Что такое каяки. Смотреть что такое "Каяк" в других словарях

Термин «каяк» ассоциируется у большинства людей с самобытным национальным средством передвижения по водной поверхности. Это действительно так, но технические принципы изготовления конструкции данной лодки сегодня распространены по всему миру и отчасти унифицированы. То есть для понимания, что такое каяк, следует в первую очередь обратиться к традициям народов Арктики, но вместе с этим рассматривать и современную байдарку, в которой повторяются конструкционные черты лодки.

Что представляет собой каяк?

На сегодняшний день существует множество версий и модификаций данного средства, но все они подходят под категорию гребных лодок. Традиция же изготовления именно такой конструкции пошла от алеутов и эскимосов. В ответе на вопрос о том, что такое каяк, важно также отметить, что он бывает одно-, двух- и трехместным. Модели, изготавливаемые промышленным способом, окончательно оформили принципы изготовления основы лодки как каркасно-поддувной конструкции. Корпус каяка имеет довольно сложное устройство, при этом в зависимости от модификации его параметры могут корректироваться в соответствии с назначением. В простейших версиях каяк представляет собой обводную конструкцию с наличием нескольких дуг, вязанных основой из пластика, древесины или других материалов.

Эскимосский каяк

Это классическая лодка из которой и произошли современные байдарки и каяки. Фото, представленное выше, как раз иллюстрирует традиционную В качестве материалов изготовления таких средств используются кожи тюленей и моржей, которыми в дальнейшем обтягиваются каркасы лодок. Основу же составляет конструкция из древесины или костей. Восточные эскимосы также используют для формирования каркаса китовый ус. Все стыки, крепежи и участки сшива выполняются из жил морских животных.

Если же рассматривать вопрос о том, что такое каяк у эскимосов с точки зрения функционального применения, то в первую очередь речь пойдет об охоте и рыбалке. Именно для этих целей применялись и сегодня применяются национальные лодки в Арктике. Однако, за пределами региона у каяка появились и другие назначения.

Спортивный каяк

Спортивные модели с эскимосскими объединяет только форма и некоторые конструкционные элементы. Различия обусловлены характером применения. Каяк спортивного назначения используется в водном туризме. С помощью такого средства можно выполнять гребной слалом, плавать по бурным рекам, участвовать в водных родео и т. д. Соответственно, традиционные методы изготовления конструкции для такой лодки не годятся. Производители используют для этой цели более прочные материалы, такие как полипропилен, поливинилхлорид и углепластик. Новые технологии позволяют обеспечить лодке высокую прочность, но без значительного увеличения в массе. В результате достигаются оптимальные характеристики, позволяющие безопасно эксплуатировать каяки. Фото с примером такой модели представлено ниже.

Надувные модели

Каяки данной модификации являются наиболее современными, обеспечивают удобство в эксплуатации и недорого стоят. Существует два типа таких каяков:

  • Модели с двухслойной конструкцией. В данном случае лодка имеет каркас в виде плотной оболочки из поливинилхлорида и вставные баллоны, благодаря которым лодка и получила название надувной;
  • Монобаллонные версии. Такой надувной каяк не имеет внутренних интегрированных баллонов. Их функцию выполняет сама ткань поливинилхлорида, в которой содержится газовая смесь.

Отличия от байдарки и каноэ

Хотя байдарку часто относят к группе каяков, жесткая классификация этого не допускает. В данном случае следует рассматривать возможности вместимости данной лодки. В классическом представлении каяк двухместный - это и есть байдарка, которая между тем изготавливается только промышленным способом. То есть эскимосские лодки никак нельзя назвать байдарками. Отличия с каноэ более принципиальны. Во-первых, на такой лодке не используются двулопастные весла, что характерно и для каяков, и для байдарок. Во-вторых, есть разница в расположении гребца. На каноэ практически нет правил относительно удобства положения - человек может сидеть на сиденье или на коленках. В свою очередь, каяк предполагает, что гребец будет располагаться сидя на ягодицах.

Особенности эксплуатации

Каждый раз при использовании каяка пользователь должен выполнить несколько операций, в числе которых сборно-разборочные действия и сушка. И это не говоря о необходимости выполнения ремонтных процедур, которые могут иметь место после применения лодки. К примеру, надувной каяк может потребовать коррекции положения баллонов с воздухом или восстановления поврежденного участка в поливинилхлоридной ткани. Но и в случае использования каркасно-поддувных моделей работы у пользователя не меньше. Основные трудности связаны как раз со сборочным процессом, но и регулярность ремонта в данном случае не реже, чем у надувных аналогов. Это обусловлено именно сложностью конструкции, нарушения в которой не являются редкостью - особенно в жестком режиме эксплуатации.

Весла для каяка

Хотя основное внимание при выборе и оценке технико-эксплуатационных возможностей лодки уделяется ее конструкции, многое зависит от весел. Для каяков применяются современные байдарочные модели. Одним из ключевых критериев выбора является право- и леворучность весла. Далее учитывается сама форма лопастей - бывают симметричные и асимметричные версии. Первая разновидность требует больше сил от гребца, но стоит дешевле. Сложная форма, которой обладает асимметричное весло для каяка, позволяет грести дольше и экономит энергию пользователя. Но стоят такие модели дороже.

Чтобы не прогадать в технических тонкостях при выборе данного аксессуара, следует изначально ориентироваться по модельным линейкам, рассчитанным на конкретные виды каякинга. Например, если лодка-каяк будет использоваться для прогулок без экстрима, это могут быть рекреационные весла. Для совершения экспедиций стоит предпочесть туринговые модели, а для гребли и слалома подойдут спортивные модификации.

Заключение

Необычный вид каяка, его конструкционные особенности и функциональные возможности сформировались в Арктике. Это произошло во времена, когда еще не было технологичных материалов вроде поливинилхлорида и углепластика в виде карбона. Однако вопрос о том, что такое каяк в наши дни, подразумевает более широкое представление об этой лодке. Достаточно вспомнить о разнообразии областей применения каяка - от рыбной ловли до спортивного слалома. Разумеется, именно задачи, которые стоят перед лодкой, определяют и технологии ее изготовления. Так, если раньше производители улучшали характеристики каяка только за счет введения более практичных и надежных материалов, то сегодня меняется и конструкция каяка. В конечном итоге лодка обретает высокие показатели прочности, долговечности, а также обеспечивает соответствующий уровень безопасности для самого гребца. Стоит отметить, что наряду с модернизацией лодок повышаются и требования к экипировке как в плане надежности, так и в отношении ее функциональности и практичности.

В мире есть много видов спорта, в том числе экстремальных. Обычные люди, которых нельзя назвать спортивными, выбирают себе разные виды активного отдыха для разрядки и испытания своих сил.

В этой статье речь пойдёт про каяки. Что же это такое? Каякинг - это вид спорта, смысл которого состоит в управлении маленькой маневренной лодочкой. Маневренная она из-за своего строения. Лодочки такого типа имеют узкий корпус, большую длину и заострённые концы. Это сделано для того, чтобы этот вид водного транспорта быстрее и проще рассекал водную гладь, а специальные вёсла с более широкими концами помогают гребцу в этом.

Но всё началось с промысловых лодочек народов Камчатки. Именно они использовали такого рода лодочки, которые называли каяком, для лучшего прохождения рек. Гребец пристегивал себя к лодке при помощи ремня и управлял однолопастным веслом. На таких каяках охотились и рыбачили.

На сегодняшний день ситуация изменилась. Каяк служит спортивным целям, где важна сила и скорость. Но не только эти характеристики бывают решающими. Допустим, захотелось кому-то попробовать этот экзотический вид спорта. Какой каяк выбрать? Как правильно это сделать?

В мире существует несколько видов и подвидов классификации каякинга: прогулочный, морской, проводимый в сильных течениях и так далее. Тот, который проводится в сильных течениях, разделяется на родео и сплав. Но спуск по горным рекам можно осуществить на других средствах, помимо каяка. Это и лодки, и байдарки, и многое другое.

Итак, прогулочный вариант каякинга , это, по сути, мерное хождение по ровной глади озера на хорошо стоящих маленьких лодочках. Проводится такая прогулка для расслабления и отдыха. В основном этот вид популярен у туристов, его берут в прайс-листы именитые отели различных известных курортов. Но если такой же отдых проходит вдоль линии моря, он называется морским каякингом.

Здесь важно помнить, что лучше всего выходить в море в каяке рано утром или поздно вечером, когда открываются поистине красивые пейзажи моря. Но далеко в море на таком водном средстве передвижения не заплывёшь, поэтому лучше соблюдать осторожность и правила безопасности (например, не садиться в каяк в нетрезвом виде).

Следующая разновидность - это каякинг на сильном течении . Обычно такой вид активного отдыха на любом плавательном средстве сочетает в себе прохождение водной глади, а также преодоление водных потоков, горных рек, порогов и многого другого.

Главным здесь является драйв и желание получить удовольствие от всего этого. Как уже упоминалось, в соревнованиях, проводимых на сильных течениях и быстрых водах, есть два подвида. Это родео и сплав. Весь смысл родео, набирающего популярность в настоящее время, состоит в выполнении трюков и сальто на каяке. Эти элементы выполняются в бочке, участке пенного противотока или в сильных течениях.

Элементов, выполняемых в этом виде спорта, множество. Существуют элементы для новичков и профессионалов. Часто проводят состязания, на которых все любители этого вида спорта показывают новые трюки, развлекают зрителя интересными финтами и фишками, каждый по-своему.

Третье- это сплав . Суть этого вида состоит в проходе сложных участков и порогов рек. Сплав также имеет свои разновидности. Это туристический сплав, который включает в себя многодневные выходы с проходом сложнейших участков рек. Экстремальный сплав, который проходит на сложных порогах рек, но при этом рядом есть группа поддержки, готовая в случае чего всегда прийти на помощь.

Помимо вышеописанных сведений, расскажем о том, как выбрать каяк , на какие характеристики при выборе обращать внимание. Итак, во многих зонах отдыха такие маленькие лодочки могут сдаваться в прокат. Но там они могут быть плохого качества. Что же делать? Отправляться в специализированные магазины и выбирать вариант для личного пользования.

Таких вариантов на рынке предложено множество. Но в этом виде спорта не всегда высокая цена гарантирует хороший результат для клиента. Высокая стоимость каяка говорит о том, что лодочка будет произведена из современных эргономичных материалов. Такие материалы используются в изготовлении лодок для профессиональных спортсменов. Современные материалы, в свою очередь, обеспечивают лучшее касание нужных частей с поверхностью воды и, как результат, наибольшую скорость.

Но если новичку не стоит брать дорогие модели, что же выбрать взамен? Лучше остановиться на вариантах средней стоимости. Эти модели будут проще в плане применения тех же эргономичных материалов. Помимо этого, профессиональные каяки отличаются от любительских массой вещей. Доходит даже до того, что каяк, как средство достижения победы, изготавливают индивидуально. Потому что со временем у гребца появляются характерные движения, присущие только ему.

В итоге можно сказать, что каякинг очень интересный вид спорта, имеет несколько разновидностей, относительно доступен и безопасен для человека. Им увлекаются и любители, и профессионалы.

Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

  1. Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
  2. Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
  3. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

Преимущества sin-on-top:

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

Преимущества sit-in:

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

Недостатки sit-in:

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

Виды каякинга

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.

Один из наиболее популярных в западных странах видов активного отдыха. Тысячи европейцев в разное время года покидают на выходные свои дома, чтобы пройтись на веслах по прибрежной полосе моря, вдоль живописных обрывистых берегов или красивой равнинной речушке, полюбовавшись окружающей природой. Некоторые даже отваживаются бросить вызов белой воде, сплавляясь по бурным горным потокам. Постепенно каякинг обретает популярность и у нас.
Первые в мире байдарки , теперь известные как каяк , были созданы тысячи лет назад коренными жителями Арктики известными как Эскимосы и Инуиты, которые населяли Гренландию, северо - восток России и Аляску. При изготовлении своих байдарок они использовали древесину и китовую кость, из которых они делали каркас, который потом обтягивали тюленьими шкурами. Чтобы байдарка получалась непотопляемой, воздушные полости Эскимосы заполняли пузырями из шкур, наполненными воздухом.Управлялись эти байдарки , как и сейчас при момощи двухлопастного весла. Эти древние байдарки использовались в течении летних месяцев, в основном для охоты и рыбалки. Слово «каяк» на эскимосском языке буквально означает «Лодка охотников». Европейцы в конце концов обнаружили универсальность каяка и в 1905 году немецкий изобретатель по имени Ганс Клеппер изготовил складную версию каяка, он назвал этот каяк «Fold boat».Так начались первые в мире продажи первого, серийно изготовленного складного каяка.
В 1936 году соревнования на каяках стали частью олимпийских игр в Берлине. Каякинг клубы начали появляться по всей Европе, и каяки становились со временем все более и более популярны.
С 1950 годов каяки впервые начали изготавливать из стекловолокна. Впервые такой каяк изготовила фирма под названием «Valley», который назывался «Anas Acuta». Такие каяки стали еще более легкими, прочными и маневренными, чем их предыдущие собратья.
Первые пластиковые каяки были произведены в 1980 годах, и изготавливаются по сей день. Эти каяки продолжают становиться более легкими, крепкими и универсальными. В данным момент разработано несколько видов каяков для различных спортивных мероприятий. Эти байдарки имеют разную форму корпуса, длину и ширину. В свою очередь, каякинг делится на морской, речной, и озерный.

Речной каякинг в Крыму
Несмотря на их большое количество, реки Крыма маловодны. Это обусловлено засушливым климатом, и небольшой высотой гор, на которых не накапливается достаточное количество снега в зимний период. Речной или whitewater каякинг в Крыму практически не развит, и носит сезонный характер. Сплавы по горным рекам возможны в Крыму во время весенних паводков с марта по май. В это время в горах происходит мощное таяние снега, и уровень воды в реках существенно увеличивается. Известны случаи частичного прохождения рек Черная, Бельбек, Кокозка.

Самым экзотичным, и самым непредсказуемым, пожалуй, является сплав по реке Кокозка в верхнем течении Большого каньона, где сплав возможен только в условиях мощного паводка.

На участке от верховьев каньона до Ванны молодости встречаются участки 4-5 категории сложности, которые характеризуются узкими прижимами, и высокими сложными порогами. Для преодоления таких участков требуется опыт прохождения рек не ниже 3-й - 4-й категории сложности.
Бельбек - самая полноводная река Крыма. Известны отдельные случаи полного прохождения реки от села Соколиное - до устья. В основном, р. Бельбек пригодна для прохождения от турбазы Орлиный залет, где встречаются пороги 2-й категории сложности. С 1982 по 1992 год Севастопольская секция водного туризма даже проводила открытые соревнования по гребному слалому на р. Бельбек и Черная.
Р. Черная - по полноводности немногим уступает реке Бельбек. На данный момент это самая интересная река для сплава, а Чернореченский каньон, по которому течет река с одноименным названием не уступает по красоте Большому каньону Крыма. В верхнем течении в районе вершины Кизил-Кая река имеет очень сложные пороги, до 5-й категории сложности! Ниже по течению, извилистая река образует узкие прижимы, сливы, и пороги - водопады высотой до 5 метров. Самый интересный для прохождения участок начинается от вершины Кизил-Кая до с. Морозовка, в нижнем течении реки. Ниже села - река имеет спокойный характер течения.
На устье реки Черная, в поселке Инкерман, в месте где река впадает в Севастопольскую бухту, ранее существовала база всесоюзного значения по «гладкой гребле» - (одна из олимпийских дисциплин), где ежегодно тренировались сотни спортсменов с разных городов и областей Украины и бывшего СНГ. Сейчас на базе Инкерманской спортивной базы по гладкой гребле, тренируются десятки спортсменов, организуются спортивные соревнования по гребле на каноэ и байдарках.

Морской каякинг в Крыму.
Морской каякинг или сиякинг (Seayaking) получил более широкое распространение в Крыму, ввиду благоприятных условий, и живописной береговой черты Черноморского побережья Крыма. Морской каяк отличается от речного килеватыми обводами и более удлиненной формой корпуса,. Одноместные морские каяки бывают длиной от трех, с небольшим, до пяти и более метров. Такой каяк с легкостью преодолевает большие волны, и способен выдержать небольшой шторм. У него высокие мореходные качества, которые зависят еще и от мастерства гребца. Морские каяки или сияки, как их еще называют, в зависимости от формы и посадки гребца делятся на Sit-in (где нижняя часть гребца находится внутри замкнутого объема корпуса каяка, который называется кокпитом. При этом нижняя часть тела гребца, изолирована от попадания воды специальным водонепроницаемым фартуком, который плотно облегает верхнюю часть талии, а его края крепятся к краям кокпита.) и Sit-on top (в этом случае гребец сидит в открытом углублении, и никак не изолирован от попадания воды на нижнюю часть тела, так как вся нижняя часть находится на поверхности каяка, который представляет из себя водонепроницаемую пластиковую капсулу)

Каяк сит-ин:

Каяки Sit-in - идеально подходят для длительных путешествий по морю, океану, арктическим и антарктическим водам, они имеют отсеки для хранения вещей и продуктов. Известны также случаи пересечения Атлантического океана на каяках. Впервые это сделал Франц Ромер в 1928 году, а впоследствии Ханнес Линдеман в 1956 году и Питер Брей в 2001 году. Для плавания на sit-in каяках надо пройти специальный курс обучения, по самоспасению на воде. При опрокидывании такого каяка надо уметь подняться в вертикальное положение при помощи весла не покидая посадочного места, такой способ самоспасения получил название «эскимосский переворот»

Каяки Sit-on top более в большинстве случаев более устойчивы к опрокидыванию, и хорошо подходят для летнего семейного отдыха на воде. По скоростным характеристикам они, как правило, уступают каякам sit-in, но зато их универсальность делает их более доступными для новичков и людей разных возрастных групп. Эти каяки позволяют купаться с них не приставая к берегу, легки в транспортировке, и очень устойчивы за счет соотношения ширины и длины корпуса.

В Крыму морской каякинг интересен на Юго-Восточном, Южном, Юго-западном и западном побережье Крыма. Наиболее интересными районами для сиякинга являются мыс Тарханкут, участок от мыса Херсонес до мыса Айя, мыс Меганом, Новый свет, Карадагский биосферный заповедник, Керченский полуостров, мыс Казантип.

Тарханкут - причудливые формы выветривания берегов, узкие расщелины, сквозные гроты, через которые можно проплыть. Чистая вода. Тарханкут - отличное место для того чтобы совместить каякинг и дайвинг.

Участок от Херсонеса до мыса Айя - пожалуй, самый интересный участок береговой линии Крымского полуострова для сиякинга . Разнообразный рельеф береговой линии, высотой от десяти метров на западе, до шестисот метров на востоке, радует обилием многочисленных бухточек, гротов и затерянных диких пляжей, с разнообразной флорой и фауной. Скалы Юго-Западного побережья Севастополя сложены осадочными породами юрского периода, и имеют очень разнообразный рельеф. Здесь очень много надводных гротов разной величины. В большинство из них можно заплыть на каяке. Ближе к мысу Фиолент, начинается страна вулкания. Скалы высотой до двухсот метров имеют бурый оттенок и состоят из магматических пород. Много миллионов лет назад вулканическая лава вырываясь из морских глубин застыла в причудливых образах сказочных персонажей. Удивительной формы темные вулканические мысы, напоминающие горгульи и химеры готических соборов врезаются с изумрудные пляжи. Над ними белеют известняковые обрывы, пронизанные звенящей зеленью фисташковых деревьев. Идеально прозрачная хрустальная вода и лохматые буро-желтые рифы под нами. Подобно двум стражам, охраняющим покой древнего потухшего вулкана застыли в своих образах две морские скалы-останца Орест и Пилат. Дальше берег поднимается в небо, и перед взором открывается розоватая цельная стена Караньского плато. Плиты мраморовидного известняка - литые, цельные, благородные. Красновато - розовый оттенок камня отражается в идеальной глади воды. Прямо за горой Кая-баши - глубоко в материк, врезается язык Балаклавского фьорда, а прямо за ним виднеется огромный массив мыса Айя, с его известными гротами «Дыхание дракона и Екатерининский. В Екатерининский грот можно зайти на каяке. Массивный скальный свод освещают Лучи солнца, отраженные от дна. Игра света изумрудной бездне лишь немного оживляет это царство Аида.

Карадаг - древний потухший вулкан, с очень интересно выраженным рельефом. В настоящее время недоступен для каякинга, так как является биосферным заповедником.

Новый свет - очень красивое место где плавать на каяке - приятно и интересно. Если повезет то вашими попутчиками станут стаи дельфинов, которые весело резвятся в царской бухте в поисах рыбы.

Каякинг дарит невообразимую легкость от путешествия по морским просторам. Можно в буквальном смысле лететь над водой рассекая безгранично синюю морскую гладь, любуясь окружающими пейзажами. Подплывать к водопаду на расстояние вытянутой руки или исследовать морские гроты и скалистые рифовые островки, посещать интересные или труднодоступные уголки побережья, и дикие пляжи, совмещая это со сноркелингом, дайвингом или рыбалкой. Путешествуя на каяках , вы можете остаться один на один с морской стихией, почувствовав на себе всю ее силу и мощь.

Моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.
Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке "кайəк" означает большую лодку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Каяк"

Ссылки

  • // Yoav Rosen, Wavewalk Kayaks

Отрывок, характеризующий Каяк

Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.

mob_info