.

    В отличие от других видов спортивного ориентирования этот вид спорта не делает фокус на гонке от одного контрольного пункта к другому и практически не учитывает умение участников выбрать оптимальный маршрут. Поэтому точное ориентирование доступно даже людям с ограниченными физическими возможностями.

    Виды соревнований по спортивному ориентированию по способам выполнения задач

    Существует множество критериев для классификации соревнований по спортивному ориентированию : время проведения соревнований , характер зачета результатов, способ организации старта и др. Среди наиболее распространенных видов :

    • ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
    • ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке),
    • ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты),
    • ориентирование в формате рогейн.
    Также спортивное ориентирование является составляющей других видов спорта, например, таких как приключенческая гонка и мультигонка . Нередко спортивное ориентирование также сравнивают с рогейном .

    Спортивное ориентирование в странах мира и России

    После возникновения как отдельный вид спорта в Швеции спортивное ориентирование получило широкое распространение в странах Скандинавии, затем по всей Европе и в Соединенных Штатах Америки. Сейчас это популярный спорт во многих странах мира как для любителей, так и для профессионалов.

    Проходят в разных странах мира на областном, городском и национальном уровнях, так же с 1966 года регулярно проводятся международные соревнования.

    Наиболее значимые многодневные соревнования по спортивному ориентированию в странах Скандинавии ________________ ________________ ___

    В прибалтийских странах также проводятся крупные «многодневки » по спортивному ориентированию ________________ ________________ ______________

    В Советском Союзе спортивное ориентирование развивалось с середины тридцатых годов прошлого века. В ноябре 1991 года была создана Федерация спортивного ориентирования России. И российские спортсмены стабильно стали достигать высоких результатов на мировой арене, регулярно занимая призовые места во всех видах спортивного ориентирования .

    Значимыми регионами в развитии этого вида спорта в России являются Ленинградская область, Псковская область, Краснодарский край, Пермская область. Здесь регулярно проводятся многодневные открытые соревнования по спортивному ориентированию .

    В Ленинградской области в июне ежегодно проводится серия многодневных соревнований, даты проведения которых в 2014 году:

      12 - 16 июня – 24-я многодневка "Невский Азимут" (Первенство России среди ветеранов бегом принадлежит Н. Волкову из КСО "Азимут")

    В Псковской области соревнования проходят в июле, даты на 2014 год:

      03-14 июля - Фестиваль спортивного ориентирования «Алоль 2014», учебно-тренирово чный лагерь

      04-06 - Международные соревнования по спортивному ориентированию «Иван Купала 2014»

      05-06 июля - Чемпионат и Первенство Псковской области 2014 (Многодневный кросс)



mob_info