Азово-черноморский бассейн, регион. «Евразия» обезводит Азовско-Черноморский бассейн Азовско черноморский бассейн

/ТАСС-ДОСЬЕ/ В реестре Федерального агентства морского и речного транспорта зарегистрировано 17 морских портов Черноморского бассейна, из них пять - в Крыму. В 2013 г. грузооборот морских портов бассейна (с учетом портов Крыма) составил 185,7 млн т (по данным российской Ассоциации морских торговых портов и Администрации морских портов Украины).

Крупнейшим портом России и бассейна является Новороссийский морской порт . Он расположен в незамерзающей Цемесской бухте г. Новороссийска в Краснодарском крае. Был создан в 1845 г. Площадь территории - 238 га, количество причалов - 88, пропускная способность грузовых терминалов - 152,109 млн т, грузооборот в 2013 г. - 112,6 млн т. Пропускная способность пассажирского терминала - 1,663 млн человек в год. Крупнейшей компанией, управляющей терминалами и инфраструктурой порта, является "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), 50,1% акций которого контролирует Novoport Holding Ltd. (бенефициары - ОАО "Транснефть" и группа "Сумма" Зиявудина Магомедова). В настоящее время между "Транснефтью" и "Суммой" при участии российского правительства ведутся переговоры о разделе нефтеналивных и сухогрузных активов НМТП.

Азовский морской порт . Расположен в Ростовской области на берегу рек Дон и Азовка. Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 134,05 га, количество причалов - 27, пропускная способность грузовых терминалов - 10,134 млн т, грузооборот в 2013 г. - 1,299 млн т.

Порт Анапа. Расположен в Анапе на берегу Черного моря (Краснодарский край). Основан в 1846 г. Площадь территории - 1,5 га, количество причалов - пять, пропускная способность грузовых терминалов - 374 тыс. т. Специализируется на пассажирских перевозках. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 500 тыс. человек.

Морской порт Геленджик . Расположен в Геленджикской бухте на берегу Черного моря (Краснодарский край). Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 6,73 га, количество причалов - девять, пропускная способность грузовых терминалов - 250 тыс. т. Ведется реконструкция порта. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 185 тыс. человек.

Евпаторийский морской торговый порт . Расположен в Евпаторийской бухте Крыма, северного берега Каламитского залива Черного моря и на озере Донузлав. Площадь территории - 22,5 га, количество причалов - 10, пропускная способность грузовых терминалов - около 4 млн т, грузооборот в 2013 г. - 978 тыс. т.

Ейский морской порт . Расположен в городе Ейске (Краснодарский край), на южном берегу Таганрогского залива Азовского моря, основан в 1848 г. Площадь территории - 68,61 га, количество причалов - 15, пропускная способность грузовых терминалов - 5,653 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 1,916 млн т.

Порт Кавказ . Расположен на косе Чушка в Керченском проливе (Краснодарский край). Построен в 1953 г. Площадь территории - 46,5 га, количество причалов - восемь, пропускная способность грузовых терминалов - 8,42 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 7,9 млн т. Пропускная способность пассажирских терминалов - 400 тыс. человек, в порту действует переправа в Крым.

Керченский морской торговый порт . Расположен в Керчи (Республика Крым) на берегу Керченского пролива. Основан в 1821 г. Площадь территории - 26 га, количество причалов - 10, грузооборот в 2013 г. - 2,8 млн т. В порту действует переправа в Краснодарский край (порт Кавказ).

Ростовский морской торговый порт . Расположен в Ростове-на-Дону на берегу Дона (Ростовская область). Получил статус морского порта в 2010 г. Площадь территории - 284,23 га, количество причалов - 54, пропускная способность грузовых терминалов - 12,853 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 10,8 млн т.

Севастопольский морской порт . Основан в 1784 г. Площадь территории - 215,6 га, количество причалов - 39, пропускная способность грузовых терминалов - 5,891 млн т, грузооборот в 2013 г. - 4,8 млн т. Пропускная способность пассажирских терминалов - 35 тыс. человек в год.

Морской порт Сочи . Состоит из двух портов на Черноморском побережье Краснодарского края - Сочинского морского торгового порта и построенного к Зимней Олимпиаде 2014 г. Имеретинского порта в Адлере. Общая площадь территории - 76 га, количество причалов - 28, пропускная способность грузовых терминалов - более 5 млн т, грузооборот в 2013 г. - около 3 млн т. Годовая пропускная способность пассажирских терминалов - более 250 тыс. человек.

Таганрогский морской торговый порт . Расположен в Ростовской области в Таганроге на берегу Азовского моря. Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 53,99 га, количество причалов - 11, пропускная способность грузовых терминалов - 4,64 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 1,382 млн т. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 70 тыс. человек.

Морской порт Тамань . Расположен в районе мыса Железный Рог в Краснодарском крае, строится с 1990-х гг. Частично введен в эксплуатацию. Площадь территории - 36,49 га, количество причалов - восемь, пропускная способность грузовых терминалов - 17,6 млн т, грузооборот в 2013 г. - 9,5 млн т.

Морской порт Темрюк . Расположен на берегу Азовского моря в Темрюкском заливе (Краснодарский край). Получил статус морского порта в 1998 г. Площадь территории - 229,2 га, количество причалов - 12, пропускная способность грузовых терминалов - 6,79 млн т, грузооборот в 2013 г. - около 2 млн т.

Туапсинский морской торговый порт . Расположен в г. Туапсе на берегу Черного моря (Краснодарский край). Был построен в 1898 г. Площадь территории - 37,75 га, количество причалов - 34, пропускная способность грузовых терминалов - 37,46 млн т, грузооборот в 2013 г. - 17,7 млн т.

Феодосийский морской торговый порт . Расположен на юго-восточном побережье Крыма в Феодосии. Построен в 1895 г. Площадь территории - 13,44 га, количество причалов - пять, грузооборот в 2013 г. - 2,6 млн т.

Ялтинский порт . Расположен на южном берегу Крыма в Ялте. Площадь территории - 12,15 га, количество причалов - пять, грузооборот в 2013 г. - 200 тыс. т. Специализируется на приеме круизных судов.

При отсутствии государственного бюджетного финансирования за счет средств морских администраций портов, акционерных обществ и привлеченных средств ведутся следующие работы.

В порту Новороссийск строится новый контейнерно-зерновой комплекс мощностью на 3 млн.т зерна, 120 тыс. контейнеров, 1 млн.т автопаромных и 0,5 млн.т генеральных грузов. Образована территория площадью 12 га, введен в эксплуатацию по временной схеме автопаромный комплекс мощностью 0,6 млн.т.

Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование на строительство глубоководного нефтепричала мощностью 15 млн.т сырой нефти. Работы предполагается начать в первом полугодии 1998 года.

Прорабатываются вопросы строительства в нефтегавани Шесхарис базы для бункеровки судов и отгрузки на экспорт нефтепродуктов.

Строится комплекс для перегрузки и временного хранения скоропортящихся грузов.

Ведутся реконструкция и техническое перевооружение двух зерновых причалов с прокладкой железнодорожных путей, позволяющих перегружать зерно по прямому варианту судно - вагон.

Компанией "Внештрейдинвест" задействован комплекс по отгрузки на экспорт жидких удобрений.

В порту Геленджик разработано и утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции и строительства порта для перегрузки генеральных грузов в объеме 0,8 млн.т и перевозки 127 тыс. пассажиров в год. Реконструкцию и развитие порта намечается осуществить за счет внебюджетных средств. Распоряжением Правительства РФ в 1997 году открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания.

Порт Темрюк.В порту ведутся работы по строительству перегрузочных комплексов, восстановлению оградительного мола и дноуглублению подходного канала.

Разработано технико-экономическое обоснование развития Темрюкского воднотранспортного узла,предполагающее довести мощность порта (1 очередь) до 4,5 млн.т, а в перспективе до 8 млн.т.

Основным сдерживающим фактором обеспечения нормальной загрузки порта является отсутствие подъездных железнодорожных путей. Получена принципиальная поддержка в решении этого вопроса со стороны МПС России и Северо-Кавказского отделения железной дороги. Готовится постановление Правительства РФ по приданию порту международного статуса.

В порту Сочи на основании Указа Президента РФ "О мерах по поддержке развития города-курорта Сочи" и постановления Правительства РФ "О федеральной целевой программе развития города-курорта Сочи на период до 2010 года" разрабатывается стратегический план развития Сочинского порта: реконструкция пассажирских причалов и восстановление морского вокзала.

Таганрогский порт. Ведется строительство нового грузового района порта в Миусском лимане с целью выноса пылящих грузов из Таганрогского порта и улучшение экологической обстановки города. Однако в связи с недостатком собственных средств и отсутствием финансовой поддержки со стороны государства работы приостановлены.

Начато строительство нового порта на мысе Железный Рог, но в настоящее время оно приостановлено из-за отсутствия финансовых средств у заказчика АО "Нефтегаз".

Получены предложения АО "Тольяттиазот" о переключении части транспортировки сжиженного аммиака с украинского порта Южный на российское Черноморское побережье. Этот вопрос находится в стадии проработки.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ принято решение о строительстве портового терминала в районе Новороссийск с вынесенными причальными устройствами для перегрузки сырой нефти в объеме 15 млн.т в год на первом этапе и в перспективе до 64 млн.т в год.

В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционирует паромные переправы между портами Новороссийск- Самсун (Турция); Новороссийск - Бургас (Болгария) - Поти (Грузия); Новороссийск - Варна.

В связи с полным отсутствием бюджетных средств Служба морского флота не имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25 - 30 млн.$.

Разработки проектов организации комплексных паромных перспективных перевозок на Турцию и Болгарию приостановлены, так как на эти цели в течение двух лет у Минтранса РФ не нашлось необходимых средств.

Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.

Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:

Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);

Балтийский (Балтийское море);

Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);

Каспийский (Каспийское море);

Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).

К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.

Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.

Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.

Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.

Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.

Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.

Каспийский бассейн . Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.

К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток - замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.

Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже - концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.


Черноморско-Азовский бассейн . Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина - 17 м.), Дарданеллы (глубины - 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск - самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.

Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.

В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.

За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.

В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.

Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.

Комплексное решение проблемы изучения, освоения, рационального использования и возобновления биологических ресурсов Азово-Черноморского бассейна является одним из важнейших аспектов морской политики России в Южном регионе. Проведение ФГУП «АзНИИРХ» регулярного и систематического мониторинга состояния экосистемы бассейна, определение запасов и научно-обоснованных объемов ОДУ промысловых объектов, разработка рекомендаций по их рациональному использованию, сохранению и восстановлению, являются необходимой базой для реализации краткосрочных и долгопериодных задач рыбохозяйственной деятельности на бассейне.

В настоящее время большинство рыб морского комплекса не востребованы промышленностью в связи с низкой рентабельностью их добычи. Улучшить экономическую привлекательность морских биологических ресурсов может комплекс мер, направленных на модернизацию и увеличение мощности рыбоконсервных предприятий, разработку новых технологий переработки сырья, снижение издержек на преодоление бюрократических процедур функционирования флота и сдачи рыбы, внедрение новых технологий хранения сырья и др.

Развитие российского рыболовства в Черном море возможно в двух направлениях. Добычу массовых морских рыб (азовская хамса, шпрот, мерланг, ставрида) сдерживают недостаточное количество и оснащенность добывающих судов, а также отсутствие современной инфраструктуры рыбопереработки. Общее количество рыбодобывающего и вспомогательного флота в Азово-Черноморском бассейне составляет 75 единиц, в том числе оснащенных разноглубинными тралами - 19, кошельковыми неводами и тралами - 26. Остальные 30 единиц являются вспомогательным флотом, который представлен транспортными судами и маломерным флотом, обслуживающим стационарные орудия берегового рыболовства. Для полного освоения национальных квот в Черном море требуется присутствие не менее 50-60 единиц и до 50 единиц в Азовском море современного оснащенного флота.

Одним из вариантов увеличения вылова и, как следствие, более полного освоения ОДУ, а также получения рентабельной конечной продукции высокой степени переработки, может быть создание крупных холдинг-компаний, объединяющих добычу и переработку рыбы непосредственно на лову. Второй резерв заключается в урегулировании вопросов рыболовного использования трансграничных видов и открытия для России новых рыбопромысловых районов за пределами ее экономической зоны. В первую очередь это касается популяций черноморской хамсы (анчоуса) и ставриды, организация промысла зимовальных скоплений которых возможна в рамках отдельного соглашения между Россией и Грузией.

В целях сохранения морских рыбных ресурсов в Азово-Черноморском бассейне, управления и рационального их использования необходимо в ближайшей и среднесрочной перспективе (до 2020 г.) решить следующие задачи:

Усовершенствовать систему комплексного рыбохозяйственного мониторинга водоемов для оценки запасов промысловых объектов и разработки действенных мер по регулированию рыболовства;

Интенсифицировать промысел традиционных для Азово-Черноморского бассейна объектов лова (тюлька, бычки, шпрот, хамса) и разработать новые орудия и способы лова (пиленгас, азово-черноморские кефали);

Осуществить модернизацию рыбохозяйственного комплекса, включая реконструкцию старого и строительство нового современного рыбодобывающего флота, приобретение приемно-перерабатывающих плавбаз, открытие дополнительных и расширение существующих рыболовных портов, увеличение мощности перерабатывающих предприятий и совершенствование технологий переработки сырья;

Усовершенствовать утвержденные «Правила промышленного рыболовства в Азово-Черноморском бассейне».

Исходя из анализа тенденций изменения состояния экосистем Азовского и Черного морей на период до 2020 г., при сохранении неблагоприятного для рыбного хозяйства сценария развития (стагнация рыбохозяйственной деятельности) вылов морских рыб на анализируемую перспективу составит порядка 25-27 тыс. т. При условии реализации поставленных задач вылов морских рыб на перспективу до 2020 г. может составить порядка 150-160 тыс. т, т.е. превысит современный уровень в 10 раз.

Важной задачей исследований на перспективу до 2020 г. в Азовском море является проблема реаклиматизации исчезающих ценных пород рыб. Начиная с начала 60-х годов прошлого столетия, уловы ценных азовских проходных и полупроходных рыб неуклонно снижались и в настоящее время в Азово-Донском и Азово-Кубанском районах не превышают 800 т., т.е. по сравнению с 1951 г. (37720 т) уменьшились почти в 50 раз. Для сохранения и восстановления естественного воспроизводства ценных видов рыб Азовского моря необходимо проведение следующих мероприятий:

Осуществление весенних рыбо-нерестовых попусков из Цимлянского и Краснодарского водохранилищ в объемах, обеспечивающих залитие пойменных нерестилищ и создание необходимых гидрологических условий в рр. Дон и Кубань, а также в их дельтах;

Строительство рыбоходно-нерестовых каналов в обход всех низконапорных гидроузлов на реках с целью беспрепятственного пропуска производителей анадромных рыб на нерестилища;

Обеспечение эффективными средствами рыбозащиты существующей сети водозаборных сооружений;

Разработка и реализация программ расчистки малых рек и проток с целью восстановления их водности;

Улучшение качества воды в реках и рыбохозяйственных водоемах за счет должной очистки промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков;

Проведение комплексных рыбоводно-мелиоративных работ на кубанских лиманах.

Интенсивное антропогенное воздействие на природные ресурсы Азово-Черноморского бассейна обусловило негативные изменения его экосистемы: редукцию биоразнообразия, катастрофическое уменьшение ценных видов биоресурсов, запасов осетровых рыб. В настоящий период это важнейшее направление по предотвращению негативного антропогенного влияния находится в депрессивном состоянии, не имеет должной материальной поддержки ни на региональном, ни на федеральном уровнях. В сложившихся условиях первоочередной задачей в проблеме развития осетрового хозяйства бассейна является разработка Программы эффективного пополнения запасов осетровых рыб, создания экономических предпосылок для комплексного развития этого направления (наука и производство), тем более что приёмная мощность моря велика (более 200 млн. штук/год стандартной молоди). Поэтапное увеличение объёмов искусственного воспроизводства (2010 г.- 15; 2015 г. -25; 2020 г. - 40 млн. штук/год) позволит довести уловы до 2-2.5 тыс. т. Это реально при условии модернизации существующих и строительстве новых ОРЗ, создании биологически обоснованных баз для формирования РМС, совершенствованию и разработке новых технологий осетроводства. Следует учитывать, что осетровые являются важным объектом не только промысла, но и интенсивной товарной аквакультуры. Бассейновыми научными и практическими организациями разработана и освоена промышленная технология, позволяющая получать сотни тонн товарных осетровых при наличии достаточного количества качественного посадочного материала, производственных мощностей и поддерживающих производств (в частности, по производству кормов).

В современных условиях и на перспективу возрастает значение южных регионов России, особенно морских прибрежий и крупных рек, как мест возможного и интенсивного развития межбассейновых транспортных коммуникаций (значительные объемы транспортировки нефтепродуктов, химических и сыпучих веществ и других грузов). Для разработки научно-методических основ защиты интересов отрасли в Азово-Черноморском бассейне на современном этапе, проведения эффективных мер по охране и сохранению водных экосистем необходимо:

Осуществлять мониторинг качества среды водных экосистем Азово-Черноморского бассейна и разработку природоохранных мероприятий, направленных на охрану среды и водных биоресурсов;

Разработать методики оценки ущерба, наносимого биоресурсам и среде их обитания от судоходства;

Проводить оценку ущерба биоресурсам и среде их обитания от строительства и эксплуатации портов;

Тщательно проанализировать и пересмотреть существующие нормативные и правовые базы с целью снижения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, для усиления позиций отрасли при защите своих интересов;

Разработать предложения по сохранению биоразнообразия Азовского и Черного морей.

В данный регион включают акватории Черного и Азовского морей, а так же окружающие их прибрежные районы, в том числе полуостров Крым. Севастополь географически занимает центральное место в этом регионе.

  • - один из синонимов понтийского типа индо-средиземноморской...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - состоит из главной линии Марцево-Ростов-Тихорецкая-Кавказская- Армавир-Невинномысская, соединяющей Северный Кавказ и Закавказье с другими ж. д. СССР. СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАРТА Им. К. Е. ВОРОШИЛОВА...

    Технический железнодорожный словарь

  • - Азо́во-Куба́нская ни́зменность в Западном Предкавказье...

    Географическая энциклопедия

  • - Азо́во-Сива́шское запове́дно-охо́тничье хозя́йство в Херсонской области...

    Географическая энциклопедия

  • - расположен в основном в Kраснодарском, a также на З. Cтавропольского края и в юж. части Pостовской обл. Пл. 110 тыс. км2...

    Геологическая энциклопедия

  • - посёлок городского типа в Северском районе Краснодарского края РСФСР. Расположен на автодороге Краснодар - Новороссийск, в 3 км от ж.-д. станции Хабль. Завод железобетонных изделий...

    Большая Советская энциклопедия

  • - на Украине, Херсонская обл., на о. Бирючий. Создано в 1957 на базе Азово-Сивашского заповедника. Площадь 30 121 га, суши - 8921 га. Полынно-житняковая степь. Водоплавающие и болотные птицы, пятнистый олень...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...
  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ЧЕРНОМО́РСКИЙ, черноморская, черноморское. прил. к Черное море. Черноморское побережье...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - черном"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ БАССЕЙН, регион" в книгах

§ 10. Регион, и категория. Аналитический регион и его категории

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 10. Регион, и категория. Аналитический регион и его категории Перенесемся теперь вовнутрь какой-нибудь эйдетической науки, например вовнутрь онтологии природы, - тут окажется (и это нормально), что мы устремлены не к сущностям в качестве предметов, но к предметам,

Азово-Черноморская Русь

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Азово-Черноморская Русь Житие св. Стефана Сурожского сообщает о нападении русских под предводительством князя Бравлина из Новгорода на крымский город Сурож157. Это нападение совершилось в конце VIII в., вскоре после смерти св. Стефана(787 г.); Житие благочестиво повествует,

36. АСТРАХАНСКОЕ ВОЙСКО И АЗОВО-МОЗДОКСКАЯ ЛИНИЯ

Из книги Казачество. История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. АСТРАХАНСКОЕ ВОЙСКО И АЗОВО-МОЗДОКСКАЯ ЛИНИЯ Как ранее отмечалось, русские войска в 1735 г. оставили Закавказье и правый берег Терека. Предполагалось, что эти меры сделают границу мирной. Не тут-то было. Отступление русских горцы восприняли, как признак слабости. И

Черноморский флот

Из книги Русский флот на чужбине автора Кузнецов Никита Анатольевич

Черноморский флот Как говорилось в предыдущей главе, в период революционных событий 1917 г. Черноморский флот значительно дольше сохранял свою боеспособность. Но всеобщий развал, постигший Россию к концу 1917 г., не миновал и наиболее стойкие части ее вооруженных сил. В

Черноморский клапан

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Черноморский клапан Около 5 миллионов лет назад, с окончательным открытием Гибралтарского пролива, начинается собственно история Средиземного моря. Стабильная связь с океаном через пролив сохранялась, как показывают новейшие исследования, на протяжении всех этих 5

3. БОРЬБА ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРИАЗОВЬЯ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. КРЫМСКИЕ И АЗОВО-ДНЕПРОВСКИЕ ПОХОДЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

3. БОРЬБА ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРИАЗОВЬЯ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. КРЫМСКИЕ И АЗОВО-ДНЕПРОВСКИЕ ПОХОДЫ Крымские походы 1687 и 1689 гг. Борьба Русского государства против султанской Турции и Крымского ханства к концу XVII в. приобретала все более наступательный характер. Защиту

Черноморский ас

Из книги За взлетом взлет автора Глушанин Евгений Павлович

Черноморский ас Он родился в Краснодаре. В 1931 году был призван на военную службу. Через год стал коммунистом. А еще год спустя прибыл в военную школу морских летчиков.Таково начало биографии Стефана Ефимовича Войтенко. Он в совершенстве освоил летное дело и стал одним из

Черноморский лосось

Из книги Лососи. Все способы ловли автора Шаганов Антон

Черноморский лосось Кумжа, обитающая в Черном море (ранее встречавшаяся и в Азовском), образует особый подвид – черноморского лосося (Salmo trutta labrax), отличающийся от типичной формы большим числом жаберных тычинок и высоким хвостовым стеблем. Окраска черноморского лосося

Черноморский переулок

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Черноморский переулок Черноморский переулок проходит с южной стороны здания Адмиралтейства. Название он получил 16 апреля 1887 года по Черноморской губернии. Тогда же были наименованы примыкающие к нему Азовский и Керченский переулки, названные по городам юга

Черноморский флот

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Черноморский флот Командующие: Ф. С. Октябрьский (25.3.1939–23.4.1943; 28.3.1944–18.11.1948); Л. А. Владимирский (24.4.1943–10.3.1944); Н. Е. Басистый (10–28.3.1944)Члены Военного совета: Н. М. Кулаков (4.5.1940–28.12.1943); И. И. Азаров (26.10.1941–6.3.1943; 2.1944–5.1947); И. В. Рогов (28.12.1943–11.2.1944, и.д.)Начальники штаба:

ЧЕРНОМОРСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Из книги автора

Черноморский лосось Кумжа, обитающая в Черном море (ранее встречавшаяся и в Азовском), образует особый подвид – черноморского лосося (Salmo trutta labrax), отличающийся от типичной формы большим числом жаберных тычинок и высоким хвостовым стеблем. Окраска черноморского



mob_info